МКДОУ «Детский сад №2 «Солнышко»
Утверждено
заведующим
МКДОУ «Детский сад № 2
«Солнышко» Хмелёва Л.М.__м.п
Проект
«Моя семья»
Средняя группа
Разработчик: Тутарова Е.В. –
воспитатель высшая кв. категория
г. Талица 2020 – 21 год.
Актуальность
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с изменением структуры семьи (много неполных семей, либо семей в не узаконенных отношениях). Большинство семей воспитывает одного или двоих детей, бабушки и дедушки часто проживают отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, так как они не видят образец общения поколений, умения уступать, уважать интересы других людей. Первые чувства зарождаются в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция - воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Тип проекта: информационно - творческий;
Участники: воспитанники средней группы воспитатель, родители
Продолжительность - среднесрочный (3 месяца)
Связь с другими видами деятельности:
Социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие
Планируемый результат:
* расширение представления детей о родственных отношениях, своих родителях;
* проявление уважения и заботы ко всем членам семьи;
* понимание значимости семьи в жизни каждого человека;
* заинтересованность родителей в продолжении сотрудничества;
* умение организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье;
Цели и задачи:
Цель: формирование у детей понятия «семья», воспитание чувства привязанности к своим родителям, родственникам и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи:
1. Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений
2. Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения к членам своей семьи.
3. Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях, профессиях членов своей семьи.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор
информационного материала, создание условий для организации работы над проектом «Моя семья», составление плана мероприятий по организации детской деятельности 1-й месяц.
2. Практический (основной): проведение запланированных мероприятий для реализации проекта - беседы, занятия, творческая деятельность,
рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, русских - народных сказок, пословиц, загадывание загадок о семье 2-й месяц.
3. Заключительный: проводятся выставки творческих работ детей, выставка детских портфолио и герба семьи, подводятся итоги, подготавливается презентация, открытое занятие на тему: «Моя семья» 3-й месяц.
1. Подготовительный этап
Деятельность педагога:
* Консультация для родителей на тему: «Портфолио - досье успеха дошкольника»;
* беседа с детьми о семье;
* подбор наглядно - дидактических пособий, игр, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимых материалов;
* составление настольно - печатных игр: «Мои добрые дела», «Комната для кукол», «Чьи детки?», «Кому, что нужно для работы»;
* изготовление атрибутов к играм - драматизациям, сюжетно - ролевых игр: «Дом», «Семья», «Детский сад», «День рождения», «В гости к бабушке»;
* поиск и оформление информации для родителей по теме «Моя Семья»;
* оформление выставки детского творчества: рисунки детей, поделки, аппликации, папок передвижек, буклетов;
* организация анкетирования родителей на тему: «Социальный портрет семьи»;
* предложение родителям разработать портфолио дошкольника;
* изготовление родителями герба семьи;
* изготовление ромашек - сувениров (техника - канзаши);
* разработка, подготовка к открытому занятию для педагогов и родителей на тему: «Моя семья».
Деятельность детей:
* Участие в беседе на тему «Моя семья»;
* разучивание стихов, песен, игр, пословиц о семье, о маме, бабушке, дедушке и папе;
* участие в проведении тематических занятий по теме: «Моя семья»;
* участие в сюжетно - ролевых играх, дидактических, пальчиковых, играх – драматизациях;
Взаимодействие с родителями:
* Участие в консультации на тему «Портфолио - досье успеха дошкольника»;
* анкетирование на тему: «Социальный портрет семьи», «Какой, вы родитель»;
* помощь в изготовлении атрибутов к сюжетно - ролевым, настольно -печатным играм;
* ознакомление с информацией: консультаций, папок передвижек и буклетов на тему: «Моя семья»;
* сбор информации по портфолио совместно с ребенком;
* разработка и оформление портфолио;
* задумка и изготовление герба семьи.
2. Практический этап
Деятельность педагога:
* Показ сюжетных картин: «Моя семья», «У мамы день рождения», «Мы
с папой друзья», «Мы в детском саду тоже одна семья»;
* рассматривание фотографий «Семья», «Моя любимая бабушка», «Моя мама лучше всех», «Мой папа самый сильный ...» и. т.д.;
* проведение беседы на темы: «Кем работают мои родители»;
* оформление стенда с фотографиями бабушек и дедушек ко дню пожилого человека;
* подготовка и проведение развлечения «День пожилого человека»;
* оформление выставки портретов - мам к празднику: «День матери» в детском саду, (организаторы - методисты отдела образования г. Талицы) Познавательное развитие:
* Ознакомление с окружающим. Беседа «Дружная семья»
* организация и проведение познавательных занятий: «Какая бывает семья?», «Работа моих родителей», «С кем я живу». Беседа с детьми «Я и моя семья».
Художественно – эстетическое развитие:
* Занятия по рисованию на тему: «Наша дружная семья», «Мои бабушка и дедушка», «Моя рука - моя семья» с использованием нетрадиционной техники рисования;
* лепка «Огород»;
* занятия по аппликации: «Булочки для мамочки», «Открытка для бабушки и дедушки», «Фото - рамка сердце для мамы»;
* пластилинография на тему: «Дом, в котором я живу»;
* Лего - конструирование: «Дом»
Социально - коммуникативное развитие:
* Социализация «Семьи - большие и маленькие»;
* составление рассказов, чтение стихов на тему: «Мой папа!», «Моя мама - лучше всех!», рассказ «моя Бабуличка!», «стих про дедушку», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Как мы отдыхаем всей семьей», рассказы детей о семье;
* организация и проведение игр: «Назови ласково», «Каравай - каравай...»
Чтение художественной литературы:
* Загадывание загадок о семье;
* Чтение произведений: С. Капутикян «Моя бабушка»;
Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Осеева «Просто старушка»,
С. Прокофьевой «Сказки про маму», С. Баруздин «Мамина работа».
* Чтение ненецкой сказки «Кукушка»;
* Чтение р.н.с.: «Гуси - лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка»;
* Чтение пословиц и поговорок о семье.
Анализ прочитанного материала с детьми.
Беседы:
Беседы: «Как я помогаю дома», «Мои любимые праздники в моей семье», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка», «Что такое семья?», «Я и моя семья», «Кем работают мои родители?».
Сюжетно - ролевые игры:
«Дочки-матери», «Семья», «Больница», «Аптека», «Мы идем в гости», «Мы любим путешествовать с моей семьей»
Дидактические игры:
«Кто старше?», «У кого сегодня день рождение?», «Чьи детки», «Скажи ласково», «Кому, что нужно для работы?», «Как мы помогаем родным», «Домашний труд», «Чем можно порадовать маму», «Мы любим путешествовать всей семьей»
Пальчиковые игры:
«Мальчик - пальчик», «Дружная семья», «Если мама месит тесто»
«Жили - были дед и баба на поляне у реки...»
Дидактические упражнения:
«Назови домашний адрес», «Кем, ты приходишься своим родителям?», «Кто, ты для бабушки?», «Огорчится ли мама, если…»
3. Заключительный этап
Деятельность педагога:
* Предложение родителям и ребенку разработать портфолио дошкольника;
* предложение родителям сделать герб своей семьи;
* организация и проведение открытого занятия на тему: «Моя семья»
Деятельность детей:
* Разработка и оформление совместно с родителями портфолио дошкольника;
* изготовление совместно с родителями герба своей семьи;
* участие в проведении открытого занятия: «Моя семья»
Взаимодействие с родителями:
* Разработка и оформление совместно с ребенком портфолио дошкольника;
* изготовление совместно с ребенком герба своей семьи;
* участие в фото - выставке: «Моя мама лучше всех»;
* участие в конкурсе: «Открытка для моей мамы».
Результаты работы над проектом
По реализации проекта «Моя семья» были получены следующие результаты:
Ребенок:
1. Дети получили необходимую информацию о своей семье. О том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции.
2. Имеют представление о родственных отношениях.
3. Проявляют уважительное отношение, любовь к родным и близким, к окружающим людям.
Родители:
1. Повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания.
2. Повышается уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
3. Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.
4. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Воспитатель:
1. Отношения родителя к воспитателю приобрели более доверительный характер;
2. Разработана система занятий и упражнений по формированию интереса детей к семье, семейным ценностям, традициям;
3. Дополнены знания о семьях воспитанников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет под ред. Парамоновой Л.А.
2. Формирование у детей интереса к семейным традициям.
3. Журнал «Ребенок в детском саду» №5 2009 г.
4. «Играйка»: восемь игр для развития речи дошкольников. Н. В. Нишева
5. Дошкольная педагогика под редакцией В. И. Логиновой, П.Г.Саморуковой. Просвещение 1988
6. «Вместе с семьей» (Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик) Москва, 2005
7. «Книга для чтения в детском саду и дома» составитель в. В. Гербова
8. Москва ОНИКС 2008 Горшенина В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П
9. Система работы детского са-да по вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для Руко - й и практических работников ДОУ/Авт. - сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2010. Ривина Е.
11. Родословная в детском саду: история и образ семьи. Журнал «Дошко-льное воспитание» №12 – 2007.
Приложение 1.
Выставка портфолио и портретов
Приложение 2.
МКДОУ «Детский сад» №2 «Солнышко»
Занятие в средней группе по теме: «Моя семья»
Воспитатель: Тутарова Е.В. – высшая кв. категория
г. Талица 2025 год
Цель: формирование у детей представлений о семье.
Задачи:
Научить составлять рассказ о своей семье;
закреплять у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;
формировать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье;
воспитывать у детей чувство гордости, любви, уважения к членам семьи;
активизировать словарный запас детей по теме «Моя семья»;
побуждать детей к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки) о семье.
Предварительная работа.
Закрепление адреса, фамилии, имени, отчества родителей.
Консультация на тему: «Портфолиолио дошкольника - досье успеха»
Разработка родителями портфолио.
Сюжетно – ролевая игра «Семья».
Изготовление открыток для бабушек на день пожилого человека.
Разучивание стихотворений о маме, папе, семье. Рисование на тему: «Моя рука - моя семья», с использованием нетрадиционной техники рисования, рисование цветными карандашами на тему: «Моя семья»
Загадки, пословицы про семью.
Аппликация «Булочки для мамочки», конструирование «Дом», пластилинография «Дом в котором я живу», лепка «Наш огород»,
ДПИ - изготовление родителями герба семьи.
Конструирование из крупной мозаики «Цветок для мамы»
Чтение художественной литературы: «»Волшебное слово», «Просто старушка» (В.Осеева), «Посидим в тишине» (Е. Благигина),
сказки: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, «Гуси – лебеди», С. Маршак «Сказка об умном мышонке», ненецкая сказка «Кукушка»,
Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», В. Белов «Мамина дочка», Е. Пермяк «Мамина работа».
Изготовление открыток для мамы.
Разучивание песен о маме.
Оборудование: костюм для медведицы, костюм для медвежонка, ромашка (на лепестках загадки и игры), корзина, картинки с добрыми делами, картинки с пословицами, открытки для мам, фото – рамки с фотографиями: мамы, папы, бабушки, дедушки, семьи. Декорации леса: дерево, елки. Значки – ромашки. Оформление для группы: картинки с изображением членов семьи, кольцо в коробочке, бабочка – галстук для мальчиков, жилетка, фата, коляска с ребенком.
Муз. № 1
Заходят дети воспитатель, обращает внимание на гостей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей, а давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Орг. момент. Приветствие.
Здравствуй, Солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, планета Земля!
Здравствуй, наша большая семья!
Дети рассаживаются на стульчики
Муз №2
Приходит грустный Медвежонок с корзинкой и ромашкой
Мишутка. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мишутка
Воспитатель. Здравствуй, Мишутка, почему, ты такой грустный?
Мишутка: Я бродил по лесу и потерялся, помогите мне найти мою маму. Воспитатель: Мишутка, мы сегодня собрались для того, что бы поговорить о семье, мы обязательно тебе поможем, правда, ребята?
Мишутка: ребята, а что такое семья?
Дети: семья – это мама, папа, бабушка, дедушка, брат и сестра. Но ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья и сёстры. Если у человека много родственников – значит у него большая семья.
Платон: Семья должна учить, любить!
Жалеть и вежливыми быть!
Когда семья такою станет,
Другая жизнь сразу настанет
Воспитатель: Мишутка, а что это у тебя?
Мишутка: Ромашка.
Воспитатель: А ведь ромашка – это символ семьи!
Мишутка: Здорово!
Мишутка: Ребята, а это ромашка не простая, а с загадками. Лепесточек отрываю и загадку загадаю!
1. Загадка про маму
1.Кто всегда со всеми ладит,
шьёт, пирог готовит, гладит.
Никогда не отдыхает,
ни о чём не забывает,
поцелует, приласкает.
За плохое поругает
А потом сто раз простит
Когда болеешь, то не спит?
(мама)
Ребёнок встаёт, показывает фотографию своей мамы и рассказывает о маме. (Алена Б., Тимур М., Данил М.)
Воспитатель. Ребята, и ты Мишутка, как вы думаете для того, чтобы быть здоровым и не болеть, что нужно делать по утрам.
Мишутка и ребята: зарядку! Давайте вместе с Мишуткой сделаем зарядку.
Муз. №3
Физкультминутка.
«Кто живёт у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Мишутка: мы снова лепесточек отрываем и еще одну загадку отгадаем!
2. Загадка про папу:
Воспитатель: Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно,…
(Папа)
Ребёнок рассказывает о папе и о своей семье.
(Давид рассказывает рассказ про папу)
Мишутка: снова лепесток отрываем и след. задание узнаем.
3. Дидактическое упражнение «Какая семья?» (с мячом)
Воспитатель: Ребята, какая может быть семья? (дружная, крепкая, здоровая, спортивная, добрая, культурная, заботливая, воспитанная, романтичная…)
Мишутка: лепесток отрываем и следующее задание узнаем
4. Валеологическая пауза «Большая семья»
Муз. № 5
Воспитатель: Я сейчас буду рассказывать про одну семью, а вы показывайте, что я буду говорить.
(дети выполняют движения по тексту)
В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки, я:
Мама – красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла.
Папа – силач, спортсмен – удалец, опора семьи – настоящий отец!
Бабушка с ними – старушка жила, целыми днями вязать могла.
Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбу удил.
Ну а ещё был в семействе сынишка – бойкий и шустрый такой шалунишка.
Бегал сынок, по лужам скакал, а вечером пейзаж рисовал.
В семье той большой не умели скучать – вечером пили с вареньем чай.
Вкусный чаёк, объеденье варенье… Пора и заканчивать стихотворенье.
Только одно лишь добавлю я – дружная очень это семья!
Мишутка: Молодцы, ребята!
Мишутка: ой какой необычный лепесток, мы его сейчас срываем и видео - рассказ про семью слушать начинаем
5. Рассказ детей о своей семье
(видео - рассказы Настя К., Алиса Н.)
Воспитатель: А как образовывается семья?
Инсценировка: «Как появляется семья?»
Муз. № 6 (несколько муз. пауз)
(герои Савелий Н., Маша Б.)
Воспитатель: - В одной семье растет сын, ходит в детский сад, играет с ребятами, потом школа, институт. Вырастает становится взрослым. Однажды он встречает девушку, которая ему больше всех нравится, делает ей предложение, они справляют свадьбу и у них появляется ребенок. Вот так рождается семья!
- А зачем человеку семья? (чтобы заботиться друг о друге, быть вместе, поддерживать, успокаивать)
Пальчиковая гимнастика
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - папа,
Это - бабушка моя.
Это - дед,
А это - я.
Вот и вся моя семья!
Мишутка: еще лепесточек отрываем и картинки с пословицами угадаем
6. Взаимодействие со взрослыми.
Воспитатель: ребята, русский народ очень много придумал пословиц и поговорок о семье. Давайте поиграем с нашими гостями. Пословицу показать, а гости её должны отгадать.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- В родной семье и каша гуще.
- Сердце на месте, когда семья вместе.
- Лучший клад, когда в доме лад.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Красна изба не углами, а пирогами
Воспитатель: Ай да воспитатели молодцы пословицы знают от души!
Мишутка: еще лепесточек отрываем и про бабушку стих прочитаем
7. Стих про бабушку
(Лиза Молоткова с портретом бабушки)
«Моя бабушка»
Кто на кухне с поварешкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одежку,
Пылесосом кто гудит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печет,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почет?
Кто споет нам на ночь песню,
Чтобы сладко мы заснули?
Кто добрей всех и чудесней?
Ну, конечно же, - бабули!
(И.Гурина)
Мишутка. Ребята, а у меня есть вот такая корзина, она не простая, а корзина добрых дел, вы совершали добрые дела?
Дети: Да!
(на столе разложены карточки, дети выбирают карточку рассказывают,
какое доброе дело они делают и кладут карточку в корзину)
Воспитатель: Ребята, давайте наполним корзину добрыми делами.
Муз. № 7
Игра «Корзина добрых дел»
Мишутка: вот так да, еще один лепесточек на ромашке у меня (1 последний)
Мишутка отрывает еще один лепесток
8. Загадка про дедушку
Воспитатель: вновь загадка для всех, на вострите ушки на своей макушке! Леня Калмыков выходи и загадку расскажи!
Леня К.: Кто в очках сидит с газетой
Все читает: то и это
Кто в субботу спозаранку
Уезжает на рыбалку
Домино кто обожает,
а политиков ругает!
Дети: Дедушка!
Вед: Верно, конечно же дедушка!
Леня рассказывает о дедушке короткий рассказ
Раздается рык медведицы, медведица появляется из – за дерева
Медведица: как же я устала, медвеженка потеряла, все искала и искала…
Наконец, вот в сад пришла, здравствуйте друзья!
Воспитатель: здравствуй медведица! Твой медвежонок заблудился и забрел в наш детский сад…
Медведица: наконец его нашла, ну что малыш мой как дела?
Медвежонок подходит к медведице и обнимает ее
Медвежонок: мамочка, прости меня!
Воспитатель: Но вот ребята, на нашей ромашке больше не осталось лепесточков, мы с вами и загадки угадали, и пословицы рассказали и стихи мы прочитали, и с корзинкой поиграли и медведица пришла и сыночка нашла, а мы на ножки встаем и песню про маму громко споем.
Песня: «Про маму»
Итог. У нас у всех есть семья. У кого – то большая, у кого – то меньше. Но в каждой семье вас любят и заботятся. Вы - самые счастливые дети на свете. Я желаю вам, дети, и нашим гостям семейного благополучия, счастья, тепла и уюта в ваших семьях!
Звучит музыка
В конце занятия дети дарят всем гостям символ семьи - ромашку
23