СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка проекта опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста в зимний период

Просмотр содержимого документа
«Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»»

Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 74/106 «Сказка» Министерства Обороны РФ







Проект

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»













Составила:

Воспитатель: Романчук Г.В.













Улан-Удэ, 2019

Актуальность проекта:

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества.

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Данная тема актуальна для старшего дошкольного возраста тем, что именно благодаря детскому экспериментированию, как специально организованной деятельности, осуществляется становление целостной картины мира ребенка  и основ культурного познания им окружающего мира.


Цель проекта:


- Расширение знаний детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность.


Задачи проекта:

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость);

- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;

- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.



Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный

Продолжительность проекта: 3 месяца

Срок реализации проекта: с 1 декабря 2019 года по 28 февраля 2020 года

Режим работы: в совместной организованной деятельности, в режимных моментах

Состав участников: педагоги ДОУ, дети и их родители

Возраст: 5-6лет (старшая группа)



План реализации проекта


Этапы

Содержание

Обеспечение и развивающая среда



















I этап – подготовительный

(2 декабря – 15 декабря)


Беседа с детьми на тему «Кто такие ученые?», «Наша Земля», «Зима и зимние явления», «Зачем нужна вода и воздух?»


Рассматривание глобуса, иллюстраций с изображением зимних пейзажей, различных явлений природы, портретов ученых.


Сбор и анализ литературы по данной теме. Разработка плана реализации проекта. Подбор дидактических игр, пособий, материала для опытно-экспериментальной деятельности. Подборка иллюстраций, стихов, рассказов, загадок. Разработка конспектов занятий.


Методическое обеспечение:

1.Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». - М., 2004.

2.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников». – М., 2008.

3.Дыбина О. Б. «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

4.Дыбина О. Б. «Ребенок и окружающий мир». – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

5.Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». – М., 2004.

6.Русаков А. С. «Прогулки с детьми и изучение всего на свете». – М., 2011.

7.О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» –М. : ТЦ «Сфера», 2005.

8.А.И.Иванова«Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». –М. : ТЦ «Сфера», 2004.

9.Прохорова Л. Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

10.Рыжова Н. А. «Волшебница–вода» Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997.

11.Рыжова Н. А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.

Образовательная и развивающая среда:

  • Картотека словесных и дидактических игр;

  • Картотека наблюдений;

  • Настольные игры для совместной деятельности взрослых и детей;

  • Материалы для проведения опытно-экспериментальной деятельности (песок, камни, бумага различного вида, емкости различные по объему и пр.)

















II этап - основной (практическая деятельность)

(16 декабря – 23 февраля)




1.Беседы на тему: «Что есть на нашей Земле», «Горы», «Свойства воды», «Где применяется вода» «Мир предметов и материалов», «О пользе и вреде солнечных лучей».


2.Рассматривание журналов, иллюстраций, фотографий с изображением различных видов камней, материалов.


3.Просмотр видеоматериалов и фотопрезентаций «Как изготавливают бумагу», «Огонь – друг и враг», «Салюты», «Вода в природе».


4.Наблюдения за природными изменениями. Беседы, исследования, опытно-экспериментальная деятельность.


5. Проведение непосредственно образовательной деятельности (образовательная область «Познание»)























  1. Настольные игры: «Лото», конструкторы, «Мозаика» (выкладывание снежинка, морозные узоры, ветрячок и др).

  2. Дидактические игры: «Что из чего?», «Четвертый лишний», «Профессии», «Где живет огонь», «Собери снежинку», «Чего не стало?», «Что с начала, что потом?».

  3. Штриховка «Снежинка», «Морозные узоры», «Драгоценные камни», «Искорки»

  4. Разукрашивание предметов из различных материалов

  5. Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем, инеем, льдом и другими явлениями природы.

  6. Рисование «Макет Земли», «Горы»

  7. Лепка «Снежные узоры»

  8. Аппликация «Салют»

  9. Опытно-экспериментальная деятельность «Три состояния воды», «Как очистить воду с помощью песка», «Свойства песка», «Соленые снежинки», «Удивительные камни и их свойства», «Магия воды и камней», «Цветной лед», «Солнечные «зайчики», «Веселые ветрячки»

10. Дыхательная гимнастика «Снежинки», «Искры огня», «Перышко».

11. Физ.мин. «Ветерок», «Снег идет», «Танец снежинок», «Огоньки», «Водопад», «Мы как камни у воды», «По горам».

12.Пальчиковые игры «Снеговик», «Снег идет», «На горке ледяной», «А за окном метель», «Ветер-ветер», «Снежинка», «Разведем костер из веток», «Водичка-водичка», «Дом».

13. П/и «Снежки», «Ветерок», «Раз, два, три, огонь затуши».

14. Психогимнастика «Мы-снежинки», «Ветер дерево качает».

15. Оснащение уголка экспериментирования материалами:

- картотека опытно-экспериментальной деятельности;

- материалы для серии опытов с водой, воздухом, солнцем, камнями;

- иллюстрации.


Привлечение родителей к оснащению уголка опытно-экспериментальной деятельности различными материалами для опытов.

III этап – презентационный

(24 февраля – 28 февраля)

Продукт совместной деятельности педагога, родителей и детей: создание альбома «Мы – маленькие ученые», совместное изготовление с детьми «ветрячков», как выносной материал для прогулки.


Оформление опытно-экспериментального уголка, демонстрационного альбома «Природная магия вокруг нас»


Предполагаемый результат:


Сформировать у детей устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;


Учить детей выдвигать гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами, самостоятельно планировать предстоящую деятельность; осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;


Создать альбом «Природная магия вокруг нас», оборудовать и пополнить материалами опытно-экспериментальный уголок в группе.