Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г.Петровского г.Севска
Индивидуальный проект
Тема: «Быт города Севска в 19 веке»
Выполнила
ученица 10 класса
Ермакова Полина
Руководитель проекта
Прудковских Мария Сергеевна
Работа допущена к защите «_____» _______________ 2025 г.
Подпись руководителя проекта __________________ (__________________)
Севск 2025 г.
Оглавление
Введение 3
Город Севск 5
Жилище 6
Факторы, влияющие на жилищные условия в Севске: 6
Типы жилых построек в Севске (предположительно): 7
Одежда 9
Быт 11
Русская прялка. 12
Рубель 13
Чугунок 14
Ухват 14
Практическая часть. Результаты исследования. 16
Результаты сравнительного анализа анкеты «Быт города Севска в 19 веке» 16
Заключение 20
Список литературы 21
Приложение 1 23
Приложение 2 31
Введение
«В плеяде древних городов,
Хранивших Родину, столицу,
Ты, Севск, веками от врагов
Стерег опасную границу».
В.А. Теличко
Для понимания современного состояния человечества, его социальных учреждений, институтов, тех или иных областей культуры - нужно знать их историю. И никак нельзя ограничиваться общими знаниями об истории страны в целом, необходимо знать историю своего края, места, где ты родился и вырос. Важно понимать, что наше государство с его открытиями, рекордами, победами, не стало бы таким без малых городков, которые ценою своего существования выручали Россию.
Познание истории родного края даёт возможность понять, кто мы есть, кто наши предки, что они нам завещали, лучше оценить прошлое, понять настоящее, заглянуть в будущее, помочь духовному возрождению народа.
Россия - страна с богатой и долгой историей. На ее территории расположилось множество старинных городов, возраст которых невозможно установить, но он точно перевалил за
Одним из древнейших городов Брянской области является Севск. Наш город не может не увлечь своей интересной историей и бытом, который уходит корнями в глубокую древность. Город Севск находится на пересечении трех земель- Брянской, Курской и Сумской (Украина), что не могло не сказаться на развитии города.
Как же жил Севск в 19 веке?
Актуальность проекта заключается в том, что подавляющее большинство людей плохо знакомы с историей той местности, где живут.
Объект исследования: древний приграничный город Брянской области - Севск.
Предмет исследования: быт города Севска в 19 веке
Цель проекта: Формировать у школьников представления о традициях и быте населения города Севска 19 века с помощью показа видеоролика.
Задачи проекта:
Познакомить школьников с особенностями жизни и быта населения города Севска.
Дать понятие о русском костюме.
Дать понятие о предметах быта 19 века.
Привить школьникам интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитать патриотические чувства.
Защитить проект.
Методы исследования:
Сбор информации
Описание
Практическая значимость моего проекта заключается в том, что он может быть использован для подготовки к уроку в школе для учащихся, на уроках истории качестве интерактивных дидактических материалов.
Разработанные материалы могут быть использованы для провождения классных часов, викторин.
Город Севск
Город Севск -один из древнейших в Брянской области. Археологические свидетельства подтверждают появление человека в бассейне реки Сев в середине 2-го - 1-м тысячелетии до н.э. С V-VI в. на территории вдоль реки Сев и ее притоков проникают славяне-северяне. С ІХ до середины Х вв. славянские племена в бассейне Днепра платили дань Хазарскому каганату, а с конца Х в. вошли в зону влияния Киевских великих князей.
Воскресенская и Ипатьевская летописи впервые упоминают "Севьско" в 1146 г., когда он входил в состав Чернигово-Северской земли. В 1185 г. жители Севска участвовали в воспетом в "Слове о полку Игореве" походе северского князя против половцев (город был в это время в составе Трубчевского княжества). Позднее он последовательно находился под властью Вщижского, Северского, Черниговского и, наконец, Брянского княжеств. О разрушении города крымскими татарами в 14 в. поминалось в утраченных ныне рукописях Чолнского Трубчевского монастыря, в которых Севск был назван крепостью.
После татаро-монгольского вторжения в Киевскую Русь Севск был почти полностью уничтожен. В 1356 г. в числе других брянских и черниговских городов Севск был захвачен литовским князем Ольгердом. Только после войны 1500-03 гг. Комарицкая волость и Севск вместе с северными землями отошли к Московскому княжеству. В силу своего важного географического положения севские земли становятся важным укрепленным плацдармом, местом сбора армий, ведущих боевые действия против литовско-польских соседей на западе и крымских татар на юге. В течение двух последующих веков Севск - пограничная крепость Московского государства. В царствование Ивана Грозного город был ещё более укреплен, гарнизон усилен сторожевыми казаками, которые создали здесь отдельную Казачью слободу. В середине XVI в. Севская крепость вошла в систему вновь созданных оборонительных "сторож" вдоль юго-восточных рубежей. Удобное местоположение способствовал созданию здесь сильной крепости сыгравшей в истории России заметную.
Крестьянские волнения и войны не обошли этот край стороной. Лжедмитрий 1, Болотников - с их именами связана история севской земли. Во второй половине 17 века Севск становится одним из трех главных центров военной обороны границ Московского государства. В 30-е гг. 17 века заново возводятся стены и башни севской крепости (к строительству было привлечено около 8 тысяч человек). В 18 столетии, с расширением границ Русского государства, значение Севска, как оборонного пункта, падает, но возрастает его административная роль - он возглавляет самую многолюдную часть Белгородской губернии, так называемую Севскую провинцию. Архивы свидетельствуют, что в 1711 г. в нем проживало 8336 человек. Для примера скажем, что в Орле в то время было всего семьсот дворов, а в Севске - более двух тысяч. Город имел свой герб, признававшийся в 18 веке "старым": "В синем поле, на зеленой траве, золотой ржаной сноп".
Утратив свое административное значение в 1778 г., Севск еще целое столетие был видным торговым пунктом. В конце 19 века торговля и кустарные промыслы начали быстро хиреть. Это было связано с тем, что Севск остался в стороне от железных дорог и не мог являться достойным конкурентом. Главным предметом торговли по-прежнему оставались хлеб, пенька, конопляное масло. Промышленность города была развита слабо, но и ее продукцию было сложно реализовывать.
А сейчас подробнее рассмотрим быт людей того времени.
Жилище
К сожалению, найти подробные и конкретные сведения о жилищных условиях в городе Севске в 19 веке сложно. Архивные данные о таком уровне детализации зачастую либо отсутствуют, либо рассеяны по различным хранилищам и недоступны широкой публике. Однако, можно составить приблизительную картину, опираясь на общие сведения о жилищном строительстве в российских городах того периода, а также на особенности Севска:
Факторы, влияющие на жилищные условия в Севске:
Размер и статус города: Севск в 19 веке был уездным городом Черниговской (позднее – Курской) губернии. Это говорит о том, что он был небольшим населенным пунктом. Соответственно, жилищный фонд был менее разнообразным и масштабным, чем в больших городах.
Экономическое развитие: Уровень экономического развития Севска влиял на качество и доступность жилья. Наличие промышленности, торговых предприятий и процветание сельского хозяйства в окрестностях влияли на достаток населения и, соответственно, на жилищные условия. Севск был известен своим положением на торговом пути, что потенциально могло повышать благосостояние некоторых его жителей.
Социальная структура: Жилищные условия сильно различались в зависимости от социального статуса жителей. Богатые купцы и чиновники жили в просторных каменных домах, в то время как большинство населения (крестьяне, ремесленники, рабочие) проживало в деревянных домах, часто тесных и некомфортных.
Архитектурные особенности: Преобладание деревянного зодчества в России того времени, вероятно, характерно и для Севска. Каменные здания были редки и преимущественно относились к общественным зданиям или домам зажиточных людей.
Типы жилых построек в Севске (предположительно):
Дома зажиточных горожан: Это могли быть каменные или добротные деревянные дома, часто двухэтажные, с более удобной планировкой, возможно, с печным отоплением. Располагались они, скорее всего, в центре города.
Севск. Обращает на себя внимание отреставрированный дом жены коллежского регистратора Прохоровой начала XIX века. Он расположен на перекрестке с улицей Энгельса.
Улица Ленина, № 5. Бывший дом купца Прохорова, памятник архитектуры 19 века. Ему почти 160 лет.
Дом Петрова. Год постройки: 1890 год. Адрес: Севск, ул. Ленина, 3.
Это постройка 1892 г., в прошлом -купеческий жилой дом, в пышном убранстве которого соединены формы классицизма и барокко.
Дома среднего класса: Вероятно, представляли собой небольшие деревянные дома с одной-двумя комнатами, с печным отоплением.
Избы бедного населения: Это были, скорее всего, небольшие и тесные деревянные избы, часто с земляным полом и без удобств.
В итоге, можно сказать, что жилищные условия в Севске в 19 веке были типичными для небольшого российского города того времени. Разница в уровне комфорта и качестве жилья была очень значительной, завися от социального и экономического положения жителей. Для более детального исследования потребуется дополнительная работа с архивными материалами.
Одежда
Территория исторического Севского уезда не совпадает с нынешними административными границами современного Севского района. Севский уезд объединял земли, относящиеся сейчас к Севскому, Брасовскому, Комаричскому, Суземскому и частично Навлинскому районам. Поэтому некоторые упомянутые в исследовательской литературе конца XIX– начала XX вв. населенные пункты Севского уезда относятся к другим современным районам Брянской области, в большинстве случаев к Комаричскому и Суземскому.
Сразу необходимо пояснить, что в разных частях уезда существовали разные типы костюмов. При этом мужской костюм в принципе был общим для всего региона, а вот в женском костюме различия проявлялись наиболее ярко.
При этом у разных групп (слоев) крестьянского населения также были собственные характерные черты в костюмах. Так, на территории Севского уезда в конце XIX в. проживали удельные, владельческие, монастырские крестьяне и незначительное число крестьян-однодворцев. Костюмы этих групп имели как сходные черты (в основном в рубахах), так и некоторые различия (в головных уборах, покрое понев).
Всё это вместе дает достаточно пёструю и неоднородную картину, затрудняющую реконструкцию народных костюмов Севского уезда. Выделить один единый комплекс костюма для всего Севского уезда невозможно: в разных селах, а иногда и в пределах одного села можно было увидеть разные комплексы костюмов, причем поневы у них могли быть одинаковыми, а головные уборы отличаться.
Описание народных костюмов Севского уезда оставил краевед Д.О. Святский по материалам экспедиции 1909 г. По сути, его работа является единственным источником по традиционному костюму тех территорий Севского уезда, что ныне входят в Севский район. В 1913 г. этнограф, фольклорист, профессор Д.К. Зеленин обобщил данные Д.О. Святского в своей книге «Великорусские говоры с неорганическим непереходным смягчением задненебных согласных».
В упомянутых Зелениным работах А.С. Тарачкова и Н.М. Могилянского, написанных по результатам экспедиций соответственно 1861 г. и 1910 г., рассматриваются по Севскому уезду костюмы сёл Бобрик и Лагеревка, относящихся в настоящее время к современному Комаричскому району, поэтому эти работы не использовались для подготовки данной статьи.
Одним из примеров смены традиционного посевного комплекса одежды сарафанным является д. Лемяшовка. Женщины этой деревни носили сарафаны, которые здесь назывались «зиятка» или «азиятка»: широкий сарафан на двух бретелях, сзади по талии отрезной, спереди – кройный. К подолу сарафана для украшения пришивали несколько рядов разноцветных лент. Ткань красного цвета называлась «пёрышко», т.к. рисунок нижней части сарафана напоминал перо птицы. Рукава, плечи и манжеты праздничной рубахи расшивали яркими красными цветами. Весь костюм обязательно подпоясывали ярким широким поясом, называвшимся «кушаком».
На голове носили повойник, который изготавливали из красного кумача и обшивали бархаткой (бархатной тканью). Спереди головной убор расшивали блестками, гарусом, стеклярусом. Поверх повойника обязательно повязывали яркий шерстяной платок с кисточками, один конец которого обводили вокруг шеи, а второй свешивали спереди, по груди. В Севском народном костюме важную роль играют также местные художественные и ремесленные традиции, которые формируют неповторимый облик одежды каждой местности, каждого населенного пункта.
Костюм в городе Севске в 19 веке
Быт
Крестьянский быт в Севске мало чем отличался от быта в других поселениях. Одними из предметов быта были прялка, рубель, ухват, чугунок. Давайте подробнее изучим эти предметы.
Русская прялка.
Трудно представить, но ещё совсем недавно пряжу для вязания нельзя было купить. Даже нити для ткацкого станка делали самостоятельно, вручную. Домашнее ткачество и прядение сохранялось в России вплоть до XX века.
Прялка деревянная — обязательный предмет крестьянского быта. Искусные мастера преподносили прялку в дар невесте, жене или дочери. Богато украшенная резьбой или росписью, она висела на видном месте, как символ благополучия семьи. Дорогие и особо ценные прялки передавались по наследству.
Точную дату появления прялок на Руси назвать невозможно. Это глубокая древность. Прялка — спутница женщины на протяжении всей жизни. Если в литературе или фольклоре требовалось показать трудолюбивую хозяйку, чаще всего она изображалась именно за прялкой.
Прядением и ткачеством занимались с октября по март, то есть всё время, когда нет полевых работ. Тяжёлый, монотонный труд пытались скрасить тем, что собирались вместе, на «супрядки». Приглашали парней, пели, слушали сказания. Иногда, после работы, заводили игры и танцы.
С прялкой связаны многие традиции и обряды, а также суеверия.
Первую нить, спряденную девочкой, сжигали, а пепел выпивали с водой, чтобы сохранить трудолюбие и терпение на всю жизнь. Своё веретено принято было оберегать от нечистой силы. Прялку нельзя было одалживать — это плохая примета. На веретене разрезали пуповину при родах. На свадьбу жених разбивал старую прялку невесты и взамен дарил свою, как символ новой жизни.
Древнерусская прялка — простое устройство. Она состоит из подставки — «донца», где сидит пряха, и стояка, на котором закрепляется кудель — подготовленная шерсть, скатанная в валик. Самые древние прялки вырубались из пня с корнем, это был цельный кусок дерева. Позже прялки стали разборными, их части делали из разных пород дерева. Донце вырезали из липы или осины, стояк — из ясеня или клёна.
Главное орудие для пряжи — веретено — делали из берёзы. Это небольшая круглая палочка, заострённая с двух концов и утолщённая книзу. К веретену прикреплялся глиняный грузик в виде кольца — пряслице.
С течением времени потребность в пуховых изделиях возрастала и на помощь пряхам пришли самопрялки. Впервые самопрялки на Руси появились в XV веке. За несколько веков самопрялки прошли много усовершенствований, широко используются в нашей жизни и являются незаменимыми помощницами для наших пуховязальщиц.
Рубель
Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Назывался он рубель.
Рубель — деревянная доска с вырубленными на одной стороне поперечными желобками для катания белья (стирки, глажения), с ручкой на одном конце. Вторая сторона оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. Связано это было с тем, что их зачастую преподносили девушкам парни в качестве подарка и тогда помимо обычной резьбы на поверхности валька могли оказаться инициалы любимой или дата дарения. Эти вальки напоминали женскую фигуру: утолщение на конце валька служило головой, рабочая часть валька – туловищем, а отростки у основания – руками. Красивым резным вальком, расписанным яркими красками, девицам жалко было работать. Поэтому они использовали их в качестве украшения. В разных регионах рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором.
Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.
Для рубелей применяли древесину твёрдых лиственных пород: дуба, рябины, бука, клёна, берёзы. Деревянную заготовку обрабатывали вручную.
Использование рубеля в быту
Процесс глажки происходил так: свежевыстиранное, еще влажное белье накручивали на скалку (получалась скатка), на которую сверху укладывали рубель зубчатой стороной вниз и прокатывали им несколько раз по скатке, с силой прижимая рубель обеими руками за рукоять и противоположный конец.
По некоторым данным набор из рубеля и каталки известен на Руси около 700 лет. Использовался этот набор как минимум до середины прошлого века.
В разных регионах рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором.
Старинные ткани изготавливались вручную, в основном, изо льна, и грубы были настолько, что после стирки колом стояли. Обработка рубелем не только удаляла складки на ткани, но и делала ее мягче. После такой процедуры даже плохо постиранное белье, становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда и пословица: «Не мытьем, а катаньем!
Чугунок
Чугунок на Руси был незаменим в хозяйстве. Он представлял собой тяжёлый сосуд округлой формы, отлитой из чугуна в кузнице. Этот металл мог выдержать самый жаркий огонь.
Предназначался для тушения и варки в русской печи.
За счёт пористой структуры чугунная посуда сохраняет высокую температуру после нагрева, и это способствует тому, что продукты во время приготовления оказываются словно внутри русской печи. Блюдо не просто нагревается до определенной температуры, оно томится. Это позволяет сохранять его полезные и вкусовые свойства. В чугунке и кашу варят, и картошку, и щи. А вкусно как! Ни в какой кастрюле такой вкуснятины не сваришь!
Почему у чугунка такая форма?
Чугунок имел форму традиционного глиняного печного горшка - зауженного к низу, расширяющегося к верхней части и снова сужающегося к горлу. Такая форма позволяла ставить и вынимать его из печи с помощью специального инструмента - ухвата, представляющего собой разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке.
Поскольку дно и боковые стенки у чугунной посуды прогреваются равномерно, то весь объем блюда даже без перемешивания одновременно готовится и НЕ подгорает! Чугунок - это горшочек из сказки, который готовит сам, будто по волшебству. Он требует минимальной заботы, но зато экономит время и силы в самом процессе готовки.
Ухват
Ещё 100-150 лет назад люди варили, жарили, пекли и парили только в печи. Русская печь, бывшая обязательным предметом в любой избе, в наши дни стала редкостью даже в сёлах и деревнях. Меняется кухонная посуда, уходят в прошлое и специальные орудия, необходимые для растопки печи, приготовления пищи. Одним из таких, уходящих в небытие приспособлений является ухват.
Точная дата появления ухвата не известна. Предположительно, их изобрели, когда появилась потребность безопасно вынимать и помещать чугунки и горшки в печь, примерно в XVIII веке.
Ухват по-другому назывался рогачом. Само слово «ухват» происходит от слова «хватать». Такое же определение ухвату дают и современные исследователи: «Ухват – рогач, кухонная утварь, предмет для постановки в русскую печь и вынимания из неё горшков и чугунков».
Но почему только горшков и чугунков? Всё дело в форме посуды. Круглый с узким донышком и более широкими боками горшок или чугунок позволял продеть нижнюю, узкую часть между рогами ухвата и поднять его немного вверх, так что заплечиками посудина плотно садилась на рога. Затем, подняв горшок или чугунок, его можно было переместить в печи.
Поскольку в каждом доме было много горшков и чугунков разных размеров, то и ухватов было сразу по несколько штук: больших и маленьких, на длинной и короткой рукояти. Под каждый размер чугунка свой ухват.
Но вытаскивать из печи тяжелые что-то очень тяжелое было проблематично. Поэтому тяжёлые горшки и чугуны «выкатывали» из печи, подкладывая под рукоять круглую скалку и действуя длинным концом рукояти как рычагом, что не требовало прилагать больших усилий для поднятия тяжести. Иногда, к металлической части ухвата приделывали колесики, чтобы тоже выкатывать тяжёлый предмет из печи.
Рукоять ухвата вырезали из дерева. А ту часть, которой подхватывали чугун или горшок делали из железа.
В старину любой предмет не только выполнял бытовую функцию, но и скрывал в себе глубокую сакральную информацию. Например, чтобы при уходе хозяина из дома не ушел домовой, необходимо было загородить печь ухватом или закрыть печной заслонкой. Также существовало поверье о том, что ухват, поставленный возле печи рогами вверх, защищал жилище от проникновения нечисти как настоящий оберегом. Защищал ухват и от колдунов.
Практическая часть. Результаты исследования.
В ходе исследовательской работы было проведено анкетирование четырех возрастных групп: 7-10,11-14,15-18,19+. В анкетировании приняли участие 28 респондентов. Им предлагалось ответить на следующие вопросы:
1.Считаете ли вы историческую информацию о быте города Севска доступной и полной?
2.Как вы считаете интересуются ли нынешние жители данной темой?
3.Как вы думаете из какого материала были дома у зажиточных горожан?
4.Какой из костюмов относится к городу Севску?
5.Как называется первый русский утюг, который использовали жители города Севска в 19 веке?
Результаты сравнительного анализа анкеты «Быт города Севска в 19 веке»
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Диаграмма 6
Данное анкетирование показало следующие результаты: 46,4 % считают, что историческая информация о быте города Севска доступная и полная, но есть 7, 1%, которые считают, что информация почти недоступна. Мнения о том интересуются ли жители нашего города данной темой разделились почти поровну: 53,6% считают, что люди интересуются и 46,1% убеждены в ответу: 53,6% людей считают, что дома зажиточных людей были из камня,46,4% - из дерева. Уже больший процент респондентов ответили правильно на вопрос по теме костюма нашего города: правильно ответили 64,3%. Вопрос, который набрал больший процент правильных ответов звучал так: как назывался первый русские утюг, который использовали жители города Севска в 19-м веке: правильно ответили 82,1%.
Заключение
Россия, страна с многовековой и богатой историй. Каждый регион нашей страны по-своему уникален. Знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. В нашем городе большое количество объектов культурного наследия, имеющих большое значение в сохранении и развитии исторических и духовных традиций страны, просвещения, духовного образования, развития культурно-познавательного туризма. Нужно ценить и сохранять для потомков все старые постройки, церкви, храмы, исторические книги, летописи. По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь города, твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить. Только зная историю своего города можно с гордостью ее рассказывать знакомым, близким и друзьям.
В процессе выполнения проекта, посвященного исследованию быта города Севска в 19 веке, были достигнуты основные цели и задачи, определенные в начале работы.
Для реализации поставленной цели мною были достигнуты задачи:
Рассмотрены основные исторические документы об истории Севска
Проведено анкетирование на вопрос актуальности темы проекта
Создан видеоролик на тему проекта
Гипотеза: Социально-экономические условия 19 века в России, в частности в городе Севске, оказывали значительное влияние на повседневную жизнь и быт местного населения.
Проведя анализ документов и источников сети Интернет, мы ясно увидели отличительные особенности одежды, жилищ. Проведение анкетирования показало, что многие некоторые не интересуются и не знают истории нашей малой Родины.
Таким образом, можно сделать вывод что, изучая историю своей Родины мы можем лучше понять прошлое, прикоснуться к ее тайнам и, хотя бы на миг вернуться в то время.
Список литературы
Бабушкин А.Н. Брянская область: Географ.И ист.-экон. Очерк. - Брянск: Брянский рабочий, 1958
Брянская область: путеводитель по достопримечательным местам / ред. Сост. И.В. Полякова; конс. Е.М. Зубова, В.П. Алексеев, С.А. Никулина, К.В. Сычев. - Брянск, 2006
Валерьянов С. Прошлое уходит в будущее...//Брянский краевед. - Брянск, 1991. - Nº1
Городков В. Архитектурные образы Брянщины. - Тула: Приок. Кн. Изд-во, 1990
Городские поселения в Российской империи. — СПб: Тип. К. Вульфа, 1863 Градский К.И. «История малых городов Брянщины»
Зайцев В.В., Шинаков Е.А. Севск и его окрестности в древности //Из истории Брянского края: Материалы юбил. Ист.-краевед. Конф., посвящ. 50-летию образования Брян. Обл. и 50-летию Победы в Великой Отеч. Войне. — Брянск: Изд-во БГПУ, 1995
Зябловский Е. Землеописание Российской империи для всех состояний. — СПб.: Тип. Ф. Дрехслера, 1810
Кузьменко А.Н. «Моя родина - Брянск»
Макухин В.С. Севск: ист. Очерк. - Севск, 1992
Материалы для истории церквей Орловской епархии. Вып. 1. Севской десятины жилые данные церкви. 7136 (1628) - 1746 г. - М., 1904.
Надеждин Н.С. Исторические города на Руси. Город Севск//Живопис. Россия. - 1901. - Nº1.
Пясецкий Г.М. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей. - Орел, 1899.
Пясецкий Г.М. Исторические очерки города Севска и его уезда// Сборник Орловского Церковно-Археологического комитета. - В. 2 т. - Орел, 1905-1906. - Т. 2. - 1906.
Пясецкий Г.М. Исторические очерки города Севска и его уезда// Сборник Орловского Церковно-Археологического комитета. - В. 2 т. - Орел, 1905-1906. - Т. 2. - 1906.
Сведения о г. Севске в 1698 году//Труды Орловской Ученой Архивной Комиссии за 1904 и 1905 гг. — Орел: Типо-литография А.П. Матвеевой, 1906. — С. 121-129.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996.
Святский Д. Исторический очерк городов Севска, Дмитровска и Комарицкой волости. — Орел: Тип. Хализева, 1908
Севск//Города России: Энцикл. - М., 1994
Севск//Страницы из брянской летописи: Спец. Вып. «Блокнота агитатора». -Брянск, 1968
Севск//Энциклопедический словарь. - Репринт. Воспроизведение изд. Ф.А. Брокгауз — И.А. Ефрон 1890 г. — М., 1992.-Т.63
Теличко В.А. Севск: Ист. Очерк. — М.: Просвещение, 1964
https://dom-puha.ru/blog/russkaia-prialka
https://kultura-to.ru/new/index.php/zavodoukovskij-gorodskoj-okrug/item/24071-istoriya-chugunka
https://libryansk.ru/
https://libryansk.ru/cevsk.21320/
https://remprom.eletsmuseum.ru/ob-eksponate-krupnym-planom-rubel/
https://russianarts.online/183554-rubel/
https://sovmuseum.com/
https://uvatmuseum.kultura-to.ru/index.php/vystavka-odnogo-predmeta/603-kukhonnyj-kudesnik-chugunok
https://vk.com/@-140770848-kak-stirali-i-gladili-na-rusi
https://www.orenburgshal.ru/articles/istoriya-russkoy-pryalki/
https://www.puteshestvie32.ru/content/sevsk
https://потоканка.рф/5
Приложение 1.
Приложение 2
Анкета
"Быт города Севска в 19 веке"
Опрос проводится чтобы анализировать знания о быте города Севска в 19 веке.
Отметьте галочкой один вариант ответа на поставленный вопрос
Часть 1
Сколько вам лет?
Часть 2
Считаете ли вы историческую информацию о быте
Севска в 19 веке доступной и полной?
Да, полностью доступна | |
Скорее да, чем нет | |
Скорее нет, чем да | |
Нет, почти недоступна | |
Как вы считаете интересуются ли нынешние
жители данной темой?
Как вы считаете из каких материалов были
дома у зажиточных горожан?
Какой из костюмов относится к городу Севску?
В ариант 1 | |
Вариант 2 | |
Как называется первый русский утюг, который
использовали жители города Севска в 19 веке?
Спасибо за ответы! Ваше мнение нам очень важно!