Конференция НОУ
муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя школа № 8
Проектная работа
«Нижегородские писатели. Открой их для себя»
Выполнила:
Лукоянова Александра,
ученица 6 «А» класса МАОУ СШ №8
Научный руководитель:
Уханова Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
г.о.г. Бор
2023
Содержание
1 Введение…………………………………………………..……………. | стр.3 |
1.1 Актуальность………………………………………………………… | стр. 4 |
1.2 Цели и задачи……………………………………………………….. | стр. 4 |
1.3 Гипотеза и предмет работы………………………………………….. | стр. 4 |
1.4 Методы и приемы………………………………………………….... | стр. 5 |
2 Ход работы……………………………………………………….......... | стр. 6 |
2.1 Первичное анкетирование. Результаты…………………................. | стр. 6 |
2.2 Классные часы в 6-х классах………………………………………... | стр. 7 |
2.3 Нижегородские писатели…………………………………………… | стр. 8 |
2.3.1 Максим Горький…………………………………..……………..… | стр. 9 |
2.3.2 Павел Мельников-Печерский…………………………………..…. | стр. 11 |
2.3.3 Николай Добролюбов…………………………..……..………….. | стр. 13 |
2.3.4 Сергей Афоньшин…………………….………………………..…… | стр. 15 |
2.3.5 Виктор Авдеев……………………………..…………..………….. | стр. 16 |
2.3.6 Михаил Шестериков……………………………..…………..…… | стр. 17 |
2.3.7 Михаил Балдин……………………………..…………..…………. | стр. 18 |
2.3.8 Алексей Иванов……………………………………………………. | стр. 19 |
2.4 Выставка произведений нижегородских писателей………………... | стр. 20 |
2.5 Сборник «Нижегородские писатели. Открой их для себя»……….. | стр. 21 |
3 Повторное анкетирование. Результаты …………………………….. | стр. 21 |
Заключение……………………………………………………………… | стр. 23 |
Список литературы………………………………………….…………. | стр. 24 |
1 Введение
Ценность знакомства с литературной историей региона заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания обучающихся о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.
Это является важным источником духовно-нравственного, патриотического воспитания учащихся, позволяет придать процессу обучения характер поиска и исследования, выводит за рамки урока, за пределы школы, в окружающую действительность.
Нижегородский край имеет богатую литературную историю. С конца 18 – начала 19 века сочинения нижегородцев печатались в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Мы же с вами остановимся только на самых широко известных именах.
1.1 Актуальность
Нижегородцам есть чем гордиться, есть что любить. Но для этого нужно знать предмет гордости.
Большинство людей даже не знают писателей и поэтов того края, в котором живут. Мы патриоты своей малой родины. И мы хотим, чтобы все люди знали своих земляков-писателей.
1.2 Цели и задачи
Цель: ознакомление учеников нашей школы с творчеством нижегородских писателей, фактами их биографии, создание информативного сборника на заданную тему и формирование интереса к литературе.
Задачи:
1. Собрать, изучить материал по биографии и творчеству писателей- нижегородцев
2. Провести опрос среди обучающихся 6 классов о знании фактов биографии и творчества писателей-нижегородцев.
3. Провести классные часы, знакомящие с творчеством нижегородских писателей.
4. Сделать сборник.
1.3 Гипотеза и предмет работы
Объект предмета: биография и творчество писателей-нижегородцев.
Предмет проектной работы: исследование и изучение биографии и творчества писателей-нижегородцев.
Гипотеза: если мы будем изучать жизнь и творчество писателей нашего края, чья жизнь и творческая деятельность имеет большое значение в развитии литературы, то мы будем знать их произведения, наш интеллектуальный уровень повысится, мы сможем гордиться тем, что живем на земле, которая родила таких талантливых людей.
1.4 Методы и приёмы
Методы и приёмы:
- изучение биографии писателей и творчества писателей-нижегородцев;
- поиск информации в сети интернет и обработка собранной информации;
- анкетирование и анализ полученных результатов;
- работа в программах Microsoft PowerPoint (для создания презентации), Microsoft publisher (для создания сборника).
2 Ход работы
В первую очередь я провела опрос среди своих сверстников по знанию нижегородских писателей и их биографии. Далее, в программе Microsoft PowerPoint, я создала презентацию, с помощью которой ознакомила своих сверстников с нижегородскими писателями и их творчеством. На основе собранной информации была сделана проектная работа и сборник, посвященный биографии и творчеству нижегородских писателей.
2.1 Первичное анкетирование. Результаты
В целях определения уровня знаний своих сверстников я провела анкетирование среди 6-х классов своей школы. Всего было опрошено 128 человек. Для анкеты я выбрала следующие вопросы:
1. Каких нижегородских писателей вы знаете?
2. Какие произведения нижегородских писателей вы читали?
3. Какие интересные факты из жизни нижегородских писателей вам известны? (рис. 1)
Рисунок 1. Анкетирование в 6-х классах
В результате проведённого анкетирования мне удалось выяснить следующее (рис. 2):
Имена нижегородских писателей знакомы 30% обучающихся 6 классов.
Произведения, ими написанные -20 %.
Факты из биографии нижегородских писателей -10 %.
Рисунок 2. Диаграмма результатов первичного анкетирования
2.2 Классные часы в 6-х классах
После проведения первичного анкетирования среди своих сверстников на определение уровня знаний информации о нижегородских писателях, я решила провести классные часы в своем 6 «А» классе, а также в «Б», «В» и «Г» классах своей школы.
Для этого я собрала материал и подготовила презентацию, в которой рассказывала о биографии писателей-нижегородцев, интересных фактах о них, а также произведениях, которые они написали (рис. 3).
Рисунок 3. Проведение классного часа
2.3 Писатели-нижегородцы
Сбор информации о писателях-нижегородцах я начала с составления списка писателей, творчество которых связано с нижегородским краем (в границах Нижегородской губернии в 19 веке и в границах Нижегородской области в 20 веке). В результате в моем списке набралось более 20 человек:
Авдеев Виктор Иванович;
Балдин Михаил Алексеевич;
Гациский Александр Серафимович;
Максим Горький;
Добролюбов Николай Александрович;
Ерёмин Александр Алексеевич;
Зеленцов Геннадий Васильевич;
Ивнев Пётр Васильевич;
Ковалёв Иван Фёдорович;
Корнилов Борис Петрович;
Костылев Валентин Иванович;
Кочин Николай Иванович;
Кривоногов Иван Павлович;
Макарихин Валерий Павлович;
Мельников-Печерский Павел Иванович;
Рукавишников Иван Сергеевич;
Рюриков Борис Сергеевич;
Симаненков Илья Константинович;
Сухов Фёдор Григорьевич;
Толстой Николай Сергеевич;
Чурдалёв Игорь Валентинович;
Шамшурин Валерий Анатольевич.
Отобрав нескольких фамилий, я начала подготовку информации для своей работы-презентации.
2.3.1 Максим Горький
Максим Горький (литературный псевдоним, настоящие имя и фамилия -Алексей Максимович Пешков является устоявшимся также употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом - Алексей Максимович Горький) (рис. 4). В честь этого писателя был переименован город Нижний Новгород в город Горький.
Рисунок 4. Портрет М.Горького
Воспитывали будущего писателя бабушка и дедушка. К 1870-м годам дед Максима Горького разорился. Чтобы помочь родственникам, будущий писатель с детства пытался заработать и занимался ветошничеством - искал на улицах города вещи и продавал их.
В 1878 году Горький поступил в Слободско-Кунавинское начальное училище. Учился он отлично, от учителей получал награды за хорошие оценки - книги, похвальные листы.
В 1884 году, в 16 лет, Максим Горький отправился в Казань – поступатьв местныйуниверситет.Ноубудущегописателянебылоаттестатаобобразовании,иегонедопустиликэкзаменам.
В 1887 году Горький переехал в Нижний Новгород, где стал работать помощником присяжного поверенного. Там же он познакомился с писателем Владимиром Короленко, которому показал свою поэму «Песнь старого дуба». Короленко прочитал произведение и нашел в нем много смысловых и орфографических ошибок. Позднее Горький писал об этом: «Я решил не писать больше ни стихов, ни прозы и действительно все время жизни в Нижнем — почти два года — ничего не писал».
В 1892 году был напечатан рассказ Горького «Макар Чудра». Это было первым шагом к литературной известности. А в 1898 году вышли два тома «Очерки и рассказы», которые принесли ему славу.
Итогом первых творческих исканий Горького стал рассказ «Старуха Изергиль»(1894). Это произведение является суровой притчей о героизме и эгоизме.
Интересный факт: ещё при жизни Максим Горький был пять раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
В 1928 г. состоялось открытие Литературного музея Нижнего Новгорода. Сегодня Литературный музей имеет 2 мемориальных филиала: дом деда Каширина, воспоминания о котором отразились в повести «Детство», и квартиру Горького и его жены с памятной комнатой Федора Шаляпина.
Важное место отведено и материалам о других писателях. Здесь можно получить и освежить информацию об уроженце Нижнего Новгорода Павле Мельникове-Печерском, Владимире Короленко.
Основные жанры, в которых писал М.Горький: рассказы, очерки, романы. Самые известные произведения: «Детство», «В людях», «Мои университеты», «Старуха Изергиль», «Мещане», «На дне», «Дело Артамоновых», «Мать», «Жизнь Клима Самгина», «Макар Чудра», «Разговор по душе» и другие.
2.3.2 Павел Мельников-Печерский
Павел Иванович Мельников (рис. 5) родился 25 октября (6 ноября) 1818 года в Нижнем Новгороде. Писал под псевдонимом Андрей Печерский (также Мельников-Печерский), придуманном в 1850 году В.Далем.
Рисунок 5. Портрет П.Мельникова
Семейство его было из старинного, но обедневшего дворянского рода. Отец его служил начальником жандармской команды, затем вышел в отставку и стал заседателем суда в городе Семенове, где и прошло детство будущего писателя.
Мельников вырос среди старообрядческих скитов, но начальное домашнее образование получил на французском языке.
До поступления в нижегородскую гимназию Павел Иванович Мельников воспитывался матерью, много читал. Родители, несмотря на небольшой достаток, хотели, чтобы сын получил хорошее образование. В 1834 поступил на словесный факультет Казанского университета, который успешно окончил.
Был чиновником особых поручений министерства внутренних дел по искоренению церковного раскола, принимал непосредственное участие в преследованиях, в разорениях старообрядческих скитов и молелен.
Кавалер ордена святой Анны 3-й степени. Вышел в отставку в 1866 году в чине действительного статского советника.
Будучи уже перспективным учёным, попал под подозрение властей и был выслан в Щедринск. После ссылки работал старшим учителем гимназии. Его жизнь оборвалась в 1883 году.
Павел Иванович Мельников воспринимается как один из авторитетных авторов в области старообрядчества. Самые известные произведения: дилогия «В лесах» (1871-1874) и «На горах» (1875-1881) в которых детально описан быт и обычаи нижегородских купцов-старообрядцев и Комаровского скита.
В 1840 состоялась первая публикация Мельникова – 9 очерков Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь.
Мельников-Печерский посылает один из лучших своих рассказов «Красильниковы» на суд В.И.Далю. Даль дал положительную оценку.
«Красильниковы» - рассказ о характере русского купца. Рассказ наполняет масса деталей из реальной жизни, которые могут быть интересны этнографам и фольклористам. Красильников это новый русский купец. Он интересуется политикой, мыслит масштабно. Печерский признаёт за такими купцами силу.
Интересный факт: В последний год обучения в гимназии случилась встреча, очень значимая для будущего писателя: вести уроки пришёл новый учитель словесности А.В. Савельев, который оказал большое влияние на подростка. Павел Иванович в своей автобиографии вспоминал о словеснике так: «Особенно ещё тем был полезен нам Савельев, что говорил с нами живым языком. Хотя он был не из важных педагогов, но живая речь его, ввела нас в новый мир, мир мысли».
Самые известные повести и рассказы Мельникова-Печерского: «Гриша», «Бабушкины россказни», «Дедушка Поликарп», «Именинный пирог», «Старые годы», «Красильниковы», «Медвежий угол», «Семейство Богачевых» и другие.
Очерки Мельникова-Печерского: «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская», «Счисление раскольников». Иные произведения: «Гроза», «Заметка о покойном Н.А.Добролюбове», «В лесах», «На горах».
2.3.3 Николай Добролюбов
Николай Александрович Добролюбов (рис. 6) - русский критик, публицист.
Рисунок 6. Портрет Н.Добролюбова
Родился в Нижнем Новгороде в семье священника. Уже в 14 лет перевел несколько стихотворений Горация. В 1853 г. окончил семинарию, но не смог поступить в университет поступить из-за недостатка средств и уехал в Петербург поступать в духовную академию. В Петербурге поступил в главный педагогический институт, где было университетское преподавание, но студенты находились на казенном иждивении. В 1858 году Добролюбов при поддержке Н. А. Некрасова организовал сатирический журнал «Свисток», в котором печатал свои стихотворения и фельетоны под псевдонимами Конрад Лилиеншвагер, Яков Хам и др. В 1860 году Добролюбов был вынужден уехать за границу на лечение, он прожил более года в Германии, южной Франции, Италии, но его состояние не улучшалось. В августе 1861 г. через Грецию и Константинополь он вернулся в Петербург, где и скончался.
Интересный факт: Некоторые его произведения (как принципиально нелегальные, особенно направленные против Николая I, так и предназначенные для печати, но не пропущенные цензурой вообще или в авторской редакции) остались не напечатанными при жизни.
Литературная деятельность Добролюбова началась еще в институте. Студентом 3 курса он принес в журнал «Современник» статью о «Собеседнике Российского Слова», которая была напечатана осенью 1856 года под псевдонимом Лайбов (окончания имени и фамилии: Николай Добролюбов). С тех пор завязалась тесная дружба Добролюбова с Чернышевским. Статья 1857 года «О значении авторитета в воспитании» открыла собой целый цикл общественно-педагогических статей Добролюбова
Писал Добролюбов в следующих жанрах: стихи, очерки, рассказы, сказки.
Самые популярные его произведения: «Что такое обломовщина», «Луч света в темном царстве», «От Москвы до Лийпцига», «Забитые люди», «Литературная критика» и другие.
Педагогические труды Добролюбова: «О значении авторитета в воспитании» (1853—1858), «Основные законы воспитания» (1859), «Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества» (1857), «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами» (1860—1861), «Учитель должен служить идеалом…».
Добролюбов требовал от литературного произведения исключительно одного: жизненной правды, которая давала бы возможность смотреть на него с полным доверием.
2.3.4 Сергей Афоньшин
Сергей Васильевич Афоньшин (рис. 7) родился в селе Владимирском Макарьевского уезда Нижегородской губернии 29 октября 1908 г. в семье крестьянина–столяра. В 1927 году окончил Семеновскую среднюю школу с педагогическим уклоном.
Рисунок 7. Портрет С.Афоньшина
В 1941 году С.В. Афоньшин ушёл на фронт. В 1942 году окончил курсы командиров–радиоспециалистов. Был награждён орденом «Красной Звезды» и медалью «За боевые заслуги». После войны Афоньшин вернулся в деревню Черноозерье. Публиковался в районных, а затем и областных газетах: «Ленинский путь» «Борская правда», «Горьковская правда».
Односельчане считали его чудаком, всерьез его писательство мало кто принимал, но как учителя, заядлого охотника и рыболова его уважали. В ЧерноозерьеАфоньшин жил до 1962 года. После закрытия школы, переехал жить в поселок Рустай, назначен общественным инспектором охраны природы.
В 70–х годах были изданы его первые книги: книга сказов «Солнечное дерево» и сборник заволжских легенд «У голубого Светлояра». В 1980 г. С.В. Афоньшин принят в Союз писателей СССР. Всего за 10 лет писательского творчества им издано 9 книг.
Умер 1 февраля 1984 года в городе Семёнове. Похоронен на родине, в селе Владимирском, у голубого Светлояра, легендарного града Китежа.
Интересный факт: На войне Сергей Васильевич был контужен, что отразилось на его слухе. Даже со слуховым аппаратом С. В. Афоньшин прикладывал ладонь к уху, переспрашивал собеседника.
2.3.5 Виктор Авдеев
Виктор Иванович Авдеев (рис.8) родился в Сормово в 1923 году.
Рисунок 8. Портрет В.Авдеева
Прямо со школьной скамьи в 1941 году ушёл на фронт. Участник Великой Отечественной Войны. Окончил войну и был награждён тремя орденами и шестью медалями СССР.
Автор многих стихов и поэм, в основном, посвящённых военному времени.
Стихи начал писать ещё в школе. Участвовал в выпуске в свет сборника «Слово горьковских внучат», где В. Авдеев был представлен стихами «Детская железная дорога» и «Рассказ моряка».
В 1951 году В. Авдеев опубликовал вместе с Михаилом Тимониным и Александром Плотниковым в сборнике «О самом дорогом» большую подборку стихов. А через два года в Волго-Вятском издательстве вышла его первая книга «Волжские зори».
Интересный факт: юный поэт выступал со стихами по радио, участвовал в детских литературных конкурсах, его творчество получало высокую оценку жюри.
Произведения В. И. Авдеева: «Рассказы о наших современниках», «У нас во дворе», «Зайцем» на Парнас», «Конец Губана», «Дорога», «Хорошая знакомая», «Станичники», «Шаг вперед», «Хлеб», «Наденька» и другие.
2.3.6 Михаил Шестериков
Михаил Шестериков (рис.9) родился в деревне Хватовка в 1906 году.
Рисунок 9. Портрет М.Шестерикова
Руководил кружком литераторов при губернской газете «Молодая рать». В 1930-е годы написал поэмы «Записки колхозника», «Петька», «Тараканы», «Поэма о матери», «Тетрадка», (о сельской учительнице начальных классов и ее учениках).
В 1932 году выходит первый сборник стихов поэта «Большевистская пашня».
Перед войной закончил поэму «Валерий Чкалов» (издана в 1942 году).
Военному времени посвятил ряд стихов. В газете 24 армии долгое время печаталась повесть в стихах «Ваня Бровкин». На записях в фронтовых корреспондентских блокнотах основан очерк «Четыре «Котла». Широко известна «Баллада о солдате»
Интересный факт: После войны более 10 лет молчал- ничего не печатая, кроме нескольких стихотворений.
Основные жанры: статьи, очерки, рецензии. Произведения М.Шестерикова: «Письмо девушке», «Баллада о старике и комсомоле», «Про моего деда», «Песенка постылая», «Странные гости секретаря райкома».
2.3.7 Михаил Балдин
Михаил Бандин (рис. 10) родился 21 ноября 1918 г. в деревне Загзы Варнавинского уезда.
Рисунок 10. Портрет М.Балдина
В 1939-1940 гг. работал учителем в Звернихинской школе Варнавинского района.
Первой публикацией Михаила Алексеевича был очерк в областной газете об ветлужском краеведе Дементьеве.
В 1993 году выходит первая и единственная из опубликованных при жизни книга М. А. Балдина о Варнавине и всем Поветлужье «Варнавинская старина. Очерки истории Поветлужья».
Интересный факт: Бывшие ученики Михаила Алексеевича отмечают, что он не рассказывал им о своем участии в Великой Отечественной войне. Может быть, из присущей ему скромности, а может быть из-за того, что воспоминания эти были достаточно тяжелыми.
Жанры: Очерки, статьи, воспоминания, документы, хроника. Произведения М.Балдина: «Исторические очерки», «Очерки истории Поветлужья», «На переломе», «Педагогическое общество РСФСР».
2.3.8 Алексей Иванов
Алексей Викторович Иванов (рис. 11) родился в 1969 году в Горьком в семье инженеров-кораблестроителей. В 1971 году семья переехала в Пермь.
Рисунок 11. Портрет А.Иванова
По окончании школы Иванов в 1987-1988 годах учился на факультете журналистики Уральского государственного университета (Сверловск), но оставил его. В 1990 году заново поступил в тот же университет на факультет искусствоведения и культурологии, который окончил в 1996 году.
Первый опубликованный роман писателя увидел свет в 2003 году и принес известность автору. Книга «Сердце пармы» была издана по протекции создателя исторических и детективных произведений Леонида Юзефовича. Романом, по настоящему прославившим автора, стал «Географ глобус пропил» - о жизни среднестатистического жителя провинции, который для содержания семьи вынужден устроиться на работу в школу. Произведение написано Ивановым в 1995 году во время службы охранником. Примечательно, что автор восстанавливал рукопись 2 раза, поскольку терял ее.
Интересный факт: пока писательство не начало приносить доход, Алексей Викторович сменил ряд интересных мест работы, например, был экскурсоводом для сложных подростков и сторожем на бисквитной фабрике.
Произведения Иванова (в жанре: роман, повесть, рассказ, документальное произведение): «Реинкарнация», «Поехали!», «Человечество», «Листья» , «Сказка», «Личное», «Работа», «Замена», «Счастье», «Не знаю», «Люди», «Настоящий Человек», «Почему?», «Прогулка».
2.4 Выставка произведений нижегородских писателей
В кабинете русского языка и литературы я организовала выставку произведений нижегородских писателей (рис. 12). Книги были подобраны в школьной библиотеке. Многие мои одноклассники проявили интерес к выставке и брали книги для чтения.
Рисунок 11. Выставка произведений

2.5 Сборник «Нижегородские писатели. Открой их для себя»
На основе собранной информации, материалов и готовой презентации, я, в программе Microsoft publisher, разработала сборник «Нижегородские писатели. Открой их для себя» (рис. 12, Приложение № 1). Сборник состоит из 10 страниц, иллюстрирован картинками и содержит интересную информацию о девяти нижегородских писателях. Этот сборник я планирую ещё дополнять новыми фамилиями.
Рисунок 12. Фото сборника
3 Повторное анкетирование. Результаты
После проведённых классных часов я предложила ребятам пройти повторный опрос. В результате анкетирования выявилось, что количество обучающихся, знакомых с нижегородскими писателями значительно повысилось, что можно увидеть на диаграмме (рис. 13).
Рисунок 13. Сравнительная диаграмма анкетировании
Заключение
В результате нашего проекта я познакомились с биографией и творчеством писателей и поэтов Нижегородского края, провела классные часы среди 6-х классов, целью которых было знакомство учеников нашей школы с писателями-нижегородцами. Работа над этим ещё не закончена и идёт полным ходом. В планах продолжить работу над изучением поэтов Нижегородского края и пополнение сборника новыми именами писателей-нижегородцев.
Наша цель, создать сборник, знакомящий с фактами биографии и творчеством писателей и поэтов Нижегородской области, достигнута и поставленные задачи выполнены.
Список литературы
Привалова Н.И. Биографическая хроника М.Горького. Материалы и исследования нижегородского периода жизни писателя. – Нижний Новгород: ООО «БегемотНН», 2017. – 176с.
Литературный Нижний/Данилушкина Анжелика Андреевна/ https://www.pedgorizont.ru/publications?id=4008650 (дата обращения (18.12.2023)
Сайт Культура.РФ/ https://www.culture.ru/persons/10003/maksim-gorkii (дата обращения 18.12.2022).
Сайт http://мегафакты.рф/интересные-факты-о-максиме-горьком/ (дата обращения 11.01.2023)
Свободная энциклопедия /https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 17.12.2023, 11.01.2023, 12.01.2023).
Электронный ресурс Нижегородская государственная детская областная библиотека имени Т.А. Мавриной https://нгодб.рф/?p=18780 (дата обращения:12.01.2023, 15.01.2021).
Электронный ресурс «Аргументы и факты» https://nn.aif.ru/society/details/plamya_kotorym_gorit_melnikov_kak_zhil_ocherkist_staroobryadchestva (дата обращения: 18.12.2022).
Электронный ресурс Централизованная Библиотечная Система Московского района г.Нижнего Новгорода https://biblmr.r52.ru/wp-content/uploads/2020/05/Afonshin.pdf (дата обращения:18.12.2022, 11.01.2023).
Электронный ресурс Государственный музей А.М.Горького https://vk.com/wall-118236725_788 (дата обращения:11.01.2023).
Электронный ресурс Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В.И. Ленина (НГОУНБ) https://ngounb.ru/ARCH/projects/nmoProj2/text/baldin.html (дата обращения: 17.12.2023, 15.01.2023).