МДОУ «Детский сад №3 «Соловушка»
Проект на тему:
«Увлекательный мир коллекций»
Подготовила: воспитатель
Иноходцева Л.С
Рыльск 2023г.
Краткое сведения о проекте:
Направленность: исследовательский.
Длительность: долгосрочный.
Срок реализации проекта: октябрь – март 2023г
Целевая аудитория: дети 3-4 лет.
Участники проекта: воспитанники, воспитатель, родители.
Актуальность
Познавательная активность ребенка дошкольного возраста – это потребность в познании и готовность осуществлять познавательную деятельность, положительное к ней отношение.
Развитие познавательной активности у младших дошкольников – это педагогически организованный процесс перехода от познавательного интереса к любознательности, а затем – и к устойчивой познавательной направленности.
Одним из эффективных средств для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста является коллекционирование.
Детское коллекционирование – это целенаправленное и осознанное собирательство разнообразных предметов, объединенных тематически и по определенным признакам, характеристикам и представляющих познавательную или художественную ценность.
В ходе коллекционирования познавательная активность дошкольника развивается, потому что ребенок постоянно и многократно, с интересом, увлеченно и добровольно совершает действия, которые удовлетворяют его потребность в познании. Это действия по расспрашиванию взрослого о том, что он знает о предметах той или иной коллекции, действия по поиску и приобретению предметов коллекции, их рассматриванию, изучению, анализу, сравниванию, положительное эмоциональное отношение к знаниям и способам деятельности, полученным в ходе составления коллекций или ознакомления с ними. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.
Актуальность использования коллекционирования для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. И если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка познавательную направленность, которая сохраняется у него на многие годы, а иногда – и на всю жизнь.
Таким образом, была определена проблема:
В наше время родители мало уделяют внимания детям в их познавательно- исследовательской активности считая увлечения ребенка к собирательству различных камушек, стеклышек, фантиков, сбором ненужного мусора. Забывая о том, что именно в поиске и сборе различных экспонатов у детей дошкольного возраста развиваются исследовательские и познавательные способности. Эта проблема натолкнула меня на реализацию этого проекта, что позволило активизировать совместную познавательную деятельность не только детей, но и родителей.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта: развитие у детей исследовательской деятельности и познавательной активности через коллекционирование.
Задачи:
Образовательные:
— формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
— формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;
— обогащать и активизировать словарь детей.
Развивающие:
— способствовать проявлению избирательных интересов;
— расширять кругозор воспитанников;
— развивать познавательный интерес и потребности, любознательность.
Воспитательные:
— прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора формировать бережное отношение к хранению коллекций;
— воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты проектной деятельности:
- у дошкольников имеются представления об объектах окружающего мира по теме коллекций;
- у детей проявилось умение наблюдать, сравнивать, анализировать классифицировать, группировать, обобщать;
- у детей появился познавательный интерес к познавательно-исследовательской деятельности и потребность к коллекционированию.
Этапы реализации проекта.
I Подготовительный этап:
-сбор информации по теме;
-анализ опыта коллег, работающих в данном направлении;
II Основной этап:
- реализация плана работы;
-создание коллекций.
III Заключительный этап:
- подведение итогов проекта;
- анализ результативности проекта.
Продукт проектной деятельности:
• выставка коллекций;
• памятка для родителей «Коллекции в вашем доме»;
• презентация коллекций и отдельных предметов коллекций для родителей и педагогов.
Список информационных ресурсов.
1. А.М. Вербенец. Образовательная область «Художественное творчество». Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2012.
2. Л.Н. Прохорова. Воспитываем коллекционеров. – М. 2006.
3. С.Ю.Прохорова. Формирование познавательной компетентности дошкольников в рамках предшкольного образования. – Ульяновск, 2011.
Интернет -ресурсы:
1.nsportal.ru
2.konkurs-kids.ru
[email protected]
План работы:
Содержание деятельности | Срок |
Подготовительный этап |
-изучение методической литературы и образовательной технологии по коллекционированию в детском саду; - индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей; - беседа с детьми на тему «Что такое - коллекционирование»; - подбор тем для создания коллекций. Работа с родителями: - анкета для родителей: "Коллекционирование с ребенком"; -заинтересовать родителей идеей собирания коллекции; -индивидуальные беседы по выявлению интересов у детей. | октябрь. |
Основной этап |
Создание коллекции «Камни» |
Работа с воспитанниками: 1.Беседы: «Что мы знаем о камнях»; «Драгоценные камни»; «Удивительные камни»; «Мир камней». 2. Опыты, эксперименты: «Легкий –тяжелый»; «Какими бывают камни»; «Твердый камень»; «Может ли камень издавать звуки»; «Тонет- не тонет?»; «Меняют ли камни цвет?»; «Рисующие камни»; «Прочный камешек»; 3. Рассматривание предметов, сделанных из камня: украшения, вазочки, письменные приборы, скульптуры малой формы. 4.Д/и с камнями на развитие сенсорных способностей: "Отыщи такой же камень"; "Узнай на ощупь»; «Четвёртый лишний»; «Найди пару»; «Опиши камни»; «Что лишнее?»; «Гора и камень»; «Найди свой камень». 5.Продуктивная деятельность по созданию коллекции с детьми; 6.Выставка коллекции «Камни». Работа с родителями: *консультация: «Камни – это интересно» *опрос «Что мы знаем о камнях»; *помощь в сборе необходимых экспонатов коллекции; | ноябрь |
Создание коллекции «Ткани» |
Работа с воспитанниками: Занятие «Ознакомление с профессией портной». Беседы: «Как изготавливают ткани»; «Путешествие в прошлое одежды»; 3.Рассматривание иллюстраций разнообразной одежды. 3.Чтение произведения Н. Носова «Заплатка»; 4. Опыты, эксперименты: «Определение воздухопроницаемости ткани»; «Определение водопроницаемости ткани»; «Сравнение тканей по плотности»; «Определи на ощупь». «Отличительные особенности сухой и мокрой ткани». «Какую ткань легче резать?» «Ткань прочнее бумаги?» 5.Продуктивная деятельность по созданию коллекции с детьми. 6.Выставка коллекции «Ткани». Работа с родителями: *консультация для родителей. «Познакомьте детей с тканью»; *привлечь родителей к созданию коллекции тканей. | декабрь- январь |
Создание коллекции «Пуговицы» |
Работа с воспитанниками: 1.Беседы: «История пуговиц»; «Для чего нужны пуговицы?»; 2.Дидактические игры: «На что похожа пуговица?»; «Подбери по цвету»; «Подбери к одежде». 3.Обследование пуговиц. 4. Сравнение по величине, форме, цвету. 5.Опыты, эксперименты с пуговицами (взвешивание, тонет -не тонет, измерение). 6.Продуктивная деятельность по созданию коллекции с детьми. 7.Выставка коллекции ««Пуговицы» Работа с родителями: *консультация «Игры с пуговицами как средство развития познавательных мыслительных процессов и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»; *привлечь родителей к созданию коллекции. | февраль |
Создание коллекции «Ракушки» |
Работа с воспитанниками: 1.Беседа: «Какие бывают ракушки». 2. Рассматривание иллюстраций: «Подводный мир»; 3. Опыты-эксперименты: «Можно ли из ракушек сделать мозаику?» «Настоящая или искусственная ракушка?» «Плавает или тонет?» «Как звучит ракушка?» 5. Продуктивная деятельность по созданию коллекции с детьми. 7.Выставка коллекции «Ракушки» Работа с родителями: *анкетирование «Что мы знаем о ракушках?»; *консультации: «Откуда берутся морские раковины?»; *привлечь родителей к созданию коллекции «ракушки». | март |
Заключительный этап |
Работа с педагогами: Презентация проекта. | апрель |
Анализ результативности проекта.
В нашей группе прошел познавательный проект: «Использования коллекционирования как эффективной технологии развития исследовательской деятельности и познавательной активности дошкольного возраста».
В ходе поиска и подбора коллекций у детей развилось умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы. Дошкольники стали проявлять умение классифицировать, группировать, обобщать.
В нашей группе создано несколько коллекций по разным темам. Собранные экспонаты разложили по альбомам, футлярам и контейнерам. Все коллекции находятся в свободном доступе, дети могут брать их, рассматривать, пополнять их новыми экспонатами.
Коллекционирование играет важную роль для объединения детей, педагогов и родителей в интересном и увлекательном деле. Способствует развитию социального партнёрства в условиях современного образования. Включение родителей в совместную деятельность сплотило детско-родительский коллектив. Каждая семья приняла активное участие в проекте и подготовке выставки, а также пополнения коллекций: «Камни», «Пуговицы», «Ткани», «Ракушки».
Проделанная работа показала, что коллекционирование способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность, приучает ребенка к усидчивости и аккуратности, бережному отношению к окружающему миру.
Этот проект помог понять детям и взрослым, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.