СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему: «Белоствольная березка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект для дошкольников на тему:«Белоствольная березка»

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: «Белоствольная березка»»



МБДОУ «Жемчужина» группа «Улыбка» с.Долинное















Проект

«Белоствольная березка»
















2016-2017 г.

Воспитатель:

Хатыбова Э.Б.



Паспорт проекта.

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность:

Участники: дети группы «Улыбка», музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Образовательная область: познание, коммуникация.

Актуальность: экологически – грамотное отношение к природе.

Цель проекта: формировать начало экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта: Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

Предполагаемый результат: сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о пользе деревьев и берёзы в частности.


Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта: привлечение музыкального руководителя.


Работа с родителями: консультация, анкетирование.


Продукт проектной деятельности: выставка рисунков «Портреты дерева в разное время года», выставка поделок «Волшебная береста», презентация проекта, путешествие в парк.



















Актуальность:

Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы поведения в местах отдыха, оставляют мусор, включают громко музыку, вырезают надписи на стволах деревьев, обижают бездомных животных.

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они проявляют заботу о животных, интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.

Выводы:

1. Дети проявляют большой интерес к природе. Дети имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой.

2. Дети не знают, почему берёза - самое почитаемое дерево в России.


Виды работы:

Сбор информации.

Подбор иллюстративного материала.

Отбор художественной литературы, публицистического материала.

Подбор музыкального материала.

Организованная и неорганизованная деятельность.

Совместная и самостоятельная деятельность.

Создание уголка по проблеме проекта.

Презентация проекта.


Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители старшей группы. 


Срок: 3 недели.


1 этап - Разработка проекта.

Цель проекта: формировать начало экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

2. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой.

3. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.

4. Развивать у детей познавательную активность.

5. Активизировать и обогащать словарь.

6. Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.

Предполагаемый результат:

Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности.

2 этап - Перспективное планирование.

Цикл наблюдений:

Почему зимой нет листьев на деревьях?

Берёза в весенним днем.

Беседы с детьми:

Красота природы бесценна.

Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой.

Что мы знаем о деревьях и берёзе в частности.

Как берёзу использовали в древности.

Экскурсия в парк.

Художественная литература.

Чтение: В. Бианки «Волшебная берёза»,

И. Соколов-Микитов «Берёза»,

Е. Тимошенко «Ёлочки метёлочки».

Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила».

Заучивание: А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую»,

С.Есенин «Белая берёза».

Организованная деятельность

Беседа «Красота природы бесценна»

Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»

Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.


Рассказ воспитателя «Воспетое дерево»

Цель: познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки». Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное к ней отношение.


Беседа: «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?»

Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.


Комплексное занятие «Люблю берёзку русскую»

Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе, обобщать знания о берёзе. Расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать любовь к русской берёзке.


Совместная и самостоятельная деятельность

Художественно- продуктивная:

Рисование «Белая берёза» по стихотворению С.Есенина.

Макет «Белоствольная берёза».

Коллективная аппликация «Берёза».

Совместная деятельность с родителями:

Воскресные наблюдения «Красавица берёзка».

Поделки на выставку «Волшебная береста».

Детская художественная литература.

Фотоальбом «Родная природа».

Альбом «Портреты берёзы в разное время года».

3 этап - Реализация проекта.

4 этап – Презентация.

Развлечение для детей «Люблю берёзку русскую».

Итог работы:

Вопросы к детям:

- Что вы узнали нового, чего раньше не знали?

- Что вас удивило?

- Что понравилось больше всего?

Перспектива: оформление дневника наблюдений «Наше дерево».























Приложение №1.

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»

Цель: Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?

5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?

6. Кто сажает деревья? Для чего?

7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?

8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?

9. Как можно определить возраст берёзы?

10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?


Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?»

Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»

Программное содержание. Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)

- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?

- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)

- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)

- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)

- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)

- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.

- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)

- Ветер переносит семена берёзы.

- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.

- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)

- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы. 















Приложение №2.

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Люблю березку русскую»

Программное содержание: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.

Оборудование:Иллюстрация с изображением берёзы.Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня), «Времена года» П.И. Чайковского.Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».

Ход

Загадка:

Стоит Аленка, платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.

- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)

- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)

- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)

- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!

- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)

- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.

- О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.

Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».

- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.

Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».

- Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!

Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.

- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.

- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:

Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.

Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.

Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.

Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка».












Приложение №3.

Белая берёза 

 

Белая берёзка
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
(С. Есенин)



Русская берёзка 

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется,
  но не ломится!
(А. Прокофьев)

 









Приложение №4.

Художественная литература.

В. Бианки «Волшебная берёзка».

Вчера вечером и ночью шёл тёплый, липкий снежок, облепил все голые ветки моей любимой берёзы в саду перед крыльцом, весь белый её ствол. А под утро ударил морозец.

Солнце взошло на чистом небе. Смотрю, моя берёзка стала волшебная: стоит вся, до самых тоненьких веточек, как глазурью облитая; сырой снежок замёрз – óжеледь Сияет вся моя берёзка.

Прилетели долгохвостые синицы. Пушистые, тёплые, похожие на крошечные клубочки белой шерсти с воткнутой в каждый вязальной спицей. Сели на берёзку, крутятся на ветках, - чем бы позавтракать?

А коготки скользят, а клювиком не продолбить ледяной корки. Звенит берёзка, как хрустальная, тоненьким холодным звоном.

Улетели с жалобным писком синицы.

Солнце выше, выше, теплей, - и растопило óжеледь.

Все ветки и ствол волшебной берёзы заструились, и она стала как ледяной фонтан.

Началась капель. Искрясь и переливаясь, побежали по веткам серебряные змейки.

Вернулись синицы. Не боясь замочить лапки, привесились к веткам. И вот им радость: больше не скользят коготки, угощает их вкусным завтраком оттаявшая берёза.

Сноска

  1. Óжеледь – ледяной налет, образующийся из охлажденных капель тумана или дождя, гололедица.





Иван Соколов-Микитов
«Береза».

Бродя по открытым проталинам в оживающей тундре, я попал в целую «берёзовую рощу». Под моими ногами, ища защиты от холода, стелились по земле крошечные полярные берёзки. Высота деревьев едва достигала десяти-двадцати сантиметров. Однако это были настоящие берёзы с надувшимися весенними почками, готовыми распуститься. Множество куропаток перелетало и токовало в этой удивительной маленькой роще.

Я с трудом выдернул из земли крепко державшееся корнями покрытое почками корявое деревцо и положил в сумку. Дома, в бараке, я поставил деревцо в бутылку с водою, и через несколько дней в тепле готовые почки стали доверчиво распускаться. Из них показались сложенные гармоникой зелёные нежные листочки, и всё растеньице вдруг оживилось. Это была настоящая весенняя берёзка с крошечными круглыми и зазубренными листочками величиной с крылышко мухи. Деревцо пахло обыкновенной берёзой, и этот знакомый запах весны особенно напоминал родину, детство, распускающийся лес и любимую мною весеннюю охоту...

Таким же крошечным кустарничком здесь растёт ива. Тонкие упругие стебли её прячутся в земле, поросшей мёртвой травою. На тоненьких ветках надулись весенние пуховки. Странно видеть эти знакомые ласковые шелковистые пуховки среди незнакомой и такой чуждой природы.


Е. Тимошенко «Елочки – метелочки».

 

На косогоре у речушки Шершавки, в которой только в дождливую пору да весной тихо струится вода, росла Берёза. Невдалеке от неё стояли высокие старые ели, маленькие берёзки да частый ельник. 
На конце зимы на большие ёлки повадилась приходить белочка. Она шелушила шишки, ела из них семена, некоторые второпях роняла. Семечки, кружась на ветру, летели вниз и ложились на снег возле Берёзки. Берёзка возмущалась громко, гневно, только, что не топала ногами:

— Куда она их сыплет? И зачем?! Эти семечки потом станут ёлками-метёлками, закроют мне солнце! заслонят простор! Ветер-ветерок, — обратилась Берёзка к ветру, — отнеси, пожалуйста, семена противных ёлок-метёлок куда-нибудь подальше. Мне они не нужны!

Ветер, хотя и не был согласен с Берёзкой, всё же швырнул семена в сторону от неё.

Весной снег растаял. Семена водой прижало к земле. Они пустили цепкие корешки, и вскоре поднялись малюсенькие, чуть заметные ёлочки с зелёными иголками. Год за год ёлочки подросли. Соседние берёзки тянулись вверх проворнее их, и ёлочки за ними не поспевали и прикрывали-то их едва-едва до половины.

Строптивая Берёзка, та, что просила ветер отнести семена ели подальше от неё, стояла одна. Стройная, раскидистая в ветвях, она игриво шевелила листвой на ветру и приговаривала:

— Я самая красивая! Я у всех на виду! У меня и солнце — со всех сторон, у меня и воздух чистый — со всех сторон. Никто мне не мешает.

После одной из морозных зим началась затяжная весна с ветрами да снежными метелями. Казалось, что где-то на севере недобрый великан распахнул ворота, и холод, сокрушая всё на своём пути, понёсся к югу. Подлетел ураган и к речке Шершавке.

Первой повстречалась ему Берёзка, она ведь стояла на самой опушке. Ураган набросился на неё. И гнул к земле, и метал из стороны в сторону, старался изловчиться, подналечь и сломать. Перепуганная Берёзка закричала:

— Ой, я не могу! Ураган меня переломит! Ёлочки-метёлочки, укройте!

Ёлочки-метёлочки в ответ шумели издали:

— Мы рады бы помочь тебе, мы заслонили бы от урагана, но мы далеко от тебя. А теперь мы не можем летать, нас корни не пускают.

Берёзка еле-еле держалась. Едва живая, пружиня под напором ветра, она всё умоляла:

— Спасите меня! Ёлочки-метёлочки, на помощь!

Ураган всей силою, которую накопил на просторе у косогора, налетел на Берёзку. Вцепился, согнул её до самой земли. Берёзка из последних сил держалась и выкрикивала:

— Ах, я не устою одна! У меня кончаются силы! Погибаю!

Берёзка боролась, старалась выпрямиться. Ураган обозлился и навалился ещё пуще. Раздался треск. Тонкий ствол дерева не выдержал, надломился. Берёзка упала.

— Прощайте, — простонала она напоследок. В свежем изломе показался сок. Крупными каплями он катился по белому стволу, как слёзы. Берёзка неслышно плакала.

Тревожно шумел лес. Раскачивались сосны и ели, ветер свистел в голых сучьях осин, раздавался треск падающих деревьев. Стонало, скрипело и ухало. Притаились белки, замерли в укрытиях зайчишки, выжидали в низинах лоси, затихли птицы. На прощанье ураган потешился метелицей и засыпал всё чистым белым снегом.

На другой день сияло солнце, было по-весеннему тепло. Выпавший рыхлый снег быстро таял, унося с собою и зимний. Весело пели птицы. Деревья расправили ветви, ёлочки-метёлочки казались ещё наряднее: у них на иголочках капли светились разноцветными фонариками. Дышала земля, всё радовалось, всё набирало силу.

А Берёзка, сломанная ураганом, лежала вдоль сугроба и лила свой сладкий сок. Его жадно пили большекрылые комарики, пили, как живую воду, чтоб скорее окрепнуть и вырасти.

Этой же весной я собирал на проталинках и на солнцепёке первые грибы, сморчки, и шёл вдоль Шершавки. Я увидел сломанную ураганом Берёзку.

Я поднял Берёзку, подпёр длинной жердью с той стороны, где гибкая часть ствола не треснула, замазал глиной излом, обернул пластмассовым мешочкам, который лежал у меня на дне корзинки, обложил упругими сухими еловыми сучками и туго-натуго завязал верёвкой.

Берёзка проснулась, зашелестела ветвями с уже набухающими почками:

— Я, кажется, буду жить. Спасибо тебе, человек.

Деревья на опушке повторили хором:

— Спасибо вам. Мы не забываем добро. Мы и вам дадим силы.

Берёзка грустно вздохнула:

— Я сама виновата в своем горе.

Позже, когда ствол Берёзки сросся, я снял повязку, убрал подпорку.

Прошло несколько лет. Я часто прихожу на это место. Бываю и весной, и летом, и осенью, — и всегда любуюсь ожившей берёзкой. Она встречает меня радостным шумом ветвей, и кажется, что она ждёт этого свидания. Теперь она уже не одна. Вокруг неё много подрастающих ёлочек. Они сплелись ветвями, будто ребятишки взялись за руки, и ведут у Берёзки весёлый хоровод.











 

Приложение №5.

Развлечение «Люблю берёзку русскую!»

Ведущая: Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками

В карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками!

Мы вокруг березки

Встанем в хоровод,

Радостно и звонко

Каждый запоет!

Хоровод вокруг березки с лентами

Ведущая:

К березке ближе подойдем

И ветки лентами завьем.

Ведущая и дети под музыку украшают березку разноцветными лентами.

Белая березонька,

Ходи с нами гулять.

Ходи с нами гулять,

Вешних птиц закликать!

Звучит фонограмма «Голоса зимнего леса», дети прислушиваются к голосам птиц,

Узнают их. В это время Ведущая прикрепляет к ветке березы изображение воробышка. Голоса птиц стихают, дети занимают места в зале.

Ведущая:

А это что за птичка,

Ростом невеличка,

На березку села,

Песенку запела?!

Дети отвечают, Исполняется песня «Зима прошла» (индивидуальное пение).

Ведущая:

Ветками березка

Машет на опушке,

И приветы шлют нам

Милые зверюшки!

Инсценировка «Лесные музыканты».

Ведущая:

Собрались музыканты на зеленый лужок,

Принесли музыканты- кто гармошку, кто рожок.

Под мелодию народной песни к березке подходят участники инсценировки.

Сколько музыкантов -

Столько и талантов!

Мышка:

Мышка на пригорке

Пляшет возле норки,

Колокольчиком звенит,

Всех в округе веселит!

Мышка звонит в колокольчик и приплясывает.

Кошки:

Две веселых кошки

Взяли в лапы ложки,

Деревянные, резные,

Звонкие да расписные!

(Играют на ложках).

Медведь:

Если в бубен бьет медведь,

Бубну как не зазвенеть!

Станет бить комар в него-

Не услышишь ничего

(Бьет в бубен).

Заяц:

Бом-бом, бам-бам!

Заяц сел за барабан!

Заиграл – и в тот же час

Все вокруг пустились в пляс!

(Играет на барабане).

Ведущая:

Сели звери все рядком,

Заиграли ладком.

Выходите, малыши,

Попляшите от души!

Свободная пляска под аккомпанемент шумового оркестра.

Поплясали дружно –

Отдохнуть всем нужно.

(ведущая предлагает прочесть стихи о березке, о весне; дети читают стихи по выбору педагога).

Звучит пьеса «Лошадка», в зал на игрушечной лошадке-палочке

Въезжает Петрушка.

Петрушка:

А вот и ребятишки!

Здорово, парнишки!

Здорово, девчушки,

Резвушки-хохотушки!

Я – ваш знакомый, Петрушка! Пришел вас позабавить да потешить

А что, хороша ли у меня лошадь? (показывает).

Ведущая и дети хвалят лошадку.

Ведущая:

А хочешь Петрушка, мы тебе песенку про лошадку споем?

Песня «Игра с лошадкой» ( музыка Кишко). Петрушка хвалит детей.

Петрушка: А показать вам, как я свою лошадку поймал, а потом запрягал? (Ответ детей.),

Ну-ка, где мой платочек? (достает платок и завязывает себе глаза).

Вот так я ее ловил, с завязанными глазами.

Ведущая:

Ребята, давайте пошутим с Петрушкой! Будем цокать, скакать и в лошадки играть. Пусть попробует Петрушка свою лошадку отыскать!

Игра «Жмурки с Петрушкой». В конце игры Ведущая подает Петрушке его лошадь.

Петрушка:

Наконец ее поймал!

Ох, запыхался, устал.

Сяду под березкой, отдохну

Да послушаю тишину!

Садится под березкой, дети – на стульчиках.

Прислушаюсь, как шелестят листочки, как подрастают цветочки.

(Из-за дверей слышится пение,

Петрушка прислушивается.)

Кто- то песенку поет,

Кто-то в гости к нам идет!

Матрешка (входя в зал):      

Это я, Матрешка,

Песенку пою,

Это я, Матрешка,

В гости к вам иду!

По лесу гуляю,

Загадки собираю!

Загадывает несколько загадок; за правильный ответ можно «вручать» отгадку - рисунок.

Матрешка:

У меня, Матрешки,

Резвые ножки,

Не хотят стоять на месте.

Попляшите со мной вместе!

Исполняется «Маленькая полечка» Д .Кабалевского.

Матрешка и Петрушка танцуют в центре круга.

А теперь, ребятки,

Поиграем в прятки!

Игра – сюрприз «Прятки с платком». В заключение игры под платком оказывается угощение.

Петрушка с Матрешкой раздают его детям, затем прощаются и уходят.

Ведущая:

Пора и нам с березонькой прощаться

И в детский садик возвращаться.









Приложение №6.

Конспект по рисованию на тему «Белая берёза».

Цель:Учить детей создавать в рисунке образ красавицы березы по мотивам стихотворения С. Есенина «Белая береза». Совершенствовать технические приемы работы кистью: концом кисти, боковым мазком. Формировать эстетический вкус. Воспитывать бережное отношение к природе. 

Материалы и оборудование: 
 гуашь белого цвета, гуашь черного цвета, простой карандаш, ластик, кисточка беличья или колонковая №2, заранее подготовленные поролоновые тампоны и тонированный альбомный лист. Вместо тонированного листа можно использовать лист голубого цвета для принтера, образец с изображением зимней березы. 

Предварительная работа: 
Чтение стихотворения «Белая береза» С. Есенина; беседы о березе, о зимнем явлении природы – инее; рисование деревьев; прогулки и наблюдения. Словарная работа: игра «Скажи красиво» (подбор определений к словам) . 

Ход занятия: 
Воспитатель: Ребята, недавно мы прочли красивые стихи о зимней заснеженной березе, и сегодня я снова напомню их вам: 

Белая береза 
Под моим окном 
Принакрылась снегом, 
Точно серебром. 
На пушистых ветках 
Снежною каймой 
Распустились кисти 
Белой бахромой. 
И стоит береза 
В сонной тишине, 
И горят снежинки 
В золотом огне. 
А заря, лениво 
Обходя кругом, 
Обсыпает ветки 
Новым серебром. (Показываю изображение березы) 

Поэт Сергей Есенин нашел очень красивые слова, чтобы рассказать о березе. Только я не поняла, каким это серебром принакрылась береза? (снегом или инеем). Но ведь снег белый. Почему его сравнивают с блестящим металлом? (снег блестит, искрится, особенно при свете солнца). На дворе зима, у березы нет листвы, почему же поэт называет ветки пушистыми? (они покрыты пушистым снегом, инеем). Давайте мы с вами опишем березу так же красиво, как поэт Сергей Есенин, только своими словами. Какая береза? 

Дети отвечают: белая, красивая, стройная, снежная, серебристая, нарядная. Педагог: Молодцы! Вы подобрали такие замечательные слова, что я представила березу как красивую девушку, которая повязала нарядную шаль с бахромой и вышла прогуляться. 

Динамическая пауза «Березка» 
Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся в хоровод, 
И к березке подойдем в белом сарафане (идут в центр хоровода) . 
Разойдемся в круг большой (расходятся, 
И покружимся с тобой (кружатся) . 
Дует ветер на тебя (вдох-выдох, 
И садятся птицы (приседают) . 
А на ветках у тебя 
Иней серебрится (поднимаются, поднимают и опускают руки) . 
На дворе сейчас зима – холодно, морозно (поглаживаем себя руками по плечам, 
Шубу снежную надень, белая березка! (кружимся) 


Предлагаю нарисовать сегодня красивую стройную зимнюю березку с ветками, покрытыми серебристым инеем. Кто хочет рассказать, что нарисуем сначала, что потом? Дети рассуждают: нарисуем снежную поляну, на ней березу – ствол, ветки. 
Воспитатель: У березы ветви прямые или изогнутые? (Изогнутые) 
Воспитатель: Как будем рисовать изогнутые ветви? (От ствола вверх, закругляем, вниз) 
Воспитатель: Все правильно. И помните про черные черточки на коре березы. Их лучше нарисовать в конце работы. 
Дети приступают к рисованию. Педагог по мере необходимости проводит индивидуальную работу.

Методы: похвала, словесное побуждение, показ. 


Итог занятия: выставка работ.

Воспитатель: Сколько берез! Ребята, как называется большое количество берез в одном месте: лес, бор, дубрава, роща?

Дети: Березовая роща. 

Воспитатель: Предлагаю вам сейчас рассказать о своих березах: какие они – большие или маленькие, что делают – спят или разговаривают друг с другом. Вот мой образец.

Слушайте внимательно: Моя береза – совсем ребенок: маленькая, тоненькая. Недавно прошел снег, засыпал ей все ветки, и они сильно наклонились. Моя березка спит и ей снится сон про лето.

2-3 ребенка по желанию рассказывают про березу.




Приложение №7.

Игровая деятельность.


Цель:

Учить самостоятельно организовывать игры. Активизировать у детей воображение, стимулировать творчество, развивать двигательную активность.

- Проблемно-игровые ситуации:

«Я пойду берёзку заломаю»

«За берёзовым соком»

- Сюжетно-ролевая игра:

«Семья»

«У бабушки в гостях»

«Путешествие в лес»

- Дидактические игры:

«Угадай, с какого дерева лист»

«Что берёза дает»

- Подвижные (народные) игры:

«Горелки»

«Ручеек»

«Плетень»




























Приложение № 8.

Экспериментирование.

Цель:

Развивать умения детей взаимодействовать с исследуемыми объектами, как средствами познания окружающего мира.


  1. Рассматривание бересты под лупой.

Вывод:береста слоится, поэтому в природе происходит замена верхнего слоя коры березы – бересты».


  1. Кому лучше?

Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Оборудование: два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.

Ход опыта: Воспитатель предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут — в воде или в почве. Дети помещают черенки березы в разные емкости — с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растения от почвы (у растения в почве первый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее)


3) Кто быстрее?

Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Оборудование: веточки березы или тополя (весной), вода с минеральными удобрениями и без них.

Ход опыта: Воспитатель предлагает детям определить, нужно ли растениям удобрение, и выбрать разный уход за растениями: одно — поливать обычной водой, другое — водой с удобрениями. Дети помечают емкости разными символами. Наблюдают до появления первых листочков, следят за ростом (в удобренной почве растение более сильное, растет быстрее). Результаты оформляют в виде модели зависимости растений от богатства почвы (в богатой, удобряемой почве растение крепче, лучше растет).







Заключение.


Мы очень надеемся, что проведенная работа поможет детям испытать любовь к родной стране гордость и уважения за свою нацию русскую культуру, традиции, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.


Где бы ни росла, береза - всюду она приносит людям радость и свет. Береза символ России нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, и вечна наша родная земля.