Работа над проектом «Моя семья».
Проект начинаем со вступительной части. Ее можно разделить на следующие пункты:
обоснование значимости проекта;
постановка целей и задач;
раскрытие источников информации, которые ученик собирается использовать во время работы.
Рассмотрим каждый из пунктов поподробнее.
Что такое обоснование значимости проекта? В нее входит актуальность выбранной темы. Вступительную часть проекта можно начать с эпиграфа. Это может быть выдержка из высказываний, отрывок из стихотворения и т. д., а потом переход к актуальности проекта.
К, примеру, «Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра, но современные дети плохо знают историю своей семьи. А ведь семья — это основа основ! Семья – это история человека! А человек, который не знает своей истории, не имеет будущего»
Далее идет постановка целей и задач
К примеру, цель: создание условий для расширения представлений о семье и создание генеалогического древа
И возможные задач:
Узнать значение слова семья, его происхождение.
Узнать фамилии, имена и отчества, а также даты и места рождения, места жительства, род деятельности своих родственников.
Сделать выводы, создать свое семейное дерево, герб семьи, оформить работу в виде презентации. Это будет практическая часть и конечный продукт проекта.
И третий пункт во вступительной части – это источники информации.
При работе над проектом можно использовать следующие источники информации:
- семейные альбомы;
- семейные архивы (старые письма, документы, предметы обихода);
- рассказы родственников;
- сеть интернет;
- книги (журналы, газеты).
После постановки целей и задач приступаем к основной части.
В основной части идет решение задач, которые мы наметили и поставили перед собой для достижения целей.
Задача первая: узнать происхождение слова семья. Для этого используем словарь и указываем источник. К примеру, значение слова «семья» по словарю Ожегова - это группа живущих вместе близких родственников. При защите проекта, выступлении, чтобы привлечь внимание слушателей при переходе из вступительной части к основной, можно предложить им разгадать ребус или загадку про семью или подтолкнуть аудиторию на диалог при помощи вопроса: «А знаете ли вы что такое семья, и откуда появилось это слово?»
Задача вторая: узнать фамилии, имена и отчества, а также даты и места рождения, места жительства, род деятельности своих родственников до третьего колена. Работа идет с информацией о родственниках и о самом себе. Конечно, лучше начать с самого себя. К примеру, меня зовут …. Я родился … (дата) в …. Живу в … . Я учусь в первом классе и увлекаюсь … Мое имя… Я хочу быть (стать..). Можно найти и добавить интересную информацию о происхождении фамилии. Далее включить информацию о братьях и сестрах, родителях, бабушках и дедушках, и т.д. Рассказ должен быть кратким, но информативным и интересным.
После сбора информации приступаем к заключительной части. В этой части обобщаем весь собранный материал, делаем выводы и презентуем свою работу. Если в процессе поиска информации обнаружатся какие-нибудь интересные факты, которые связывают школьника с его предками, то их так же можно включить в вывод.
К примеру, вывод может быть таким «благодаря работе над проектом я узнал много интересного из истории моей семьи. Узнал, что меня назвали в честь моего прадедушки, который воевал за нашу страну в годы Великой Отечественной войны. Я очень горжусь своим прадедушкой. И думаю, что о подвигах прадедушки буду рассказывать своим детям и внукам, чтобы мои потомки знали историю семьи, и связь поколений не прерывалась»
После обобщения и вывода готовим конечный продукт, результат проекта. Это практическая часть. Она предполагает изготовление того, что поможет наглядно подкрепить рассказ ребенка. Это презентация проекта и генеалогическое древо. Презентацию можно оформить в виде книжки, стенгазеты, либо при помощи слайдов. Хорошим и интересным дополнением к проекту станет демонстрация каких-либо семейных реликвий. Например, можно принести с собой и показать классу какой-нибудь предмет, которым пользовались предки семьи. Или медали, которыми был награжден прадед за участие в Великой отечественной войне.
Презентация проекта «Моя семья»
1 слайд - тема, автор, класс
2 слайд – эпиграф, актуальность (слова эпиграф, актуальность можно не использовать)
3 слайд – цели и задачи (здесь же говорить об источниках)
4 слайд – Что такое семья? (при составлении этого слайда можно использовать ребусы, стихи и т. д. + значение слова)
5 слайд – Я (затронуть значение имени или увлечение, будущую профессия)
6 слайд – Фамилия (значение, происхождение)
7 слайд – брат и сестра (если есть)
8 слайд – мама и папа (профессии, интересы)
9 слайд – бабушки и дедушки (увлечения)
10 слайд – прабабушки и прадедушки (по возможности)
11 слайд – традиции, семейные праздники, увлечения
12 слайд – герб моей семьи (обосновать)
13, 14 слайд – заключение, продукт – генеалогическое древо
Слайды можно менять местами, можно добавлять, убирать, главное, чтобы получился по слайдам целостный рассказ ребенка. Выступление до 8 минут.