СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему "Буктрейлер как способ повышения читательской активности школьников"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему "Буктрейлер как способ повышения читательской активности школьников"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат № 2 для детей, нуждающихся в длительном лечении»

города Магнитогорска



Творческий проект

Буктрейлер как способ повышения читательской активности школьников


Выполнил: ученик 10 «А» класса Исрофилов Александр

Наставник: учитель русского и литературы Нестерова Елена Сергеевна










Магнитогорск, 2021

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. 4

ГЛАВА 2 7

ГЛАВА 3 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

Список литературы 12

Приложение………………………………………………………………………………………… 13











































Введение

XXI-век информационных технологий. Большинство детей с младенчества берут в руки телефон, начинают играть, просматривать мультфильмы, поэтому книга после телефона им уже не интересна. Формируется совсем другое мышление, основанное на получении быстрой информации, которую не надо обдумывать, анализировать, изучать.

Как вернуть современного школьника к книге? Как помочь ему понять, что книга-основа духовности человека?

Цель проекта: привлечение внимания сверстников к чтению с помощью буктрейлеров.

Задачи:

  1. провести опрос среди учащихся школы-интерната, с помощью которого

выявить процент читающих школьников и выяснить причины снижения уровня читательской активности;

2) проанализировать способы повышения читательской активности среди школьников и рассказать о них сверстникам;

3) создать буктрейлеры для разных возрастных групп школьников.

Проблема: низкий уровень читательской активности школьников

Практическая значимость: данный проект поможет привлечь школьников к чтению, тем самым повысить их уровень читательской активности





















ГЛАВА I.

О, мой винтажный читатель! Бумажный букинист, пережиток пыльных чердаков, отважный токсикоман, подсевший на самый «опасный» в мире наркотик! О, доблестный хранитель заплесневелых фолиантов, божественный литературный аутист, спаситель разума от забвения, молю тебя, НЕ ИСЦЕЛЯЙСЯ!

Фредерик Бегбедер «Конец света. Первые итоги»

В 2013 году вышла любопытная книга Фредерик Бегбедер «Конец света. Первые итоги», в которой заявлена проблема исчезновения бумажных книг, замена их на электронные, а затем и полная потеря интереса к чтению. Это очень опасная тенденция, которую хотелось бы приостановить. Возродить интерес молодежи к книге, ориентируясь на запросы современного молодого человека, просто необходимо для будущего нашей страны.

А сейчас предлагаем Вам почитать небольшой отрывок из этого романа:

«Книги – это бумажные тигры с картонными зубами, это усталые хищники, которые вот-вот попадут на обед другим зверям. Зачем упираться, продолжая читать эти неудобные штуки? Хрупкие, подверженные возгоранию листы, отпечатанные в типографии и нуждающиеся в переплете, – да еще и без электрических батареек? Ты безнадежно устарела, старая книжка со стремительно желтеющими страницами, ты – пылесборник, ты – кошмар переезда на новую квартиру, ты – пожиратель времени, ты – фабрика молчания. Ты проиграла войну вкусов. Читатели бумажных книг – просто старые маньяки; старость все ближе к ним с каждым днем, а диагноз – все суровей с каждым вечером. Им нравится трогать книгу руками, вдыхать ее аромат, загибать уголки, делать на полях пометки, откладывать чтение и снова возвращаться к нему с любого места, в любое время, не заботясь о том, чтобы подключиться к Сети. Вот она, трагедия старческого слабоумия. Сам факт того, что мы читаем текст на бумажном носителе, превращает нас в ветхую рухлядь, подобную Монтэгу – герою научно-фантастического романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», написанного в 1953 году и предвосхитившего наступление мира, в котором мы сегодня живем. В том мире бумажные книги были запрещены, а пироманам пожарным платили за то, что они их жгли. … его предсказание сбывается на наших глазах: через несколько лет бумажных тигров вытеснят плоские экраны, принадлежащие трем американским (Apple, Google и Amazon), одной японской (Sony) и одной французской (Fnac) компаниям».1

Действительно, грустно.

Мы решили провести опрос среди разных возрастных групп ребят нашей школы с целью выяснить причины снижения уровня читательской активности. В опросе принимали участие обучающиеся шестого, восьмого, десятого и одиннадцатого класса.





1. Фредерик Бегбедер «Конец света. Первые итоги».-М., 2013.-С.-3



По результатам опроса мы выяснили, что в среднем звене читательская активность школьников находится на достаточном уровне: 85%. К старшим классам она снижается до 60 %. Этот показатель поддерживается благодаря тому, что школьникам необходимо читать тексты, которые они изучают на уроках литературы. Без особой необходимости ученики не поддерживают интерес к чтению.

Сниженный уровень читательской активности обусловлен несколькими причинами: увлечение общением в социальных сетях, компьютерными играми и т.д.

На вопрос:

-Нравится ли вам школьная программа по литературе?

45% опрошенных ответили положительно, остальные – хотели бы внести определенные изменения. Практически все опрошенные хотели бы больше внимания уделить современным зарубежным авторам: Патрик Несси «Голос монстра», Кэтрин Стокетт "Прислуга", Маркус Зусак "Книжный вор", Дэниел Киз "Цветы для Элджернона", Рэй Брэдбери «451 градус по фаренгейту», Нил Гейман «Американские боги», Стивен Кинг "Талисман", "Противостояние".

Есть интерес и к классическим произведениям: Агата Кристи "Десять негритят", В. Гюго "Гаврош-Козетта, В. Набоков "Лолита", Ф. М. Достоевский «Бесы», стихотворения Роберта Рождественского.

Есть и более прагматические интересы. Вот такой интересный запрос поступил от ученицы 10 класса: «Я бы хотела включить в программу такие произведения, которые нам помогут вам в дальнейшем. Например, книга Р.Шерон «Бедный папа, богатый папа». В этой книге сравнивается мышления бедного и среднего класса с богатыми, книга учит финансовой грамотности и обращению с деньгами. Я думаю, что эти знания мы должны получать в школе, чтобы иметь основы финансового учёта и знания о деньгах».



Вышеописанный опрос мы провели после знакомства с аналогичным опросом, который проводился крупнейшим в России издательством учебно-методической литературы «Просвещение».

По его результатам опроса специалистов Института прогрессивного образования, все произведения школьной программы изучают только 15% учеников, 71% подростков отметили, что читают их выборочно. Ещё 14% заявили, что практически ничего не читают из курса литературы и предпочитают художественные экранизации произведений либо их краткий пересказ.
48% респондентов отметили, что им не нравятся книги, которые они читают. По мнению школьников, учебная программа по литературе перегружена сложной для понимания в их возрасте классикой, при этом практически отсутствуют истории о сверстниках и актуальных проблемах современности.
Что же ребята хотели бы видеть в школьной программе по литературе? «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева, «Generation “П”» Виктора Пелевина, «Смерть Ахиллеса» Бориса Акунина, а ещё — рассказы братьев Стругацких, Сергея Довлатова, Людмилы Улицкой, Дмитрия Быкова, Александра Цыпкина, Сергея Минаева и Наринэ Абгарян. Среди современных зарубежных произведений ребята отметили «Гарри Поттера» и «Голодные игры» Сьюзан Коллинз.
При сравнении опросов мы сделали интересное наблюдение, обучающихся нашей школы больше интересуют зарубежные авторы, в то время как респондентам специалистов Института прогрессивного образования не хватает российских авторов.

Действительно, настоящая удача для подростка — найти книгу, которая поможет отыскать ответы на волнующие вопросы и решить текущие проблемы. Конечно, можно обратиться за рекомендацией к родителям, библиотекарю или друзьям. А можно зайти на сайт «Нейросеть» (смотреть в приложении), пройти небольшой и очень интересный тест и получить совет, какую книгу сейчас стоит прочитать.
С помощью нескольких вопросов программа определяет эмоциональное состояние подростка и подбирает те книги, в которых герои находятся в схожем положении. Читая эти произведения, школьник будет находить общие черты у себя и персонажей, а значит, сможет лучше проанализировать свои мысли, чувства и поступки и найти верное решение в своей жизненной ситуации.





























ГЛАВА II. Современные способы повышения читательской активности среди подростков

В настоящее время с каждым годом все больше и больше утрачиваются традиции чтения. Книга оказывается вытесненной современными технологиями, интерес к ней постепенно исчезает. И для решения этой проблемы мы хотим рассказать о нескольких способах привлечения ребенка к чтению.

В ВПР по обществознанию 8 класса был предложен вопрос о роли библиотек в наше время. Один из учеников выразил мнение о том, что библиотеку сейчас посещаю одни пенсионеры, поскольку они не умеют пользоваться интернетом. У нас на это совершенно иная точка зрения: библиотека играет немаловажную роль в жизни школьника, а особенно старшеклассника. В программу литературы старших классов включено множество произведений и для их прочтения библиотека просто необходима, конечно, в наше время любую книгу можно найти в интернете и прочитать ее, но для большинства школьников гораздо лучше читать книгу в бумажном переплете. В нашей школе библиотека временно не работает, но в нашем городе существуют и другие библиотеки.

Например, библиотека имени Бориса Ручьёва предоставляет пользователям доступ к библиотечным информационным ресурсам и документы на различных видах носителей. Фонд библиотеки составляют печатные издания по всем отраслям знаний, популярные и специальные периодические издания, документы на электронных носителях, справочные правовые системы. Объем книжного фонда ЦГБ составляет свыше 118 тыс. экземпляров. Информационные ресурсы библиотеки активно востребованы 18 750 пользователями.

 В библиотеке реализуются 10 просветительских целевых комплексных программ для всех возрастных групп; основные направления работы: патриотическое воспитание, литературное краеведение, пропаганда здорового образа жизни, формирование читательских вкусов и предпочтений и др.

Ежегодно в стенах библиотеки проходит более двухсот мероприятий по повышению общеобразовательного уровня, организации интеллектуального досуга, развитию разносторонних интересов магнитогорцев. 

Центральная библиотека принимает участие в общероссийских акциях «Тотальный диктант», «БиблиоНочь», открытых для населения всех возрастов.

При библиотеке работают 15 клубов и любительских объединений. Для социально незащищённых слоёв населения – пенсионеров и инвалидов - организованы мероприятия по обучению навыкам работы на компьютере. 

Благодаря участию в нацпроекте библиотека пополнилась не только новыми книгами, но и большим количеством электронных устройств, позволяющих знакомиться с информацией об имеющейся в фондах литературе, самостоятельно брать и сдавать взятые на дом книги, оставлять отзывы и пожелания, да и просто интересно проводить время, участвуя в викторинах или в игровой форме получая информацию о писателях. Особенно интересно это молодежи. Оборудованы и специализированные рабочие места для читателей, где можно воспользоваться возможностями не только интернет-пространства, но и Национальной электронной президентской библиотеки, к которой они подключены.

Центральная городская библиотека - это центр делового чтения, центр краеведческой библиографической работы, методический центр для библиотек южной зоны Челябинской области.2

Другим способом повышения читательской активности являются всевозможные конкурсы, викторины, олимпиады различного уровня. Расскажем о самых интересных конкурсах, доступных каждому обучающемуся, в том числе и нашей школы.

Вот уже 3 года ребята нашей школы принимают участие в Международном конкурсе юных чтецов Живая классика. За это время у нас были победители и просто участники как муниципального, так и областного уровня. С каждым годом количество участников растет. И неудивительно! Ведь это самое масштабное литературное сообщество для подростков! И в этом сезоне им - 10 лет!
"Живая классика" — это:
— Мастер-классы от твоих любимых актеров и режиссёров;
— Ценные призы и подарки;
— Способ найти друзей со всего мира, разделяющих твои увлечения;
— Уникальная международная детская редакция из юнкоров, аналогов которой нет!
И еще - десятки интересных проектов, в которых мы тоже можем принять участие.
Также ребята нашей школы откликнулись на призыв городского парламента школьников и поучаствовали в разгадывании эмодзи (зашифрованные в картинках названия книг) к Всемирному Дню чтения, который празднуется 21 января.

Не обошли вниманием и День родного языка, который отмечается 21 февраля. 19 февраля в нашей школе прошло мероприятие, посвященное Международному Дню родного языка. В нем участвовали 7-е, 8-е, 9 «а» классы. По инициативе Городского Парламента школьников был проведен необычный квест. Ребята бегали по этапам, выполняли задания, считывая QR-коды с помощью своих телефонов.

На городском уровне на базе МОУ «СОШ №18» были проведены мероприятия, посвященные привлечению школьников к чтению. К 125-летию С. Есенина была проведена викторина, в которой участвовали одиннадцатиклассники. Ребята получили огромное удовольствие, вновь прикоснувшись к чарующим строкам любимых есенинских стихов.





2. Е. Куклина Библиотека-шаг в будущее// Магнитогорский рабочий.- 2020-17 октября

В январе месяце состоялся Образовательный квест «Легенды, сказы и предания писателей Южного Урала». Этот квест объединил в дружную команду обучающихся 5-7 классов. В течение двух недель ребята выполняли задания, создав свою платформу под названием «Малахитики». Это было необычно, интересно, ново!

Мы привели несколько способов привлечения школьников к чтению. В следующей главе хотим предложить свой способ повышения читательской активности, который совместит в себе как традиционный подход, так и новые технологичные способы освоения литературы.











































ГЛАВА III. Буктрейлер

Для привлечения современных школьников к чтению мы решили использовать буктрейлер.

Буктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама свежевышедших книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные, что способствует их активному распространению в сети Интернет. Главная задача буктрейлера - заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения. При создании буктрейлера можно использовать видео, иллюстрации, фотографии, обложки книг.

Мы решили выполнить свой продукт в виде буктрейлеров для учащихся младших, средних и старших классов. По нашему мнению, это один из лучших современных способов заинтересовать детей какой-либо книгой.

Буктрейлеры мы планируем выложить в интернет, в том числе и на сайт своей школы для привлечения внимания к выбранным книгам.

Буктрейлеры создавались следующим образом: мы выбрали книги, опираясь на результаты опроса, было выписано краткое содержание книг, найдены иллюстрации. Вся остальная работа велась в PowerPoint2016.

Для старших школьников мы выбрали книгу Рея Бредбери «451 граду по Фарингейту», для ребят среднего возраста-Патрика Несси «Голос монстра», а для ребят младшего возраста мы решили создать буктрейлер по серии книг Александра Волкова «Волшебник изумрудного города».

















Заключение

Данная работа посвящена проблеме повышения уровня читательской активности среди школьников. Проблема рассматривается на уровне школы, но имеет глобальный масштаб, поскольку наша страна постепенно теряет статус самой читающей в мире.

По результатам опроса были выявлены приоритеты современного школьника в области чтения. На этом основании можно сделать выводы о том, что современные школьники не читают, так как сама программа морально устарела и не отвечает запросам молодого поколения.

Таким образом, считаем совершенно необходимым искать современные способы повышения интереса школьников к литературе. Одним из таких способов можно считать буктрейлер.

Именно его создание явилось продуктом нашего проекта. Мы надеемся, что буктрейлеры будут востребованы школьной аудиторией.

Цель нашего проекта достигнута, так как в процессе создания буктрейлеров мы привлекали школьников и заинтересовывали их нашей работой. В процессе опроса учащиеся задумались над проблемой снижения уровня читательской активности, а также каждый внес свое предложение по внесению поправок в школьную программу по литературе. Необходимо чаще привлекать школьников к решению проблем современного образования, так как через повышение уровня гражданской и социальной активности повышается уровень читательской активности.



























Список литературы

1. Волков А.М. Волшебник Изумрудного города. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009

2.Рэй Брэдбери 451 градус по Фаренгейту. - Москва: Эксмо-аст, 2010.

3.. Патрик Несс Голос Монстра. - Санкт-Петербург: Эксмо-аст, 2015.

4. Фредерик Бегбедер Конец света. Первые итоги.- Москва: Азбука-Аттикус, 2013

4.Литрес URL: http://pda.litres.ru/ (дата обращения: 11.02.21).

5. https://prosv.ru/

6. https://vk.com/gpshmgn









































Приложение

Анализ опроса



























Полезные сайты:

http://aldebaran.ru/
http://samolit.com/
http://pda.litres.ru/
https://www.gutenberg.org
http://www.litmir.me/
https://books.youngreaders.ru/




15