СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Неравенства

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом материале систематизируют обширные, но разобщенные знания о неравенствах и систем неравенств с параметром.

Просмотр содержимого документа
«Проект Неравенства»

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)






Индивидуальный проект.




Тема: Неравенства.







Выполнил студент группы 919 ИС

Козинцев Дмитрий

Руководитель: преподаватель

математики Михеева С.В.









Содержание.

1.Решение линейных неравенств.

2.Решение систем линейных неравенств.

3.Решение квадратных неравенств.

4.Неравенства высших степеней.

5.Рациональные неравенства.

6.Иррациональные неравенства

7.Показательные, логарифмические неравенства и системы неравенств













































2 Цель работы.

1.Систематизировать обширные, но разобщенные знания о неравенствах и систем неравенств с параметром.

2. Рассмотреть различные виды неравенств с параметром..

3. Научиться решать неравенства и системы неравенств с параметром.

4. Приобрести навыки в работе с научно-математической литературой.



3 



4 

































Виды неравенств и способы их решения

  1. Линейные неравенства и системы неравенств

Неравенства a⋅x  или  a⋅xc , с  x  являющимся переменной, а a и c некоторыми числами, называют линейными неравенствами с одной переменной

. Считается, что линейными неравенствами в одной переменной x  считаются неравенства вида a⋅x+b0, a⋅x+b≤0  и a⋅x+b≥0 , где a и b являются действительными числами. Вместо x может быть обычное число.



Пример 1. Решить неравенство  .
    Решение:
           .
    Ответ: х

 

Пример 2. Решить систему неравенств   
    Решение:
          .
    Ответ: (– 2; 0].


Пример 3. Найти наименьшее целое решение системы неравенств 

    Решение:
        
    Ответ: 

2. Квадратные неравенства

Квадратное неравенство – Квадратное неравенство – это неравенство, состоящее из одной квадратичной функции. Таким образом, все квадратные неравенства сводятся к следующим четырём видам:


ax2+bx+c≥0

ax2+bx+c0 ⟩a≠0

ax2+bx+c≤0

ax2+bx+c0


 

При решении таких неравенств нам пригодятся умения определять, где квадратичная функция больше, меньше, либо равна нулю. То есть:

  • если перед нами неравенство вида ax2+bx+c0, то фактически задача сводится к тому, чтобы определить числовой промежуток значений x, при котором парабола лежит выше оси x.

  • если перед нами неравенство вида ax2+bx+c0, то фактически задача сводится к тому, чтобы определить числовой промежуток значений x, при котором парабола лежит ниже оси x.

Если неравенства нестрогие (ax​2​​+bx+c ≥0 и ax​2​​+bx+c≤0), то корни (координаты x пересечений параболы с осью x) включаются в искомый числовой промежуток, при строгих неравенствах – исключаются.

Пример . Решить неравенство х2  4.
    Решение:
        х2  4   (х – 2)∙(х + 2) 0.
        Решаем методом интервалов.

        

        

Ответ:

y=2x​2​​−3x+4. Чему здесь равны ab и c? Ну, конечно, a=2, b=−3 и c=4!

Графиком такой функции выступает парабола. В зависимости от значения a ветви графика направлены вверх или вниз:

  • a0, то ветви параболы направлены вверх;

  • a0, то ветви параболы направлены вниз.

Для того, чтобы легко это запомнить, обратимся к хорошо известным тебе смайликам:

  • если a0, т.е. a – положительное число, , ветви графика направлены вверх :-) 

  • a0, т.е. a – отрицательное число, , значит, ветви графика будут направлены вниз :-( 

При этом точки пересечения параболы с осью x, называются нулями функции и являются корнями соответствующего квадратного уравнения:

y=ax​2​​+bx+c=0

 


3. Неравенства высших степеней

Пример 5. Решить неравенство (х + 3)∙(х2 – 2х + 1) 0. 
    Решение:
           
    Ответ: 

 

Пример 6. Найти середину отрезка, который является решением неравенства 4х2 – 24х + 24 2, где    .
    Решение:
        Область определения неравенства:  .
        С учётом области определения 4х2 – 24х + 24 2 будет равносильно неравенству

        

        Решаем методом интервалов.

        
        Решение неравенства:  .
        Середина отрезка:  .
    Ответ:  .

4. Рациональные неравенства

Рациональное неравенство представляет из себя такое неравенство с переменными, которое содержит в обоих частях рациональные выражения.

Целое рациональное равенство состоит из целых рациональных выражений (в обеих частях).

Дробно- рациональное равенство – это такое равенство, которое содержит дробное выражение в одной или обеих своих частях.

Пример 7. Найти все целые решения, удовлетворяющие неравенству  .
    Решение:
              
        

        

        Методом интервалов:

        

        Решение неравенства:  .
        Целые числа, принадлежащие полученным полуинтервалам: – 6; – 5; – 4; 1. 
    Ответ:  – 6; – 5; – 4; 1.


решите целое рациональное неравенство x⋅(x+3) +2⋅x≤(x+1)2+1.

Решение

Начнем с переноса выражения из правой части в левую с противоположным знаком.

x⋅(x+3) +2⋅x−(x+1)2−1≤0

Теперь, когда мы выполнили все действия с многочленами слева, можно переходить к линейному неравенству 3⋅x−2≤0, равносильному тому, что было дано в условии. Решить его несложно:

3⋅x≤2 

 x≤2/3

Ответ: x≤2/3.



5. Иррациональные неравенства

Иррациональным называется неравенство, содержащее переменную под знаком радикала (корня).

 

Пример 8. Решить неравенство  .
    Решение:    
        Область определения:  .
        Так как арифметический корень не может быть отрицательным числом, то  .
    Ответ:  .


Пример 9. Найти все целые решения неравенства  .

    Решение:

        Область определения  .

         – быть отрицательным не может, следовательно, чтобы произведение было неотрицательным достаточно потребовать выполнения неравенства  , при этом учитывая область определения. Т.е. исходное неравенство равносильно системе  . 

        Целыми числами из этого отрезка будут 2; 3; 4.

    Ответ: 2; 3; 4.


Пример 10. Решить неравенство  .

    Решение:

        Область определения:   

        Преобразуем неравенство:  . С учётом области определения видим, что обе части неравенства -  положительные числа. Возведём обе части в квадрат и получим неравенство, равносильное  исходному.

        

        

          т.е.  , и этот числовой отрезок включён в область определения.

    Ответ:  .


Пример 11. Решить неравенство  .

    Решение:

        Раскрываем знак модуля.

        
        Объединим решения систем 1) и 2):  .

    Ответ: 

6. Показательные, логарифмические неравенства и системы неравенств. Функцию вида называют логарифмической функцией.

Основные свойства логарифмической функции y = loga x:


a  1

0 a 

Область определения

D(f) = (0; +∞)

D(f) = (0; +∞)

Область значений

E(f) = (-∞; +∞)

E(f) = (-∞; +∞)

Монотонность

Возрастает на (0; +∞)

Убывает на (0; +∞)

Непрерывность

Непрерывная

Непрерывная

Выпуклость

Выпукла вверх

Выпукла вниз

График логарифмической функции

Графиком логарифмической функции является логарифмическая кривая:

Свойства логарифмов

• Логарифм произведения двух положительных чисел равен сумме логарифмов этих чисел:

  

• Логарифм частного двух положительных чисел равен разности логарифмов этих чисел:

  

• Если a и b — положительные числа, причем a ≠ 1, то для любого числа r 

•  Равенство log t = log s, где a  0, a ≠ 1, t  0, s  0, справедливо тогда и только тогда, когда t = s.

• Если abc — положительные числа, причем a и c отличны от единицы, то имеет место равенство (формула перехода к новому основанию логарифма):

  

Теорема 1. Если f(x) 0 и g(x) 0, то логарифмическое уравнение log a f(x) = log a g(x) (где a  0, a ≠ 1) равносильно уравнению f(x) = g(x).

Перейдем теперь к логарифмическим неравенствам

Теорема 2. Если f(x) 0 и g(x) 0, то:
при a  1 логарифмическое неравенство log a f(x) log a g(x) равносильно неравенству того же смысла: f(x)  g(x);
при 0 a a f(x) log a g(x) равносильно неравенству противоположного смысла: f(x) g(x).

Пример 7. Решите неравенство:

  

Решение. Начнем с определения области допустимых значений неравенства. Выражение, стоящее под знаком логарифмической функции, должно принимать только положительные значения. Это значит, что искомая область допустимых значений определяется следующей системой неравенств:

  


  

Так как в основании логарифма стоит число, меньшее единицы, соответствующая логарифмическая функция будет убывающей, а потому равносильным по теореме 2 будет переход к следующему квадратичному неравенству:

  

Окончательно, с учетом области допустимых значений получаем ответ:

  

Пример 8. Решите неравенство:

  

Решение. Вновь начнем с определения области допустимых значений:

  

На множестве допустимых значений неравенства проводим равносильные преобразования:

  

  

  

После сокращения и перехода к равносильному по теореме 2 неравенству получаем:

  

С учетом области допустимых значений получаем окончательный ответ:

  



Пример 12. Решите неравенство  .

    Решение:

                       .

    Ответ:  .


Пример 13. Решите неравенство  .

    Решение:

         .

    Ответ:  .


Пример 14. Решите неравенство  .

    Решение:

        

    Ответ:  .


Пример 15. Решите неравенство  .

    Решение:

        
    Ответ:  .    

.





Вид неравенства

 Решение 

Линейные

Содержащие чётную степень 

Содержащие нечётную степень
 

Иррациональные

Иррациональные

Показательные
 

 

Логарифмические

Тригонометрические

При решении используют тригонометрическую окружность или график соответствующей функции












Неравенства содержащие модуль.

При решении неравенств, содержащих переменные под знаком модуля, используется определение модуля:

Для решения можно использовать метод возведения в квадрат обеих частей неравенства, основанный на следующей теореме.

Теорема 7.

Если выражения

f(x) и g(x) при любых x принимают только неотрицательные значения, то неравенства f(x)  g(x) и (f(x))2  (g(x))2 равносильны.

Пусть надо решить неравенство 

.

Так как 

при любых x из области определения выражений f(x) и g(x), то данное неравенство равносильно неравенству (f(x))2  (g(x))2.

Решение рациональных неравенств методом интервалов.

Решение рациональных неравенств вида  (вместо знака может быть и любой другой знак неравенства), где

p(x), q(x) - многочлены. Представим это неравенство в виде

, где числа a1,…,an+k попарно различны.

Пусть aj - максимальный из коэффициентов. Если x  aj, то каждый из сомножителей (х - ai) 0 Ю f(x) 0 на (aj, + Ґ ). На интервале am  x aj, то х - aj f(x) ai.

Показательные неравенства.

При решении показательных неравенств следует помнить, что показательная функция

y = ax возрастает при а  1 и убывает при 0 a 

Логарифмические неравенства.

При решении логарифмических неравенств следует помнить, что логарифмическая функция

y = logaвозрастает при а  1 и убывает при 0 a 

Решение задач на логарифмы должно начинаться с нахождения ОДЗ. В процессе преобразований нужно следить за ОДЗ и равносильностью преобразований. Рассмотрим некоторые логарифмические неравенства.

Пусть 0

a № 1, то

Иррациональные неравенства.

При решении иррациональных неравенств используется следующее утверждение:

Теорема 8.

Если обе части неравенства на некотором множестве Х принимают только неотрицательные значения, то, возведя обе части неравенства в квадрат (или в любую четную степень) и сохранив знак исходного неравенства, получим неравенство, равносильное данному (на множестве Х). Возведение обеих частей неравенства в одну и ту же нечетную степень (с сохранением знака неравенства) всегда является равносильным преобразованием неравенства.

Приведем ряд эквивалентных преобразований для избавления от радикалов.





























 Вывод.

Прежде всего я научился работать с научно- математическими материалами, и узнал много нового о способах решения неравенств с параметром, о свойствах самого параметра. И главное - я научился решать разнообразные примеры, включающие в себя параметр. Работая над этим проектом, я систематизировал обширные, но разобщенные знания о неравенствах с параметром и их решением. По каждому разделом я подобрала целый набор упражнений. Эта работа имеет практическое значение: она поможет подготовиться к экзаменам не только в девятом, но и одиннадцатом классе. Кроме того, я могу поделиться приобретенным опытом решения неравенств со своими одноклассниками.. 

































15 Список литературы.

1.Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев В.Г. О параметрах- с самого начала//Репетитор – Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев В.Г. О параметрах- с самого начала//Репетитор – Егерман Е.

2.Задачи с параметром//Математика – ,2,3. Егерман Е.

3.Задачи с параметром//Математика – ,2,3. Кочагин В.

4.Уравнения и неравенства с параметром//Математика – ,28. Кочагин В. 5.Уравнения и неравенства с параметром//Математика – ,28. Локоть В.В. 6.Задачи с параметрами. Линейные и квадратные уравнения, неравенства, системы – Москва МН – Локоть В.В.

7.Задачи с параметрами. Линейные и квадратные уравнения, неравенства, системы – Москва МН – 2005.