СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Мотивация к обучению: как сформировать у подростка желание учиться?"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация расскажет как прилечь ребенка к учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Мотивация к обучению: как сформировать у подростка желание учиться?"»

ПРОЕКТ:  Мотивация к обучению: как сформировать у школьника желание учиться?

ПРОЕКТ:

Мотивация к обучению:

как сформировать у школьника желание учиться?

Актуальность проекта

Анализ современной практики показывает, что порядка 60% учащихся при переходе из младшей школы в среднюю начинают получать более низкие отметки, проявляют меньший интерес к школьной жизни или вовсе отказываются посещать школу. Не имея опыта по преодолению снижения учебной мотивации и работы над собой, учащиеся отказываются предпринимать какие-либо попытки повышения своей успеваемости. Главная задача педагогов и психологов – совершенствование учения школьников как ведущего их вида деятельности, выявление условий, повышающих качество образования, среди которых важное значение имеет формирование и развитие мотивации учения.

Подростковый возраст – это период подготовки к ряду важных перемен в жизни подростков. Решается вопрос о самоопределении учащихся. Учебная деятельность должна приобрести иное значение, стать осмысленной, личностно принятой, внутренняя учебная мотивация должна преобладать над внешними стимулами, такими как оценки, давление учителей, родителей, очень важно, чтобы к ступени старшеклассника у подростков определились интересы к той или иной области знаний. Этот период является сензитивным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации, открывается возможность перехода к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. Наблюдается ситуация, в которой при равных интеллектуальных возможностях дети демонстрируют различные показатели качества обученности.

По неутешительной статистике последних лет, мотивация к обучению у детей сильно падает с каждым годом. А в учебных группах бытует мнение, что образование является не таким уж и важным элементом нашей жизни. Изменение подобной ситуации возможно только в массовом порядке. Индивидуальная работа с учащимися по повышению уровня их мотивации важна, но более эффективна работа с коллективным представлением об учебе и ее актуальности в современной жизни.

Таким образом, работа с подростками по развитию учебной мотивации эффективна настолько, насколько она способствует удовлетворению важнейших потребностей подростка в учении и насколько она включена в широкий контекст общего личностного развития подростка.

 Целевая группа проекта:  учащиеся, педагоги МБОУ СШ № 14 города Арзамаса, Нижегородской области.  Цель проекта:   способствовать формированию учебной мотивации у подростков, добиться осознанного и ответственного отношения к обучению в школе.                  Задачи проекта: 1. Изучить особенности организации учебной деятельности, которые максимально способствовали бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. 2. Способствовать изменению отношения к учению через принятие подростком ответственности за будущие перспективы. 3. Повысить  значимость учения для подростка.            Главные направления проекта , влияющие на формирование учебной мотивации: укрепление «открытости к воздействиям» - через укрепление сотрудничества с учителями и другими учениками; использование ситуации выбора - через предоставление возможностей принимать решения; эмоциональный тренинг - через выполнения упражнений по снятию тревожности, формирование умения предвидеть трудности, укрепление положительных эмоций в процессе обучения.

Целевая группа проекта:  учащиеся, педагоги МБОУ СШ № 14 города Арзамаса, Нижегородской области.

Цель проекта:   способствовать формированию учебной мотивации у подростков, добиться осознанного и ответственного отношения к обучению в школе.  

               Задачи проекта:

1. Изучить особенности организации учебной деятельности, которые максимально способствовали бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

2. Способствовать изменению отношения к учению через принятие подростком ответственности за будущие перспективы.

3. Повысить  значимость учения для подростка.

           Главные направления проекта , влияющие на формирование учебной мотивации:

  • укрепление «открытости к воздействиям» - через укрепление сотрудничества с учителями и другими учениками;
  • использование ситуации выбора - через предоставление возможностей принимать решения;
  • эмоциональный тренинг - через выполнения упражнений по снятию тревожности, формирование умения предвидеть трудности, укрепление положительных эмоций в процессе обучения.
План реализации проекта  № Мероприятие 1. Сроки «Шаг к знаниям» Количественные показатели реализации 13.01.2020 2. 3. 4. 5. 6. 7. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА № Мероприятие 1. «Шаг к знаниям» Сроки 2. Количественные показатели реализации (дд.мм.гг) «Кому же нужны мои знания?» 13.01.2020 3. 27.01.2020 Группы по 20-30 человек 4. «Мотивы и потребности» «Хочу, могу, умею…» Группы по 20-30 человек 5. 10.02.2020 «Добьемся успехов» 24.02.2020 6. Группы по 20-30 человек «Будем учиться» Группы по 20-30 человек 9.03.2020 7. 8. Акция «Неделя пятерок» Группы по 20-30 человек 23.03.2020   «Я и мир профессий» Группы по 20-30 человек 9. 6.04.2020 10. Семинар-практикум для педагогов «Повышение учебной мотивации учащихся» 20.04.2020 Группы по 20-30 человек Выступление на родительском собрание на тему: «Отсутствие мотивации к обучению у учащегося» Группы по 20-30 человек 4.05.2020 22.05.2020 Группы по 20-30 человек Группы по 20-30 человек Группы по 20-30 чел-к «Кому же нужны мои знания?» «Хочу, могу, умею…» «Добьемся успехов» «Будем учиться» Родительское собрание на тему: «Отсутствие мотивации к обучению у учащегося» 27.01.2020 24.02.2020 23.03.2020 25.03.2020

План реализации проекта

Мероприятие

1.

Сроки

«Шаг к знаниям»

Количественные показатели реализации

13.01.2020

2.

3.

4.

5.

6.

7.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Мероприятие

1.

«Шаг к знаниям»

Сроки

2.

Количественные показатели реализации

(дд.мм.гг)

«Кому же нужны мои знания?»

13.01.2020

3.

27.01.2020

Группы по 20-30 человек

4.

«Мотивы и потребности»

«Хочу, могу, умею…»

Группы по 20-30 человек

5.

10.02.2020

«Добьемся успехов»

24.02.2020

6.

Группы по 20-30 человек

«Будем учиться»

Группы по 20-30 человек

9.03.2020

7.

8.

Акция «Неделя пятерок»

Группы по 20-30 человек

23.03.2020

  «Я и мир профессий»

Группы по 20-30 человек

9.

6.04.2020

10.

Семинар-практикум для педагогов «Повышение учебной мотивации учащихся»

20.04.2020

Группы по 20-30 человек

Выступление на родительском собрание на тему: «Отсутствие мотивации к обучению у учащегося»

Группы по 20-30 человек

4.05.2020

22.05.2020

Группы по 20-30 человек

Группы по 20-30 человек

Группы по 20-30 чел-к

«Кому же нужны мои знания?»

«Хочу, могу, умею…»

«Добьемся успехов»

«Будем учиться»

Родительское собрание на тему: «Отсутствие мотивации к обучению у учащегося»

27.01.2020

24.02.2020

23.03.2020

25.03.2020

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА

         Для учащихся:

         1.Повышение эмоционального, психологического благополучия;         2.Сформированность учебной мотивации;         3. Наличие потребности в учебной деятельности (школьной и внешкольной).

          Для родителей:         1. Педагогическая, психологическая помощь и поддержка;         2. Получения информации о способах развития учебной мотивации.

          Для педагогов:

Повышение теоретических знаний об особенностях учебной мотивации подростков;           2. Внедрение  современных форм и новых методов работы по развитию учебной мотивации у подростков.

           Оценка результативности проекта проводится по следующим показателям :        

            а) количественные показатели (востребованность проекта, охват участников, количество проведенных мероприятий, др.).

            б) качественные  показатели развития мотивации учения(осознание собственных мотивов учения, преобладание познавательных мотивов, положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности др.).

 

Поэтапный план проекта  Подготовительный этап: разработка концепции проекта; определение участников проекта; составление плана работы.    Практический этап:      1) проведение переговоров с партнерами         2) сбор необходимой информации;      3) создание презентации;      4) проведение плановых мероприятий по программе проекта.  Аналитический этап: анализ поведенных мероприятий; сопоставление представленной цели и достигнутых результатов; отчет о проведенной работе. представление отчетной документации в комитет по образованию.

Поэтапный план проекта

Подготовительный этап:

разработка концепции проекта;

определение участников проекта;

составление плана работы.  

Практический этап:

     1) проведение переговоров с партнерами   

     2) сбор необходимой информации;

     3) создание презентации;

     4) проведение плановых мероприятий по программе проекта.

Аналитический этап:

  • анализ поведенных мероприятий;
  • сопоставление представленной цели и достигнутых результатов;
  • отчет о проведенной работе.
  • представление отчетной документации в комитет по образованию.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА  Для учащихся:          1.Повышение эмоционального, психологического благополучия;          2.Сформированность учебной мотивации;          3. Наличие потребности в учебной деятельности (школьной и внешкольной).           Для родителей:          1. Педагогическая, психологическая помощь и поддержка;          2. Получения информации о способах развития учебной мотивации.           Для педагогов: Повышение теоретических знаний об особенностях учебной мотивации подростков;            2. Внедрение  современных форм и новых методов работы по развитию учебной мотивации у подростков.            Оценка результативности проекта проводится по следующим показателям:                     а) количественные показатели (востребованность проекта, охват участников, количество проведенных мероприятий, др.).             б) качественные  показатели развития мотивации учения(осознание собственных мотивов учения, преобладание познавательных мотивов, положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности др.).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА

Для учащихся:

         1.Повышение эмоционального, психологического благополучия;         2.Сформированность учебной мотивации;         3. Наличие потребности в учебной деятельности (школьной и внешкольной).

          Для родителей:         1. Педагогическая, психологическая помощь и поддержка;         2. Получения информации о способах развития учебной мотивации.

          Для педагогов:

Повышение теоретических знаний об особенностях учебной мотивации подростков;           2. Внедрение  современных форм и новых методов работы по развитию учебной мотивации у подростков.

           Оценка результативности проекта проводится по следующим показателям:        

            а) количественные показатели (востребованность проекта, охват участников, количество проведенных мероприятий, др.).

            б) качественные  показатели развития мотивации учения(осознание собственных мотивов учения, преобладание познавательных мотивов, положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности др.).

Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?
  • Как же сформировать у школьника желание учиться?
  • Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить?
  • Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?
Способы повысить мотивацию к обучению: опыт родителей Ставят в пример сегодняшних миллионеров, Пугают работой дворником и грузчиком, А кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов. Некоторые родители предлагают радикальные способы: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, прогулок и вкусностей за каждую оценку ниже 4.

Способы повысить мотивацию к обучению: опыт родителей

  • Ставят в пример сегодняшних миллионеров,
  • Пугают работой дворником и грузчиком,
  • А кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов.
  • Некоторые родители предлагают радикальные способы: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, прогулок и вкусностей за каждую оценку ниже 4.
Мотивация к обучению: научный подход Мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели.

Мотивация к обучению: научный подход

Мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели.

Признаки мотивации к обучению у ребенка:  у ребенка сияют глаза, он сосредоточенно делает уроки учит что-то, получая от этого ни с чем не несравнимое удовольствие!

Признаки мотивации к обучению у ребенка:

  • у ребенка сияют глаза,
  • он сосредоточенно делает уроки
  • учит что-то, получая от этого ни с чем не несравнимое удовольствие!
Научно доказано, что зарождается мотивация совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях.  Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться.

Научно доказано, что зарождается мотивация совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях.

Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться.

Мотивация к обучению: психологический аспект Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки.

Мотивация к обучению: психологический аспект

Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость.

Но для многих школьников

и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится

много раз призывать

ребенка сесть за уроки.

Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. 

Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. 

В рамках изучения этой проблемы проводились исследования, итогом которых стали неутешительные выводы: ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

В рамках изучения этой проблемы проводились исследования, итогом которых стали неутешительные выводы: ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

Что мешает пробуждению у ребенка интереса к учебе и не дает ему полноценно использовать свои ресурсы? • Отсутствие самостоятельности в принятии решений и последствий собственных действий; • Отсутствие реальной помощи при понимании сложных учебных процессов; • Отсутствие единой системы поведения взрослых в требовании по отношению к себе и к ребенку.

Что мешает пробуждению у ребенка интереса к учебе и не дает ему полноценно использовать свои ресурсы?

Отсутствие самостоятельности в принятии решений и последствий собственных действий;

Отсутствие реальной помощи при понимании сложных учебных процессов;

Отсутствие единой системы поведения взрослых в требовании по отношению к себе и к ребенку.

Как сформировать у школьника желание учиться? Дайте своему ребенку возможность быть ответственным за свои действия, научите его доверять вам, и сможете контролировать ситуацию.

Как сформировать у школьника желание учиться?

  • Дайте своему ребенку возможность быть ответственным за свои действия, научите его доверять вам, и сможете контролировать ситуацию.
Как сформировать у школьника желание учиться? Проговаривайте спорные моменты с детьми, не решайте их в одностороннем порядке. Ребенку необходимо создать установку на результат, которого не бывает без труда

Как сформировать у школьника желание учиться?

  • Проговаривайте спорные моменты с детьми, не решайте их в одностороннем порядке. Ребенку необходимо создать установку на результат, которого не бывает без труда
Как сформировать у школьника желание учиться? Старайтесь не создавать ложных целей у ребёнка, используя метод «Дашь на дашь». Очень важно предоставить ребенку возможность проявить самостоятельность, т.к., она является одной из важнейших составляющих успеха.

Как сформировать у школьника желание учиться?

  • Старайтесь не создавать ложных целей у ребёнка, используя метод «Дашь на дашь».
  • Очень важно предоставить ребенку возможность проявить самостоятельность, т.к., она является одной из важнейших составляющих успеха.
Как сформировать у школьника желание учиться? Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно». Здесь важны такие качества ребенка, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Именно в этом случае мотивация к обучению у школьника сможет быть сформирована.

Как сформировать у школьника желание учиться?

Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно». Здесь важны такие качества ребенка, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу.

Именно в этом случае мотивация к обучению у школьника сможет быть сформирована.

Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

Как сформировать у школьника желание учиться? Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка за успехи , причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. Мотивация к обучению в этом случае будет только увеличиваться .

Как сформировать у школьника желание учиться?

Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка за успехи , причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. Мотивация к обучению в этом случае будет только увеличиваться .

Как сформировать у школьника желание учиться? Очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей.

Как сформировать у школьника желание учиться?

Очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей.

Имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.  Желаем Вам удачи! Рубцова Екатерина Игоревна

Имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.

Желаем

Вам удачи!

Рубцова Екатерина Игоревна

  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л.И. Божович. — М.: Педагогика, 2016. — 384 с. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с. Кривцова, С. В., Мухаматулина, Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками [Текст] / С. В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина. – М.: Генезис, 2010. – 192 с. Маркова, А.К.  Формирование мотивации учения в среднем и старшем школьном возрастах: пособие для учителя [Текст] / А.К. Маркова. — М.: Просвещение, изд-е 2-е, 2005. -192 с.

  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   

Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л.И. Божович. — М.: Педагогика, 2016. — 384 с.

Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.

Кривцова, С. В., Мухаматулина, Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками [Текст] / С. В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина. – М.: Генезис, 2010. – 192 с.

Маркова, А.К.  Формирование мотивации учения в среднем и старшем школьном возрастах: пособие для учителя [Текст] / А.К. Маркова. — М.: Просвещение, изд-е 2-е, 2005. -192 с.