Наименование практики: «Занимательная Аннотация к образовательной практикеробототехника».
Место реализации практики и целевая аудитория: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско–юношеский центр», МБОУ СОШ №3 г.Салехарда в
детском мобильном технопарке и МБДОУ «Детский сад №14 «Улыбка».
К
ураторы образовательной практики: Шаймарданова Ирина Леонидовна, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр», педагог дополнительного образования; Андреева Светлана Анатольевна, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр», педагог дополнительного образования; Пищулина Екатерина Александровна, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр», педагог дополнительного образования.
Руководитель образовательной практики: Кассис Светлана Николаевна, методист МАУ ДО ДЮЦ, тел. 83492232412, [email protected] Целевая аудитория:
обучающиеся муниципальных общеобразовательных организаций в возрасте 5–9 лет;
педагоги дополнительного образования МАУ ДО ДЮЦ;
представители СМИ;
родители (законные представители);
другие заинтересованные лица.
Актуальность практики.
Согласно «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678) содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано на:
создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно - эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством.
Одним из ожидаемых результатов реализации концепции является обновление содержания, технологии реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности.
Технические достижения всѐ быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования познавательного интереса, базовых знаний и навыков в области робототехники.
Исходя из вышесказанного, идея организации системы дополнительных занятий
техническим творчеством для детей 5 Занимательная роботехника»– 9 лет является актуальной и своевременной. В рамказ
сетевого взаимодействия на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско–юношеский центр», МБОУ СОШ №3 г.Салехарда в детском мобильном технопарке и МБДОУ «Детский сад №14 «Улыбка», организована работа школы робототехники. С целью организации системной работы разработаны общеразвивающая программы технической направленности «Занимательная робототехника», «Lego-конструирование», «Мир лего» Инновационный характер практики.
Предлагаемая авторским коллективом практика носит инновационный характер по ряду оснований.
Во - первых, направления деятельности соответствуют Концепции развития дополнительного образования детей, запросам потребителей образовательных услуг и государства.
Во - вторых, данная педагогическая практика реализует деятельностный подход к дополнительному образованию обучающихся, который заключается в следующем:
обоснована система формирования знаний, умений и навыков, характеризующаяся целостностью, последовательностью, уровневостью;
обозначены критерии оценки уровня сформированности знаний и умений обучающихся; выявлены условия успешности применения представленных программ;
предусмотрено включение обучающихся в педагогически организованную деятельность, увеличение доли самостоятельности и познавательной активности детей.
В -
9 лет, путем внедрения в образовательный процесс данной практики;
Новизна.
Новизна представленной практики заключается в адаптации конструкторов нового поколения исследовательско-технической направленности, способствующих развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества, в процессе которого ребѐнок отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаѐт нечто новое для себя и других. На занятиях детям предоставляется возможность, используя схему сборки известного им механизма сконструировать модель робота, по собственному замыслу используя дополнительные детали конструктора. Таким образом, дети приобретут не только базовые навыки конструирования, но и смогут программировать собираемые объекты.
Так же новизна образовательной практики выражена в инженерной направленности
о
бучения, которое базируется на новых информационных технологиях, предусматривает авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты, внедрение в образовательный процесс интерактивные средства обучения, отвечает требованиям направления региональной политики в сфере образования – развитие научно-технического творчества детей в условиях модернизации образования.
Цель и задачи образовательной практики.
Цель: создание комплекса условий в целях сетевого взаимодействия для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного и младшего школьного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования образовательной робототехники.
Задачи:
формирование целостной системы знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности в сфере технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
обучение детей работе с конструктором Cubroid, освоение ими блочного программирования Scratch;
создание условий для проведения занятий по робототехнике на площадке МАУ ДО «ДЮЦ», а также на площадках других образовательных учреждений города Салехарда – участников сетевого взаимодействия (МБОУ СОШ №3 г.Салехарда в детском мобильном технопарке и МБДОУ «Детский сад №14 «Улыбка»);
развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели;
формирование системы соревнований, проведение конкурсов по робототехнике между группами обучающихся объединения «Занимательная робототехника» в рамках сетевого взаимодействия с целью выявления одаренных детей и поощрения их дипломами победителей в конкурсах за 1, 2,3 место;
участие команд обучающихся объединения «Занимательная робототехника» в региональных и всероссийских конкурсах в сфере программирования и робототехники;
выявление и поддержка одарѐнных детей;
развитие у обучающихся навыков практического применений знаний в области робототехники и программирования;
создание системы наращивания профессионализма педагогов по реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Содержание практики
Внедрение образовательной практики «Сетевое взаимодействие при проведении занятий в объединении «Занимательная робототехника» заложит фундамент для реализации знаний и умений в сфере научно-технического творчества детей, даст им начальные (базовые) технические понятия (знания) и навыки. После обучения в объединении «Занимательная робототехника» в начальной школе, детям будет проще и легче обучаться на уроках информатики и программирования в среднем звене школы, реализовывать свои собственные исследовательские и технические проекты старших классах. В целом, научно-техническое направление дополнительного образования является важной составляющей общей ранней профориентационной деятельности системы образования.
Практика разработана для обучения детей (5-6 лет, 7-9 лет) навыкам конструирования и робототехники. Содержание выстроено на основании нормативно - правовых документов и учебно - методических комплексов, а также собственно богатого опыта практической деятельности в указанной области.
П
рактика предполагает обучение детей в процессе игровых занятий и техническое творчество одновременно. Необходимость использования конструкции в игре является основным мотивом конструктивной деятельности на занятии. Связь конструктивной деятельности с игрой, как ведущим видом деятельности, у детей обеспечивается включением в состав материалов игрушек, предметов, изображающих животных, растения, людей, транспортные средства. Также, предлагая задания для конструирования объекта, включая сказочный сюжет, момент соревновательности, организовываются конкурсы лучшей постройки роботов и т.п. Составленный учебный и календарный план предполагает проведение занятий 3 раза в неделю, в соответствии с запланированной в представленной практике программами: «Мир Лего», «Легоконструирование», «Занимательная роботехника».
Содержание занятий представлено в двух частях: теоретической и практической.
В теоретической педагог знакомит обучающихся с видами и деталями конструкторов, с вариантами скрепления, частями конструкции, с некоторыми конструкторскими понятиями, такими как энергия, сила, трение, вращение.
В практической части запланирована работа по сборке модели, используя инструкцию, образец или собственный замысел; строительство конструкции, проведение испытаний модели, обыгрывание построек, презентация готовой модели.
С организацией работы школы роботехники можно ознакомиться, пройдя по ссылке:
https://vk.com/may_do_duc https://vk.com/club223211134
Технические ресурсы
Робототехника
Конструктор по робототехнике MRT 1-1 HAND | https://youtu.be/4b2GRoNaCM8 |
Конструктор по робототехнике MRT1 Brain A | https://youtu.be/68RLuW6jn_s |
Детский конструктор по образовательной робототехнике "РОБОТРЕК "МАЛЫШ-1" | https://youtu.be/b0UGVSd21P4 |
Детский конструктор по образовательной робототехнике "РОБОТРЕК "МАЛЫШ-2" | https://youtu.be/sVcuhPPpLTM |
Детский конструктор по образовательной робототехнике "РОБОТРЕК "СТАЖЕР А" | https://youtu.be/hk8Ul6PjEOM |
Детский конструктор по образовательной робототехнике "МОЙ РОБОТ" | https://youtu.be/vccQFCDySZg |
Детский конструктор по образовательной робототехнике "РОБОТРЕК "БАЗОВЫЙ" | https://youtu.be/Lh50mAbMtp4 |
Компьютерное зрение
Ресурсный набор «ВИДЭРЭТРЕК 1» https://youtu.be/RKpQPvur_8g Нейротехнологии
Ресурсный набор Роботрек "Нейротрек" | https://youtu.be/kYNeCU9krHo |
Цифровой образовательный аппаратнопрограммный комплекс «Юный нейрофизиолог-инженер» ЭЛЕКТРОГАРНИТУРА | https://youtu.be/3NWFZCAczLY https://youtu.be/4VxH3tk4DfQ https://youtu.be/nM3T47Cm290 |
Цифровой образовательный аппаратнопрограммный комплекс «Юный нейрофизиолог-инженер» НЕЙРОГАРНИТУРА | https://youtu.be/rlHjNRDkXTQ https://youtu.be/JhYEN2T9U4Q https://youtu.be/dbgF0eP7RQ4 |
УМК к конструктору РОБОТРЕК «Малыш 2»: «Мир вокруг нас. Основы нейропилотирования» | https://youtu.be/i9er-PqpzjY |
Искусственный интеллект
Образовательный комплекс по изучению https://youtu.be/n_NzjyrVC2k основ искусственного интеллекта
(НЕЙРОСЕТИ) АРТИНТРЕК
Программное обеспечение NNWIZARD https://youtu.be/lTtUbRrhgpE для обучения собственных нейронных
сетей
Программирование
Курс «Программирование https://youtu.be/xT0IwSSIZyM
микроконтроллера Трекдуино ПРО на языке Python»
Для поддержания интереса к занятиям используются разнообразные формы и методы:
словесные методы: беседа, рассказ - из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;
наглядные методы: показ: демонстрация технологических карт и схем, инструкций, использование технических средств;
практические методы: игровой, соревновательный – для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий.
При объяснении нового материала используются компьютерные презентации. На занятиях используется дифференцированный подход, учитываются интересы и возможности воспитанников. Предусмотрено выполнение заданий разной степени сложности. Таким образом, создаются оптимальные условия для активной деятельности всех обучающихся.
Этапы реализации практики
Программы состоят из двух взаимосвязанных частей: лего-конструирование и робототехника.
часть. В первый год обучения используются конструкторы «LEGO серии «Образование» - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.
В процессе занятий дети последовательно знакомятся и конструируют с серией «LEGO»: «Город», «Строительные машины»; наборами:
«Общественный и муниципальный транспорт», «Рабочие и служащие», «Службы спасения», «Окна, двери и черепица для крыши», «Сказочные и исторические персонажи»; серией «LEGO конструирование и творчество»: «Первые механизмы», «Космос и аэропорт», «Строительные кирпичи LEGO», базовый набор «Построй свою историю», дополнительные наборы «Построй свою историю. Космос», «Построй свою историю. Городская жизнь», «Декорации» для детей 3-7 лет, набором «Кирпичики LEGO для творческих занятий».
часть. На втором году обучения используется линейка конструкторов: Cubroid Coding Block, «Роботрек стажер А», «Роботрек стажер Б», Роботрек «Нейротрек» (продвинутый уровень для детей 7-9 лет). Это специально разработанные конструкторы, с помощью которых дети впервые знакомятся с основными принципами конструирования, программирования, создают свои первые модели, конструкции.
Презентация образовательной программы «Мир Lego» https://cloud.mail.ru/public/N6Yu/3CKZEfSrV
Данные о результативности
Объемные показатели:
С 2018 года, в процессе кружковой работы данную практику освоили 280 обучающихся.
Организационно – содержательные данные:
Программы повышения квалификации.
Педагоги, реализующие образовательные программы в школе то, имеют высшее профессиональное образование и прошли курсы повышения квалификации:
«Знакомство с языком программирования Scratch», 24 ч.
«Технологии в образовании», 16 ч.
«Формирование инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством образовательной роботехники на основе конструктора «Роботрек», 36 ч.
Вебинар «STEAM-технологии: новые ступени в развитии детей дошкольного возраста», 1 ак.ч., Сертификат СМ 4006955 от 11.01.2022 г.
Семинар «Презентация нового набора Cubroid Premium Kit», 2 ак.ч, Сертификат №7953 от 13.11.2021 г.
Вебинар «Как целенаправленная игра улучшает результаты обучения. Система обучения ЛЕГО», 2 ак.ч., Сертификат №5658 от 10.11.2021г.
Вебинар «Игротека юного инженера-робототехника», 2 ак.ч., Сертификат №4128 от 02.11.2021 г.
Вебинар «Знакомство с образовательным набором KUBO CODING», 2 ак.ч, Сертификат №3653 от 28.10.2021 г.
Ссылка: https://cloud.mail.ru/public/uNRR/fL87h4VhM
Методические материалы
Разработаны программы и проекты:
Занимательная роботехника http://duc.edushd.ru/course/занимательная-робототехника/
Lego-конструирование http://duc.edushd.ru/course/lego-конструирование/
Мир лего http://duc.edushd.ru/course/мир-lego/
Проект «Занимательная робототехника» http://duc.edushd.ru/course/занимательнаяроботехника/
Проект «Роботрек»: развитие конструктивных умений и коррекция зрительного восприятия детей с сенсорными нарушениями средствами робототехники» http://duc.edushd.ru/course/роботрек/
Возможность использования представленного материала в опыте работы образовательных организаций системы дополнительного образования детей.
азмеще
е методических ма
ериалов на сай
ах: https://vk.com/may_do_duc https://vk.com/club223211134
Публикации методических материалов по теме практики в периодических изданиях, сборках, на образовательных порталах:
27.04.2022 г.
работа «Танк Амфибия». Свидетельство о публикации MUF 1870455 от 27.04.2022 г.
работа «Привидение». Свидетельство о публикации MUF 1870456 от 27.04.2022 г.
работа «Поезд». Свидетельство о публикации MUF 1870458 от 27.04.2022 г.
работа «Танк-«Т-34». Свидетельство о публикации MUF 1870462 от 27.04.2022 г.
работа «Мега-монстр». Свидетельство о публикации MUF 1870468 от 27.04.2022 г.
работа «Скорпион». Свидетельство о публикации MUF 1870465 от 27.04.2022 г.
работа «Черно-желтый гонщик». Свидетельство о публикации MUF 1870467 от
27.04.2022 г.
27.04.2022 г.
Программирование самолѐта с помощью конструктора «Куброид». Свидетельство о публикации MUF 2128694 от 16.11.2023 г.
Программирование танка с помощью конструктора «Куброид» Свидетельство о публикации MUF 2128698 от 16.11.2023 г.
Занятие по программированию на конструкторе Куброид. Машинка с воротами. Свидетельство о публикации MUF 2128702 от 16.11.2023 г.
Проект «Занимательная робототехника»: свидетельство о публикации на сайте Мультиурок
MUF 2123601
Проект «Роботрек»: развитие конструктивных умений и коррекция зрительного восприятия детей с сенсорными нарушениями средствами робототехники»: свидетельство о публикации на сайте Мультиурок MUF 2123610
Программирование самолѐта с помощью конструктора «Роботрек»: свидетельство о публикации на сайте Мультиурок MUF 2123671
Программирование стрекозы с помощью конструктора «Роботрек»: свидетельство о публикации на сайте Мультиурок MUF 2123705
Занятие по программированию с помощью конструктора «Роботрек» на тему «Весы»: свидетельство о публикации на сайте Мультиурок MUF 2123706
Проект ««РОБОТРЕК»: развитие конструктивных умений и коррекция зрительного восприятия детей с сенсорными нарушениями средствами робототехники» стал обладателем гранта «Педагогический стартап» https://vk.com/video-89594340_456251398?list=daa80d6bf52ea0b313 https://vk.com/wall-211984817_263
Примеры тиражирования практики в других регионах, организациях.
Участие в региональной конференции с выступлением «Пути развития технической направленности в учреждении дополнительного образования по средствам реализации программ технической направленности через сетевое взаимодействие и социальное партнерство».
Ссылка https://cloud.mail.ru/public/RjzY/RPMnngBu5
Мастер-класс «Роботы будущего». Выявление и вовлечение талантливых детей в объединение «Занимательная робототехника», демонстрация возможностей набора Cubroid, технология сборки конструктора. Фестиваль «Наука «0+» 8-9 декабря 2021 г. Приказ ДО Администрации МО г. Салехард, №920-о от 19.11.2021 г. Благодарственное письмо МКУ «Методический центр развития образования», 2022 г.
Работы обучающихся:
Объединение «Занимательная робототехника»: работа Машина будущего «Абоба» https://drive.google.com/file/d/12NZCwDuxQ-
3QaVX4E4OuFgnuJSXRTDfj/view?usp=sharing
Объединение «Занимательная робототехника»: работа «Танк Амфибия» https://drive.google.com/file/d/138Blb7TXcyty00tY1h7VNGtlm_9GdAhl/view?usp=shar ing
Объединение «Занимательная робототехника»: работа «Привидение» https://drive.google.com/file/d/12KNSb_gWjbycn9teB2NKU9GwD1952GL-
/view?usp=sharing
Объединение «Занимательная робототехника»: работа «Поезд» https://drive.google.com/file/d/12RXhOKgnjN29FHLmzS3Hr8jJyLzWdoVM/view?usp= sharing
Объединение «Занимательная робототехника»: работа «Танк-«Т-34» https://drive.google.com/file/d/12dWPej_YYGG7i-
WIKGzxMnJJTtvKGQ8z/view?usp=sharing
Объединение «Занимательная робототехника»: работа «Мега-монстр». https://drive.google.com/file/d/12wMbDwNscIwEYLEwC7O22ntx6OmBy8y3/view?usp
=sharing
Объединение «Занимательная робототехника»: работа «Черно-желтый гонщик». https://drive.google.com/file/d/13HeAIK3OoYvbSy4jkXXR4YudjvSWcOq1/view?usp=s haring
Программирование самолѐта с помощью конструктора «Куброид»
https://cloud.mail.ru/public/1JkF/9ZD5dtYgn
Кураторы образовательной практики: Шаймарданова Ирина Леонидовна, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детскоюношеский центр», педагог дополнительного образования; Андреева Светлана Анатольевна, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр», педагог дополнительного образования; Пищулина Екатерина Александровна, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр», педагог дополнительного образования; Контактная информация:
Адрес: 629004, Ямало–Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Арктическая, д. 16.
Телефон: 8 (349 22) 32412
E–mail: [email protected]
Официальный сайт: duc.edushd.ru
Ссылки на сайт школы роботехники: https://vk.com/club223211134