Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся
Классный руководитель : Жвакина Мария Виталиевна
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Предлагаемая программа является комплексной по содержанию деятельности и ориентирована на достижение, в основном, результатов второго уровня.
Программа рассчитана на 273 ч и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (10 ч в неделю), так и неравномерное их распределение с возможностью организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (например, праздники, заседания клубов, фестивали, походы, экскурсии, викторины, выставки, игры и т. п.). В этих случаях возможно объединение класса с другими классами школы, занимающимися по сходным программам, и проведение совместных занятий.
Программа состоит из трёх относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности третьеклассников. Однако направления и виды внеурочной деятельности и, соответственно, разделы программы могут варьироваться, ориентируясь на решение своих собственных педагогических задач каждого конкретного класса. К реализации данной программы учитель может привлечь учителей предметников (физкультуры, МХК, музыки, информатики и др.), педагогов дополнительного образования, родителей учащихся на оплачиваемой или безвозмездной основе в соответствии с имеющимися в ОУ возможностями.
Режим проведения внеурочной деятельности понедельник – пятница с 1230 – 1430 .
Внеурочная деятельность в школе осуществляется во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, конкурсы, соревнования, поисковые и проектные исследования, общественно-полезная практика.
Основные разделы программы
№ | Название раздела | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий | |
1 | Спортивно-оздоровительная деятельность | 34 | 16 | 18 | |
1.1 | Изучение правил техники безопасности и этических норм при проведении спортивных мероприятий | 3 | 3 | | |
1.2 | Спортчас (подвижные игры) (1 раз в неделю) | 19 | 10 | 9 | |
1.3 | «Веселые старты» Семейные спортивные праздники | 4 | 3 | 1 | |
1.4 | Элементарные туристские навыки Техника пешеходного туризма | 3 | - | 3 | |
1.5 | Походы выходного дня | 5 | | 5 | |
2 | Занятия в кружке «Юный пожарный» (строевая подготовка, изучение правил противопожарной безопасности, оказание первой помощи) | 34 | 28 | 6 | |
3 | Познавательная деятельность | 102 | 98 | 4 | |
3.1 | Проектная деятельность | 34 | 30 | 4 | |
3.2 | Компьютерная грамотность | 34 | 34 | - | |
3.3 | Юный шахматист | 34 | 34 | - | |
4 | Художественное творчество | 103 | 91 | 12 | |
4.1 | Хор (разучивание патриотических песен) | 34 | 30 | 4 | |
3.2 | Танцы | 34 | 30 | 4 | |
3.3 | Умелые ручки | 34 | 30 | 4 |
3.4 | Показ на «Дне кружковца» | 1 | 1 | - |
| Всего | 273 | 233 | 40 |
|
Примерное содержание занятий
Раздел 1. Спортивно-оздоровительная деятельность
1.1Изучение правил техники безопасности и этических норм при проведении спортивных мероприятий. Основные требования к занимающимся: регулярность, отсутствие пропусков без уважительной причины, заинтересованность, наличие спортивной формы.. Техника безопасности: правила поведения во время спортивных занятий, техника безопасности при занятиях со спортивными снарядами, предметами. Правила поведения в коллективных спортивных мероприятиях: честность, взаимоподдержка, взаимопомощь. Разработка Устава клуба.
1.2.Спортивный час. Занятия по общей физической подготовке. Коллективные спортивные игры: волейбол, футбол, хоккей, лапта, городки, народные детские игры и др. Велосипедные и лыжные пробеги. Коллективные походы на каток, в бассейн. Соревнования.
1.3.«Веселые старты» Семейные спортивные праздники. Подбор спортивно-развлекательных аттракционов. Разработка программ проведения «Веселых стартов». Формирование команд участников. Организация болельщиков. Подготовка художественного и музыкального оформления праздников и призового фонда. Подведение итогов и анализ проведения праздников.
1.4.Элементарные туристские навыки Техника пешеходного туризма. Тренировочные занятия по технике пешеходного туризма в спортивном зале и на свежем воздухе. лесу, у водоёмов, на болоте; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Спортивное туристское снаряжение и его назначение. Укладка рюкзака. Разбивка бивуака. Природоохранные действия человека во время отдыха на природе и при оборудовании туристских стоянок.. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым отстающим в походе, отношение к природе.
1.5.Походы выходного дня. Тренировочные походы выходного дня: подготовка, проведение, анализ. Сезонные экологические экспедиции в лес для изучения местной флоры и фауны: подготовка, проведение, анализ. Экологические рейды на берег реки и очистка побережья от бытового мусора: Подведение итогов похода, подготовка фотоотчёта, Ознакомление с итогами похода учащихся школы.
2. Юный пожарный. Учебный день начинается с утреннего осмотра, внешний вид прокадетов, подготовка к занятиям. На занятиях кружка предусмотрено изучение Кодекса кадетской чести, основ строевой подготовки, медицинской помощи, правил поведения в чрезвычайных ситуациях. Получают знания из истории Российской армии. Руководитель данного курса является учитель ОБЖ и физкультуры Демеев А.М.
Раздел 2. Познавательная деятельность
3. Проектная деятельность. . Форма работы проектной деятельности – это исследовательская работа, поиск вариантов решения, создание проблемных ситуаций на уроке.
Работая над проектом учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, самореализации и самоанализа своей деятельности.
3.1. Кружок по компьтерной грамотности. Знакомство с компьютером, развитие умений и навыков работы с ПК, знакомство с операционной системой Windows XP, работа в прикладных программах: Paint, Power Point, Publisher. Ссоставление презентаций.
3.2. Юный шахматист. Знакомство с шахматной доской; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах;ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
Раздел 3. Художественное творчество
3.1 Хор. Занятие музыкой, пением - разучивание новых песен, разучивание патриотических песен, рисование, походы в краеведческую комнату, праздники на уровне класса и школы, чтение, просмотр фильмов, игры и упражнения на развитие актерских способностей.
3.2.Умелые ручки. Изготовление поделок, выставки; экскурсии; творческие дела.
3.3.Танцевальный кружок. Изучаются основные движения и вариации из них, а также некоторые популярные танцы, которые развивают чувство ритма, координацию движений, умение двигаться под музыку, коммуникабельность. Улучшается память, внимание, внутренняя организация. Задача данного этапа – обучить отдельным танцам, задача которых – отработка корпусного движения, правильного и полного переноса тела, точной работы стопы. Разучиваются танцы различных родов войск российской армии.
3.4. Представление своих достижений на Дне Кружковца – представление для друзей и родителей, учащихся школы. Анализ и обсуждение итогов внеурочной деятельности класса
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения программы. В первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся должны научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Также в рамках внеурочной деятельности ведется коррекционная работа с детьми, требующими особого внимания, психолого-педагогической коррекции . Это и индивидуальная работа по постановке устной речи, почерка, письменной речи. Большая воспитательная работа проводится на базе школьной библиотеки, которую дети посещают еженедельно, и сельской библиотеки.
Особое место в новой системе оценивая как на уроке, так и во внеурочной деятельности уделено Портфолио, в котором ученики накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио.
Мониторинг внеурочной деятельности в классе
С целью выявления степени удовлетворенности организацией внеурочной деятельности и ее результатами мною применялись такие диагностические приемы и методы, как педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование учащихся и их родителей.
Вопросы анкет представлены на слайдах
Задачи анкетирования:
- выяснить, интересно ли ребенку посещать занятия, сумел ли ребенок узнать новое и важное для себя, хорошее ли у него настроение во время занятий деятельностью во внеурочное время.
- понять, как относятся родители к внеурочным занятиям своего ребенка, что они ожидают от участия своего ребенка во внеурочной деятельности, как они оценивают достижения своего ребенка.
Анкетирование проводилось в 1, и во 2 , и в 3классе. Результаты представлены в таблицах. Возросла удовлетворенность учащихся занятиями внеурочной деятельности. Об эффективности работы школы также свидетельствует низкая степень различия между показателями удовлетворенности качеством внеурочной деятельности учеников и показателем удовлетворенности родителей. В ходе мониторинга отмечено, что в школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся.
Также было проведено анкетирование учеников для выявления мотивов посещения внеурочных занятий.
1 класс
Могу заниматься любимым делом - 53%;
Нравится учитель - 65%;
Нравится общаться в коллективе - 66%;
Настаивают на посещении родители, учитель – 8 %
2 класс
Могу заниматься любимым делом - 53%;
Нравится учитель - 65%;
Нравится общаться в коллективе - 66%;
Имею возможность принимать участие в различных мероприятиях - 59%.
3 класс
Могу заниматься любимым делом- 53 %
Нравится учитель- 65%
Нравится общаться в коллективе- 68%
Имею возможность принимать участие в различных мероприятиях, конкурсах, конференциях- 60%
Уровень удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности в МБОУ « Юбилейная СОШ в 2014-2015 учебном году:
1 | Кружок «Умелые ручки» | 100% |
2 | Спортивный час | 90% |
3 | Хор | 85% |
4 | Юный пожарный | 80 % |
5 | Компьютерная грамотность | 79% |
6 | Я-исследователь | 68% |
Результаты реализации программы
Следуя наблюдениям и результатам анкетирования, мониторинга удовлетворенности организации внеурочной деятельности среди учащихся и их родителей, проведенных диагностических исследований (методики «Цветик-семицветик», «Кто Я?, «Репка», «Уровень воспитанности») было выявлено, что учащиеся моего класса достигли второго уровня: Сформировано позитивное отношение школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: идет развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.