СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект " Нижегородские писатели. Открой их для себя"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект ученицы 7 класса  Лоскутовой Маргариты " Нижегородские писатели. Открой их для себя" на научно-исследовательскую конференцию.

Просмотр содержимого документа
«Проект " Нижегородские писатели. Открой их для себя"»

Конференция НОУ


муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя школа № 8










Проектная работа
«Нижегородские писатели. Открой их для себя»





Выполнила:

Лукоянова Александра,

ученица 6 «А» класса МАОУ СШ №8


Научный руководитель:

Уханова Ольга Владимировна,

учитель русского языка и литературы



г.о.г. Бор

2023

Содержание


1 Введение…………………………………………………..…………….

стр.3

1.1 Актуальность…………………………………………………………

стр. 4

1.2 Цели и задачи………………………………………………………..

стр. 4

1.3 Гипотеза и предмет работы…………………………………………..

стр. 4

1.4 Методы и приемы…………………………………………………....

стр. 5

2 Ход работы………………………………………………………..........

стр. 6

2.1 Первичное анкетирование. Результаты………………….................

стр. 6

2.2 Классные часы в 6-х классах………………………………………...

стр. 7

2.3 Нижегородские писатели……………………………………………

стр. 8

2.3.1 Максим Горький…………………………………..……………..…

стр. 9

2.3.2 Павел Мельников-Печерский…………………………………..….

стр. 11

2.3.3 Николай Добролюбов…………………………..……..…………..

стр. 13

2.3.4 Сергей Афоньшин…………………….………………………..……

стр. 15

2.3.5 Виктор Авдеев……………………………..…………..…………..

стр. 16

2.3.6 Михаил Шестериков……………………………..…………..……

стр. 17

2.3.7 Михаил Балдин……………………………..…………..………….

стр. 18

2.3.8 Алексей Иванов…………………………………………………….

стр. 19

2.4 Выставка произведений нижегородских писателей………………...

стр. 20

2.5 Сборник «Нижегородские писатели. Открой их для себя»………..

стр. 21

3 Повторное анкетирование. Результаты ……………………………..

стр. 21

Заключение………………………………………………………………

стр. 23

Список литературы………………………………………….………….

стр. 24







1 Введение


Ценность знакомства с литературной историей региона заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания обучающихся о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, обогатить имею­щиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятни­кам культуры края.

Это является важным источником духовно-нравственного, патриотического воспитания учащихся, позволяет придать процессу обучения характер поиска и исследования, выводит за рамки урока, за пределы школы, в окружающую действительность.

Нижегородский край имеет богатую литературную историю. С конца 18 – начала 19 века сочинения нижегородцев печатались в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Мы же с вами остановимся только на самых широко известных именах.
















1.1 Актуальность


Нижегородцам есть чем гордиться, есть что любить. Но для этого нужно знать предмет гордости.

Большинство людей даже не знают писателей и поэтов того края, в котором живут. Мы патриоты своей малой родины. И мы хотим, чтобы все люди знали своих земляков-писателей.



1.2 Цели и задачи

Цель: ознакомление учеников нашей школы с творчеством нижегородских писателей, фактами их биографии, создание информативного сборника на заданную тему и формирование интереса к литературе.

Задачи:

1. Собрать, изучить материал по биографии и творчеству писателей- нижегородцев

2. Провести опрос среди обучающихся 6 классов о знании фактов биографии и творчества писателей-нижегородцев.

3. Провести классные часы, знакомящие с творчеством нижегородских писателей.

4. Сделать сборник.


1.3 Гипотеза и предмет работы


Объект предмета: биография и творчество писателей-нижегородцев.

Предмет проектной работы: исследование и изучение биографии и творчества писателей-нижегородцев.

Гипотеза: если мы будем изучать жизнь и творчество писателей нашего края, чья жизнь и творческая деятельность имеет большое значение в развитии литературы, то мы будем знать их произведения, наш интеллектуальный уровень повысится, мы сможем гордиться тем, что живем на земле, которая родила таких талантливых людей.


1.4 Методы и приёмы


Методы и приёмы:

- изучение биографии писателей и творчества писателей-нижегородцев;

- поиск информации в сети интернет и обработка собранной информации;

- анкетирование и анализ полученных результатов;

- работа в программах Microsoft PowerPoint (для создания презентации), Microsoft publisher (для создания сборника).




















2 Ход работы

В первую очередь я провела опрос среди своих сверстников по знанию нижегородских писателей и их биографии. Далее, в программе Microsoft PowerPoint, я создала презентацию, с помощью которой ознакомила своих сверстников с нижегородскими писателями и их творчеством. На основе собранной информации была сделана проектная работа и сборник, посвященный биографии и творчеству нижегородских писателей.


2.1 Первичное анкетирование. Результаты


В целях определения уровня знаний своих сверстников я провела анкетирование среди 6-х классов своей школы. Всего было опрошено 128 человек. Для анкеты я выбрала следующие вопросы:

1. Каких нижегородских писателей вы знаете?

2. Какие произведения нижегородских писателей вы читали?

3. Какие интересные факты из жизни нижегородских писателей вам известны? (рис. 1)

Рисунок 1. Анкетирование в 6-х классах


В результате проведённого анкетирования мне удалось выяснить следующее (рис. 2):

  1. Имена нижегородских писателей знакомы 30% обучающихся 6 классов.

  2. Произведения, ими написанные -20 %.

  3. Факты из биографии нижегородских писателей -10 %.


Рисунок 2. Диаграмма результатов первичного анкетирования


2.2 Классные часы в 6-х классах


После проведения первичного анкетирования среди своих сверстников на определение уровня знаний информации о нижегородских писателях, я решила провести классные часы в своем 6 «А» классе, а также в «Б», «В» и «Г» классах своей школы.

Для этого я собрала материал и подготовила презентацию, в которой рассказывала о биографии писателей-нижегородцев, интересных фактах о них, а также произведениях, которые они написали (рис. 3).


Рисунок 3. Проведение классного часа


2.3 Писатели-нижегородцы


Сбор информации о писателях-нижегородцах я начала с составления списка писателей, творчество которых связано с нижегородским краем (в границах Нижегородской губернии в 19 веке и в границах Нижегородской области в 20 веке). В результате в моем списке набралось более 20 человек:

  • Авдеев Виктор Иванович;

  • Балдин Михаил Алексеевич;

  • Гациский Александр Серафимович;

  • Максим Горький;

  • Добролюбов Николай Александрович;

  • Ерёмин Александр Алексеевич;

  • Зеленцов Геннадий Васильевич;

  • Ивнев Пётр Васильевич;

  • Ковалёв Иван Фёдорович;

  • Корнилов Борис Петрович;

  • Костылев Валентин Иванович;

  • Кочин Николай Иванович;

  • Кривоногов Иван Павлович;

  • Макарихин Валерий Павлович;

  • Мельников-Печерский Павел Иванович;

  • Рукавишников Иван Сергеевич;

  • Рюриков Борис Сергеевич;

  • Симаненков Илья Константинович;

  • Сухов Фёдор Григорьевич;

  • Толстой Николай Сергеевич;

  • Чурдалёв Игорь Валентинович;

  • Шамшурин Валерий Анатольевич.

Отобрав нескольких фамилий, я начала подготовку информации для своей работы-презентации.


2.3.1 Максим Горький


Максим Горький (литературный псевдоним, настоящие имя и фамилия -Алексей Максимович Пешков является устоявшимся также употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом - Алексей Максимович Горький) (рис. 4). В честь этого писателя был переименован город Нижний Новгород в город Горький.

Рисунок 4. Портрет М.Горького

Воспитывали будущего писателя бабушка и дедушка. К 1870-м годам дед Максима Горького разорился. Чтобы помочь родственникам, будущий писатель с детства пытался заработать и занимался ветошничеством - искал на улицах города вещи и продавал их.

В 1878 году Горький поступил в Слободско-Кунавинское начальное училище. Учился он отлично, от учителей получал награды за хорошие оценки - книги, похвальные листы.

В 1884 году, в 16 лет, Максим Горький отправился в Казань – поступатьв местныйуниверситет.Ноубудущегописателянебылоаттестатаобобразовании,иегонедопустиликэкзаменам.

В 1887 году Горький переехал в Нижний Новгород, где стал работать помощником присяжного поверенного. Там же он познакомился с писателем Владимиром Короленко, которому показал свою поэму «Песнь старого дуба». Короленко прочитал произведение и нашел в нем много смысловых и орфографических ошибок. Позднее Горький писал об этом: «Я решил не писать больше ни стихов, ни прозы и действительно все время жизни в Нижнем — почти два года — ничего не писал».

В 1892 году был напечатан рассказ Горького «Макар Чудра». Это было первым шагом к литературной известности. А в 1898 году вышли два тома «Очерки и рассказы», которые принесли ему славу.

Итогом первых творческих исканий Горького стал рассказ «Старуха Изергиль»(1894). Это произведение является суровой притчей о героизме и эгоизме.

Интересный факт: ещё при жизни Максим Горький был пять раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

В 1928 г. состоялось открытие Литературного музея Нижнего Новгорода. Сегодня Литературный музей имеет 2 мемориальных филиала: дом деда Каширина, воспоминания о котором отразились в повести «Детство», и квартиру Горького и его жены с памятной комнатой Федора Шаляпина.

Важное место отведено и материалам о других писателях. Здесь можно получить и освежить информацию об уроженце Нижнего Новгорода Павле Мельникове-Печерском, Владимире Короленко.

Основные жанры, в которых писал М.Горький: рассказы, очерки, романы. Самые известные произведения: «Детство», «В людях», «Мои университеты», «Старуха Изергиль», «Мещане», «На дне», «Дело Артамоновых», «Мать», «Жизнь Клима Самгина», «Макар Чудра», «Разговор по душе» и другие.


2.3.2 Павел Мельников-Печерский


Павел Иванович Мельников (рис. 5) родился 25 октября (6 ноября) 1818 года в Нижнем Новгороде. Писал под псевдонимом Андрей Печерский (также Мельников-Печерский), придуманном в 1850 году В.Далем.


Рисунок 5. Портрет П.Мельникова


Семейство его было из старинного, но обедневшего дворянского рода. Отец его служил начальником жандармской команды, затем вышел в отставку и стал заседателем суда в городе Семенове, где и прошло детство будущего писателя.

Мельников вырос среди старообрядческих скитов, но начальное домашнее образование получил на французском языке.

До поступления в нижегородскую гимназию Павел Иванович Мельников воспитывался матерью, много читал. Родители, несмотря на небольшой достаток, хотели, чтобы сын получил хорошее образование. В 1834 поступил на словесный факультет Казанского университета, который успешно окончил.

Был чиновником особых поручений министерства внутренних дел по искоренению церковного раскола, принимал непосредственное участие в преследованиях, в разорениях старообрядческих скитов и молелен.

Кавалер ордена святой Анны 3-й степени. Вышел в отставку в 1866 году в чине действительного статского советника.

Будучи уже перспективным учёным, попал под подозрение властей и был выслан в Щедринск. После ссылки работал старшим учителем гимназии. Его жизнь оборвалась в 1883 году.

Павел Иванович Мельников воспринимается как один из авторитетных авторов в области старообрядчества. Самые известные произведения: дилогия «В лесах» (1871-1874) и «На горах» (1875-1881) в которых детально описан быт и обычаи нижегородских купцов-старообрядцев и Комаровского скита.

В 1840 состоялась первая публикация Мельникова – 9 очерков Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь.

Мельников-Печерский посылает один из лучших своих рассказов «Красильниковы» на суд В.И.Далю. Даль дал положительную оценку.

«Красильниковы» - рассказ о характере русского купца. Рассказ наполняет масса деталей из реальной жизни, которые могут быть интересны этнографам и фольклористам. Красильников это новый русский купец. Он интересуется политикой, мыслит масштабно. Печерский признаёт за такими купцами силу.

Интересный факт: В последний год обучения в гимназии случилась встреча, очень значимая для будущего писателя: вести уроки пришёл новый учитель словесности А.В. Савельев, который оказал большое влияние на подростка. Павел Иванович в своей автобиографии вспоминал о словеснике так: «Особенно ещё тем был полезен нам Савельев, что говорил с нами живым языком. Хотя он был не из важных педагогов, но живая речь его, ввела нас в новый мир, мир мысли».

Самые известные повести и рассказы Мельникова-Печерского: «Гриша», «Бабушкины россказни», «Дедушка Поликарп», «Именинный пирог», «Старые годы», «Красильниковы», «Медвежий угол», «Семейство Богачевых» и другие.

Очерки Мельникова-Печерского: «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская», «Счисление раскольников». Иные произведения: «Гроза», «Заметка о покойном Н.А.Добролюбове», «В лесах», «На горах».


2.3.3 Николай Добролюбов


Николай Александрович Добролюбов (рис. 6) - русский критик, публицист.

Рисунок 6. Портрет Н.Добролюбова

Родился в Нижнем Новгороде в семье священника. Уже в 14 лет перевел несколько стихотворений Горация. В 1853 г. окончил семинарию, но не смог поступить в университет поступить из-за недостатка средств и уехал в Петербург поступать в духовную академию. В Петербурге поступил в главный педагогический институт, где было университетское преподавание, но студенты находились на казенном иждивении. В 1858 году Добролюбов при поддержке Н. А. Некрасова организовал сатирический журнал «Свисток», в котором печатал свои стихотворения и фельетоны под псевдонимами Конрад Лилиеншвагер, Яков Хам и др. В 1860 году Добролюбов был вынужден уехать за границу на лечение, он прожил более года в Германии, южной Франции, Италии, но его состояние не улучшалось. В августе 1861 г. через Грецию и Константинополь он вернулся в Петербург, где и скончался.

Интересный факт: Некоторые его произведения (как принципиально нелегальные, особенно направленные против Николая I, так и предназначенные для печати, но не пропущенные цензурой вообще или в авторской редакции) остались не напечатанными при жизни.

Литературная деятельность Добролюбова началась еще в институте. Студентом 3 курса он принес в журнал «Современник» статью о «Собеседнике Российского Слова», которая была напечатана осенью 1856 года под псевдонимом Лайбов (окончания имени и фамилии: Николай Добролюбов). С тех пор завязалась тесная дружба Добролюбова с Чернышевским. Статья 1857 года «О значении авторитета в воспитании» открыла собой целый цикл общественно-педагогических статей Добролюбова

Писал Добролюбов в следующих жанрах: стихи, очерки, рассказы, сказки.

Самые популярные его произведения: «Что такое обломовщина», «Луч света в темном царстве», «От Москвы до Лийпцига», «Забитые люди», «Литературная критика» и другие.

Педагогические труды Добролюбова: «О значении авторитета в воспитании» (1853—1858), «Основные законы воспитания» (1859), «Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества» (1857), «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами» (1860—1861), «Учитель должен служить идеалом…».

Добролюбов требовал от литературного произведения исключительно одного: жизненной правды, которая давала бы возможность смотреть на него с полным доверием.


2.3.4 Сергей Афоньшин


Сергей Васильевич Афоньшин (рис. 7) родился в селе Владимирском Макарьевского уезда Нижегородской губернии 29 октября 1908 г. в семье крестьянина–столяра. В 1927 году окончил Семеновскую среднюю школу с педагогическим уклоном.

Рисунок 7. Портрет С.Афоньшина

В 1941 году С.В. Афоньшин ушёл на фронт. В 1942 году окончил курсы командиров–радиоспециалистов. Был награждён орденом «Красной Звезды» и медалью «За боевые заслуги». После войны Афоньшин вернулся в деревню Черноозерье. Публиковался в районных, а затем и областных газетах: «Ленинский путь» «Борская правда», «Горьковская правда».

Односельчане считали его чудаком, всерьез его писательство мало кто принимал, но как учителя, заядлого охотника и рыболова его уважали. В ЧерноозерьеАфоньшин жил до 1962 года. После закрытия школы, переехал жить в поселок Рустай, назначен общественным инспектором охраны природы.

В 70–х годах были изданы его первые книги: книга сказов «Солнечное дерево» и сборник заволжских легенд «У голубого Светлояра». В 1980 г. С.В. Афоньшин принят в Союз писателей СССР. Всего за 10 лет писательского творчества им издано 9 книг.

Умер 1 февраля 1984 года в городе Семёнове. Похоронен на родине, в селе Владимирском, у голубого Светлояра, легендарного града Китежа.

Интересный факт: На войне Сергей Васильевич был контужен, что отразилось на его слухе. Даже со слуховым аппаратом С. В. Афоньшин прикладывал ладонь к уху, переспрашивал собеседника.


2.3.5 Виктор Авдеев


Виктор Иванович Авдеев (рис.8) родился в Сормово в 1923 году.


Рисунок 8. Портрет В.Авдеева

Прямо со школьной скамьи в 1941 году ушёл на фронт. Участник Великой Отечественной Войны. Окончил войну и был награждён тремя орденами и шестью медалями СССР.

Автор многих стихов и поэм, в основном, посвящённых военному времени.

Стихи начал писать ещё в школе. Участвовал в выпуске в свет сборника «Слово горьковских внучат», где В. Авдеев был представлен стихами «Детская железная дорога» и «Рассказ моряка».

В 1951 году В. Авдеев опубликовал вместе с Михаилом Тимониным и Александром Плотниковым в сборнике «О самом дорогом» большую подборку стихов. А через два года в Волго-Вятском издательстве вышла его первая книга «Волжские зори».

Интересный факт: юный поэт выступал со стихами по радио, участвовал в детских литературных конкурсах, его творчество получало высокую оценку жюри.

Произведения В. И. Авдеева: «Рассказы о наших современниках», «У нас во дворе», «Зайцем» на Парнас», «Конец Губана», «Дорога», «Хорошая знакомая», «Станичники», «Шаг вперед», «Хлеб», «Наденька» и другие.


2.3.6 Михаил Шестериков


Михаил Шестериков (рис.9) родился в деревне Хватовка в 1906 году.


Рисунок 9. Портрет М.Шестерикова

Руководил кружком литераторов при губернской газете «Молодая рать». В 1930-е годы написал поэмы «Записки колхозника», «Петька», «Тараканы», «Поэма о матери», «Тетрадка», (о сельской учительнице начальных классов и ее учениках).

В 1932 году выходит первый сборник стихов поэта «Большевистская пашня».

Перед войной закончил поэму «Валерий Чкалов» (издана в 1942 году).

Военному времени посвятил ряд стихов. В газете 24 армии долгое время печаталась повесть в стихах «Ваня Бровкин». На записях в фронтовых корреспондентских блокнотах основан очерк «Четыре «Котла». Широко известна «Баллада о солдате»

Интересный факт: После войны более 10 лет молчал- ничего не печатая, кроме нескольких стихотворений.

Основные жанры: статьи, очерки, рецензии. Произведения М.Шестерикова: «Письмо девушке», «Баллада о старике и комсомоле», «Про моего деда», «Песенка постылая», «Странные гости секретаря райкома».


2.3.7 Михаил Балдин


Михаил Бандин (рис. 10) родился 21 ноября 1918 г. в деревне Загзы Варнавинского уезда.

Рисунок 10. Портрет М.Балдина

В 1939-1940 гг. работал учителем в Звернихинской школе Варнавинского района.

Первой публикацией Михаила Алексеевича был очерк в областной газете об ветлужском краеведе Дементьеве.

В 1993 году выходит первая и единственная из опубликованных при жизни книга М. А. Балдина о Варнавине и всем Поветлужье «Варнавинская старина. Очерки истории Поветлужья».

Интересный факт: Бывшие ученики Михаила Алексеевича отмечают, что он не рассказывал им о своем участии в Великой Отечественной войне. Может быть, из присущей ему скромности, а может быть из-за того, что воспоминания эти были достаточно тяжелыми.

Жанры: Очерки, статьи, воспоминания, документы, хроника. Произведения М.Балдина: «Исторические очерки», «Очерки истории Поветлужья», «На переломе», «Педагогическое общество РСФСР».

2.3.8 Алексей Иванов


Алексей Викторович Иванов (рис. 11) родился в 1969 году в Горьком в семье инженеров-кораблестроителей. В 1971 году семья переехала в Пермь.


Рисунок 11. Портрет А.Иванова

По окончании школы Иванов в 1987-1988 годах учился на факультете журналистики Уральского государственного университета (Сверловск), но оставил его. В 1990 году заново поступил в тот же университет на факультет искусствоведения и культурологии, который окончил в 1996 году.

Первый опубликованный роман писателя увидел свет в 2003 году и принес известность автору. Книга «Сердце пармы» была издана по протекции создателя исторических и детективных произведений Леонида Юзефовича. Романом, по настоящему прославившим автора, стал «Географ глобус пропил» - о жизни среднестатистического жителя провинции, который для содержания семьи вынужден устроиться на работу в школу. Произведение написано Ивановым в 1995 году во время службы охранником. Примечательно, что автор восстанавливал рукопись 2 раза, поскольку терял ее.

Интересный факт: пока писательство не начало приносить доход, Алексей Викторович сменил ряд интересных мест работы, например, был экскурсоводом для сложных подростков и сторожем на бисквитной фабрике.

Произведения Иванова (в жанре: роман, повесть, рассказ, документальное произведение): «Реинкарнация», «Поехали!», «Человечество», «Листья» , «Сказка», «Личное», «Работа», «Замена», «Счастье», «Не знаю», «Люди», «Настоящий Человек», «Почему?», «Прогулка».



2.4 Выставка произведений нижегородских писателей
В кабинете русского языка и литературы я организовала выставку произведений нижегородских писателей (рис. 12). Книги были подобраны в школьной библиотеке. Многие мои одноклассники проявили интерес к выставке и брали книги для чтения.

Рисунок 11. Выставка произведений

2.5 Сборник «Нижегородские писатели. Открой их для себя»
На основе собранной информации, материалов и готовой презентации, я, в программе Microsoft publisher, разработала сборник «Нижегородские писатели. Открой их для себя» (рис. 12, Приложение № 1). Сборник состоит из 10 страниц, иллюстрирован картинками и содержит интересную информацию о девяти нижегородских писателях. Этот сборник я планирую ещё дополнять новыми фамилиями.


Рисунок 12. Фото сборника



3 Повторное анкетирование. Результаты


После проведённых классных часов я предложила ребятам пройти повторный опрос. В результате анкетирования выявилось, что количество обучающихся, знакомых с нижегородскими писателями значительно повысилось, что можно увидеть на диаграмме (рис. 13).





Рисунок 13. Сравнительная диаграмма анкетировании





















Заключение


В результате нашего проекта я познакомились с биографией и творчеством писателей и поэтов Нижегородского края, провела классные часы среди 6-х классов, целью которых было знакомство учеников нашей школы с писателями-нижегородцами. Работа над этим ещё не закончена и идёт полным ходом. В планах продолжить работу над изучением поэтов Нижегородского края и пополнение сборника новыми именами писателей-нижегородцев.

Наша цель, создать сборник, знакомящий с фактами биографии и творчеством писателей и поэтов Нижегородской области, достигнута и поставленные задачи выполнены.




















Список литературы


  1. Привалова Н.И. Биографическая хроника М.Горького. Материалы и исследования нижегородского периода жизни писателя. – Нижний Новгород: ООО «БегемотНН», 2017. – 176с.

  2. Литературный Нижний/Данилушкина Анжелика Андреевна/ https://www.pedgorizont.ru/publications?id=4008650 (дата обращения (18.12.2023)

  3. Сайт Культура.РФ/ https://www.culture.ru/persons/10003/maksim-gorkii (дата обращения 18.12.2022).

  4. Сайт http://мегафакты.рф/интересные-факты-о-максиме-горьком/ (дата обращения 11.01.2023)

  5. Свободная энциклопедия /https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 17.12.2023, 11.01.2023, 12.01.2023).

  6. Электронный ресурс Нижегородская государственная детская областная библиотека имени Т.А. Мавриной https://нгодб.рф/?p=18780 (дата обращения:12.01.2023, 15.01.2021).

  7. Электронный ресурс «Аргументы и факты» https://nn.aif.ru/society/details/plamya_kotorym_gorit_melnikov_kak_zhil_ocherkist_staroobryadchestva (дата обращения: 18.12.2022).

  8. Электронный ресурс Централизованная Библиотечная Система Московского района г.Нижнего Новгорода https://biblmr.r52.ru/wp-content/uploads/2020/05/Afonshin.pdf (дата обращения:18.12.2022, 11.01.2023).

  9. Электронный ресурс Государственный музей А.М.Горького https://vk.com/wall-118236725_788 (дата обращения:11.01.2023).

  10. Электронный ресурс Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В.И. Ленина (НГОУНБ) https://ngounb.ru/ARCH/projects/nmoProj2/text/baldin.html (дата обращения: 17.12.2023, 15.01.2023).