СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на НПК "Традиции родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект на НПК "Традиции родного края"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение
средняя общеобразовательная школа Чехов - 2

Московской области




Проектная работа

(секция «Исток»)


Тема:

«Каким образом культура, религия, традиции, обычаи и обряды Саратовского Поволжья влияли на жизнь людей и что дошло до наших дней!? »






Выполнила:

Николаева Дарья

Романовна,

ученица 3е класса,

МБОУ СОШ Чехов-2

Научный руководитель работы:

Нестерова Екатерина Вячеславовна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ Чехов-2


г.Чехов-2, 2022 г.

Оглавление



Введение 2

1. Основная часть 3

1.1. История заселения народов Саратовского Поволжья и её влияние на культуру. 3

1.2. Верования Саратовского Поволжья и традиции, обряды с этим связанные. 4

1.3. Традиции Саратовского Поволжья дошедшие до наших дней. 7

1.4. Новые традиции в Саратовской Губернии. 7

Заключительная часть с выводами 8

Список используемой литературы 10







































Введение.

Общество, живущее на планете Земля, ежедневно развивается и меняется. Какие – то вещи изнашиваются, стареют, заменяются новыми, более современным, более усовершенствованными. Ритм жизни людей становится очень быстрым, многое не замечается и проносится мимо. Вместе с ритмом жизни у людей меняется культура, речь, привычки, традиции, обычаи. Это происходит во всем мире и касается каждого.

Но есть вещи, которые не стоит обновлять и усовершенствовать, например, традиции и обычаи, которые стоит сохранить как они есть. Среди нас есть люди, которые гордятся своими традициями и обычаями, рассказывают о них, передают от поколения к поколению.

Расскажу немного и я о своей русской семье, и откуда мои корни, со своими традициями и обычаями.

Каждое лето я провожу в с. Воскресенское Саратовской губернии, на берегу р. Волга. Это очень красивое, интересное и историческое место. Здесь мои корни. Мои прабабушка и прадедушка - коренные жители села. Мои бабушка и дедушка проживают там в настоящий момент. Мои родители выросли и провели там свое детство. Этим местом я горжусь и считаю его своей второй родиной.

Очень много разной, интересной информации рассказывали мне и продолжают рассказывать о Саратовском Поволжье. Например, что Саратовская губерния очень многонациональна. Здесь проживают русские, казахи, татары, чуваши, армяне, азербайджанцы, чеченцы, украинцы, белорусы, нанайцы, мордва, литовцы, молдаване и другие народы. Практически в каждой школе губернии, в каждом классе, учатся ребята разных национальностей.

В каждом селе, городе уже очень давно уживаются между собой разные нации. Все дружны и миролюбивы, потому что чтут и уважают свою историю, традиции и обычаи друг друга.

Там, среди моих друзей, тоже много разных национальностей и все мы дружно бегаем на детской площадке, купаемся в р. Волге, устраиваем пикники на траве. Во дворе нашего дома всегда много детей, моя мама всех встречает и усаживает за стол. Она так гостеприимна, потому что ее так воспитали, так принято. И однажды я задумалась и задалась вопросом: а почему так принято!? Меня заинтересовала культура моего народа, моих предков, их традиции.

Родные объяснили, что так было всегда и что такое уважительное и доброе отношение к соседям, односельчанам и другим людям передается от старшего поколения к младшему. С раннего возраста детям рассказывают про веру, про обычаи и традиции своего народа . Жители Саратовского Поволжья чтут особенности своего быта, своей культуры и с большим уважением относятся к другим нациям.

Дети в этих семьях растут в уважении к старшим и с раннего возраста впитывают всю информацию.

Поэтому свой проект я бы хотела посвятить важной и интересной для меня теме: “Каким образом культура, религия, традиции, обычаи и обряды Саратовского Поволжья влияли на жизнь людей и что дошло до наших дней!?”

  1. Основная часть.

    1. История заселения народов Саратовского Поволжья и её влияние на культуру.

Саратовский край всегда славился своим гостеприимством и радушием. Это один из самых многонациональных регионов России.

Чтобы понимать какая культура и какие традиции сформировали Саратовское Поволжье, нужно окунуться в историю и изучить какие народы заселяли эти земли:

Саратовское Поволжье начало заселяться к середине XVIII века. До этого времени территория больше была похожа на пустыню, где на одном берегу орудовали разбойники, которые грабили проходившие по р. Волге купеческие корабли, на другом – обитали кочующие ногайцы, киргизы и калмыки, которые также разоряли и грабили все, что попадало под руку.

Русский народ на этой территории появился тогда, когда государство раздавало земли дворянам, а те, в свою очередь, переселялись сюда со своими крестьянами. Было здесь и много вольных крестьянских переселенцев. Были и, приглашенные Екатериной II, немцы.

А вообще, заселение Саратовского Поволжья шло с юга и с Зауралья. Это и определило в дальнейшем разноплеменность и смешение культур.

Все народы появились в Саратовской области под влиянием различных обстоятельств.

Мордва на Волге:

Представители этой национальности были стройны, красивы, сильны и храбры. Между собою всегда жили ладно, дружно. В результате тесного общения с русскими, часто вступали с ними в браки и со временем совсем потеряли национальную одежду, свои обряды, частично утратили родной язык, значительно уменьшилось коренное население.
Русские на Волге:

Саратовский край хранит историю быта русского народа, составляющего большую часть его населения раньше и сейчас.

Жилища в старину ставили из лесных срубов или саманные (стены из мелкой соломы с глиной). Дома были небольшие, крытые соломой. Внутри была обязательно печь. Жилище называлось избой. Занимались рыбной ловлей и торговлей. Русские еще шили одежду из собственных материалов. Одежда и обувь были простыми и удобными.

Традиции и обычаи русского народа всегда хранились и передавались от старших к младшим.

Татары на Волге:

Сначала татары были жадными и терпеливыми, занимались скотоводством, жили в кибитках. Хорошо они жили во времена правления Золотой Орды. После распада их правления, многие из кочевых народов стали оседлыми и остались в Саратовской губернии. Построили дома с мужской и женской половиной. Русские переняли у них резьбу по дереву. Особенная культура татар вошла в историю, ее следы проявляются и в русских традициях.

Немцы на Волге:

На территории Саратовского Поволжья жили и продолжают жить обрусевшие немцы. Это не те немцы, которые остались после Великой Отечественной Войны. Эти немцы приехали по приглашению Екатерины II , а в 1919 году для них, была даже образована Автономная область. Города Энгельс и Маркс имеют прямое отношение к немцам. Сейчас коренных немцев практически не осталось, но сохранилось много картин о берегах Волги известного художника Вебера и много информации в краеведческих музеях Саратовской области.

Украинцы на Волге:

Украинцы поселились после приглашения перевозить соли от озера Эльтон до Саратова. Так появились украинские хутора. Жилище строили традиционное, но с учетом климатических особенностей и заимствуя многое от русских. Долгое проживание среди русских, повлияло на культуру и быт, но что – то они сохранили и до наших дней.


Вывод:

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на территории Саратовского Поволжья рядом друг с другом, в согласии и взаимопонимании, жили и продолжают жить представители множества народов. Мордва, немцы и украинцы, из – за тесного контакта с русскими, обрусели и смешение браков привело к уменьшению коренного населения и проникновению, и распространению русской культуры и русских обычаев и традиций. Татары наоборот, смогли не только не искорениться, но и укрепиться, добиться уважительного отношения к себе и своим обычаям.

Получается что большую часть населения Саратовского Поволжья составляют все таки русские. Поэтому дальше акцент будет именно про русский народ. Про христианскую веру, про русские традиции и обычаи.


    1. Верования Саратовского Поволжья и традиции, обряды с этим связанные.

Мои прапрабабушка и прабабушка были верующим людьми. Поэтому очень важный момент моего проекта – это вера и каким образом она влияла на жизнь людей!?.

Очень интересно и особенно для меня то, что среди людей Саратовского Поволжья мирно уживались и уживаются две религии – ислам и христианство. Есть два основных правила двух этих религий в Саратовском крае:

- бережное отношение к природе (обе веры поклоняются создателям природы, это актуально до сих пор так как многие занимаются сельским хозяйством и скотоводством);

- бережное отношение к человеческой жизни (почитать предков, исполнять обряды, чтить семейно-родовую культуру также актуально и по сей день).

То есть здесь не было войн и вражды из-за веры, как пишут во многих книгах и снимают в фильмах. Наоборот, все народы уважительно относятся к своей вере и вере своих соседей.

На примере одного села расскажу как в Саратовской губернии жили русские. Русский народ жили в избах из дерева или саманных. Мой прадедушка строил свою избу из бревен. Так как леса в Саратовской области не так много, то бревна дед ловил те, которые плыли по р. Волга и возил на телеге. Дед построил родовой дом, который сохранен и по сей день, и стены его пропитаны историей.

Первоначальный вид избы я не застала, сейчас она внешне изменена и внутри сделан ремонт, но мама мне рассказывала, как было раньше в этом доме.

Обязательно в передней части дома, в избах, был “Красный, святой угол”, поэтому дома строили так, чтобы этот угол был на востоке. В передней части и освещение было лучше, так как обе прилегающие стены имели окна. “Красный, святой угол” это важное место в доме, которое играет большую роль. Иконы не развешивались по стенам, а ставились на полку. Полка изготавливалась из дерева и украшалась резьбой или росписью, длинными вышитыми полотенцами. Там находились свечи, иконы, лампада, святая вода, веточка вербы, куклы — обереги, выполненные руками хозяйки, пасхальное яйцо, молитвенники. Когда приходил гость, то снимал шапку и трижды крестился на иконы в красном углу, а затем здоровался с хозяевами. В нашем доме “Красный, святой угол” сохранен до сих пор. У моего дедушки сохранилась старинная рукописная икона, которая досталась ему от старшего поколения. Дед очень дорожит этой иконой и хочет ее отреставрировать.

Обязательно в избе была печь. Она обогревала и служила плитой. Готовили в печи и щи, и каши, и блины, и пироги. Кушали из деревянной посуды и деревянными приборами. Воды в избе не было, ходили с ведрами на колодцы.

Обязательно во дворе каждого дома была баня. Если не было своей, то ходили к соседям. Баню топили как правило один раз в неделю, по субботам. Если кто – то не затопил баню в субботу, то все знали, значит что – то случилось и шли узнавать. Мои родители застали эти обычаи. В субботу в селе мыли и парили тело, а в воскресенье шли в Храм и очищали душу. По воскресеньям народ не работал, отдыхал. Мама рассказывала, что ее бабушка ни шила, ни вязала по воскресеньям и ей не разрешала. Любая работа была под запретом и все в селах это знали и относились к этому с уважением. В селе, и по сей день, баню зачастую топят по субботам.

Моя прабабушка научила маму молиться и креститься. Мама прививает это и нам с братом. Мы также стараемся придерживаться этой традиции: в субботу - в баню, в воскресенье – в Храм.

Очень интересное я там узнала про летний христианский праздник День Святой Троицы когда однажды, зайдя в Храм, увидела на полу траву и веточки березы.

Праздник Святой Троицы обязательно выпадал на воскресенье, полы в жилище и в Храме устилали свежескошенной травой, иконы украшали берёзовыми ветвями. На Троицу поминали предков, ходили на кладбище, украшали могилу цветами. Также прославляли и расцветающую природу. Символом этого расцвета была молодая березка. В народе этот праздник еще называли именинами земли-матушки. В это день нельзя было вскапывать (тревожить) землю. В деревнях с утра пекли караваи и созывали гостей. А после обеда начиналось самое веселье для молодежи. Гуляли весело и шумно.  Девушки на Троицу водили хороводы, а юноши высматривали себе невест.

На такой хоровод нельзя было явиться в будничном платье, девушки появлялись в нарядах, сшитых или украшенных своими руками.

На Троицу девушки на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами. Затем венки бросали в воду и наблюдали к какому берегу он пристанет, чей первым к берегу приплывет, той девушке и первой замуж выходить. В этот день умывали глаза водой из реки или колодца, чтобы не болели; бросали в реку или колодец мелкую монетку - на счастье; девушки загадывали желание.

Летом в селе отмечался еще один праздник - Ивана Купалы. На самом деле, это языческий праздник, но в деревне церковные традиции мирно уживались с языческими обычаями. Поэтому, с утра, люди ставили в храме свечи и молились Иоанну Предтече за детей., а потом, вечером, жгли костры и прыгали через них. В этот день народ использовал две природные стихии – воду и огонь. Именно поэтому, знаменитые купальные костры всегда разводили на берегу реки Волга.

Начиналось празднование с хоровода. Все жители села собирались вокруг кострища, пели песни, танцевали всю ночь. Девушки, имеющие суженого, должны были прыгать через костер вместе с ним, держась за руку. Одинокие девушки дарили понравившимся мужчинам венки из цветов – символ девичества. После прыжков, все с разбегу погружались в объятья реки. Люди верили, что человек, осмелившийся прыгнуть через пламя, обретет счастье и удачу до следующей Ивановой ночи, а вода, в свою очередь, избавляла человека от всех болезней.
Один из наиболее почитаемых праздников в Саратовской Губернии, как и на всей Руси, было и остается Рождество Христово. Пожалуй, нет другого праздника, который отмечался бы таким богатством обычаев, обрядов, примет. Начиналось все с колядок – то есть пелись специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. По обычаю, под окна каждого дома, приходили ряженые и пели колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году; славились хозяева дома, которые выносили в ответ пряники, пироги, сладости.

Народ заранее готовился и к колядкам и к Рождеству Христову.

Обязательно готовили кутью из пшеницы, ячменя или риса. К кутье нужно было сварить узвар – напиток из сухофруктов. Всеми приготовлениями занималась хозяйка дома, но первой кутью мешала дочь. После, с этой ложкой, она выходила на крыльцо, где слушала, с какой стороны запоёт петух (считалось, что туда она должна будет выйти замуж). Кутью и узвар также ставили в “Красный, святой угол”. Верующие односельчане обязательно ходили в Храм на Рождество.  

Интересно было гадание на воске в этот период. Гаданием занимались молодые девушки. Они зажигали свечу и капали в воду. Получившиеся фигуры разгадывали и предсказывали по ним будущее.


    1. Традиции Саратовского Поволжья дошедшие до наших дней.

От своих бабушек я узнала, что многие традиции и обычаи, которые были раньше, видоизменились и до нас дошли не полностью.

Например, сейчас в селе уже не отмечают так широко и весело День Святой Троицы. Молодёжь не собирается по вечерам и не устраивает хороводы, но обязательно ходят в Храм и не работают в этот день.

Праздник Ивана Купалы, который отмечался так интересно раньше, сейчас свелся к тому, что дети просто, при хорошей погоде, купаются в р. Волга и брызгаются друг в друга водой.

Никто уже не ходит колядовать перед Рождеством, но коренные бабушки, которые еще живы и здоровы, обязательно варят кутью на Рождество.

А однажды, соседка принесла нам вкусную выпечку. Я спросила: зачем? Мама рассказала мне, что здесь в селе, до сих пор, так поминают усопших, если это день их смерти или день их рождения. Через несколько дней другая соседка принесла нам сладости, и мы тоже поминали ее родных..

Масленицу, например, в селе отмечают все также весело, шумно и громко. Также остается много верующих людей. Некоторые обязательно соблюдают все христианские ежегодные посты.


    1. Новые традиции в Саратовской Губернии.

На сегодняшний день, в Воскресенском районе Саратовской области, организованы и набирают обороты новые ежегодные традиции, которые местные жители приняли с радостью.

В начале осени проводится фестиваль «Цвети, наш край». Фестиваль посвящен издавна известному лакомству – варенью! Во время фестиваля проводятся разные всевозможные конкурсы. Например, конкурс на самый необычный рецепт и презентацию варенья. Продукция презентовывается в творческой форме: стихи, частушки, песни и т.д., выбирают лучший костюм, а также проводят выставку икебаны.

Во время фестиваля варенья, любой желающий может попить чай с разнообразной выпечкой и вареньем, сваренным здесь же на костре. Гости фестиваля могут приобрести уникальный сувенир – «варенье с предсказанием».

В начале лета проводится «Фестиваль воздушных змеев - «Змеевы горы».

На большой поляне, над Волгой, размещается сцена, аттракционы, мини зверинец из домашних животных.

В фестивале принимают участие команды, которые запускают своих воздушных змеев. Команды делятся на тех, кто сам смастерил змея, и тех, кто их купил. Каждый запускает воздушных змеев. Их оценивает жюри. Под музыкальное сопровождение, проходит театрализованный мюзикл "Легенда о змее, живущем на Змеевых горах".

Также, во время посева и сбора урожая, на полях работники культуры ездят с концертами и поднимают настроение рабочим комбайнерам и водителям.

Заключительная часть с выводами.

На протяжении всего проекта, я пыталась донести мысль о том, что собираясь во время традиционных праздников общались, делились новостями, опытом, веселились и были как одно целое.

Тот уклад жизни наших предков, который происходил раньше, их вероисповедание, их быт, их культура и традиции - все имело определенный смысл и находило отражение в воспитании детей, в уважении к старшим, в характере людей. Когда народ чтит традиции, чтит культуру и веру как свою, так и соседа, то и характеры людей более доброжелательны, более спокойны, более уважительны, более открыты. Взрослея, я начинаю это понимать.

Недавно, из местных газет, я узнала, что в селах Саратовской Губернии есть культурные работники, которые организовывают для детей целые экскурсии и показывают им, как раньше проходили колядки, показывают старые фотографии, устраивают сценки и разучивают куплеты. Ежегодно, например, работники культуры многих сел, и села Воскресенское в том числе, организовывают Рождественские встречи и спектакли. Несмотря на современный мир и доступ в Интернет, люди всеми силами стараются сохранить историю и культуру и передать ее в живом виде.

Бывая там, мы ходим навестить знакомых бабушек, и тогда они рассказывают нам много интересного из прошлого. На мой взгляд, пока есть такие ценные источники информации, этим нужно обязательно пользоваться.

В селах работают краеведческие музеи или кабинеты, педагоги культуры передают опыт через художественные кружки. Местные умелицы устраивают кружки для детей по вязанию и плетению, а во время занятий рассказывают, как же шили, вязали, пряли наши бабушки и прабабушки.

Заканчивая этот проект, желаю каждому найти интерес к своему народу, к истории быта своего народа, к своим традициям, обычаям. А найдя, уже не отпускать и двигаться навстречу к информации о прошлом. Информация есть, и ее много.





























Список используемой литературы:
  1. Большая Саратовская Энциклопедия, 2010-2020 (saratovregion@bk.ru).

  2. Архив Воскресенского района Саратовской области.

  3. Сайт администрации Воскресенского района Саратовской области.

  4. История Саратовского края 1917-1965: Хрестоматия в помощь учителю истории. Саратов 1967.

  5. История Саратовского края с древнейших времён до наших дней. – Саратов: ООО “Приволжское издательство”, 2008.

  6. Газета “Новая жизнь” Воскресенского района за 2002-2020 г.