ПРОЕКТ:
Мотивация к обучению:
как сформировать у школьника желание учиться?
Актуальность проекта
Анализ современной практики показывает, что порядка 60% учащихся при переходе из младшей школы в среднюю начинают получать более низкие отметки, проявляют меньший интерес к школьной жизни или вовсе отказываются посещать школу. Не имея опыта по преодолению снижения учебной мотивации и работы над собой, учащиеся отказываются предпринимать какие-либо попытки повышения своей успеваемости. Главная задача педагогов и психологов – совершенствование учения школьников как ведущего их вида деятельности, выявление условий, повышающих качество образования, среди которых важное значение имеет формирование и развитие мотивации учения.
Подростковый возраст – это период подготовки к ряду важных перемен в жизни подростков. Решается вопрос о самоопределении учащихся. Учебная деятельность должна приобрести иное значение, стать осмысленной, личностно принятой, внутренняя учебная мотивация должна преобладать над внешними стимулами, такими как оценки, давление учителей, родителей, очень важно, чтобы к ступени старшеклассника у подростков определились интересы к той или иной области знаний. Этот период является сензитивным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации, открывается возможность перехода к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. Наблюдается ситуация, в которой при равных интеллектуальных возможностях дети демонстрируют различные показатели качества обученности.
По неутешительной статистике последних лет, мотивация к обучению у детей сильно падает с каждым годом. А в учебных группах бытует мнение, что образование является не таким уж и важным элементом нашей жизни. Изменение подобной ситуации возможно только в массовом порядке. Индивидуальная работа с учащимися по повышению уровня их мотивации важна, но более эффективна работа с коллективным представлением об учебе и ее актуальности в современной жизни.
Таким образом, работа с подростками по развитию учебной мотивации эффективна настолько, насколько она способствует удовлетворению важнейших потребностей подростка в учении и насколько она включена в широкий контекст общего личностного развития подростка.
Целевая группа проекта: учащиеся, педагоги МБОУ СШ № 14 города Арзамаса, Нижегородской области.
Цель проекта: способствовать формированию учебной мотивации у подростков, добиться осознанного и ответственного отношения к обучению в школе.
Задачи проекта:
1. Изучить особенности организации учебной деятельности, которые максимально способствовали бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
2. Способствовать изменению отношения к учению через принятие подростком ответственности за будущие перспективы.
3. Повысить значимость учения для подростка.
Главные направления проекта , влияющие на формирование учебной мотивации:
- укрепление «открытости к воздействиям» - через укрепление сотрудничества с учителями и другими учениками;
- использование ситуации выбора - через предоставление возможностей принимать решения;
- эмоциональный тренинг - через выполнения упражнений по снятию тревожности, формирование умения предвидеть трудности, укрепление положительных эмоций в процессе обучения.
План реализации проекта
№
Мероприятие
1.
Сроки
«Шаг к знаниям»
Количественные показатели реализации
13.01.2020
2.
3.
4.
5.
6.
7.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№
Мероприятие
1.
«Шаг к знаниям»
Сроки
2.
Количественные показатели реализации
(дд.мм.гг)
«Кому же нужны мои знания?»
13.01.2020
3.
27.01.2020
Группы по 20-30 человек
4.
«Мотивы и потребности»
«Хочу, могу, умею…»
Группы по 20-30 человек
5.
10.02.2020
«Добьемся успехов»
24.02.2020
6.
Группы по 20-30 человек
«Будем учиться»
Группы по 20-30 человек
9.03.2020
7.
8.
Акция «Неделя пятерок»
Группы по 20-30 человек
23.03.2020
«Я и мир профессий»
Группы по 20-30 человек
9.
6.04.2020
10.
Семинар-практикум для педагогов «Повышение учебной мотивации учащихся»
20.04.2020
Группы по 20-30 человек
Выступление на родительском собрание на тему: «Отсутствие мотивации к обучению у учащегося»
Группы по 20-30 человек
4.05.2020
22.05.2020
Группы по 20-30 человек
Группы по 20-30 человек
Группы по 20-30 чел-к
«Кому же нужны мои знания?»
«Хочу, могу, умею…»
«Добьемся успехов»
«Будем учиться»
Родительское собрание на тему: «Отсутствие мотивации к обучению у учащегося»
27.01.2020
24.02.2020
23.03.2020
25.03.2020
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Для учащихся:
1.Повышение эмоционального, психологического благополучия; 2.Сформированность учебной мотивации; 3. Наличие потребности в учебной деятельности (школьной и внешкольной).
Для родителей: 1. Педагогическая, психологическая помощь и поддержка; 2. Получения информации о способах развития учебной мотивации.
Для педагогов:
Повышение теоретических знаний об особенностях учебной мотивации подростков; 2. Внедрение современных форм и новых методов работы по развитию учебной мотивации у подростков.
Оценка результативности проекта проводится по следующим показателям :
а) количественные показатели (востребованность проекта, охват участников, количество проведенных мероприятий, др.).
б) качественные показатели развития мотивации учения(осознание собственных мотивов учения, преобладание познавательных мотивов, положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности др.).
Поэтапный план проекта
Подготовительный этап:
разработка концепции проекта;
определение участников проекта;
составление плана работы.
Практический этап:
1) проведение переговоров с партнерами
2) сбор необходимой информации;
3) создание презентации;
4) проведение плановых мероприятий по программе проекта.
Аналитический этап:
- анализ поведенных мероприятий;
- сопоставление представленной цели и достигнутых результатов;
- отчет о проведенной работе.
- представление отчетной документации в комитет по образованию.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Для учащихся:
1.Повышение эмоционального, психологического благополучия; 2.Сформированность учебной мотивации; 3. Наличие потребности в учебной деятельности (школьной и внешкольной).
Для родителей: 1. Педагогическая, психологическая помощь и поддержка; 2. Получения информации о способах развития учебной мотивации.
Для педагогов:
Повышение теоретических знаний об особенностях учебной мотивации подростков; 2. Внедрение современных форм и новых методов работы по развитию учебной мотивации у подростков.
Оценка результативности проекта проводится по следующим показателям:
а) количественные показатели (востребованность проекта, охват участников, количество проведенных мероприятий, др.).
б) качественные показатели развития мотивации учения(осознание собственных мотивов учения, преобладание познавательных мотивов, положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности др.).
- Как же сформировать у школьника желание учиться?
- Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить?
- Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?
Способы повысить мотивацию к обучению: опыт родителей
- Ставят в пример сегодняшних миллионеров,
- Пугают работой дворником и грузчиком,
- А кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов.
- Некоторые родители предлагают радикальные способы: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, прогулок и вкусностей за каждую оценку ниже 4.
Мотивация к обучению: научный подход
Мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели.
Признаки мотивации к обучению у ребенка:
- у ребенка сияют глаза,
- он сосредоточенно делает уроки
- учит что-то, получая от этого ни с чем не несравнимое удовольствие!
Научно доказано, что зарождается мотивация совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях.
Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться.
Мотивация к обучению: психологический аспект
Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость.
Но для многих школьников
и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится
много раз призывать
ребенка сесть за уроки.
Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться.
В рамках изучения этой проблемы проводились исследования, итогом которых стали неутешительные выводы: ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.
Что мешает пробуждению у ребенка интереса к учебе и не дает ему полноценно использовать свои ресурсы?
• Отсутствие самостоятельности в принятии решений и последствий собственных действий;
• Отсутствие реальной помощи при понимании сложных учебных процессов;
• Отсутствие единой системы поведения взрослых в требовании по отношению к себе и к ребенку.
Как сформировать у школьника желание учиться?
- Дайте своему ребенку возможность быть ответственным за свои действия, научите его доверять вам, и сможете контролировать ситуацию.
Как сформировать у школьника желание учиться?
- Проговаривайте спорные моменты с детьми, не решайте их в одностороннем порядке. Ребенку необходимо создать установку на результат, которого не бывает без труда
Как сформировать у школьника желание учиться?
- Старайтесь не создавать ложных целей у ребёнка, используя метод «Дашь на дашь».
- Очень важно предоставить ребенку возможность проявить самостоятельность, т.к., она является одной из важнейших составляющих успеха.
Как сформировать у школьника желание учиться?
Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно». Здесь важны такие качества ребенка, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу.
Именно в этом случае мотивация к обучению у школьника сможет быть сформирована.
Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.
Как сформировать у школьника желание учиться?
Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка за успехи , причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. Мотивация к обучению в этом случае будет только увеличиваться .
Как сформировать у школьника желание учиться?
Очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей.
Имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.
Желаем
Вам удачи!
Рубцова Екатерина Игоревна
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л.И. Божович. — М.: Педагогика, 2016. — 384 с.
Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
Кривцова, С. В., Мухаматулина, Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками [Текст] / С. В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина. – М.: Генезис, 2010. – 192 с.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в среднем и старшем школьном возрастах: пособие для учителя [Текст] / А.К. Маркова. — М.: Просвещение, изд-е 2-е, 2005. -192 с.