Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Капитошка» комбинированного вида»
ПРОЕКТ
«Мы выбираем спорт»
средняя группа
Авторы: воспитатели
Кравченко В.В.
Рябикова Ю.А.
г. Железногорск
2019 г.
Паспорт проекта.
Актуальность темы:
В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной активности, а так же начальное воспитание физических качеств.
Следовательно, нашим детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненого тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.
Цель:
Формирование представление о разнообразии видов спорта.
Задачи:
Углубить знания детей о зимних и летних видах спорта;
Формировать представление о важности и пользе занятий спортом для здоровья;
Обогащать словарный запас у детей;
Привлечь родителей к проектной деятельности;
Пробудить интерес к спорту и здоровому образу жизни.
Тип проекта: познавательно-игровой, физкультурно - оздоровительный
Вид проекта: краткосрочный
Время реализации проекта: 7 – 25 октября 2019 г. (3 недели)
Участники проекта: Дети средней группы, родители, воспитатели, младший воспитатель.
Планируемый результат:
Обогащение знаний детей о различных видах спорта.
Пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией.
Проявление интереса к занятиям физической культурой и спортом в детском саду и спортивных секциях города,
Формирование дружеских взаимоотношений между детьми.
Проект состоит из трех этапов.
I этап - подготовительный: 7-9 октября 2019г.
1. Провести анкетирование родителей по теме проекта.
2. Подобрать литературу и иллюстрированный материала по теме.
3. Определить цели и задачи проектной деятельности.
4. Определить содержания, методы, формы работы с детьми.
5. Привлечение родителей к реализации проекта.
II этап – основной: 10 – 23 октября 2019г.
Ежедневная работа с детьми:
• Утренняя гимнастика.
• Артикуляционная, пальчиковая (с применением каштанов (орехов) или карандашей с гранями (Приложение №9,10), дыхательная гимнастика
• Гимнастика пробуждения. Хождение по «Дорожке здоровья»
• Физкультминутки
• Подвижные игры в группе, на улице (приложение №3,4)
Проведение цикла тематических мероприятий.
Организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями.
III этап – заключительный: 24 - 25 октября 2019 г.
1. Обработка и оформление материалов проекта.
2. Анализ результативности.
Перспективное планирование
День недели | Мероприятие |
Понедельник 7 октября 2019 г. | Беседа с родителями о содержании проекта, анкетирование родителей (Приложение №1). Беседа с детьми «Как можно заботится о своем здоровье» |
Вторник 8 октября 2019 г. | Подготовка картотеки: - дидактических игр (Приложение №2); - подвижных игр (Приложение №3,4); - игры с нестандартным оборудованием (Приложение №5). Беседа «С утра до вечера» Предложить родителям придумать и создать оборудование для спортивного уголка. |
Среда 9 октября 2019 г. | Создание материала для дидактических игр Работа с раскрасками «Виды спорта» Беседа с детьми «Зачем нужна зарядка» Д/и «Кто больше скажет слов о мяче?» Беседа с родителями о режиме дня детей. |
Четверг 10 октября 2019 г. | Беседа с детьми «Виды спорта» с рассматриванием иллюстраций и фотографий о спорте Чтение В. Голявкина «Про Вовкину тренировку» Д/и «Кому это нужно?» Консультация для родителей «Время выбирать спорт» (Приложение №2). |
Пятница 11 октября 2019 г. | Беседа с детьми «Летние виды спорта» Стихотворения Л. Сивачевой «Много маленьких спортсменов…» Д/и «Угадай вид спорта» Беседа с родителями «Игры для здоровья» |
Понедельник 14 октября 2019 г. | Беседа с детьми «Зимние виды спорта» Заучивание пословиц и поговорок о ЗОЖ (приложение №7) Д/и «Что нужно хоккеисту?» Просматривание мультфильмов с талисманами Сочи – 2014 |
Вторник 15 октября 2019 г. | Игра-пантомима «Изобрази виды спорта». Д/и «Что нужно лыжнику?» Аппликация «Спортсмены» Чтение стихотворения А. Барто «Зарядка» |
Среда 16 октября 2019 г. | Составление рассказа «Этот спорт я люблю» Отгадывание загадок о спорте и ЗОЖ (приложение №8) Д/и «Сложи картинку» Выставка детских рисунков «Виды спорта» |
Четверг 17 октября 2019 г. | Беседа с детьми «Что такое Олимпиада» Д/и «Кто больше назовет слов о мяче» Рекомендации для родителей «Спортивный инвентарь дома» |
Пятница 18 октября 2019 г. | Беседа с детьми «Правила поведения в спортивном зале» Проговаривание пословиц, поговорок о здоровье Открытое занятие совместно со спортивным клубом «Банзай» для детей и родителей по карате Игры с нестандартным материалом (Картотека 4) |
Понедельник 21 октября 2019 г. | Беседа с детьми «Талисманы Олимпиады» с презентацией. Чтение Берестов В. «Как я плавать научился» Беседа с родителями «Совместные занятия спортом детей и родителей» |
Вторник 22 октября 2019 г. | Беседа с детьми «Где лучше заниматься спортом?» Чтение Заходер Б. «Гимнастика для головастика» Д/и «Назови спортсмена» |
Среда 23 октября 2019 г. | Чтение Слоников А. «Я футболист» Д/и «Отвечай быстро» Лепка «Спортсмен» |
Четверг 24 октября 2019 г. | Викторина «Что мы знаем о спорте» (приложение №6 ) Игры с нестандартным материалом (Приложение №5) Чтение М. Вайцман «Гимнастика» |
Пятница 25 октября 2019 г. | Подведение итогов проектной деятельности. Оформление выставки работ по проекту. Подготовка презентации по проекту |
Ежедневно на улице и в группе проводятся подвижные физкультминутки (приложение №3, 4), а так же сюжетно – ролевые игры: «Поликлиника сюжет - «Хоккеист получил травму»», «Аптека», «Спортсмены», «Магазин сюжет - «Отдел спортивного инвентаря»».
Вывод:
Проект «Мы выбираем спорт!» разрешил проблему, реализовал поставленные задачи. Родители с огромным желанием приняли участие в изготовлении физоборудования из бросового материала. Дети принимали активное участие в спортивном развлечении «Путешествие в страну здоровья», подвижных играх, беседах, чтении литературных произведений. В ходе занятий и бесед познакомились с разными видами спорта, Олимпийскими талисманами зимних игр в Сочи, историей их жизни.
Приложение №1
Анкета для родителей
Кто из родителей занимается или занимался спортом?_________________
____________________________________________________________________
2. Есть ли в доме спортивный снаряд? Какой? _____________________________
3. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию? Какую?__________________
____________________________________________________________________
Установлен ли для Вашего ребенка режим дня?
(Да, нет)
Соблюдает ли ребенок этот режим?
(Да, нет)
6. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику? Регулярно, нерегулярно
- Мама (да, нет),
- папа (да, нет),
- дети (да, нет),
- взрослый вместе с детьми (да, нет)
7. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
8. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
9. Читаете ли Вы литературу о физкультуре и спорте?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
10. Используете ли Вы полученные знания в воспитании Вашего ребенка?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
11. Что Вы считаете здоровым образом жизни? (Напишите.)______________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение №2
Картотека №1
дидактических игр
«Угадай вид спорта». Цель: Закреплять знания детей о спорте и о спортивном инвентаре. Дети по спортивному инвентарю называют вид спорта. Ведущий показывает вид спорта, остальные должны угадать его. | «Сложи картинку» Цель: Формировать у детей интерес к спорту; знакомить детей с видами спорта, учить узнавать и называть виды спорта; развивать воображение, мышление, логику. Материал: картинка с изображением вида спорта Педагог предлагает ребенку собрать картинку из частей, а когда соберет он должен рассказать, что изображено на картинке. |
«Кто больше назовет слов о мяче?» Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Материал. Мяч. Педагог бросая мяч ребенку, задает вопрос. Ребенок, возвращая мяч, называет слово-признак или слово-действие. (Мяч, какой?. (Круглый, резиновый, упругий, красивый, большой, легкий, детский, спортивный, футбольный) ) (Что умеет делать мяч?. (Он умеет прыгать, скакать, кататься, плавать, летать) ) | «Кому нужны эти вещи» Цель. Закреплять знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Развивать зрительное внимание, логическое мышление. Материал. Предметные картинки из серии «Спорт». Дети определяют, какому спортсмену нужны эти предметы. Лыжи нужны… (лыжнику) . Коньки нужны (фигуристу, хоккеисту) . Мяч нужен (футболисту, волейболисту, баскетболисту) . Клюшка и шайба нужны (хоккеисту) . Ракетка нужна (теннисисту) . |
«Назови спортсмена» (с мячом). Цель: Закреплять знания детей о спорте и о спортсменах. Развивать речь детей. Воспитатель поочередно, кидая мяч детям, просит продолжить фразу: Футболом занимается … футболист. Гимнастикой занимается … гимнаст. Биатлоном занимается... биатлонист. Баскетболом занимается … баскетболист. Теннисом занимается … теннисист. Гольфом занимается...гольфист Волейболом занимается … волейболист. Плаваньем занимается … пловец. Боксом занимается … боксер. Легкой атлетикой занимается … легкоатлет. Шахматами занимается … шахматист. Фехтованием занимается... фехтовальщик Хоккеем занимается … хоккеист. Борьбой занимается … борец. Велоспортом занимается … велосипедист | «Отвечай быстро» Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; закрепить и совершенствовать у детей умение ловить мяч двумя руками, не прижимая к себе; развивать общий кругозор, память, быстроту и гибкость мышления; проверить у детей знание видов спорта. Материал: мяч. Правила: дети строятся полукругом. Водящий находится в центре с мячом в руках. Он бросает мяч по очереди каждому ребёнку. Ребёнок ловит мяч, называет вид спорта и бросает мяч водящему. Если игрок не смог назвать вид спорта, он делает шаг назад или выбывает из игры. Варианты вопросов: - Называть любой вид спорта. - Называть зимние (олимпийские) виды спорта. - Называть летние (олимпийские) виды спорта. - Называть командные игровые виды спорта. - Называть виды спорта, где используется предмет похожий на мяч. |
Приложение №3
Картотека №2
Подвижных групповых игр
«Оторви хвост» Оборудование: каждый игрок берет манишку и заправляет ее край в свои шорты. Получается хвостик. Цель: вырвать чужой хвост и сохранить свой. Правила: свой хвост руками трогать НЕЛЬЗЯ. Если игрок очень долго стоит лицом к границе поля, так, что к нему нельзя подобраться сзади, то его хвост может со спины вырвать тренер, или так называемый "сторож линии", который перемещается строго по границам площадки. Игра идет до последнего победителя, или на время (не больше 90 секунд). Кто вылетел из игры, уходят с площадки. | «Зеркало». Цель игры: воспитывать артистичность и выразительность движений. Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Дети – это отражение водящего в зеркале. Водящий «перед зеркалом» выполняет различные имитационные действия (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы и т. д.). Игроки одновременно с водящим копируют все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику. Роль водящего может выполнять как педагог, так и ребёнок. |
«Пять шагов». Цель игры: воспитывать сообразительность и быстроту мышления. Участвуют поочерёдно несколько игроков. Детям нужно сделать 5 шагов в быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить любое имя (женское или мужское в зависимости от задания). Отмечаются игроки, которые справились с заданием. Игру можно усложнить, предлагая детям называть не имена, а, например, зверей, рыб, птиц и т. д. | «Запрещённое движение». Цель игры: развивать моторную память. Игроки строятся в круг, в центре – педагог. Он выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Дети повторяют все движения, кроме запрещённого. Те, кто повторили запрещённое движение, получают штрафные очки. Отмечаются игроки, которые не получили штрафных очков. Запрещённое движение надо менять через 4 – 5 повторений. |
«Успей занять остров» Оборудование: цветные А4 листы (острова) Ход игры: Дети стоят на одной половине зала, на другой половине лежат разноцветные листочки (острова). Под музыку педагог показывает танцевальные движения, дети повторяют, как только музыка прекращается нужно быстро занять любой свободный остров. Кому острова не хватило, тот выходит из игры. | «Найди и промолчи». Цель: воспитывать сообразительность и быстроту мышления. Воспитатель, заранее прячет какой – либо предмет и предлагает его найти. Тот, кто увидел, подходит к воспитателю и тихонько говорит. Когда большинство детей справятся с заданием, воспитатель отмечает тех, кто оказался самый внимательный. Ходьба в колонне по одному. |
«Быстро возьми». Цель игры: развивать быстроту реакций. Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки), которых должно быть на один или два меньше. На следующий сигнал: «Быстро возьми!» - каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется 2 – 3 раза. | «Слушай - танцуй». Цель игры: развивать танцевальные движения, быстроту реакций. Дети двигаются под музыку. Музыка обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке. Снова звучит музыка. Дети танцуют. Подбирается музыка разная по ритму. ! Во время движения дети не должны задевать друг друга. |
«Кто внимательный?» Цель игры: воспитывать внимание и организованность. Дети строятся в колонну, шагают по группе и выполняют движения по сигналу. 1 удар в бубен – присед, 2 удара – стойка на одной ноге, 3 удара – подскоки на месте. Отмечаются самые внимательные игроки. Сигналы подаются в разной последовательности, после каждого сигнала дети продолжают ходьбу в колонне. Можно придумать и другие упражнения. | «Части тела». Цель игры: развивать быстроту реакции и сообразительность. Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, прыгают, шагают). По команде педагога «Рука-голова! » каждый игрок быстро находит себе партнёра и кладёт руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и внимательные пары. Педагог может придумывать разные комбинации – «рука-рука», «рука - нос» и др |
Приложение №4
Картотека №3
Подвижных игр для улицы
«Мышеловка» Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность. Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих ) образует круг - мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, Развелось их просто страсть. Все погрызли, все поели, Всюду лезут – вот напасть. Берегитесь же, плутовки, Доберемся мы до вас. Вот поставим мышеловки, Переловим всех за раз !» | «Мы веселые ребята». Цель игры: развивать пространственную координацию. Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят: «Мы веселые ребята, Любим бегать и скакать, Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови!» После слова «лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. Тот, кого ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечет черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку. После двух перебежек выбирается второй ловишка. Игра повторяется 3 – 4 раза |
«Не оставайся на полу». Цель игры: развивать быстроту реакций. Выбирается ловишка, который вместе с детьми бегает по всему залу (площадке). Как только воспитатель произнесет: «Лови!» - все убегают от ловишки и взбираются на предметы (скамейки, кубы). Ловишка старается осалить убегающих. По окончании подсчитывают количество пойманных детей и выбирают ловишку. Игра возобновляется. | «Дракон». Цель игры: развивать бег с увёртыванием, прыжки. Дети выстраиваются в колонну, держатся за пояс впереди стоящего. Первый – это «голова», последний – «хвост». По сигналу «голова» старается достать до «хвоста», а «хвост» увёртывается в разные стороны. Если «голова» поймала «хвост», то «голова» становится «хвостом», а следующий игрок «головой». Если «дракон» расцепился, значит, он погиб. Назначаются новые «голова» и «хвост». |
«Ловишки – перебежки». Цель игры: развивать ловкость. Дети стоят за чертой на одной стороне площадки. На второй стороне площадки также проведена черта. Сбоку стоит ловишка. На слова воспитателя: «Раз, два, три - беги!» - дети перебегают на другую строну площадки, а ловишка ловит (осаливает рукой), прежде чем они успеют пересечь черту. Проводится подсчет пойманных и перебежка повторяется. После двух – трех перебежек выбирается другой ловишка. Из числа наиболее ловких и быстрых ребят, которые не были пойманы. | «Совушка». Цель игры: формировать творческое воображение. Игроки (жучки, паучки, мышки, бабочки) находятся на площадке. Водящий – «совушка» сидит в гнезде. Со словами «День наступает – всё оживает! » игроки передвигаются по площадке, выполняя имитационные действия. Со словами «Ночь наступает – всё замирает! » дети останавливаются и замирают в неподвижной позе. Совушка выходит на охоту и забирает с собой тех игроков, которые пошевелились. Совушке нельзя долго наблюдать за одним и тем же игроком. |
«Снежная королева». Цель игры: развивать быстроту и ловкость. Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и запятнать. Тот, кого она коснулась, в «льдинку» превращается и остаётся стоять на месте. | «Пятнашки». Цель игры: развивать бег с увёртыванием. Выбирается водящий, который получает цветную повязку и становится в центр площадки. После сигнала: «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого - либо из играющих. Тот, кого коснулся водящий, отходит в сторону. Через некоторое время воспитатель подает команду: «Стой!» - и игра останавливается, подсчитывают количество пойманных и выбирается новый водящий. |
«Медведи и пчелы». Цель игры: развивать быстроту реакции и сообразительность. Играющие делятся на две команды: одна – пчелы, другая – медведи. На одной стороне зала находится улей, а противоположной – луг. В стороне располагается берлога медведей. По условному сигналу воспитателя пчелы вылетают из улья ( слезают с возвышений – гимнастической стенки, гимнастических скамеек), жужжат и летят на луг за медом. Как только пчелы улетят, медведи выбегают из берлоги, забираются в улей (влезают на возвышения) и лакомятся медом. Воспитатель подает сигнал: «Медведи!», пчелы летят к ульям, стараясь ужалить (дотронуться рукой) медведей, те убегают в берлогу. Ужаленные медведи пропускают одну игру. Игра возобновляется, и после повторения дети меняются ролями. Перед игрой воспитатель напоминает детям, что с возвышений нужно слезать, а не спрыгивать, на лестницу залезать не выше 4 – 5 рейки. Обязательно осуществить страховку детей. | «Горелки». Цель игры: развивать двигательную активность, учить детей бегать в паре. Играющие встают в две колонны, взявшись за руки, впереди - водящий. Дети хором произносят: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, три - беги!» С последним словом, стоящие в последней паре опускают руки и бегут в начало колонны - один справа, другой слева от нее. Водящий пытается поймать одного из детей, прежде чем он успеет опять взяться за руки со своим партнером. Если водящему удается это сделать, то он берется за руки с пойманным, и они становятся впереди колонны. Оставшийся без пары становится водящим. Для увеличения двигательной активности детей можно построить парами в две - три колонны. |
«Бездомный заяц». Цель игры: развивать двигательную активность. Выбирается охотник и бездомный заяц, остальные играющие – зайцы; они чертят себе кружочки, и каждый встает в свой домик. Бездомный заяц убегает, а охотник догоняет его. Спасаясь от охотника, заяц может забежать в любой кружок; стоявший в нем ребенок должен убегать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будит ловить его. Как только охотнику удается поймать (запятнать) зайца, они меняются ролями. Для увеличения двигательной активности детей в одном домике может находиться два - три зайца. | «Караси и щука». Цель игры: учить детей бегать и выполнять перестроения. Один ребенок выбирается щукой, остальные играющие делятся на две группы. Одна из них образует круг - это камешки, другая - караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за пределами круга. По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем - нибудь из играющих и присесть, спрятаться за камешки. Пойманные щукой караси уходят за круг. Игра повторяется другой щукой. Отметить того ведущего, который поймал большее количество карасей |
«Карусель». Цель игры: развивать внимание, быстроту реакций. Дети образуют круг, держась за шнур правой рукой, и идут по кругу сначала медленно, потом быстрее и переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом, произносимым вслух: «Еле, еле, еле, еле Закружились карусели, А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом». После того дети пробегут 2 - 3 круга, воспитатель останавливает их и подает сигнал к изменению направления движения. Играющие поворачиваются кругом и, перехватив шнур другой рукой, продолжают выполнять ходьбу и бег. Затем воспитатель вместе с детьми произносит: «Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз - два, раз - два. Вот и кончилась игра!» Движение карусели постепенно замедляется. При словах «Вот и кончилась игра!» дети останавливаются, кладут шнур на землю и расходятся по всей площадке. | . «Мороз – Красный нос». Цель игры: развивать быстроту реакции и сообразительность. На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, играющие располагаются в одном из них. Водящий «Мороз – Красный нос» становится посредине площадки, лицом к играющим, произносит: «Я - Мороз - Красный нос. Кто из вас решится В путь – дороженьку пуститься?» (играющие хором отвечают) «Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз». После произнесения слова «мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий догоняет их и старается коснуться на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь. Воспитатель вместе с «Морозом» подсчитывает количество «замороженных». После каждой перебежки выбирают нового «Мороза». В конце игры сравнивают, какой водящий - «Мороз» - заморозил больше играющих. |
Приложение №5
Картотека №4
Игры с использованием нестандартного оборудования
«Бильбоке» Задачи: Совершенствование умения подбрасывать предмет вверх или ловить его; развивать глазомер, быстроту реакции, координация движений предплечья кисти и пальцев, ловкости, меткости, глазомера, произвольности поведения, быстроты реакции. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества, формирование навыков самоконтроля. Материал: пластиковые бутылки, веревка, крышки от бутылок, самоклеющая бумага, изолента. Как использовать: Дети подбрасывают контейнер вверх и бутылочкой ловят его. Если поймали — молодцы! | Массажные коврики и дорожки Цели: развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков различных видов ходьбы, прыжков. Материалы: на основу (пластинки, линолеум, плотная ткань) нашивают и наклеивают различные бусины, крышки от пластиковых бутылок, пенициллиновых пузырьков, камни, пуговицы, карандаши, деревянные палочки и т д. Задания: ходьба и бег на носках, пятках, ладонях и стопах, скрёстным шагом, прыжки |
«Ветерок в бутылке». В пластиковой бутылке проделываются дырочки. Внутрь насыпаются конфетти, мелко нарезанный пенопласт, фольга, бумага. В отверстие в пробке вставляется дыхательная трубка. Использование: упражнение на дыхание - дуть в трубочку, вставленную в пробку. Цель: развитие органов дыхания. | «Воздушный футбол» или «дуйбол». Из неглубокой коробки (например, из-под конфет) делается футбольное поле. Половинки "киндер-сюрприза" выполняют роль ворот. Футбольный мяч – бусинка или горошина. Использование: играют двое, дуют на "мяч" через тонкую трубочку, пытаясь тем самым забить гол в ворота соперника. Цель: формирование навыков правильного дыхания. |
«Волшебные орешки» В банку собраны грецкие орехи. Использование: перекатывание орехов стопой, собрать орехи с пола пальцам ног. Цель: профилактика плоскостопия. | «Моталочка». Два длинный шнура, один конец которого привязан к палочке, на другом шарик (игрушка). Использование: Ребёнок наматывает на палочку шнур, чей шарик быстрей доберется до палочки, тот и победил. Цель: развитие ловкости, мелкой моторики рук. |
Приложение №6
Игра – викторина «Что мы знаем о спорте»
Цели: закреплять с детьми знания о спорте, спортсменах, видах спорта; вызвать уважение к российским спортсменам, гордость за победителей олимпиады, формировать интерес к спортивным играм; воспитывать желание заниматься физкультурой, заботиться о своём здоровье; развивать речь и активизировать словарь детей.
Интеграция образовательных областей: познание, физическая культура, здоровье, коммуникация, социализация, художественное чтение.
Предварительная работа: рассказ воспитателя об истории развития олимпийских игр, знакомство с достижениями российских спортсменов на Олимпиаде, с атрибутикой и символами олимпийских игр; беседы о спорте, физкультуре, влиянии их на здоровье человека; чтение пословиц, поговорок, стихотворений на спортивные темы, придумывание и отгадывание загадок; организация и проведение игр – эстафет во время прогулок.
Ход игры.
Ребята, мы с вами поиграем сейчас в игру – викторину. Я буду задавать вам вопросы о спорте, а вы будите на них отвечать. За каждый правильный ответ – получите 1 балл. Но, не забывайте, что надо поднимать руку, а не выкрикивать с места. Ответ с места - не засчитывается. Сейчас мы разделимся на две команды – «Снежинка» и «Лучик». В конце игры посчитаем баллы. Команда, у которой будет наибольшее их количество получит «золотые» награды, у кого меньшее количество – «серебряные». (Воспитатель формирует команды с учётом того, что в каждой команде должно быть одинаковое количество сильных детей). Объявляет первое задание: ответы на вопросы.
1. Какие виды спорта вы знаете? Ответы (футбол, хоккей, волейбол, борьба, бокс, гимнастика, плавание, фигурное катание, баскетбол, конькобежный спорт, горные лыжи) .
2. Что такое Олимпийские игры? (Соревнования лучших спортсменов).
3. Как называется начало соревнований? (старт).
4. Как называется конец соревнований? (финиш).
5. Инструмент спортивного судьи – свисток.
6. Как назвать одним словом: медаль, грамота, кубок (награда)
7. Залитая спортплощадка для хоккеистов (каток)
8. Мяч попал в ворота (гол)
9. Противники на ринге бьют друг друга в перчатках (боксёры).
10. Люди бегают по всему полю и пинают мяч ногами кто они? (Футболисты).
Второе задание – загадки.
1. Зелёный луг, сто скамеек вокруг. (Стадион).
2. От ворот и до ворот, бойко бегает народ. (Футбольное поле).
3. Его пинают, а он не плачет. (Мяч).
4. На льду танцует фигурист,
Кружится, как осенний лист.
Эх, хорошо катаются!
Как этот спорт называется? (Фигурное катание)
5. Ноги в них быстры и ловки.
То спортивные. (кроссовки)
6. Мчусь как пуля я вперёд, лишь поскрипывает лёд, да мелькают огоньки. Что несёт меня? Коньки.
Третье задание – дополни пословицу.
1. Кто день начинает с зарядки, у того (организм в порядке).
2. Закалишься – от болезни (отстранишься).
3. Быстрого и ловкого болезнь (не догонит).
4. Чище мойся, воды (не бойся).
5. Крепок телом - богатый (делом).
6. Кто много лежит, у того (бок болит).
Физкультминутка.
«Мы сегодня рано встали, и зарядку делать стали,
Руки вверх, руки вниз, влево – вправо повернись!
Дружно сели, дружно встали, и наклоны делать стали.
Стали прыгать и скакать, а потом опять шагать».
Четвёртое задание –«объяснялки».
Дети из одной команды тянут картинку и задают по ней вопросы детям другой команды.
1. Люди бегают по всему полю, пиная мяч ногами. (футбол).
2. Спортсмены красиво танцуют на льду. (фигурное катание).
3. Противники на ринге бьют друг друга в перчатках. (бокс).
4. Спортсмен должен закинуть мяч в корзину соперника. (баскетбол).
5. Люди бегают на льду, отбивая шайбу клюшкой. (хоккей).
6. Два спортсмена ракетками кидают мяч друг другу через сетку. (бейсбол).
7. Спортсмены стараются как можно быстрее проплыть определённую дистанцию. (Плавание).
8. Спортсмены очень быстро шагают по снегу, стараясь прибежать первыми, в этом им помогают две доски и палки (Лыжники)
Пятое задание – «Назови лишний предмет»
1 – кроссовки, ролики, валенки, коньки – валенки не спортивная обувь.
2 – дартц, стрельба из лука, прыжки на скакалке, биатлон - прыжки на скакалке развивают ноги, а все остальные – глазомер.
3 – гиря, фитбол, штанга, гантели – фитбол используют для прыжков, а остальное для укрепления мышц рук.
4 – скакалка, клюшка, свисток, ведро – ведро используется для игр с песком, остальное спортивное оборудование.
5 – грамота, рисунок, кубок, медаль – рисунок можно подарить любому, а остальное нужно заслужить.
6 – ласты, трубка и маска для плавания, велосипед, лыжные палки - лыжные палки зимнее оборудование, остальное – летнее.
7 – лыжи, клюшка, снегокат, самокат – самокат летнее оборудование, остальное – зимнее.
8 – баскетбол, волейбол, водное поло, футбол (может быть два варианта ответов: 1футбол, так как играют ногами, а в остальные игры руками; 2 водное поло – игра на воде, а остальные на суше).
Вот и закончилась наша игра.
Дети, вам она понравилась? А сейчас будем подсчитывать баллы и награждать победителей.
Проигравших у нас нет, все дети были внимательные и активные. Поэтому все награждаются. Молодцы!
Приложение №7
Пословицы и поговорки о спорте
Быстрого и ловкого болезнь не догонит!
В здоровом теле здоровый дух.
Видна силушка в жилушках.
Где здоровье — там и красота.
Гимнастика удлиняет молодость человека.
Движение это жизнь.
Если хочешь быть здоров — закаляйся.
Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Здоровому все здорово.
Каждый кузнец своего здоровья.
Кто крепок телом тот богат и здоровьем и делом.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Кто ловко бьет по мячу, тому все по плечу.
Кто пешком ходит тот долго живет.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
Пешком ходить — долго жить.
Спорт и туризм укрепляют организм.
Солнце, воздух и вода — наши верные друзья.
Чистота — залог здоровья.
Приложение №8
Загадки о спорте
Он бывает баскетбольный,
Волейбольный и футбольный.
С ним играют во дворе,
Интересно с ним в игре.
Скачет, скачет, скачет, скачет!
Ну конечно, это... (мячик)
Рядом идут по снежным горам,
Быстрей помогают двигаться нам.
С ними помощницы рядом шагают,
Нас они тоже вперед продвигают. (Лыжи и лыжные палки)
Воздух режет ловко-ловко,
Палка справа, слева палка,
Ну а между них веревка.
Это длинная... (скакалка)
Борьбу за выигрыш, признание
Зовем мы все... (соревнованием)
Выиграть в соревнованиях —
Это наше кредо.
Мы не требуем признания,
Нам нужна... (победа)
Ноги в них быстры и ловки.
То спортивные... (кроссовки)
На уроке с ним можно играть,
Катать его и вращать.
Он будто бы буква «О»:
Круг, а внутри — ничего. (обруч)
Ноги и мышцы все время в движении -
Это не просто идет человек.
Такие вот быстрые передвижения
Мы называем коротко — ... (бег)
Руки врозь, а ноги вместе.
Бег, потом прыжки на месте.
Рассчитались по порядку,
Вот и все — конец... (зарядке)
По полю команды гоняют мяч,
Вратарь на воротах попался ловкач.
Никак не дает он забить мячом гол.
На поле играют мальчишки в... (футбол)
Соберем команду в школе
И найдем большое поле.
Пробиваем угловой -
Забиваем головой!
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы... (футбол)
Здесь команда побеждает,
Если мячик не роняет.
Он летит с подачи метко
Не в ворота - через сетку.
И площадка, а не поле
У спортсменов в... (волейболе)
В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть
И в кольцо его кидать.
Мячик звонко бьет об пол,
Значит, это... (баскетбол)
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки!
И несут меня не кони,
А блестящие … (коньки)
В честной драке я не струшу,
Защищу двоих сестер.
Бью на тренировке грушу,
Потому что я... (боксер)
Вот спортсмены на коньках
Упражняются в прыжках.
И сверкает лед искристо.
Те спортсмены - ... (фигуристы)
В спорте толк он точно знает,
Он спортсменов наставляет.
(Тренер.)
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать не хочу. (Мяч)
Упадет – поскачет,
Ударишь – не плачет. (Мяч)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
Приложение №9
Комплекс пальчиковой гимнастики
с применение каштанов (грецких орехов)
1.«Здороваемся с каштаном (орешком)»
(сначала крепко сжимать в кулачке каштан (грецкий орех), а затем разжимать. Повторять данное упражнения каждой рукой не менее 3 раз).
2. «Побежал каштан (орешек) по дорожке»
(руку нужно положить на ногу, пальчики должны находиться вместе, суть упражнения состоит в том, чтобы катать каштан (орешек) до кончиков пальцев и обратно по ноге – вниз и вверх, вниз и вверх по дорожке ты катись. Выполнять упражнение нужно по 10 раз каждой рукой).
3. «Растираем каштан (орешек)»
(кладем каштан (грецкий орешек) на ладошку, накрываем другой ладошкой, трем каштан (орех) между ладошек – 10 раз)
4. «Колобок»
(одну руку нужно поставить ладонью вверх, положить на нее каштан (орех), сверху прижать другой рукой и катать каштан (орешек - колобок) по кругу между ладонями около 15 секунд, поочередно меняя руки).
5. «Блинчик»
(держим каштан (орешек) в центре ладони левой руки, сверху положить центром ладони правой руки. Сдавливать каштан (орешек)" с обеих сторон, пытаясь его раздавить – 5 раз)
6.«Массаж каштана (орешка)»
(располагаем каштан (орешек) на подушечки большого и указательного пальцев одной руки, противоположной рукой резкими движениями прокручивают каштан (орех) по часовой стрелке (завинчивание) и против часовой стрелки (откручивание).Затем выполняют аналогичные движения, меняя пальцы (большой и средний, большой и безымянный, и т.д.). То же самое после смены рук).
«Колечко»
(сжимать каштан (орех) в кольце между большим и остальными пальцами попеременно, добиваюсь ощущения растягивания).
Приложение №10
Комплекс пальчиковой гимнастики
с применением карандашей с гранями
«Добывание огня»
Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.
«Утюжок»
Ручку кладут на стол. Ее нужно «погладить» по очереди обеими руками. После – покатать по поверхности стола.
«Прятки»
Сжимаем карандаш поочередно в одной руке, затем в другой, «прячем в ладошку»
«Вертолет»
Вращение карандаша указательным и большим пальцем одной руки, а затем и другой. Далее можно попробовать сделать то же самое со среднем и большим пальцем.
«Горка»
Скатывание карандаша с тыльной стороны ладони вверх – вниз. Руку наклонить вниз, карандаш придерживать другой рукой.
«Подъемный кран»
Попробовать поднимать карандаш указательным пальцем вверх – вниз сначала одной рукой, затем другой. Можно попробовать сделать это другими пальчиками.
«Качалочка»
Покачивание карандаша в межпальцевом пространстве указательного и среднего пальца одной и другой руки.
Воздушный футбол
Приложение №4
Беседа «Виды спорта»
Цель: закрепление знаний детей о различных видах спорта, спортсменах; кругозора детей.
Задачи:
- воспитывать интерес к различным видам спорта и спортивным играм,
- формировать осознанное позитивное отношение к занятиям физической культурой и спортом, потребность в целенаправленной развивающей двигательной активности,
- развивать двигательную активность, самоконтроль, координацию движений и моторные навыки.
Ход беседы:
Педагог: - Как называются люди, которые свою жизнь посвятили спорту? (ответы детей)
Педагог: - Да, люди, которые посвятили свою жизнь спорту, называются спортсменами. Сегодня мы поговорим о спорте и спортсменах. Давайте с ними познакомимся. (Педагог предлагает вниманию детям карточки, на которых изображены спортсмены в различных видах спорта.)
- Вы знаете, что существуют разные виды спорта – зимние и летние.
Педагог: Чтобы стать настоящим спортсменом, требуется много сил, энергии, здоровья, труда и желания. Настоящий спортсмен, в ходе тренировок приобретает много качеств: выносливость, силу, ловкость, меткость, быстроту, грациозность, стройную фигуру, правильную осанку.
Педагог: Правильно, изо дня в день, с утра до вечера, жизнь спортсмена проходит в тренировках. Спортсмены бегают, прыгают, работают с разным спортивным инвентарем: мячами, скакалками, коньками, лыжами и т. д., но не все могут стать спортсменами. Одним - не хватает упорства, желания, другим - не позволяет здоровье. Но это совсем не означает, что вы не должны дружить со спортом. Пусть вы не станете знаменитыми спортсменами, но вы же хотите быть быстрыми, ловкими, выносливыми?
Педагог: Какой вид спорта вам нравится, и какой спортивный инвентарь используется в этом виде спорта? (Ответы детей.)
- Однако не все знают, чтобы добиться этих качеств, спортсмены много и постоянно тренируются. Дети, а что такое тренировка? Каких качеств, спортсмены добиваются тренировками? (Ответы детей.)
Педагог: - Каким спортом вы хотели бы заниматься? (Показ фотографий спортсменов, того вида спорта, который нравится ребенку.) Дети называют вид спорта, инвентарь, который будет необходим.
Педагог: - Из нашей беседы вы поняли, что спорт – это, прежде всего, физические упражнения, только более сложные и подчиненный строгим правилам. Физические упражнения являются основой физкультуры, но о физкультуре мы поговорим с вами в следующей беседе.
Кинешь в речку – он не тонет.
Бьешь о стенку – он не стонет.
Будешь оземь кидать -
Станет кверху летать. (Мяч)
Мне загадку загадали, это что за чудеса?
Руль, седло и две педали,
два блестящих колеса.
У загадки есть ответ: это мой… (велосипед)
В него воздух надувают
И ногой его пинают. (Футбольный мяч)
По пустому животу
Бьют меня невмоготу;
Метко сыплют игроки
Мне ногами тумаки.
Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол)
Когда весна берет свое
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она через меня. (Скакалка)
Две полоски на снегу
Оставляю на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной. (Лыжи)