© 2023, Вздорова Анна Александровна 591 1
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Дзержинский педагогический колледж»
ПРОЕКТ
на тему:
«г.Гороховец – жемчужина Владимирской области»
(учебная дисциплина: «География»)
студентки группы ПНК-1Б
Вздоровой Анны Александровны
Руководитель проекта:
Мизина Светлана Владимировна,
преподаватель географии
г. Дзержинск - 2019
Оглавление
Стр.
Пояснительная записка.........................................................................................3
Глава 1.История зарождения города Гороховца в России……...…………..5
1.1. Развитие Гороховца с VI века -1990 год......................................................5
1.2. г.Гороховец в настоящее время....................................................................9
Глава 2. г.Гороховец как культурное наследие России………..…………….9
2.1.Достопримечательности города Гороховца…………….............................9
2.2. Памятники природы г. Гороховца……………………...............................21
Заключение............................................................................................................23
Список использованных источников..................................................................24
Пояснительная записка
г.Гороховец - небольшой город во Владимирской области, Один из древнейших городов России. Входит в список исторических поселений России, в черте города и окрестностях сохранилось много памятников церковной и гражданской архитектуры разных эпох, Гороховец входит в предварительный список всемирного наследия «ЮНЕСКО». 1970 году Гороховец был включён в список исторических городов России, имеющих памятники, представляющие большую ценность. Он вошёл в систему туристического маршрута «Золотое кольцо России». Именно поэтому его по праву можно считать жемчужиной Владимирской области.
Город расположен в Волжско-Окском междуречье, на высоком правом берегу реки Клязьмы, на автомобильной трассе М-7 «Волга», в 157 км к востоку от Владимира.
Актуальность данного проекта заключается в том, что для понимания современного состояния человечества, его социальных учреждений, институтов, тех или иных областей культуры — нужно знать их историю. И никак нельзя ограничиваться общими знаниями об истории страны в целом, необходимо знать историю своего края, места, где ты родился и вырос. Важно понимать, что наше государство с его открытиями, рекордами, победами, не стало бы таким, без малых городков, которые ценою своего существования выручали Россию. Гороховец – часть России, часть Родины, город, благодаря которому наша страна развивается во многих направлениях.
Проблема данного проекта заключается в том,что нынешнюю молодежь не интересует историческое прошлое города
Предмет исследования: достопримечательности города Гороховца
Объект исследования: г.Гороховец
Цель исследования: изучение города Гороховца как жемчужины Владимирской области.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
Изучить период развития г.Гороховца.
Рассмотреть г. Гороховец как культурное наследие.
Проанализировать достопримечательности г.Гороховца.
Выявить памятники природы г.Гороховца.
Разработать путеводитель по г. Гороховцу
Подготовить защитное слово и презентацию на основе выбранной информации.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
Тип проекта: информационный.
Продукт :реферат, презентация, путеводитель по городу.
Глава 1. Зарождение города Гороховец в России
1.1.Развитие Гороховца.
Судя по названию Гороховца, в его судьбе значительную роль должно было сыграть известное всем растение — горох. Однако не все так просто. Никогда в промышленных масштабах в Гороховце и его окрестностях горох не выращивали — почва не та (вот только «рисовальщики» из Геральдической палаты об этом не знали, иначе не изображали бы с такой уверенностью узнаваемых гороховых стручков на гербе города.
Вторая версия связана с географическим положением города. Гороховец - слово юго-восточного происхождения, состоящее из двух корней: гор - это гора, хаваться – прятаться, получается городок, спрятавшийся под горой.
Здесь кончается многокилометровая цепь гор, идущая с запада по правому берегу Клязьмы. Дальше от города на восток местность совершенно ровная. То есть в слове «Гороховец» содержалось выражение «горам конец».[6]
Основание города.
В VI веке на месте будущего города находилось финно-угорское поселение, а в X—XI веках — славянское, превратившееся в 3-й четверти XII века в небольшую крепость. Вероятнее всего укреплённый пограничный пункт на восточных границах Владимиро-Суздальского княжества был основан великим князем Андреем Боголюбским в 1168 году во времена походов русских войск на Волжскую Булгарию. Первоначальное ядро города составлял детинец, расположенный на Никольской горе — крутом мысу правого берега Клязьмы, высота его земляных валов достигала 5 м. После появления детинца у подножия горы возник нижний посад. Впервые Гороховец как «град Святой Богородицы» упоминается в Лаврентьевской летописи, датированной 1239 годом, когда его впервые сожгли татаро-монголы, после чего жизнь в городе надолго замерла.
Пограничная крепость В конце XIV — начале XV века при князе Василии I Гороховец вошёл в состав Московского княжества. В это время юго-восточная пограничная засечная черта Руси проходила по реке Оке и называлась не иначе как «Поясом Пресвятой Богородицы». Естественным продолжением этого пояса и был «град Святой Богородицы Гороховец», прикрывавший границу с востока.
Одновременно Гороховец становится центром христианизации прилегающих земель, в 1352 году недалеко от города возникает обитель Василия Кесарийского (современное с. Мячково) от Суздальского Спасо-Ефимиева монастыря, а в 1365 году недалеко от устья реки Лух — пустынь Святого Георгия от Троице-Сергиева монастыря (современный скит Егорий).[5]
В начале XV века Гороховец становится центром волости Нижегородского уезда, в нём находится мытный двор и живут «волостели» — великокняжеские управители (с 1500 г. Терентий и Степан Острогины, с 1508 г. боярин Прокофий Матвеевич Апраксин). В 1539 году волость пережила набег казанских татар и была разорена, а город разрушен, но быстро восстановлен, новое нападение 1545 года удалось отбить. Согласно легенде этого периода, когда враги осаждали Гороховец, над горой в лучах заходящего солнца появился образ огромного воина с мечом в руках. Враги в панике отступили, а место с той поры называется Пужаловой горой. В 1563 году Иван Грозный передал Гороховец своему шурину, кабардинскому князю Михаилу Темрюковичу. К концу XVI века город получает статус уездного центра. В XVII веке, с началом Смутного времени, Гороховец попадает под контроль поляков, и в 1610-11 годах король Сигизмунд III жалует его своему князю Андрею Милославскому. С началом освободительного движения город вновь встает на защиту Родины. Гороховец в числе первых присоединился к народному движению.
В 1619 году кочующий отряд украинских казаков («черкесов») захватил Гороховец и сжёг городские укрепления и постройки. Это было последнее нападение, которому подвергся город, к этому периоду функции пограничной крепости были уже утрачены, а городские деревянные укрепления начали приходить в упадок и были постепенно разрушены.
Уездный город По писцовым книгам 1628—1687 годов, Гороховец состоял из небольшой, срубленной из дуба крепости на отроге Пужаловой горы периметром в 242 сажени (500 м) и располагавшегося под горой городского посада с деревянным острогом по периметру в 980 саженей (2 км); к воротам крепости подходило ответвление от владимиро-нижегородской дороги, возле посада находилась переправа через Клязьму, от которой уходила дорога на Балахну. К 1628 году посадский острог пришёл в негодность, а на месте крепости в 1643 году грамотой царя Михаила Фёдоровича был основан Никольский монастырь. В 1646 году город состоял из 217 дворов, жителей мужского пола насчитывалось 388 человек, 90 % принадлежало к ремесленным и торговым людям. В 1658 году указом патриарха Никона основан Владимирский (Сретенский) девичий монастырь, расположившийся на территории городского посада. В 1669 году возле города, на левом берегу Клязьмы, на средства Петра Лопухина и жителей города построен небольшой мужской монастырь. Помимо монастырских церквей, в центре посада располагались Благовещенский собор и церковь Воскресения с колокольнями и небольшими кладбищами при них, а также таможенный двор, воеводский двор, двор для чиновных людей из Москвы, земская и съезжая избы. Все сооружения были деревянными. К 1687 году мужское население города возросло вдвое, достигнув 801 человека, в городе насчитывалось пять кожевенных и два маслобойных завода, 15 кузниц, 36 торговых лавок, работали мельницы, винокурни и пивоварни, развивалось садоводство и огородничество. [5]
Последнее десятилетие XVII века отмечено расцветом Гороховца и появлением богатых купеческих семей Ершовых, Шумилиных, Селиных, Сапожниковых, Ширяевых, Судоплатовых, Канонниковых, разбогатевших на торговле товаром по Клязьме, Оке и Волге.[6]
В середине XVII века расцвела торговля, и местные купцы, владевшие винокуренными заводами и кожевенным производством, взамен деревянных палат возводили себе каменные хоромы. В это же время здесь были построены каменные ансамбли трёх монастырей: Знаменского, Никольского, Сретенского, а также комплексы приходской церкви Воскресения Христова и главного городского Благовещенского собора. В 1778 году Гороховец сделан уездным городом Гороховецкого уезда Владимирской губернии. В 1883 году в Гороховце было 24 каменных дома и 381 деревянный; лавок 69, пять церквей и Николаевский монастырь. В ризнице монастыря хранились шесть грамот царских и патриарших. Жителей в 1897 году было 2824; промышленность не развита; в 1883 году было три кирпичных завода и одна красильня. Было много садов; жители занимались огородничеством и прядением тонких ниток. Гороховец вместе с земством содержал городское училище и женское училище, богадельню, содержимую на проценты с капитала, пожертвованного купцом Лахмановым; земскую больницу на 12 кроватей, с амбулаторией. Наряду с плотничеством, распространённым отхожим промыслом в Гороховецком уезде в XIX — начале XX века был отход в котельщики. География отхода мастеров по металлу — практически вся Российская империя от Балтики и Чёрного моря до Амура. Руками и умением гороховецких котельщиков были построены практически весь первый российский военный металлический флот, все железнодорожные мосты, которые используются до сих пор. Гороховчане претворяли в жизнь и проекты русского инженера Владимира Шухова, включая Шаболовскую башню.[5]
В конце XIX — начале XX века самым значимым благодетелем для Гороховца стал купец второй гильдии Михаил Фёдорович Сапожников (1836—1913), владевший крупными магазинами в Казани, Астрахани и Самаре и жертвовавший на нужды земляков значительные средства. На эти средства с 1882 года были построены богадельня, городская больница, городское училище, женская гимназия, прогимназия, высшее начальное училище, водопровод в верхней части города. Помимо этого, он учредил стипендии как для гимназистов, так и для гороховчан — студентов высших учебных заведений. Сапожников содержал фонд для бедных невест, а в 1904 году принял участие в создании Городского общественного банка.
После смерти Сапожникова в 1913 году город Гороховец по завещанию получил капитал в 100 000 рублей, проценты от которого употреблялись на народное образование. Дело благотворительности в Гороховце продолжил сын Сапожникова Константин, построивший в 1917—1919 годах храм Всех Святых для расквартированного в городе 253-го запасного пехотного полка. После Февральской революции, когда с марта по июль по Владимирской губернии прокатилась волна рабочих демонстраций, на предприятиях Гороховца в июне явочным порядком был введён 8-часовой рабочий день. В июле 1917 года размещённый в городе пехотный полк отказался выехать на фронт — сказалась агитационная работа большевиков. В первые дни Октябрьской революции большевики установили в городе советскую власть. [5]
В конце XIX — начале XX века самым значимым благодетелем для Гороховца стал купец второй гильдии Михаил Фёдорович Сапожников (1836—1913), владевший крупными магазинами в Казани, Астрахани и Самаре и жертвовавший на нужды земляков значительные средства. На эти средства с 1882 года были построены богадельня, городская больница, городское училище, женская гимназия, прогимназия, высшее начальное училище, водопровод в верхней части города. Помимо этого, он учредил стипендии как для гимназистов, так и для гороховчан — студентов высших учебных заведений. Сапожников содержал фонд для бедных невест, а в 1904 году принял участие в создании Городского общественного банка.
После смерти Сапожникова в 1913 году город Гороховец по завещанию получил капитал в 100 000 рублей, проценты от которого употреблялись на народное образование. Дело благотворительности в Гороховце продолжил сын Сапожникова Константин, построивший в 1917—1919 годах храм Всех Святых для расквартированного в городе 253-го запасного пехотного полка. После Февральской революции, когда с марта по июль по Владимирской губернии прокатилась волна рабочих демонстраций, на предприятиях Гороховца в июне явочным порядком был введён 8-часовой рабочий день. В июле 1917 года размещённый в городе пехотный полк отказался выехать на фронт — сказалась агитационная работа большевиков. В первые дни Октябрьской революции большевики установили в городе советскую власть.Советский период В августе 1919 года Гороховец посетила «Всероссийская комиссия по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи» в ходе работы которой, были взяты на учёт основные памятники. Город произвел сильное впечатление на руководителя комиссии Игоря Эммануиловича Грабаря хорошо сохранившейся уникальной архитектурой и обилием старинных зданий. [6]
С 1924 года в городе вновь возрождается судостроение, в предвоенное время основным промышленным предприятием становится Гороховецкий судостроительный завод, производящий речные буксирные пароходы и баржи. В годы Великой Отечественной войны 17 тысяч гороховчан и жителей района ушли на фронт, из них 39 человек участвовали в героической обороне Брестской крепости. Десять человек получили в годы войны звание Героя Советского Союза. Именами двоих из них, Александра Беседина и Николая Краснова, названы улицы города. Для нужд фронта судостроителями города выпущего около 200 десантных мотоботов, которые принимали активное участие в десантных операциях на фронтах войны.
В советское время непрерывно росли масштабы и технический уровень производства. До 1941 года выпускались баржи и паровые буксиры, во время Великой Отечественной войны десантные мотоботы, в 1950-х гороховецкий судостроительный завод претерпел масштабную модернизацию и ещё более расширился, став градообразующим предприятием. Производились рейдовые буксиры проекта 498, баржи, сухогрузные, рыбопромысловые, водолазные и вспомогательные суда для ВМФ, численность рабочих достигала 3500 человек. Завод внес значительный вклад в развитие города и был остановлен в 1990-х годах, а к началу 2000-х инфраструктура предприятия уже была разрушена.[4]
В послевоенное время Гороховецкий судостроительный завод претерпел масштабную модернизацию и перешел на выпуск морских судов. К 1980-м годам, после закрытия судостроительной программы на Петрозаводе, он стал ведущим предприятием страны по производству портовых буксиров-кантовщиков и единственным судостроительным заводом Владимирской области. Численность работающих достигала 3000 человек.
Вторым крупным предприятием города стал завод подъёмно-транспортного оборудования (ЗПТО, сейчас «Элеватормельмаш»), основанный в 1961 году на базе авторемонтного производства. Продукцией стали конвейеры, тали, мостовые краны; количество работающих достигало 1500 человек. Завод работает и в настоящее время, сильно сократив объёмы производства. Помимо этих предприятий в городе работало около десятка более мелких производств, пищевой, мебельной, строительной, сельскохозяйственной направленности, Гороховец также являлся центром сельскохозяйственного района с развитым животноводством, поголовье крупного рогатого скота в советский период достигало 20000 голов.
Рост промышленного производства и активное жилищное строительство в 1950—1990 годах стали причиной значительного роста населения города. В 1970 году Гороховец был включён в список исторических городов России, имеющих памятники, представляющие большую ценность. Он вошёл в систему туристического маршрута «Золотое кольцо России». Предприятие «Владимирспецреставрация» разработало проект превращения исторического ядра города в музейно-туристический центр. Были реставрированы дом купца Ершова (Сапожникова), Предтеченская церковь, дома Канонникова, Опарина, Шорина, ансамбль присутственных мест, церковь Иоанна Лествичника, Сретенский собор, Знаменская церковь, Всехсвятская церковь. В 1972 году в помещении бывшей церкви Иоанна Предтечи был открыт народный музей (Гороховецкий муниципальный историко-архитектурный музей)[6]
1.2.Гороховец в настоящее время
В 2010 году Гороховец включён в перечень исторических поселений федерального значения. 7 марта 2017 года Гороховец вошёл в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО. Гороховец был принят сразу по двум критериям: объект отражает воздействие, которое оказывает чередование общечеловеческих ценностей в пределах определённого периода или определённого культурного района мира, на развитие архитектуры или технологии, градостроительства или планирования ландшафтов; объект представляет собой выдающийся образец типа строения, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, иллюстрирующего важный этап в истории человечества.
На данный момент Гороховец активно развивается в области культуры, реставрируются старые здания ,осуществляются тур поездки в наш город.
На начало 2019 года постоянное население района составляет 20877 человек. Доля городского населения в районе составляет 60,8% (12698 человек), сельского – 39,2% (8179 человек). Население района составляет 1,5% от населения области.[6]
На данном графике показана демография Гороховца.[6]
Глава 2. Гороховец как культурное наследие России
2.1.Достопримечательности города
Свято-Знаменский женский монастырь г. Гороховец
Свято-Знаменский монастырь расположен на левом берегу реки Клязьмы, в живописнейшем месте, окруженном лесом и озерами, в пойме, на так называемой Красной гриве (поэтому монастырь иногда называют Красногривский). Отсюда открывается неповторимый вид на старинную часть города. За всю долгую историю Гороховца так и не освоили люди левый берег Клязьмы, и лишь только Святая обитель Матери Божией белеет среди леса. Коварство реки и суровость условий делает это место непригодным для проживания обычного человека. Маленьким незатопляемым островком остается территория монастыря во времена половодья, когда вода заливает весь левый берег на многие километры вокруг. Тогда белоснежные стены Знаменского храма особенно выделяются на фоне синей воды и весеннего неба, являясь, по истине, Знамением величия и силы неиссякаемой благодати святого места.
Знаменский монастырь на Красной Гриве первоначально был основан как мужской, предположительно в 1598г., в год смерти Федора Иоанновича - последнего русского государя из династии Рюриковичей. Однако вопрос о точном времени возникновения обители и по сей день является противоречивым. В дореволюционной литературе, где говорилось, что Гороховецкому купцу Семёну Никифоровичу Ершову разрешалось «воздвигнуть новую церковь во имя Знамения Пречистыя Богородицы», годом основания считался 1669г. В то же время в краеведческих работах к. XXв. датой основания обители указывались 1597-1598гг. И действительно, в городской писцовой книге за 1687г. было отмечено, что «в Гороховце за
рекою Клязмою монастырь на Красной Гриве построен в 7106г.» (имеется в виду от сотворения мира, т.е. в 1597-1598гг. от Рождества Христова). Однако более ранние писцовые книги о существовании Знаменского монастыря ничего не сообщают. Некоторые историки объясняют это противоречие опечаткой, содержащейся в публикации писцовой книги, утверждая, что краеведы не использовали оригинал в своих исследованиях. Но это утверждение так же является спорным.
Среди устроителей Гороховецкой обители писцовая книга 1687г. указывает купца Петра Лопухина, а также «гороховлян и посадских людей». Все постройки изначально были срублены из дерева и только в XVII-XVIII вв. стали возводиться каменные здания. Строительство каменного Знаменского храма с приделами во имя ап. Иоанна Богослова и прпп. Зосимы и Савватия Соловецких началось по благословенной грамоте Патриарха Иосифа на средства купца Семёна Ершова. Традиционно «золотой век» Знаменской обители связывают именно с именем этого благоустроителя. Как свидетельствует монастырская опись за 1723г., Семён Ершов заложил здесь монастырские традиции не только бортничества и пчеловодства, но и дал в монастырь поступную грамоту, т.е. на крестьян.
Та же писцовая книга за 1687г. сообщает, что в 1678г. Патриарх Иоаким благословил строительство в Знаменском монастыре теплой деревянной церкви во имя апп. Петра и Павла, удовлетворив тем самым прошение строителя обители Иосифа с братией. К 1685г. храм был отстроен. Впрочем, храм просуществовал совсем недолго. В описи обители за 1723г. он уже не упоминается, равно как и придел прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. До сих пор неизвестно был ли возведен этот придел, как предполагалось изначально. Недолго просуществовала и деревянная церковь «Знамения» Божией Матери. Согласно все той же описи за 1723г. в обители в это время храм был уже каменный, однако точная дата его возведения остается неизвестной. Можно только утверждать, что церковь «Знамения» Пресвятой Богородицы стала первой каменной постройкой Гороховецкого уезда, но правда не совсем удачной как хотелось бы.
О материальном обеспечении монастырской братии в писцовой книге говорится, что питались они милостыней и жили натуральным хозяйством. К 1723г. за счет вкладов посадских людей Гороховца монастырь владел покосами, около монастыря использовалось «малое число пахотной земли и оная земля градских людей». Очевидно также, что обитель получала пожертвования за поминовение усопших, о чем свидетельствуют сохранившиеся синодики XVII в., где были записаны роды духовенства и посадских Гороховца, Москвы, Суздаля, роды некоторых князей, дворян, крестьян, а также принявших православие татар.
Однако самостоятельная жизнь обители продолжалась относительно недолго. 26 июля 1723г. Петр I издал указ, по которому Гороховецкий Знаменский монастырь приписывался к Свято-Успенской Флорищевой пустыни. В это время в обители подвизалось менее тридцати иноков, что, согласно Петровскому духовному регламенту, являлось основанием для упразднения самостоятельности монастыря и перевода монашествующих в более крупную обитель. В этом же, 1723г., в Знаменском монастыре была произведена уже вышеупомянутая опись, из материалов которой следует, что в обители к этому времени имелось две каменные церкви (холодная в честь иконы Матери Божией «Знамение» и теплая в честь ап. и ев. Иоанна Богослова). Кроме того, в монастыре была деревянная ограда с ветхой колокольней над святыми вратами, на которой располагалось шесть колоколов, а также ряд хозяйственных построек. Примечательно, что колокольня изначально не входила в ансамбль Знаменского храма как в настоящее время, а являлась завершением святых врат, построенных предположительно в 1720-е гг. Об этом свидетельствует не только опись 1723г., но и план Знаменского монастыря 1753г.
Далее опись довольно подробно обрисовывает внутренне убранство обоих храмов с перечислением всех находившихся в них предметах, из чего следует, что в обители имелось довольно большое количество богослужебной утвари: икон, облачений и книг. Перечисляются так же и документы, среди которых упоминаются благословенные грамоты на строительство храмов.
Вышедший в 1723 г. указ Петра I по некоему стечению обстоятельств не был сразу претворен в жизнь. Лишь в 1749г., уже после образования Владимирской епархии, факт приписки подтвердил указ епископа Владимирского и Яропольского Платона. Знаменский монастырь окончательно стал подворьем Флорищевой пустыни, полностью перейдя на ее обеспечение, и использовался в хозяйственных целях, в основном для приезда братии в Гороховец.
Как уже упоминалось выше, до своего упразднения Знаменская обитель управлялась строителями. Точно известны, по крайней мере, имена четырех из них: Иосиф (1677-1679гг.), Силуан (упоминается в 1685г.), Логгин (упоминается в 1693г.) и Макарий (упоминается в 1716 и 1723гг.). Братия же была всегда малочисленна. После приписки монастыря к Флорищевой пустыни количество насельников первоначально ограничивалось тремя: одним иеромонахом и двумя «бельцами», присылаемыми из Флорищевой пустыни для пения. Но позднее в Гороховецкую обитель стали направляться только наместники, и весь штат монастыря состоял из одного иеромонаха.
К XVIII в. ансамбль Знаменского монастыря практически приобрел современный облик. В обители был обустроен 2-х этажный келейный корпус, основание которого было каменным, а второй этаж — деревянным. Монастырь был огорожен каменной оградой, по описи 1762г. ее длина составляла 33 сажени, а ширина 4 сажени. Между 1753 и 1762гг. с запада к Знаменскому храму была пристроена каменная шатровая колокольня, у которой в качестве одной из стен использовалась ранее построенная стена самого храма. Здание храма Пресвятой Богородицы представляло собой бесстолпный 2-светный четверик, увенчанный главой на высоком барабане, с 3-частной апсидой, по высоте, доходящей до середины основного объема. Четверик был украшен пилястрами по углам, декоративным карнизом из сухариков и рядом полуциркульных кокошников в верхних частях стен. С севера к основному храму примыкал придел во имя ап. и ев. Иоанна Богослова с полукруглой апсидой, увенчанный луковичной главкой на барабане. Окна четверика, апсиды и придела были декорированы наличниками в виде колонок с 3-угольными разорванными фронтонами. К приделу ап. Иоанна Богослова с северо-запада была пристроена трапезная, переходящая в крытую паперть, к которой в свою очередь примыкала ризница.
В XIX в. ничего монументального в обители более не возводилось. Лишь в конце столетия, в период управления Флорищевой пустынью архимандритом Антонием (Борковым), был построен ряд новых небольших хозяйственных и жилых помещений вместо старых ветхих, а также обновлено внутреннее убранство храма.
Личность архимандрита Антония, 26-го настоятеля Флорищевой пустыни была, по истине, интересной и замечательной. За свои труды и 24-х летнее управление монастырем он первый из настоятелей был удостоен в 1896г. сана архимандрита. Став настоятелем обители, отец Антоний существенно расширил и улучшил Флорищевское монастырское хозяйство, завел усовершенствованные сельскохозяйственные орудия, расширил скотный двор и много других трудов приложил для возрастания обители, как в хозяйственном, так и в духовном плане. Немало потрудился подвижник и на обустройстве приписных к Флорищевой пустыни подворий, в число которых в то время входил Знаменский монастырь. Именно его трудами,как уже упоминалось выше, на Красной гриве появились новые добротные хозяйственные постройки и улучшено внутреннее благолепие храма, в частности вызолочен древний резной иконостас, который был устроен по образцу иконостаса Флорищевой пустыни. О неординарности отца Антония свидетельствует повествование известного нижегородского историка и литератора А.С. Гацисского, который описал свой визит во Флорищеву пустынь, в гости к настоятелю. Здесь же историком приводится описание поездки в Знаменский монастырь к управляющему 82-х летнему старцу иеромонаху Димитрию, который своим гостеприимством и заботливостью полностью походил на своего настоятеля, архимандрита Антония. Примечательно, что преставился отец Антоний после тяжкой болезни в приписном Гороховецком Знаменском монастыре, который часто любил посещать.
На рубеже XIX-XX вв. Гороховецкая обитель привлекла внимание историков искусства, в связи с этим в 1899г. в Знаменском монастыре были проведены серьезные реставрационные работы. Каменная колокольня была отремонтирована и покрыта листовым оцинкованным железом; были обновлены и покрашены все крыши храма; кресты позолочены; были восстановлены фрески и росписи клиросов и пр. Особенно ценным в художественном отношении являлись предметы церковного убранства (немалое количество древних икон); сохранившиеся в монастыре расписные царские врата XVII в.; деревянные подсвечники в форме песочных часов и слюдяные оконницы. В советский период монастырь пришел в полное запустение. В 1923г. Знаменское подворье было ликвидировано одновременно с Флорищевой пустынью. Всё имущество было конфисковано, а здания переданы в ведомство Губмузея, который сдавал их в аренду частным лицам и организациям. В 20-х гг. ХХ века в храме размещалась бумажная фабрика, а также склад соломы. Наибольшие разрушения в монастыре произошли в 60-х гг., когда на территории обители располагались отделения совхозов, приспособившие храмовые постройки под скотный двор и склады. В эти же годы была полностью разрушена каменная ограда монастыря.
Иноческая жизнь стала возрождаться в Знаменском монастыре в 1994г., когда обитель была возвращена Владимиро-Суздальской епархии. 24 июня Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий передал её мужскому Троице-Никольскому монастырю г. Гороховца в качестве скита. Летом 1995 года трудами первого и незабвенного настоятеля Свято-Никольского монастыря игумена Петра начались работы по восстановлению монастырских построек, а уже 6 октября того же года был освящен престол в приделе ап. и ев. Иоанна Богослова. В храме стали совершаться регулярные богослужения.
28 мая 1999 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Знаменский скит Троице-Никольского мужского монастыря был преобразован в Знаменский женский епархиальный монастырь и вновь обрел самостоятельность.
В настоящее время обитель возрождается, в монастыре подвизается более 20 сестер. Полностью восстановлен и отремонтирован основной храм «Знамения» Пресвятой Богородицы, который был вновь освящен в 2003г. Восстановлена монастырская колокольня, откуда разносится по округе звон новых колоколов. Отремонтирован келейный корпус, возведен новый игуменский корпус, дом для трудников, различные хозяйственные постройки и подсобные помещения.[2]
Благовещенский собор.
В нач. XVII в. на месте настоящего каменного собора существовала деревянная соборная церковь того же имени Холодная соборная церковь между 1646 и 1678 г. была перестроена.
От 1678 и 1687 гг. сохранилось следующее описание Благовещенского собора: «соборная церковь древяна клецки, главы обиты чешуею деревянною,- строение великого государя царя Алексея Михайловича и Гороховских посадских людей. На рубеже XVII-XVIII вв. в архитектуре Гороховца своеобразное отражение получило соперничество купеческих кланов Опариных и Ершовых: на их средства строились самые знаковые и видные здания в городе, как культового, так и светского характера. Почти одновременно с постройкой каменного двухэтажного дома Опариных в центре Гороховца, в 1700 г. был возведен «иждивением» Семена Ершова (он же «спонсировал» строение Троицкого собора Никольского монастыря) и освящен Благовещенский собор на месте бывшей деревянной церкви. Собор находился буквально в шестидесяти метрах от опаринского дома, подавляя его своей массой.
Пятиглавый монументальный Благовещенский собор главенствует на площади, среди малоэтажной застройки. В основании собор имеет прямоугольник правильной формы, перекрыт крестово-купольными сводами с пятью световыми широкими барабанами и огромными луковицами. Стены разделены широкими лопатками на три прясла, гладкие пилястры лаконично оформляют углы фасадов. Верхние и нижние окна собора размещены в общих достаточно широких нишах, созвучных массивным лопаткам. В полукружиях закомар сохранились остатки фресковой живописи, изображавшей двенадцать самых главных православных праздников. Восточный фасад разделен тремя приземистыми апсидами со своеобразными «ж»-образным декоративным поясом по карнизу. Всем своим внушительным видом Благовещенский собор напоминал столичные храмы, что вполне отвечало вкусам заказчика.[3]
Сретенский женский монастырь
Женский монастырь в честь Сретения Владимирской иконы Богоматери был основан по указу патриарха Никона в 1658 году. Обитель была построена в центре городского посада и первоначально была деревянной. В описи города под 1678 годом указывается, что в Сретенском монастыре «двадцать келий, а в них 44 сестры». Каменное строительство начинается в обители с 1689 года. На средства Семена Ершова был выстроен холодный Сретенский собор и трехъярусная колокольня.
В 1700 году заложен храм в честь прп. Сергия Радонежского, постройку которого завершили через три года. Немалый вклад в возведении Сергиевской церкви внесли купцы братья Сергий и Григорий Ширяевы. В этом храме сохранилась старинная изразцовая печь. В это же время был построен каменный двухэтажный келейный корпус и монастырская ограда, небольшой фрагмент которой сохранился до наших дней. Выстроена богадельня для престарелых монахинь. Земельных владений у Сретенского монастыря не было. Монастырь содержался на пожертвования благотворителей и за счет продажи сестринского рукоделия.
В 1764 году в ходе реформ Екатерины II Сретенский женский монастырь был упразднен, монахини переведены в Арзамасский монастырь свт. Николая Чудотворца. Таким образом, обитель со времени основания просуществовала 106 лет и была закрыта. Ее храмы продолжали действовать в качестве приходских.
После октябрьских событий 1917 года все городские храмы подвергаются реквизиции, начинается гонение на духовенство и прихожан. В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из Сретенского и Сергиевского храмов были вывезены драгоценная утварь и храмовое золото. Но службы продолжали совершаться. Закрытие храмов последовало в 1928 году.
В 1930-е гг. ансамбль Сретенского монастыря был отнесен к памятникам архитектуры высшей категории, охраняемым государством. В 1960-1970-е годы ведется его реставрация. Монастырские здания используются для разных нужд: в Сергиевской церкви находился магазин, Сретенский храм планировалось приспособить под концертный зал, колокольня и сторожка, вероятно, пустовали, в келейном корпусе и богадельне проживали жители.
В монастыре стали еженедельно служиться молебны и панихиды.
С 2002 года, по благословению владыки Евлогия, обитель начинает свое социальное служение: открывается Воскресная школа для детей, занятия в которой продолжаются и сегодня. В воскресной школе дети изучают славянский язык, закон Божий, литургику, историю Церкви, учатся петь, готовят выступления на праздники Рождества Христова и Пасхи, также
принимают участия в православных детских фестивалях, конкурсах. Для детей монастырь организует праздничные подарки, паломнические поездки, походы на природу.
Обитель сотрудничает с детским приютом города. С детьми проводятся занятия по Закону Божию. На праздники Пасхи и Рождества Христова дарятся подарки, устраиваются паломнические поездки.
Монастырь окормляет дом Милосердия села Чулково. Для престарелых людей там совершаются молебны, таинства исповеди, причащения, раздаются пасхальные и рождественские подарки. Также организуются встречи в школах, городских библиотеках, где проводятся беседы о православной вере, о её культурном наследии. Обитель также сотрудничает с городским центром социального обслуживания населения. Неоднократно устраивались благотворительные обеды для малоимущих жителей города.
С 2005 году при монастыре, по благословению Владыки Евлогия, был организован хор из прихожан. Со временем хор стал петь на службах, а также принимать участие в православных праздниках, концертах. С 2008 года, по благословению Владыки Евлогия, при обители действует община Сестер Милосердия . Служение сестер милосердия проходит в Центральной районной больнице.[2]
Казанская церковь
На въезде в Гороховец со стороны Москвы взгляд падает на белую церковь с разноцветными куполами. Ее возвели в 1708 г. на средства местного купца Ширяева, а спустя 100 лет надстроили сверху пятиглавие, а с запада — трапезную. В таком виде храм Казанской Божией Матери дошел до наших дней. Его миновала печальная судьба большинства российских церквей, служба не прекращалась, уцелел интерьер и иконостас, хотя здание и нуждалось в капитальном ремонте.
Церковь построена в стиле позднего классицизма в виде четверика в два этажа со сферическим куполом. По сторонам он окружен фронтонами и увенчан 5 луковичными главами, установленными на восьмиконечных барабанах с окнами. Звонница трехъярусной колокольни обрамлена арочными кокошниками. В ходе ремонта почерневшую медную кровлю заменили на анодированную черепицу из нержавеющей стали, теперь малые главы сияют ярко-синим кобальтовым цветом, а центральная глава, шатер над колокольней и кресты блестят анодированным золотом.
В церкви сохранилась особо чтимая и намоленная Казанская икона Пресвятой Богородицы, убранная в парчовую ризу, расшитую жемчугом. Напрестольный крест содержит частицы святых мощей апостолов и евангелистов, древа Господня, ризы Богоматери.[1]
Свято-Троице Никольский монастырь — православный мужской монастырь Муромской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Гороховце на вершине Пужаловой горы.
Монастырь был основан во второй четверти XVII века. В грамоте царя Алексея Михайловича 1660 года говорится, что впервые деревянная Никольская церковь была названа в несохранившейся и недатированной грамоте царя Иоанна IV Васильевича. Согласно писцовой книге 1628 года, храм в 1618/19 году сожгли «черкасы» — украинские казаки и русские «воры». Монастырь оставался деревянным до последней четверти XVII века, после чего в нём началось интенсивное каменное строительство.Главным строением монастыря является Троицкий собор, заложенный в 1681 году. Строительство продолжалось до 1689 года. Все остальные строения на территории монастыря прилегают к каменной ограде.
В XIX веке обители оказывал покровительство представитель старинного рода Кожиных — Петр Павлович Кожин, герой Крымской войны, владимирский губернский предводитель дворянства. Он был похоронен на территории монастыря в 1890 году, а над его могилой возвели часовню.
Как и все монастыри в России времен коммунизма, Свято-Троице Никольский монастырь был закрыт в 1920 году. Монастырь был отдан в распоряжение властей. Церкви были разорены, имущество монастыря было национализировано. В Троицком соборе располагался местный склад кинопроката. Со сменой власти в стране, монастырь был возвращен Владимирской епархии Русской Православной Церкви.
В 1993 году в Никольский монастырь снова начали стекаться монашествующие. В настоящее время монастырь является действующим.
Сейчас полностью восстановлен Троицкий летний храм, построен архиерейский домик, идет ландшафтное благоустройство территории. В монастыре идет работа по духовному просвещению и образованию прихожан: действует воскресно-приходская школа для взрослых и детей, устраиваются концерты и утренники, проводятся экскурсии для приезжающих паломников.[3]
Церковь Иоанна Лествичника
На территории Свято-Троицкого Никольского монастыря находится церковь Иоанна Лествичника. Она была основана в 1710 году благодаря пожертвованиям местного купца Ширяева. Храм возведен из камня и состоит из двух этажей.
Фасад здания украшает зубчатый карниз по верхнему краю стен и небольшие окна, обрамленные наличниками. Белые стены прекрасно сочетаются с коричневой крышей из железа. Рядом с храмом пристроен настоятельный корпус для проживания. Между собой они соединены переходом.
В советское время церковь была закрыта, а ее купола уничтожены. Здания несколько раз перестраивались для хозяйственных нужд, поэтому первоначальное убранство и планировка не сохранились. После восстановления в храме проводятся ежедневные богослужения.[2]
Дом купца Сапожникова.
Гороховецкий историко-архитектурный музей размещается в Доме Ершова (Сапожникова) – уникальном памятнике каменного жилого зодчества допетровской Руси, который относится к купеческим палатам XVII в. Дом Ершова (Сапожникова) – один из самых заметных среди них – построен в 1680-х годах. Одновременно с домом были сооружены трёхметровые дубовые ворота, которые сразу привлекают внимание посетителей музея.
Краеведческий музей был основан в Гороховце в 1972 г., и первоначально он размещался в здании церкви Иоанна Предтечи ансамбля Благовещенского собора. Сбором экспонатов для музея ещё с конца 1960-х годов занималась инициативная группа, состоящая из краеведов и энтузиастов, изучающих родной край. В 1974 г. Гороховецкий народный музей вошёл в объединение Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 1989 г. Гороховецкий филиал этого объединения преобразован в Гороховецкий историко-архитектурный музей.В 1981 г. открылась экспозиция в Доме Ершова (Сапожникова), где был воссоздан купеческий быт конца XVII в. Для посещения на втором этаже открыты сени, красная палата, комнаты хозяина, хозяйки, девичья, где воссозданы интерьеры рубежа XVII-XVIII веков, представлены мебель, посуда, одежда, которыми пользовались семьи богатого гороховецкого купечества. Из комнаты купца по внутристенной лестнице посетители могут спуститься в подклет с хозяйственной утварью и припасами. Эти экспозиции Дома Ершова (Сапожникова) как нельзя лучше помогают посетителям увидеть образ купеческого Гороховца, прочувствовать атмосферу допетровского прошлого.
На третьем этаже музея воспроизведены помещения дома второй половины XIX века, когда его владельцем был известный купец-меценат М.Ф. Сапожников: кабинет хозяина, спальня, гостиная, детская. Кроме того, экспозиция позволяет ознакомиться с особенностями кустарных и отхожих промыслов Гороховецкого уезда конца XIX в. – котельного ремесла, глухой и пропильной резьбы по дереву, строчевого шитья. Фонды музея содержат уникальную коллекцию русских самоваров, которая рассказывает о национальном гостеприимстве и широте русской души.[2]
Дом Ф.К.Пришлецова ( или «дом с русалками»).
Красивый и необычный деревянный дом был построен в 1915 году в неорусском стиле по заказу председателя земской управы Пришлецова. Затем дом перешел военноначальнику Гороховца, отсюда и второе его название "Дом военноначальника".
Дом представляет собой зеленое одноэтажное строение с редким бочкообразным мезонином (надстройка над средней частью здания), квадратной башенкой с чешуйчатой шатровой кровлей и маленькими треугольными окошечками в крыше. Главным украшением дома являются нарядные резные наличники на окнах, наглядно демонстрирующие мастерство Гороховецких плотников. Среди узоров на доме можно рассмотреть русалок, сказочных львов, часто встречаются круглые розетки, гроздья винограда, гирлянды, вазоны.[1]
Дом М.И. Шорина.
Сразу при въезде в Гороховец привлекает внимание выделяющийся своей причудливой формой деревянный особняк , управляющего котельно-судостроительного завода, основателем и владельцем которого был его отец, И.А. Шорин. Дом был построен для большого семейства (у М.И. Шорина было четверо детей) в самом начале XX в. и удивлял горожан своим затейливым видом. Гороховецкие плотники, по сути, возвели сказочный терем, в котором будто бы жил необыкновенный былинный герой.
Дом одноэтажный с высоким кирпичным подклетом для хозяйственных помещений. Асимметричность по форме и размерам создает необыкновенно живописную композицию. Над основным объемом возвышаются мезонины. Особое внимание привлекают две башни с углов лицевого фасада – квадратная и круглая. В возведении стен круглой башни из гнутых бревен наглядно проявилось потрясающее мастерство местных плотников.
Удивительным украшением дома являются крупные фигурные окна с закругленными углами и резными наличниками, имеющими характерные для стиля модерн «текучие» формы. Изящные переплеты рам напоминают витражи.
Дом богато декорирован разнообразными подзорами и карнизами с искусной пропильной резьбой (тонкая доска пропиливалась насквозь по заранее нанесенному рисунку).Сегодня в этом уникальном памятнике деревянного зодчества очень органично разместился Дом народного творчества и ремесел.[1]
Свято-Воскресенский храм.
Основан ок.1686 г. на деньги Семена Ершова.
Особо чтимыми прихожанами иконами были: икона Печерской Божией Матери, иконы Воскресения Христова и Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Храм отличался богатой утварью.
Церковь состоит из двух этажей. Ее фасад отличается сдержанностью и монументальностью. Незначительное количество декоративных элементов и небольшие окна придают ей аскетичный вид. Белоснежные стены венчают пять куполов. Железная крыша коричневого цвета дополняет суровый облик храма.
В годы правления советской власти колокольня и старинная ограда были разрушены, а сама церковь закрыта. После масштабных реставрационных работ двери храма снова открыты для прихожан. Ежедневно здесь проходят богослужения и таинства.[3]
Храм Всех Святых.
На городском кладбище Гороховца расположен храм Всех Святых. Он был основан в 1917 году на месте старой деревянной церкви. Фасад здания построен в русском архитектурном стиле. Его украшают кокошники по верхнему краю стены, пилястры и большие трехстворчатые окна.
Храм венчает восьмигранный барабан с куполом. Рядом пристроена невысокая колокольня, состоящая из трех ярусов. Стены из красного кирпича прекрасно дополняет серая железная крыша. Внутреннее убранство представлено многочисленными образами.
В годы советской власти церковь была закрыта, а ее помещения использовались как склад. Постепенно здание пришло в запустение. Лишь в конце 20 века его вернули Православной церкви. После восстановления храм вернул себе первоначальную красоту и величественность.[2]
Дом Опарина
На берегу небольшой реки Клязьма расположился дом купца Матвея Опарина. Он был построен в конце 17 века. Здание представляет собой небольшое двухэтажное строение.
Изначально парадная сторона дома была обращена к реке, но после возведения собора Благовещения Пресвятой Богородицы ее переориентировали к храму. Главное крыльцо было перенесено на противоположную от церкви сторону.
По сравнению с другими купеческими особняками дом Опарина отличается сдержанностью и строгостью в деталях. Его белоснежный фасад украшают небольшие декоративные элементы и маленькие окна, на которых можно увидеть одинаковые наличники.
После большой реставрации дом находится в прекрасном состоянии. В настоящее время в нем располагается отделение ЗАГС и городской архив.[1]
Церковь Сергия Радонежского
Недалеко от храма Сретения Господня расположена церковь в честь одного из самых почитаемых в городе святых Сергия Радонежского. Она была основана в 1678 году.
Современный храм выполнен из кирпича, хотя первая постройка была деревянная. Он состоит из трапезной, апсиды и основного помещения.
Фасад здания венчает металлическая крыша с небольшой луковичкой. Он украшен по верхнему контуру зубчатым карнизом. Церковный барабан декорирован небольшими колоннами и арками. Небольшие окна имеют луковичную форму.
Главным украшением внутреннего пространства является прекрасно сохранившаяся изразцовая печь 17 века. Не смотря на обилие архитектурных элементов на фасаде, убранство внутри церкви отличается сдержанностью и аскетичностью. В настоящее время храму требуется реставрация для восстановления первоначального вида.[2]
Дом Ширяевых
Кроме деревянного зодчества в Гороховце встречаются памятники архитектуры из камня. Одним из них является дом Ширяевых. Он был построен в 17 веке для семьи богатого купца. Увлеченность Ширяевых европейской культурой отразилась в планировке и интерьере дома. В фасаде переплелись элементы исконно русского стиля и барокко.
Здание сохранилось в прекрасном состоянии. От уцелевшего главного крыльца отходит узенькая лестница в «девичью» светелку. Благодаря прекрасно сохранившимся окошкам с коваными решетками здесь до сих пор ощущается романтика старины. Именно здесь девушки ждали свою свадьбу и грезили о будущем женихе.
В 1980-х годах дом Ширяевых был полностью отреставрирован. Ему вернули первоначальный вид и все декоративные элементы.[1]
Дом Канонникова.
На городской набережной расположен дом купца Канонникова. Он был построен в конце 17 века. Купеческая семья была гораздо беднее, чем Ершовы или Ширяевы, поэтому внешняя отделка дома выглядит значительно скромнее. Из-за того что семья была очень большая, в первую очередь учитывались размеры жилых комнат. Они были очень вместительные.
Фасад здания выглядит не так роскошно, как другие особняки. Его отличает строгость и отсутствие декоративных элементов. Долгое время здание находилось в запустении, но благодаря государственной программе о защите памятников архитектуры в нем был проведен капитальный ремонт.
Внешний вид дома был восстановлен в первоначальном виде. В настоящее время в нем расположено районное отделение культуры и спорта.[1]
Дом Морозова
Город Гороховец славится своим купеческим прошлым. Здесь сохранились подлинные здания местных купцов и их семей. Одним из красивейших сооружений является дом Морозова. Он был построен в начале 20 века И. А. Шориным, который подарил это здание И. П.Морозову.
Одноэтажный дом выполнен из дерева в архитектурном стиле «модерн». Фасад здания выкрашен в светло-зеленый цвет. Его украшают искусно сделанная резьба и необычные башенки на крыше, которые венчают чешуйчатые крыши и небольшие шпили. Прекрасно дополняют внешний вид дома окна разного размера. Несмотря на свои маленькие размеры, здание привлекает много посетителей.
Великолепная внутренняя отделка дополняет образ жилья зажиточной купеческой семьи. В настоящее время в доме Морозова расположилась детская библиотека.[3]
Памятник Владимиру Высоцкому
На одной из городских улиц Гороховца установлен памятник Владимиру Высоцкому. Он был торжественно открыт в 2013 году возле гостиничного комплекса «Водолей». На этом событии присутствовали представители местной власти и общественности.
Несмотря на то, что с городом Владимира Семеновича ничего не связывало, жители решили увековечить память об этом великом человеке. На небольшом постаменте установлен бюст Высоцкого. Знаменитый поэт смотрит немного в сторону. Под бюстом можно рассмотреть его личную подпись, а немного ниже табличку с датами жизни и стихотворением автора.
Творчество Владимира Семеновича затронуло многие сердца. Этот уникальный человек с неповторимым голосом и талантом. Памятник Высоцкому является одной из любимых достопримечательностей в городе.
2.2.Памятники природы Гороховца.
Пужалова гора.
Недалеко от города находится горнолыжный курорт «Пужалова гора». В зимнее время года сюда приезжает большое количество туристов. Здесь любят проводить время желающие покататься на лыжах, сноубордах или санях. Для этого на курорте оборудованы специальные трассы различных степеней сложности. Великолепное сочетание природы и архитектурных объектов позволяет насладиться прекрасным видом с вершины.
Свое необычное название гора получила благодаря местной легенде. В далекие времена, когда на город собирались напасть орды татаро-монгол, над горой появился образ русского воина. Враги в страхе разбежались, а эту вершину назвали «пужаловой» или «пугаловой».
В настоящее время сюда приезжают отдохнуть и насладиться природой и чистым воздухом. Недалеко расположен святой источник и уютное кафе. Курорт открыт в любое время года. Любой желающий сможет найти себе занятие по вкусу.[7]
Лысая гора
Одной из самых загадочных достопримечательностей Гороховца является Лысая гора. Свое необычное название она получила из-за того, что на ней практически полностью отсутствует растительность. За долгие годы причины этого явления обросли мифами и легендами.
Некоторые местные жители рассказывают о том, что на вершине горы устраивают шабаш ведьмы и колдуны. После их диких плясок из земли не растет даже трава. Другие убеждены, что в старые времена на этом месте находилось языческое капище. Однако ученые установили, что из-за сильных ветров все семена растений просто сдуваются со склонов горы и не прорастают.
Благодаря археологическим раскопкам было установлено, что здесь был захоронен хан Анамак, который погиб в 1545 году во время набегов его татаро-монгольских войск на город. С вершины горы открывается потрясающий вид на окружающую местность и протекающую у подножья рек.[7]
Заключение
До наших дней в Гороховце дошло 7 гражданских каменных зданий XVII века из 20 сохранившихся в России. Это редчайшие памятники древнерусского жилого зодчества.
История — это память любой области культуры, каждого народа, всего человечества. Как история жизни каждого отдельного человека воплощается в особенностях его личности (в его знаниях, умениях, чертах характера), так и история всего человечества воплощена во всех достижениях современности.
Для понимания современного состояния человечества, его социальных учреждений, институтов, тех или иных областей культуры — нужно знать их историю. И никак нельзя ограничиваться общими знаниями об истории страны в целом, необходимо знать историю своего края, места, где ты родился и вырос.
Так что же нам дает изучение истории родного края? Познание истории родного края, района, посёлка даёт возможность понять, кто мы есть, кто наши предки, что они нам завещали, лучше оценить прошлое, понять настоящее, заглянуть в будущее, помочь духовному возрождению народа. Мы изучили период развития г.Гороховца, рассмотрели его достопримечательности, памятники природы и разработали путеводитель по городу Гороховцу.
История способна помочь лучше понять собственные проблемы. Знание способов решения проблем в прошлом способно подсказать нам пути преодоления наших современных трудностей или, хотя бы удержать от принятия неверных решений.
Кроме всего, история нашего города необычайно интересна ,если преподавать ее не скупо по школьным учебникам, когда запоминание дат и событий становится основной целью, то она обязательно станет любимой дисциплиной. Она должна быть предметом рассказывающим.
Список электронных источников
1. Архитектура г. Гороховца [электронный ресурс] :- Электрон. текстовые дан. Режим доступа: https://posmotrim.by/article/gorohovec-arhitektura.html ,свободный
2.Достопримечательности г.Гороховца [электронный ресурс] :- Электрон. текстовые дан. Режим доступа: http://narslovar.ru/gorohovets.html , свободный
3. Достопримечательности г.Гороховца [электронный ресурс] :- Электрон. текстовые дан. Режим доступа: http://towntravel.ru/vladimirskaya-oblast/goroxovec-i-ego-dostoprimechatelnosti.html, свободный.
4. История г.Гороховца [электронный ресурс] :- Электрон. текстовые дан. Режим доступа :http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/gorokhovec/r/65-1-0-1600 свободный
5. История г.Гороховца [электронный ресурс] :- Электрон. текстовые дан. Режим доступа: https://posmotrim.by/article/gorohovec-arhitektura.html ,свободный.
6. История г.Гороховца [электронный ресурс] :- Электрон. текстовые дан. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86,свободный.
7.Памятники природы г.Гороховца [электронный ресурс] :- Электрон. текстовые дан. Режим доступа:
https://www.tourism33.ru/guide/places/gorohovets/lysaya-gora/, свободный .
15