СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему: «Увлекательный мир коллекций»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: «Увлекательный мир коллекций»»

МДОУ «Детский сад №3 «Соловушка»



















Проект на тему:

«Увлекательный мир коллекций»

















Подготовила: воспитатель

Иноходцева Л.С









Рыльск 2023г.



Краткое сведения о проекте:

Направленность: исследовательский.

Длительность: долгосрочный.

Срок реализации проекта: октябрь – март 2023г

Целевая аудитория: дети 3-4 лет.

Участники проекта: воспитанники, воспитатель, родители.

Актуальность

Познавательная активность ребенка дошкольного возраста – это потребность в познании и готовность осуществлять познавательную деятельность, положительное к ней отношение.

Развитие познавательной активности у младших дошкольников – это педагогически организованный процесс перехода от познавательного интереса к любознательности, а затем – и к устойчивой познавательной направленности.

Одним из эффективных средств для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста является коллекционирование.

Детское коллекционирование это целенаправленное и осознанное собирательство разнообразных предметов, объединенных тематически и по определенным признакам, характеристикам и представляющих познавательную или художественную ценность.

В ходе коллекционирования познавательная активность дошкольника развивается, потому что ребенок постоянно и многократно, с интересом, увлеченно и добровольно совершает действия, которые удовлетворяют его потребность в познании. Это действия по расспрашиванию взрослого о том, что он знает о предметах той или иной коллекции, действия по поиску и приобретению предметов коллекции, их рассматриванию, изучению, анализу, сравниванию, положительное эмоциональное отношение к знаниям и способам деятельности, полученным в ходе составления коллекций или ознакомления с ними. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Актуальность использования коллекционирования для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. И если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка познавательную направленность, которая сохраняется у него на многие годы, а иногда – и на всю жизнь.

Таким образом, была определена проблема:

В наше время родители мало уделяют внимания детям в их познавательно- исследовательской активности считая увлечения ребенка к собирательству различных камушек, стеклышек, фантиков, сбором ненужного мусора. Забывая о том, что именно в поиске и сборе различных экспонатов у детей дошкольного возраста развиваются исследовательские и познавательные способности. Эта проблема натолкнула меня на реализацию этого проекта, что позволило активизировать совместную познавательную деятельность не только детей, но и родителей.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: развитие у детей исследовательской деятельности и познавательной активности через коллекционирование.

Задачи:

Образовательные:

— формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

— формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

— обогащать и активизировать словарь детей.

Развивающие:

— способствовать проявлению избирательных интересов;

— расширять кругозор воспитанников;

— развивать познавательный интерес и потребности, любознательность.

Воспитательные:

— прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора формировать бережное отношение к хранению коллекций;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты проектной деятельности:

- у дошкольников имеются представления об объектах окружающего мира по теме коллекций;

- у детей проявилось умение наблюдать, сравнивать, анализировать классифицировать, группировать, обобщать;

- у детей появился познавательный интерес к познавательно-исследовательской деятельности и потребность к коллекционированию.

Этапы реализации проекта.

I Подготовительный этап:

-сбор информации по теме;

-анализ опыта коллег, работающих в данном направлении;

II Основной этап:

- реализация плана работы;

-создание коллекций.

III Заключительный этап:

- подведение итогов проекта;

- анализ результативности проекта.

Продукт проектной деятельности:

• выставка коллекций;

• памятка для родителей «Коллекции в вашем доме»;

• презентация коллекций и отдельных предметов коллекций для родителей и педагогов.

Список информационных ресурсов.

1. А.М. Вербенец. Образовательная область «Художественное творчество». Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2012.

2. Л.Н. Прохорова. Воспитываем коллекционеров. – М. 2006.

3. С.Ю.Прохорова. Формирование познавательной компетентности дошкольников в рамках предшкольного образования. – Ульяновск, 2011.

Интернет -ресурсы:

1.nsportal.ru

2.konkurs-kids.ru

[email protected]

План работы:

Содержание деятельности

Срок

Подготовительный этап

-изучение методической литературы и образовательной технологии по коллекционированию в детском саду;

- индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;

- беседа с детьми на тему «Что такое - коллекционирование»;

- подбор тем для создания коллекций.

Работа с родителями:

- анкета для родителей: "Коллекционирование с ребенком";

-заинтересовать родителей идеей собирания коллекции;

-индивидуальные беседы по выявлению интересов у детей.











октябрь.

Основной этап

Создание коллекции «Камни»

Работа с воспитанниками:

1.Беседы:

«Что мы знаем о камнях»;

«Драгоценные камни»;

«Удивительные камни»;

«Мир камней».

2. Опыты, эксперименты:

«Легкий –тяжелый»;

«Какими бывают камни»;

«Твердый камень»;

«Может ли камень издавать звуки»;

«Тонет- не тонет?»;

«Меняют ли камни цвет?»;

«Рисующие камни»;

«Прочный камешек»;

3. Рассматривание предметов, сделанных из камня:

украшения, вазочки, письменные приборы, скульптуры малой формы.

4.Д/и с камнями на развитие сенсорных способностей:

"Отыщи такой же камень";

"Узнай на ощупь»;

«Четвёртый лишний»;

«Найди пару»;

«Опиши камни»;

«Что лишнее?»;

«Гора и камень»;

«Найди свой камень».

5.Продуктивная деятельность по созданию коллекции с детьми;

6.Выставка коллекции «Камни».

Работа с родителями:

*консультация: «Камни – это интересно»

*опрос «Что мы знаем о камнях»;

*помощь в сборе необходимых экспонатов коллекции;













ноябрь

Создание коллекции «Ткани»

Работа с воспитанниками:

  1. Занятие «Ознакомление с профессией портной».

  2. Беседы:

«Как изготавливают ткани»;

«Путешествие в прошлое одежды»;

3.Рассматривание иллюстраций разнообразной одежды.

3.Чтение произведения Н. Носова «Заплатка»;

4. Опыты, эксперименты:

«Определение воздухопроницаемости ткани»;

«Определение водопроницаемости ткани»;

«Сравнение тканей по плотности»;

«Определи на ощупь».

«Отличительные особенности сухой и мокрой ткани».

«Какую ткань легче резать?»

«Ткань прочнее бумаги?»

5.Продуктивная деятельность по созданию коллекции с детьми.

6.Выставка коллекции «Ткани».

Работа с родителями:

*консультация для родителей. «Познакомьте детей с тканью»;

*привлечь родителей к созданию коллекции тканей.







декабрь- январь

Создание коллекции «Пуговицы»

Работа с воспитанниками:

1.Беседы:

«История пуговиц»;

«Для чего нужны пуговицы?»;

2.Дидактические игры:

«На что похожа пуговица?»;

«Подбери по цвету»;

«Подбери к одежде».

3.Обследование пуговиц.

4. Сравнение по величине, форме, цвету.

5.Опыты, эксперименты с пуговицами (взвешивание, тонет -не тонет, измерение).

6.Продуктивная деятельность по созданию коллекции с детьми.

7.Выставка коллекции ««Пуговицы»

Работа с родителями:

*консультация «Игры с пуговицами как средство развития познавательных мыслительных процессов и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»;

*привлечь родителей к созданию коллекции.

февраль

Создание коллекции «Ракушки»

Работа с воспитанниками:

1.Беседа: «Какие бывают ракушки».

2. Рассматривание иллюстраций: «Подводный мир»;

3. Опыты-эксперименты:

«Можно ли из ракушек сделать мозаику?»

«Настоящая или искусственная ракушка?»

«Плавает или тонет?»

«Как звучит ракушка?»

5. Продуктивная деятельность по созданию коллекции с детьми.

7.Выставка коллекции «Ракушки»

Работа с родителями:

*анкетирование «Что мы знаем о ракушках?»;

*консультации: «Откуда берутся морские раковины?»;

*привлечь родителей к созданию коллекции «ракушки».



март

Заключительный этап

Работа с педагогами:

Презентация проекта.

апрель














Анализ результативности проекта.

В нашей группе прошел познавательный проект: «Использования коллекционирования как эффективной технологии развития исследовательской деятельности и познавательной активности дошкольного возраста».

В ходе поиска и подбора коллекций у детей развилось умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы. Дошкольники стали проявлять умение классифицировать, группировать, обобщать.

В нашей группе создано несколько коллекций по разным темам. Собранные экспонаты разложили по альбомам, футлярам и контейнерам. Все коллекции находятся в свободном доступе, дети могут брать их, рассматривать, пополнять их новыми экспонатами.

Коллекционирование играет важную роль для объединения детей, педагогов и родителей в интересном и увлекательном деле. Способствует развитию социального партнёрства в условиях современного образования. Включение родителей в совместную деятельность сплотило детско-родительский коллектив. Каждая семья приняла активное участие в проекте и подготовке выставки, а также пополнения коллекций: «Камни», «Пуговицы», «Ткани», «Ракушки».

Проделанная работа показала, что коллекционирование способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность, приучает ребенка к усидчивости и аккуратности, бережному отношению к окружающему миру.

Этот проект помог понять детям и взрослым, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.