Департамент образования и науки города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования
имени К. Д. Ушинского
Учебная площадка колледж «Измайлово»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
"Цветик-семицветик или добрые дела"
Выполнил студент
3 курса группы 8ПНКд31ш-20
Захарова Софья Сергеевна Специальность:
Преподавание в начальных классах
Проверил руководитель проекта:
Скатова Елена Александровна
Москва
2023
Содержание
Введение…………………………………………………………………………… Глава 1. Теоретическая часть О проекте …………………..…………………………………….……………. Глава 2. Реализация 2.1 Список добрых дел …………………………………………………....…….... 2.2 Цветик-семицветик ……….……....……………………..…….……………... Заключение ............................................................................................................. Список источников информации ……………………………………………... Приложение……………………………………………………………………….. | 3 5 6 7 8 9 10 |
Введение
Актуальность темы состоит в том, что необходимо направить учащихся начальных классов в верный путь, показать им необходимость совершения добрых дел и правильности такого поведения в повседневной жизни.
Как часто мы совершаем добрые дела? Во времена СССР каждый ребенок совершал добрые дела, были разные организации куда дети приходили, вступали и где от имени своей организации они совершали добропорядочные дела. Данная тенденция также возвращается в моду сейчас. Это связано с тем, что в последнее время молодежь, а также младшие школьники все больше и больше проявляют свои недостатки в плане воспитания.
Уверенны каждому из вас знакома такая ситуация, когда вы заходите в переполненный автобус и никто не уступает старый пожилой женщине место. Или в длинной очереди на кассе вы видите другую картину, как стоит подросток с полной корзиной продуктов, а за ним либо молодая мама, либо школьник с 1 товаром и подросток ни за что не пропустит их вперед себя.
Проблему проекта мы видим в том, что у первоклассников неправильные представления о добрых делах и нет практико-ориентированной деятельности на их выполнение.
Цель проекта: создать список добрых дел на неделю и выполнить его в действительности.
Задачи проекта:
узнать, что такое доброе дело с примерами;
ознакомиться с рассказом цветик-семицветик;
создать свой цветик-семицветик с добрыми делами;
выполнить все 7 добрых дел и подготовить краткий рассказ об одном из них.
Объект: представления младших школьников о добрых поступках.
Предмет: практическая работа (деятельность) первоклассников по воплощению добрых дел.
Основные этапы:
Погружение в проектную деятельность;
Сбор и обработка информации;
Осуществление проектной деятельности;
Презентация продукта проекта.
Методы исследования:
Изучение источников информации по теме проекта;
Опрос;
Опытное создание материальных предметов.
Тип проекта: практико-ориентированный, индивидуальный, краткосрочный (7-8 дней).
Продукт проекта: цветик-семицветик с совершенными добрыми делами.
Теоретическая значимость проекта заключается в том, что знания заключённые в продукте моего проекта систематизированы специально для младшего школьника и несут творческий исследовательский характер и преподнесены в понятной, доступной форме.
Практическая значимость проекта заключается в том, что данная работа может быть использована учителями на внеурочной деятельности в рамках нравственного воспитания при реализации системно-деятельностного подхода.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. О проекте
Сейчас остро стоит проблема невоспитанности молодого поколения. Нередко на улицах мы слышим о том, что молодые люди, подростки и даже младшие школьники ведут себя невоспитанно по отношению к взрослым и пожилым людям в общественных местах, транспорте и просто на улице. Раньше, в период СССР, большинство людей жило в мире и благополучии, потому как среди школьников проводилось большое количество нравственных мероприятий, направленных на коллективизм и уважение к другим согражданам. В последнее же время школа отдавала большое усилие не воспитанию учащихся, а их обучению. В 21 веке была увидена проблема недостатка воспитания среди молодого поколения и в современных стандартах теперь также прописана и воспитательная программа, направленная на патриотическое, духовные, семейное и нравственное воспитание учеников.
Наш проект целиком направлен на нравственное воспитание. В чем суть проекта и как это отразится на воспитание учащихся 1 класса? Наш проект имеет индивидуальный характер и рассчитан на небольшое время, около 8 дней. За это время с ребятами на одном из уроков окружающего мира должен быть вкратце прочитан рассказ Катаева "Цветик-семицветик" и проведена профилактическая беседа о том какие же бывают добрые дела и сложно ли их совершать.
Само прочтение произведения это как бы подготовка к тому, что ученики мотивируют себя на совершение добрых дел. Перед этим они должны спланировать свои поступки. Не обязательно сразу начинать с чего-то большого, можно им предложить сделать своими руками при помощи картона и ножниц цветок, на котором они смогут записать свои дела на неделю.
Важно акцентировать внимание учащихся на том, что эти дела не только должны быть записаны и придуманы, но и реализованы. То есть каждое дело, которое на лепестке написано, ученик должен в течение недели, можно даже каждый день по одному из лепестков, выполнить. Поэтому мы говорим о том, что после того, как они выполнят все свои добрые дела, а для этого должна пройти неделя, они выступят перед остальными учениками показывая свой цветок и расскажут об 1 из лепестков.
.
Глава 2. Реализация
2.1 Список добрых дел
Так как мы будем реализовывать наш проект среди учеников лишь 1 класса может возникнуть ситуация, что у учащихся не найдется достаточно понимания о добрых делах, чтобы заполнить все 7 лепестков нашего цветика семицветика. В этой ситуации педагог может поступить подобным образом: заранее подготовить список положительных добрых дел, которые могут реализовываться с детьми 7-8 лет и раздать его каждому. Ученик прочитает все эти дела и выберет 7, которое покажется ему наиболее интересными и на которые у него хватит сил, а после запишет их в свой цветик-семицветик, возможно дополнив своими вариантами.
Другой вариант как можно организовать знакомство с добрыми делами. Для этого берутся разного рода ситуации и преподносятся детям как рассказы. Например, Маша из 3 б класса вместе со своей младшей сестрой сделали скворечник и повесили его во дворе дома, чтобы птицы зимой не голодали.
Можно также для закрепления понимания учениками добрых дел дать какие-нибудь задания в парах. Примера 1 член команды говорит задание, которое доброе, например уборка в своей комнате, а другой переделывать в не доброе дело, например не убраться после игр в комнате.
Пока каждый ребенок обсуждает какие задания он хочет, а какие не хочет выполнять, учитель слушает о том, что они говорят друг другу. В случае чего он может корректировать ребенка, если он выбрал нейтральные дело вместо доброго. Например, он посчитает, что почистит вечером зубы и это будет доброе дело. А учитель должен объяснить, что доброе дело — это когда ты сделаешь, что-то хорошее и приятное другому человеку, а почистить зубы ты обязан, чтобы у тебя они потом не болели и хорошо пахло изо рта.
2.2. Цветик-семицветик
Создание цветика семицветика это творческий детские процесс. Заранее предупреждаем учеников, чтобы они принесли на урок картон с 1 стороны цветное с другой обычный, ножницы и клей.
После того как с ребятами обсуждено, что такое доброе дело и мы проговорим о том, что на следующей недели мы каждый день совершаем хотя бы 1 доброе дело, нам нужно создать этакую памятку на неделю добрых дел в виде цветика-семицветика. Для этого нам нужна сердцевина с палочкой с листиком, ее может предоставить заранее учитель подготовив для всех ребят в классе. А вот сами лепестки, которых должно быть ровно 7, ученики вырезают на уроке или внеурочной деятельности. Каждый лепесток должен быть своего цвета, а на обратной стороне должно быть подписано доброе дело, которое выполнит учащийся. На самой сердцевине ученик пописывает свое имя фамилию. (ПРИЛОЖЕНИЕ)
После того как проходит неделя учащийся обязан принести свой цветок и, кратко сопроводив 1 из лепестков рассказом, показать остальным ученикам свое творение. А после может быть организована выставка цветиков-семицветиков для привлечения внимания общественности или полномасштабной акции «Неделя добра».
Заключение
Так как проект рассчитан на 1 класс и возможно это будет первый проект в жизни ребенка мы посчитали что он должен быть более творческим иметь практико-ориентированный характер для привлечения большего интереса учащихся. Тема проект знакома ученикам еще с детского сада, поэтому для них она будет не новый и более понятной че другие, но позволит им на практике увидеть известные им лишь теоретические понятия.
Этого наш проект позволяет развить у учеников классов не только нравственное воспитание, но также и ораторское искусство, мышление, умение критически себя оценивать и самостоятельность. Так как все задания должны выполняться ими лично, лишь с малой помощью родителей и учителя, а в сопроводительном рассказе они достойно представить свою работу и аргументировать выбор своих добрых дел.
Также мы считаем, что проектная деятельность в начальных классах необходимо и применять ее стоит систематически хотя бы 1 раз в год. Не обязательно это делать только на предмете окружающий мир, хотя он наиболее на наш взгляд богат на темы для проектной деятельности, но также и в рамках литературного чтения, уроков математики и других.
Также рекомендуем сохранять продукты проекта каждого ученика в его личном портфолио как напоминание о том, что стоит совершать добрые дела и совершенно не обязательно делать что-то грандиозное, как например спасти котенка с дерева или потушить лесной пожар, достаточно иногда помочь маме, уступить пожилой женщине место в метро или сходить погулять с собакой.
Источники информации
Блайт Л. Счастливый год. Еженедельные практики, которые помогут наполнить жизнь радостью / пер. Ю. Змеева - Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 192 с. – ISBN: 978-5-00117-691-6
Катаев В. П. Цветик-семицветик / В. Коротаева – Детская и юношеская книга, 2022. – 352 с. – ISBN: 978-5-907545-28-1
Луна Эль Между надо и хочу. Найди свой путь и следуй ему / пер. А. Суханова– Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 176 с. – ISBN: 978-5-00169-840-1
ПРИЛОЖЕНИЕ