муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Обдорская гимназия»
ул. Губкина, 4а, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629008
тел. /349-22/ 3-49-66, 3-49-65 факс: 3-49-66 E-mail: gym1@edu.shd.ru
ОКПО 35337782, ОГРН 1028900508405, ИНН 8901010859, КПП 890101001
Работа с текстом с использованием электронного курса как средство формирования читательской грамотности младших школьников во внеурочной деятельности
«В мире книг»
п
едагогический проект
По доминирующей деятельности: практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой.
Характер контактов: среди детей одной группы.
По продолжительности: долгосрочный (3 года).
Заявитель: педагоги, дети (младшие школьники).
Выполнил: учитель начальных классов
Белоцерковская Анастасия Валерьевна
Руководитель проекта: зам. директора по научно-методической работе
Засорина Марина Евгеньевна
г. Салехард
2019 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………...……………………....….3-4
1. Информация о проекте…………………………...………………………....….5
2. Этапы проекта………………………………..…………………………........5-7
3. План мероприятий проекта………………….................................................7-9
4. Критерии оценки эффективности проекта……………………………...….....9
5. Предполагаемые риски…………………………………………..................9-10
6. Смета для реализации проекта……………....…………………………….…10
Заключение…………………………………………………………………….…10
Список использованных источников…………………………………………...11
ВВЕДЕНИЕ
В эпоху формирования глобального информационного общества и стремительных социальных изменений чтение важно как никогда. Оно становится одним из ключевых инструментов освоения информации и знаний, повышения культурной компетентности и поэтому нуждается в целенаправленной поддержке. С каждым годом ситуация в области чтения в нашей стране становится всё напряженнее. Число постоянно читающих людей в России за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%».
На протяжении длительного времени учителя младших классов и исследователи в данной области говорили о работе с текстом, но при этом как задача это не было представлено. В настоящее время перед современной начальной школой поставлена цель формирования читательской грамотности обучающихся 1-4 классов.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС НОО к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с текстом» [6], а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.
Для нашего региона данная проблема носит не менее актуальный характер. В ПОСТАНОВЛЕНИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ ЧТЕНИЯ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ В 2018 - 2021 ГОДАХ", принятой 12 февраля 2018 года ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА говорится об «острой проблемной точке уровня детской читаемости (среди детей до 14 лет) [3].
Данные исследований МКУ «Методический центр развития образования» по итогам независимой оценки готовности обучающихся 5 классов обучаться в основной школе в 2018-2019 учебном году показали, что наиболее типичные затруднения выпускников начальной школы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Обдорская гимназия» г. Салехарда в области чтения сосредоточены в рамках 2 групп умений: общее понимание текста, ориентация в тексте и использование информации из текста для различных целей, что говорит о низком уровне понимания прочитанного текста и низком уровне анализа и оценки текста соответственно (Приложение 1).
На сегодняшний день существуют современные технологии работы с текстом: технология продуктивного чтения Н.Н. Светловской [5], технология развития критического мышления, методика А.М. Кушнира и др. Но не смотря на это разнообразие с каждым годом в начальной школе становится всё сложнее организовать деятельность по работе с текстом. Не для кого не секрет, что чтение книг у современных детей заменяется многочасовым времяпровождением перед компьютером или телефоном. Поэтому перед учителем стоит задача в расширении средств электронного сопровождения обучающихся привлекаемых в образовательном процессе. Примером решения данной задачи в начальной школе может послужить известное и широко применяемое за рубежом и в России программное обеспечение “iSpring Suite” [7], благодаря которому можно разрабатывать электронные учебные курсы, выполняющие демонстрационные функции, функции справочно-информационного характера, функции тренажёра.
Поэтому, решая проблему формирования читательской грамотности младших школьников в МАОУ «Обдорская гимназия» г. Салехарда мы решили внедрить электронные курсы в рамках внеурочной деятельности «В мире книг».
Объект исследования: процесс формирования читательской грамотности младших школьников.
Предмет исследования: методы формирования читательской грамотности младших школьников.
Гипотеза: если в рамках внеурочной деятельности «В мире книг» организовать работу с текстом с использованием электронных курсов, то при формировании таких умений, как - общее понимание текста, ориентация в тексте; - использование информации из текста для различных целей, будет наблюдаться положительная динамика.
Цель проекта - повышение уровня читательской грамотности младших школьников через разработку и реализацию электронных курсов в рамках внеурочной деятельности «В мире книг».
Задачи:
1. изучить научно-методическую литературу, современные технологии формирования читательской грамотности младших школьников;
2. освоить программное обеспечение “iSpring Suite” для разработки электронных курсов;
3. разработать и апробировать электронные курсы в рамках внеурочной деятельности «В мире книг»;
4. проанализировать результаты реализации проекта.
Целевая группа, на которую направлен проект: обучающиеся 2Д класса МАОУ «Обдорская гимназия», классный руководитель - Белоцерковская А.В.
1. Информация о проекте
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад.
Как мы уже отмечали ранее, сегодня, когда формирование читательской грамотности является одним из планируемых результатов обучения, в педагогическом пространстве существует множество различных методик и технологий, способствующих формированию читательской грамотности младших школьников. Однако практическая деятельность показывает необходимость использования в данной работе инновационных методов, которые способствуют повышению эффективности образовательного процесса.
Одним из таких современных методов оказалось программное обеспечение “iSpring Suite” [7] для разработки электронных курсов. «iSpring Suite» - это крупная российская компания, работающая как в РФ, так и за рубежом, разработчики которой создали платформу для организации дистанционного обучения. На базе этой платформы – конструктор электронных курсов. ПО устанавливается на компьютер как доп.надстройка программы Power Point. После его установки в панели инструментов появляется вкладка iSpring Suite. Открыв её мы можем приступать к разработке курса. ПО позволяет добавлять видео и фото материалы, разрабатывать интерактивности и тесты различной формы (Приложение 2). На наш взгляд, данное электронное сопровождение может стать альтернативой работе с текстом на бумажном носителе. Курсы можно применять на различных этапах работы с текстом, в зависимости от цели, которую преследует педагог.
Для реализации материально-технических условий проекта подходит любой учебный кабинет образовательного учреждения.
Педагогический проект реализуется в рамках внеурочной деятельности «В мире книг», которая занимает место в учебном плане внеурочной деятельности в количестве 1 часа в неделю (34 часа в год).
2. Этапы проекта
№ п/п | Название этапа, сроки | Содержание | Промежуточный результат |
1 | Подготовительный (сентябрь 2018 - декабрь 2019) | - изучение литературы по проблеме проекта; - поиск, закупка и установка необходимого оборудования; - изучение современных технологий и методик работы с текстом; - изучение особенностей программного обеспечения “iSpring Suite” для разработки электронных курсов: - диагностика по выявлению уровня понимания прочитанного (Приложение 3); | - изученные современные технологии и методики работы с текстом в начальной школе: - необходимое оборудование найдено и установлено; - особенности ПО изучены; -проведенная первичная диагностика по выявлению уровня понимания прочитанного и анализа, оценки текста. |
2 | Внедренческий (сентябрь 2019 - декабрь 2021) | -освоение и использование на занятиях внеурочной деятельности «В мире книг» современных технологий и методик работы с текстом; -разработка электронных курсов в рамках календарно-тематического планирования внеурочной деятельности «В мире книг»; - внедрение электронных курсов в программу внеурочной деятельности «В мире книг» на базе экспериментальной группы; - разработка критериев оценки эффективности проекта; -собеседования с родителями, учителями; | - разработанные электронные курсы в рамках внеурочной деятельности «В мире книг», их публикация на сетевой папке гимназии; - размещенный педагогический опыт на личном сайте; - опубликованные статьи в журналах, на сайтах педагогических сообществ. |
3 | Подведение итогов (январь 2021 - май 2021) | - исследование качества выполнения диагностических работ по сформированности умений читательской грамотности; - подведение итогов участия младших школьников а олимпиадах и конкурсах различного уровня; - собеседования с родителями, учителями. | - оформленные отчёты о проделанной работе,; - опубликованные электронные курсы на личном сайте. |
3. План мероприятий проекта
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Промежуточный результат |
1 | Изучение литературы по проблеме проекта | сентябрь 2018 - ноябрь 2018 | Изученные современные технологии и методики работы с текстом в начальной школе - технология продуктивного чтения Н.Н. Светловской, технология развития критического мышления, методика А.М. Кушнира. Данные технологии и методики используются педагогом на занятиях внеурочной деятельности «В мире книг». |
2 | Поиск, закупка и установка необходимого оборудования | Программное обеспечение “iSpring Suite”, ноутбук, принтер, документ-камера закуплены, установлены, готовы к эксплуатации. |
3 | Диагностика по выявлению уровня сформированности умений читательской грамотности | сентябрь 2018 - октябрь 2018 | Первоначальный уровень овладения навыками - общее понимание текста, ориентация в тексте; - использование информации из текста для различных целей у детей экспериментальной группы (Приложение 3). |
4 | Изучение особенностей программного обеспечения “iSpring Suite” для разработки электронных курсов | ноябрь 2018 - сентябрь 2019 | Особенности ПО для разработки электронных курсов. Возможность добавления интерактивностей, тестов, фото-, видеоматериалов. |
5 | Составление плана работы над проектом | январь 2019 – март 2019 | План работы над проектом отображён в пункте 3. «План мероприятий проекта». |
6 | Разработка критериев оценки эффективности проекта | Критерии оценки эффективности проекта отображены в пункте 4. «Критерии оценки эффективности проекта». |
7 | Разработка программы внеурочной деятельности «В мире книг» | апрель 2019 – май 2019 | Программа внеурочной деятельности «В мире книг» в Приложениии 4. |
8 | Апробация программного обеспечения “iSpring Suite” | март 2019 – май 2019 | Разработанный первый электронный курс. Часть курса представлена в Приложении 2. |
9 | Разработка технологических карт занятий в рамках внеурочной деятельности «В мире книг» с применением современных технологий и электронных курсов | сентябрь 2019 – май 2021 | Опубликованные ТК занятий на личном сайте. |
10 | Применение программного обеспечения “iSpring Suite” | сентябрь 2019 – май 2021 | Опубликованные электронные курсы на личном сайте. |
11 | Публикация опыта в статьях журналов, на сайтах педагогических сообществ | 2019-2020, 2020-2021 учебные годы | 2 публикации статей в журналах (по 1 в год); 4 публикации на сайтах педагогических сообществ (по 2 в год). |
12 | Диагностика понимания прочитанного | апрель 2020, апрель 2021 | Повышение процентной доли обучающихся, владеющих IV уровнем понимания прочитанного на 10%. |
13 | Диагностика анализа и оценки текста | Повышение процентной доли обучающихся, владеющих 4 повышенным уровнем анализа и оценки текста на 20%. |
14 | Анализ результатов проекта | сентябрь 2020 - январь 2021 | Отчёт о проделанной работе. |
15 | Составление отчета о реализации проекта | март 2021 – апрель 2021 | Отчёт о проделанной работе. Отчёт об эффективности проекта. |
4. Критерии оценки эффективности проекта
№ п/п | Критерии | Показатели |
1 | Повышение уровня понимания прочитанного текста | Процентная доля учащихся владеющая полным пониманием смысла прочитанного (стандартизированная методика исследования навыка чтения (СМНЧ) А.Н. Корнева») [1] (Приложение 5). |
2 | Повышение уровня анализа и оценки текста | Процентная доля учащихся владеющая повышенным уровнем анализа и оценки текста (методика «Определение уровня анализа и оценки текста» А.В.Сапа) [3] (Приложение 6). |
3 | Повышение мотивации учащихся к обучению | Процентная доля учащихся, участвующих в предметных олимпиадах разного уровня |
Процентная доля учащихся, принимавших участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня. |
5. Предполагаемые риски
№ п/п | Предполагаемые риски | Пути их преодоления |
1. | Нехватка знаний по внедрению программного обеспечения | самообразование на платформе https://www.ispring.ru/; посещение онлайн-вебинаров; связь с технической поддержкой «iSpring Suite”. |
2. | Перенасыщение информационной составляющей и загруженностью участников проекта | |
3. | Увеличение времени работы за компьютером | применение здоровьесберегающих технологий на занятиях; рациональное использование времени в соответствии с нормами СанПинов. |
6. Смета для реализации проекта
№ | Наименование | Кол-во | Стоимость каждого предмета | Общая стоимость | Обоснование для приобретения |
1 | Ноутбук Acer Extensa EX2540-517V | 1 шт. | 43 908 | 43 908 | Для разработки электронных курсов |
2 | МФУ лазерное HP LaserJet Pro MFP M426dw | 1 шт. | 33588 | 33588 | Для распечатки заданий |
3 | Документ-камера TRIUMPH BOARD A405 | 1 шт. | 17050 | 17050 | Для проецирования произведений, |
4 | Программный комплекс iSpring Suite Full Service | 1 шт. | 40576,80 | 40576,80 | Для разработки электронного курса (занятий) |
5 | Расходный материал (бумага, картридж, краска) | | 14877,20 | 14877,20 | Для распечатки заданий |
ИТОГО: | 150000 | 150000 | 150000 |
Заключение
Как нами было отмечено ранее, в России, в частности в Ямало-Ненецком автономном округе острой проблемной точкой является уровень детской читаемости. Проведённое нами исследование показало, что в рамках начальной школы МАОУ «Обдорская гимназия» необходима работа по формированию читательской грамотности младших школьников.
На наш взгляд специально разработанные электронные курсы, реализуемые в рамках внеурочной деятельности "В мире книг" на базе программного обеспечения “iSpring Suite” разнообразят деятельность учеников начальной школы при работе с текстом и позволят добиться положительной динамики при формировании навыков понимания прочитанного текста, анализа и оценки текста.
Список использованных источников
1. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. – СПб. : МиМ, 1997 – 286 с.
2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 февраля 2018 года N 111-П «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ ЧТЕНИЯ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ В 2018 - 2021 ГОДАХ"
4. Сапа, А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования [Текст] // Эксперимент и инновации в школе. – 2014. - №5. – С. 23-42.
5. Светловская, Н. Н. Как обучать чтению, или Как разорвать замкнутый круг [Текст] / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол // Начальная школа. - 2010. - N 3. - С. 8-13. - (Воспитание и обучение)
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электрон.ресурс] / Министерство образования Российской Федерации. Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357). – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/922
Интернет ресурсы
7. База знаний iSpring [Электронный ресурс] URL:https://www.ispring.ru/ (Дата обращения: 25.04.2019)
8. Закон «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» 27.06.2013г. № 55-ЗАО(последняя редакция) [Электронный ресурс] // Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа 2010-2014 URL:http://www.yamaledu.org/documents/legislation_yamalo_nenets_autonomous_ district (Дата обращения: 12.03.2019)
Глоссарий
-В-
Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [6].
-И-
Инновация - целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организация, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы [2].
-К-
Календарно-тематический план (КТП) - это учебно-методический документ, составленный на основании рабочей программы дисциплины, рабочего учебного плана и календарного учебного графика [6].
-О-
Образование - единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны [6].
Образовательный процесс - это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках. определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников [2].
-П-
Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов [6].
Педагогическая технология - последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д [6].
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы [2].
-Р-
Рабочие учебные программы - учебные программы, разработанные с учетом требований государственного стандарта к образовательным областям, но дополнительно учитывающие национально-региональный компонент, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся [6].
-Т-
Технологическая карта занятия - современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и обучающихся, описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов [6].
-У-
Учебный план общеобразовательной средней школы - учебный план, который составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует два типа учебных планов школы: собственной учебный план школы (разрабатываемый она основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы) и рабочих учебный план (разрабатываемый с учетом текущих условия и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно) [2].
-Ф-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) - совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [2].
-Ч-
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни [5].
-Э-
Электронный учебный курс (ЭУК) - учебное издание электронного типа, соответствующее учебной дисциплине, частично или полностью заменяющее или же дополняющее базовый учебник; это совокупность графической, текстовой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации пользователя [6].
Приложение 1
Приложение 2
Рис.1. Программное обеспечение iSpring Suite Full Service
Рис.2. Образец слайда электронного курса
Приложение 3
Таблица 1. Результаты диагностики уровня понимания прочитанного текста
| IV уровень | III уровень | II уровень | I уровень |
Кол-во учащихся | 7 | 16 | 5 | 0 |
% | 25 | 57 | 18 | 0 |
Таблица 2. Результаты диагностики уровня анализа и оценки текста
| IV уровень | III уровень | II уровень | I уровень |
Кол-во учащихся | 1 | 9 | 18 | 0 |
% | 4 | 32 | 64 | 0 |
Приложение 4
| муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Обдорская гимназия» ул. Губкина, 4а, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629008 тел. /349-22/ 3-49-66, 3-49-65 факс: 3-49-66 E-mail: gym1@edu.shd.ru ОКПО 35337782, ОГРН 1028900508405, ИНН 8901010859, КПП 890101001 «Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждено» | Руководитель структурного методического подразделения _________________ | Председатель НМС Засорина М.Е. Протокол НМС № _ от_ августа 201 года _____________________________ | Директор МАОУ «Обдорская гимназия» Овсяник И.О. Приказ №_ от _ _________________________ | | |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Название: в мире книг | |
Направление: общеинтеллектуальное | |
Срок реализации программы: 4 года | |
Учитель (ФИО): Белоцерковская | Анастасия Валерьевна |
г. Салехард
2019 год
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
| Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48); |
| Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009г. No373 с изменениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г.) |
| План внеурочной деятельности на уровне начального общего, основного общего, среднего общего образования МАО «Обдорская гимназия» на 2019/2020 учебный год, утвержденный приказом МАОУ «Обдорская гимназия» № _ от _ августа 2019 года |
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» для 1-4 классов разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2013)
Назначение программы внеурочной деятельности «В мире книг»:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Актуальность и перспективность программы внеурочной деятельности «В мире книг»:
Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т.д.
Содержание занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия - учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся один раз в неделю. Объём часов, отпущенных на занятия: в 1 классе планируется 33 занятия, а во 2–4 классах по 34 занятия.
Цель программы внеурочной деятельности: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи программы:
-содействовать в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;
-создать условия для овладения основами самостоятельной читательской деятельности.
-развивать память, внимание, воображение.
-создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности
2.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате освоения программы «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Формы аттестации воспитанников: инсценирование, творческие отчёты, соревнования, работа с библиотечным каталогом, проектная деятельность и т.
К концу 1 класса ученик научится:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
К концу 2 класса ученик научится:
- знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской при-
надлежности в открытом библиотечном фонде);
пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
заполнять каталожную карточку;
систематизировать книги по авторской принадлежности;
составлять список прочитанных книг;
выделять особенности учебной книги;
работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
К концу 3 класса ученик научится:
работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
сравнивать басни по структуре и сюжету;
выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
собирать информацию для библиографической справки об авторе;
составлять таблицу жанров произведений писателя;
выполнять поисковую работу по проекту;
презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
находить по каталогу нужную книгу;
заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
писать отзыв о книге или героях книги;
пользоваться библиографическим справочником;
рассматривать и читать детские газеты и журналы;
находить нужную информацию в газетах и журналах;
собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
готовить материал для классной и школьной газеты;
пользоваться электронными газетами и журналами.
К концу 4 класса ученик научится:
составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
различать виды и типы книг:
писать отзыв о книге, пользуясь ее справочным аппаратом;
знать структуру книги и ее элементы, справочный аппарат;
пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
выполнять роль библиотекаря -выдавать книги и заполнять формуляры;
собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации ( выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т.д.);
работать с детскими журналами и газетами.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс |
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | В том числе |
теория | практика |
| Здравствуй, книга! | 2 | 1 | 1 |
| Обогащение читательского опыта. | 31 | 2 | 29 |
2.1 | Книги о Родине и родной природе. | 2 | - | 2 |
2.2 | Писатели детям. | 3 | 1 | 2 |
2.3 | Народная мудрость. Книги-сборники. | 2 | - | 2 |
2.4 | По страницам книг В. Г. Сутеева. | 3 | 1 | 2 |
2.5 | Сказки народов мира. | 3 | - | 3 |
2.6 | Книги русских писателей-сказочников. | 3 | - | 3 |
2.7 | Детские писатели. | 3 | - | 3 |
2.8 | Сказки зарубежных писателей. | 3 | - | 3 |
2.9 | Книги - сборники стихотворений для детей. | 2 | - | 2 |
2.10 | Дети – герои книг. | 3 | - | 3 |
2.11 | Книги о животных | 4 | - | 4 |
| Всего часов: | 33 | 3 | 30 |
2 класс |
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | В том числе |
теория | практика |
1 | Здравствуй, книга! | 5 | 1 | 4 |
| Книга, здравствуй | 3 | 1 | 2 |
| Книгочей — любитель чтения | 1 | - | 2 |
2 | Обогащение читательского опыта. | 26 | 2 | 24 |
2.1 | Книги о твоих ровесниках | 4 | - | 4 |
2.2 | Крупицы народной мудрости. Книги-сборники | 4 | 1 | 3 |
2.3 | Писатели-сказочники | 4 | - | 4 |
2.4 | Книги о детях | 4 | 1 | 3 |
2.5 | Старые добрые сказки | 4 | - | 4 |
2.6 | Книги о тех, кто подарил нам жизнь | 3 | - | 3 |
2.7 | Защитникам Отечества посвящается | 3 | - | 3 |
3 | По страницам любимых книг | 3 | 1 | 2 |
| Всего часов: | 34 | 4 | 30 |
3 класс |
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | В том числе |
теория | практика |
1 | Здравствуй, книга! | 4 | 1 | 3 |
| История книги. Библиотеки | | 1 | 3 |
2 | Обогащение читательского опыта. | 24 | 3 | 21 |
2.1 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 3 | - | 3 |
2.2 | Книги-сборники. Басни и баснописцы | 3 | 1 | 2 |
2.3 | Книги о родной природе | 3 | - | 3 |
2.4 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 3 | - | 3 |
2.5 | Животные — герои детской литературы | 4 | 1 | 3 |
2.6 | Дети — герои книг | 3 | - | 3 |
2.7 | Книги зарубежных писателей | 2 | - | 2 |
2.8 | Книги о детях войны | 3 | 1 | 2 |
3 | Периодические издания для детей | 3 | 1 | 2 |
4 | По страницам любимых книг | 3 | 1 | 2 |
| Всего часов: | 34 | 6 | 28 |
4 класс |
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | В том числе |
теория | практика |
1 | Обогащение читательского опыта | 23 | 3 | 20 |
1.1 | Страницы старины седой | 4 | 1 | 3 |
1.2 | Крупицы народной мудрости | 4 | 1 | 3 |
1.3 | Мифы народов мира | 2 | - | 2 |
1.4 | Русские писатели-сказочники | 3 | - | 3 |
1.5 | «Книги, книги, книги…» | 4 | 1 | 3 |
1.6 | Книги о детях и для детей | 3 | - | 3 |
1.7 | Родные поэты | 3 | - | 3 |
2 | По страницам любимых книг | 8 | 2 | 6 |
2.1 | Писатели о писателях. Очерки и воспоминания | 4 | 1 | 3 |
2.2 | Мир книг | 4 | 1 | 3 |
3 | Детские справочники и энциклопедии | 3 | 1 | 2 |
| Всего часов: | 34 | 6 | 28 |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№. п/п | Тема занятия | Дата проведения |
план | факт |
Здравствуй, книга. |
| Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | | |
| Художественные книги. Больше форматная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | | |
Книги о Родине и родной природе. |
| Экскурсия в школьную библиотеку. | | |
| Книги о Родине и природе. | | |
Писатели детям. |
| Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | | |
| Книги-сборники писателей-классиков о детях | | |
| Книги о детях современных писателей. | | |
Народная мудрость. Книги-сборники. |
| Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники потешек, скороговорок, считалок. | | |
| Загадки о животных. Игры «Загадай загадку», «Сочини загадку» | | |
По страницам книг В. Г. Сутеева. |
| По страницам книг В.Г. Сутеева (книги-сборники, книги – произведения). | | |
| В.Г. Сутеев – автор и оформитель книг для детей. | | |
| Литературная игра «По страницам сказок В.Г. Сутеева». | | |
Сказки народов мира. |
| Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. | | |
| Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. | | |
| Библиотечный урок. Книги – сказки о лисе. | | |
Книги русских писателей-сказочников. |
| Книга сказок (сборник сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | | |
| По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. | | |
| Игра - викторина «Наш любимый Буратино» | | |
Детские писатели. |
| Книги С.Я. Маршака. Выставка книг. | | |
| Книги-сборники произведений К.И. Чуковского. | | |
| Е.И. Чарушин - писатель и иллюстратор своих книг. | | |
Сказки зарубежных писателей |
| Книга Ш. Перро «Красная шапочка» разных изданий. | | |
| Книга Джоэля Харриса «Сказки Дядюшки Римуса» | | |
| В гостях у сказки. Игра – викторина. | | |
Книги - сборники стихотворений для детей. |
| Стихотворения для детей. Книги-сборники. | | |
| Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | | |
Дети – герои книг. |
| Дети-герои книг детских писателей. | | |
| Литературная игра «Вопросы и ответы». | | |
| По страницам любимых книг. Выставка книг. | | |
Книги о животных |
| Книги В.В. Бианки. | | |
| Книги Г.А. Скребицкого. | | |
| Книга Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | | |
| Здравствуй, лето! Рекомендации по летнему чтению. | | |
2 класс
№. п/п | Тема занятия | Дата проведения |
план | факт |
Книга, здравствуй. |
1 | Роль книги в жизни человека. | | |
2 | История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | | |
3 | Структура книги. | | |
Книгочей – любитель чтения. |
4 | Экскурсия в библиотеку. | | |
5 | Правила поведения в библиотеке. | | |
Книги о твоих ровесниках. |
6 | Выставка книг о детях. Структура книги. | | |
7 | Книги В. Осеевой. Книга-сборник. | | |
8 | Книги Е. Пермяка. Титульный лист. | | |
9 | Книги В. Драгунского. | | |
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники. |
10 | Малые жанры фольклора. | | |
11 | Пословицы. | | |
12 | Загадки. | | |
13 | Скороговорки и чистоговорки. | | |
Писатели-сказочники. |
14 | Писатели-сказочники. | | |
15 | Герои сказок. | | |
16 | По страницам сказок Х. К. Андерсена. | | |
17 | Проект «Лукошко сказок» | | |
Книги о детях. |
18 | Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке | | |
19 | Книги С. Михалкова. | | |
20 | Книги о братьях наших меньших. | | |
21 | Стихи для детей. | | |
Старые добрые сказки. |
22 | Книги-сборники сказок народов мира. | | |
23 | Книги-сборники сказок народов мира. | | |
24 | Русская народная сказка «Снегурочка» и японская народная сказка «Журушка» | | |
25 | Народные сказки на страницах детских журналов. | | |
Книги о тех, кто подарил нам жизнь. |
26 | Книги о семье. | | |
27 | Книги о семье. | | |
28 | Проект «Моя семья» | | |
Защитникам Отечества посвящается. |
29 | Защитники Отечества в былинах и сказаниях | | |
30 | Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне…» | | |
31 | Проект «Защитники Отечества в моей семье» | | |
По страницам любимых книг. |
32 | Библиотечный урок «Хвала книге» | | |
33 | Проект «Презентация любимых книг» | | |
34 | Летнее чтение. | | |
3 класс
№. п/п | Тема занятия | Дата проведения |
план | факт |
История книги. Библиотеки. |
1 | Былины, легенды, сказы. | | |
2 | Первые книги. Библия. | | |
3 | Летописи. Рукописные книги. | | |
4 | Истрия книги. | | |
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные. |
5 | Волшебный мир сказок. | | |
6 | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | | |
7 | Сказки с загадками. | | |
Книги-сборники. Басни и баснописцы. |
8 | История басни. | | |
9 | Басни в прозаической форме. | | |
10 | Русские баснописцы. | | |
Книги о родной природе. |
11 | Родные поэты. | | |
12 | Стихотворения Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета. | | |
13 | Проект «Краски и звуки поэтического слова» | | |
Книги Л. Н. Толстого для детей |
14 | Л. Н. Толстой для детей. | | |
15 | Л. Н. Толстой для детей. | | |
16 | Л. Н. Толстой – обработчик русских народных сказок. | | |
Животные – герои детской литературы. |
17 | Произведения о животных. | | |
18 | Рассказы о животных А. Куприна. | | |
19 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» | | |
20 | Художники-иллюстраторы книг о животных. | | |
Дети – герои книг. |
21 | Дети – герои книг. | | |
22 | Произведения о детях. | | |
23 | Литературная игра. | | |
Книги зарубежных писателей. |
24 | Зарубежные писатели. | | |
25 | Библиографический справочник. | | |
Книги о детях войны. |
26 | Л. Воронкова «Девочка из города». | | |
27 | Л. Пантелеев «Новенькая». | | |
28 | Кто они – дети войны. | | |
29 | Что такое периодика. | | |
Газеты и журналы для детей. |
30 | Детские газеты и журналы. | | |
31 | Электронные периодические издания. | | |
«Книги, книги, книги…» |
32 | Классная газета «Книгочей» | | |
33 | Классная газета «Книгочей» | | |
34 | Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?» | | |
4 класс
№. п/п | Тема занятия | Дата проведения |
| |
Страницы старины седой. |
1 | Книги Древней Руси. | | |
2 | Былинные богатыри. | | |
3 | Библейские предания. | | |
4 | Экскурсия в книжный магазин. | | |
Крупицы народной мудрости. |
5 | Героические песни о героях России. | | |
6 | С. Алексеев «Рассказы о Суворове» | | |
7 | Русь в произведениях фольклора. | | |
8 | Проект «Русь великая в пословицах и поговорках» | | |
Мифы народов мира. |
9 | Мифы народов мира. | | |
10 | Мифологические герои. | | |
Русские писатели-сказочники. |
11 | Мир сказок: сказки народные и авторские. | | |
12 | Сказки русских писателей-классиков. | | |
13 | Фольклорные корни литературных произведений. | | |
«Книги, книги, книги…» |
14 | Книга. Элементы книги. | | |
15 | Первые библиотеки. | | |
16 | Книга. Типы книг. | | |
17 | Проект «Русские баснописцы» | | |
Книги о детях и для детей. |
18 | Дети – герои книг писателей XIX в. | | |
19 | Фантастика и приключения. | | |
20 | Авторы произведений о детях. | | |
Словари, справочники, энциклопедии |
21 | «Хранители слов» - словари. | | |
22 | Справочники и энциклопедии. | | |
23 | Игра «100 вопросов Почемучек» | | |
| Родные поэты. | | |
24 | Поэты о родной природе. | | |
25 | Стихотворения о Родине. | | |
26 | Конкурс чтецов «Стихи о Родине и родной природе». | | |
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания. |
27 | Писатели о писателях. | | |
28 | Писатели о писателях. | | |
29 | Корреспондент газеты. | | |
30 | «Очерк о своей школе или посёлке» | | |
Мир книг. |
31 | Книги о детях войны. | | |
32 | Книги о животных. | | |
33 | Детские газеты и журналы. | | |
34 | Библиотечная мозаика «Тайны книг» | | |
5. ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности «В мире книг» являются:
литературные игры,
конкурсы-кроссворды,
библиотечные уроки,
путешествия по страницам книг, проекты,
встречи с писателями родного края,
уроки-спектакли и т. д.
На кружковых занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Все формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «В мире книг» предусматривают широкое использование различных демонстрационных материалов:
портретов писателей, поэтов;
репродукций картин в соответствии с содержанием программы;
художественных фотографий в соответствии с содержанием программы;
иллюстраций к литературным произведениям.
Данной программой определено проведение итоговых занятий по окончании изучения ряда разделов в виде утренников.
В качестве справочной литературы целесообразно использовать на занятиях ЭОР «Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей» (Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей».– М.: Вентана-Граф, 2012.)
Приложение 5
Стандартизированная методика исследования навыка чтения (СМНЧ) А.Н. Корнева
Цель методики: определение уровня сформированности навыка чтения.
Форма проведения исследования: индивидуальное.
Продолжительность обследования: 15-20 минут.
Требование: Обследование чтения проводится в тихом изолированном помещении. Необходимо создать непринужденную атмосферу, нейтрализовать у ребенка ожидание оценивания его школьной успешности.
Рекомендуется: Начинать с исследования чтения отличников (1-2 учащихся из 2, 3, 4 классов) с целью получения эталонного варианта в параллели.
Как я ловил раков | Слов |
В нашей деревне текут два ручейка. В них живет | 9 |
много раков. Мальчики ловят их руками под камнями, | 17 |
в дырах между корнями или под берегом. Потом они | 26 |
варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от | 36 |
моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный. | 46 |
Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать, | 54 |
а трудно сделать. У раков есть свое оружие — клешни, | 63 |
которыми они щиплются как следует. Кроме того, я | 71 |
боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно | 80 |
прикоснуться к лягушке или даже к змее! Мой друг | 89 |
посоветовал мне, как можно ловить раков совсем | 96 |
по-другому... | 98 |
Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо. | 104 |
Рак крепко схватит мясо и затем его легко вытащить | 113 |
из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень | 123 |
понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи. | 131 |
В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду. | 142 |
Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел | 151 |
нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и, | 161 |
наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил | 170 |
мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень | 178 |
осторожно вытянул свою удочку из воды, и рак лежит на | 188 |
траве. | |
Но некоторые раки были более осторожными. Когда | 196 |
палка-удочка дрожала, рак сразу ее отпускал и задом | 205 |
плыл в нору. | 208 |
Отгадайте, почему задом? Но все-таки я наловил | 215 |
много раков. Мама их сварила. Какими они были красными! | 224 |
И очень вкусными! | 227 |
Вопросы для оценки понимания прочитанного к тексту 1:
1. Сколько ручейков текут в деревне?
2. Кто в них живет?
3. Где мальчики ловят раков?
4. Что мальчики с ними делают?
5. От кого мальчик получил рака?
6. Чего захотелось мальчику?
7. Что есть у раков?
8. Что боялся сделать мальчик?
9. Почему?
10. Что посоветовал ему друг?
к тексту 2:
1. Где росла ель?
2. Что поражало маленькую ель?
3. Какие отношения у нее были с терновником?
4. Что ели понравилось осенью?
5. Что сказали птицы?
6. Что сказала ель терновнику?
7. Что терновник ей ответил?
8. Что потом сделал терновник?
9. Что сделалось с ветвями терновника?
10. Что происходило с елью?
При хорошем понимании текста ребенок должен правильно ответить не менее чем на 7 вопросов из 10 (при условии, что прочитано в 1 тексте не менее 98 слов, а во 2 — не менее 127 слов).
Оценка понимания прочитанного:
IV уровень – полное понимание смысла прочитанного, не менее 7 правильных ответов;
III уровень – неполное понимание прочитанного, 5-6 правильных ответов;
II уровень – фрагментарное понимание, незначительное изменение смысла прочитанной ситуации, 4-3 правильных ответа;
I уровень – отсутствие понимания прочитанного, грубое искажение смысла, 0-2 правильных ответа.
Приложение 6
«Тестовые задания для определения уровня понимания текста»
А.В. Сапа [52]
Методика «Определение уровня анализа и оценки текста»
А.В.Сапа в своих диагностиках предлагает использовать шесть уровней понимания текста, выделенных экспертами PISA. Но так как 5-6 (высокий) уровень предполагает глубокое понимание сложных текстов, нюансов языка и логики, для диагностики уровней интерпретации и рефлексии, оценки текста в начальной школе А.В. Сапа рекомендует не учитывать этот уровень. Таким образом, учащиеся из экспериментальной и контрольной групп были разделены на четыре группы, соответствующие четырем уровням понимания текста:
1 уровень (ниже базового) - менее 7 правильных ответов,
2 уровень (базовый) - не менее 7 правильных ответов,
3 уровень (средний) - не менее 10 правильных ответов,
4 уровень (повышенный) - не менее 13 правильных ответов.
Учащимся экспериментальной и контрольной групп предлагалось
выполнить тестовые задания и ответить на вопросы по рассказу В.Берестова «Аист и соловей». За неделю до проведения диагностики младшим школьникам было сообщено, по какому произведению им будут даны задания, поэтому имели возможность прочитать или повторить данный рассказ.
«Аист и воробей» входит в списки рекомендованной литературы для внеклассного чтения для 2 класса, следовательно, рассказ соответствует типичному уровню трудности литературных произведений, изучаемых второклассниками в первой половине учебного года. В то же время, рассказ несет в себе серьезную смысловую и эмоциональную нагрузку, поэтому не является легким текстом для смыслового чтения.
Методика позволяет очень полно диагностировать уровень сформированности смыслового чтения по показателю «интерпретация текста». В нашем исследовании учащимся перед выполнением тестовых заданий было дано время на актуализацию содержания рассказа. Затем младшим школьникам были выданы бланки для выполнения тестовых заданий. Всего младшим школьникам было предложено 15 тестовых заданий. Диагностика проводилась одновременно во всем классе, каждый ученик имел возможность выполнять задания в удобном для себя темпе.
30