Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
Индивидуальный проект.
Тема: Неравенства.
Выполнил студент группы 919 ИС
Козинцев Дмитрий
Руководитель: преподаватель
математики Михеева С.В.
Содержание.
1.Решение линейных неравенств.
2.Решение систем линейных неравенств.
3.Решение квадратных неравенств.
4.Неравенства высших степеней.
5.Рациональные неравенства.
6.Иррациональные неравенства
7.Показательные, логарифмические неравенства и системы неравенств
2 Цель работы.
1.Систематизировать обширные, но разобщенные знания о неравенствах и систем неравенств с параметром.
2. Рассмотреть различные виды неравенств с параметром..
3. Научиться решать неравенства и системы неравенств с параметром.
4. Приобрести навыки в работе с научно-математической литературой.
3
4
Виды неравенств и способы их решения
Линейные неравенства и системы неравенств
Неравенства a⋅x или a⋅xc , с x являющимся переменной, а a и c некоторыми числами, называют линейными неравенствами с одной переменной
. Считается, что линейными неравенствами в одной переменной x считаются неравенства вида a⋅x+b0, a⋅x+b≤0 и a⋅x+b≥0 , где a и b являются действительными числами. Вместо x может быть обычное число.
Пример 1. Решить неравенство
.
Решение:
.
Ответ: х
Пример 2. Решить систему неравенств
Решение:
.
Ответ: (– 2; 0].
Пример 3. Найти наименьшее целое решение системы неравенств
Решение:
Ответ:
2. Квадратные неравенства
Квадратное неравенство – Квадратное неравенство – это неравенство, состоящее из одной квадратичной функции. Таким образом, все квадратные неравенства сводятся к следующим четырём видам:
ax2+bx+c≥0 ax2+bx+c0 ⟩a≠0 ax2+bx+c≤0 ax2+bx+c0 |
При решении таких неравенств нам пригодятся умения определять, где квадратичная функция больше, меньше, либо равна нулю. То есть:
если перед нами неравенство вида ax2+bx+c0, то фактически задача сводится к тому, чтобы определить числовой промежуток значений x, при котором парабола лежит выше оси x.
если перед нами неравенство вида ax2+bx+c0, то фактически задача сводится к тому, чтобы определить числовой промежуток значений x, при котором парабола лежит ниже оси x.
Если неравенства нестрогие (ax2+bx+c ≥0 и ax2+bx+c≤0), то корни (координаты x пересечений параболы с осью x) включаются в искомый числовой промежуток, при строгих неравенствах – исключаются.
Пример . Решить неравенство х2 4.
Решение:
х2 4 (х – 2)∙(х + 2) 0.
Решаем методом интервалов.
Ответ:
y=2x2−3x+4. Чему здесь равны a, b и c? Ну, конечно, a=2, b=−3 и c=4!
Графиком такой функции выступает парабола. В зависимости от значения a ветви графика направлены вверх или вниз:
a0, то ветви параболы направлены вверх;
a0, то ветви параболы направлены вниз.
Для того, чтобы легко это запомнить, обратимся к хорошо известным тебе смайликам:
если a0, т.е. a – положительное число, , ветви графика направлены вверх :-)
a0, т.е. a – отрицательное число, , значит, ветви графика будут направлены вниз :-(
При этом точки пересечения параболы с осью x, называются нулями функции и являются корнями соответствующего квадратного уравнения:
y=ax2+bx+c=0
3. Неравенства высших степеней
Пример 5. Решить неравенство (х + 3)∙(х2 – 2х + 1) 0.
Решение:
Ответ:
.
Пример 6. Найти середину отрезка, который является решением неравенства 4х2 – 24х + 24 2, где
.
Решение:
Область определения неравенства:
.
С учётом области определения 4х2 – 24х + 24 2 будет равносильно неравенству
Решаем методом интервалов.
Решение неравенства:
.
Середина отрезка:
.
Ответ:
.
4. Рациональные неравенства
Рациональное неравенство представляет из себя такое неравенство с переменными, которое содержит в обоих частях рациональные выражения.
Целое рациональное равенство состоит из целых рациональных выражений (в обеих частях).
Дробно- рациональное равенство – это такое равенство, которое содержит дробное выражение в одной или обеих своих частях.
Пример 7. Найти все целые решения, удовлетворяющие неравенству
.
Решение:
Методом интервалов:
Решение неравенства:
.
Целые числа, принадлежащие полученным полуинтервалам: – 6; – 5; – 4; 1.
Ответ: – 6; – 5; – 4; 1.
решите целое рациональное неравенство x⋅(x+3) +2⋅x≤(x+1)2+1.
Решение
Начнем с переноса выражения из правой части в левую с противоположным знаком.
x⋅(x+3) +2⋅x−(x+1)2−1≤0
Теперь, когда мы выполнили все действия с многочленами слева, можно переходить к линейному неравенству 3⋅x−2≤0, равносильному тому, что было дано в условии. Решить его несложно:
3⋅x≤2
x≤2/3
Ответ: x≤2/3.
5. Иррациональные неравенства
Иррациональным называется неравенство, содержащее переменную под знаком радикала (корня).
Пример 8. Решить неравенство
.
Решение:
Область определения:
.
Так как арифметический корень не может быть отрицательным числом, то
.
Ответ:
.
Пример 9. Найти все целые решения неравенства
.
Решение:
Область определения
.
– быть отрицательным не может, следовательно, чтобы произведение было неотрицательным достаточно потребовать выполнения неравенства
, при этом учитывая область определения. Т.е. исходное неравенство равносильно системе .
Целыми числами из этого отрезка будут 2; 3; 4.
Ответ: 2; 3; 4.
Пример 10. Решить неравенство
.
Решение:
Область определения:
Преобразуем неравенство:
. С учётом области определения видим, что обе части неравенства - положительные числа. Возведём обе части в квадрат и получим неравенство, равносильное исходному.
т.е.
, и этот числовой отрезок включён в область определения.
Ответ:
.
Пример 11. Решить неравенство
.
Решение:
Раскрываем знак модуля.
Объединим решения систем 1) и 2):
.
Ответ:
.
6. Показательные, логарифмические неравенства и системы неравенств. Функцию вида называют логарифмической функцией.
Основные свойства логарифмической функции y = loga x:
| a 1 | 0 a |
Область определения | D(f) = (0; +∞) | D(f) = (0; +∞) |
Область значений | E(f) = (-∞; +∞) | E(f) = (-∞; +∞) |
Монотонность | Возрастает на (0; +∞) | Убывает на (0; +∞) |
Непрерывность | Непрерывная | Непрерывная |
Выпуклость | Выпукла вверх | Выпукла вниз |
График логарифмической функции
Графиком логарифмической функции является логарифмическая кривая:
Свойства логарифмов
• Логарифм произведения двух положительных чисел равен сумме логарифмов этих чисел:
• Логарифм частного двух положительных чисел равен разности логарифмов этих чисел:
• Если a и b — положительные числа, причем a ≠ 1, то для любого числа r
• Равенство log a t = log a s, где a 0, a ≠ 1, t 0, s 0, справедливо тогда и только тогда, когда t = s.
• Если a, b, c — положительные числа, причем a и c отличны от единицы, то имеет место равенство (формула перехода к новому основанию логарифма):
Теорема 1. Если f(x) 0 и g(x) 0, то логарифмическое уравнение log a f(x) = log a g(x) (где a 0, a ≠ 1) равносильно уравнению f(x) = g(x).
Перейдем теперь к логарифмическим неравенствам
Теорема 2. Если f(x) 0 и g(x) 0, то:
при a 1 логарифмическое неравенство log a f(x) log a g(x) равносильно неравенству того же смысла: f(x) g(x);
при 0 a a f(x) log a g(x) равносильно неравенству противоположного смысла: f(x) g(x).
Пример 7. Решите неравенство:
Решение. Начнем с определения области допустимых значений неравенства. Выражение, стоящее под знаком логарифмической функции, должно принимать только положительные значения. Это значит, что искомая область допустимых значений определяется следующей системой неравенств:
Так как в основании логарифма стоит число, меньшее единицы, соответствующая логарифмическая функция будет убывающей, а потому равносильным по теореме 2 будет переход к следующему квадратичному неравенству:
Окончательно, с учетом области допустимых значений получаем ответ:
Пример 8. Решите неравенство:
Решение. Вновь начнем с определения области допустимых значений:
На множестве допустимых значений неравенства проводим равносильные преобразования:
После сокращения и перехода к равносильному по теореме 2 неравенству получаем:
С учетом области допустимых значений получаем окончательный ответ:
Пример 12. Решите неравенство
.
Решение:
.
Ответ:
.
Пример 13. Решите неравенство
.
Решение:
.
Ответ:
.
Пример 14. Решите неравенство
.
Решение:
Ответ:
.
Пример 15. Решите неравенство
.
Решение:
Ответ:
.
.
Вид неравенства | Решение |
Линейные | |
Содержащие чётную степень | |
Содержащие нечётную степень | |
Иррациональные | |
Иррациональные | |
Показательные | |
Логарифмические | |
Тригонометрические | При решении используют тригонометрическую окружность или график соответствующей функции |
Неравенства содержащие модуль.
При решении неравенств, содержащих переменные под знаком модуля, используется определение модуля:
Для решения можно использовать метод возведения в квадрат обеих частей неравенства, основанный на следующей теореме.
Теорема 7.
Если выражения
f(x) и g(x) при любых x принимают только неотрицательные значения, то неравенства f(x) g(x) и (f(x))2 (g(x))2 равносильны.
Пусть надо решить неравенство
.
Так как
,
при любых x из области определения выражений f(x) и g(x), то данное неравенство равносильно неравенству (f(x))2 (g(x))2.
Решение рациональных неравенств методом интервалов.
Решение рациональных неравенств вида
(вместо знака может быть и любой другой знак неравенства), где
p(x), q(x) - многочлены. Представим это неравенство в виде
, где числа a1,…,an+k попарно различны.
Пусть aj - максимальный из коэффициентов. Если x aj, то каждый из сомножителей (х - ai) 0 Ю f(x) 0 на (aj, + Ґ ). На интервале am x aj, то х - aj f(x) ai.
Показательные неравенства.
При решении показательных неравенств следует помнить, что показательная функция
y = ax возрастает при а 1 и убывает при 0 a
Логарифмические неравенства.
При решении логарифмических неравенств следует помнить, что логарифмическая функция
y = logax возрастает при а 1 и убывает при 0 a
Решение задач на логарифмы должно начинаться с нахождения ОДЗ. В процессе преобразований нужно следить за ОДЗ и равносильностью преобразований. Рассмотрим некоторые логарифмические неравенства.
Пусть 0
a № 1, то
Иррациональные неравенства.
При решении иррациональных неравенств используется следующее утверждение:
Теорема 8.
Если обе части неравенства на некотором множестве Х принимают только неотрицательные значения, то, возведя обе части неравенства в квадрат (или в любую четную степень) и сохранив знак исходного неравенства, получим неравенство, равносильное данному (на множестве Х). Возведение обеих частей неравенства в одну и ту же нечетную степень (с сохранением знака неравенства) всегда является равносильным преобразованием неравенства.
Приведем ряд эквивалентных преобразований для избавления от радикалов.
Вывод.
Прежде всего я научился работать с научно- математическими материалами, и узнал много нового о способах решения неравенств с параметром, о свойствах самого параметра. И главное - я научился решать разнообразные примеры, включающие в себя параметр. Работая над этим проектом, я систематизировал обширные, но разобщенные знания о неравенствах с параметром и их решением. По каждому разделом я подобрала целый набор упражнений. Эта работа имеет практическое значение: она поможет подготовиться к экзаменам не только в девятом, но и одиннадцатом классе. Кроме того, я могу поделиться приобретенным опытом решения неравенств со своими одноклассниками..
15 Список литературы.
1.Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев В.Г. О параметрах- с самого начала//Репетитор – Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев В.Г. О параметрах- с самого начала//Репетитор – Егерман Е.
2.Задачи с параметром//Математика – ,2,3. Егерман Е.
3.Задачи с параметром//Математика – ,2,3. Кочагин В.
4.Уравнения и неравенства с параметром//Математика – ,28. Кочагин В. 5.Уравнения и неравенства с параметром//Математика – ,28. Локоть В.В. 6.Задачи с параметрами. Линейные и квадратные уравнения, неравенства, системы – Москва МН – Локоть В.В.
7.Задачи с параметрами. Линейные и квадратные уравнения, неравенства, системы – Москва МН – 2005.