Тема: «Хлеб – сердце человеку укрепит»
Введение
Давайте познакомимся! Меня зовут Лисовцова Вероника. Я учусь в 4 классе МОУ ООШ №13.
На каждом столе, в каждом доме - во время завтрака, обеда и ужина неотъемлимо присутствует хлеб. С древнейших времен к этому продукту человеческого труда – хлебу нашему насущному – люди относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью. О хлебе в народе говорили как о живом существе – хлеб-кормилец, хлеб-батюшка.
Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей, провожали на войну, поминали усопших. Детей учили ценить и беречь кусок хлеба, как самое большое богатство. Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку.
Так же, как к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. Непросто приходит хлеб на наш стол. Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, в дождь и в жаркий солнечный день трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, комбайнеры, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, многие др.).
Для русского народа хлеб - не только основа русского национального стола, но и нечто большее. Он - символ народного благополучия. И хотя в жизни современного человека уже практически не осталось места древним обрядам и обычаям, связанным с хлебом, но вот уважительное отношение к хлебу есть и по сегодняшний день.
Мне кажется, необходимо поддерживать стремление современных людей и особенно подростков к бережному отношению к хлебу. Именно поэтому я решила провести данное исследование.
Актуальность моего проекта заключается в том, что в современном мире изменилось отношение к хлебу. К сожалению, можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Я живу в сельской местности и знаю, как тяжел труд хлебороба. Наблюдая в школьной столовой за поведением ребят, за их отношением к хлебу, у меня возник вопрос: «А все ли ребята знают, как хлеб появился? Почему нужно к хлебу относиться с уважением?» Кроме того, мне самой захотелось узнать об этом.
Гипотеза исследования: если мы узнаем, почему взрослые так ценят хлеб, то будем бережнее относиться к нему.
Цели работы:
-раскрыть значение хлеба для современных людей;
-провести необычный эксперимент по выпечке хлеба в домашних условиях;
Задачи работы:
-Изучить литературу по заданной теме.
-Рассказать историю происхождения хлеба.
-Испечь хлеб в домашних условиях по особой технологии.
-Сделать выводы и определить ценность хлеба в современном мире.
База исследования:
- книги и справочники;
- интернет.
Методы исследования:
- подбор и изучение литературы;
-проведение необычного эксперимента по выпечке хлеба в домашних условиях;
Основная часть
1. Из книг и справочников
1.1. История возникновения хлеба
По мнению ученых, открытие хлеба состоялось 15-16 тыс. лет назад. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Сравнительно долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, к которому мы привыкли: хлеб был жидким. Такой пищей люди питались до тех пор, пока не научились выпекать из зерновой «каши» пресные лепешки.
Предположительно дело обстояло следующим образом. Во время варки жидкая каша с шипением вылилась из горшка на раскаленные камни. Не сразу замеченная, а лучше сказать вовремя не замеченная, она превратилась в румяную лепешку. Аппетитная на вид, приятно пахнущая, она удивила человека и вкусом. С тех пор уже готовилась не каша, а тесто - основа для лепешек.
Спустя несколько тысячелетий древние египтяне овладели секретом разрыхлять тесто путем его брожения. Это открытие позволило выпекать самые различные сорта хлеба.
Примерно в V веке до нашей эры в богатых городах Греции стали появляться пекари. Хлебопеки пользовались большим почетом и уважением, занимали самые высокие посты в государстве. Пекари Древней Греции, как и мастера Древнего Египта, умели выпекать несколько сортов хлеба из пшеничной и ячменной муки. Так же они занимались и выпечкой сдобных изделий, в состав которых входили жир, мед, молоко. Но сладкие хлебцы считались лакомством и были доступны лишь состоятельным людям.
1.2.Путь хлеба к нашему столу
Теперь вернемся в Россию. На Руси с древних времен выпечка хлеба считалась ответственным и почетным занятием. Секреты хлебного дела держали в строжайшей тайне и передавали из поколения в поколение. К пекарям относились с почтением и величали их только уважительно. На протяжении веков пекари совершенствовали искусство хлебопечения в России, в результате чего было создано разнообразие сортов и видов национального русского хлеба.
Основным видом хлеба на Руси был кисловатый черный хлеб. Его производство требовало особого искусства, которое основывалось на применении специальных квасцов. Черный ржаной хлеб - это исконно русский национальный продукт, душа российского хлебопечения.
В ХVI веке широкое распространение в стране получили калачи, сайки, ситники, витушки, жулики. Русские пекари стали подразделяться на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, ситников. В то время в Москве было много пекарен, называемых «хлебными избами».
Для каждого вида хлеба в русском языке существовали свои названия, как правило, непереводимые на другие языки. Большинство видов хлебных изделий изготавливали в определенной местности, и зачастую их можно было попробовать только там, где они производились. К таким изделиям относились московские калачи и сайки, смоленские крендели, валдайские баранки, калужское соложеное тесто и другие.
Приготовление хлеба до середины XIX века было ручным трудом. И лишь во второй половине XIX века появились в России механизированные тестомесильные машины, тестоделители, конвейерные печи. Это позволило существенно облегчить процесс производства хлеба и практически полностью его автоматизировать.
2. Практический этап
2. 1. Необычный эксперимент по выпечке хлеба в домашних условиях.
Сложно представить себе человека, который не любит свежий, ароматный, с хрустящей корочкой хлеб. Большинство из нас любит на завтрак или ужин отломить себе кусочек хлеба. Однако желающих идти перед едой за хлебом в булочную, будет куда меньше. Кроме того в магазинах не всегда можно купить вкусное хлебобулочное изделие, а если и привозят его, то только в определенные часы. Как же тогда быть? Не будем же постоянно “караулить” привоз хлеба в магазин? Нет, выход из ситуации всё же есть можно научиться выпекать хлеб в домашних условиях.
Мне захотелось попробовать испечь хлеб у себя дома. Ранее ничего подобного я не делала.
Мы решили провести необычный эксперимент по выпечке хлеба. Его уникальность заключалась вот в чем: во время приготовления теста мы будем использовать обычные ингредиенты для хлеба, а потом поместим тесто в разные комнаты, где включим музыку разных стилей.
Цель данного эксперимента: определить влияния различных стилей музыки на поднятие хлебного теста и вкус готового хлеба.
На первом этапе эксперимента необходимо было приготовить тесто для хлеба. Для этого нам понадобились следующие продукты:
* мука - 700 грамм;
* дрожжи – 30 грамм;
* вода – 350 мл;
* соль – 1 чайная ложка;
* растительное масло - 2 чайные ложки.
Далее готовое тесто мы разделили на 3 равные части. Каждую часть обозначили номером, для того чтобы иметь возможность следить за дальнейшим ходом нашего эксперимента.
На втором этапе полученному тесту необходимо было настояться в течение двух часов. Именно здесь начинается наш эксперимент. Каждый образец хлебного теста мы поместили в 3 разные комнаты. В каждой комнате с помощью музыки создали определенную атмосферу.
Образец под номером 1 мы оставили на кухне в полной тишине. Поставили тесто рядом с батареей. Так делают большинство хозяек, когда пекут изделия из теста.
Образец под номером 2 мы поставили в комнату, где звучала классическая музыка. Научно доказано, что такая музыка благотворно влияет на человека, является духовной пищей для ума. А мы захотели узнать - может ли классическая музыка влиять на приготовление «хлеба насущного».
Образец под номером 3 мы поместили в комнату, где включили диск с рок-музыкой. Я бы сказала, что эта музыка на любителя и не все могут ее слушать. Но, как известно на «вкус и цвет товарища нет» и у каждого из нас свои предпочтения. Интересно, как же в такой экстравагантной атмосфере поведет себя наше тесто!
Образцы теста находились в комнатах в течение двух часов.
Оказалось, что больше всего тесто поднялось и увеличилось в размерах в той комнате, где играла рок-музыка. Там находился образец под №3. Вот это да!
На втором месте оказался образец теста под номером 1. Это тесто стояло на кухне около батареи в полной тишине.
Образец теста под номером 2, который находился в комнате, где звучала классическая музыка, оказался на третьем месте (а я так хотела, чтобы этот образец выиграл, потому что мне нравиться такая музыка).
Далее из полученных образцов теста мы сформировали три каравая и отправили в разогретую духовку на 20 минут. Когда время вышло, достали готовые караваи и оценили то, что у нас получилось. Потом мы всей семьёй сели за стол и стали пить чай с хлебом - маслом, вареньем, мёдом. Вот какие выводы были нами сделаны:
- Тесто лучше поднимется, если его поместить в комнату, где будет играть диск с рок-музыкой. Такая музыка обладает мощной энергетикой, и, по всей видимости, эту энергетику впитало в себя наше тесто. Каравай, испеченный из этого теста, оказался самым большим из трех изделий приготовленных нами.
- По своим вкусовым качествам образцы хлеба не отличается друг от друга.
- Хлеб, испеченный в домашних условиях по нашему рецепту, оказался очень вкусным и мягким. Хлеб не содержит искусственных добавок, а значит, он полезен и безопасен для здоровья. Такого хлеба в магазине не купишь! Он хранит тепло наших рук и приготовлен с любовью. Эксперимент удался!
Заключение
Работая над проектом, я серьезно задумалась о том, что в наше время люди стали относится к хлебу как к обыденному простому продукту. В процессе проекта я расширила свой кругозор, развила свои творческие способности, узнала, как долог и труден путь хлеба к нашему столу и что хлеб очень полезен.
Таким образом, я сумела достичь цели своего исследования и смогла узнать о значении хлеба в жизни человека. Выдвинутая мной в начале исследования гипотеза подтвердилась. Теперь я буду еще больше дорожить хлебом и учить этому своих друзей.
Знайте: для того, чтобы хлеб был у всех на столе и сегодня, и завтра, и всегда, - трудится вся страна. И самое главное, что должен знать и помнить любой человек - судьба хлеба зависит от каждого из нас. Только на личном примере ты можешь показать, как нужно относиться к бесценному дару под названием «хлеб»! Берегите хлеб – самое главное богатство человечества на все времена!
Список литературы и используемых источников информации
А. И. Ковтуненко, Л.М. Подъяблонская «Хлеб на обеденном столе» - М.: «Реклама», 1985 г.
А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка» - М.: Детская литература, 1990 г.
Г. Гоц «Вечен хлеб» - М.: Русский импульс, 2007 г.
Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин, И. Стрикалов - М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008 г.
Д. Костина «Печем дома вкусный хлеб и булочки» - М.: АСТ, 2010 г. 6. www. playroom. ru.
www. charushina.ucoz.ru.
www. wikipedia.org.
8