СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект обучающихся 1 класса по предмету сольфеджио на тему «Интервалы»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект посвящен изучению темы "Интервалы"

Просмотр содержимого документа
«Проект обучающихся 1 класса по предмету сольфеджио на тему «Интервалы»»

Путешествие в страну интервалов









Проект обучающихся 1 класса

по предмету сольфеджио

на тему «Интервалы»



Организатор и участник проекта

Преподаватель теоретических дисциплин

МКОУ ДО «Курчатовская районная ДШИ» Курской области,

Курчатовского района

Капуста Ульяна Сергеевна





























Цель проекта: сделать процесс обучения предмету «Сольфеджио» интересным, творческим и увлекательным.

Задачи:

1. Образовательная: закрепить образно-слуховое усвоение характера звучания интервалов и образное обозначение, соответствующее каждому интервалу (как методом внемузыкальных ассоциаций, который основан на ассоциативно-образном восприятии учащихся, так и с помощью метода конкретного представления характера звучания каждого элемента музыкального языка – интервала). Научиться узнавать, различать и сравнивать созвучия интервалов.


2. Развивающая: развитие творческих навыков фантазирования, импровизирования, развитие артистизма, опыт художественного перевоплощения (пантомима, вживление в образ, рассказ).

3. Воспитательная: воспитать музыкально – художественный вкус и интерес к предмету сольфеджио.

Участники проекта – обучающиеся 1 класса.

Этапы:

I. Организационный. Приветствие. Вступительное слово преподавателя с обоснованием выбранной темы.



    1. Образно-слуховое восприятие интервалов.


  1. Ребята, давайте повторим интервалы, которые мы знаем. Я буду называть вам образ, исполнять интервал, а ваша задача внимательно слушать, показать этот интервал пластическим символом, затем сказать название.


(Не секрет, что сольфеджио – достаточно статичный урок. При этом все педагоги понимают важность «мышечной» активности для ребенка, знают о радости, которую ему доставляет движение даже в малых дозах. Ассоциативный образ, преобразившийся в пластический знак, дает детям возможность «подержать» интервал в руках, «поиграть» с ним и привносит в занятия элементы двигательной активности. К тому же восприятие интервалов с опорой на двигательные функции памяти в соединении с пластикой значимо с точки зрения понимания детьми музыкальной интонации. Она «телесна уже по своей форме: она промысливается дыханием, связками, мимикой, жестами - целостным движением человека» В. Медушевский).



«Жираф» У Жирафа длинная шея, она тянется-тянется-тянется…

/Проигрываю чистую октаву, заполняя ее по хроматизму и показываю, как тянется эта шея/.

Поднятые над головой и раскрытые в сторону руки.

Какой это интервал? (чистая октава)



Обезьянка Чи-Чи. (Ее обязательно нужно пропевать: «Я обезьянка Чи-Чи…»)

Веселая обезьянка поет о себе. Какой это интервал? (малая септима)



Волк. У него грозные глаза и он большой! Конечно, не такой большой, как Жираф, но тоже большущий! /Я играю большую септиму, и дети морщатся – некрасиво звучит/. Волк не очень-то хороший. Понятно, почему некоторые его даже боятся, а другие готовы сразиться с ним.

Какой интервал прозвучал? (большая септима).



Показываю символ: обе руки, соединенные подушечками четырех пальцев («домиком») со второго по пятый.

Если жест видоизменить – спрятать в кулачок первый, третий, и четвертый пальцы, оставить второй и пятый, то пальцы «покажут», как сыграть кварту и, скорее всего, рассмешить – ведь получится «коза рогатая», знакомая всем детям.

Тут же показываю еще один жестко звучащий интервал – кварту. Ворона - кварта некрасиво каркает и капризничает. Она топает ножкой: «Хочу мороженое! Купи мороженое!» Невоспитанная ворона… Но ее можно поучить и перевоспитать. И тогда она уже не топает ножкой и уже не так громко кричит – просто говорит: «Купи, пожалуйста, мороженое».

Какая ворона здесь изображена, которая некрасиво каркает и капризничает или которая уже научилась себя вести?



Еще один неблагозвучный интервал – Крыса. Что случилось с Крысой? Почему она такая скрюченная? В капкан попала? Как же звучит эта Крыса?



Что это за интервал? /Дети показывают сцепленные большие пальцы рук/. Это большая секунда.

Звучит так неприятно, - даже уши устали… Отдохнуть хочется.

/Играю чистую октаву с заполнением/.

А теперь, ребята, подумайте, какой звучит интервал?

/Играю «Болезнь куклы» П. И. Чайковского/. Будто у куклы слезки капают.

Учащиеся показывают кулачки с одним (вторым) выставленным пальцем.

Интервал - чистая прима.



Давайте вспомним веселые и грустные интервалы.

Мышка – жалобная интонация. Как она звучит? Почему мышка печальна?

Дети показывают сцепленные мизинцы. Это малая секунда.



Кролик живет в неволе. Это зайчик прыгает по солнечной полянке, а Кролика запирают в клетку, гулять не выпускают. / Играю для сравнения малую терцию и большую терцию/.

/м3/ Кролику грустно.

/б3/ И тут же Заяц!





Терция – сомкнутые в колечко первый и третий пальцы каждой руки.

Олениха-мама – самый красивый интервал. У нее красивые рога! Она живет в лесу, среди сосен и елочек.



Звучит песенка «В лесу родилась елочка»





Какой характер Оленихи-мамы, как она звучит?



Олениха бегает по лесу. А вот ее сыночку – маленькому Олененку грустно. У него рожки и так-то маленькие, а он еще и голову опустил. У мамы много дел – она убегает, а он остается один. Маленький, грустный.



Итак, ребята, шаг за шагом мы основательно прошлись по всем интервалам. Остался один «пустой». Чистая квинта – это Медуза, Одуванчик или радужный мыльный пузырь. Что-то невесомое, бесплотное, но красивое! Дунь – Одуванчик разлетится, мыльный пузырь лопнет и пустота…

Все интервалы повторили, теперь можно начинать игру.

Игра:

Ведущий выходит за дверь, перевоплощается, когда заходит в класс, остальные ученики угадывают, кто же это вошел. Я играю тот интервал, который показывает ведущий. Со временем ученик сам будет подходить к инструменту, и играть интервал.

Эта игра, это разыгрывание сценок – не только повторение пройденного материала, но и развитие артистизма в детях. Разрешается любое переодевание, пантомима, рассказы – все что угодно, но главное – надо сыграть роль, войти в образ, почувствовать и показать его! Урок на запоминание интервалов превращается в урок актерского мастерства. Это подготовка к сцене, более того – первый опыт художественного перевоплощения.

    1. Третий этап – зрительное восприятие и осмысление интервалов.


Игра: лото к теме интервалы.

Всем учащимся раздаются большие карты, на которых изображены образы интервалов. После игры педагога учащиеся должны как можно скорее узнать звучащий образ, поднять руку и получить фишку, которой закроется отгаданный интервал. Кто быстрее всех закроет все клеточки, тот выиграет.



IV. Интонирование интервалов (закрепление слуховых представлений)


Интересно «построены» интервалы в этой пьеске. Сначала все интервалы звучат от V ступени вверх, а потом от этой же ступени вниз. Кварта, квинта, секста, септима – вверх. Вниз – все интервалы, кроме одного. Какого?

Чтобы сравнить звучание больших и малых интервалов, спойте их вверх и вниз от тоники в одноименных тональностях мажора и минора. При этом показывая пластические символы.

    1. Игра интервальных «дорожек»

От звуков «ми», «ре» играть интервальные «дорожки» двумя руками, называя каждый интервал в восходящем и нисходящем движении.


_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






    1. Переход на интервальные диктанты.


Учимся «рисовать» интервалы цветными фломастерами от всех нот. Учащиеся сами выбирают, от какой ноты мы пишем диктант. Играю интервалы в мелодическом и гармоническом расположении, сначала подсказывая образ. Учащиеся, определив интервал, записывают его.



Интервальный диктант



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мышка Жираф Капельки Ворона



    1. Закрепление звуковысотных представлений с опорой на зрительное восприятие нотного текста.


Это пропевание мелодии в пределах соответствующего интервала.

Играю, сольфеджируя детскую песенку «У кота, воркота», потом показываю в нотном тексте верхнюю и нижнюю ноты, мы учимся зрительно, по нотам, определять диапазон мелодии. Затем поем этот интервал.

Таким образом, учащиеся привыкают к тому, что каждая мелодия ограничена пределами какого-то интервала.



Давайте поиграем.

Достаем набор карточек с записанными на них песенками. Я поднимаю веер из карточек с мелодиями, и ребенок вынимает одну из них. Затем сольфеджирует, определяет встречающийся интервал, какому образу он соответствует. Один из учащихся, у которого рисунок образа этого интервала, поднимает и показывает е





    1. Кроссворд по теме интервалы.

Использую данную форму работы для закрепления и проверки полученных знаний.

Определяем встречающиеся мелодические интервалы и вписываем их в кроссворд.







    1. Обобщение

Ребята, сегодня мы с вами повторили все интервалы, вспомнили пластические символы интервалов, играли интервальные «дорожки», строили, пели интервалы, определяли на слух, находили в нотном тексте, разгадывали кроссворд. С этой работой вы справились хорошо, молодцы!





Литература:

  1. Н. Баева, Т. Зебряк. Сольфеджио 1-2 класс. - М., Кифара, 2005.

  2. Т. Камаева, А. Камаев. Азартное сольфеджио (метод. пос.). - ВЛАДОС. - М., 2004.

  3. Т. А. Боровик. Изучение итервалов на уроках сольфеджио (1-2 класс). - М., 2007.

  4. М. Андреева. От примы до октавы. - М., 1990.