Попереченский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад №189»
Тема: «Новый год у ворот»
Автор проекта: Масютина О.Н
Тип проекта: информационно – познавательный, творческий
Цель: Формирование у детей осознанного отношения к обычаям и традициям новогоднего торжество.
Задачи: - Расширить знания детей о праздновании Нового года в России.
- Дать сведения о том, кто такой Дед Мороз.
- Развивать творческие способности детей при подготовке к празднику через чтение сказок, рассказов, стихов рассматривание картин и иллюстраций.
- Познакомить детей с произведениями художественной литературы о праздновании Нового года (сказки, рассказы, стихотворения);
- Обогащать и развивать активный словарь детей, увеличивать объем знаний по данной теме;
- Привлекать родителей к совместной деятельности со своими детьми.
Участники: дети старшей разновозрастной группы родители (законные представители) детей, воспитатель старшей разновозрастной группы
Вид проекта: Краткосрочный (13.12.22-29.12.22). Групповой.
Планируемые результаты:
Для детей:
Дети познакомятся с традициями празднования Нового года.
Дети активно участвуют в подготовке к празднику и его проведению.
Дети под руководством педагога получат знания о том, что такое Новый год, как его празднуют. Кто такой Дед Мороз.
Проявляют интерес к чтению сказок и просмотру «добрых, старых» мультфильмов про Новый год, изготовлению новогодних поделок.
Для родителей:
Укрепление связей между детским садом и семьёй;
Привлечение родителей к совместной деятельности при изготовлении поделок.
Актуальность: Новый год – особый праздник, который с нетерпением ждут дети и особым трепетом вспоминают взрослые. Однако, как показывает практика, дети мало знают о зарождении традиции празднования Нового года, о том, что является символами нового года, какие деревья наряжают, какие подарки принято дарить. В проекте дети познакомятся с традициями русского народа праздновать новый год, с историей возникновения праздника на Руси. В процессе чтения художественных произведений дети познакомятся с творчеством разных авторов, закрепят знания о жанрах художественных произведений. Просмотр мультфильмов поспособствует развитию внимания, эмоциональной сферы детей.
1 этап Подготовительный
-Сбор информации по теме;
- Подбор видеоматериала;
- Подбор художественной литературы;
- Подбор дидактического материала;
- Подбор загадок по теме;
- Составления сценария «Новогодние приключения».
2 этап Основной
Тема | Цель |
Разучивание стихов, песен, танцев, к празднику «Новый год» | Создать праздничное настроение. Развивать память. Учить эмоционально рассказывать наизусть стихотворение. Развивать память. Развивать музыкально-ритмические навыки. |
Чтение сказки «Двенадцать месяцев». | Знакомить детей со сказками. |
Беседа - презентация «Как праздновали Новый год на Руси в старину». | Познакомить детей с историей возникновения праздника «Новый год», с особенностями его празднования в разные эпохи. |
Рассматривание картинок с изображением Деда Мороза | продолжать знакомить с работой Деда Мороза на празднике. Воспитывать проявление добрых отношений и любви к окружающим. |
Подвижная игра «Два Мороза». | Развивать смелость, выносливость. Учить соблюдать правила игры. |
Просмотр мультфильма «Снегурочка» | Вызвать интерес к просмотру мультфильма. Закрепить знание содержания сказки через яркие мультипликационные образы. |
Беседа-презентация: «Откуда елка к нам пришла?» | Познакомить детей с разными версиями возникновения традиции – на Новый год елку наряжать. |
Рисование на тему «Новогодняя елочка» | Учить рисовать новогоднюю елочку нетрадиционными способами рисования. Развивать творческое воображение. |
Чтение сказки Б. Гримм «Госпожа Метелица». | Продолжать знакомить детей с творчеством писателей разных стран. |
Беседа на тему «Правила поведения с опасными предметами (хлопушками, бенгальскими свечами) | Формировать представление об опасных развлечениях. |
Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» | Воспитывать интерес к прослушиванию сказки. Положительное отношение к героям сказки. |
Подвижная игра «Мы веселые ребята». | Развивать двигательную активность. Учить действовать по сигналу. |
Просмотр мультфильма «Дед Мороз и лето» | Прививать интерес к просмотру старых добрых мультфильмов. Создать праздничное настроение. |
Изготовление снежинок, вытыканок, картинок для украшения окон. | Закрепить умение детей правильно пользоваться ножницам, резать ровно и аккуратно. Развивать эстетический вкус, аккуратность. |
Презентация для детей «Кто такой Дед Мороз» | Формировать представление о Деде Морозе, его образе жизни. Прививать уважение к народным традициям. |
Просмотр мультфильма «Зимняя сказка» | Вызвать интерес к просмотру мультфильма. Создать эмоционально положительный настрой |
Чтение сказки С. Козлова «Как ослик, ежик и медвежонок Новый год встречали». | Продолжать знакомить детей с произведениями на новогоднюю тему. |
Час загадок | Учить детей отгадывать загадки по определенной теме; развивать память, внимание, речь, воображение, мышление; развивать интеллектуальные способности посредством художественного слова. |
Работа с родителями.
1. Беседа на тему «Безопасность детей во время празднования Нового года».
2. Изготовление поделок к конкурсу «Символ года – 2023».
3 этап – заключительный
1. Украсить новогодние окна в группе.
2. Выставка творческих поделок «Символ года – 2023».
3. Новогодний утренник «Новогодние приключения»
Программно-методическое обеспечение
Интернет ресурсы.
Приложение
Братья Гримм. Сказка «Госпожа Метелица»
У одной вдовы было две дочери: одна старательная и красивая, а другая — и некрасивая, и ленивая. Только ленивица была родной дочерью матери и ее любимицей; а другую мачеха ненавидела. Взваливала на нее всю черную работу и не жалела ее. Посылала каждый день, зимой, на улице пряжу прясть. Пойдет бедняжка на большую дорогу, сядет там у колодца с прялкой и до тех пор прядет, пока у нее из- под ногтей кровь не выступит. Вот раз перепачкала она в крови веретено, наклонилась к колодцу обмыть его да и уронила в колодец. Как быть? Мачеха браниться будет. Заплакала девушка и пошла скорее к мачехе, повиниться в этой беде. Та на нее накинулась: «Умела, — говорит, — уронить веретено, сумей и вытащить! Ступай и доставай его, как знаешь». Пошла девушка опять к колодцу; не знает, как горю помочь, прыгнула сама за веретеном в колодец — и пошла ко дну. Очнулась она на зеленой лужайке, где было много цветов и солнышко светило так весело и грело ее. Пошла девушка по этой лужайке. Попадается ей печь: полна-полнешенька хлебами. А хлебцы сидят румяные, поджаристые и кричат ей:
Мы совсем испеклись!
Коль не вынешь ты нас,
Мы сгорим все как раз!
Она схватила лопату и вынула их из печи. Идет дальше. Попадается ей яблоня, вся покрытая яблоками спелыми, краснобокими, они и кричат ей:
Мы на солнышке созрели
И давным-давно поспели!
Эй, стряхни ты, девица,
Нас скорее с деревца!
Девушка чуть тряхнула яблоньку — яблоки дождем и посыпались на зеленую траву. Отрясла она все яблоки, сложила их в кучу и пошла дальше. Видит, стоит избушка, из окна этой избушки выглянула старая-престарая бабушка с длинными зубами. Испугалась девица и хотела прочь бежать. «Эй, девица, куда бежишь? Оставайся у меня! — кричит старуха. — Коли будешь все делать хорошенько, поживется тебе здесь веселенько. За старанье награжу: сама домой провожу». Девушке речь старухи понравилась, и она согласилась быть слугой у нее. А старуха-то эта была сама госпожа Метелица. И велела она ей перину себе так взбивать, чтобы перья во все стороны белым снегом на землю сыпались.
Угодила девушка старухе: особенно постель умела хорошо взбивать, и старуха не обижала ее. Кормила ее сладко и вдоволь, не говаривала ей ни одного грубого слова. Но девушке, как ни хорошо здесь жилось, захотелось домой, и стала она такая скучная, что госпожа Метелица раз ее спрашивает: «Чего тебе, девица, недостает?»
Девушка и говорит: «Хорошо мне у тебя, бабушка, здесь, под землей, жить, а все же домой, повидаться со своими хочется!»
«Это не плохо, — говорит Метелица, — что ты по своим соскучилась; значит, у тебя сердце доброе. А за то, что ты мне служила хорошо, я сама провожу тебя».Взяла ее за руку, подвела к калитке и говорит:
Калиточка, калиточка,Золотая ты плиточка,
Сама собой растворись, Своим златом поделись!
Калитка распахнулась, и на девушку дождем посыпались червонцы, покрыли ее с головы до ног. «Вот это тебе награда за твое старанье! — говорит госпожа Метелица. — Да вот, кстати, возьми и веретено свое, что уронила тогда в колодец». Калитка захлопнулась, и красная девица очутилась опять на земле, недалеко от своего дома.
Когда она вошла во двор, петушок на крыше запел:
Кукареку! Наша девица идет —
Чисто золото с собой она несет!
Мачеха глядит на падчерицу и глазам не верит; встречает ее ласково, расспрашивает. Тут девица рассказала, что было с ней в колодце. Мачеха выслушала, и захотелось ей и своей родной дочке доставить такое же счастье. Усадила она ее прясть у колодца; а чтоб у дочки на веретене кровь была, уколола ей терновником палец и вымазала кровью веретено. Та пошла мыть веретено и нарочно бросила его в колодец, потом сама за ним в воду прыгнула. Очутилась и она на зеленой лужайке; идет тропинкой, видит: печь стоит с хлебами. Те и крикнули ей: Мы совсем испеклись!
Коль не вынешь ты нас, Мы сгорим все как раз!
«Как же, стану я руки пачкать, — говорит ленивая девушка, — горите, мне какое дело!» А сама идет дальше.
Идет мимо яблоньки, та кричит ей: Мои яблочки созрели
И давным-давно поспели;Эй, стряхни ты, девица, Их скорее с деревца!
«Очень нужно мне, что поспели! Как же, стану трясти; поди, другой еще в голову стукнет; небось сами свалятся», — говорит она и идет дальше.
Подошла к избушке госпожи Метелицы; та в окошко глядит. Девушка вошла в избушку и попросилась к госпоже Метелице на службу. Когда та согласилась взять ее, она одолела свою лень и в первый день старалась угодить своей госпоже; но на другой день ей скучно стало перину взбивать и подушки встряхивать, и она поскорее кое-как постель оправила. А на третий день и вовсе чуть дотронулась, а сама все ворчит, что ей не под силу эта работа. Посмотрела госпожа Метелица да и говорит: «Не нужна ты мне больше, ступай! Я тебя домой провожу и, что заслужила, тем награжу». Девушка обрадовалась: вот сейчас старуха ее всю золотом осыплет. Подошли они к калитке; та молча перед ними растворилась; когда же девушка переступила порог, на нее вдруг смола полилась. А старуха и говорит: «Это — награда за труды твои и усердие». И захлопнула за ней калитку. Приходит ленивица домой — чучело чучелом: вся в смоле; а петушок сидит на крыше и кричит: Кукареку! Наша девица идет,
По лицу ее черна смола течет!
Смола так крепко пристала к лицу и рукам ленивицы, что не отмылась за всю жизнь.
С. Козлов «Как ослик, ежик и медвежонок Новый год встречали».
Всю предновогоднюю неделю в полях бушевала вьюга.
В лесу снегу намело столько что ни Ёжик, ни Ослик, ни Медвежонок всю неделю не могли выйти из дому.
Перед Новым годом вьюга утихла, и друзья собрались в доме у Ёжика.
— Вот что,— сказал Медвежонок,— у нас нет елки.
— Нет,— согласился Ослик.
— Не вижу, чтобы она у нас была,— сказал Ёжик. Он любил выражаться замысловато в праздничные дни.
— Надо пойти поискать,— сказал Медвежонок.
— Где же мы ее сейчас найдем? — удивился Ослик.— В лесу-то — темно…
— И сугробы какие!..— вздохнул Ёжик.
— И всё-таки надо идти за елкой,— сказал Медвежонок.
И все трое вышли из дома.
Вьюга утихла, но тучи еще не разогнало, и ни одной звездочки не было видно на небе.
— И луны нет! — сказал Ослик.— Какая тут елка?!
— А на ощупь? — сказал Медвежонок. И пополз по сугробам.
Но и на ощупь он ничего не нашел. Попадались только большие елки, но и они все равно бы не влезли в Ёжикин домик, а маленькие все с головой засыпало снегом.
Вернувшись к Ёжику, Ослик с Медвежонком загрустили.
— Ну, какой это Новый год!..— вздыхал Медвежонок.
«Это если бы какой—нибудь осенний праздник, так елка, может быть, и не обязательна,— думал Ослик.— А зимой без елки — нельзя».
Ёжик тем временем вскипятил самовар и разливал чай по блюдечкам. Медвежонку он поставил баночку с медом, а Ослику – тарелку с лопушками.
О елке Ёжик не думал, но его печалило, что вот уже полмесяца, как сломались его часы—ходики, а часовщик Дятел обещался, да не прилетел.
— Как мы узнаем, когда будет двенадцать часов? — спросил он у Медвежонка.
— Мы почувствуем! — сказал Ослик.
— Это как же мы почувствуем? — удивился Медвежонок.
— Очень просто,— сказал Ослик.— В двенадцать часов нам будет уже ровно три часа хотеться спать!
— Правильно! — обрадовался Ёжик.
И, немного подумав, добавил: — А о елке вы не беспокойтесь.
В уголке мы поставим табуретку, я на нее встану, а вы на меня повесите игрушки.
— Чем не елка? — закричал Медвежонок.
Так они и сделали.
В уголок поставили табуретку, на табуретку встал
Ёжик и рас— пушил иголки.
— Игрушки — под кроватью,— сказал он.
Ослик с Медвежонком достали игрушки и повесили на верхние лапы Ёжику по большому засушенному одуванчику, а на каждую иголку — по маленькой еловой шишечке.
— Не забудьте лампочки! — сказал Ёжик.
И на грудь ему повесили три гриба—лисички, и они весело засветились — такие они были рыжие.
— Ты не устала, Елка? — спросил Медвежонок, усаживаясь и отхлебывая из блюдечка чай.
Ёжик стоял на табуретке, как настоящая елка, и улыбался.
— Нет,— сказал Ёжик.— А сколько сейчас времени?
Ослик дремал.
— Без пяти двенадцать! — сказал Медвежонок.— Как Ослик заснет, будет ровно Новый год.
— Тогда налей мне и себе клюквенного сока,— сказал Ёжик—Елка.
— Ты хочешь клюквенного сока? — спросил Медвежонок у Ослика.
Ослик почти совсем спал.
— Теперь должны бить часы,— пробормотал он.
Ёжик аккуратно, чтобы не испортить засушенный одуванчик, взял в правую лапу чашечку с клюквенным соком а нижней, притоптывая, стал отбивать часы.
— Вам! бам! бам!— приговаривал он.
— Уже три,— сказал Медвежонок.— Теперь давай ударю я!
Он трижды стукнул лапой об пол и тоже сказал:
— Вам! бам! бам!.. Теперь твоя очередь, Ослик!
Ослик три раза стукнул об пол копытцем, но ничего не сказал.
— Теперь снова я! — крикнул Ёжик. И все, затаив дыхание, выслушали последние: «Бам! бам! бам!»
— Ура! — крикнул Медвежонок, и Ослик уснул совсем.
Скоро заснул и Медвежонок.
Только Ёжик стоял в уголке на табуретке и не знал, что ему делать. И он стал петь песни и пел их до самого утра, чтобы не уснуть и не сломать игрушки.
Загадки про Новый год
«Новый год встречаем с ней
В свете праздничных огней.
Любим мы её иголки –
Украшаем нашу …» (ёлку).
***
«В эту ночь уходит год.
И за ним другой идет.
В эту ночь вся детвора
Может прыгать до утра
И ждет гостя дорогого
Сказочного, но родного.
Отвечайте на вопрос:
Кто придёт к нам? – …» (Дед Мороз).
***
«На ёлке всё, что хочешь, есть:
Игрушек там – не перечесть.
Конфеты, дождик и хлопушки,
Гирлянды, звезды и верхушка.
Среди блестящей мишуры
Сверкают круглые …» (шары).
***
«Шуба теплая, мешок,
Валенки и посошок,
Борода и красный нос
Вот такой он – Дед Мороз.
А еще он очень добрый,
И веселый, и задорный.
В шубе дедушке не жарко
Нам дарить свои …» (подарки).
***
Стройная, пушистая,
Зеленые иголки.
Вся в шарах и бусах
Праздничная … (ёлка)
***
«Новый год встречаем с ней
В свете праздничных огней.
Любим мы её иголки –
Украшаем нашу …» (ёлку).
***
«В эту ночь уходит год.
И за ним другой идет.
В эту ночь вся детвора
Может прыгать до утра
И ждет гостя дорогого
Сказочного, но родного.
Отвечайте на вопрос:
Кто придёт к нам? – …» (Дед Мороз).
***
«Всех других она белей
И намного холодней.
После осени приходит
Вокруг ёлок хороводит.
То сурова, то нежна
Снежная царит …» (зима).
***
«Вдруг зима нагонит тучи.
Снег в лицо летит колючий.
Ветер воет, снег швыряет,
По домам всех разгоняет.
Стелет снежную постель
И гудит-метёт …» (метель).
***
«Зимнею порой бывает
Очень разною погода.
То вдруг солнышко нагрянет,
То бушует непогода.
В оттепель всегда приходим
Очень мокрые с прогулки.
А потом в мороз свисают
С крыш огромные …» (сосульки).
***
«На ёлке всё, что хочешь, есть:
Игрушек там – не перечесть.
Конфеты, дождик и хлопушки,
Гирлянды, звезды и верхушка.
Среди блестящей мишуры
Сверкают круглые …» (шары).
***
«Шуба теплая, мешок,
Валенки и посошок,
Борода и красный нос
Вот такой он – Дед Мороз.
А еще он очень добрый,
И веселый, и задорный.
В шубе дедушке не жарко
Нам дарить свои …» (подарки).
***
«Зима пришла. И снег не тает.
И праздники чредой идут.
По снегу лыжи нас катают,
А с горки саночки везут.
По льду в холодные деньки
Катают детвору …» (коньки).
С мешком подарков, с бородой,
Веселый взгляд и красный нос.
Он приходит к нам зимой
Добрый дедушка … (Мороз)
У меня в мешке подарки
Карамели, шоколадки
Вокруг ёлки хоровод
Что за праздник? …
(Новый год)
***
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами
Если ёлка в дом идёт,
Что за праздник?
(Новый год)
***
Время ёлку зажигать
Веселится и плясать
Крикнем мы на раз-два-три
Дружно ёлочка …
(гори)
***
Его дети из снега слепили
Из морковки приделали нос
Даже шарфик ему подарили
Чтобы в сильный мороз не замёрз
Кто же он знает каждый ребёнок
Во дворе за окошком стоит
Друг мальчишек и друг девчонок
Добрый толстенький друг …
(снеговик)
***
Все резные, кружевные –
лёгкие пушинки
С неба прилетели к нам
Белые …
(снежинки)
***
Украшена игрушками,
Шарами и хлопушками —
Не пальма, не сосеночка,
А праздничная...
(елочка)
***
К детям в гости Дед Мороз
Внучку на санях привез.
Снежная фигурка —
К нам придет...
(Снегурка)
***
И в коробки, и в пакеты
Упакованы конфеты.
Фантики так ярки!
Будут всем...
(подарки)
***
На красавице лесной
Золотится дождь волной —
С серебристого шнура
Вниз свисает...
(мишура)
***
Быстро огоньки мигают,
Сверху вниз перебегают.
Эта дружная команда
Называется...
(гирлянда)
***
Целый год лежал на полке,
А теперь висит на елке.
Это не фонарик,
А стеклянный...
(шарик)
***
Мне у елки на верхушке
Никогда не страшно.
Я сверкаю на макушке,
Как на Спасской башне.
(звезда)
***
Он по елочке-царице
Вниз бежит на нитке,
Металлически струится,
Хоть совсем не жидкий.
(дождик)
***
Бородатый и седой,
Но в душе он молодой.
Всем подарки принесет
Этот дед на Новый год.
(Дед Мороз)
***
Едет “тройка” с бубенцами,
Тянет за собою сани.
В них подарков – целый воз.
Кто везет их?
(Дед Мороз)
***
Этой ночью на окне
Кто-то перья вывел мне.
Расписные кружева
И снежинок – просто тьма.
(Мороз)
***
Это - цитрусовый фрукт,
Новогодний очень.
Всех друзей и всех подруг
Он поздравить хочет.
Он оранжевый и яркий
И лежит в твоем подарке.
(Мандарин)
***
Мы его учили долго,
Чтобы прочитать.
Скоро Новый год и Елка,
Нужно выступать.
В нем все строчки складные,
Ровные и ладные.
(Стихотворение)
***
Дети номер показали
Просто на "отлично"!
Все под музыку плясали
Дружно и ритмично.
Что ребята исполняли
В праздник в новогоднем зале?
(Танец)
Все на елочке игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
Ребятня подарков ждет.
Что за праздник?
Ответ: Новый год
Елочка с игрушками,
Клоуны с хлопушками.
Веселится весь народ!
Что за праздник?
Ответ: Новый год
Быстро огоньки мигают,
Сверху вниз перебегают.
Эта дружная команда
Называется…
Ответ: гирлянда
На красавице лесной
Золотится дождь волной —
С серебристого шнура
Вниз свисает…
Ответ: мишура
Вьюга по двору гуляет,
В доме елочка сверкает.
Дети водят хоровод.
Что за праздник?
Ответ: Новый год
Вся в огнях большая елка,
Вверх летят петарды звонко.
Снег на улице идет.
Наступает…
Ответ: Новый год
В нем двенадцать месяцев
Запросто уместятся.
Всех их вместе соберет
Одно слово, это…
Ответ: год
Украшена игрушками,
Шарами и хлопушками —
Не пальма, не сосеночка,
А праздничная…
Ответ: елочка
Он с подарками приходит,
Хороводы с нами водит.
Белой бородой оброс
Добрый Дедушка…
Ответ: Мороз
К детям в гости Дед Мороз
Внучку на санях привез.
Снежная фигурка —
К нам придет…
Ответ: Снегурка
И в коробки, и в пакеты
Упакованы конфеты.
Фантики так ярки!
Будут всем…
Ответ: подарки
Целый год лежал на полке,
А теперь висит на елке.
Это не фонарик,
А стеклянный…
Ответ: шарик
Новый год новый год!
Раз в году он только
Дети водят хоровод
У нарядной … (ёлки)
***
Стройная, пушистая,
Зеленые иголки.
Вся в шарах и бусах
Праздничная … (ёлка)
***
«Новый год встречаем с ней
В свете праздничных огней.
Любим мы её иголки –
Украшаем нашу …» (ёлку)
***
Время ёлку зажигать
Веселится и плясать
Крикнем мы на раз-два-три
Дружно ёлочка … (гори)
***
Вся нарядная в игрушках
Вся в гирляндах и в хлопушках
Не колючая ни сколько
Ну конечно это … (ёлка)
***
С мешком подарков, с бородой,
Веселый взгляд и красный нос.
Он приходит к нам зимой
Добрый дедушка … (Мороз)
***
Мы его сегодня ждём
Так давайте позовём
Он подарки нам принёс
Ну-ка дружно! … (Дед мороз)
***
«В эту ночь уходит год.
И за ним другой идет.
В эту ночь вся детвора
Может прыгать до утра
И ждет гостя дорогого
Сказочного, но родного.
Отвечайте на вопрос:
Кто придёт к нам? – …» (Дед Мороз).
***
Угадайте, что за гость:
В шубе серебристой,
Красный-красный нос его,
Борода пушистая,
Он волшебник детворы,
Отгадайте – раз, два, три…
(Дед Мороз)
***
С новым годом поздравляет
Всех мальчишек и девчат
И подарки он нам дарит
Вон они: в мешке стоят
Добрый он и бородатый
От мороза красный нос
Кто же он, скажите дети,
Громко, дружно: «…(Дед Мороз)»
***
В тулупе с красным кушаком
И с замечательным мешком.
Он всегда под Новый год
Отправляется в поход.
Чтобы праздник с нами встретить,
Чтобы радовались дети.
Кто же это, вот вопрос?
Ну, конечно ...(Дед Мороз)
***
Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это? ...(Дед Мороз)