СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Образовательная практика «Занимательная робототехника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект «Образовательная практика «Занимательная робототехника»»



Наименование практики: «Занимательная Аннотация к образовательной практикеробототехника».

Место реализации практики и целевая аудитория: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско–юношеский центр», МБОУ СОШ №3 г.Салехарда в

детском мобильном технопарке и МБДОУ «Детский сад №14 «Улыбка».

К ураторы образовательной практики: Шаймарданова Ирина Леонидовна, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр», педагог дополнительного образования; Андреева Светлана Анатольевна, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр», педагог дополнительного образования; Пищулина Екатерина Александровна, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр», педагог дополнительного образования.

Руководитель образовательной практики: Кассис Светлана Николаевна, методист МАУ ДО ДЮЦ, тел. 83492232412, [email protected] Целевая аудитория:

  • обучающиеся муниципальных общеобразовательных организаций в возрасте 5–9 лет;

  • педагоги дополнительного образования МАУ ДО ДЮЦ;

  • представители СМИ;

  • родители (законные представители);

  • другие заинтересованные лица.

Актуальность практики.

Согласно «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678) содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано на:

  • создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно - эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством.

Одним из ожидаемых результатов реализации концепции является обновление содержания, технологии реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности.

Технические достижения всѐ быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования познавательного интереса, базовых знаний и навыков в области робототехники.

Исходя из вышесказанного, идея организации системы дополнительных занятий

техническим творчеством для детей 5 Занимательная роботехника»– 9 лет является актуальной и своевременной. В рамказ

сетевого взаимодействия на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско–юношеский центр», МБОУ СОШ №3 г.Салехарда в детском мобильном технопарке и МБДОУ «Детский сад №14 «Улыбка», организована работа школы робототехники. С целью организации системной работы разработаны общеразвивающая программы технической направленности «Занимательная робототехника», «Lego-конструирование», «Мир лего» Инновационный характер практики.

Предлагаемая авторским коллективом практика носит инновационный характер по ряду оснований.

Во - первых, направления деятельности соответствуют Концепции развития дополнительного образования детей, запросам потребителей образовательных услуг и государства.

Во - вторых, данная педагогическая практика реализует деятельностный подход к дополнительному образованию обучающихся, который заключается в следующем:

  • обоснована система формирования знаний, умений и навыков, характеризующаяся целостностью, последовательностью, уровневостью;

  • обозначены критерии оценки уровня сформированности знаний и умений обучающихся; выявлены условия успешности применения представленных программ;

  • предусмотрено включение обучающихся в педагогически организованную деятельность, увеличение доли самостоятельности и познавательной активности детей.

В -

  • при планировании и организации работы школы робототехники с обучающимися 5-

9 лет, путем внедрения в образовательный процесс данной практики;

  • при подготовке педагогических кадров для реализации социального заказа.

Новизна.

Новизна представленной практики заключается в адаптации конструкторов нового поколения исследовательско-технической направленности, способствующих развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества, в процессе которого ребѐнок отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаѐт нечто новое для себя и других. На занятиях детям предоставляется возможность, используя схему сборки известного им механизма сконструировать модель робота, по собственному замыслу используя дополнительные детали конструктора. Таким образом, дети приобретут не только базовые навыки конструирования, но и смогут программировать собираемые объекты.

Так же новизна образовательной практики выражена в инженерной направленности

о бучения, которое базируется на новых информационных технологиях, предусматривает авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты, внедрение в образовательный процесс интерактивные средства обучения, отвечает требованиям направления региональной политики в сфере образования – развитие научно-технического творчества детей в условиях модернизации образования.

Цель и задачи образовательной практики.

Цель: создание комплекса условий в целях сетевого взаимодействия для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного и младшего школьного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования образовательной робототехники.

Задачи:

  • формирование целостной системы знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности в сфере технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного и младшего школьного возраста;

  • обучение детей работе с конструктором Cubroid, освоение ими блочного программирования Scratch;

  • создание условий для проведения занятий по робототехнике на площадке МАУ ДО «ДЮЦ», а также на площадках других образовательных учреждений города Салехарда – участников сетевого взаимодействия (МБОУ СОШ №3 г.Салехарда в детском мобильном технопарке и МБДОУ «Детский сад №14 «Улыбка»);

  • развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели;

  • формирование системы соревнований, проведение конкурсов по робототехнике между группами обучающихся объединения «Занимательная робототехника» в рамках сетевого взаимодействия с целью выявления одаренных детей и поощрения их дипломами победителей в конкурсах за 1, 2,3 место;

  • участие команд обучающихся объединения «Занимательная робототехника» в региональных и всероссийских конкурсах в сфере программирования и робототехники;

  • выявление и поддержка одарѐнных детей;

  • развитие у обучающихся навыков практического применений знаний в области робототехники и программирования;

  • создание системы наращивания профессионализма педагогов по реализации дополнительных общеразвивающих программ.

Содержание практики

Внедрение образовательной практики «Сетевое взаимодействие при проведении занятий в объединении «Занимательная робототехника» заложит фундамент для реализации знаний и умений в сфере научно-технического творчества детей, даст им начальные (базовые) технические понятия (знания) и навыки. После обучения в объединении «Занимательная робототехника» в начальной школе, детям будет проще и легче обучаться на уроках информатики и программирования в среднем звене школы, реализовывать свои собственные исследовательские и технические проекты старших классах. В целом, научно-техническое направление дополнительного образования является важной составляющей общей ранней профориентационной деятельности системы образования.

Практика разработана для обучения детей (5-6 лет, 7-9 лет) навыкам конструирования и робототехники. Содержание выстроено на основании нормативно - правовых документов и учебно - методических комплексов, а также собственно богатого опыта практической деятельности в указанной области.

П рактика предполагает обучение детей в процессе игровых занятий и техническое творчество одновременно. Необходимость использования конструкции в игре является основным мотивом конструктивной деятельности на занятии. Связь конструктивной деятельности с игрой, как ведущим видом деятельности, у детей обеспечивается включением в состав материалов игрушек, предметов, изображающих животных, растения, людей, транспортные средства. Также, предлагая задания для конструирования объекта, включая сказочный сюжет, момент соревновательности, организовываются конкурсы лучшей постройки роботов и т.п. Составленный учебный и календарный план предполагает проведение занятий 3 раза в неделю, в соответствии с запланированной в представленной практике программами: «Мир Лего», «Легоконструирование», «Занимательная роботехника».

Содержание занятий представлено в двух частях: теоретической и практической.

В теоретической педагог знакомит обучающихся с видами и деталями конструкторов, с вариантами скрепления, частями конструкции, с некоторыми конструкторскими понятиями, такими как энергия, сила, трение, вращение.

В практической части запланирована работа по сборке модели, используя инструкцию, образец или собственный замысел; строительство конструкции, проведение испытаний модели, обыгрывание построек, презентация готовой модели.

С организацией работы школы роботехники можно ознакомиться, пройдя по ссылке:

https://vk.com/may_do_duc https://vk.com/club223211134

Технические ресурсы

Робототехника

Конструктор по робототехнике MRT 1-1 HAND

https://youtu.be/4b2GRoNaCM8

Конструктор по робототехнике MRT1 Brain A

https://youtu.be/68RLuW6jn_s

Детский конструктор по образовательной робототехнике "РОБОТРЕК "МАЛЫШ-1"

https://youtu.be/b0UGVSd21P4

Детский конструктор по образовательной робототехнике "РОБОТРЕК "МАЛЫШ-2"

https://youtu.be/sVcuhPPpLTM

Детский конструктор по образовательной робототехнике "РОБОТРЕК "СТАЖЕР А"

https://youtu.be/hk8Ul6PjEOM

Детский конструктор по образовательной робототехнике "МОЙ РОБОТ"

https://youtu.be/vccQFCDySZg

Детский конструктор по образовательной робототехнике "РОБОТРЕК "БАЗОВЫЙ"

https://youtu.be/Lh50mAbMtp4

Компьютерное зрение

Ресурсный набор «ВИДЭРЭТРЕК 1» https://youtu.be/RKpQPvur_8g Нейротехнологии

Ресурсный набор Роботрек "Нейротрек"

https://youtu.be/kYNeCU9krHo

Цифровой образовательный аппаратнопрограммный комплекс «Юный

нейрофизиолог-инженер»

ЭЛЕКТРОГАРНИТУРА

https://youtu.be/3NWFZCAczLY https://youtu.be/4VxH3tk4DfQ https://youtu.be/nM3T47Cm290

Цифровой образовательный аппаратнопрограммный комплекс «Юный

нейрофизиолог-инженер»

НЕЙРОГАРНИТУРА

https://youtu.be/rlHjNRDkXTQ https://youtu.be/JhYEN2T9U4Q https://youtu.be/dbgF0eP7RQ4

УМК к конструктору РОБОТРЕК «Малыш

2»: «Мир вокруг нас. Основы нейропилотирования»

https://youtu.be/i9er-PqpzjY

Искусственный интеллект

Образовательный комплекс по изучению https://youtu.be/n_NzjyrVC2k основ искусственного интеллекта

(НЕЙРОСЕТИ) АРТИНТРЕК

Программное обеспечение NNWIZARD https://youtu.be/lTtUbRrhgpE для обучения собственных нейронных

сетей

Программирование

Курс «Программирование https://youtu.be/xT0IwSSIZyM

микроконтроллера Трекдуино ПРО на языке Python»

Для поддержания интереса к занятиям используются разнообразные формы и методы:

  • словесные методы: беседа, рассказ - из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;

  • наглядные методы: показ: демонстрация технологических карт и схем, инструкций, использование технических средств;

  • практические методы: игровой, соревновательный – для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий.

При объяснении нового материала используются компьютерные презентации. На занятиях используется дифференцированный подход, учитываются интересы и возможности воспитанников. Предусмотрено выполнение заданий разной степени сложности. Таким образом, создаются оптимальные условия для активной деятельности всех обучающихся.

Этапы реализации практики

Программы состоят из двух взаимосвязанных частей: лего-конструирование и робототехника.

  1. часть. В первый год обучения используются конструкторы «LEGO серии «Образование» - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.

В процессе занятий дети последовательно знакомятся и конструируют с серией «LEGO»: «Город», «Строительные машины»; наборами:

«Общественный и муниципальный транспорт», «Рабочие и служащие», «Службы спасения», «Окна, двери и черепица для крыши», «Сказочные и исторические персонажи»; серией «LEGO конструирование и творчество»: «Первые механизмы», «Космос и аэропорт», «Строительные кирпичи LEGO», базовый набор «Построй свою историю», дополнительные наборы «Построй свою историю. Космос», «Построй свою историю. Городская жизнь», «Декорации» для детей 3-7 лет, набором «Кирпичики LEGO для творческих занятий».

  1. часть. На втором году обучения используется линейка конструкторов: Cubroid Coding Block, «Роботрек стажер А», «Роботрек стажер Б», Роботрек «Нейротрек» (продвинутый уровень для детей 7-9 лет). Это специально разработанные конструкторы, с помощью которых дети впервые знакомятся с основными принципами конструирования, программирования, создают свои первые модели, конструкции.

Презентация образовательной программы «Мир Lego» https://cloud.mail.ru/public/N6Yu/3CKZEfSrV

Данные о результативности

Объемные показатели:

С 2018 года, в процессе кружковой работы данную практику освоили 280 обучающихся.

Организационно – содержательные данные:

Программы повышения квалификации.

Педагоги, реализующие образовательные программы в школе то, имеют высшее профессиональное образование и прошли курсы повышения квалификации:

«Знакомство с языком программирования Scratch», 24 ч.

«Технологии в образовании», 16 ч.

«Формирование инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством образовательной роботехники на основе конструктора «Роботрек», 36 ч.

Вебинар «STEAM-технологии: новые ступени в развитии детей дошкольного возраста», 1 ак.ч., Сертификат СМ 4006955 от 11.01.2022 г.

Семинар «Презентация нового набора Cubroid Premium Kit», 2 ак.ч, Сертификат №7953 от 13.11.2021 г.

Вебинар «Как целенаправленная игра улучшает результаты обучения. Система обучения ЛЕГО», 2 ак.ч., Сертификат №5658 от 10.11.2021г.

Вебинар «Игротека юного инженера-робототехника», 2 ак.ч., Сертификат №4128 от 02.11.2021 г.

Вебинар «Знакомство с образовательным набором KUBO CODING», 2 ак.ч, Сертификат №3653 от 28.10.2021 г.

Ссылка: https://cloud.mail.ru/public/uNRR/fL87h4VhM

Методические материалы

Разработаны программы и проекты:

Занимательная роботехника http://duc.edushd.ru/course/занимательная-робототехника/

Lego-конструирование http://duc.edushd.ru/course/lego-конструирование/

Мир лего http://duc.edushd.ru/course/мир-lego/

Проект «Занимательная робототехника» http://duc.edushd.ru/course/занимательнаяроботехника/

Проект «Роботрек»: развитие конструктивных умений и коррекция зрительного восприятия детей с сенсорными нарушениями средствами робототехники» http://duc.edushd.ru/course/роботрек/

Возможность использования представленного материала в опыте работы образовательных организаций системы дополнительного образования детей.

азмеще е методических ма ериалов на сай ах: https://vk.com/may_do_duc https://vk.com/club223211134

Публикации методических материалов по теме практики в периодических изданиях, сборках, на образовательных порталах:

  • работа: Машина будущего «Абоба». Свидетельство о публикации MUF 18704483 от

27.04.2022 г.

  • работа «Танк Амфибия». Свидетельство о публикации MUF 1870455 от 27.04.2022 г.

  • работа «Привидение». Свидетельство о публикации MUF 1870456 от 27.04.2022 г.

  • работа «Поезд». Свидетельство о публикации MUF 1870458 от 27.04.2022 г.

  • работа «Танк-«Т-34». Свидетельство о публикации MUF 1870462 от 27.04.2022 г.

  • работа «Мега-монстр». Свидетельство о публикации MUF 1870468 от 27.04.2022 г.

  • работа «Скорпион». Свидетельство о публикации MUF 1870465 от 27.04.2022 г.

  • работа «Черно-желтый гонщик». Свидетельство о публикации MUF 1870467 от

27.04.2022 г.

  • работа «Черно-желтый гонщик». Свидетельство о публикации MUF 1870467 от

27.04.2022 г.

  • Программирование самолѐта с помощью конструктора «Куброид». Свидетельство о публикации MUF 2128694 от 16.11.2023 г.

  • Программирование танка с помощью конструктора «Куброид» Свидетельство о публикации MUF 2128698 от 16.11.2023 г.

  • Занятие по программированию на конструкторе Куброид. Машинка с воротами. Свидетельство о публикации MUF 2128702 от 16.11.2023 г.

Проект «Занимательная робототехника»: свидетельство о публикации на сайте Мультиурок

MUF 2123601

Проект «Роботрек»: развитие конструктивных умений и коррекция зрительного восприятия детей с сенсорными нарушениями средствами робототехники»: свидетельство о публикации на сайте Мультиурок MUF 2123610

Программирование самолѐта с помощью конструктора «Роботрек»: свидетельство о публикации на сайте Мультиурок MUF 2123671

Программирование стрекозы с помощью конструктора «Роботрек»: свидетельство о публикации на сайте Мультиурок MUF 2123705

Занятие по программированию с помощью конструктора «Роботрек» на тему «Весы»: свидетельство о публикации на сайте Мультиурок MUF 2123706

Проект ««РОБОТРЕК»: развитие конструктивных умений и коррекция зрительного восприятия детей с сенсорными нарушениями средствами робототехники» стал обладателем гранта «Педагогический стартап» https://vk.com/video-89594340_456251398?list=daa80d6bf52ea0b313 https://vk.com/wall-211984817_263

Примеры тиражирования практики в других регионах, организациях.

  • Участие в региональной конференции с выступлением «Пути развития технической направленности в учреждении дополнительного образования по средствам реализации программ технической направленности через сетевое взаимодействие и социальное партнерство».

Ссылка https://cloud.mail.ru/public/RjzY/RPMnngBu5

  • Мастер-класс «Роботы будущего». Выявление и вовлечение талантливых детей в объединение «Занимательная робототехника», демонстрация возможностей набора Cubroid, технология сборки конструктора. Фестиваль «Наука «0+» 8-9 декабря 2021 г. Приказ ДО Администрации МО г. Салехард, №920-о от 19.11.2021 г. Благодарственное письмо МКУ «Методический центр развития образования», 2022 г.

Работы обучающихся:

  • Объединение «Занимательная робототехника»: работа Машина будущего «Абоба» https://drive.google.com/file/d/12NZCwDuxQ-

3QaVX4E4OuFgnuJSXRTDfj/view?usp=sharing

  • Объединение «Занимательная робототехника»: работа «Танк Амфибия» https://drive.google.com/file/d/138Blb7TXcyty00tY1h7VNGtlm_9GdAhl/view?usp=shar ing

  • Объединение «Занимательная робототехника»: работа «Привидение» https://drive.google.com/file/d/12KNSb_gWjbycn9teB2NKU9GwD1952GL-

/view?usp=sharing

  • Объединение «Занимательная робототехника»: работа «Поезд» https://drive.google.com/file/d/12RXhOKgnjN29FHLmzS3Hr8jJyLzWdoVM/view?usp= sharing

  • Объединение «Занимательная робототехника»: работа «Танк-«Т-34» https://drive.google.com/file/d/12dWPej_YYGG7i-

WIKGzxMnJJTtvKGQ8z/view?usp=sharing

  • Объединение «Занимательная робототехника»: работа «Мега-монстр». https://drive.google.com/file/d/12wMbDwNscIwEYLEwC7O22ntx6OmBy8y3/view?usp

=sharing

  • Объединение «Занимательная робототехника»: работа «Черно-желтый гонщик». https://drive.google.com/file/d/13HeAIK3OoYvbSy4jkXXR4YudjvSWcOq1/view?usp=s haring

  • Программирование самолѐта с помощью конструктора «Куброид»

https://cloud.mail.ru/public/1JkF/9ZD5dtYgn



Кураторы образовательной практики: Шаймарданова Ирина Леонидовна, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детскоюношеский центр», педагог дополнительного образования; Андреева Светлана Анатольевна, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр», педагог дополнительного образования; Пищулина Екатерина Александровна, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр», педагог дополнительного образования; Контактная информация:

Адрес: 629004, Ямало–Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Арктическая, д. 16.

Телефон: 8 (349 22) 32412

E–mail: [email protected]

Официальный сайт: duc.edushd.ru

Ссылки на сайт школы роботехники: https://vk.com/club223211134