Тема: «Как живет семья». Проект «Моя семья».
Цели урока:
1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
2. Становление нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях, сплочение детей и родителей.
3. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
Личностные УУД ценностно-смысловая ориентация учащихся,
действие смыслообразования.
Коммуникативные УУД умение выражать свои мысли,
обсуждать выступления учащихся.
Регулятивные УУД понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить
волевая саморегуляция,
оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
оценивать значение семьи для человека и общества;
оценивать свои достижения и достижения других учащихся;
оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД Общеучебные: называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи.
Оборудование на уроке: «Окружающий мир» автор А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» автор А. А. Плешаков, наглядность.
Ход урока
I Орг. момент – Доброе утро людям и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам!
II Мотивация учебной деятельности
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав загадку:
Сегодня наш урок, друзья,
Про удивительных 7 я.
Кто они мне подскажите,
Тему вы определите.
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Кто это? (СЕМЬЯ) 7Я-ребус
- 7- волшебное число. Где встречали?
III Сообщение темы урока
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о семье. Через ваши рисунки и выполненные проекты познакомимся с семьями одноклассников.
IV Изучение нового материала
1. Беседа по теме урока
Учитель: Как вы понимаете слово семья? (ответы детей)
- Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья – это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу люди. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.
С.И. Ожегов -1. Это группа живущих вместе близких родственников.
2. Объединение людей, сплоченных общими интересами.
Д.Н. Ушаков – Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков
и ближних родственников, живущих вместе.
2. -Прочитайте высказывание великого русского писателя Л.Н. Толстого:
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
3. Семейные ЗАПОВЕДИ
Проявляй заботу о близких
Дари радость родителям
Учитель: Как вы понимает эти слова?
Близкие родственники дальние
мама тётя
папа дядя
брат прабабушка
сестра прадедушка
бабушка двоюродный брат
дедушка двоюродная сестра
Физминутка:
Раз, два, три, четыре,
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка
Мой сверчок, щенок и я.
Вот и вся моя семья.
4. Учитель: Настоящую дружную семью – очень трудно сохранить. Для этого нужно очень много работать. Не только на работе, но и в семье. Давайте подумаем, кем часто приходится быть дома маме, папе, бабушке, дедушке?
А как можно сделать так, чтобы у них было больше свободного времени? Какие обязанности есть у вас в семье?
5. Игра «Найди пару»
БАБУШКА ВНУЧКА
ОТЕЦ СЕСТРА
БРАТ ПЛЕМЯННИЦА
ТЕТЯ ДОЧЬ
6. Сказочные загадки
Внучка Деда Мороза
Многодетная сказочная мама
Трудолюбивая сестра из сказки Ш. Перро
Папа Буратино
Кем являются друг другу три поросёнка?
7. Игра «Кто кому кто?»
- Кем ты являешься для папы?
- Для мамы?
- Для бабушки?
- Кто тебя называет дочкой?
- У твоего папы есть мама. Кто она тебе?
- У твоей мамы есть сестра. Кто она тебе?
Учитель: В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. Членов семьи называли домочадцами(словарик). Вместе ели и пили, только не тужили.
В одной семье могут жить люди разного поколения, т.е. люди разного возраста. Поколение (словарик) – это люди одного возраста, живущие в одно время.
Все ученики нашего класса – младшее поколение. Ваши бабушки, дедушки – старшее поколение.
Учитель: Ребята, а для чего нам нужна семья? Может она нам и вовсе не нужна?
- Дети, когда в семье лад, согласие, как называют такую семью?
8. СОЛНЫШКО (самые тёплые лучики) – Какие лучики сохранят семью?
нежность
ненависть
ласка
злость
забота
любовь
понимание
V Работа над проектом «Моя семья»
1. Учитель: Я посмотрела ваши рисунки, которые вы выполнили дома. Именно такие семьи нам нужны, такие счастливые.
ТРАДИЦИИ СЕМЬИ
День рождения
Новый год
Отдых на природе
Рыбалка…
Домашним заданием была подготовка проекта «Моя семья» (защита проекта)
2. Упражнение «Продолжи предложение»
Учитель: Если бы к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то чтобы вы могли им сказать (помогут нам в этом предложения, но они не закончены). Ваша задача: закончить предложение.
- Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
- Я люблю, когда бабушка …
- Мои мама и папа самые ….
- Я люблю своих родителей за то, что …
- Я доверяю своим родителям …
- Я люблю своего дедушку за то, что…
- Я хочу своим родителям пожелать …
- Свою семью я считаю …
- Моя мамочка для меня самая …
3. ИГРА «Дедушки и бабушки»
- Иногда, к сожалению, в семьях бывают конфликты. Как их избежать?
- Выберите, дедушки, подарок для бабушки. Почему такой подарок? Довольна ли бабушка? Как избежать конфликта?
(картинки: корова, духи, платье, цветы, кастрюля, машина…)
VI Итог урока
- Понравился урок?
- Что понравилось?
- Объясните значение пословиц: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Семья крепка ладом», «Вместе тесно, а врозь – скучно», «Семья сильна, когда над ней крыша одна», «В семье и каша гуще».
15 мая – Международный день семьи
8 июня – Всероссийский День семьи, любви и верности
VII Рефлексия
Учитель: Ребята, наш класс – это тоже одна дружная, большая семья. И оттого как мы будем работать на уроках, вести себя друг с другом зависит, как будет называться наша семья. Будет ли она дружной. И вот я представила нашу семью – это наше древо, наша классная семья. Наш город Майкоп – долина яблонь. Но у нас яблонька какая-то грустная, без плодов. На ваших партах листочки, давайте оценим свою работу на уроке (на яблоньку прикрепить яблочки).
СПАСИБО за урок!