Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа Чехов - 2
Московской области
Проектная работа
(секция «Исток»)
Тема:
«Каким образом культура, религия, традиции, обычаи и обряды Саратовского Поволжья влияли на жизнь людей и что дошло до наших дней!? »
Выполнила: Николаева Дарья Романовна, ученица 3е класса, МБОУ СОШ Чехов-2 Научный руководитель работы: Нестерова Екатерина Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ Чехов-2 |
г.Чехов-2, 2022 г.
Оглавление
Введение 2
1. Основная часть 3
1.1. История заселения народов Саратовского Поволжья и её влияние на культуру. 3
1.2. Верования Саратовского Поволжья и традиции, обряды с этим связанные. 4
1.3. Традиции Саратовского Поволжья дошедшие до наших дней. 7
1.4. Новые традиции в Саратовской Губернии. 7
Заключительная часть с выводами 8
Список используемой литературы 10
Введение. Общество, живущее на планете Земля, ежедневно развивается и меняется. Какие – то вещи изнашиваются, стареют, заменяются новыми, более современным, более усовершенствованными. Ритм жизни людей становится очень быстрым, многое не замечается и проносится мимо. Вместе с ритмом жизни у людей меняется культура, речь, привычки, традиции, обычаи. Это происходит во всем мире и касается каждого.
Но есть вещи, которые не стоит обновлять и усовершенствовать, например, традиции и обычаи, которые стоит сохранить как они есть. Среди нас есть люди, которые гордятся своими традициями и обычаями, рассказывают о них, передают от поколения к поколению.
Расскажу немного и я о своей русской семье, и откуда мои корни, со своими традициями и обычаями.
Каждое лето я провожу в с. Воскресенское Саратовской губернии, на берегу р. Волга. Это очень красивое, интересное и историческое место. Здесь мои корни. Мои прабабушка и прадедушка - коренные жители села. Мои бабушка и дедушка проживают там в настоящий момент. Мои родители выросли и провели там свое детство. Этим местом я горжусь и считаю его своей второй родиной.
Очень много разной, интересной информации рассказывали мне и продолжают рассказывать о Саратовском Поволжье. Например, что Саратовская губерния очень многонациональна. Здесь проживают русские, казахи, татары, чуваши, армяне, азербайджанцы, чеченцы, украинцы, белорусы, нанайцы, мордва, литовцы, молдаване и другие народы. Практически в каждой школе губернии, в каждом классе, учатся ребята разных национальностей.
В каждом селе, городе уже очень давно уживаются между собой разные нации. Все дружны и миролюбивы, потому что чтут и уважают свою историю, традиции и обычаи друг друга.
Там, среди моих друзей, тоже много разных национальностей и все мы дружно бегаем на детской площадке, купаемся в р. Волге, устраиваем пикники на траве. Во дворе нашего дома всегда много детей, моя мама всех встречает и усаживает за стол. Она так гостеприимна, потому что ее так воспитали, так принято. И однажды я задумалась и задалась вопросом: а почему так принято!? Меня заинтересовала культура моего народа, моих предков, их традиции.
Родные объяснили, что так было всегда и что такое уважительное и доброе отношение к соседям, односельчанам и другим людям передается от старшего поколения к младшему. С раннего возраста детям рассказывают про веру, про обычаи и традиции своего народа . Жители Саратовского Поволжья чтут особенности своего быта, своей культуры и с большим уважением относятся к другим нациям.
Дети в этих семьях растут в уважении к старшим и с раннего возраста впитывают всю информацию.
Поэтому свой проект я бы хотела посвятить важной и интересной для меня теме: “Каким образом культура, религия, традиции, обычаи и обряды Саратовского Поволжья влияли на жизнь людей и что дошло до наших дней!?”
Основная часть.
История заселения народов Саратовского Поволжья и её влияние на культуру.
Саратовский край всегда славился своим гостеприимством и радушием. Это один из самых многонациональных регионов России.
Чтобы понимать какая культура и какие традиции сформировали Саратовское Поволжье, нужно окунуться в историю и изучить какие народы заселяли эти земли:
Саратовское Поволжье начало заселяться к середине XVIII века. До этого времени территория больше была похожа на пустыню, где на одном берегу орудовали разбойники, которые грабили проходившие по р. Волге купеческие корабли, на другом – обитали кочующие ногайцы, киргизы и калмыки, которые также разоряли и грабили все, что попадало под руку.
Русский народ на этой территории появился тогда, когда государство раздавало земли дворянам, а те, в свою очередь, переселялись сюда со своими крестьянами. Было здесь и много вольных крестьянских переселенцев. Были и, приглашенные Екатериной II, немцы.
А вообще, заселение Саратовского Поволжья шло с юга и с Зауралья. Это и определило в дальнейшем разноплеменность и смешение культур.
Все народы появились в Саратовской области под влиянием различных обстоятельств.
Мордва на Волге:
Представители этой национальности были стройны, красивы, сильны и храбры. Между собою всегда жили ладно, дружно. В результате тесного общения с русскими, часто вступали с ними в браки и со временем совсем потеряли национальную одежду, свои обряды, частично утратили родной язык, значительно уменьшилось коренное население.
Русские на Волге:
Саратовский край хранит историю быта русского народа, составляющего большую часть его населения раньше и сейчас.
Жилища в старину ставили из лесных срубов или саманные (стены из мелкой соломы с глиной). Дома были небольшие, крытые соломой. Внутри была обязательно печь. Жилище называлось избой. Занимались рыбной ловлей и торговлей. Русские еще шили одежду из собственных материалов. Одежда и обувь были простыми и удобными.
Традиции и обычаи русского народа всегда хранились и передавались от старших к младшим.
Татары на Волге:
Сначала татары были жадными и терпеливыми, занимались скотоводством, жили в кибитках. Хорошо они жили во времена правления Золотой Орды. После распада их правления, многие из кочевых народов стали оседлыми и остались в Саратовской губернии. Построили дома с мужской и женской половиной. Русские переняли у них резьбу по дереву. Особенная культура татар вошла в историю, ее следы проявляются и в русских традициях.
Немцы на Волге:
На территории Саратовского Поволжья жили и продолжают жить обрусевшие немцы. Это не те немцы, которые остались после Великой Отечественной Войны. Эти немцы приехали по приглашению Екатерины II , а в 1919 году для них, была даже образована Автономная область. Города Энгельс и Маркс имеют прямое отношение к немцам. Сейчас коренных немцев практически не осталось, но сохранилось много картин о берегах Волги известного художника Вебера и много информации в краеведческих музеях Саратовской области.
Украинцы на Волге:
Украинцы поселились после приглашения перевозить соли от озера Эльтон до Саратова. Так появились украинские хутора. Жилище строили традиционное, но с учетом климатических особенностей и заимствуя многое от русских. Долгое проживание среди русских, повлияло на культуру и быт, но что – то они сохранили и до наших дней.
Вывод:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на территории Саратовского Поволжья рядом друг с другом, в согласии и взаимопонимании, жили и продолжают жить представители множества народов. Мордва, немцы и украинцы, из – за тесного контакта с русскими, обрусели и смешение браков привело к уменьшению коренного населения и проникновению, и распространению русской культуры и русских обычаев и традиций. Татары наоборот, смогли не только не искорениться, но и укрепиться, добиться уважительного отношения к себе и своим обычаям.
Получается что большую часть населения Саратовского Поволжья составляют все таки русские. Поэтому дальше акцент будет именно про русский народ. Про христианскую веру, про русские традиции и обычаи.
Верования Саратовского Поволжья и традиции, обряды с этим связанные.
Мои прапрабабушка и прабабушка были верующим людьми. Поэтому очень важный момент моего проекта – это вера и каким образом она влияла на жизнь людей!?.
Очень интересно и особенно для меня то, что среди людей Саратовского Поволжья мирно уживались и уживаются две религии – ислам и христианство. Есть два основных правила двух этих религий в Саратовском крае:
- бережное отношение к природе (обе веры поклоняются создателям природы, это актуально до сих пор так как многие занимаются сельским хозяйством и скотоводством);
- бережное отношение к человеческой жизни (почитать предков, исполнять обряды, чтить семейно-родовую культуру также актуально и по сей день).
То есть здесь не было войн и вражды из-за веры, как пишут во многих книгах и снимают в фильмах. Наоборот, все народы уважительно относятся к своей вере и вере своих соседей.
На примере одного села расскажу как в Саратовской губернии жили русские. Русский народ жили в избах из дерева или саманных. Мой прадедушка строил свою избу из бревен. Так как леса в Саратовской области не так много, то бревна дед ловил те, которые плыли по р. Волга и возил на телеге. Дед построил родовой дом, который сохранен и по сей день, и стены его пропитаны историей.
Первоначальный вид избы я не застала, сейчас она внешне изменена и внутри сделан ремонт, но мама мне рассказывала, как было раньше в этом доме.
Обязательно в передней части дома, в избах, был “Красный, святой угол”, поэтому дома строили так, чтобы этот угол был на востоке. В передней части и освещение было лучше, так как обе прилегающие стены имели окна. “Красный, святой угол” это важное место в доме, которое играет большую роль. Иконы не развешивались по стенам, а ставились на полку. Полка изготавливалась из дерева и украшалась резьбой или росписью, длинными вышитыми полотенцами. Там находились свечи, иконы, лампада, святая вода, веточка вербы, куклы — обереги, выполненные руками хозяйки, пасхальное яйцо, молитвенники. Когда приходил гость, то снимал шапку и трижды крестился на иконы в красном углу, а затем здоровался с хозяевами. В нашем доме “Красный, святой угол” сохранен до сих пор. У моего дедушки сохранилась старинная рукописная икона, которая досталась ему от старшего поколения. Дед очень дорожит этой иконой и хочет ее отреставрировать.
Обязательно в избе была печь. Она обогревала и служила плитой. Готовили в печи и щи, и каши, и блины, и пироги. Кушали из деревянной посуды и деревянными приборами. Воды в избе не было, ходили с ведрами на колодцы.
Обязательно во дворе каждого дома была баня. Если не было своей, то ходили к соседям. Баню топили как правило один раз в неделю, по субботам. Если кто – то не затопил баню в субботу, то все знали, значит что – то случилось и шли узнавать. Мои родители застали эти обычаи. В субботу в селе мыли и парили тело, а в воскресенье шли в Храм и очищали душу. По воскресеньям народ не работал, отдыхал. Мама рассказывала, что ее бабушка ни шила, ни вязала по воскресеньям и ей не разрешала. Любая работа была под запретом и все в селах это знали и относились к этому с уважением. В селе, и по сей день, баню зачастую топят по субботам.
Моя прабабушка научила маму молиться и креститься. Мама прививает это и нам с братом. Мы также стараемся придерживаться этой традиции: в субботу - в баню, в воскресенье – в Храм.
Очень интересное я там узнала про летний христианский праздник День Святой Троицы когда однажды, зайдя в Храм, увидела на полу траву и веточки березы.
Праздник Святой Троицы обязательно выпадал на воскресенье, полы в жилище и в Храме устилали свежескошенной травой, иконы украшали берёзовыми ветвями. На Троицу поминали предков, ходили на кладбище, украшали могилу цветами. Также прославляли и расцветающую природу. Символом этого расцвета была молодая березка. В народе этот праздник еще называли именинами земли-матушки. В это день нельзя было вскапывать (тревожить) землю. В деревнях с утра пекли караваи и созывали гостей. А после обеда начиналось самое веселье для молодежи. Гуляли весело и шумно. Девушки на Троицу водили хороводы, а юноши высматривали себе невест.
На такой хоровод нельзя было явиться в будничном платье, девушки появлялись в нарядах, сшитых или украшенных своими руками.
На Троицу девушки на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами. Затем венки бросали в воду и наблюдали к какому берегу он пристанет, чей первым к берегу приплывет, той девушке и первой замуж выходить. В этот день умывали глаза водой из реки или колодца, чтобы не болели; бросали в реку или колодец мелкую монетку - на счастье; девушки загадывали желание.
Летом в селе отмечался еще один праздник - Ивана Купалы. На самом деле, это языческий праздник, но в деревне церковные традиции мирно уживались с языческими обычаями. Поэтому, с утра, люди ставили в храме свечи и молились Иоанну Предтече за детей., а потом, вечером, жгли костры и прыгали через них. В этот день народ использовал две природные стихии – воду и огонь. Именно поэтому, знаменитые купальные костры всегда разводили на берегу реки Волга.
Начиналось празднование с хоровода. Все жители села собирались вокруг кострища, пели песни, танцевали всю ночь. Девушки, имеющие суженого, должны были прыгать через костер вместе с ним, держась за руку. Одинокие девушки дарили понравившимся мужчинам венки из цветов – символ девичества. После прыжков, все с разбегу погружались в объятья реки. Люди верили, что человек, осмелившийся прыгнуть через пламя, обретет счастье и удачу до следующей Ивановой ночи, а вода, в свою очередь, избавляла человека от всех болезней.
Один из наиболее почитаемых праздников в Саратовской Губернии, как и на всей Руси, было и остается Рождество Христово. Пожалуй, нет другого праздника, который отмечался бы таким богатством обычаев, обрядов, примет. Начиналось все с колядок – то есть пелись специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. По обычаю, под окна каждого дома, приходили ряженые и пели колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году; славились хозяева дома, которые выносили в ответ пряники, пироги, сладости.
Народ заранее готовился и к колядкам и к Рождеству Христову.
Обязательно готовили кутью из пшеницы, ячменя или риса. К кутье нужно было сварить узвар – напиток из сухофруктов. Всеми приготовлениями занималась хозяйка дома, но первой кутью мешала дочь. После, с этой ложкой, она выходила на крыльцо, где слушала, с какой стороны запоёт петух (считалось, что туда она должна будет выйти замуж). Кутью и узвар также ставили в “Красный, святой угол”. Верующие односельчане обязательно ходили в Храм на Рождество.
Интересно было гадание на воске в этот период. Гаданием занимались молодые девушки. Они зажигали свечу и капали в воду. Получившиеся фигуры разгадывали и предсказывали по ним будущее.
Традиции Саратовского Поволжья дошедшие до наших дней.
От своих бабушек я узнала, что многие традиции и обычаи, которые были раньше, видоизменились и до нас дошли не полностью.
Например, сейчас в селе уже не отмечают так широко и весело День Святой Троицы. Молодёжь не собирается по вечерам и не устраивает хороводы, но обязательно ходят в Храм и не работают в этот день.
Праздник Ивана Купалы, который отмечался так интересно раньше, сейчас свелся к тому, что дети просто, при хорошей погоде, купаются в р. Волга и брызгаются друг в друга водой.
Никто уже не ходит колядовать перед Рождеством, но коренные бабушки, которые еще живы и здоровы, обязательно варят кутью на Рождество.
А однажды, соседка принесла нам вкусную выпечку. Я спросила: зачем? Мама рассказала мне, что здесь в селе, до сих пор, так поминают усопших, если это день их смерти или день их рождения. Через несколько дней другая соседка принесла нам сладости, и мы тоже поминали ее родных..
Масленицу, например, в селе отмечают все также весело, шумно и громко. Также остается много верующих людей. Некоторые обязательно соблюдают все христианские ежегодные посты.
Новые традиции в Саратовской Губернии.
На сегодняшний день, в Воскресенском районе Саратовской области, организованы и набирают обороты новые ежегодные традиции, которые местные жители приняли с радостью.
В начале осени проводится фестиваль «Цвети, наш край». Фестиваль посвящен издавна известному лакомству – варенью! Во время фестиваля проводятся разные всевозможные конкурсы. Например, конкурс на самый необычный рецепт и презентацию варенья. Продукция презентовывается в творческой форме: стихи, частушки, песни и т.д., выбирают лучший костюм, а также проводят выставку икебаны.
Во время фестиваля варенья, любой желающий может попить чай с разнообразной выпечкой и вареньем, сваренным здесь же на костре. Гости фестиваля могут приобрести уникальный сувенир – «варенье с предсказанием».
В начале лета проводится «Фестиваль воздушных змеев - «Змеевы горы».
На большой поляне, над Волгой, размещается сцена, аттракционы, мини зверинец из домашних животных.
В фестивале принимают участие команды, которые запускают своих воздушных змеев. Команды делятся на тех, кто сам смастерил змея, и тех, кто их купил. Каждый запускает воздушных змеев. Их оценивает жюри. Под музыкальное сопровождение, проходит театрализованный мюзикл "Легенда о змее, живущем на Змеевых горах".
Также, во время посева и сбора урожая, на полях работники культуры ездят с концертами и поднимают настроение рабочим комбайнерам и водителям.
Заключительная часть с выводами. На протяжении всего проекта, я пыталась донести мысль о том, что собираясь во время традиционных праздников общались, делились новостями, опытом, веселились и были как одно целое.
Тот уклад жизни наших предков, который происходил раньше, их вероисповедание, их быт, их культура и традиции - все имело определенный смысл и находило отражение в воспитании детей, в уважении к старшим, в характере людей. Когда народ чтит традиции, чтит культуру и веру как свою, так и соседа, то и характеры людей более доброжелательны, более спокойны, более уважительны, более открыты. Взрослея, я начинаю это понимать.
Недавно, из местных газет, я узнала, что в селах Саратовской Губернии есть культурные работники, которые организовывают для детей целые экскурсии и показывают им, как раньше проходили колядки, показывают старые фотографии, устраивают сценки и разучивают куплеты. Ежегодно, например, работники культуры многих сел, и села Воскресенское в том числе, организовывают Рождественские встречи и спектакли. Несмотря на современный мир и доступ в Интернет, люди всеми силами стараются сохранить историю и культуру и передать ее в живом виде.
Бывая там, мы ходим навестить знакомых бабушек, и тогда они рассказывают нам много интересного из прошлого. На мой взгляд, пока есть такие ценные источники информации, этим нужно обязательно пользоваться.
В селах работают краеведческие музеи или кабинеты, педагоги культуры передают опыт через художественные кружки. Местные умелицы устраивают кружки для детей по вязанию и плетению, а во время занятий рассказывают, как же шили, вязали, пряли наши бабушки и прабабушки.
Заканчивая этот проект, желаю каждому найти интерес к своему народу, к истории быта своего народа, к своим традициям, обычаям. А найдя, уже не отпускать и двигаться навстречу к информации о прошлом. Информация есть, и ее много.
Список используемой литературы: Большая Саратовская Энциклопедия, 2010-2020 (saratovregion@bk.ru).
Архив Воскресенского района Саратовской области.
Сайт администрации Воскресенского района Саратовской области.
История Саратовского края 1917-1965: Хрестоматия в помощь учителю истории. Саратов 1967.
История Саратовского края с древнейших времён до наших дней. – Саратов: ООО “Приволжское издательство”, 2008.
Газета “Новая жизнь” Воскресенского района за 2002-2020 г.