ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30 Ворошиловского района Волгограда»
ПРОЕКТ «НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ
МОУ детский сад № 30
Подготовила
педагог – психолог
Борисова Е.Н.
Волгоград 2024
День недели | Тема и форма мероприятия |
Понедельник «День доброты» | Психологическая акция «Дерево пожеланий» (см. приложение 1) |
Занятие «Поговорим о доброте» Старшая группа «» (см. приложение 2) |
Тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе» (см. приложение 3) |
Вторник «День семьи» | Беседа с детьми «Моя любимая мама» (средняя группа № ) (см.приложение 5) |
Создание и выставка детских рисунков «Моя семья» (подготовительная группа № ) |
Среда «День понимания» | «Минутки» релаксации и психогимнастики (2 Младшие группы № , ) (см. приложение 4) |
Игры с детьми: «Поменяйся местами», «Что мне нравится в себе и что не нравится» |
| (старшие и подготовительные группы) |
Четверг «День дружбы» | Минутки релаксации и психогимнастики (средняя, старшая группа) |
Тренинг для детей подготовительной группы «Как хорошо иметь друзей» (см. приложение 6) |
Пятница «День мечтаний и пожеланий» | Психологическая акция «Аптечка для души» (см. приложение 7) |
Психологические игры с детьми (подготовительные группы) «Я тебе желаю…» «Волшебная палочка» |
Закрытие недели психологии Заключительный этап: |
Приложение 1
Психологическая акция «Дерево пожеланий»
Цель: создание положительного эмоционального настроя среди участников проекта (родители, педагоги, воспитанники).
Задачи:
Создание благоприятного климата в ДОУ
Развитие познавательного интереса
Поднятие общего эмоционального тонуса. Материал: плакат с изображением «Дерева пожеланий», разноцветные стикеры, письменные ручки. Подготовительная работа:
Изготовление: плаката с изображением деревьев; дерево (на стойке) с листьями.
Размещение плаката, стикеров и письменных ручек в фойе детского сада. Каждый работник детского сада, а также родитель, приводя ребёнка, имеет возможность написать пожелание работникам ДОУ, листочек с позитивным высказыванием, приклеивает на плакат. Акция способствует поднятию настроения, построению позитивных взаимоотношений со своим ребёнком, объединению семьи и детского сада
Психологическая Акция
«Дерево пожеланий»
Уважаемые родители, приводя ребёнка в детский сад, напишите пожалуйста пожелание работникам ДОУ, листочек необходимо приклеить на плакат, дерево.
Акция способствует поднятию настроения,
построению позитивных взаимоотношений со своим ребёнком, объединению семьи и детского сада.
СПАСИБО!!!
Приложение 2
Беседа для детей старшего дошкольного возраста
«Поговорим о доброте»
Цель: Приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми.
Задачи:
развивать чувство удовлетворения за добрые дела;
направить детей совершать добрые поступки бескорыстно, умение прийти на помощь;
воспитывать чувство сострадания, понимания и взаимопомощи друг к другу.
Ход беседы
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Встаньте в «Круг радости», послушайте стихотворение:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым! Пусть доброе утро – длится до вечера!
О чём мы будем говорить сегодня?
Дети: О добре.
Ответы детей.
Педагог: Ребята, сегодня мы отправимся к дереву Доброты. Это Дерево наполняет мир добром, напоминает о том, что нужно творить добро. Но с ним произошла беда. Оно завяло и перестало цвести из-за плохих, злых поступков людей. Если мы не оживим Дерево, как вы думаете, что произойдёт. Что может победить? (победит зло).
Педагог: Чтобы добраться до Дерева, нам надо преодолеть препятствия. Первое препятствие – болото.
Игра «Перейди болото».
Правило объяснить: перейти болото можно по кочкам. Вот вам дощечки- кочки.
Раздаю всем по три дощечки (картонки), одному не хватает. Педагог: Что делать?
Предложения детей. (надо поделиться кочками). Кто-то из детей отдаёт по одной кочке.
Педагог: Мы поделились кочками, это какое дело?
Дети: Доброе.
Педагог: Доброе дело радость приносит. Вместе с детьми повторяем пословицу.
Педагог: Какие слова говорят тому, кто с тобой делится? Дети: Вежливые, добрые слова.
Педагог: Давайте поблагодарим тех, кто сейчас совершил доброе дело – поделился кочкой.
Дети благодарят друга.
Следующее препятствие: «Что такое хорошо, что такое плохо?»
Педагог: Вам нужно объяснить «Что такое хорошо, что такое плохо?» (картинки-слайды, на которых изображены плохие и хорошие поступки).
Ответы детей.
Следующее препятствие: «Герои сказок».
Педагог: Сейчас вам нужно вспомнить сказочных героев? На столе лежат картинки героев сказок.
Педагог: Про каких героев вы можете сказать, что они добрые?
Дети: Золушка, Красная Шапочка, Айболит, «Заюшкина избушка» (Петух выгнал Лису), «Муха-Цокотуха» (комарик).
Дети объясняют, какие поступки совершили эти герои. Педагог: А только ли добрыми бывают сказочные герои? Ответы детей.
Педагог: Назовите злых сказочных героев?
Дети: Злая мачеха, Волк, Бармалей, Лиса, Паук. Объясняют, какие поступки совершили герои.
Педагог: Разложите героев по поступкам, а помогут смайлики.
Дети раскладывают в коробки, на которых изображены смайлы с добрым и злым выражением.
Педагог: Добро побеждает зло, люди не зря говорят: Доброта спасёт мир. Вместе с детьми повторяем пословицы: Добро побеждает зло, Доброта спасёт мир.
Педагог: Вот мы и добрались до дерева Доброты. (на магнитной доске висит ватман – на нём нарисовано сухое печальное дерево). Дерево печальное, грустное, обиженное, некрасивое, сухое. Оживить его могут ваши добрые поступки, добрые дела. Какие добрые дела можете вы совершать?
Ответы детей: помогать маме, не капризничать, не драться, не обзываться, кормить птиц, ухаживать за малышами и т. п.
Педагог: Давайте расскажем о своих добрых делах. Если вы совершаете добрые дела, значит у вас доброе сердце. Расскажите о своём добром деле, и прикрепите на дерево сердечко.
Раздаю детям сердца, вырезанные из бумаги.
Дети высказываются, прикрепляют на дерево Доброты сердце на магнит или двусторонний скотч.
Педагог: Вы согрели дерево Доброты теплотой своих сердец. Ведь это доброе дело! А сейчас присядьте на корточки, закройте глаза.
Вывод: Хорошо ли творить добро? Ответы детей
Педагог: Добрый человек добро сеет.
Вместе с детьми повторяем все пословицы о добре.
Мы сегодня с вами говорили, что нужно совершать только хорошие и добрые поступки. Давайте построим пирамиду Доброты. Я вытяну свою ладонь, а вы все кладите свои ладони на мои. Посмотрите, какая высокая получилась пирамида Доброты. Давайте вспомним добрые дела, которые мы совершили сегодня и подбросим высоко-высоко, чтобы они разлетелись далеко и мир стал добрее.
Приложение 3
Психологический тренинг: проводит психолог
«Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»
Цель тренинга:
сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.
Участники: педагогический коллектив ДОУ. Родители воспитанников.
Задачи тренинга:
формирование благоприятного психологического климата;
нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
развитие умения работать в команде;
сплочение коллектива;
повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Включаю песню Кота Леопольда «Если добрый ты».
Приложение 4
Минутки релаксации и гимнастики (2 Младшие группы)
«Воздушные шарики» Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий даёт инструкцию:
«Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нём. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Танцующие руки»
Цель: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорчённым, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
«Разложите большие листы обёрточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнётся музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2–3 минуты). Игра проводится под музыку.
«Зайки и слоны»
Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают.
«Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет сдетьми в течение нескольких минут.
«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
«Волшебный стул»
Цель: Способствовать повышению самооценки ребёнка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребёнка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имён, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5–6 человек), причём имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чьё имя рассказывают, становится королём. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
Приложение 5
Беседа с детьми средней группы «Моя любимая мама» Программные задачи: Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу.
Предварительная работа: чтение рассказов, стихов, использование пальчиковых игр; рассматривание фотоальбома с фотографиями мам; прослушивание на аудиокассете песни о маме.
Приложение 6 Тренинг «Как хорошо иметь друзей»
Приветствие (2 мин)
Цель – создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
Сейчас мы с вами поздороваемся необычным образом. Я повернусь к своему соседу справа и скажу «Валера, я очень рада видеть тебя» и улыбнусь ему. Он повернется к своему соседу справа и скажет то же самое, только назовет имя своего соседа справа. И так мы пройдем по всему кругу, передавая наши добрые слова.
Очень хорошо!
Упражнение
«Разные, но похожие» (3 мин)
Цель – преодоление застенчивости, снижение уровня тревожности, воспитание чувства единства, формирование умения понимать состояние другого.
Сейчас поднимут руки только девочки. А потом по сигналу, мальчики. Попрыгают на левой ноге те, кто в шортах. Те, кто любит мороженое, попрыгают на правой ноге… У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове…
По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой психолог подводит детей к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.
Упражнение
"Гусеница" (7 мин)
Цель: развитие умения координировать свои усилия с действиями остальных участников, формирование доверия, групповой сплоченности.
Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.
Молодцы! Итог занятия:
Педагог просит детей сказать, какое у них настроение после занятия, какое задание показалось им самым трудным, что понравилось на занятии больше всего, обсудить упражнение «Гусеница».
Дети делятся своими впечатлениями. Последним высказывается психолог.
Прощание
Дети встают в круг.
Педагог держит на ладони вытянутой руки мяч. Участники поочередно накрывают одной ладошкой, а потом, не отпуская руки, другой.
Молодцы!!!
Приложение 7
Акция «Аптечка для души»
Цели акции: создание положительного эмоционального настроя среди сотрудников детского сада, родителей, привлечение внимания родителей к вопросам воспитания детей.
Формы и методы проведения: коробка с высказываниями и вывеской
«Аптечка для души».
Подготовительная работа:
изготовление коробки;
подготовка листочков с позитивными высказываниями, установками, пословицами, поговорками, крылатыми фразами, которые вкладываются в корзину «Аптечки».
Каждый сотрудник, а также каждый родитель, приводя ребёнка в группу имеет возможность вытянуть листочек с позитивным высказыванием, установкой, пословицей, а также высказываниями известных педагогов касающихся воспитания детей, которые вкладывались в «Аптечку». Акция способствует поднятию настроения родителей, построению позитивных взаимоотношений со своим ребёнком, объединению семьи и детского сада.