Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»
ПРОЕКТ
ОП.01 Педагогика
по специальности
Преподавание в начальных классах
Тема «Творчество в деятельности учителя»
Студента 1 курса группы «Ш-12» отделение очного обучения
Романова Никиты Сергеевича
Руководитель проекта:
Великановская Л. А.
Ейск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………… | 3 |
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы создания творческой деятельности учителя ………………………………………………………… | 5 |
1.1. Основные понятия творческой деятельности в образовательной организации…………………………………………………………………… | 5 |
1.2. Педагогическое творчество как ведущая деятельность личности учителя ……………………………………………………………….. | 8 |
1.3. Творческая личность учителя; понятие, сущность, этапы становления………………………………............................................................ | 12 |
Глава 2. Изучение творческой деятельности учителя в условиях образовательной организации……………………………………….……….. | 16 |
2.1. Диагностика на определение уровня творчества | 16 |
2.2. Методическая разработка интерактивной презентации «Творческая деятельность учителя» | 22 |
Заключение…………..…………………………………………………………. | 25 |
Список использованных источников…………...…………………………... | 27 |
Приложение……………………………………………………………………… | 28 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема исследования творческой деятельности учителя на сегодняшний день является актуальной. Для успешного решения проблемы необходимы условия для реализации педагогом школы своего творческого потенциала. Если учитель активен в творческом поиске, то продуктивная деятельность, результат которой заключает в себе реализованную способность работать новаторски, не заставит долго ждать.
Постоянное обогащение своих знаний, повышение культурного и профессионального уровня становятся общественной потребностью, а творческое отношение к профессиональной деятельности в будущем станет одной из обязанностей члена общества, необходимым условием его активного участия в общественной жизни, основной предпосылкой повышения эффективности профессионального труда. Определить особенности профессиональной компетентности и культуры педагога.
Активное познание с целью преобразования педагогической практики, руководство умственным трудом школьников – все это педагогическое творчество, новаторская деятельность. Она может проявляться в творческой одаренности учителя, которая выражается в мотивации и стремлении к достижению более высоких качественных (конструктивных) результатов как в руководстве умственным трудом обучаемых (проявление коммуникативной культуры в условиях целостного педагогического сознания), так и в самореализации профессиональных способностей в рамках образовательного пространства.
Существует различное понимание роли учителя: одни видят в нем простого преподавателя конкретного учебного предмета, другие — педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности ученика. Не секрет, что результативность деятельности школы определяется личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обучения тому или иному учебному предмету. Но главное — учитель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся. В этой связи значимыми звеньями содержания педагогического профессионализма являются самооценка и самоанализ их практической деятельности. И, конечно же, прежде чем приступить к педагогическому самосовершенствованию, учитель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль на каждом этапе деятельности.
Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса является одним из условий реализации креативных способностей.
Решение проблемы творчества педагога в условиях информатизации и технологизации образования заключается в целенаправленном взаимодействии учителя и учеников, получающих удовлетворение от познания и успешной самореализации.
В современных педагогических технологиях успешно реализуются принципы информационного взаимодействия, результатом которых является творческая самореализация личности.
Профессионализм педагога проявляется в способности рефлексировать, задавать вопросы себе, самостоятельно искать на них ответы в условиях динамичной учебной реальности.
Образовательный процесс поворачивается к учителю разными сторонами, ставит перед ним задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности.
Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности.
Все изложенное выше позволяет определить не только актуальность данной темы, но и проследить, что необходимо рассмотреть её более углублённо.
На основе всего выше сказанного был определён методологический аппарат проектной работы.
Цель проектной работы – изучить особенности становления творческой деятельности учителя в условиях образовательного процесса.
Объект исследования – процесс формирования творческой деятельности учителя.
Предмет исследования – творческая деятельность, как средство развития личности учителя.
Задачи исследования:
Изучить информационные источники по проблеме творческой деятельности учителя.
Провести опрос на тему: «А вы творческая личность».
Разработка методических интерактивной презентации «Творческая деятельность учителя».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, опрос, обобщение психолого-педагогического опыта, качественный анализ полученных данных.
Структура исследования: теоретическая часть, практическая часть, заключение, список использованных источников, приложение.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы создания творческой деятельности учителя
1.1 Основные понятия творческой деятельности в образовательной организации
Творческая деятельность – это высший уровень познавательной деятельности человека. Психологи рассматривают творчество как важнейший механизм личности и необходимое условие для ее саморегуляции (проявление индивидуальности, неповторимости).
Оно характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным. При наличии у учителя способностей, мотивов, знаний и умений создается продукт, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью.
При рассмотрении сущности педагогического творчества можно выделить признаки:
- преобразование и сочетание знаний, умений в новые условия;
- умение действовать самостоятельно;
- способность осмысливать педагогическую деятельность;
- отсутствие шаблона, трафарета, стереотипа.
Творчество включает в себя создание нового по средствам специфических процедур:
а) перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
б) самостоятельное видение проблем в незнакомой ситуации;
в) видение новой функции в уже знакомом объекте;
г) комбинирование ранее известных способов в новые.
И здесь необходимы такие ситуации, где требуется от учителя активная мыслительная деятельность. Следовательно, чтобы овладеть технологией творческой деятельности, необходимо включаться в систематическое решение проблемных задач, а также создавать условия для моделирования проблемных ситуаций.
1.2 Педагогическое творчество как ведущая деятельность личности учителя
Модернизация образования направлена на повышение качества, доступности и эффективности образования, что определяет необходимость внедрения новой модели развития педагогического потенциала. Это связано, прежде всего, с необходимостью индивидуализации образовательного процесса, так как, с одной стороны, необходимо развивать одаренных детей, а с другой стороны, создавать условия для развития детей с особыми педагогическими потребностями. В достижении этой цели огромная роль отводится педагогу, учителю-наставнику, который направляет деятельность ребенка, помогая ему, где это необходимо, и оставляя его действовать там, где он может действовать сам.
Современный педагог – это педагог, владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями; обладающий высокими профессиональными качествами; способный помочь ребенку найти свой путь самореализации, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе человеком. Неотъемлемый компонент личности современного педагога – это творчество.
Творческому педагогу необходимо обладать определенными умениями, к которым можно отнести:
проектировочные умения (педагог-сценарист);
адаптационные умения (педагог-режиссер);
коммуникативные умения (педагог как речевой партнер);
организационные умения;
умения контроля и самоконтроля;
исследовательские умения.
Педагогическое творчество – это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога в профессиональной деятельности.
Профессиональная педагогическая деятельность – это вид деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование и развитие обучающихся. Структура педагогической деятельности представляет собой единство субъекта и объекта, целей, задач, предмета, средств и результатов.
Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся. Объект – это тот, кого воспитывают, формируют как личность. При самовоспитании, самообразовании субъект и объект совпадают. Объект педагогической деятельности сам является субъектом.
Общая цель педагогической деятельности заключается в приобщении человека к ценностям культуры, формировании разносторонне развитой личности. Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Предметом педагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и т.п. На конкретном этапе педагогической деятельности предметом становятся отдельные направления развития.
К средствам педагогической деятельности относятся содержание педагогического процесса и всевозможные носители информации (литература, СМИ, технические средства и др.)
Результат – это реально достигнутый итог педагогической деятельности.
Профессиональная педагогическая деятельность носит гуманистический характер. Назовём ее основные признаки:
педагогической деятельностью занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями, и для реализации этой деятельности существуют определённые формы: урок, занятие, «классы»;
наличие определённой цели: научить ребёнка чему-либо, передать ему систему знаний, сформировать умения и навыки, воспитать его, развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и т.д.;
цель во многом определяет содержание обучения, воспитания, образования;
ребёнок включается в особые отношения с педагогом (деловые, официальные, регламентированные);
результаты педагогической деятельности (особенно в обучении) могут быть проверены; ее итогом являются знания и умения ребёнка; менее очевидными могут оказаться результаты воспитания – они во многом «отсрочены» во времени;
настоящий педагог использует разнообразные возможности своего влияние на ученика: неформальные беседы, доверительные разговоры, обсуждение волнующих ученика проблем, советы, поддержку, помощь.
1.3 Творческая личность учителя: понятие, сущность, этапы становления
Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении. Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Способность к педагогическому мышлению, являющемуся по своей природе и содержанию дивергентным, обеспечивает учителю активное преобразование педагогической информации, выход за границы временных параметров педагогической реальности. Эффективность профессиональной деятельности учителя зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько от способностей использовать данную в педагогической ситуации информацию различными способами и в быстром темпе. Развитый интеллект позволяет учителю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся.
Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.
Другие авторы относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к свертыванию операции, обобщению и отбрасыванию несущественного.
Третьи авторы считают творческой ту личность, значимой характеристикой которой является креативность как способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Е.С. Громов и В.А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность
Представляет интерес типология творческой личности, предложенная В.И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов.
Теоретик-логик – это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники.
Теоретик-интуитивист характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа творческих способностей – это крупные изобретатели, создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением.
Практик (экспериментатор)всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам.
Организатор как тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этою типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направлять их на решение больших творческих задач.
Инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, они быстро остывают или переключаются на решение других творческих задач.
Творческая деятельность учителя осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее. На своей первой стадии творческий педагогический процесс представляет собой установление новых связей и комбинаций известных ранее понятий и явлений и может быть реализован на основе специальной методики. Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности - необходимое научно обоснованное руководство для учителя в его работе. Выполнение этих предписании (если они принимаются именно как руководство, а не как догма) открывает учителю простор для подлинно творческой работы.
В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.
Следовательно, опыт творческой педагогической деятельности – возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею (гипотезу), обнаружение способа воплощения замысла и идеи - приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.
Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее, решение специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.
Классификация задач, адекватных формированию такого потенциала личности, целесообразно осуществить, выделив наиболее яркие черты творческой деятельности. Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, выделение новых функций методов и приемов, на комбинирование новых способов деятельности из известных и др. Этому же будут способствовать и упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, разложении их на составляющие, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций.
В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.
Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров выделяют следующие уровни педагогического творчества:
1. уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других учителей;
2. уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;
3. эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;
4. высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.
Данные уровни условно можно назвать как уровни воспроизведения готовых рекомендаций, оптимизации, эвристический, личностно самостоятельный.
Итак, педагогическое мастерство – это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А.К. Маркова, – это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо себя и для других (создание новых оригинальных подходов отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).
Каждый педагог продолжает дело своих предшественников. Педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.
Глава 2. Изучение творческой деятельности учителя в условиях образовательной организации
2.1. Диагностика на определение уровня творчества
В данной главе мы раскрываем содержание проведённого опроса, направленное на диагностику определения творческого потенциала обучающихся студентов группы Ш-12.
В опросе приняли участие 18 человек. Было предложено 5 вопросов, которые состояли из:
Вам хочется создать что-то новое?
Доставляет ли вам эмоциональное удовлетворение процесс творческой деятельности?
Находите ли вы новое применение обычным предметам?
Вам нравится проявлять свою индивидуальность?
Нравится ли вам взаимодействовать с людьми, у которых необычные взгляды?
Критерии оценивания:
От 50 % и выше ответ «нет» – человек не является творческой личностью.
От 50 % и выше ответ «да» – человек является творческой личностью.
Сводные данные показали следующие результаты.
Из сводных данных можно сделать вывод, что из 16 человек считают себя творческой личностью. Они готовы сознавать что-то новое, творческая деятельность доставляет им удовольствие, они могут проявлять креативность в отношении обычных предметов, а также стремятся взаимодействовать с людьми, у которых необычные взгляды.
Остальные (2 человека) не считают себя творческой личностью. Отображение в этом находит отрицательные ответы на три вопроса: Вам хочется создать что-то новое? Доставляет ли вам эмоциональное удовлетворение процесс творческой деятельности? Находите ли вы новое применение обычным предметам?
Делая выводы по проведенному исследованию, результаты диагностики свидетельствуют об общем высоком уровне оценивания собственных творческих способностей испытуемых.
Заключение
В данной работе была рассмотрена актуальная проблема. Выполнены поставленные перед задачи: дана характеристика творчеству, изучена педагогическая литература по данному вопросу.
В первой главе работы были раскрыты «творческая деятельность педагога» и понятие «профессиональная компетентность», во второй главе раскрыто понятие и структура творческой деятельности педагога.
В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.
Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.
Следовательно, опыт творческой педагогической деятельности –возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею, обнаружение способа воплощения замысла и идеи – приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.
Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение, специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.
Список литературы
1. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – 304 с.
2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство учителя и педагогические технологии: Уч. пос. для студ. высших уч. зав.-М.:Пед. общество России,2000г.-256с.
3. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. - 128 с.
4. Кан - Калик В.А., Никандроф Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
5. Шахгулари В. В. Подготовка будущих учителей в творческой деятельности в школе. А.: Ғылым, 2002.-255 с.
6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – Р н/Д: МарТ, 2005. – 448 с.
7. Мудрик А. В. Учитель: Мастерство и вдохновение. - М., 1986
8. Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога //Школьная практика. – 2004. - №1. – С. 197-207
9. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: Культурологический подход. - Белгород; М., 1999
10. Формирование профессиональной культуры учителя. / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 2000.
11. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – Санкт Петербург: Питер, 2004. – 316 с.
12. Смирнов С.А. Педагогика: Педагогические теории, система, технологии. – М.: «Академия», 2000. – 512 с.
13. Ворошилов В. Свою деятельность анализирует учитель: Самоанализ //Директор школы. – 2004. - №7. – С.31-33
14. Лукьянова М. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу в процессе работы //Педагогика. – 2005. - №10. – С.56-61
15. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
Приложение 1
С
водные данные показали тестирования