МБДОУ детский сад для детей раннего возраста «Теремок»
Проект
Тема: «Осень
в гости
к нам пришла»
октябрь – 2022 год
группа «Ягодка»
"Мир, окружающий ребёнка, –
это, прежде всего,
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться"
Сухомлинский В. А.
Тема проекта: «Осень в гости к нам пришла»
Тип проекта: познавательный, игровой, творческий.
Продолжительность: краткосрочный - 1 неделя.
Участники проекта: дети группы «Ягодка» (2 - 3 года), воспитатели, родители.
Актуальность темы: В год культурного наследия тема любви к своей Родине, к природе является актуальной. Понимание Родины у детей раннего возраста тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, — одна из главных задач педагога.
Какое замечательное и красивое время года – осень! Какие яркие краски дарит нам эта чудесная пора!
Заметить эту красоту, успеть полюбоваться ей, удивиться и полюбить- это то, что необходимо нам с самого раннего детства.
Проблема проекта:
Малыши любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Что такое осень? « «Зачем падает листва?» «Как выглядит осень в лесу?» «Зачем и куда улетают птицы?» «Куда прячутся звери?»
Именно ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире.
Проект «Осень в гости к нам пришла» помогает раскрыть малышам ответы на многие интересующие их вопросы.
Организованная образовательная деятельность с использованием следующих образовательных областей: «познавательное развитие», «художественно – эстетическое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «речевое развитие», физическое развитие.
Цель проекта: способствовать обогащению представлений детей об осени как времени года, его характерных особенностях.
Задачи для детей:
Познание:
Дать детям элементарные представления об осени, ее признаках и явлениях (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Продолжать расширять представления воспитанников о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах.
Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.
Коммуникация:
развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него.
Социализация:
развивать навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Художественное творчество:
передавать в рисовании, лепке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (осенние листья на деревьях); развивать эстетическое восприятие.
Музыка:
формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.
Задачи для педагога: развивать социально- профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Задачи для родителей: создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду; поддерживать ребенка в проявлении творческой инициативы.
Оборудование:
1.Литературные и музыкальные произведения об осени.
2.Иллюстрации осеннего времени года; муляжи фруктов овощей; гуашь, пластилин красного и зеленого цветов, альбомные листы, ватман, листы и доски для пластилина с изображением дерева.
3.Методическая литература по теме проекта.
4.Демонстрационное оснащение группы для реализации цели (просмотр, иллюстрации).
5.Мольберт.
6.Фотоаппарат.
7.Ноутбук.
Ожидаемый результат: в процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта:
дети:
у детей расширятся представления об осени как времени года, ее признаках и дарах; они проявят познавательную активность, любознательность; выразят свои впечатления об осени в различных видах деятельности, будут эмоционально реагировать на мир природы; будет сформировано представление о труде взрослых в разное время года; возрастет интерес к наблюдениям за явлениями природы; пополнится словарный запас.
Общение с природой даст заметный оздоровительный эффект, поможет снять психологическую напряженность, стресс и агрессивность, настроит на доброжелательное отношение ко всему живому
Родители:
родители проявят интерес к проекту и будут участвовать в совместной творческой деятельности; повысится уровень экологической воспитанности; родители будут с детьми проводить больше времени на прогулке и привлекать детей к совместному труду в природе.
Продукты проекта:
Коллективная творческая работа детей «Осенний хоровод»
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный этап:
2. Определение педагогом темы, целей, задач, содержание проекта, предварительная работа с детьми, родителями, прогнозирование результата, формы выражения итогов проектной деятельности.
3. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми, трудовой деятельности, праздника Осени.
4. Привлечения родителей к подготовке необходимого материала .
5. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
6. Создание предметно – развивающей среды согласно теме проекта.
2. Основной этап реализации проекта:
Мероприятия по работе с детьми:
Проблема:
Осень – чудная пора,
Изменила все она:
И листочки, и грибочки,
И деревья все в лесочке…
Мы хотим быстрей узнать,
Как нам осень узнавать?
Виды деятельности | Название видов деятельности |
Игровая деятельность |
Сюжетно-ролевые игры | «Оденем куклу на прогулку» «Сварим суп из овощей» «Магазин овощей» |
Дидактические игры | «Какое время года» «Найди такой же листочек» «Чудесный мешочек» «Угадай тень» «Разложи листочки по цвету» |
Коммуникативная деятельность |
Беседы | «Осень в гости к нам пришла» «Какая сегодня погода» «Что нам осень принесла» «Как изменилась одежда людей» |
Рассматривание картин | «Прогулка в лесу» «Уборка урожая» |
| |
Двигательная деятельность |
Подвижные игры | «Солнышко и дождик» «У медведя во бору» «Листопад» «Урожай» Дыхательное упражнение «Ветерок». |
Пальчиковые игры | «1,2,3,4,5 будем листья собирать» «Мы капусту рубим» |
Изобразительная деятельность |
Рисование | «Разноцветные листья» |
Аппликация | «Огурцы и помидоры в банке» |
Лепка | « Падают, падают листья» |
Восприятие художественной литературы |
Чтение художественной литературы | А. Блок «Зайчик» З. Александрова «Дождик» А.К. Бальмонт «Осень» А. Плещеев «Осень наступила» А. Босев «Дождь» Ю. Тувим «Овощи» Русская народная сказка «Вершки и корешки» |
Театрализованная деятельность | Сказка «Листики в садочке»(фланелеграф) «Репка» ( на фартуке) |
Экскурсии и целевые прогулки |
Прогулки по территории детского сада | Наблюдения за солнцем, небом, осенним дождем, за красотой и богатством осенних красок, за деревьями, растущими на территории детского сада |
Работа с родителями |
Консультация Оформление стенда для родителей в раздевалке. | «Как сохранить здоровье детей осенью» «Учимся наблюдать» «В какие игры поиграть с малышам осенью» «Учите с нами» ( пальчиковая игра «1,2,3.4.5 будем листья собирать». |
| |
Третий заключительный этап
1.Подготовка итогов проекта.
2.Оформление творческой выставки работ детей.
3. Коллективная творческая работа детей и родителей«Осенний хоровод»
Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к участию в проекте в месте с детьми.
2. Дома вместе с детьми изготавливают поделки из природного материала для последующей выставки в детском саду «Осенние фантазии».
3. Читают дома детям стихи и рассказы, посвященные осени.
4. Подготовка консультации для родителей «Осенние прогулки с детьми».
Оценка результатов проекта.
В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты:
дети узнали,
- что осень это время года;
- признаки осени, какие бывают дары осени;
- о труде взрослых в разное время.
А также
Дети выражали свои впечатления об осени в различных видах деятельности,
- у детей повысился познавательный интерес ко всему новому.
- у детей создано радостное, осеннее настроение;
- сформирован интерес к совместному творчеству;
- пополнился словарный запас;
- стали получать удовольствие от наблюдения за явлениями природы.
Родители получили новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применять знания на практике.