СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект НОД "Автоматизация звука [р] в предложениях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОД для детей подготовительной к школе группы.Занятие -индивидуальное на закрепление ранее приобретенных знаний и умений.Цель логопедического занятия -создание условий, способствующих автоматизации звука [р] в предложениях.

Просмотр содержимого документа
«Проект НОД "Автоматизация звука [р] в предложениях"»



Проект НОД

Группа (логопедическое заключение)

Подготовительная группа

ОНР III (ротацизм)

Тема занятия

Автоматизация звука [р] в предложениях

Тип занятия

Индивидуальное;

Занятие закрепление ранее приобретенных знаний и умений.

Длительность

20 мин

Используемые технологии

Здоровьесберегающие: элементы психогимнастики, элементы песочной терапии.

Личностно-ориентированные: организация предметно-развивающей среды.

Проблемно-поисковые: разрешение проблемных ситуаций.

Цель занятия

Создание условий, способствующих автоматизации звука [р] в предложениях

Задачи

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

1.Создать условия для формирования правильного произношения звук [р] в предложениях.

2.Продолжить развивать фонематический слух: умение определять место звука в слове.

3. Способствовать развитию навыков словообразования и словоизменения, согласования существительных с числительными.

1.Способствовать развитию зрительной, слуховой, памяти и внимания.

2.Корригировать произвольное внимание путём выполнения кинестетических упражнений.

3.Создать условия для развития тактильного восприятия.


1.Создать условия для воспитания чувства ответственности за тех, кто нуждается в помощи и поддержке.


Интеграция

Образовательных

областей

«Физическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие»

Универсальные

учебные действия

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

  • - умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

  • - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

  • - умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

  • - формирование познавательной и социальной мотивации;  

  • - формирование адекватной самооценки;

  • -формирование  умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;

  • - воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

  • - умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

  • - умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

  • - умение контролировать свою деятельность по результату;

  • - умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

  • - умение работать по инструкции взрослого;

  • - умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

  • - умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию.


- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- строить монологичное высказывание и диалоговую речь;

- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

- ориентация на партнера по общению;

- умение слушать собеседника.

-умение применять правила и пользоваться инструкциями; -умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; -умение пользоваться простейшими  инструментами;

-умение работать по иллюстрации взрослого.

Материально-техническое обеспечение

Наглядный материал: мягкая игрушка, сухой бассейн, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, сюжетные картинки, удочка, рыбки с предметными картинками, волшебная палочка, мешочек.

Структура НОД

Цели

Дидактическая

структура

Методы

и

приемы работы

Формы

организации

деятельности воспитанников

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

Предпосылки

для

формирования УУД

Примечания, предполагаемый результат

Организационный этап

Цель: создание положительного настроя на деятельность.



Беседа

Загадка

Учитель-логопед побуждает интерес ребёнка. Предлагает отгадать загадку. Выполнить психогимнастику.

-Здравствуй! Я очень рада видеть тебя! Сегодня нас ждут увлекательные игры и ещё много интересного.

Ты любишь отгадывать загадки?

Послушай и отгадай загадку:

Не говорит, не поёт,

А кто к хозяину идёт-

Он знать даёт. (Пёс)

- Верно!

-Покажи, как пёс сердится?

А как он радуется хозяину?

Покажи, как пёс воет на луну?

Песику очень понравилось, как ты его изображал, и он с удовольствием приглашает нас в гости.

Как ты думаешь это большой пёс или маленький?

Ребёнок садится за стол. Слушает учителя-логопеда. Отгадывает загадку. Отвечает на вопросы. Выполняет психогимнастику.

Коммуникативные УУД: -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.


Психологическая готовность



Беседа

Воображаемая ситуация

Иллюстрация наглядных пособий


Учитель-логопед предлагает познакомиться с персонажем занятия. Направляет внимание ребёнка на изучаемый звук.

- А вот и он! Его зовут Матрос. Послушай, какая история произошла с нашим другом! У пса Матроса случилась беда. Он гулял на улице, подул сильный ветер и все его любимые косточки унесло. Матрос сильно рассердился и как зарычит. Как пёс рычит? (Рррррр..) Чтобы наш пёс Матрос стал добрым ему нужно помощь вернуть косточки. Ветер за каждое правильно выполненное задание будет возвращать косточку. Ты, готов помощь пёсику?

Внимательно слушай задания. Выполняя задания, какой звук ты будешь стараться, четко проговаривать? Правильно, звук [р]. Я знаю, что у тебя всё получится.


Ребёнок слушает учителя-логопеда, вступает с ним в беседу. Знакомится с персонажем. Соглашается помощь псу.

Личностные УУД:

  • -умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

  • - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

  • формирование  умения прийти на помощь другу, герою сказки; - формирование познавательной и социальной мотивации;  


Внутренняя мотивация на деятельность

Основной этап

Цель: Обеспечение реализации способов решения учебной задачи


Развитие фонематического слуха.


Беседа

Упражнение


Игра «Поймай звук»


Учитель-логопед предлагает ребёнку прослушать ряд слов и выделить слова со звуком [р].

Прослушай слова и если услышишь звук [р] поймай его ладошками.

Рама, лапа, робот, коробка, стол, шар…

Ты, молодец! Ветер вернул первую косточку!

Ребёнок внимательно слушает слова учителя-логопеда и «ловит» слова со звуком [р].


Познавательные УУД: - умение применять правила и пользоваться инструкциями.


Созданы условия для развития фонематического слуха


Автоматизация звука [р] в слове.

Работа над словоизменением

Беседа

Иллюстрация наглядных пособий



Игра «День и ночь»


Учитель-логопед раскладывает перед ребёнком предметные картинки с изображением ромашки, вороны, коровы, кукурузы, рыси, моркови, рыбы, радуги. Педагог читает текст.

«Ветер» просит тебя поиграть в игру «День и ночь». - Посмотри внимательно на картинки. Помоги рассказать о том, что мы увидели днем. Я буду читать текст, а ты подбирай слова по смыслу. День пришел - сразу все нашел: Белую....крылатую... Рогатую...желтую... Хищную....хрустящую.. скользкую....семицветную...

- Наступила ночь. Закрой глаза - так тебе легче будет представить, что пришла ночь.

Ночь настала — и опять не стало: Белой....крылатой... Рогатой...желтой... Хищной....хрустящей.... Скользкой....семицветной...

- Наступил день. Открывай глаза. - Ты справился с заданием и «Ветер» возвращает ещё одну косточку. Клади её на тарелочку.


Ребёнок слушает учителя-логопеда. Подбирает картинки по смыслу, изменяет по падежам.
























Ребёнок закрывает глаза. Подбирает слова по смыслу, изменяет по падежам.

  • Регулятивные УУД: - умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания; Коммуникативные УУД: - умение слушать собеседника.

Созданы условия для автоматизации звука


Развитие фонематического анализа


Развитие мелкой моторики рук

Беседа

Иллюстрация наглядных пособий


Игра «Поймай рыбку»


Учитель-логопед предлагает игру на определение место звука в слове.

-Ты когда- нибудь был на рыбалке? Все рыбки с картинками. Лови рыбок из реки, а пойманную рыбку опусти в нужное ведро, то есть определи место звука [р] в слове. (Корова, робот, ракета, самовар, топор) Ты и с этим заданием справился! Держи косточку.

Ребёнок слушает учителя-логопеда. Отвечает на вопросы. Определяет место звука в слове.


Познавательные УУД: -умение пользоваться   простейшими инструментами.


Созданы условия для развития фонематического анализа


Беседа

Иллюстрация наглядных пособий


Игра «Расколдуй слово»


Учитель-логопед предлагает назвать картинку, поменять первый звук в слове на звук[р],перевернув картинку убедиться, что слово «расколдовалось».

А сейчас тебе нужно расколдовать слова. В названиях картинок замени первый звук на звук [р].

-Ты все слова расколдовал, молодец! Получи косточку.

Ребенок называет картинку, затем заменяет первый звук на звук[р].


  • Регулятивные УУД: - умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.




Согласование местоимения с существительными

Иллюстрация наглядных пособий


Упражнение «Мой, моя, моё»

Учитель-логопед предлагает ребёнку рассмотреть предметные картинки, по одной класть в мешочек, называя, чей предмет.

Назови картинку и скажи, чей это предмет.

Картинку положи в мешочек.

Ребенок называет картинки, согласовывая существительные с местоимениями. Кладет картинку в мешочек.




Автоматизация звука [р] в предложении

Согласование числительных с существительными
















Развитие мелкой моторики рук


Иллюстрация наглядных пособий


Игра «Измени предложение»


Учитель-логопед показывает и называет картинку с изображением одного предмета. За тем ребенку демонстрирует картинки с изображением несколько предметов и предлагает сосчитать их.

Я сорвала одну ромашку.

У меня есть радио.

У меня есть красная рубашка.

У моей бабушки одна корова.

Я съела одну грушу.

У нас есть один самовар.

Мне подарили одну розу.

Ребенок считает предметы. Составляет предложения, согласовывая числительные с существительными.



Созданы условия для овладения грамматическими категориями


Иллюстрация наглядных пособий


Игра «Найди игрушку»


Использование элементов песочной терапии


Учитель-логопед предлагает в сухом бассейне отыскать игрушки и составить предложение.

-Пёс Матрос от ветра зарыл игрушки. Найди игрушки и назови их, четко проговаривая звук [р]

Барбос зарыл кого? (крокодила,зебру, тигра, моржа, чебурашку, верблюда, кролика).

Ребёнок в сухом бассейне отыскивает игрушки. Составляет с найденной игрушкой предложение.



Снятие эмоционального напряжения, развитие мелкой моторики рук


Иллюстрация наглядных пособий


Упражнение «Исправь предложение»


Учитель-логопед предлагает повторить, а затем исправить предложение.


- Ветер так дул, что перепутал слова в предложения. Исправь предложения.


Нюру ест арбуз.

На радуге – небо.

Розы покупают Юру.

Градусник несет врача.

Крышка накрыта ведром.

Забор красит Рому.

Горшок растёт в розе.

Ты, замечательно справилась и с этим заданием. Возьми косточку и положи на тарелочку.

Ребёнок слушает учителя-логопеда. Повторяет предложение. Исправляет предложение.

Личностные УУД:

  • -умение удерживать внимание, слушая взрослого, рассматривая репродукцию.



Заключительный этап

Цель: проанализировать и оценить успешность достижения цели


Подведение итогов занятия.

Беседа

Использование кинестетического упражнения «Кулак-ребро-ладонь»


Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)


Учитель-логопед подводит итог занятия. Даёт оценку работы ребёнка на занятии, определяя успешные моменты.


- Посмотри, у нас миска наполнялась косточками! А, что это значит? Верно, ты справился со всеми заданиями.

Скажи, пожалуйста, какой звук мы сегодня закрепляли?

Какое задание тебе понравилось больше других?

А какое задание у тебя вызвало затруднения?

На следующем занятии мы обязательно это задание повторим, у тебя всё получится.

Пес Матрос тебя благодарит и дарит подарок.

Наше занятие подошло к концу. До свидания!





Ребёнок отвечает на вопросы учителя-логопеда.







Личностные УУД: - формирование адекватной самооценки.

Регулятивные УУД: -умение адекватно понимать оценку взрослого.

Коммуникативные УУД:

Рефлексия









Формирование адекватной самооценки.



Использованные источники:

1.hhh://loqoburq/com/article26/html

2. Коноваленко В.В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков у детей 5-7 лет.(№2,№3,№4,№5,№6,№8) пособие для


логопедов,воспитателей и родителей/В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко.- М.:Издательство ГНОМ, 2014.

3. Комарова Л.А. Автоматизация звука в игровых упражнениях (Звук Р. 2016) Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ