Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Ейский полипрофильный колледж»
ПРОЕКТ
Учебная дисциплина ОП.01 Педагогика
Студентки Ш-12 группы отделения школьного образования Бобровниковой Елизаветы Владимировны
«Творчество в деятельности учителя»
Преподаватель:
Великановская Л.А.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическая часть
1.Что такое творчество………………………………………...5
2.Творчество в деятельности педагога……………………….7
Глава II. Практическая часть…………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………...12
Список литературы и интернет- ресурсов…………………………….13
Приложение……………………………………………………………..14
Введение
Проявить свой талант, оригинальность и способность к творчеству может каждый, но нужно ли это?
Тяжело представить мир, лишённый красок и общество, в котором нет таких представителей, чьи идеи и действия привносят такой элемент, благодаря которому мир и люди буквально расцветают. Современный мир наполнен разнообразными яркими красками и деталями, которые создают творческие натуры. Но почему одни люди способны к творчеству, а другие нет? Кто может повлияет на становление личности?
Конечно же, речь идёт об учителе начальных классов. Именно он обучает детей и помогает развиваться. Мне кажется, что на становление творческой личности большое влияние имеет как раз-таки педагог, ведь он являясь неким примером для детей формирует их. Если учитель будет творческим, то и дети будут вдохновляться. Я думаю, что каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и точно ответить на вопрос: каким ему представляется ребенок – человеком, который выполняет, не задумываясь требования взрослых, или личностью, способной принимать самостоятельные решения и отвечать за свои поступки. Я – за ученика думающего, целеустремленного, творческого. Дети, особенно младшего школьного возраста, «дышат» воздухом творчества: они хотят петь, рисовать, танцевать, сочинять. Нужно начинать, как можно раньше учить ребенка видеть в каждом предмете разные его стороны, свободно фантазировать и мыслить.
Актуальность данного проекта заключается в том, что миру необходимы люди, мыслящие творчески, способные к самостоятельному и нестандартному решению многообразных задач. Пробудить в человеке творца и развить в нем заложенный творческий потенциал – основная цель педагога.
Цель: выявить проявление и важность творчества в профессии педагога начальных классов.
Задачи:
Сбор и анализ информации по теме проекта.
Раскрыть сущность понятий.
Проведения анкетирования для определения уровня творчества.
Создание конечного продукта.
Глава I. Теоретическая часть
Что такое творчество?
Творчество — процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты, духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс.
Творчество в английском языке обозначается термином creativity. В русском же языке созвучное понятие «креативность» является синонимом словосочетания «творческие способности», вместо которого в обыденной речи широко используется термин «смекалка». Хорошо развитые творческие способности помогают людям находить нестандартные решения всевозможных проблем, выход из разных ситуаций и добиваться поставленных целей.
Виды творчества
Творчество не ограничено узкими рамками какой-то определенной области деятельности человека. Напротив, реализовать свои творческие способности люди могут практически везде. В современном мире существуют самые разные виды творчества:
Производственное. Направлено на оптимизацию процесса изготовления промышленной продукции и снижение издержек производства.
Научное. Играет важнейшую роль в развитии всех отраслей науки путем генерации новаторских идей.
Правовое. Помогает улучшить существующие правила регулирования отношений в государстве и обществе.
Предпринимательское. Имеет четкую направленность на конечного потребителя товаров и услуг, является важным инструментом в конкурентной борьбе.
Философское. Затрагивает самые важные мировоззренческие аспекты жизни человечества, предоставляет людям новые возможности для всестороннего духовного развития.
Художественное. Является важнейшей частью процесса создания уникальных произведений в живописи, скульптуре, графике и всех остальных сферах искусства, а также способствует появлению новых стилей и жанров.
Музыкальное. Служит основой для появления новых или художественной интерпретации старых музыкальных композиций.
Спортивное. Помогает атлету добиваться лучших результатов в соревнованиях, устанавливать рекорды и получать заслуженные награды.
Военно-тактическое. Направлено на достижение победы над противником с минимальными потерями живой силы и боевой техники.
Детское. Стимулирует всестороннее развитие личности ребенка, помогает ему развивать свои интеллектуальные и прочие способности.
Таким образом, можно сделать вывод, что творчество является неотъемлемой частью общества и мира в целом. Очень важно развивать детское творчество, и в будущем это принесёт свои плоды
Творчество в деятельности педагога
Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого переосмысления, переработки и его органичного включения в собственную теорию и практику. Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к ученику, так и в отношении к своему предмету, к подаче учебного материала, к определению методов и средств обучения и воспитания. Творческое решение построения урока и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес.
Результаты реализации творческого подхода педагога к деятельности могут проявляться на внешнем и внутреннем уровне. Внешние результаты творческой деятельности разнообразны: составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников; методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога; креативно организованные учебные или воспитательные процессы; собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете и т. д. Внутренние результаты являются источником внешнего творчества, хотя и не всегда поддаются четкому определению. К ним следует отнести: уточнение отношения к различным подходам в образовании, изменение в характере организации педагогического процесса, совершенствование профессионального мастерства, развитие профессиональных способностей педагога и т. д.
Медяник Г. А. отметила, что «обществу сегодня нужен специалист, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая личность».
Следовательно, можно выделить основные признаки творчества педагога:
владение приемами научного анализа и синтеза;
умение внедрять науку в практику;
видение основополагающих идей внедрения;
способность видеть в опыте других педагогов идеи, руководствуясь которыми они успешно продвигаются к вершинам профессионализма;
способность разрабатывать научно - практические методики (инструментарий) внедрения;
умение использовать опыт других педагогов применительно к условиям собственной деятельности;
способность прогнозировать и экстраполировать продуктивную педагогическую деятельность, создавать педагогические инновации, технологии;
прогнозирование оптимальных в деятельности результатов средствами прозорливого движения в «неизвестное» («скачок в неизвестное»);
умение корректировать, реконструировать собственную деятельность в связи с изменяющимися социальными и региональными условиями;
способность создавать в своем сознании оптимистический образ результата и достигать максимально адекватный ему на практике;
проявление гибкости в педагогическом труде: умение принимать оптимальные решения в конкретных ситуациях;
выход за пределы образовавшейся системы знаний (рассмотрение явления с новых сторон, умение восстановить связи между явлениями, умение видеть общие признаки между отдельными фактами и т. д.);
умение сопротивляться педагогическому консерватизму, преодолевать неоправданные или вредные стереотипы в образовании;
умение переносить знания в различные педагогические ситуации и условия;
способность развивать в ученике стремление к инновационной продуктивности в деятельности.
Педагогическая творческая деятельность служит главным механизмом развития школы и самого учителя. Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д. Выделяют три сферы творческой деятельности учителя:
1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).
2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).
3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании)
Педагог, который способен к саморазвитию и самостановлению, может легко приспособиться к изменениям и инновациям в окружающем мире, применять новые знания и технологии, необходимые для осуществления педагогической деятельности.
Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров выделяют следующие уровни педагогического творчества:
уровень элементарного взаимодействия с классом, когда педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других учителей;
уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;
эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;
высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класс.
Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д. Выделяют три сферы творческой деятельности учителя:
методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).
коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).
творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании).
Глава II. Практическая часть
Я учусь на специальности педагог начальных классах, а следовательно тема проекта напрямую относится ко мне. Поэтому я протестировала себя и своих одногруппников с помощью теста на определение уровня творческих способностей, и составила соответствующую статистику(рис.1):
(Рис. 1)
Всего участие в опросе приняло 20 человек.
Таким образом можно сделать вывод, что большинство (11 чел.) имеют средние творческие способности. Я думаю, что это довольно неплохо, но в любом случае всегда можно самосовершенствоваться и развиваться.
Заключение
Я изучила важность творчества в педагогической профессии и смогу в дальнейшем применять полученную информацию на практике. Исходя из собранных мной данных, можно сделать вывод, что учитель должен рассмотреть творческий потенциал учеников и помогать развитию их творческих способностей. Ведь нет ни одного ребенка, которого природа не наделила бы скрытым творческим потенциалом.
Также, я провела анкетирование для определения уровня творчества среди одногруппников и выявила их творческий потенциал.
В качестве конечного продукта, я решила составить наглядную модель того, как то, что вкладывает учитель – отражается в детях.
Список литературы и интернет- ресурсов:
Коджаспирова Г. М. Педагогика. М., 2010.
Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность. М., 2002.
https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4472/
https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/chto-takoe-tvorchestvo
https://ru.wikipedia.org/wiki/Творчество
Приложение:
«Тест на определение уровня творческих способностей»
Обнаружив, что любимые джинсы порвались, вы
Подружка попросила вас побыть с ее ребенком-непоседой. Вы
включите ему телевизор или видеоигру
окунетесь в детство и вместе придумаете веселую увлекательную игру
Часто ли вам снятся сны?
да, вы обычно помните сновидения, они яркие и интересные
нет, вы редко запоминаете сны
Какую работу вы предпочтете — ту, где известно, что и как делать, или ту, в которой необходимо что-то придумывать?
интереснее самостоятельно искать решения проблем, даже если это требует временных затрат
вам проще работать, когда существует четкий алгоритм
Подружка выходит замуж, и вам предстоит организовать выкуп невесты, вы
изучите литературу и подберете конкурсы
постараетесь придумать конкурсы сами, чтобы они были оригинальными
Изучая меню в ресторане, вы, скорее всего, остановитесь на
знакомом блюде
блюде с самым экстравагантным, названием
Если в процессе создания стенгазеты потребуется нарисовать какое-то животное, вы
постараетесь найти фотографию или другое изображение и срисуете
нарисуете животное сами, даже если не очень хорошо умеете
Для новогоднего маскарада в детском саду необходимо найти малышу костюм. Вы
сошьете его сами
купите в магазине
Любили ли вы в детстве читать сказки?
Вам интереснее было смотреть мультики
Да, вы любили читать не меньше, чем смотреть телевизор
Ваши фотографии в альбоме
https://www.sunhome.ru/tests/test-na-tvorcheskie-sposobnosti
Ейск, 2023