СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему: «Развитие творческих способностей у детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С самого раннего возраста ребёнок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: «Развитие творческих способностей у детей раннего возраста через театрализованную деятельность»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 общеразвивающего вида»

города Магнитогорска.

Группа «Топотушки».



Проект на тему:

«Развитие творческих способностей у детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Выполнили: педагог

Ходакова И.А.





Магнитогорск 2023г.



ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ



Тип проекта: творческий.

По количеству участников: групповой, 20 человек;

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: педагоги, музыкальный руководитель, дети раннего возраста, родители.

Планируемые результаты:

Для детей:

  • Умение разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие мини-сценки, стихи, отрывки из знакомых сказок, рассказов.

  • Умение владеть куклами, игрушками и всеми доступными видами театра (плоскостным, пальчиковым, настольным и др.) ;

  • Умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль.

  • Дети больше проявляют активность в играх, повысилась активность и инициативность.

  • Через театрализованную игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.

  • Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

  • Активизировался словарь детей, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь.

Для педагогов:

  • Конспекты НОД.

  • Сценарии досугов.

  • Атрибуты для театрализованных игр.

  • Консультации для родителей и педагогов:

  • Пальчиковый театр по сказке «Теремок».

  • Варежковый театр по сказке «Теремок»

  • Конусный театр по русским народным сказкам.

  • Театр из бутылочек от питьевого йогурта.

  • Картотека игр драматизаций.

  • Картотека потешек, пальчиковых игр.

Для родителей:

  • Заинтересованность.

  • Активное участие в проекте.

  • Активная помощь в создании различных видов театра.

Актуальность проекта.

На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей младшего дошкольного возраста различными видами искусства и театрально-игровой деятельности.

С самого раннего возраста ребёнок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Грамотно организованная театрализованная деятельность будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребёнка:

• эмоциональной;

• волевой;

• познавательной.

Новизна и проблема данного аспекта состоит в том, что глубокое погружение в театрализованную деятельность составляет особую трудность с детьми раннего возраста. Но когда видишь плоды труда и особую эмоциональную отзывчивость малышей, то понимаешь значимость этой деятельности.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: развитие творческих способностей у детей раннего возраста через театрализованную деятельность.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.

  • Последовательное знакомство детей с видами театра; с приемами вождения кукол, игрушек и всеми доступными видами театра (плоскостным, пальчиковым, настольным и др.)



  • Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).

  • Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.

  • Развивать эмоциональность и выразительность речи у детей.

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения во время театрализации.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: речевое, познавательное, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие.

Этапы проекта:

1 подготовительный:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ (воспитателя и музыкального работника):

  • Постановка цели.

  • Формулировка задач.

  • Изучение методической литературы.

  • Подбор и разработка необходимых материалов (тематических занятий, бесед, художественной литературы, музыкального сопровождения, материального оснащения).

  • Составление плана реализации проекта.

  • Подготовительная работа с родителями детей.

  • Продумывание заключительного этапа проекта.

Деятельность детей:

  • Вхождение в проблему

  • Вживание в игровую ситуацию.



РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Цели: заинтересовать родителей проектом, дать представление о том, как можно участвовать в нем, направить на совместную творческую деятельность с детьми.

  • Заинтересовать родителей развитием театрализованной деятельности детей.

  • Познакомить родителей с разнообразием театров.

  • Информировать родителей о художественных произведениях, рекомендуемых для чтения.

  • Рассказать родителям о создании театра дома.

  • Вовлечь родителей в жизнь детского сада.

  • Оказание помощи при создании различных видов театра, декораций.

2 этап

Реализация проекта:

Чтение русских народных сказок.

Рассказывание русских народных сказок.

Использование устного народного творчества.

Рассказывание сказок с использованием разных видов театра (настольный, плоскостной, би-ба-бо, пальчиковый, варежковый, конусный…).

Просмотр мультипликационных фильмов «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка».

Использование в работе традиционных и нетрадиционных видов театра.

Заучивание потешек «Идет коза рогатая…», «Кисонька - мурысонька», «Киска брысь…»… Учить детей декламировать потешки самостоятельно.

Обыгрывание потешек: «Кисонька - мурысонька» , «Тили-бом», «Солнышко-ведрышко», « Как у нашего кота...» , «Пошел котик на торжок»…

Имитации движений различных животных: кошечка, лисичка, медведь, лягушка, мышка и др.

Организация пальчиковых игр: «Лисята», «Зайка серенький сидит», «Курочка»…

Игры- инсценировки фрагментов сказок «Теремок», «Репка». «Колобок», « Маша и медведь»…

Драматизация русских народных сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка».

Театрализованное представление «Заюшкина избушка». Активизировать словарный запас детей, доставить детям радость, удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения.

Театрализованная игра: «На нашем дворе». Цель: вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.

Сюжетно-ролевые игры.

Кукольные спектакли.

Музыкальные развлечения, досуги. Пение песен с использованием имитационных движений : «Кошка», «Собачка» , « Дом для матрешки»…

Использование театрализованной деятельности в праздниках и развлечениях.

Продуктивная деятельность:

Лепка: Лепка «Колобки»

рисование: «Зернышки для петушка»

3 этап

Заключительный:

Презентация проекта

- показ сказки «Теремок»

Данный проект позволил мне сделать следующие выводы:

  • у детей раннего возраста музыкально-театрализованная деятельность вызывает положительные эмоции, огромный интерес, ребёнку предоставляется возможность реализовать все имеющиеся возможности;

  • у детей формируются элементы наглядно-образного мышления, развивается речевая деятельность, повышается словарный запас;

  • у детей повышается эмоциональная отзывчивость на предложение взрослого о совместном творчестве;

  • музыкально-театрализованная деятельность – не изолированная от других видов деятельность: она тесно связана и положительно влияет на развитие творческих способностей и укрепление психо-эмоционального благополучия за счет влияния всех средств эстетического воспитания.





































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ

2. М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду».

3. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности: система работы в 1младшей группе детского сада», М: Мозаика-Синтез, 2008

4. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет».—СПб.: Па-ритет, 2006.

5 . Журнал «Воспитатель в ДОУ»:

• «Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)

• «Играем с детьми раннего возраста» (№3/2013г.)

• «Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)

• «Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы младшими дошкольниками» (№1/2013г.)

• «Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников» (№4/2009г.)

• «Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте» (№9/2010г.)

• «Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» (№9/2010г.)

• «Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.)

6 . Статьи в интернете:

• «Театрализованные игры в ДОУ» О.В.Акулова. (portal-slovo.ru/Дошкольное образование/36458.php)

















Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 общеразвивающего вида»

города Магнитогорска.

Группа «Топотушки».



Приложение к проекту на тему:

«Развитие творческих способностей у детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Выполнили: педагог

Ходакова И.А.





Магнитогорск 2023г



Пальчиковая гимнастика.

Теремок

Стоит в поле теремок, теремок.

Дети соединяют кончики пальцев рук над головой.

Он не низок не высок, не высок.

Приседают, опуская руки вниз,

встают, поднимая руки вверх.

На двери висит замок, да замок.

Показывают «замок» сомкнутыми ладонями и пальцами.

Кто его открыть бы смог?

Поднимают плечи вверх, опускают.

Слева зайка, справа мышка,

Дети занимают свои места около теремка.

Отодвиньте-ка задвижку.

Тянут руки в разные стороны, но пальцы в «замке».

Справа лиса, слева волк.

Занимают свои места около теремка.

Нажимайте на замок

Сильно сжимают пальцы. Мышка, зайка, лисичка

И волк открывают теремок!

Открывают «замок» — рассоединяют пальцы по одному и разводят руки в стороны.

Репка

Репку мы сажали

(«роете» пальчиками в детской ладошке лунку),

Репку поливали

(показываете пальчиками, как льется вода из лейки),

Вырастала репка

(показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)

Хороша и крепка

(оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!

Тянем-потянем

(крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону),

Вытянуть не можем

(потрясли кистями рук),

Кто же нам поможет

(прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)?

Тянем-потянем,

тянем-потянем! Ух

(расцепили руки, потрясли кистями)!

Вытянули репку.

Два козлика

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух!

(На слово "бух" - хлопаем в ладоши).

И с моста в водичку - плюх!

(Роняем руки на колени).



ЗАЙКА

Зайка, зайка, где твой хвост?               хлопки

– Вот, вот, вот!                                    руки за спиной

Зайка, зайка, где твой нос?            хлопки

–  Вот, вот, вот!                                   показать нос

Зайка, зайка, лапы где?                  хлопки

–  Вот, вот, вот!                                   показать руки

Зайка, зайка, ушки где?                    хлопки

– Вот, вот, вот!                                    показать ушки





Лягушка

Лягушка-попрыгушка –

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки,

Комары да мушки!

Постукивать пальчиками о стол, поднять и показать две ладошки, сжать пальцы в кулачки.



Мышка

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой.

Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты

к среднему и безымянному пальцам.



Театрализованная игра: «На нашем дворе»

Цель: вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.

Материал: Элементы костюма бабушки (платок, фартук); бычок, курочка (игрушки).

Связь с другими занятиями и видами деятельности: музыка, экология, развитие речи.

Ход игры:

Воспитатель в костюме Бабушки приглашает детей на бабушки двор, знакомит с его обитателями. Сначала дети подходят к игрушке – бычку.

Бабушка (воспитатель) ласково зовёт: «Бычок, Борька, отзовись!»

Бычок: «Му-у-у!»

Воспитатель просит детей показать голосом, как ответил бычок. Дети повторяют.

Воспитатель проводит игру разминку для голоса «Где бычок?»

Бабушка: «Наш бычок не спит, он с утра мычит: Му-му, он не спит, му-му он мычит.

Как бычок мычит?»

Дети (вместе с воспитателем).- «Му-му!» Бабушка (грозит пальцем). Он не спит!

Дети (вместе с воспитателем). - Му-му! Бабушка (грозит пальцем). Он мычит.

Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель ведёт детей к сараю, где живет курочка – игрушка. Дети становятся стайкой возле курочки. Воспитатель приглашает поиграть малышам с курочкой. Звучит подвижная музыка (русская народная мелодия «Ах вы, сени»).

Бабушка.

Вышла курочка на травушку, похаживает, (курочка «прохаживается»).

Она деточек на травушку приманивает (курочка взмахивает крыльями.)

- Ну-ка, деточки, цыплятки, все за мной, все за мной! (дети - «цыплята» бегут, раскинув руки – «крылышки».) Потихоньку, друг за другом, все за мной, все за мной! (дети останавливаются и встают стайкой.) Вдруг ударил сильный гром,

Дождь на улице пошёл (дети делают испуганные лица.) Стало на небе темно,

Все – под мамино крыло! (дети бегут к курочке.)

Бабушка просит детей попрощаться с бычком и курочкой.







Этюд «Наши уточки с утра»

(для театра картинок на фланелеграфе)

Для проведения этого этюда потребуется: фланелеграф, картинки с изображением уточек, гусей, голубей, курочек, индюка и петушка.

Ведущий поочередно, в соответствии с текстом, выкладывает на фланелеграфе картинки с изображением нужных птиц и читает потешку, подражая «голосам» персонажей.

Наши уточки с утра

Ведущий. Наши уточки с утра -

Ребенок. Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Ведущий. Наши гуси у пруда -

Ребенок. Га-га-га! Га-га-га!

Ведущий. А индюк среди двора -

Ребенок. Бал-бал-бал! Балды-балда!

Ведущий. Наши гуленьки вверху -

Ребенок. Грру-грру-у, грру-у, грру-у!

Ведущий. Наши курочки в окно -

Ребенок. Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!

Ведущий.

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет

Ребенок. Ку-ка-ре-ку!

















Этюд «Курочка-рябушечка»

(для театра масок)

Для проведения этюда потребуется: маска с изображением курочки.

Ведущий читает малышам несколько раз потешку. Затем задает им вопросы по содержанию.

Вопросы детям:

. Кто пошел на речку?

. Зачем курочка пошла на речку?

. Зачем курочке водичка?

. Как цыплятки просят пить?

После этого нужно выучить с детьми потешку наизусть и прочитать ее по ролям, предложив детям роль курочки. Затем можно поменяться ролями, предложив малышам роль ведущего.

Курочка-рябушечка

Ведущий

Курочка-рябушечка,

Куда ты пошла?

Ребенок

На речку.

Ведущий

Зачем ты пошла?

Ребенок

За водичкой.

Ведущий

Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

Ребенок

Цыпляток поить.

Ведущий

Курочка-рябушечка,

Как цыплятки просят пить? Ребенок: пи-пи-пи, пи-пи-пи!

Консультация для родителей

«Роль сказки в развитии детской эмоциональности».



Уважаемые родители! Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращённые к сердцу ребёнка (Андерсен, братья Гримм) и не подверженные влиянию современной цивилизации с её приверженностью к целесообразности и выгоде, ребёнок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки всё же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребёнка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдива, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстаёт в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, помните, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроился воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь к спасению, то сказка лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» - скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять её правдивое содержание буквально.

Ребёнок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребёнку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своём будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребёнка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребёнку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей и т.д.

Почувствуйте и догадайтесь об эмоциональной проблеме вашего малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребёнку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.). Придумайте фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами, волосами) и характером (робкий, драчун и т.д.) похожее на ребёнка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей и выборов для преодоления препятствий. Ваш ребёнок сам почувствует помощь и найдёт выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребёнку сказку, обязательно её закончите, старайтесь говорить её обычным голосом и языком, доступным ребёнку, усвоенным в реальном общении с родителями.

Выбирая сказку для своего малыша, обязательно учтите, что в силу особенностей психо-эмоционального развития, необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребёнку полезна, безразлична или даже вредна.

Понимая символический смысл сказок, вы научитесь выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребёнка. Старайтесь рассказывать ребёнку добрые, волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом.

В сказках главной идеей является победа добра над злом, все образы одухотворены. Энергетика сказочного образа накапливается через словесную энергетику. Энергетический накал сюжета выражается в восприятии его ребёнком. Число героев невелико, сюжетные повороты мягкие, спокойные, красивые. Для того, чтобы вызвать образ на фоне словесного описания, не должно быть стрессовых накалов и взрывов, страхов и ужаса. Возможны только усиливающиеся эмоциональные ожидания и вера в добро.

Появление «тёмных сил» смягчается элементами света (месяц, звёзды, заря и пр.). Сказки должны быть эмоционально экологичны, бережливы по отношению к хрупкому душевному миру ребёнка, не нести мрачность и тревожность.

Поэтому мудро выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте те сказки, которые близки и полезны именно Вашему ребёнку.