МБДОУ «Детский сад №251» г. Барнаул
Проект
«Музыкальные народные игры, как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры»
Составитель:
музыкальные руководители:
Викторова Е.В.
Цыбенова Н.В.
2021
Название проекта:
«Музыкальные народные игры, как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры»
Вид проекта:
Познавательный
Тип проекта:
Среднесрочный
Участники проекта:
Воспитанники старшей и подготовительной возрастной группы дошкольного возраста.
Актуальность
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Необходимость приобщения дошкольника к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Собственный опыт работы показал, что формирование нравственно – этических чувств у дошкольников вызывает затруднения. Проанализировав опыт работы коллег по приобщению детей к русской народной культуре, пришла к выводу, что игра является неотъемлемой частью воспитания детей. Народные и хороводные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны. А.П. Усова, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт отмечали, что в народных играх ребёнок приобретает знакомство с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, известной среды его окружающей. Они считали народные и хороводные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины и товарищества.
Целенаправленно изучив современную практику организации работы по данному направлению в образовательных учреждениях, соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, разработала методический проект: «Русские народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры.
Проект построен на основе главных методических принципов:
учет возрастных особенностей детей;
доступность материала;
постепенность его усложнения
Цель: приобщить детей к истокам национальной культуры, через русские народные и хороводные игры.
Задачи:
Пробудить интерес к народной культуре России.
Использовать разные виды фольклора (песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, игры).
Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
Ожидаемый результат
Проявление интереса к истории и культуре своей Родины.
Использование детьми в активной речи потешек, считалок.
Умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют хороводные игры, народные игры).
Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности (ленты, платочки…)
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный – февраль
Определение педагогом темы, целей и задач, прогнозирование результата.
Изучение литературы по народным и хороводным играм, которые оказывают влияние на приобщение воспитанников к истокам национальной культуры.
Подготовка проекта «Музыкальные народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры»
2 ЭТАП
Основной этап реализации проекта – март
Направления деятельности | Вид деятельности | Название мероприятия |
Работа с детьми | Народные игры Хороводные песни и пляски | «Пошел рублик», «Жмурки», «Ручеек» «Золотые ворота», «Заря-зареница» «Светит месяц», «Барыня», «Конореечка», «Как на тоненький ледок», «Ой, бежит ручьем вода» |
Хороводные игры Музыкально-дидактическая игра Тематическая беседа Развлечение | «Гори-гори ясно», «Как у дяди Трифона», «У Маланьи, у старушки», «Волшебные платочки», «Шел козел по лесу» «Веселые подружки» «Госпожа Масленица» «Праздник народных игр» |
Работа с родителями | Консультация Буклет | «Русские народные подвижные игры» «Масленица. Проводы русской зимы» |
Работа с воспитателями | Консультация | «Использование музыкальных народных игр в режимных моментах» |
3 ЭТАП
Аналитический (март)
Анализ деятельности системы по приобщению старших дошкольников к истокам национальной культуры.
Обобщение, систематизация опыта.
Участники проекта:
Воспитанники старших и подготовительных групп;
Воспитатели;
Родители воспитанников
Длительность проекта: 2 месяца
Продукт:
Изготовление картотеки народных и хороводных игр, пособий и атрибутов по теме проекта.
Презентация проекта.
Литература
Народные праздники в детском саду. Авторский коллектив: М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова /Методическое пособие/ - Мозайка – Синтез, Москва 2005
Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н.Н.
/ Учебноепособие / — М.: Педагогическое общество России 2005.
Князева О. Л., Маханева М. А, Приобщение детей к истокам русской народнойкультуры: Программа / Учебно-методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.