Проект «Ориентирование на местности»
Направление: естествознание (неживая природа)
Введение Актуальность
- Ориентирование на местности очень важная тема. Ведь от того, насколько мы владеем ею, в некоторых случаях зависит жизнь человека. Потерявшись, нужно знать простые способы определения сторон света для правильного выбора направления движения. Этими способами дети и взрослые должны с легкостью уметь пользоваться в своей жизни. Развивая наблюдательность, человек может различать те признаки предметов природы, которые помогают ему не заблудиться в пути. Я хочу уметь правильно определять стороны горизонта, рассказать своим одноклассникам как правильно это делать, чтобы быть спокойным за себя и за близких мне людей.
Цель. Задачи. Гипотеза.
- Цель: использование теоретических знаний в области ориентирования на местности в Северном полушарии нашей планеты на практике.
- Задачи: 1) собрать информацию об определении сторон горизонта; 2) сделать анализ полученной информации; 3) научиться определять свое месторасположение и направления сторон света на практике.
- Гипотеза: изучение информации об определении сторон горизонта ещё во 2 классе даст возможность второклассникам к 5 классу быть уверенными в том, что ориентирование на местности это не только не трудное, но и интересное занятие.
План
- 1. Изучить материал в учебнике «Окружающий мир» А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, А.С. Раутиана по теме;
- 2. Найти дополнительный материал, пользуясь ресурсами Интернет-сети;
- 3. Составить анкету-опросник для обучающихся 2-го класса, выявляющий уровень знаний ориентирования в пространстве;
- 4. Провести анкетирование среди основной группы, состоящей из обучающихся 2-го класса и контрольной группы – из 5-го класса;
- 5. Провести анализ полученных данных и сделать вывод;
- 6. Подготовить информационный доклад для сверстников и выступить с ним во внеурочное время
- 7. Подготовить информационную газету по теме
- 8. Выступить на конкурсе исследовательских работ.
I. Согласно учебнику Вахрушева, Бурского, Раутиана («Окружающий мир», 2 класс) определить стороны горизонта можно несколькими простыми способами.
В полдень в любое время года мы видим солнце на юге. Тени от предметов в полдень всегда указывают направление на север.
С одноклассниками я решил провести эксперимент, наблюдая за отбрасываемой тенью от различных предметов в солнечную погоду.
Ночью на север указывает Полярная звезда.
Компас
Но изучая свой домашний компас, я заметил, что синий цвет может указывать и на юг. Я сделал вывод: лучше обращать внимание не на цвет стрелки, а на буквенное обозначение. Например русская буква «С» или английская буква «N» («north» – «север») указывают направление на север.
- Согласно учебнику, магнитная стрелка компаса поворачивается на тонкой иголочке. Синий конец стрелки указывает направление на север.
Я с любопытством посмотрел серию «Компас» российского анимационного мультсериала «Фиксики». Узнал, что намагниченная иголка, плавающая в тарелке с водой на небольшом кусочке бумаги, представляет собой примитивный компас.
Вставка рисунка
И попробовал смастерить свой. Результатом я был доволен не сразу. Так как моя иголка намокла и не указала верное направление. Но сухая намагниченная иголка острым концом всё же указала мне направление на север.
Но в учебнике информации по теме мне оказалась недостаточна.
Я уже знал, что стороны горизонта легко можно определить наблюдая за восходом и закатом солнца (восход, запад).
II. Дальше я изучал информацию в сети Интернет.
Выяснил, что направления на юг и на север указывают различные предметы природы. Например: склон муравейника с северный стороны более крутой
- Мхи на деревьях и камнях лучше растут с северной стороны
В лесу можно ориентироваться по квартальным столбам. Угол между двумя самыми маленькими числами будет указывать на север, противоположный ему угол (с двумя другими, более крупными числами) укажет на юг.
Есть необычное применение часов вместо компаса.
- Находясь в Северном полушарии, положите часы горизонтально, так чтобы часовая стрелка показывала на солнце и мысленно разделите угол пополам между цифрой 12 на циферблате и часовой стрелкой на ваших часах . Эта получившаяся линия и будет указывать на направление на Юг.
3. Я составил анкету-опросник по теме
Провёл анкетирование во 2-а и 5-б классе МБОУ «Траковская СОШ»
Вопрос
Ответ
2-а (14 человек)
1. Знаешь ли ты, что такое «стороны света» или «стороны горизонта»?»
«Да» - 10 чел.
5-б (14 человек)
2. Можешь ли ты заблудиться в лесу?
«Нет» - 4 чел.
3. Если ты окажешься в незнакомой местности, и при тебе не будет компаса, определишь ли ты направление на север, юг, запад, восток?
«Да» - 14 чел.
«Да» - 14 чел.
«Да» - 7 чел.
«Нет» - 0
«Нет» - 0
«Да» - 6 чел.
«Нет» - 7 чел.
«Нет» - 8 чел.
«Да» - 12 чел.
«Нет» - 2 чел.
4. Как ты можешь определить верное расположение сторон света?
2-а
1) Я умею правильно использовать компас ;
7 чел.
2) Я знаю как определить стороны света по восходу и закату солнца
5-б
7 чел.
3 чел.
3) Я умею определять стороны света, с помощью длины и направления отбрасываемой от предмета тени
2 чел.
4) Я знаю как применять иголку вместо компаса
9 чел.
8 чел.
5) Я умею ориентироваться по Полярной звезде в ночное время;
1 чел.
1 чел.
6) Я умею определять стороны света по природным объектам
5 чел.
0
7) Я умею определять стороны света с помощью компьютерных приложений
8 чел.
8) Я вообще плохо ориентируюсь, где находится север, юг, запад, восток.
3 чел.
2 чел.
1 чел.
6 чел.
1 чел.
- Я сделал вывод, что знания по данной теме ещё недостаточны как во 2-а классе, так и в 5-б классе.
- Рекомендации: советую больше изучать ориентирование на местности практически, на внеклассных уроках, мероприятиях.
6.7. Я выступил с информационным докладом перед одноклассниками, а для выступления подготовил стенгазету.
- Заключение
- Я думаю, что полученные знания и моя наблюдательность помогут мне правильно ориентироваться на местности. Уверен, что собранная мною информация, стала интересной одноклассникам и даже моим родителям. Выдвинутая гипотеза, я считаю, подтвердилась: ориентироваться на местности это не только не трудно, но и интересно!