СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект научно-методической работы методического объединения учителей-дефектологов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Современные взгляды на систему образования в нашей стране открывают новые перспективные изменения в системе специального образования, что кардинально меняет отношение к детям с особенностями психофизического развития, количество которых резко растет. Чем раньше ребенок получит помощь специалистов таких, как психиатр, невролог, дефектолог, психолог, логопед, реабилитолог, тем быстрее пройдет его соматическое и психическое восстановление, повысится его уровень усвоения знаний, умений и навыков, его интеграция в общество.

Просмотр содержимого документа
«Проект научно-методической работы методического объединения учителей-дефектологов.»

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОРЕЗА



Утверждаю:

Начальник отдела образования

администрации города Тореза

_____________Колесник В.В.

«01» сентября 2018г.


Проект

научно-методической работы

методического объединения учителей-дефектологов

Торезский городской методический центр,

2018-2019 учебный год




Проект научно-методической работы создан по

технологи психолого-педагогического проектирования

личностного развития учащихся общеобразовательных организаций

на основе диагностико-проектирующего компьютерного

комплекса «Универсал»





Автор:

Руководитель методического объединения учителей-дефектологов :

Константинова Л.В.






Предисловие

Проект разработан в соответствии с задачами и приоритетами, определенными нормативно-правовыми актами:

Конституцией Донецкой Народной Республики,


Законами Донецкой Народной Республики:

- «Об образовании»;

- «О реабилитации инвалидов»;

- «О социальной защите инвалидов»;

- «Об утверждении плана дополнительных мероприятий по созданию благоприятных условий жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями»;

- «Об охране детства»;

- «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Приказами (письмами МОН ДНР )

  • №315 от 16.07.2015 «Об утверждении Базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья»;

  • -№ 327 от 17.07.2015 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования на 2015-2017гг»;

  • № 378 от 06.08.2015 «Об утверждении Типового положения о психологической службе в системе образования»;

  • Декларация прав ребенка;

  • № 570 от 24.09.2015 Положение об индивидуальной форме обучения в образовательных организациях;

  • Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью, приказ . Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 14.08.2018 № 701 ;

  • «Об утверждении перечня адаптированных основных образовательных программ, учебно-методических пособий дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в 2018-2019 учебном году», от 14.08.2018 № 702 ;



Вступление:

Одним из приоритетных направлений современной государственной политики в области образования является социальная реабилитация детей с нарушениями психофизического развития. Она направлена на максимально возможную интеграцию этих детей в общество, опирается на гарантии их прав и предполагает социальную защиту, обновление и компенсацию нарушенных функций организма и утраченных связей с окружающими. Современные взгляды на систему образования в нашей стране открывают новые перспективные изменения в системе специального образования, что кардинально меняет отношение к детям с особенностями психофизического развития, количество которых резко растет. Чем раньше ребенок получит помощь специалистов таких, как психиатр, невролог, дефектолог, психолог, логопед, реабилитолог, тем быстрее пройдет его соматическое и психическое восстановление, повысится его уровень усвоения знаний, умений и навыков, его интеграция в общество.

Для эффективного и своевременного выполнения задач МО дефектологов создается банк данных учителей-дефектологов и пополняется банк данных детей с ограниченными образовательными возможностями, проводится работа дальнейшего их обучения.


Актуальность проекта:

В настоящее время несмотря на низкий уровень рождаемости идет тенденция к увеличению количества детей, имеющих различные нарушения в развитии.

В мировой практике социально-правовой защиты детства выделяется несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и потому являющихся наименее защищенной частью любого цивилизованного общества.

Среди них в особую группу выделяются дети с отклонениями в развитии умственной деятельности, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, что неизбежно ограничивает их индивидуальные возможности жизнедеятельности и трудоспособности. Они нуждаются в особых условиях обучения и воспитания.

Ведущую роль в обеспечении жизненного пути детей и подростков с отклонениями в развитии, а также нормально развивающихся детей, у которых могут наблюдаться утрированные возрастные или индивидуальные особенности развития,

Цель:

обучение детей с ограниченными возможностями в организации их обучения и воспитания.

Задачи:

  • подготовка адаптированных рабочих программ, содержанию, формам и методам обучения с учетом особенностей учебно-познавательной деятельности ребенка по итогам обследования;

  • консультирование родителей (опекунов), педагогических работников путем индивидуальной работы по вопросам возможных форм и методов обучения, в том числе инклюзивного в единстве с реабилитационными мероприятиями, социальной адаптацией и интеграцией в общественную жизнь детей, которым необходима коррекция физического и (или) умственного развития;

  • учет, систематизация и анализ данных о количестве детей, которым необходима коррекция физического и (или) умственного развития, по образовательным возможностям с учетом видов нарушений для создания надлежащих условий и проведения мероприятий для реализации права таких детей на получение образования, обеспечение его в удобных для детей условиях, в местах их проживания (через ведение журналов и составление списков);

  • организация индивидуальной коррекционной помощи детям, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития;

  • оказание научно-методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций через проведение коллективных форм работы и методическое сопровождение по вопросам инклюзивного (интегрированного) обучения и создания оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей, развитие способностей , получение качественного образования детьми с ограниченными образовательными возможностями;

  • систематическая психолого-педагогическую поддержка детей с ограниченными образовательными возможностями, которые обучаются в по индивидуальным учебным планам в домашних условиях по адаптированным рабочим программам ;

Ожидаемый результат:

Создание целостной системы выявления, изучения, оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей оптимальные условия жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Срок реализации: 1 год (с 01.09.2018 по май 2019 года.)

Модули:

№ п/п

Название модуля

Количество минимодулей

1

Управление деятельностью методического объединения учителей-дефектологов

4

2

Организационно - методическая работа

9

3

Методическое сопровождение педагогов общеобразовательных организаций, работающих с детьми с нарушениями психофизического развития.

9

Всего


22


Основными направлениями работы являются:

  • обучение детей с нарушениями психофизического развития;

  • индивидуально-коррекционная работа с детьми;

  • психолого-педагогическое просвещение;

  • методическая работа;

  • повышение квалификационного уровня;

  • аналитическая отчетность.


Модуль 1. Управление деятельностью методического объединения учителей-дефектологов


Цель:

Организация и координация деятельности учителей-дефектологов . совершенствование профессиональной компетентности учителей-дефектологов в вопросах организации, содержания и проведения занятий

1.1. Банк нормативно-правовой документации.

Основное содержание:

Систематизация банка данных нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность методического объединения .


1.2. Инструктивно-методическое совещание.

Тема:

«Ознакомление с графиком заседаний методического объединения учителей-дефектологов на 2018-2019 учебный год».


1.3. Банк данных.

Основное содержание:

Внесение изменений в банк данных учителей-дефектологов, которые работают с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

1.4. Контроль.

Основное содержание:

Контроль рабочей документации специалистов (адаптированные рабочие программы, журналы, ежедневные планы, папки по самообразованию)



Модуль 2. Организационно - методическая работа

Цель: подборка инструментария для работы, подготовка к проведению мероприятий.


2.1. Работа с нормативно-правовой базой.

Основное содержание:

Изучение методических рекомендаций, приказов МОН Д Н Р .


2.2. Диагностический инструментарий

Основное содержание:

Подбор адаптированных программ согласно имеющимся навыкам и умениям учащихся


2.3. Учебно-методический инструментарий.

Основное содержание:

Обеспечение общеобразовательных организаций города соответствующими программами для детей с ограниченными образовательными возможностями .

2.4. Работа с литературой.

Основное содержание:

Подбор, пополнение, обобщение материалов периодических изданий, специальной литературы.

2.5. Самообразование.

Основное содержание:

Работа с учебниками, учебно-методическими пособиями, литературой по вопросам дефектологии, психологии, специальной педагогики; сборниками методических рекомендаций, профессиональных периодических изданий.

2.6. Повышение квалификационного уровня.

Основное содержание:

Посещение, участие в методических заседаниях, семинарах, конференциях города, республики, вебинарах международного значения.

2.7. Документация.

Основное содержание:

Заполнение рабочей документации (адаптированные рабочие программы ,журналы, ежедневные планы, папки по самообразованию)

2.8. Подготовка к семинарам.

Основное содержание:

Подбор теоретических и практических материалов по теме семинара и категории слушателей.

2.9. Контрольно-аналитическая деятельность.

Основное содержание:

Изучение эффективности организационно-методической деятельности .

Модуль 3 Методическое сопровождение педагогов общеобразовательных организаций, работающих с детьми с нарушениями психофизического развития

Цель : повышение качества коррекционной работы в образовательном процессе и профессиональной компетентности педагогов в области дефектологии; организация пространства для стимулирования обмена опытом и развития рефлексии.

Задачи:

- внедрять эффективные разработки в образовательное пространство для повышения качества коррекционной работы;

- повышать профессиональную компетентность и готовность к активным действиям учителей-дефектологов через обмен опытом между коллегами и

организацию взаимодействия специалистов по проблемам, возникающим в педагогической практике;

- создавать обстановку для коллективного творчества педагогов.

3.1 Инструктивно методическое совещание .

Основное содержание:

Обсуждение плана работы методического объединения учителей-дефектологов на 2018 / 2019 учебный год


3.2 Учебно-методический инструментарий


Основное содержание:

Ознакомление с нормативно-правовой базой, методических рекомендаций, приказов департамента образования и науки.


3.3 Контрольно-аналитическая деятельность.


Основное содержание:

Согласование рабочих программ , подбор адаптированных программ согласно методическим рекомендациям и имеющимся навыкам и умениям учащихся


3.4 Повышение квалификационного уровня .

Основное содержание:

Выбор тем по самообразованию .Подбор методического инструментария


3.5 Семинар-практикум для учителей-дефектологов общеобразовательных учреждений.

Тема: Обучение и воспитание умственно отсталых детей со сложным дефектом

3.6 Семинар-практикум для учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов


Тема: Комплексный подход в работе с детьми с расстройствами поведения


3.7 Учебно-методический инструментарий .

Основное содержание:

Современная классификация психических нарушений и расстройств поведения (МКБ)


3.8 Повышение квалификационного уровня .

Основное содержание:

Презентация работ по самообразованию . Анализ результатов работы учителей-дефектологов.


3.9. Контрольно-аналитическая деятельность.

Основное содержание:

Анализ деятельности методического объединения учителей-дефектологов за

2018/2019 учебный год .


Календарный план реализации проекта


Модуль 1. Управление деятельностью методического объединения


Код

м/м

Вид работы

Содержание работы

Участники

Ответственные

Ориентировочная дата исполнения

1.1

Банк нормативно-правовой документации


Систематизация банка данных нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность методического объединения

Учителя-дефектологи МОУ

Руководитель МО дефектологов

Константинова Л.В.

01.09.2018г.-30.10.2018г.

1.2

Инструктивно-методическое совещание.


«Ознакомление с графиком заседаний и планом работы методического объединения на 2018-2019 учебный год».

Учителя-дефектологи МОУ

Руководитель МО дефектологов

Константинова Л.В.

05.09.2018г.

1.3

Банк данных.


Внесение изменений в банк данных учителей-дефектологов, которые работают с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


Учителя-дефектологи МОУ

Руководитель МО дефектологов

Константинова Л.В.

Зав ПМПК,Бей Е.К.

01.09.2018г.-01.10.2018г.

1.4

Контрольно-аналитическая деятельность

Контроль рабочей документации специалистов (адаптированные рабочие программы, журналы, ежедневные планы, папки по самообразованию)


Учителя-дефектологи МОУ

Руководитель

МО дефектологов

Константинова Л.В.

01.09.2018г.-25.05.2019г.






Модуль 2. Организационно - методическая работа.





Код

м/м

Вид работы

Содержание работы

Участники

Ответственные

Сроки выполнения

2.1

Работа с нормативно-правовой базой.


Изучение методических рекомендаций, приказов МОН ДНР

Учителя-дефектологи МОУ

Руководитель МО дефектологов

Константинова Л.В.

01.09.2018г.-

30.08.2019г.

2.2

Диагностический инструментарий


Подбор адаптированных программ согласно имеющимся навыкам и умениям учащихся



Учителя-дефектологи МОУ

Руководитель МО дефектологов

Константинова Л.В.

01.09.2018г.-

30.08.2019г.

2.3

Учебно-методический инструментарий.


Обеспечение общеобразовательных организаций города соответствующими учебными программами для детей с ограниченными образовательными возможностями.

Учителя-дефектологи МОУ

Руководитель МО дефектологов

Константинова Л.В.

Зав ПМПК,Бей Е.К.

05.09.2018г.

2.4

Работа с литературой.


Подбор, пополнение, обобщение материалов периодических изданий, специальной литературы

Учителя-дефектологи МОУ

Руководитель МО дефектологов

Константинова Л.В.

01.09.2018г.-

30.08.2019г.

2.5

Самообразование.


Работа с учебниками, учебно-методическими пособиями, литературой по вопросам дефектологии, психологии, специальной педагогики; сборниками методических рекомендаций, профессиональных периодических изданий.

Учителя-дефектологи МОУ

Руководитель МО дефектологов

Константинова Л.В.

01.09.2018г.-

30.08.2019г.

2.6

Повышение квалификационного уровня.


Посещение, участие в методических заседаниях, семинарах, конференциях города, республики, вебинарах международного значения.



Учителя-дефектологи МОУ

Руководитель МО дефектологов

Константинова Л.В.

ЗавПМПК,Бей Е.К.

01.09.2018г.-

30.08.2019г.

2.7

Документация.


Заполнение рабочей документации (адаптированные рабочие программы ,журналы, ежедневные планы, папки по самообразованию)

Учителя-дефектологи МОУ

Руководитель МО дефектологов

Константинова Л.В.

01.09.2018г.-

30.08.2019г.

2.8

Подготовка к семинарам.


Подбор теоретических и практических материалов по теме семинара и категории слушателей.

Учителя-дефектологи МОУ

Руководитель МО дефектологов

Константинова Л.В.

01.09.2018г.

30.08.2019г.

2.9

Контрольно-аналитическая деятельность.

Изучение эффективности организационно-методической деятельности.


Учителя-дефектологи МОУ

Руководитель МО дефектологов

Константинова Л.В.,Бей Е.К.

30.05. 2019г.















Модуль 3 .Методическое сопровождение педагогов общеобразовательных организаций, работающих с детьми с нарушениями психофизического развития


Код

м/м

Вид работы

Содержание работы

Участники

Ответственные

Сроки выполнения

3.1

Инструктивно

методическое

совещание


Обсуждение плана работы методического объединения учителей-дефектологов на 2018 / 2019 учебный год

Учителя-дефектологи МОУ

Руководитель МО дефектологов

Константинова Л.В.

27.08.2018г.

3.2

Учебно-методический инструментарий

Ознакомление с нормативно-правовой базой, методических рекомендаций, приказов департамента образования и науки.


Учителя-дефектологи МОУ

Руководитель МО дефектологов

Константинова Л.В.

30.08.2018г

3.3

Контрольно-аналитическая деятельность

Согласование рабочих программ , подбор адаптированных программ согласно методическим рекомендациям и имеющимся навыкам и умениям учащихся


Учителя-дефектологи МОУ

Руководитель МО дефектологов

Константинова Л.В.

07.09.2018г

3.4

Повышение квалификационного уровня

Выбор тем по самообразованию .Подбор методического инструментария .

Учителя-дефектологи МОУ

Руководитель МО дефектологов

Константинова Л.В.

30.10.2018г

3.5

семинар-

практикум

Обучение и воспитание умственно отсталых детей со сложным дефектом.


Творческая группа:Бей Е.К.

Лисовская С.П.

ХудолийН.В.

Исаева О.В.

ПавленкоД.А.


Зав. ПМПК

Бей Е. К

Руководитель МО дефектологов

Константинова Л.В.

14.12.2018г

3.6

Семинар-практикум для учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов.


Комплексный подход в работе с детьми с расстройствами поведения


Учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи общеобразовательных организаций

Зав. ПМПК

Бей Е. К.,

консультанты ПМПК,

методист психолог ГМЦ Пересада Л.И.

14.02.2019г.

3.7

Учебно-методический инструментарий

Современная классификация психических нарушений и расстройств поведения (МКБ)

Учителя-дефектологи МОУ

Руководитель МО дефектологов

Константинова Л.В.

29.03.2019г

3.8

Повышение квалификационного уровня

Презентация работ по самообразованию . Анализ результатов работы учителей-дефектологов.

Учителя-дефектологи МОУ

Руководитель МО дефектологов

Константинова Л.В.

19.04.2019г

3.9

Контрольно-аналитическая деятельность

Анализ деятельности методического объединения учителей-дефектологов за

2018/2019 учебный год

Учителя-дефектологи МОУ

Руководитель МО дефектологов

Константинова Л.В.

29.05.2019г.












Глоссарий


    1. Агнозия

нарушение процессов узнавания, наступающее нередко при поражении высших отделов коры головного мозга. Наблюдается зрительная, слуховая, осязательная (тактильная) и др. виды А. Так, при поражении затылочных отделов коры А. проявляется в том, что человек, не теряя остроты зрения, при сохранении элементарной чувствительности и сознания, оказывается не в состоянии узнать предмет при зрительном восприятии или осмыслить картину в целом, а воспринимает лишь их фрагменты (зрительная А.);


    1. Астенический синдром

состояние нервно-психической слабости, при которой нарушается тонус нервных процессов, наблюдается большая истощаемость их, быстрая утомляемость при любой деятельности, неспособность к длительному нервному напряжению, снижение всех форм психической активности.

Для А. с. средней тяжести характерны раздражительная слабость в сочетании с повышенной возбудимостью, быстрым истощением и затуханием вызванных реакций. Тяжелый А. с. характеризуется пассивностью, малой восприимчивостью к внешним впечатлениям, апатичностью, подавленностью. У больных наблюдаются длительные головные боли, расстройство сна и нарушения со стороны вегетативной нервной системы. Их раздражают звуки даже средней громкости, яркий свет. Легко меняется настроение, преобладают реакции отрицательного характера — тревога, раздражение, недовольство, иногда беспричинный плач.

А. с. чаще возникает после перенесенных инфекционных заболеваний, травм, интоксикаций, при хронических заболеваниях, эндокринопатиях. А. с. может появиться и при хронических заболеваниях пищеварительного аппарата (язвенная болезнь, колит, холецистит, болезни печени). А. с. обусловливаются и сердечно-сосудистыми нарушениями. А. с. возникают у людей со слабым типом нервной системы, склонных к тревожной мнительности и концентрации внимания на своих ощущениях. В основе А. с. лежит слабость клеток коры головного мозга, вызванная нарушением их питания и внутриклеточного обмена под влиянием токсических воздействий, а также расстройств крово- и ликворо-обращения. А. с. до известной степени обратим, если он не является выражением прогрессирующего болезненного процесса.


    1. Аутизм

болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира. При А. часто нарушается ориентация во времени, события настоящего смешиваются с прошедшим, реальное с фантастическим (особенно у детей). А. встречается при шизофрении, тогда явления, вызываемые им, проявляются особенно ярко и могут осложняться бредовыми идеями и расстройствами сознания. А. ведет к бездеятельности или пустой, бесплодной деятельности. У детей А. выражается нарушением поведения, фантазиями, снижением активности в играх; школьники утрачивают интерес к учению, испытывают трудности в школьных занятиях. Дети становятся мрачными, замкнутыми, характер их изменяется, они теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми. А. проявляется также в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок совсем перестает пользоваться речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих (сурдомутизм). Лечение А.: при не резко выраженных симптомах важно правильно организовать режим дня ребенка, родители и педагог (или воспитатель) должны систематически проводить психотерапевтическое воздействие во время игр, занятий, в трудовых процессах и беседах, воспитывать у ребенка интерес к активной деятельности, направлять и связывать деятельность ребенка с детским коллективом. В тяжелых случаях ребенок нуждается в медикаментозном лечении по назначению врача.

    1. Недостатки зрения у детей

нарушения зрительных функций, приводящие к затрудненности процесса восприятия предметов окружающего мира.

Степень нарушения зрительных функций может быть различной — от малой, не оказывающей практического влияния на развитие ребенка, до глубокой, приводящей к необходимости обучения в спец. школе (слепота, слабовидение — см.). Н. з. возникают вследствие глазных болезней, аномалий рефракции глаза и некоторых общих заболеваний.

    1. Недостатки слуха у детей

нарушения слуха, возникающие в результате различных патологических процессов в слуховом органе, перенесенных в период внутриутробного развития или после рождения. Врожденные и возникшие в раннем детстве нарушения слуха очень часто приводят к отклонениям в речевом развитии ребенка. Характер и степень речевой недостаточности у детей с Н. с. зависит не только от степени нарушения слуха, но и оттого, в каком возрасте оно возникло, а также от условий развития.По степени нарушения слуховой функции различают две основные группы детей с Н. с: глухие и слабослышащие (тугоухие).

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

орган, осуществляющий комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений, т.е. определение места обучения и воспитания детей в зависимости от специфики и степени выраженности дефекта.

Мутизм

 отказ от активной речи. Возникает преимущественно в школьном возрасте в результате психической травмы. Представляет собой невротическую реакцию на психотравмирующую ситуацию.

      1. Интегрированное обучение аномальных детей

обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми.

Инклюзия

Инклюзия - это включение детей с особенностями развития в систему общего образования.


Гиперакти́вность


состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как поведенческое расстройство


Артикуляционная моторика


совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения.











Литература


  1. Крутецкий В.А.Психология обучения и воспитания школьников. – Просвещение, 1997г.

  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с временными задержками развития.- Педагогика, 1991г.

  3. Кузьмина В.К.Дети с расстройствами поведения. – Киев, 1991г.

  4. Славина Л.С.Дети с аффективным поведением. – Просвещение, 1997г.

  5. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. – Педагогика,1998г

  6. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – Просвещение, 1995г.

  7. Битянова М.Р. Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка/ Сб.метод.материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов. – М.:Педагогический поиск, 2000г.

  8. Дубровина М.В. Индивидуальные особенности школьников. - М.: 1995г.

  9. Шипицына Л.М. Детский аутизм/ Хрестоматия, изд. 2-е, Дидактика Плюс, 2001г.

  10. Башина В.М. Аутизм в детском возрасте. – М., 1999г.

  11. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Аутичный ребёнок: Пути помощи.изд.2-е, М.: Теревинф, 2003г.

  12. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Педагогика, 1973.

  13. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М.Лифанова. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.

  14. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие / Сост. Н. Д. Шматко. - М.: Аквариум, 1997. - 128 с.

  15. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996. - 80 с.

  16. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1999.

  17. Дошкольное воспитание аномальных детей /Под ред. Л.П. Носковой. - М.: Просвещение, 1993. - 223 с.

  18. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии / Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.

  19. Лебединский В.В., Никольская О.С. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.

  20. Лубовский В.И. Некоторые актуальные проблемы советской дефектологии // Дефектология. - 1987.- № 5. - С. 3-11.

  21. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.

  22. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 3-15.

  23. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. - 1997. - № 6. - С. 3-10.

  24. Отбор детей во вспомогательную школу / Сост. Т.А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина, - М.: Просвещение, 1983. - 176 с.

  25. Петрова В.Г., Белякова И.В. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием // Дефектология. - 1995. - № 2. - С. 19-22.

  26. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Академия, 2000. - С.247-278.