Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Паспорт проекта
«Волшебный фильтр»
В рамках международного дня рек
для детей 6-7 лет
Разработчики проекта:
Винокурова А.В,
Ефремова А.И.,
Лапшина А.Ю.
студентки 4ДО группы
Руководитель:
Порсина А.В.,
преподаватель
Камышлов, 2025
Карта проекта
Тема проекта | Волшебный фильтр |
Вид проекта | По характеру доминирующей в проекте деятельности: Исследовательский, практико-ориентированный По профилю знаний: Технический. По количеству участников: Групповой. По продолжительности: Среднесрочный (2-3 месяца). |
Возраст детей, участвующих в проектной деятельности | 6-7 лет |
Цель проекта | Для воспитателя: Развитие у детей исследовательских умений, конструкторских навыков, познавательной активности, формирование бережного отношения к природе и рационального использования ресурсов. |
Для детей: Понять, как работает фильтр, создать собственный фильтр из конструктора лего, понять важность чистой воды для жизни человека и окружающей среды. |
Задачи | Образовательные: формировать знания о свойствах воды, знания о работе фильтра и о значении его применения. Развивающие: развивать мелкую моторику, логическое и пространственное мышление, творческое воображение и конструкторские навыки, навыки наблюдения, анализа и сравнения, словарный запас. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде и окружающей среде, навыки сотрудничества и коллективной работы, ответственность за результат общей деятельности. |
Гипотеза | Предположим, что, узнав больше о воде, об экологической проблеме загрязнения воды и о фильтре, для чего он нужен и где применяется, то мы сможем создать схему машины с особым фильтром, который сможет эффективно и качественно собирать мусор находящийся в водоёмах. |
Практическая значимость проекта | Дети получат практические навыки фильтрации воды, что может пригодиться в будущем. Они также осознают важность чистой воды и необходимость бережного отношения к водным ресурсам. Создавая модель фильтра из конструктора, дети работают вместе, тем самым развивая умения работать в команде, развиваются творческий и конструкторские способности. |
Актуальность проекта, ключевая проблема | Одной из самых значительных экологических проблем является загрязнение воды в водоёмах, реках, озёрах, морях. Проект «Волшебный фильтр» актуален тем, что связан со значимостью данной проблемы и тем что не все дети знают и понимают важность бережного отношения к воде. Проект поможет детям узнать больше о воде и о экологической проблеме загрязнения воды. Дети, вместе с родителями, смогут познакомиться с приборами, которые очищают воду от грязи, с фильтром, узнают где применяются данный приборы и из чего состоят фильтры. А использование конструктора LEGO Турбокс позволит сделать процесс более игровым, интересным, дети в игровой форме смогут изучить сложные понятия и реализовывать свои конструкторские идеи в сборе своих собственных моделей. |
Ожидаемый результат проектной деятельности | Дети создадут несколько моделей фильтров или машин, станций которые очищают воду, обсудят какой вид фильтра лучше, придут к общему решению. Улучшат свои навыки командной работы и общения со взрослыми и сверстниками, а так же знания о воде, о значении чистой воды, улучшат конструкторские навыки в ходе сборки моделей фильтра. |
Субъекты проектной деятельности, количество участников проекта (дети, родители и пр.) | Воспитатель, дети, родители, волонтёр эколог |
Ресурсы, необходимые для организации проектной деятельности детей | Конструктор Турбокс, презентация, интернет ресурсы, литература (интернет библиотеки, стандартные библиотеки) энциклопедии по механизмам, строение фильтра снаружи и внутри, книги с рассказами и сказками о природе и воде, схемы сборки примерных моделей. |
Сроки реализации | С 3 февраля по 28 марта |
Продукт проекта с описанием его работы (работа механизмов) | Подводная лодка с очищающим фильтром для воды. |
Ход проекта
Этап | Содержание деятельности педагога | Методы исследования | Деятельность детей | Деятельность родителей | Продукт |
Подготовительный | ⦁ Информирование: Организация родительского собрания для презентации проекта: тема, цели, ожидаемый результат, формат презентации. ⦁ Вводная беседа: Беседа о воде и ее значении для жизни на Земле. Игровая постановка проблемы загрязнения воды и совместное планирование проекта. Вспомнить с детьми названия деталей конструктора LEGO и способы их соединения. | Фронтальная форма Словесный метод -беседа -обсуждение -рассказ воспитателя -диалог -указание Наглядный метод -показ презентации, картин, видео на икт Практический метод - выполнение практических действий - поддержание беседы | Дети слушают воспитателя, вместе с ним ставят проблему и гипотезу. Вспоминают детали конструктора и способы скрепления, разрабатывают план для реализации проекта. | Родители присутствуют на родительском собрании, поддерживают диалог и участвуют в беседе. Обсуждают проект, тему, цель, задачи, актуальность проекта, для чего он, длительность проекта, материалы и оборудование, которое будет необходимым для проекта. | Проведена установка, дети и родители осведомлены о проекте, сообщены цели, задачи и другая важная информация о проекте. Дети вспомнили как работать с конструктором, детали, скрепления, поучаствовали в беседе и составили вместе с воспитателем план проекта. |
Теоретический | ⦁ Экологическое просвещение: Беседы на темы: «Международный день рек», «Вода – это жизнь», «Проблема загрязнения воды», «Как сохранить чистоту воды». ⦁ Чтение и просмотр: Чтение сказок («Сказка про капельку», «Дождинка и Росинка») и просмотр видеороликов об экологии воды. ⦁ Эксперименты: Проведение простых опытов, демонстрирующих свойства воды (растворение, фильтрование через марлю). ⦁ Знакомство с фильтрами: Изучение разных типов фильтров (бытовые, аквариумные), обсуждение принципов работы и фильтрующих материалов (песок, уголь, вата, ткань). ⦁ Типы фильтрации: Пояснение (в доступной для дошкольников форме) механической, биологической и химической фильтрации. ⦁ Виртуальные экскурсии: Онлайн-посещение предприятий, использующих системы очистки воды. ⦁ Встреча со специалистом: Беседа с волонтёром-экологом. | Словесный метод -беседа -чтение рассказов -задавание вопросов -обсуждение по данной теме -рассказ педагога Наглядный метод -показ презентации, картин, видео Практический метод -выполнение действий детьми по указанию воспитателя или родителя Метод экспериментирования | Дети участвуют в беседах связанные с темой проекта, говорят о воде, о её важности и о проблеме загрязнения воды. Вместе с педагогом или родителем читают рассказы связанные с водой, проводят эксперименты, знакомятся с фильтром и разными видами, узнают как они работают и их внешнее и внутреннее строение, где применяются. Участвуют в беседах и занятиях посвящённых теме проекта, участвуют в виртуальных экскурсиях. | Родители принимают участие в деятельности, участвуют в беседах, читают детям рассказы, рассказывают о воде и о значении воды, о экологической проблеме её загрязнения, участвуют в проведении опытов и экспериментов с водой, рассказывают детям о фильтре, для чего он нужен и где используется (дома, заводы, разные компании и т.д.) | Проведён ряд бесед посвящённые воде и экологической проблеме загрязнения, дети узнали больше о воде и понимают значение чистой воды, приводят варианты решения данной экологической проблемы, узнают о фильтре, для чего он нужен и где используется, проводя эксперименты с водой узнают о её свойствах, учатся работать в команде, высказывать своё мнение, совещаться. |
Практический | ⦁ Конструирование: Занятия по конструированию фильтров из природных и бросовых материалов. Изучение структуры многослойных фильтров. Выбор материалов детьми (пластиковые бутылки, вата, песок, уголь, ткань, камешки). Создание моделей фильтров из LEGO: сначала по схемам и описаниям, затем – самостоятельная разработка моделей очистных сооружений (машин, станций, заводов). ⦁ Тестирование: Проверка эффективности созданных фильтров, обсуждение результатов и описание процесса. | Словесный метод -беседа -обсуждение -указание -рассказ педагога -наводящие вопросы Наглядный метод -показ схем, картин, деталей конструктора -показ действий воспитателем Практический метод -выполнение действий воспитателем -выполнение действий детьми и родителями по схеме, словесному описанию воспитателя. | Дети поддерживают беседу, повторяют детали и опираясь на схему выполняют действия в соответствии с указанием. Действуют вместе и слажено, рассказывают о своих моделях. | Родители принимают участие в конструировании моделей, совещаются и помогают своим детям. Помогают придумать оригинальную модель и рассказать о ней. | Разработаны модели из конструктора. |
Аналитический | ⦁Обобщение теоретических знаний. ⦁Анализ проделанной работы Проводится анализ проделанной работы, то есть, обсуждаются все этапы, мероприятия и проделанная работа во время мероприятий. Проверка плана, вся ли проделанная работа соответствует плану. ⦁Проведение самоанализа Педагог задаёт детям вопросы «Что вам больше всего понравилось?» «Что получилось хорошо?» «А есть ли то, что вышло плохо или не получилось?» Педагог побуждает детей к самоанализу своей деятельности, тем самым развивая умение искать плюсы и недостатки, а также искать пути устранения данных недостатков. | Словесный метод -беседа -обсуждение -указание -вопросы Наглядный метод -показ продукта, плана проекта Практический метод -выполнение действий по указанию воспитателя | Дети отвечают на вопросы, анализируют проделанную работу, сравниваются с планом реализации проекта, проводят самоанализ деятельности. Каждый ребёнок высказывает плюсы и минусы. | Родители помогают проводить самоанализ и высказывают своё мнение о проделанной работе. | Разработан продукт проекта, проведён анализ и самоанализ деятельности. |
Презентационный | ⦁ Подготовка презентации: Организация подготовки презентации: создание визитки команды, разработка сценария представления проекта и доклада. ⦁ Презентация: Поддержка детей во время презентации, помощь в рассказе о проекте и результатах. | Словесный метод -беседа -указание -объяснение -заучивание Наглядный метод -показ движений воспитателем Практический метод -выполнение действий детьми по указанию и показу воспитателя | Подготовка презентации: Дети вместе с воспитателем готовят презентацию проекта (создание презентации, стенд, доклад, показ моделей). Презентация: Дети презентуют свой проект, рассказывают о проделанной работе, полученных результатах и выводах. | Помогают подготовить презентацию, наблюдают и поддерживают ребят. | Подготовлена презентация и представлен продукт проекта. |
Рефлексивный | ⦁ Рефлексия: Беседа о впечатлениях, обсуждение трудностей и успехов. ⦁ Оценивание: Совместная оценка работы, самооценка детей. Обсуждение возможных улучшений проекта в будущем. ⦁ Заключительное собрание: Родительское собрание, подведение итогов проекта, награждение детей (в электронном формате или вручение грамот). | Словесный метод -беседа -обсуждение -вопросы Практический метод -выполнение воспитателем действий -поддержание детьми разговора | Обсуждение: Дети обсуждают, что им понравилось больше всего, какие трудности они преодолели, что нового они узнали. Самооценка: Дети оценивают свою работу и работу своей группы. Коррекция: Обсуждение возможных улучшений проекта в будущем. | Родители присутствуют на родительском собрании, подводят итоги проекта, получают грамоты. | Были подведены итоги проекта. |
Сценарий творческого представления результатов проектной деятельности обучающимися
Наименование команды в соответствии темой проекта: «Супер Фильт»
Девиз в соответствии темой проекта:
Супер Фильт: Мы за чистую воду, за планету голубую!
Супер Фильт в деле – вода чиста, как роса на рассвете!
Мы – команда Супер Фильт, воду очищаем с результатом!
Супер Фильт: Бережём воду и любимую природу!
Актуальность проекта: Вода — это жизнь! Но вода в реках, озёрах и морях становится всё грязнее. Этот проект поможет нам узнать, почему это плохо и как можно сделать воду чище. Мы узнаем, что такое фильтр и как он работает, рассмотрим много схем и соберём свою модель из конструктора Лего Турбокс, которые могут помочь очистить воду от грязи.
Проблема: Как создать прототип фильтра для воды, которая будет очень эффективно выполнять очистку воды?
Гипотеза: Предположим, что, если мы узнаем больше о фильтре, как он работает, где его применяют, то мы сможем собрать собственную модель фильтра и очистить воду от грязи.
Цель проекта от обучающихся: Создать прототип фильтра для воды, который будет эффективно очищать воду от мусора и грязи.
Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.
Этапы работы над проектом в том числе и предваряющие мероприятия (экскурсии, просмотр видеофильмов и т.д.)
Подготовительный этап:
Родительское собрание для информирования и вовлечения в проект.
Беседа о Международном дне рек и важности бережного отношения к водным ресурсам.
Интерактивная игра «Путешествие в подводный речной мир» для выявления проблемы.
Теоретический этап:
Чтение литературы с темой посвящённой Дню рек.
Беседы на разные темы, отведённые Дню рек.
Встреча с волонтёром экологом.
Знакомство с фильтром, изучение принципов работы фильтра.
Виртуальная экскурсия на предприятия, где используются фильтры.
Практический этап:
Мастерская по сбору различных видов фильтров.
Сборка подводной лодки с фильтром.
Аналитический этап:
Обобщение теоретических знаний.
Анализ проделанной работы.
Подготовка презентации.
Презентационный этап:
Выставка проекта, модели подводной лодки с очистителем.
Итоговое мероприятие «Международный день реки» с демонстрацией продукта проекта.
Рефлексивный этап:
Рефлексия по промежуточным результатам.
Подведение итогов проекта, оценка достигнутых результатов.
Используемые технические и методические ресурсы при решении проблемы
Описание продукта (используемый механизм, программа) и его практическая значимость
Наша подводная лодка — это модель очистного сооружения! Она сделана из конструктора LEGO и имеет два специальных бака для сбора мусора и вращающийся винт. Винт засасывает грязную воду, мусор остаётся в баках, а чистая вода вытекает обратно.
Характеристика элементарных законов физики, с учетом которых создана модель
Наша подводная лодка использует несколько простых физических законов:
⦁ Движение: Винт вращается, создавая движение воды. Это как когда вы мешаете ложкой воду в стакане — вода тоже начинает двигаться!
⦁ Сила: Винт засасывает воду благодаря силе, которую создает его вращение. Это как когда вы используете пылесос — он засасывает пыль с помощью силы.
⦁ Плотность: Мусор тяжелее воды, поэтому он оседает на дне баков. Это как камешки, которые тонут в воде, а лёгкие листья плавают на поверхности.
Вывод
Наш проект «Волшебный фильтр» доказал, что даже дети могут помочь сохранить чистоту воды! Мы использовали знания о физике и современные материалы, чтобы создать устройство, эффективно очищающее воду от мусора. Наша разработанная модель может помочь защитить окружающую среду и сохранить водоёмы чистыми для всех. Мы надеемся, что наша работа вдохновит других на борьбу с загрязнением воды и сделает нашу планету чище!
Технологическая карта сборки модели «______»
Описание функции модели:
| 1 | 2 |
3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 |
Лист оценки проекта
Шкала оценки: 0 – не проявляется; 1 – проявляется минимально; 2 – проявляется оптимально
Шкала перевода: 2 – 1,8 – высокий уровень; 1,79 – 1,4 – средний уровень; 1,39 – 1 – низкий уровень
ОК, ПК | показатели | | | | |
ПК 2.8. ОК 1. ОК 2. ОК 9. | Диагностично и точно сформулированы цель и задачи проекта | | | | |
Описание актуальности проекта. | | | | |
Диагностично сформулирована гипотеза проекта | | | | |
Характеристика этапов проектной деятельности участниками команды | | | | |
Указаны ресурсы, необходимые для организации всех этапов проектной деятельности | | | | |
Обозначены методы исследования | | | | |
Полно и качественно оформлен паспорт разработанного экологического технического проекта | | | | |
ПК 2.8 ОК 2. ОК 4. | Четкая формулировка проблемы, на решение которой была направлена проектная деятельность. | | | | |
Представление результатов каждого этапа проекта (наличие подтверждающих свидетельств) | | | | |
Яркое и выразительное представление команды и проекта. | | | | |
В представлении проекта рационально распределено между разработчиками | | | | |
| Сделаны выводы по проекту соответствующие гипотезе | | | | |
ПК 2.8. ОК 7. ОК 9. | Оригинальность конструкции (модели). | | | | |
Соответствие модели ее назначению. | | | | |
Характеристика элементарных законов физики, с учетом которых создана модель. | | | | |
Характеристика и обоснование созданной модели (конструкции). | | | | |
Модель содержит движущиеся и программируемые элементы. | | | | |
Модель предполагает использование 2 и более функциональных инструментов ИКТ оборудования. | | | | |
Презентация проекта оформлена в соответствии с требованиями | | | | |
| Сумма баллов | | | | |