СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему "Творчество в деятельности учителя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему "Творчество в деятельности учителя"»

Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Ейский полипрофильный колледж»






ПРОЕКТ

Учебная дисциплина ОП.01 Педагогика

Студентки Ш-12 группы отделения школьного образования Бобровниковой Елизаветы Владимировны





«Творчество в деятельности учителя»









Преподаватель:

Великановская Л.А.



Оглавление


Введение…………………………………………………………………3


Глава I. Теоретическая часть

1.Что такое творчество………………………………………...5

2.Творчество в деятельности педагога……………………….7



Глава II. Практическая часть…………………………………………...11



Заключение……………………………………………………………...12



Список литературы и интернет- ресурсов…………………………….13



Приложение……………………………………………………………..14

































Введение

Проявить свой талант, оригинальность и способность к творчеству может каждый, но нужно ли это?

Тяжело представить мир, лишённый красок и общество, в котором нет таких представителей, чьи идеи и действия привносят такой элемент, благодаря которому мир и люди буквально расцветают. Современный мир наполнен разнообразными яркими красками и деталями, которые создают творческие натуры. Но почему одни люди способны к творчеству, а другие нет? Кто может повлияет на становление личности?

Конечно же, речь идёт об учителе начальных классов. Именно он обучает детей и помогает развиваться. Мне кажется, что на становление творческой личности большое влияние имеет как раз-таки педагог, ведь он являясь неким примером для детей формирует их. Если учитель будет творческим, то и дети будут вдохновляться. Я думаю, что каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и точно ответить на вопрос: каким ему представляется ребенок – человеком, который выполняет, не задумываясь требования взрослых, или личностью, способной принимать самостоятельные решения и отвечать за свои поступки. Я – за ученика думающего, целеустремленного, творческого. Дети, особенно младшего школьного возраста, «дышат» воздухом творчества: они хотят петь, рисовать, танцевать, сочинять. Нужно начинать, как можно раньше учить ребенка видеть в каждом предмете разные его стороны, свободно фантазировать и мыслить.


Актуальность данного проекта заключается в том, что миру необходимы люди, мыслящие творчески, способные к самостоятельному и нестандартному решению многообразных задач. Пробудить в человеке творца и развить в нем заложенный творческий потенциал –   основная цель педагога.


Цель: выявить проявление и важность творчества в профессии педагога начальных классов.

Задачи:

  1. Сбор и анализ информации по теме проекта.

  2. Раскрыть сущность понятий.

  3. Проведения анкетирования для определения уровня творчества.

  4. Создание конечного продукта.




Глава I. Теоретическая часть

  1. Что такое творчество?

Творчество — процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты, духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс.

Творчество в английском языке обозначается термином creativity. В русском же языке созвучное понятие «креативность» является синонимом словосочетания «творческие способности», вместо которого в обыденной речи широко используется термин «смекалка». Хорошо развитые творческие способности помогают людям находить нестандартные решения всевозможных проблем, выход из разных ситуаций и добиваться поставленных целей.



Виды творчества

Творчество не ограничено узкими рамками какой-то определенной области деятельности человека. Напротив, реализовать свои творческие способности люди могут практически везде. В современном мире существуют самые разные виды творчества:

  • Производственное. Направлено на оптимизацию процесса изготовления промышленной продукции и снижение издержек производства.

  • Научное. Играет важнейшую роль в развитии всех отраслей науки путем генерации новаторских идей.

  • Правовое. Помогает улучшить существующие правила регулирования отношений в государстве и обществе.

  • Предпринимательское. Имеет четкую направленность на конечного потребителя товаров и услуг, является важным инструментом в конкурентной борьбе.

  • Философское. Затрагивает самые важные мировоззренческие аспекты жизни человечества, предоставляет людям новые возможности для всестороннего духовного развития.

  • Художественное. Является важнейшей частью процесса создания уникальных произведений в живописи, скульптуре, графике и всех остальных сферах искусства, а также способствует появлению новых стилей и жанров.

  • Музыкальное. Служит основой для появления новых или художественной интерпретации старых музыкальных композиций.

  • Спортивное. Помогает атлету добиваться лучших результатов в соревнованиях, устанавливать рекорды и получать заслуженные награды.

  • Военно-тактическое. Направлено на достижение победы над противником с минимальными потерями живой силы и боевой техники.

  • Детское. Стимулирует всестороннее развитие личности ребенка, помогает ему развивать свои интеллектуальные и прочие способности.



Таким образом, можно сделать вывод, что творчество является неотъемлемой частью общества и мира в целом. Очень важно развивать детское творчество, и в будущем это принесёт свои плоды









  1. Творчество в деятельности педагога

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого переосмысления, переработки и его органичного включения в собственную теорию и практику. Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к ученику, так и в отношении к своему предмету, к подаче учебного материала, к определению методов и средств обучения и воспитания. Творческое решение построения урока и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес.

Результаты реализации творческого подхода педагога к деятельности могут проявляться на внешнем и внутреннем уровне. Внешние результаты творческой деятельности разнообразны: составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников; методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога; креативно организованные учебные или воспитательные процессы; собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете и т. д. Внутренние результаты являются источником внешнего творчества, хотя и не всегда поддаются четкому определению. К ним следует отнести: уточнение отношения к различным подходам в образовании, изменение в характере организации педагогического процесса, совершенствование профессионального мастерства, развитие профессиональных способностей педагога и т. д.


Медяник Г. А. отметила, что «обществу сегодня нужен специалист, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая личность».

Следовательно, можно выделить основные признаки творчества педагога:

  • владение приемами научного анализа и синтеза;

  • умение внедрять науку в практику;

  • видение основополагающих идей внедрения;

  • способность видеть в опыте других педагогов идеи, руководствуясь которыми они успешно продвигаются к вершинам профессионализма;

  • способность разрабатывать научно - практические методики (инструментарий) внедрения;

  • умение использовать опыт других педагогов применительно к условиям собственной деятельности;

  • способность прогнозировать и экстраполировать продуктивную педагогическую деятельность, создавать педагогические инновациитехнологии;

  • прогнозирование оптимальных в деятельности результатов средствами прозорливого движения в «неизвестное» («скачок в неизвестное»);

  • умение корректировать, реконструировать собственную деятельность в связи с изменяющимися социальными и региональными условиями;

  • способность создавать в своем сознании оптимистический образ результата и достигать максимально адекватный ему на практике;

  • проявление гибкости в педагогическом труде: умение принимать оптимальные решения в конкретных ситуациях;

  • выход за пределы образовавшейся системы знаний (рассмотрение явления с новых сторон, умение восстановить связи между явлениями, умение видеть общие признаки между отдельными фактами и т. д.);

  • умение сопротивляться педагогическому консерватизму, преодолевать неоправданные или вредные стереотипы в образовании;

  • умение переносить знания в различные педагогические ситуации и условия;

  • способность развивать в ученике стремление к инновационной продуктивности в деятельности.



Педагогическая творческая деятельность служит главным механизмом развития школы и самого учителя. Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д. Выделяют три сферы творческой деятельности учителя:

1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании)

Педагог, который способен к саморазвитию и самостановлению, может легко приспособиться к изменениям и инновациям в окружающем мире, применять новые знания и технологии, необходимые для осуществления педагогической деятельности.

Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров выделяют следующие уровни педагогического творчества:

  • уровень элементарного взаимодействия с классом, когда педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других учителей;

  • уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;

  • эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;

  • высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класс.

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д. Выделяют три сферы творческой деятельности учителя:

  1. методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

  2. коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

  3. творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании).

































Глава II. Практическая часть

Я учусь на специальности педагог начальных классах, а следовательно тема проекта напрямую относится ко мне. Поэтому я протестировала себя и своих одногруппников с помощью теста на определение уровня творческих способностей, и составила соответствующую статистику(рис.1):

(Рис. 1)



Всего участие в опросе приняло 20 человек.

Таким образом можно сделать вывод, что большинство (11 чел.) имеют средние творческие способности. Я думаю, что это довольно неплохо, но в любом случае всегда можно самосовершенствоваться и развиваться.



Заключение

Я изучила важность творчества в педагогической профессии и смогу в дальнейшем применять полученную информацию на практике. Исходя из собранных мной данных, можно сделать вывод, что учитель должен рассмотреть творческий потенциал учеников и помогать развитию их творческих способностей. Ведь нет ни одного ребенка, которого природа не наделила бы скрытым творческим потенциалом.

Также, я провела анкетирование для определения уровня творчества среди одногруппников и выявила их творческий потенциал.

В качестве конечного продукта, я решила составить наглядную модель того, как то, что вкладывает учитель – отражается в детях.







Список литературы и интернет- ресурсов:

  1. Коджаспирова Г. М. Педагогика. М., 2010.

  2. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность. М., 2002.

  3. https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4472/

  4. https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/chto-takoe-tvorchestvo

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Творчество















Приложение:

«Тест на определение уровня творческих способностей»

  1. Обнаружив, что любимые джинсы порвались, вы

  • выкидываете их

  • делаете еще несколько художественных разрезов и продолжаете носить



  1. Подружка попросила вас побыть с ее ребенком-непоседой. Вы

  • включите ему телевизор или видеоигру

  • окунетесь в детство и вместе придумаете веселую увлекательную игру



  1. Часто ли вам снятся сны?

  • да, вы обычно помните сновидения, они яркие и интересные

  • нет, вы редко запоминаете сны



  1. Какую работу вы предпочтете — ту, где известно, что и как делать, или ту, в которой необходимо что-то придумывать?

  • интереснее самостоятельно искать решения проблем, даже если это требует временных затрат

  • вам проще работать, когда существует четкий алгоритм



  1. Подружка выходит замуж, и вам предстоит организовать выкуп невесты, вы

  • изучите литературу и подберете конкурсы

  • постараетесь придумать конкурсы сами, чтобы они были оригинальными



  1. Изучая меню в ресторане, вы, скорее всего, остановитесь на

  • знакомом блюде

  • блюде с самым экстравагантным, названием



  1. Если в процессе создания стенгазеты потребуется нарисовать какое-то животное, вы

  • постараетесь найти фотографию или другое изображение и срисуете

  • нарисуете животное сами, даже если не очень хорошо умеете



  1. Для новогоднего маскарада в детском саду необходимо найти малышу костюм. Вы

  • сошьете его сами

  • купите в магазине



  1. Любили ли вы в детстве читать сказки?

  • Вам интереснее было смотреть мультики

  • Да, вы любили читать не меньше, чем смотреть телевизор



  1. Ваши фотографии в альбоме

  • чаше традиционные

  • живые позы в необычных ракурсах



https://www.sunhome.ru/tests/test-na-tvorcheskie-sposobnosti







Ейск, 2023