Проект «Организация перемен для обучающихся начальных классов, в том числе с ОВЗ, с применением нейрогимнастики #БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА».
Прийдя в школу, я заметила, как дети на переменках носятся по коридорам, совершенно ни кем не организованные, что приводит к различным травмам, конфликтам и т.д. После такой переменки трудно ученику собраться для работы на уроке.
В своей логопедической работе я увлеклась нейропсихологией - комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.
И я решила, что в моих руках организовать одну из перемен для учеников с пользой. Так родился проект «Организация перемен для обучающихся начальных классов, в том числе с ОВЗ, с применением нейрогимнастики #БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА».
Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии. Для того чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком. Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.
Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной лого- коррекционной работы.
На что направлены нейропсихологические упражнения:
-развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
-развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
-работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
-активизация речи;
-работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.
Цель: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.
Организационные задачи:
подготовить зоны для активного отдыха детей;
создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;
обучить старшеклассников играм;
организовать сотрудничество педагогов и детей.
Воспитательные задачи:
взаимодействие детей в разновозрастных группах
общение по интересам
мотивация к занятиям физической культурой
возможность проявить себя через реализацию приобретенных умений и навыков
профориентация старшеклассников
Развивающие задачи:
развитие мышечной активности;
развитие интереса к выполнению упражнений;
развитие любознательности, наблюдательности, потребности в выполнении упражнений, культуры общения учащихся;
формирование у учащихся сознания необходимости подвижных перемен для сохранения собственного здоровья;
формирование умения самостоятельно организовывать подвижную игру со сверстниками.
Эти несложные игры помогут скорректировать работу двух полушарий и снизить риск развития проблем. На сегодняшний день, доказана польза нейропсихологических упражнений для детей разного возраста. Они способствуют активации мозга, а именно высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом, ребенок учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в саморегуляции, а соответственно и в школьном обучении.
Этапы реализации проекта
Этап | Сроки | Содержание работы | Необходимое обеспечение | Ожидаемые результаты | Способы контроля и фиксации результатов |
I. Диагностический | сентябрь | - анализ состояния психического и физического здоровья учащихся; - анализ организации физической активности в школе; - изучение проведения перемен младшими школьниками через: наблюдение; анкетирование - изучение спроса на проведение организованных перемен старшеклассниками; - выявление инициативной группы | - данные медицинского осмотра младших школьников; - данные психолога школы об уровне тревожности, взаимоотношениях в коллективе, дезадаптации первоклассников; - анкеты, беседы | - аналитическая справка; - выявление проблемы - список старшеклассников для проведения организованных перемен | - сравнительные таблицы; - письменные описания |
II. Прогностический | сентябрь | - разработка развернутой программы обучения старшеклассников | - научная и методическая литература | - программа | - утверждение на совете школы |
III. Организационный | сентябрь - октябрь | - разработка положения о проведении активных перемен; - подготовка учителей к предстоящей работе; - обучение старшеклассников играм; - формирование банка игр для детей с разным уровнем подвижности; - подготовка зоны для активного отдыха детей. | - подбор игр разноуровневой подвижности; - подготовка помещения; - подготовка инвентаря - техническое сопровождение активных перемен. | - банк данных с играми; - озеленение; - приобретение мебели; - приобретение полового покрытия; - методические рекомендации по проведению перемен; - включенность педагогов в оздоровительную работу. | - обсуждение программы на классных часах; - предоставление программы на родительском собрании |
IV. Практический | октябрь апрель | - разучивание игр разной подвижности в отдельных классных коллективах; - структурирование и адаптирование учебного материала по организации двигательной активности; - проведение активных перемен. | - игры высокой эмоциональной подвижности, средней и малой подвижностью; - кинезиологические упражнения - регулярность, систематичность; - комплектность; - аналитические материалы. | - осознание личной причастности к состоянию ребенка во время перемены; - включение в деятельность ученика по приобретению навыков и опыта в формировании положительного отношения к организации активного отдыха во время перемен | - оформление полученных результатов; - отчет на методическом объединении |
V. Обобщающий | май | - обобщение и теоретическое осмысление данных, определение выводов | - аналитические материалы | - методическое пособие | - выход на педагогическую общественность города |
VI. Внедренческий | июнь - сентябрь | - распространение | | -печатная продукция; - публикации в СМИ. | |
Показатели адаптации к школе учащихся первых классов
Время | Коли чество детей | Уровень тревожности | Взаимоотношение в коллективе | Уро вень дезадаптации |
высокий | повышенный | норма | доброжелательное | равнодушное | конфликтное |
Начало года | 69 | 5% | 8% | 87% | 51% | 25% | 24% | 25% |
Конец полугодия | 69 | 2% | 3% | 95% | 70% | 15% | 20% | 20% |
Высокий и повышенный уровни тревожности к концу эксперимента значительно уменьшились. Адаптация первоклассников к школе прошла спокойно, плавно.
На основе анализа результатов наблюдений можно сделать следующие выводы:
в результате включения во время перемен новых игр и привлечения к ним детей, в школе образовалась совершенно иная атмосфера: дети стали более организованными, стало меньше происходить конфликтных ситуаций между детьми, меньше стало пассивных детей;
организация перемен влияет на работу детей на уроке. Работоспособность улучшается, о чем свидетельствует рост качественной успеваемости (с 66% в I четверти до 70 % во II четверти)
следует включать больше игр после третьего урока, но заканчивать их за 3 – 5 минут до начала урока, чтобы дети смогли немного успокоиться и подготовиться к следующему уроку.
Заключение
Устойчивость проекта
В реализации нашего проекта заинтересованы учителя начальных классов и администрация школы, так как на каждой перемене дети смогут поиграть в безопасные подвижные игры. Кроме того, в реализации данного проекта заинтересованы и учащиеся начальных классов, потому что игры помогают детям снимать усталость между уроками.
Данный проект не имеет особых затрат, поэтому нет необходимости в спонсорских средствах. Реализацию проекта готова поддержать администрация школы, поэтому в основном используются ресурсы образовательного учреждения. Администрация школы может предоставить для работы помещение и компьютерное оборудование, а также краску для оформления игровых зон.
Наш проект может реализовываться и в дальнейшем. В помещениях школы ежегодно проводится ремонт. При обновлении игровых зон есть возможность поменять или добавить игры. Аналогичное оформление игровых зон возможно в помещении, где отдыхают на переменах учащиеся 5-6 классов.
Распространение результата
Проект можно легко реализовать в любом образовательном учреждении, так как в каждой школе есть ученики, которые не умеют организовывать свой отдых на перемене.
Реализовать данный проект смогут как взрослые, так и дети, достигшие 13-14-летнего возраста. При этом не нужно обладать какими-то специальными знаниями и умениями. Также для реализации проекта не требуются специальные условия. Нужно лишь учитывать материал покрытия пола в помещении. Нежелательно оформлять краской игровые зоны на линолеуме и мраморе. Самое главное – это разрешение администрации образовательного учреждения на оформление игровых зон в школьном помещении и согласование списка выбранных игр.
Перечень нейроигр
https://yandex.ru/video/touch/preview/4724438088190344228 руки, плечи, уши, нос
Детская музыкально-ритмическая игра! Очень нравится детям - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) игра выходи
Подвижные игры для детей "Ну-ка повтори" - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)
Развлечение для детей. Подвижная игра для детей. - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)
Умная гимнастика, с элементами логоритмики и нейрогимнастики для дошкольников. - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)
Голова, плечи, коленки и носочки / Песни для Детей / Ирин ДОМ - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)
Мульт-зарядка 6. Физ-минутка для детей. Наше всё! - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)
Музыкально -танцевальные
АРАМ ЗАМ ЗАМ - Песни Для Детей - Развивающие Мультики - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)
Если Весело Живется, Делай Так - Песни Для Детей .tv - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)
Буренина А.И. Танцевально-ритмическая композиция. - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) – деление на 2 круга, 4 круга, пары, врассыпную
Нейрогимнастика — Видео | ВКонтакте (vk.com)
Нейрогимнастика для мозга: 5 упражнений - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)
Кульгова Ирина Юрьевна
учитель-логопед