муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 34 «Русская сказка»
Проект
«Мой папа - самый лучший!»
Авторы проекта:
старший воспитатель Ионова Е.В.,
музыкальный руководитель Пашаева Н.Н.,
воспитатели: Осипенкова О.В., Самуйлова О.В.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги, родители, дети.
Возраст детей: 3-7 лет.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект:
отсутствие связи с папой, проявление незаинтересованности со стороны детей
роли отца.
Цель проекта: повышение статуса отца и отцовства в сознании ребенка и
взрослого.
Задачи проекта
Для детей:
показать ребенку значимость роли папы в семье;
учить делать добрые дела для близких и родных людей;
доставить радость детям от общения с папами.
Для педагогов:
определить отношение педагогов к роли отца в семье;
разработать формы взаимодействия и сотрудничества с папами.
Для родителей:
показать родителям значимость взаимодействия с ребенком дошкольного
возраста каждого из родителей;
привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом;
оказать по необходимости квалифицированную помощь родителям в
воспитании ребенка.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: вечера развлечений,
посвященные папам.
Продукты проекта
Для детей:
поделки из бросового материала;
творческие работы в виде рисунков.
Для педагогов:
Для родителей:
Ожидаемые результаты по проекту:
повышение роли отца в сознании ребенка;
использование педагогами активных форм взаимодействия с папами и с
семьей в целом;
сохранение семьи через осознание важности роли отца и отцовства;
повышение активности пап в участии совместных мероприятий.
Этапы | Действия | Действия | Действия |
проекта | педагогов | детей | членов семьи и |
| | | социальных |
| | | партнеров |
Подготови тельный | Беседы с детьми о том, кому подарят подарок, почему, любят ли играть с папами, хотят ли пригласить в гости в детский сад, как будем встречать, что приготовим, во что будем играть и т. д. Составление планирования творческой группой. Календарное планирование педагогов на группах. Информирование родителей. Планируемые продукты деятельности: разработанные правила составления объявлений, оформленные газеты, анкеты. Ожидаемые результаты: использование педагогами активных форм взаимодействия с | Изготовление подарков (любые поделки) для любого члена семьи. Проблема - дети не называли папу. Планируемые продукты деятельности: поделки из бросового материала, творческие работы в виде рисунков. Ожидаемые результаты: повышение роли отца в сознании ребенка | Знакомство с планом проекта. Определение совместного с ребенком продукта деятельности. Планируемые продукты деятельности: поделки из бросового материала, стенгазеты. Ожидаемые результаты: сохранение семьи через осознание важности роли отца и отцовства, повышение активности пап в участии совместных |
| папами и с семьей в целом | | |
Деятель ностный | 3абота в подгруппе на семинаре- практикуме «Роль матери и отца в воспитании ребенка. Ззгляд педагога». Вывод: информация у педагогов искажена. Разработка правил составления объявлений для родителей. Разработка нетрадиционных форм приглашения родителей. Проведение анкетирования пап. Участие в деловой игре с использованием элементов тренинга «Как наладить связь с папами?». Оформление стенгазет. Вывод: педагоги проявили творчество и активность, применяют полученные знания и опыт. Педагог-психолог проводит тест -опрос детей старшего дошкольного возраста | В соответствии с возрастной группой: - рассказы о папе; информацию от пап впервые. Детское творчество: рисунки «Мой папа защитник!», портреты «Мой любимый папа». Рассматривание иллюстраций, картин «Моя семья». Изготовление подарков для пап к празднику. Вывод: появляется у детей значимость слова: «папа». Изготовление дома совместно с папами поделки «Транспорт» из бросового материала. Вывод: дети с радостью отмечают именно участие папы. Подготовка музыкальных номеров к встречи с папами. Изготовление | Папы рассказывают детям о себе. Вывод: дети мало получали информации от пап. Папы заполняют индивидуальные анкеты. Оба родителя участвуют в оформлении стенгазет. Вывод: папы стали активнее, проявили искренность при анкетировании и заинтересованност ь. Папы мастерят дома с детьми поделки |
| | совместной газеты «Газета-тест» для папы, привлечение своего папы к участию в тесте | |
Заверша ющий | Выставка газет, детских рисунков, поделок. Конкурс «Папина мастерская». Вывод: воспитатели понимают, что необходимо особое внимание уделять сотрудничеству с папами | Представление детьми своего продукта. Получение награды за участие в конкурсе с папами и мамами. Поздравления для папы. Вывод: дети испытывали чувство радости, гордости и успешности | Активное участие пап в вечерах, развлечениях, посвященных Дню Защитника. Вывод: папы стали активными участниками проекта, наблюдается чувство удовлетворения у родителей |
Познание | Чтение художественной литературы | Коммуникация |
Рассматривание картин, иллюстраций о семье, о военных профессиях, о мужских профессиях. Беседы | Заучивание наизусть «Стихи о папе». Чтение рассказов | Составление рассказа о папе. Представление своей работы сверстникам. Словотворчество (придумывание сказок о транспорте). Рассуждения на тему «Хорошо ли быть папой» |
Социализация | Труд | Безопасность |
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Моряки» | Дежурство по столовой. Индивидуальные поручения. Совместный труд с родителями на участках | Игры с напольными пособиями: «Азбука дорожного движения», «Азбука пожарной безопасности» |
Здоровье | Физическая культура | Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами |
Беседы о здоровом образе жизни | Спортивные развлечения | Информирование (стенды, ширмы, объявления). Анкетирование пап. Совместная продуктивная деятельность. Индивидуальные беседы. Консультации. Проведение совместных мероприятий |
Художественное творчество | Музыка | Режимные моменты |
Рисование портретов | Пение. | Игра для мальчиков «Я - |
«Мой папа», | Танцы. | будущий солдат» |
«Защитники Родины». | Народные игры | (одевание на время). |
Аппликация нетрадиционными техниками. Ручной труд «Транспорт» | | Чтение рассказов перед сном |
Анкета для папы
Уважаемый /
Ответьте, пожалуйста, на вопросы в целях сотрудничества с Вами по
воспитанию и развитию Вашего ребенка.
Выберите, пожалуйста, те образы, которые близки Вам более других
(подчеркните): мудрый отец, глава семьи, отец - кормилец, настоящий
отец, занятый отец, успешный отец, лидер в семье, доступный ребенку
отец, пока несостоявшийся отец, терпеливый, строгий, импульсивный и
невыдержанный, чуткий и заботливый, суровый отец, всегда
находящийся на работе, отдаленный отец (дополните, если хотите)
С кем чаще общается Ваш ребенок в семье: с Вами, мамой, бабушкой,
дедушкой, сестрой/братом, телевизором, игрушками (подчеркните)?
Ваше мнение: Какова роль отца в семье?
Сколько времени Вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь с
ним в свободное время?
Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о
чем-либо?
Как часто Вы говорите своему ребенку: «Сейчас я занят, потом...»?
Очень часто, иногда, редко, почти никогда (подчеркните). Как
поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?
На Ваш взгляд, получает ли в общении с отцом ребенок что-то такое,
что не может быть восполнено общением с матерью: да, нет.
Мать и отец во всем могут замещать и дублировать друг друга?
Как часто говорите своему ребенку: «Я тебя люблю» - Часто, иногда,
редко, почти никогда (подчеркните)?
ю. Как часто Вы ребенка хвалите: часто, иногда, редко, почти никогда
(подчеркните)?
Ругаете ли своего ребенка при посторонних, друзьях?
Какие трудности в общении с детьми испытываете?
Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?
Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком? Какие?
Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?
Считаете ли Вы важным проводить мероприятия в детском саду с
участием папы?
В каких мероприятиях Вы хотели бы участвовать в детском саду?:
Спортивные, Клуб пап (обсуждение актуальных вопросов),
музыкальные мастерские (обучение детей каким-то навыкам),
конкурсы (подчеркните нужное)?
Спасибо за сотрудничество!
Роль матери в жизни ребенка | Роль отца в жизни ребенка |
Материнская любовь является по | Отец в семье! |
своей природе безусловной и | - Отец - это один из первых объектов, который играет роль в ранней |
поэтому очень важны | идентификации ребенка. Именно отец помогает осознать новорожденному его |
взаимоотношения между младенцем | пол. Ты девочка! Ты мальчик! |
и мамой. | |
Безусловная любовь матери дает | - Папа для ребенка образец мужчины, символ мужественности, мужского |
ребенку: | начала. Благодаря той символической функции, которую он выполняет, отец |
- чувство защищенности; | помогает малышу составить представление о себе самом и об окружающих. |
- безопасность; | |
- убежище, преображает опасный и | - Отцу присуща врожденная реакция в направлении заботы о жене и детях и |
незнакомый мир в нормальную | их защиты. Именно новорожденный очень сильно влияет на укрепление |
сферу обитания; | инстинкта защиты у мужчин. |
- говорит о его важности и | |
желанности в жизни; | - Роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник |
- дает прочное ощущение | уверенности и авторитета. Отец - олицетворение дисциплины и порядка. |
надежности; | |
- питает не только физической, но и | - Отец - наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. |
духовной пищей; | Он способствует ориентировке на будущую профессию и создает социально |
- дарит способность доверять | полезные цели и идеалы. Если мать предоставляет ребенку возможность |
людям, миру, себе; | ощутить интимность человеческой любви, то отец проводит малыша по пути к |
- вкладывает чувство | человеческому обществу. |
принадлежности к роду, нации; | |
- устанавливает границы | - Отец может сформировать у ребенка способность к инициативе и |
личностного пространства, что | противостоянию групповому давлению. Чем больше ребенок привязан к |
позволяет ребенку брать | матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять |
ответственность на себя по мере | агрессии окружающих. |
взросления; | |
- помогает устанавливать и | - Авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей |
завязывать связи с другими людьми. | положительное влияние, тогда как авторитарность матери - отрицательное. |
Все это необходимо каясдому | |
ребенку для здорового развития. | - Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, |
Генри Клауд и Джон Таунсед | воспитывая в ребенке самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс |
(известные психологи из | отделения ребенка от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям. |
Калифорнии) выделили шесть | |
составляющих успешного | - Отец - единственный герой для ребенка, который способен разогнать тени и |
материнства: | спугнуть любое чудовище. С отцом у ребенка пропадает страх. Отец - это |
- не отсутствовать, а поддерживать | «божество»! Отец всемогущ и неуязвим, он может все в глазах ребенка. |
эмоциональную связь с ребенком; | |
- быть удерживающей, а не хрупкой | Любовь отца обеспечивает пример родительского поведения детей в |
(не быть манипулируемой); | будущем, формирование жизненной позиции и полоролевых позиций в |
- способствовать отделению | обществе. |
ребенка, а не препятствовать ему; | Любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. |
- принимать недостатки ребенка, а | Отец очень сильно влияет на развитие таких качеств в ребенке, как: |
не требовать от него совершенства | - сдержанность; |
во всем; | - неторопливость; |
- способствовать взрослению, а не | - эмоциональная уравновешенность; |
удерживать в детском состоянии; | - безмятежность; |
- помочь ребенку выйти в | - спокойствие; |
самостоятельную жизнь, а не вести | - оптимизм; |
себя, как «наседка». | - исполнительность; |
| - ответственность. |
Какие негативные схемы поведения | К чему приводит безотцовщина, то есть когда нет связи ребенка с отцом или |
могут быть заложены: | отец не выполняет свои функции: |
- нежелание близости или | - Дети, которые в очень раннем возрасте лишились общения со своим отцом, |
трудности в близких отношениях; | могут быть излишне агрессивными в период полового созревания. |
- привычка угождать всем; | - Чувство неполноценности чаще посещает людей, которые не имели тесной |
- подавление чувств, невозможность | связи с отцом, даже если и не были в разводе. Также эти люди страдают от |
открыться для партнера; | чувства отверженности и беззащитности, им присущи различные виды |
- агрессивность во | страхов. |
взаимоотношениях без видимой на | - Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели |
то причины; | идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и |
- избыточный контроль других | юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании |
членов семьи; | своих собственных детей. |
- недоверие к людям... | - Ребенок, растущий без отцовского авторитета, часто недисциплинирован, |
Здоровая привязанность к матери | асоциален, агрессивен. |
дает понять ребенку, что: | - Юноши, выросшие в семье без отца, могут отрицательно относиться к |
- другие люди также надежны, как и | матери. У них развивается недоверие к людям, повышенная тревожность. |
мать; | - Девочки, воспитывающиеся в неполной семье, чувствуют недостаток |
- предсказуемы; | мужского внимания, и пытаются восполнить эту нужду ранним вступлением в |
- другим можно доверять. | любовную связь, «вешаясь» то на одного мужчину, то на другого. |
Мать особо ответственна за | |
формирование чувства доверия в | Роль отца в жизни мальчика |
ребенке к себе, миру, другим | Для полноценного развития каждый мальчик должен иметь: |
людям. | - образец для подражания; |
| - дружбу с отцом; |
Роль матери в жизни сына | - одобрение отца; |
Мать вкладывает в мальчика свое | - время с отцом наедине. |
понимание жизни, понимание | 3 соприкосновении с отцом у мальчика созревают истинно мужские черты: |
отношений между мужчинами и | - потребность и способность защищать; |
женщинами. Мужчина | - принимать на себя ответственность; |
подсознательно ищет себе жену, | - внутренняя энергия и душевная сила. |
схожую с матерью. Если отношения | Отец - проводник, который помогает мальчику совершить переход от малыша |
с матерью складывались плохо, юноша стремится найти жену с | на маминых руках к мальчику, а потом к юноше. |
противоположными качествами, | Роль отца в жизни девочки |
чем мать. Как будущий муж будет | Влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно |
любить свою жену, является | проявляется в период юности. Половая идентичность девочки является |
зеркалом его любви к родной | одобрением себя самой как достойной представительницы женского пола. В |
матери. | возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как |
Роль матери в жизни дочери | будущей женщины в основном от отца. |
Каждая мать должна помнить, что | Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая |
однажды ее дочь будет следовать ее | одобрение ее действиям, способностям, внешности. У девочек, |
примеру, а не ее совету | воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола. Повседневное общение дочери с отцом учит ее разбираться в мужской психологии, подстраиваться под нее, учит не бояться мужчин. Будучи взрослой, каждая девочка будет пытаться выстраивать свои отношения с мужчинами по аналогии с теми, какие были у нее с отцом |
СЦЕНАРИИ СПОРТИВНО-МУЗЫКАЛЬНОГО
ВЕЧЕРА РАЗВЛЕЧЕНИЯ
для детей старшего дошкольного возраста
«Мой папа - самый лучший!»
Участники: ведущий, дети подготовительной группы, папы, дедушки
воспитанников.
Задачи:
обеспечить детям высокую двигательную активность;
формировать привычки здорового образа жизни;
развивать выдержку, выносливость, самостоятельность;
способствовать сближению детей и родителей, развитию чувства
взаимопомощи;
воспитывать у детей чувства уважения к Российской армии, любви к
близким;
создание атмосферы веселья, доброжелательности, дружеского состязания
и удовольствия.
Оборудование: мячи, мешки, тоннели, дуги, 2 конверта, 2 каната, корзины
для мячей, плакаты, шарики, рисунки для оформления зала, призы,
музыкальное сопровождение(военный марш, песни О. Газманова).
Ведущий:
Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, зрители,
Дорогие родители!
Сегодня мы собрались, чтобы поздравить всех мужчин с Днем защитника
Отечества. Наверное, защитники есть в каждой семье - это и дедушки, и
старшие братья, и, конечно же, ваши любимые папы! Пожелаем им здоровья,
успехов во всех делах и гордости за своих детей, которые их очень любят!
Наши мальчишки - маленькие будущие солдаты. Сегодня мы с вами
устроим состязания самых ловких, самых смелых, самых сильных! Ну, а
девочки сегодня будут хлопать нам в ладоши и помогать нам. Давайте
пожелаем нашим будущим защитникам здоровья, сил, успехов, чтобы они не
знали сегодня усталости и доставили всем много радости!
(Команды входят в зал под военный марш.)
Ребенок: Реют знамена над стадионом,
Радостно песни повсюду звенят!
В ногу шагаем стройной колонной,
Мы на спортивный выходим парад!
Ведущий: Ребята! За вашими состязаниями будет следить уважаемое
жюри. Команда, выполнившая задание быстро и правильно, получает 2
звездочки, команда, выполнившая задание медленнее и с ошибками, получает 1
звездочку. Вот на этом экране и будут все ваши заработанные звездочки, потом
жюри подведет итоги. Итак, успехов вам, маленькие бойцы!
Ребенок: А солнце улыбается,
Мы встали вместе с ним.
Зарядка начинается
Под небом голубым.
(Дети выполняют упражнения с флажками под песню О. Газманова
«Морячка».)
Ведущий: Итак, день у солдата начинается с подъема.
е задание: «Подъем!» (чья команда быстро и правильно построится на
свое место).
е задание: «Доставка продовольствия» (на машине проехать змейкой
между кеглями и вернуться назад).
е задание: «Пакет в дивизию» (на попрыгунчиках с пакетом в руках надо
передать его следующему игроку).
Слово жюри: подведение итогов, подсчет звездочек.
е задание: «Минное поле» (кто больше и быстрее разминирует минное
поле; по команде подбегают к объекту, поднимают крышечку, если есть мина
- откладывают ее в сторону, бегут обратно и передают эстафету
следующему).
Ведущий: Вы, ребята, молодцы! Ловко разминировали поле, теперь нет
опасностей! Конечно, в армии солдаты не только воюют, но и отдыхают, ходят
в увольнение. Пока наше жюри подводит итоги, мы с вами тоже отдохнем.
Вставайте в большой круг!
(Дети исполняют танец «рок-н-ролл».)
е задание: «Самый длинный прыжок».
е задание: «Солдатская эстафета» (проползти через тоннель, пролезть
под дугой, перепрыгнуть барьер, бросить мяч в корзину, обратно бегом прямо).
Ведущий: А сейчас, ребята, будут состязаться наши капитаны команд.
е задание: «Забей гол в ворота».
е задание: силовой конкурс «Перетяни канат».
Ведущий: Вы знаете, хороший боец славится не только тем, что знает и
умеет, что он силен. Но и тем, что всегда готов прийти товарищу на помощь. Не
зря армейская пословица гласит: «Сам погибай, а товарища выручай».
е задание: «Взаимовыручка» (участвуют папы и дети. Дети с мешком
ползут по-пластунски к папам. Обратно папы прыгают в мешках).
Ведущий: Ну, вот и завершаются наши состязания. Вы справились
достойно с заданиями, и папы показали, что они в хорошей форме и готовы
защищать нашу Родину.
Ребенок: Нам нужен мир - тебе и мне,
И всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим!
Ребенок: Нам нужен мир,
Трава в росе, улыбчивое детство.
Нам нужен мир - прекрасный мир,
Полученный в наследство!
Ребенок: Нам нужен разноцветный луч!
И радуга над лугом.
Нам нужно бегать, прыгать, петь
И разговаривать друг с другом.
Слово жюри: подсчитывают звездочки, выделяют каждую команду за ее
качество. Награждаются все команды.
Ведущий: Все наши мальчики успешно прошли подготовку. Поздравляю
вас, ребята! Я знаю, что девочки вам приготовили свои поздравления (девочки
вручают сделанные своими руками открытки). Конечно же, вы подрастете,
станете еще сильнее, выносливее, умнее, будете брать пример с ваших пап. Они
вам подскажут, помогут в нужный момент. Сегодня их праздник, их день,
давайте скажем дружно спасибо всем папам, дедушкам за то, что они у нас
есть. Дети поздравляют своих пап открытками, обнимают, целуют, берут за
руки и совершают круг почета под песню О. Газманова «Друг».