СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»

Краткая аннотация проекта


Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на базе бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа N69». Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ОВЗ в образовательную среду общеобразовательной школы.

В результате реализации проекта педагоги школы освоят технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Законные представители ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации.

Учащиеся школы получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности.

Проект будет реализован через вовлечение детей с ОВЗ в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни школы, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов

школы, в состав которой войдут:

- учитель

- логопед, педагог

- психолог,

- социальный педагог, фельдшер школы, учителя-предметники.

Всего в проекте будут принимать участие 21 учитель, 33 учащихся с ограниченными возможностями здоровья и 8 обучающихся детей-инвалидов. Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения.

Предложенную модель инклюзивного образования можно будет использовать в других образовательных учреждениях города Новосибирска и Новосибирской области.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта 

Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве


Основания для разработки проекта

Ø Закон РФ от 21.12.2012 "Об образовании";

Ø Национальная Образовательная инициатива "Наша новая школа"

Ø Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Ø Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»

 

Автор – разработчик

 

Шуляк Ирина Викторовна, учитель начальных классов

Исполнители

 

Администрация, педагогический коллектив МБОУ СОШ 69 г.Новосибирска

Сроки реализации

2018-2019

Цель проекта

Создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам т запросам каждого участника образовательного процесса

Задачи:

1. Создание нормативно- правовых, кадровых, материально-технических условий, необходимых для реализации проекта.

2. Создание единой образовательной среды для каждого ребенка.

3. Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

4. Создание системы развития толерантности в окружающем социуме.

5. Повышение квалификации педагогических работников для обеспечения инклюзивного образования. 

Основные мероприятия проекта

 Характеристика обучающегося: достижения обучающегося полностью соответствуют достижениям здоровых сверстников (приближен к возрастной норме и имеющий положительный опыт общения со здоровыми сверстниками) к моменту завершения обучения. Обучающийся полностью включен в общий образовательный поток

Опишите примерные направления работы по адаптации образовательной программы для ребенка с ОВЗ, посещающего вашу образовательную организацию (желательно с конкретными выраженными нарушениями психического и (или) физического здоровья) по плану:

- создание «безбарьерной» среды;

1.Оборудован пандус для входа в школу, достаточные по ширине входы в учебные и другие помещения, одноуровневые полы во всех помещениях, отсутствие порогов. Имеется площадка для игр и отдыха.

2.Организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей.Организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы.

3.Привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в инклюзивном классе

- коррекционно-развивающая работа;

Коррекционная работа реализуется поэтапно, в течение учебного года. ▪ Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность), период реализации: сентябрь- октябрь. Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения. ▪ Этап планирования, организации, координации (организационно- исполнительская деятельность), период реализации: октябрь- декабрь. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. ▪ Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Период реализации: январь, май. Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка. ▪ Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Период реализации: февраль- апрель. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы

- адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях;

Направление: «Развитие письменной и устной речи»

 обогащение и активизация словаря;

 развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;

 формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических, развитие операций языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения; звукослоговая структура слов);

 развитие слухового внимания;

 совершенствование фонетической стороны речи – закрепление произносительных навыков;

 развитие просодической и интонационной стороны речи: развитие дыхания, способности к свободной голосоподаче и голосоведению; формирование предпосылок для коррекции просодических нарушений (восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных произведениях) и овладения комплексом просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации;

 развитие пространственно-временного гнозиса: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)

 развитие межличностной системы координат "ребенок-взрослый-сверстники»: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками

Направление: «Развитие познавательных интересов»

развитие внимания: свойств внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения;

 развитие памяти: свойств памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания;

 развитие восприятия: умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны;

 развитие мышления:овладение основами логических операций и действий сравнения, анализа, синтеза, сериации, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений и умозаключений, отнесения к известным понятиям и обозначение речевыми высказываниями; а также развитие процессов символизации, понимания и употребления логико-грамматических конструкций;

 развитие мотивационно - регулятивного компонента деятельности (освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии): способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; способность к приемами анализа, систематизации информации, способами ее получения, хранения, переработки; понимание причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 развитие пространственно-временных отношений: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)

Направление «Психологическое развитие»

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничеств

- социальная адаптация.

Объемы и источники финансирования проекта

 Текущее бюджетное финансирование

Система контроля

1.Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет администрация школы.

2. Размещение информации на сайте школы в течение всего времени реализации проекта.

3. Ежегодное представление аналитического отчета в форме «Публичного доклада» с выкладкой информации на сайте школы об итогах реализации проекта за текущий год.

Пояснительная записка

Введение

Актуальность проекта.

Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

  • основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

  • связи с введением в образовательный процесс школы инклюзивного обучения детей с ослабленным здоровьем, в том числе детей ограниченными возможностями, учеников с особыми нуждами у общеобразовательного учреждения появится возможность создания вариативных условий для реализации права на образование всех категорий школьников с учетом их психофизических особенностей, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества.

  • рамках проекта «Наша новая школа» создается государственная (федеральная) программа «Доступная среда - безбарьерная среда». Важно осознать, какие барьеры предстоит преодолеть, чтобы предоставить каждому ребенку право на доступное и качественное образование по месту его проживания, без отрыва от семьи, родителей и сверстников.

Инклюзивное образование – это естественный и закономерный этап в развитии системы образования, подходов к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья. Инклюзивное образование понимается и реализуется как благо для всех тех, кто таких детей учит, кто учится вместе с ними, кто воспитывает их в семье – и как шанс и для всего гражданского общества, получающего возможность на практике реализовать гуманистические ценности равных прав, свобод и достоинств каждого человека.

В настоящее время 1,6 миллионов детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, в соответствии их особыми образовательными потребностями.

В МБОУ СОШ N69 обучаются учащиеся, которым решением городской ПМПК рекомендовано обучение по специальным (коррекционным) программам VII вида, и дети-инвалиды которые не всегда получают своевременную специализированную помощь, т.к. в школе пока не создана для них идеальная адаптивная среда.

Всѐ чаще возникает ситуация, когда в общеобразовательном классе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Чаще всего эти дети проживают на микроучастке нашей школы. Вблизи нет специальных образовательных 3 учреждений, способных удовлетворить образовательные потребности таких детей. Не у всех родителей есть возможность сопровождать ребенка на значительные расстояния, и чаще всего они выбирают школу, расположенную недалеко от места проживания, для обучения ребенка с ОВЗ.

Длительное пребывание детей с ОВЗ в массовой школе без специального подхода к их обучению и воспитанию может привести к образованию у них вредных привычек: к бездеятельному время препровождению, лени, дракам, демонстративному поведению, страху перед вызовом к доске, отвращению к учѐбе, нежеланию ходить в школу и др. Перед школой стоит непростая проблема. Как организовать обучение так их детей, чтобы они могли максимально адаптироваться в социуме, реализовать

себя в обществе, стать полноценными членами его. Инклюзивное образование позволяет формировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок, в том числе с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь образовательного учреждения, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.

В нашем образовательном учреждении созданы предпосылки для реализации инклюзивного образования. Для определения индивидуального образовательного маршрута дети с ОВЗ направляются в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Для организации сопровождения детей с отклонениями в развитии непосредственно в условиях образовательного учреждения создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК).

В школе имеются специалисты, обеспечивающие и сопровождающие

процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (учитель-логопед,

педагог-психолог, социальный педагог, фельдшер). 8 учителей начальной школы, один учитель английского языка, один учитель русского языка и один учитель математики прошли курсы повышении квалификации по темам «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет-технологий», «Особенности образовательного процесса для детей с задержкой психического развития», 6 учителей имеют курсы по дистанционному обучению детей-инвалидов.

Особая роль отводится специалистам, имеющим образование по профилям: «Олигофренопедагогика», «Специальная психология», «Логопедия», «Социальная педагогика», т.к. психолого–педагогическое и социально–педагогическое сопровождение, названной категории обучающихся, должно быть, во-первых, комплексным и, во–вторых, иметь

коррекционно-развивающую направленность. Все занятия должны проводиться индивидуально или в группах по программам, специально скорректированным для каждого ребѐнка с учѐтом его интеллектуальных и физических возможностей. Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство школы, несомненно скажется положительно на формировании толерантного поведения учащихся школы, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию.

Каждому ребѐнку с ОВЗ необходима индивидуальная помощь, коррекционные занятия, специальные, оздоровительные мероприятия, участие в общественной жизни школы, психолого-медико-педагогическое сопровождение. Поэтому, чтобы создать качественную модель инклюзивного образования, необходимо ввести в штатное расписание образовательного учреждения дополнительно ставку социального педагога, приспособить всю жизнь образовательного учреждения к потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Проведенный анализ позволяет выделить ряд актуальных проблем, которые необходимо решить, чтобы обеспечить защиту прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на доступное и

качественное образование:

  1. Деятельность образовательного учреждения, обеспечивающего инклюзивное образование, недостаточно обеспечена нормативно-правовой базой.

  2. Недостаточно обеспечена возможность для самореализации и социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через включение в социально-значимые проекты и события, различные виды социальной, творческой деятельности.

  3. В образовательном пространстве школы не сформировано необходимое толерантное отношение к детям с ОВЗ и детям-инвалидам, что затрудняет организацию интегрированного, инклюзивного обучения.

4.Отсутствует система мониторинга качества образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в образовательном учреждении, что затрудняет принятие своевременных и эффективных управленческих решений.


Решив эти проблемы, мы можем создать предпосылки для внедрения модели более гуманного, качественного образовательного процесса, включающего обучение всех детей, в том числе имеющих ОВЗ и детей-инвалидов.

Идея проекта

Обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.

Гипотеза

Если устранить образовательные барьеры, то каждый ребенок сможет развиваться в своем собственном режиме и получить доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей.

Объект проектирования: деятельность участников 0бразовательногопроцесса.

Субъект проектирования:родители, обучающиеся, учителя,администрация.

Предмет проектирования: модель инклюзивного образования.


Цель и задачи проекта

Цель:

Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические, социальные условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Задачи:

1.Создать нормативно-правовые, кадровые, программно-методические, материально-технические условия, необходимые для реализации проекта.

2.Создать единую доступную образовательную среду для каждого ребенка.

3. Организовать систему эффективного психолого-педагогического

сопровождения процесса инклюзивного образования.

4. Повысить квалификацию педагогических работников для обеспечения инклюзивного обучения.



Этапы реализации проекта

  этап

Задачи

сроки

Подготовительный

 

Разработка программы системы поиска и поддержки детей с ОВЗ и детей-инвалидов, создание постояннодействующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров дляизучения потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства,

Изучение возможностей школы для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями;

Разработка нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;

Разработка программно-методического обеспечения работы с ОВЗ и детей-инвалидов.



Этап запуска проекта 

На этом этапе планируется организация и проведение семинаров, консилиумов, педсоветов, заседания ТГ, организация конкурсов, олимпиад для учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка детей с ОВЗ и детей-инвалидов.





Основной этап развертывания проекта

 1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов.

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательного маршрута и Индивидуальных образовательных планов.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся

4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса.

5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.


Завершающий этап проекта

Проанализировать реализацию Проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Проекта, наметить пути их решения, составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.



 

Ожидаемые результаты:

-выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

-реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями

- получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

-реализация себя в обществе



Критерии оценки реализации проекта:

Критерий


Показатели

Реализация индивидуального подхода к детям.


Составление индивидуального учебного плана с учетом данных диагностики.

Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка.


Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, обеспеченной наблюдающей позицией взрослого.

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями.


Активное включение в образовательный процесс всех его участников.

Междисциплинарный подход.

Междисциплинарное проведение и обсуждение диагностики, составления и реализации ИОП.

Партнерское взаимодействие с семьей.

Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам



Мероприятия по реализации проекта

Наименование мероприятий

 

Срок исполнения

Исполнители

1.    Нормативно – правовое и организационное обеспечение

1.1.

Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов

постоянно

администрация

1.2.

Положение об инновационной деятельности

январь

администрация

1.3.

ДОГОВОР о предоставлении детям с ограниченными возможностями здоровья инклюзивного образования

июнь-август

администрация

1.4.

Адаптированная образовательная программа

Январь-август

Заместитель директора по УВ

1.5.

Положение о реализации инклюзивной практики в школе

Январь-август

Заместитель директора по УВ

1.6.

ПОЛОЖЕНИЕ «О классах инклюзивного (включенного) обучения в общеобразовательном учреждении".

Январь-август

Заместитель директора по УВ

1.7.

Маршрутный лист учителя по сопровождению ребенка с ОВЗ

Январь-август

Заместитель директора по УВ

1.8.

Должностная инструкция методиста – координатора по инклюзивному образованию

январь

администрация

1.9

Приказ о создании рабочей группы по внедрению инклюзивного образования

январь

администрация

2. Работа с родителями

2.1

Анкетирование и опросы, консультации

Январь-май

Социальный педагог, педагог-психолог

2.2.

Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы.

Январь-май

Педагог-психолог

2.3

Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию

Январь-май

Специалисты, учителя

2.4

Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта.

Январь-май

Специалисты, учителя

3. Организация образовательного процесса

Обучающиеся

3.1.

Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

Январь-сентябрь

Педагог-психолог

3.2

Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Образование без барьеров».

Конкурс рисунков «Сделай мир добрее».

Январь-сентябрь

Классные руководители

3.3

Участие в кампании «Все дети должны учиться вместе».

Январь-сентябрь

Классные руководители

3.4

Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий.

Январь-сентябрь

Классные руководители, учителя.

Учителя

  3. 5.

Индивидуальное планирование работы учителями

август

Завуч, учителя-предметники

3.6

Проведение диагностики по УУД в интегративных классах

В течение года

Завуч, учителя-предметники

3.7

Адаптирование тематических блоков в программе интегративных классов

В течение года

Завуч, учителя-предметники

3.8

Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам.

В течение года

Завуч, учителя-предметники

3.9

Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями-предметниками.

В течение года

Завуч, учителя-предметники