СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект. Олимпиада по технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект. Олимпиада по технологии.»

Муниципальное бюджетное учреждение Мечетинская СОШ

Зерноградского района






Исследовательский п р о е к т


« «Лапти», как национальный

символ народов России »





Выполнил: Р. Артём

ученик 9 класса


МБОУ Мечётинская СОШ

Учитель: А. Любовь

Александровна












2018-2019 уч. год.

Содержание работы



1



Аннотация.



3



2



Введение.



3-5



3



Из истории лаптя.



5-7



4


«Лапти » в истории быта казаков Дона.



7-8



5



« Лапти » в русском народном фольклоре.



8-9



6



Способы плетения лаптей.



9-10



7



Инструменты и приспособления для плетения лаптей.



10-11



8



Материалы для плетения.



11-12



9



Технология изготовления



12-16



10



Пробуем изготовить сувенирный лапоть.



16-18



11



Интересные факты о лаптях.



18-20



12



Список используемой литературы.



20



13



Приложение



21-22








1.Аннотация.

Проект, практически имеет характер исследовательской деятельности, рассматривающей истоки предметного быта русского народа.

Нельзя начисто изгонять из памяти народной то, что веками было предметом повседневного быта. Кроме того, работая над данной темой, учащиеся обнаружили много интересных фактов, историй, связанных с лаптями, которые помогли им с большим уважением посмотреть на быт наших предков.

Видеть лапти на картинках и в музеях, это одно, а соприкоснуться непосредственно и попробовать воссоздать в своем домашнем интерьере, чтоб лапоть не превратился в самый забытый предмет быта это «дорогого стоит» для нынешнего поколения и в настоящее время. Хорошо, что эта тема «лаптя» станет не только предметом театрального реквизита, без которого нельзя играть пьесы из русской истории, а позволит соприкоснуться с нашей народной историей.


2. Введение.

В ходе подготовки исследовательской работы, мы проделали большую работу. Прежде всего, в поставленной задаче отметили, что же мы хотим получить в конце выполнения работы. А это не только исследовательский материал, но и ознакомление с навыками плетения лаптей. Затем собрали весь материал и у местных жителей, своих родителей, в сети Интернет. Нашли различные варианты плетения лаптей. В поисках приняли участие 3 ученика нашего класса, так технологию изготовления лаптей в основном изучали и искали мальчики, а вот фольклорный материал собрала девочка нашего класса. Все вместе мы составили словарь устаревших слов по теме «лапоть». Так по крупице мы и подготовили эту исследовательскую работу.

Лапти на Руси, как и в других странах Восточной Европы, - самая древняя обувь. Их носили с незапамятных времен вплоть до середины XX века главным образом крестьяне. Иногда не гнушались ходить в лаптях и состоятельные люди. Сегодня лапти можно причислить к вещам ушедшего века. По улицам в них никто не ходит, да и настоящих «плетуханов» днем с огнем не сыщешь. Правда, продаются сувенирные лапти, технологию изготовления которых можно встретить в современной справочной литературе. Некоторые люди даже носят их дома, как тапочки. Но, сплетенные упрощенным методом, они непрочны и далеки от тех, в которых и в зной, и в стужу щеголяли наши предки. Как делать настоящие лапти, ни в старинных, ни в современных книгах практически не найти, потому что умение это передавалось от отца к сыну и не нуждалось в описаниях. Между тем древнее ремесло забывать не стоит. Оно может пригодиться в самых разных ситуациях. В том числе и в экстремальных. Вспомнится тогда и поговорка: "Станешь лапти плесть, как нечего есть". И потом, по старинной технологии можно ведь делать домашние тапочки из кожи.



Тема работы: Лапти, как национальный символ народов России

Цель работы: Исследование истории плетения лаптей как части национальной культуры народов России для воспитания уважительного отношения к прошлому своей страны.



Задачи работы:

-Собрать материал о лаптях как части национального костюма многих народов России;

-Ознакомиться с технологией плетения лаптей;

-Изготовить пробный вариант одного из видов лаптей;

-Изучить, как в фольклоре нашёл отражение такой предмет костюма , как лапти.

3. Из истории лаптя.


Форма и приемы плетения лаптей вырабатывались веками. Кроме лаптей плетут еще бахилы (ступни). Бахилы более изящны по форме. В старое время их надевали не каждый день, а по праздникам. Лапоть хорош для дальних походов. При холщовых онучах (длинных портянках), обмотанных оборами (бечевками), при свежей ржаной соломе вместо стелек нога в лапте чувствует себя вольготно, не преет, — просит ходу. Богомольцы, совершая паломничество по святым местам, ходили в лаптях за тысячи верст. Но, как свидетельствует история, лаптей надо было плести много, так как их век недолог. Академик Петербургской академии наук И. Лепёхин в конце XVIII века писал, что для изготовления одной пары лаптей требовалось два крупных и три-четыре мелких липовых ствола. В год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар лаптей. По расчётам историка Л. Милова, на семью в 4 человека иногда требовалось до 150 пар лаптей (на сумму около 1,5—2,5 руб.). Крестьяне шли на такие трудозатраты, так как необходимая денежная сумма на покупку кожаной обуви была слишком велика


Лапти - обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне, а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошло изречение "лапотная Россия". 

Действительно, даже в начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти стали, как бы рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, их традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно! Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Когда же впервые появились лапти на Руси? На этот, казалось бы, простой вопрос точного ответа нет до сих пор.

Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки / крючки для плетения лаптей/, археологи находят даже на неолитических стоянках. Неужели ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна? 

С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: «берестяники», «вязовики», «дубовики», «ракитники». Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые «коверзни» и «мочалыжники», которые делали из мочала.

Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку.

Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти звались «коренниками». Модели лаптей, изготавливаемые из полосок ткани, называли «плетешками». Ещё лапти делали из пеньковой веревки – «крутцы», и даже из конского волоса – «волосяника». Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение, тогда как в западных районах использовали прямое плетение, или "прямую решетку". Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали работу с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви, можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые носки. На Севере, в частности, в Новгороде, чаще мастерили лапти из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка.

Способы плетения лаптей - например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка - были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские славяне - тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи носили лапти в прямую клетку.

4. «Лапти » в истории быта казаков Дона.


В фондах Старочеркасского музея-заповедника храниться не одна пара лаптей, привезенных сотрудниками музея в 80-е годы XX века из этнографических экспедиций по Верхнему Дону. Казаки Верхнего Дона по элементам своей одежды близки к русскому крестьянству – сарафан, кафтан (но с поясом) лапти с онучами. Ремесло по плетению лаптей было развито в станицах Верхнего Дона. Самой распространенной рабочей обувью не только женщин, но также мужчин и детей были лапти. Жители хуторов и станиц Дубовского, Боковского районов передали в дар музею инструменты, деревянные колодки, а также лапти из лыка, бересты, пеньки.

У казаков же Нижнего Дона существовало больше элементов восточной одежды, больше разнообразия. В Низовых станицах Дона лапти не носили. Низовые казаки одевались изысканнее и щеголеватее верховых, для которых свойственны практичность и сдержанность. В XIX веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые сапоги стоили пять-шесть рублей.

5.« Лапти » в русском народном фольклоре.

Если мы вспомним русские народные сказки и по описанию, и по созданным фильмам, мультфильмам, русский мужик всегда в лаптях. Театральные пьесы и постановки, связанные с историей так же в костюм включают этот атрибут.

Русские традиционные праздники, не обходятся без народного костюма.

2-3 июля 2005 г в Великом Устюге, известном повсюду как родина российского Деда Мороза, впервые прошел «Праздник русского лаптя».

«Праздник русского лаптя» – не только повод вспомнить дела минувших дней. Это показ умений, которыми устюжане славятся уже много веков: на аллее мастеров можно будет не только посмотреть и приобрести авторские изделия, но и попробовать самим изготовить вещь. Кавээнщики собирались здесь на фестиваль под девизом «Ударим лаптями по бездорожью и разгильдяйству», а спортсмены состязались в «лаптевых» видах спорта на «Лапотокиаде»: метании лаптя, лаптболе (футболе в лаптях) и так далее. Богатыри в лаптях показали свою силу и удаль, а лоточники – сноровку и умение продать товар, как можно быстрее и в больших количествах. Почти, как в русской поговорке, можно будет поносить воду лаптем и так далее. Не обошлось и без конкурса красоты, у него соответствующее было название: «Лапотница – 2005», и дефиле берестяной моды. Судно – «Лапоть» прокатило по Сухоне-реке, показав ее во всей красе. Предусмотрена была даже система штрафов тем, у кого не было лаптей или какой-то другой берестяной вещи. В рамках Лапотных мероприятий прошла и Прокопьевская ярмарка товаров.

Самый известный житель города «Дед Мороз» не останется в стороне. Именно он, обутый в лапти, открыл конкурс косарей. На его же вотчине прошло чествование юбиляров «Лапотной свадьбы» (речь о семейных парах со стажем в полгода), смотр-хвалёнки летнего сказочного костюма из природных материалов и церемония Благодарения Солнца.



Проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза» уже внес огромный вклад в развитие туристической инфраструктуры города и района. Здесь открылись новые гостиницы и рестораны, можно разместиться как в городе, в комфортабельных номерах со всеми удобствами, так и на территории вотчины, в сосновом бору, где подчас можно запнуться о белый гриб и попробовать ягоды прямо так, с куста.



6. Способы плетения лаптей.

При работе над проектом мы узнали, что в разных областях плели различные лапти, исходя из местных условий ( материала, который там рос). Были они и разной формы. Старинные лапти плели с одной острой пяткой, а более поздние типы такой обуви - с двойной пяткой (по углам). В лаптях условно выделяют следующие участки: пятка, головка ("головяшка"), дол (дно, подошва), бочки (борта) и отверстия (петли) в бочках для продевания ремней-обор.

По технике плетения различают две основные группы лаптей: прямого и косого плетения. Встречался также смешанный тип, в котором сочеталось прямое и косое плетение.

Лапти прямого плетения (белорусский тип) начинали плести с носка (без колодки), располагал полоски лыка перпендикулярно друг другу. Боковые петли лыка надевали на деревянные палочки: через эти петли протягивали веревку (ремешок), чтобы стягивать верхний край лаптя по ноге. К лаптям прямого плетения относятся коверзни (русские северные губернии), крестовики (Смоленская губерния) и рачки - покосные лапти. Все они, называясь по-разному, имели одну общую форму с лаптями украинскими, белорусскими, прибалтийскими, западнославянскими и подобной обувью других народов. Это древнейший, широко распространенный тип лаптей. Лапти косого плетения изготовлялись на колодке, начинали плести их с пятки. Полоски лыка располагались друг к другу под углом (тупым или острым).

Новгородский берестяной лапоть косого плетения с высокой задинкой назывался "верзень". Такая разновидность лаптей бытовала еще в древние времена.

Этнографы считают, что берестяной лапоть с двумя петлями и оборами по бокам является разновидностью «северного верзня». Однако конструктивно он ближе к мордовскому лаптю, хотя сделан грубее. Район распространения таких лаптей - Ярославская и Тверская губернии.

К лаптям косого плетения относят и пермяцкий лапоть , который близок к московскому (русскому) и отличается лишь конструкцией женского лаптя (пришивались берцы, т.е. опушки, из ткани, края которой стягивались шнурками).

Смешанный тип лаптей (татарские, чувашские, марийские) характеризуется тем, что у них подошва косого, а головка прямого плетения. Лапти такого типа встречались у русских в Нижегородской, Вятской, Пермской, Казанской и других губерниях. На территории Свердловской области преобладали лапти смешанного типа, большая часть которых завозилась из соседних губерний или севера Пермской губернии, к которой относилась в те времена и территория нашей области.


7. Инструменты и приспособления для плетения лаптей.


В ходе исследования, мы узнали интересные факты об инструментах для плетения лаптей.

Для изготовления любого изделия требуется материал и инструмент. Сейчас коротко об инструменте. Требуется нож, кочедык и мялка для лыка. Нож всегда найдется, а кочедык придется сделать самому, потому что ни в одном хозяйственном магазине во всей Руси, не говоря о сопредельных странах, кочедыка не купить. Продавцы даже не поймут, о чем вы спрашиваете. Они и слово-то "кочедык" помнят, наверно, по скороговорке: "Выковырни лычко из-под кочедычка".

Кочедык можно отковать или выточить из десятимиллиметрового железного прутка. Еще проще сделать кочедык из сучка крепкого кустарника с подходящим отростком. Нам подарил кочедык своего отца , который плёл лапти, Суворов А.И. Он не помнит, но вроде бы этот кочедыг перешёл к его отцу ещё от дедушки Александра Ивановича. В те времена к инструментам относились с уважением и очень берегли, передавая от отца сыну. Но сам Александр Иванович лапти не плёл, хотя отец его пытался учить. Это были 60-ые годы прошлого столетия. И даже в очень глухих бедных деревня перестали носить лапти. Этот кочедык мы передали в подарок школьному музею.

Для изготовления лаптей потребуются ещё и колодки. Нам для плетения лаптей изготовил по памяти колодки Суворов А.И. Колодки для лаптей и бахил не различаются на левые и правые — одна на обе ноги, как для валенок. Они очень простые, особенно для лаптя. Сделать их можно из чурки любого дерева. А еще проще из пенопласта. Этот материал легко обрабатывается ножом и стамеской. Колодки делаются цельные и разъемные . Разъемную легче вынимать из готовой бахилы. Длину разъемной колодки можно увеличить, нашив к носочной или задниковой части дощечки или картонки соответствующей толщины, которые удлинят колодку. Слишком много удлинять не следует, так как при прежней ширине колодка получится непропорционально вытянутой.


8. Материалы для плетения.


Материалом для лаптей служит лыко. Кое-где за неимением лыка плетут из бересты. Но это довольно сложно, так как берестяное лыко имеет длину не более окружности дерева, с которого оно снято. А липовое лыко нарезается узкими полосками вдоль луба. Длина его равна длине деревца, с которого снято лыко.

За лыком ходят весной, когда тронется сок, до середины лета. Ободрать липку, чтобы она годилась на лыко для лаптей, надо с толком. Ствол срезается низко. Древесина липы мягкая. Если ножик острый и вам удалось слегка наклонить липку, то она срезается с одного-двух взмахов. Затем кочедыком или заточенным концом трехгранного напильника вспарывают луб от комля к вершине. На вершине вылущивают из луба лутошку и с сочным похрустыванием вынимают ее, лутошку, до самого комля. Лыко не сдирают частями, а именно вынимают из него лутошку, стараясь сохранить луб целиком. Когда вылущится комелек, у вас получится как бы два ствола: один беленький потоньше (лутошка), другой сохраняет вид липки, только что срезанной с корня. Лыко надо скатать в баранку вершинкой внутрь и связать. На пару лаптей требуется не более трех стволов.


9.Технология изготовления.

Возьмите шесть лык, если собираетесь плести большой лапоть. Для лаптя требуется широкая проплетка (стелька), а для ни большой бахилы достаточно и четырех лык. Все наши рисунки построены на четырех лыках. Так вам легче будет проследить движение лык, всматриваясь в рисунки.

Берем два лыка в левую руку и два в правую. Переплетите их между собой на середине длины. Будем плести проплетку (стельку). Все верхние концы лык сгоните вниз. Концов у вас уже будет не четыре, а восемь - четыре в левой руке, четыре в правой. Плетите из них, как плетут обычную косичку. Только косичка плетется в три пряди, а тут надо плести в восемь лык (лапоть — в двенадцать). Берите поочередно лыко справа, лыко слева и переплетайте их со всеми, лежащими на пути.

Скоро вы заметите закономерность: одно лыко, скажем, левое всегда в начале новой строчки ложится сверху, а другое приходит из-под низу. Это говорит о том, что плетете вы правильно, нигде не сбились. Укладывайте лыко к лыку плотно, особенно когда делаете первые шаги с того и другого краев. Не надо слишком перетягивать, но и не давать слабинку. И еще вы заметите, что проплетку можно изрядно вытянуть, а можно пустить и пошире. Тогда она сразу станет короче.

Вот проплетка довольно длинная. Пора на нее ставить колодку, чтоб не плести лишнее. Мыс проплетки должен быть чуточку, на пол лыка длиннее колодки. Если не хватает, добавьте, а если лишнее, расплетите.

Вот так получается проплетка. Справа и слева у вас по четыре лыка. Ставим колодку. Находим лыко на самом краю посреди пятки, продеваем под него узкое лычко и привязываем пролетку за гвоздик, торчащий над задником колодки. Теперь обе руки на носок и формируем носок очень просто. Вы даже удивитесь, как просто затягивается носок бахилы и к тому же получается довольно красивый. Для мастера это самый приятный момент плетения. А делается это так.

До сих пор вы плели, беря крайние лыки. Теперь возьмите средние, два справа, два слева и переплетите их между собой. Они сами подскажут, какому лыку ложиться сверху, какому идти вниз. Вы увидите, как первые же четыре клетки, появившиеся в средине проплетки, обозначат носок бахилы. А когда поставите в строки оставшиеся справа и слева пары лык, то тут уж вы поверите в свои силы. Далее переплете поверх носка колодки все восемь лык, натяните их равномерно, чтобы все клеточки плотно прилегали к колодке. Затем лыки соберите позади пятки и возьмите в горсть. Видите, у вас уже обозначилась бахила. Отделите верхние лыки по одному слева и справа и проплетите их с помощь кочедыка вторым слоем в сторону пятки. Но прежде, чем пустить в ход кочедык, найдите начало той дорожки, которая приведет это лыко точно на средину пяточной кромки, где оно встретится с другим лыком, которое придет с противоположной стороны. Еще раз пройдите глазом по дорожке и уж тогда поддевайте кочедыком. Если тут ошибетесь, то пятка получится косая. И дальше все пойдет наперекос. Следом проплетите остальные лыки слева и справа.

Теперь обе руки на задник колодки, к нему пришли все восемь лык. Тут, как и при заплетке носка, берутся средние четыре лыка и переплетаются между собой. За ними переплетите все остальные .

Берем крайнее верхнее лыко, разворачиваем его под углом 90 градусов, переплетаем между остальными тремя и с помощью кочедыка проплетаем по стельке. Будьте внимательны при первом подковыре кочедыком. Посмотрите, на свое ли место вы привели это лыко. Оно должно лечь рядом с тем лыком, которое ушло на другую сторону задника и готово также переплестись с тремя другими и уйти на стельку.

Идентично переплетается второе лыко, но уже между двумя, оставшимися и уходит на стельку рядом с первым. И опять будьте внимательны! В этом месте лыки стремятся занять чужую строку, выскакивая на одну вперед. Третье лыко переплетается с четвертым и еще с натянутыми от носка по бокам лыками и уходит на стельку. Последнее лыко переплетается уже не со свободными, а с натянутыми от носка к пятке. Перебрав все лыки на одной стороне, переходите на другую. Так же все переберите и проплетите по стельке к противоположным сторонам. На подошве вашей бахилы постепенно нарастает второй слой.

Говорят: плетется в две цены.

Носок и задник сплетены. Но еще на боках остаются не переплетенными натянутые наискосок лыки. Чтобы закрыть этот "недоплат", надо бы проплести еще по три-четыре лыка. Смотрите, нужные вам лыки сами пришли сюда и просятся в строку. Если же они преждевременно кончились и не пришли, то вы их наставьте. Лыко наставляется (удлиняется) не клеем и конечно, не связывается узлом, а заплетем нового конца. Отступая два-три шажка от того места, где кончается короткое лыко, продевается новое. Продергивая новый конец, постарайтесь не выдернуть его совсем. Остановитесь так, чтоб кончик нового лыка спрятался под клеткой. Кончик короткого лыка отрежьте. Новое лыко его прикроет и наращивание длины будет совершенно не заметно.

Когда проплетёте все концы от края до края, разберетесь, какое лыко куда стремится. В первую очередь пустите в дело те концы, которые "просятся" на не заплетенные бока, а из них раньше дайте дорогу тем, что нацелены на носок. Пропустите их туда по одному или по два, не более. Проплетите лыка между собой над стопой ноги, сгибая под прямым углом, гоните вниз. Их обычно хватает для полного заплета боков. Если покажется мало, пропустите по третьему лыку. Остается навести крепость и красоту на носок и для пущей прочности дать еще цену на пятку. Остатки концов сами выйдут на носок, их нужно всего четыре, два с одной стороны и два с другой. При нехватке концов - нарастите. Выведенные на носок концы сгибают и разворачивают вправо и влево так, чтоб получилась одна линия. Образующийся при этом рубчик и придает красоту бахиле.

Настало время рассказать про лапоть. Теперь, когда вы сплели бахилу, про лапоть рассказывать проще. Вы все поймете с полуслова. Подготовка лык и плетение проплетки идет точно так же. Колодка немножко отличается. Носок у лапоточной колодки широкий, приплюснутый, пятка тоже широкая. Стало быть, и проплетка плетется широкая.

В плетении проплетки из натурального лыка, есть одна особенность. Надо следить за тем, чтобы крепкая (белая) сторона лыка была всегда повернута наружу, а поздерный слой — внутрь лаптя. Это вызывает некоторую трудность в самом начале плетения проплетки при загибании крайних лык. При этом кромки стельки, особенно со стороны пятки, заворачиваются вверх. Эта особенность используется при дальнейшем плетении лаптя. Завернутый вверх край пяточной кромки позволяет упереть в него задник колодки и затянуть носок, который является продолжением проплетки. А затягивается носок лаптя так же, как и бахилы. Все восемь (или двенадцать) лык загибаются наверх колодки и плетут сперва средние четыре лыка, потом остальные. Носок сразу примет форму колодки.

Дальше пойдет по-иному, чем у бахилы. У лаптя бока и задник не наплетаются. Зато сплетается окончательно широкий лапотный носок. После чего все лыки угонятся на проплетку и там плетутся "второй ценой".

Носок лаптя должен быть просторным. Пальцам ног делаем хорошую защиту. Лыко, сплетенное в две цены, предохранит от сучка, от камня и сухих колючек.

Если на этом и закончить, то у вас получится шлепанец, настоящий домашний шлепанец. Но ведь в шлепанцах ходят по дому, а мы говорили, что в лаптях люди ходили за тысячи верст. Значит, надо что-то сделать, чтобы лапоть не спадал с ноги, а пятка на проплетке не виляла туда-сюда. В бахиле для этой цели наплетают бока и задник. А у лаптя, как мы сказали, нет ни боков, ни задника. Вместо них по краям проплетки накручивается из лык валик в палец толщиной. Для этого берут концы лык, складывают их по четыре-пять штук вместе, не свивая, а прямушкой и обматывают, одновременно пришивая к кромке проплетки отдельным хорошо промятым лыком. Вся работа делается по схемам плетения, которые мы нашли в Интернете.



10. Пробуем изготовить сувенирный лапоть.

По материалам из Интернета, в поисках истории и другой информации о лаптях, я понял, что попробовать научиться плести лапти можно и без лыка. Можно использовать не натуральное лыко, а заменитель /имитацию/. Таким материалом может служить крафт-бумага. Из крафт-бумаги делают мешки для перевозки почты, сухофруктов, цемента. По прочности крафт-бумага, конечно, уступает лыку. Правда, пришлось поискать эту бумагу, так как бумажных мешков ни у кого не оказалось, а на почте не было этой бумаги.

Начало применения крафт-бумаги для упаковки относится ко второй половине девятнадцатого столетия. Для переноски сыпучих и штучных товаров Уильям Гудейл изобрел бумажный пакет. Он оказался не совсем прочным и не подходил для переноса товаров в большом количестве. Через десять лет пакеты были усовершенствованы другим английским изобретателем - Лютером Кроуэллом, который сделал прочное дно со складкой.



Мы разыскали новые бумажные сумки в «Ашане» и купили рулончик декоративной крафт- бумаги в «Зебре». Вот так мы добыли заменитель лыка. Лучшим оказалась бумага из сумки, она плотнее и прочнее.

Учиться на заменителе лыка даже приятнее, чем на натуральном. Во-первых, добыть "сырье" можно в любое время года, во-вторых, нарезать полоски из бумаги проще, чем из лыка. Они получатся ровные, так как нарезаются по линейке, в-третьих, плести из бумажного лыка проще: не надо следить за тем, чтобы крепкий белый слой был повернут на лицевую сторону. Мы сначала попробовали сплести под руководством учителя технологии Любовь Александровны лапоть – четверик ( из четырёх полосок бумаги).

Затем я пробовал сплести уральский вариант лаптя, не совсем получилось правильно. На фото представлено, то что получалось. Оказалось, что сплести лапоть достаточно трудно.

Только в руках умельца за вечер получался лапоть. Мы просмотрели видео материалы на Ютубе и были удивлены, как ловко получается плести у народных мастеров. Лапти плели только в свободное время, после работы. Для настоящего плетухана ( так называли умельца плести лапти) это было что-то вроде отдыха.


11. Интересные факты, связанные с лаптями.


1. Есть легенда, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого (XX) столетия.

2.Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась чрезвычайная комиссия (ЧЕКВАЛАП), снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.

3. Так как большинство жителей северной и восточной России носило лапти, то и потребление березового и липового лыка и связанное с ним истребление молодого леса было очень велико. Точного учета производства лаптей не было; значительная часть этой обуви делалась непосредственно потребителями, большей частью старейшими членами семейств, к другой работе уже малоспособными. Иногда, впрочем, производство лаптей получало значительную концентрацию; так в конце XIX века, в селе Смирнове Ардатовского уезда Нижегородской губернии, этим делом занималось до 300 человек, причем каждый в зиму заготовлял до 400 пар лаптей. В селе Семеновском, близ Кинешмы, производили на 100 тыс. руб. лаптей, расходящихся по всей России. Из села Мыть Шуйского уезда (Владимирской губернии) отправлялось в Москву 500 тыс. пар лаптей.

4.В рассказе «Лапти» из цикла «Шкидских рассказов» Л. Пантелеева и Г. Белых описывается, как в 1921 году за неимением сапог воспитанников «Школы имени Достоевского» обули в лапти.

5.Сейчас лапти часто занимают центральное место в экспозициях некоторых музеев, используются на эстраде и в спортивной жизни. Например, в городе Суздаль в 2007 году с успехом прошел «Спортивный праздник Лаптя», который в 2008 году приобрел статус международных состязаний. А известный Костромской музыкант и танцор Игорь Белов использует лапти в одном из своих зрелищных номеров «Чечетка в лаптях и с баяном».

6.Плетение лаптей, как развивающее мелкую моторику у детей, используется в детских образовательных учреждениях, а сами лапти - в детских и взрослых фольклорных ансамблях.

7. В Великом Устюге на родине российского Деда Мороза был установлен памятник русскому лаптю. Открытие памятника русскому лаптю стало главным событием праздника, посвященного этому традиционному, любимому в народе виду обуви. Его установили на стадионе вотчины Деда Мороза". Над проектом памятника лаптю работали несколько месяцев мастера из Нюксеницы. Лапоть вырезали из дерева, величиной в человеческий рост.


8.Происхождение топонима Лаптево (Тульская область)

Существует две версии о происхождении названия Лаптево. По одной из них, это чисто антропонимическое образование от фамилии приказчика Лаптева, фамилия которого произошла от древнерусского нехристианского имени Лапоть. В начале XVIII века тульский металлозаводчик Никита Демидов имел на месте нынешнего города свою контору, где его помощник принимал и оплачивал изделия, изготовленные из демидовского металла.

Менее правдоподобен другой рассказ о том, что местные ремесленники и крестьяне преподнесли императрице Екатерине II искусно выполненный подарок — серебряный лапоть. Изящно сработанный русскими умельцами, лапоть якобы очень понравился императрице, и она повелела назвать местность, откуда получила подарок, Лаптево.

Хотя эти рассказы не подтверждаются историческими документами, но сам факт упоминания в них ремесленников, сельских кустарей имеет историческую основу. Кустарные промыслы в Тульском уезде берут начало ещё в XV веке.

После наделения посёлка Лаптево статусом города в 1958 году был переименован в Ясногорск.


В древности нельзя было обходиться без лаптей. Дешевизна, доступность, лёгкость и гигиеничность такой обуви не требовало доказательств. Лапти просуществовали не одно столетие, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших предках.


12. Список использованной литературы.


1. Звездин И.И., «Лапотный промысел в Бакшееве, Малой Поляне, Румстихе и Березниках» «Нижегородский сборник» под редакцией А. С. Гациского, Том 7. (1880-ые годы).

(Современный Дальнеконстантиновский район Нижегородской области)

2. Глава VI «Одежда и обувь» книги Д. К. Зеленин. «Восточнославянская этнография».

3. Редичев С., Не учась, и лаптя не сплетешь. Наука и жизнь / Архив журнала «Наука и жизнь» / Дела домашние / Школа практических знаний.№1, 2001 год

4. Редичев С. История с лаптями.– 2000, № 6.

5. Редичев С. Не учась и лаптя не сплетешь.– 2001, № 1.

6. Д. Осипов, кандидат исторических наук «Наука и жизнь» № 3, 2007 г.

7. РИА «Новости».

8. Stapravda.ru/20050520/Ded_Moroz_obuvaetsya_v_lapti17794/html.






13. Приложение.















Вот, что получилось у меня!











22