СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Организация перемен для обучающихся начальных классов, в том числе с ОВЗ, с применением нейрогимнастики #БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эти несложные игры помогут скорректировать работу двух полушарий и снизить риск развития проблем. На сегодняшний день, доказана польза нейропсихологических упражнений для детей разного возраста. Они способствуют активации мозга, а именно  высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом, ребенок учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в саморегуляции, а соответственно и в школьном обучении.

 

Просмотр содержимого документа
«Проект «Организация перемен для обучающихся начальных классов, в том числе с ОВЗ, с применением нейрогимнастики #БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА».»

Проект «Организация перемен для обучающихся начальных классов, в том числе с ОВЗ, с применением нейрогимнастики #БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА».



Прийдя в школу, я заметила, как дети на переменках носятся по коридорам, совершенно ни кем не организованные, что приводит к различным травмам, конфликтам и т.д. После такой переменки трудно ученику собраться для работы на уроке.

В своей логопедической работе я увлеклась нейропсихологией - комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.

И я решила, что в моих руках организовать одну из перемен для учеников с пользой. Так родился проект «Организация перемен для обучающихся начальных классов, в том числе с ОВЗ, с применением нейрогимнастики #БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА».

Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии. Для того чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком. Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.

Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной лого- коррекционной работы.

На что направлены нейропсихологические упражнения:

-развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;

-развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;

-работа над гармоничным взаимодействием полушарий;

-активизация речи;

-работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.

Цель: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.

Организационные задачи:

  • подготовить зоны для активного отдыха детей;

  • создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;

  • обучить старшеклассников играм;

  • организовать сотрудничество педагогов и детей.

Воспитательные задачи:

  • взаимодействие детей в разновозрастных группах

  • общение по интересам

  • мотивация к занятиям физической культурой

  • возможность проявить себя через реализацию приобретенных умений и навыков

  • профориентация старшеклассников



Развивающие задачи:

  • развитие мышечной активности;

  • развитие интереса к выполнению упражнений;

  • развитие любознательности, наблюдательности, потребности в выполнении упражнений, культуры общения учащихся;

  • формирование у учащихся сознания необходимости подвижных перемен для сохранения собственного здоровья;

  • формирование умения самостоятельно организовывать подвижную игру со сверстниками.



Эти несложные игры помогут скорректировать работу двух полушарий и снизить риск развития проблем. На сегодняшний день, доказана польза нейропсихологических упражнений для детей разного возраста. Они способствуют активации мозга, а именно  высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом, ребенок учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в саморегуляции, а соответственно и в школьном обучении.





Этапы реализации проекта

Этап

Сроки

Содержание работы

Необходимое обеспечение

Ожидаемые результаты

Способы контроля и фиксации результатов

I. Диагностический

сентябрь

- анализ состояния психического и физического здоровья учащихся;

- анализ организации физической активности в школе;

- изучение проведения перемен младшими школьниками через:

  • наблюдение;

  • анкетирование

- изучение спроса на проведение организованных перемен старшеклассниками;

- выявление инициативной группы

- данные медицинского осмотра младших школьников;

- данные психолога школы об уровне тревожности, взаимоотношениях в коллективе, дезадаптации первоклассников;







- анкеты, беседы

- аналитическая справка;

- выявление проблемы















- список старшеклассников для проведения организованных перемен

- сравнительные таблицы;

- письменные описания

II. Прогностический

сентябрь

- разработка развернутой программы обучения старшеклассников

- научная и методическая литература

- программа

- утверждение на совете школы

III. Организационный

сентябрь - октябрь

- разработка положения о проведении активных перемен;

- подготовка учителей к предстоящей работе;

- обучение старшеклассников играм;

- формирование банка игр для детей с разным уровнем подвижности;

- подготовка зоны для активного отдыха детей.

- подбор игр разноуровневой подвижности;

- подготовка помещения;

- подготовка инвентаря

- техническое сопровождение активных перемен.

- банк данных с играми;

- озеленение;

- приобретение мебели;

- приобретение полового покрытия;

- методические рекомендации по проведению перемен;

- включенность педагогов в оздоровительную работу.

- обсуждение программы на классных часах;

- предоставление программы на родительском собрании

IV. Практический

октябрь апрель

- разучивание игр разной подвижности в отдельных классных коллективах;

- структурирование и адаптирование учебного материала по организации двигательной активности;

- проведение активных перемен.

- игры высокой эмоциональной подвижности, средней и малой подвижностью; - кинезиологические упражнения

- регулярность, систематичность;

- комплектность;

- аналитические материалы.


- осознание личной причастности к состоянию ребенка во время перемены;

- включение в деятельность ученика по приобретению навыков и опыта в формировании положительного отношения к организации активного отдыха во время перемен

- оформление полученных результатов;

- отчет на методическом объединении

V. Обобщающий

май

- обобщение и теоретическое осмысление данных, определение выводов

- аналитические материалы

- методическое пособие

- выход на педагогическую общественность города

VI. Внедренческий

июнь - сентябрь

- распространение

 

-печатная продукция;

- публикации в СМИ.

 



Показатели адаптации к школе учащихся первых классов

Время

Коли чество детей

Уровень тревожности

Взаимоотношение в коллективе

Уро вень дезадаптации

высокий

повышенный

норма

доброжелательное

равнодушное

конфликтное

Начало года

69

5%

8%

87%

51%

25%

24%

25%

Конец полугодия

69

2%

3%

95%

70%

15%

20%

20%

Высокий и повышенный уровни тревожности к концу эксперимента значительно уменьшились. Адаптация первоклассников к школе прошла спокойно, плавно.

На основе анализа результатов наблюдений можно сделать следующие выводы:

  • в результате включения во время перемен новых игр и привлечения к ним детей, в школе образовалась совершенно иная атмосфера: дети стали более организованными, стало меньше происходить конфликтных ситуаций между детьми, меньше стало пассивных детей;

  • организация перемен влияет на работу детей на уроке. Работоспособность улучшается, о чем свидетельствует рост качественной успеваемости (с 66% в I четверти до 70 % во II четверти)

  • следует включать больше игр после третьего урока, но заканчивать их за 3 – 5 минут до начала урока, чтобы дети смогли немного успокоиться и подготовиться к следующему уроку.

Заключение


Устойчивость проекта

В реализации нашего проекта заинтересованы учителя начальных классов и администрация школы, так как на каждой перемене дети смогут поиграть в безопасные подвижные игры. Кроме того, в реализации данного проекта заинтересованы и учащиеся начальных классов, потому что игры помогают детям снимать усталость между уроками.

Данный проект не имеет особых затрат, поэтому нет необходимости в спонсорских средствах. Реализацию проекта готова поддержать администрация школы, поэтому в основном используются ресурсы образовательного учреждения. Администрация школы может предоставить для работы помещение и компьютерное оборудование, а также краску для оформления игровых зон.

Наш проект может реализовываться и в дальнейшем. В помещениях школы ежегодно проводится ремонт. При обновлении игровых зон есть возможность поменять или добавить игры. Аналогичное оформление игровых зон возможно в помещении, где отдыхают на переменах учащиеся 5-6 классов.



Распространение результата


Проект можно легко реализовать в любом образовательном учреждении, так как в каждой школе есть ученики, которые не умеют организовывать свой отдых на перемене.

Реализовать данный проект смогут как взрослые, так и дети, достигшие 13-14-летнего возраста. При этом не нужно обладать какими-то специальными знаниями и умениями. Также для реализации проекта не требуются специальные условия. Нужно лишь учитывать материал покрытия пола в помещении. Нежелательно оформлять краской игровые зоны на линолеуме и мраморе. Самое главное – это разрешение администрации образовательного учреждения на оформление игровых зон в школьном помещении и согласование списка выбранных игр.

Перечень нейроигр

https://yandex.ru/video/touch/preview/4724438088190344228 руки, плечи, уши, нос

Детская музыкально-ритмическая игра! Очень нравится детям - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) игра выходи

Подвижные игры для детей "Ну-ка повтори" - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

Развлечение для детей. Подвижная игра для детей. - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

Умная гимнастика, с элементами логоритмики и нейрогимнастики для дошкольников. - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

Голова, плечи, коленки и носочки / Песни для Детей / Ирин ДОМ - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

Мульт-зарядка 6. Физ-минутка для детей. Наше всё! - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

Музыкально -танцевальные

АРАМ ЗАМ ЗАМ - Песни Для Детей - Развивающие Мультики - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

Если Весело Живется, Делай Так - Песни Для Детей .tv - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

Буренина А.И. Танцевально-ритмическая композиция. - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) – деление на 2 круга, 4 круга, пары, врассыпную

Нейрогимнастика — Видео | ВКонтакте (vk.com)

Нейрогимнастика для мозга: 5 упражнений - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)







Кульгова Ирина Юрьевна

учитель-логопед