СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Молодёжный сленг как явление массовой культуры 21 века»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены результаты исследовательского проекта студентов. Защита проекта.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Молодёжный сленг как явление массовой культуры 21 века»»

Проект «Молодёжный сленг как явление массовой культуры 21 века»

(авторская группа: КраснослободцеваА., Крумкаченко А.,

Саенко В., Засимов А.)






Восточная мудрость гласит: «Человек познается по его языку так, как плохой орех по своей легкости».

Очевидно, что в последнее время русский язык стал обедняться. Ученые связывают это с тем, что в речи многих людей - образованных и необразованных, интеллигентных и малокультурных – все чаще встречается табуированная (другими словами, нецензурная лексика), а также ненормативная лексика: жаргон и сленг.

Данные слова звучат и с экрана телевизора, их можно услышать по радио и прочитать в газетах, журналах, где обсуждаются довольно серьезные темы.

Сленг – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи в молодежной среде, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.

К сожалению, современного студента невозможно представить совсем без сленга. Поэтому мы решили проанализировать речь молодых людей с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими сленговых слов. Нами было проведено анкетирование среди студентов нашего колледжа, в котором приняли участие группы 1Т, 16, 2 ПК, 4 ТТ.С помощью анкетирования мы определили:

круг наиболее часто употребляемых жаргонизмов;

мотивы употребления жаргонизмов в речи;

отношение студентов колледжа к жаргонным словам, которые они употребляют.

Пользуясь результатами анкетирования, мы разбили жаргонные слова на следующие тематические группы: оценка человека, действия, производимые человеком, качество и образ действия, название бытовой техники, еда.

Оценка людей (положительная или отрицательная): ботаники, предки, братаны, лохи, тормоза, пофигисты.

Что же они целыми днями делают?Прикалываются, прутся, кидают друг друга, ставят на счетчик, достают, отрываются, врубаются, догоняют, тащатся, отмазываются, забивают стрелки, наезжают, грузят, сваливают, заценяют, чешут, линяют, клубятся, тусуются и устраивают разборки.

Как они это делают?Безбашенно, круто, без понтов и все им от этого по барабану или параллельно.

Названия бытовой техники:

телевизор – телик;

компьютер – комп;

сотовый телефон – сотик, мобильник, мобила, труба;

ноутбук – ноут, нотик;

флешка – флеха;

клавиатура –клава.

Пища и процесс ее поглощения:

Есть, съесть, поесть – бомбить холодильник, загрузиться, зажевать, ударить по кишке, хавать, схомячить, заточить, храпать.

Еда пища – хавка, хавчик, поедуха.

В речи опрошенных нами студентов чаще всего встречаются следующие сленговые слова: клёво, чувак, облом, отстой, фигня, валяй, заметано, ништяк, общага, стипуха, зашибись, ё-моё, блин-даёшь, круто, супер, тачка. А в речи группы 2 ПК (будущих программистов) встречаются также чисто профессиональные: винда, видюха, сидюха,глюкнулся, авишник, винт, болванка и другие.

С какой целью студенты используют сленг в речи?

По результатам опроса:

52 % молодых людей считает, что употребление жаргонных слов в речи делают её понятной для друзей.

10%опрошенных с помощью жаргона пытаются преодолеть недостаток слов в речи.

8 % считают, что это модно и современно,

7% без жаргона не могут связать слова в речи.

23% не указали причины употребления жаргонных слов.

По словам К.И.Чуковского, «многие из этих слов, настолько метки и так точно отражают жизненные явления, что должны стать литературными». Отчасти я согласна с этим мнением. Например: На вопрос «Как было на дискотеке?» можно, конечно, ответить «изумительно, прелестно, замечательно, очаровательно, прекрасно», но это будет лицемерием, ибо нельзя про дискотеку сказать, что там было прекрасно. Это не прекрасно. Там было именно «прикольно». А вот в театре - можно сказать - «прекрасно», «замечательно».

Кроме этого, использование сленга и жаргона может выполнять определенную художественную функцию. Трудно представить, например, чтобы одна из героинь популярного фильма «Ме­сто встречи изменить нельзя» Манька Облигация называла себя настоящим именем — Мария Афанасьевна Колыванова, а вместо крылатой фразы: «Не бери на понт, мусор!» — произнесла: «Товарищ милиционер, пожалуйста, не обманы­вайте и не провоцируйте меня»...

Поверили бы мы этому отрицательному персонажу?.. Наверное, нет. Ведь развязная речь героини - это показатель низкого уровня её воспитания, культуры, её образа жизни. И в данном случае в качестве художественного приёма жаргон уместен. Но это никак не пример для подражания.

Обратимся снова к высказываниям наших студентов:

- Когда стипуха?

- Ты чё, не въехал?

- Не надо крошить батон на уши!

- Давай не гони.

- А за свой базар мы отвечаем.

Очевидно, что литературная речь гораздо богаче и выразительней, а молодёжный сленг больше напоминает речь уголовников, а не культурных людей. Следовательно, сленг обедняет русский язык, засоряет его ненужными, лишними словами. Надо учиться обходиться без них, если мы хотим производить о себе хорошее впечатление.

Вывод:

1. сленговая лексика ограничена интересами людей;

2. сленг возможен только в устной речи или в качестве художественного приёма;

3. сводит общение к примитивной коммуникации!

В результате русский язык теряет свою красоту и выразительность.

Закончить своё выступление я хотела бы красивым стихотворением-напутствием, призывом Владимира Солоухина:

"Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя».