
Отдел по образованию Сенненского райисполкома Государственное учреждение образования ”Яновская базовая школа им.Н.Л.Цурана Сенненского района“
Республиканский конкурс ”Лучшие практики и методические инструментарии в патриотическом воспитании“ Номинация: ”Лучший проект по патриотическому воспитанию“
Проект патриотического воспитания детей и молодежи
Автор-составитель: Бобков Александр Анатольевич, заместитель директора по воспитательной работе
Яново, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОЕКТА……………………………………………………………............ 3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………. 5
1.МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОЕКТА…………………………….............. 8
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА…………………………………………………………... 10
3.СТРУКТУРА ПРОЕКТА………………………………………………………........... 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………................. 15
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ…………………............... 16
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………......................... 17
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Руководитель проекта | Бобков Александр Анатольевич, заместитель директора по воспитательной работе |
[email protected] |
2. Название проекта | ”Наше наследие“ |
3. Аннотация проекта(краткое описание проекта) | Главная идея проекта – приобщение детей и молодёжи к знаниям своей Родины, основам народной культуры, формирование любви к родной земле, бережного отношения к ее наследию, уважения к ее истории и культуре, опыту предыдущих поколений. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где учащиеся сами будут активными участниками, где широко применяется личностный практико-ориентированный подход к учащемуся. Реализация проекта рассчитана на 2024 и 2025 годы. Участники мероприятий: обучающиеся учреждения образования, педагоги и родители в сотрудничестве с внутренними и внешними социальными партнерами. |
4. Проблема, на решение которой направлен проект | 2024-2025 годы в нашей стране ознаменованы двумя великими событиями – 80 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и 80 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне. И, разумеется, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, начинающуюся с каждого из нас, - задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания истории страны, природного и духовного богатства своего народа, усвоения народной культуры. |
5. Цель проекта | Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. |
6. Основные задачи проекта | Для достижения цели ставятся следующие задачи: повысить интерес учащихся к изучению истории и культуры своей страны, малой родины; создать оптимальные условия для развития индивидуальности и коллективизма, творческой инициативы учащихся; содействовать формированию у учащихся гражданственности, чувств любви и гордости к Родине на основе изучения истории и культуры родного края. |
7. Деятельность в рамках проекта | Деятельность в рамках проекта осуществляется по следующим направлениям: гражданское и патриотическое; художественно-творческое; эколого-трудовое; нравственно-эстетическое; спортивно-оздоровительное. |
Методика/ инструментарий проекта | Принцип стимулирования интереса учащихся к истории страны, малой родины, к ее природе и культуре. Принцип самостоятельности и коллективности учащихся при достижения отдельных целей и задач. Принцип новизны (апробация новых педагогических подходов) и анализ полученных результатов. |
8. Календарный план реализации проекта | Реализация проекта рассчитана на 2024 и 2025 годы. |
9. Команда проекта | Обучающиеся учреждения образования, педагоги и родители в сотрудничестве с внутренними и внешними социальными партнерами. | |
10. Партнеры проекта | ОАО ”Беленево“, обособленное структурное подразделение ”Богушевский спиртзавод‟; Учреждения культуры ”Яновский сельский Дом культуры‟ и ”Яновская сельская библиотека‟; Учреждение здравохранения ”Яновская больница сестринского ухода‟. | |
11. Результаты проекта | Систематизация и углубление знаний учащихся об истории, культуре и природе родного края; овладение учащимися позитивными образцами поведения в обществе; повышение интереса учащихся к истории страны и малой родины; повышение качества дополнительного образования детей и молодежи. | |
12. Методы оценки результатов | Анкетирование, психолого-педагогическая диагностика | |
13. Устойчивость проекта | Реализация проекта может быть продолжена | |
ВВЕДЕНИЕ
Чувство Родины... Еще с детства оно начинается с отношения к семье, к своим родителям и дедам – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это нити, связывающие его с родным домом и своей Родиной. Любовь к родному уголку, знание его истории – это основа, на которой может осуществиться духовный рост не только представителей старшего поколения, но и самых маленьких представителей общества – детей. Сохранить духовное начало в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным увлечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания патриотических чувств у учащегося. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному краю, природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Притяжение родной земли... Оно сильнее там, где существует преемственность поколений, где не теряются родовые связи и от дедов до внуков передаются, как клад, семейные предания.
О необходимости изучать родной край, его окрестности, использовать местный, локальный материал в обучении и воспитании молодого поколения, приучать их всерьез к исследованиям – про это писали ещё Ян Каменский, Ж.-Ж.Руссо, Г. Песталотти, А.Дисторвег и другие известные педагоги и ученые. В Беларуси эту идею развили М.Касперович, В.Ластовский, М.Мелешко и многие другие ученые, педагоги, методисты, писатели, философы, священники.
Мы живем в интересное и сложное время, когда много на что начинаем смотреть по-другому, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это касается нашего прошлого, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что беспокоило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как работали, как защищали Родину, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
На страницах педагогических изданий поднимается вопрос о том, что традиционная форма урока не решает всех задач, поставленных перед современной школой. Необходимо создать такую среду, в которой будут востребованы как раз нетрадиционные формы работы, причем эта среда должна и обучать, и развивать. Обратиться к истокам поможет реализация модели патриотического воспитания детей и молодежи. Модель может стать системой, которая будет способствовать реализации социальной и реактивной функций, а также функции отдыха, позволить с максимальной эффективностью использовать досуг детей и подростков.
2024-2025 годы в нашей стране ознаменованы двумя великими событиями – 80 лет освобождения Республики Беларусь от немецко- фашистских захватчиков и 80 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне. И, разумеется, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, начинающуюся с каждого из нас, - задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания истории страны, природного и духовного богатства своего народа, усвоения народной культуры. История и краеведение, культура и экология способствуют формированию у детей целостной картины мира. И это особенно важно! Год от года их содержание расширяется, обогащается, совершенствуется. Так возрастает и их значение при формировании патриотических чувств, воспитании любви к родному краю [5].
Исходя из вышеизложенного, следует подчеркнуть, что актуальность проекта состоит в том, что одним из основных факторов формирования исторического и патриотического сознания учащихся является их ознакомление с историей, природой и культурой родного края. Необходимость развития интересов в этих направлениях связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем действеннее станут они в воспитании любви к нашей стране.
Главная идея проекта – приобщение детей и молодежи к знаниям своей Родины, основам народной культуры, формирование любви к родной земле, бережного отношения к ее наследию, уважения к ее истории и культуре, опыту предыдущих поколений. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где учащиеся сами будут активными участниками, где широко применяется личностный практико- ориентированный подход к учащемуся.
Цель проекта – воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
повысить интерес учащихся к изучению истории и культуры своей страны, малой родины;
создать оптимальные условия для развития индивидуальности и коллективизма, творческой инициативы учащихся;
содействовать формированию у учащихся гражданственности, чувств любви и гордости к Родине на основе изучения истории и культуры родного края.
Реализация проекта рассчитана на 2024 и 2025 годы.
Участники мероприятий:
обучающиеся учреждения образования, педагоги и родители в сотрудничестве с внутренними и внешними социальными партнерами (Схема 1, Схема 2).
Схема 1. Внутренние социальные партнеры
Схема 2. Внешние социальные партнеры
Реализация проекта патриотического воспитания невозможна без тесного взаимодействия с внешними партнерами – отделом по образованию Сенненского райисполкома, Коковчинским сельским советом, ГУДО ”Сенненский районный центр детей и молодежи“, общественными объединениями ”БРПО“ и ”БРСМ“, районным краеведческим музеем и др.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОЕКТА
На современном этапе очень важными являются принципы сохранения и возрождения как историко-культурного, так и экономического, природного, социального и биологического наследия. Все это требует инициативы и даже некоторой самоотверженности от педагогов и учащихся (Схема 3). Исходя из вышесказанного и учитывая, какие традиции белорусской системы образования сложились сегодня, в основу проекта заложены следующие принципы:
Принцип стимулирования интереса учащихся к истории страны, малой родины, к ее природе и культуре.
Для реализации данного принципа проводится анкетирование учащихся, с помощью которого выявить их желание содействовать в реализации проекта патриотического воспитания детей и молодёжи. Также, для стимулирования интереса учащихся к истории и культуре малой родины, природе родного края важно проводить встречи с местными краеведами, знаменитыми земляками, ветеранами труда, воинами-интернационалистами, старожилами деревни.
Принцип самостоятельности и коллективности учащихся при достижения отдельных целей и задач.
Сущностью принципа является развитие учащегося, его потребностей и тем самым обучение его жить в окружающем мире свободно и самостоятельно. В процессе реализации проекта будут использоваться индивидуальные и групповые формы работы, такие, как: мини-проекты по военной истории страны, малой родины и семьи, составление родословной семьи, подготовка индивидуальных сообщений на заданную тему, анализ отмеченного события в истории села или семьи, накопление краеведческого материала для агитбригады или воспитательного мероприятия, работа над исследовательской работой и др.
Принцип новизны (апробация новых педагогических подходов) и анализ полученных результатов.
Данный принцип предполагает использование в работе с учащимися элементов современных педагогических технологий (информационные, модульные и т.д.). Во время проведения мероприятий всегда будут пользоваться спросом мультимедийные презентации, видеоролики, аудиозаписи на историко-краеведческую и экологическую тематику. Использование информационных технологий будет помогать учащимся глубже и легче воспринимать материал [1].
Схема 3. Методология проекта
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
В основу проекта патриотического воспитания детей и молодёжи положен принцип концентризма (Схема 4), когда учащиеся знакомятся с историей, природой и культурой родного края как бы по концентрам – своеобразным кругом знаний (в основе схемы лежит территориальный признак).
Концентры взаимосвязаны между собой и подразделяются на направления:
Детский сад и начальная школа;
Среднее звено;
Старшеклассники.
Схема 4. Принцип концентризма
Во время реализации проекта будет осуществляться систематический переход с одного ”круга знаний“ к другому, важность и целесообразность связи близкого с далёким, возвращение от далёкого к близкому.
Так, например, изучая свою родословную, учащиеся соединяют его с историей деревни, района, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, области или района, они возвращаются к фактам истории родной деревни, семьи [5].
Реализация проекта по направлениям
Гражданское и патриотическое направление
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурологический характер. Мероприятия этого направления воспитывают в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
Формы организации деятельности:
интеллектуальные викторины; конкурсы рисунков; патриотические акции;
возложение цветов к памятнику воинам-землякам; книжные выставки в школьной библиотеке;
беседы, игры, викторины по теме ”Мой родной край“;
мини- исследования по краеведению;
прогулки к историческим объектам агрогородка; экскурсии по району, области, республике.
Художественно-творческое направление
Творческая деятельность – это одно из важнейших направлений модели. Она должна способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Мероприятия этого направления способствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации детей и молодёжи в жизни.
Формы организации художественно-творческой деятельности: дидактические, познавательные, интеллектуальные, подвижные, ролевые игры;
конкурсные программы;
участие в концертных программах, конкурсном движении.
Эколого-трудовое направление
Экологическая деятельность направлена на формирование экологической культуры у учащихся, на развитие умения воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств. Мероприятия данной направленности прививают у учащихся гуманное отношение к природе, способствуют пониманию детьми важности сохранения и приумножения богатства родной природы, систематизируют и расширяют представления о предметах и явлениях природы.
Формы экологической и трудовой деятельности:
организация увлекательных занятий об экологии человека (окружающая среда и здоровье человека, вредные привычки);
викторины;
мини-исследования; экологический десант;
прогулки к экологическим объектам агрогородка.
Нравственно-эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Нужно только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого прекрасного умения заложены в каждом. Развить их – значит воспитывать творчески. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности. Различные мероприятия этого направления способствуют развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.
Основные формы деятельности:
посещение и участие в мероприятиях Дома культуры и библиотеки; просмотр видеороликов по различным видам искусства; коллективно-творческие дела.
Спортивно-оздоровительное направление
В это направление входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни.
Разрабатываются и проводятся различные встречи, соревнования, конкурсные программы по физической культуре и здоровью, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью физкультуры и спорта решаются задачи физического воспитания: укрепления здоровья, физического развития детей и молодежи.
Формы организации спортивно-оздоровительной работы: спортивные игры на стадионе, спортивном зале; подвижные игры на свежем воздухе;
эстафеты, спортивные игры; народные игры.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Реализация проекта состоит из трех основных этапов (Схема 5).
Информационно-организационный этап (январь-март 2024 года)
Информационно-организационный этап включает в себя:
Психолого-педагогическую диагностику готовности учащихся к реализации проекта. Помимо анкетирования немаловажная роль в диагностике принадлежит родителям. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует сохранению семейных традиций.
Выбор образовательных и воспитательных технологий, подбор литературы.
В процессе реализации проекта будут использованы технологии: технология коллективной мыследеятельности;
информационно- компьютерная технология;
модульная технология.
Разработка образовательных программ объединений по интересам, сценариев воспитательных мероприятий.
Информирование учащихся и родительской общественности о содержании проекта.
Создание комплекса условий, гарантирующих эффективность и качество реализации проекта.
Практический этап (апрель 2024 года – ноябрь 2025 года)
Практический этап проекта включает в себя:
популяризацию истории и культуры малой родины через такие формы, как встречи со знаменитыми земляками, экскурсии и походы, поисковые мероприятия и исследования, выступление с результатами исследования перед аудиторией, проекты краеведческих маршрутов;
благоустройство исторических объектов предполагает участие в патриотических республиканских акциях, местных субботниках;
выпуск газеты или журнала, а также ряд буклетов на краеведческую тематику;
участие в исторических, экологических и краеведческих конкурсах предполагает распространение исследовательских материалов по истории своего края, а также развитие творческой деятельности учащихся через сочинение стихов, эссе, рассказов, сказок, что является очень важной задачей в воспитании детей и подростков, привития уважения и любви к истории родного края.
Основная задача практического этапа проекта – содействовать
воспитанию любви к родным местам, ко всему, что окружает нас с детства. Культура, история родного края должна войти в сердце учащегося и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать ее, знать прежде всего свою малую родину. Знакомство с историей, культурой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной край, а значит стать создателем своей малой родины [2].
Заключительный этап (декабрь 2025 года)
Представляет собой сопоставление полученных результатов с поставленными задачами и оценка эффективности проекта.
Информационно-организационный этап | психолого-педагогическая диагностика готовности учащихся к реализации модели; выбор образовательных и воспитательных технологий ; создание комплекса условий, гарантирующих эффективность и качество реализации модели |
Практический этап | популяризация истории и культуры малой родины; участие в патриотических акциях, субботниках; выпуск газеты или журнала, буклетов на краеведческую тематику; участие в исторических, экологических и краеведческих конкурсах |
Заключительный этап | |
Схема 5. Этапы реализации проекта
Предполагаемый результат:
систематизация и углубление знаний учащихся об истории, культуре и природе родного края;
овладение учащимися позитивными образцами поведения в обществе; повышение интереса учащихся к истории страны и малой родины; повышение качества дополнительного образования детей и молодежи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, реализация проекта патриотического воспитания детей и молодежи позволит обучающимся познакомиться со своей страной и малой родиной, почувствовать патриотические, духовно-нравственные традиции и культурные народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Очевидно, что возможности воспитания патриотизма не реализуются сами по себе. Необходимо целенаправленное, систематическое взаимодействие педагогов и детей в сотрудничестве с социумом.
Сохранение исторической памяти в детской среде, забота о культурном наследии предков, воспитание подрастающего поколения в духе любви к родной истории и культуре – одно из необходимых условий полноценного развития социума. Поэтому при составлении проекта мы придерживались краеведческого принципа как основы формирования гражданских и патриотических качеств личности обучающегося.
История и краеведение – это жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания. А народная культура во все времена была базисом национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушена не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно- нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Родине, природе.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Любчыч Н. А., Аўчарэнка І. А. Мая малая радзіма / / Малады навуковец. — 2017. — №34.1. — С. 55-58. – URL https://moluch.ru/archive/168/45434/
Кузьмін Андрэй ”Восем крокаў да мінулага‟. Электронны рэсурс.Рэжым доступу: www.nastaunik.info
Конституция Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://president.gov.by/by/constitution_by/
Ковальченко, Иван Дмитриевич. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко; Рос. акад. наук. Отд-ние ист.-филол. наук. - 2. изд., доп.- Москва : Наука, 2003 (ППП Тип. Наука). – 485, [1] с., [7] л. ил., портр. : ил., табл.; 22 см.; ISBN 5-02-008893-5 (в пер.)
Кодекс Республики Беларусь ”Аб адукацыі“. Электронны рэсурс. Код доступа:http://gimn2-borisov.unibel.by/docs/kodeks.zip
Могильницкий, Борис Георгиевич. Введение в методологию истории / Б. Г. Могильницкий. Москва : Высш. шк., 1989. - 174,[1] с.; 20 см. - (Б-ка историка. БИ).; ISBN 5-06-000019-2 : 35 к.
Проект патриотического воспитания детей и молодёжи
”НАШЕ НАСЛЕДИЕ“
Управление:
педагогическое соуправление;
детское самоуправление;
сотворчество в детско- взрослом соуправлении;
внешнее и внутреннее партнёрство.
Принципы:
принцип стимулирования интереса учащихся к истории страны, малой родины, к ее природе и культуре.
принцип самостоятельности и коллективности учащихся.
принцип новизны (апробация).
Идея: приобщение детей и молодёжи к знаниям своей Родины, основам народной культуры, формирование любви к родной земле, бережного отношения к ее наследию, уважения к ее истории и культуре, опыту предыдущих поколений..
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задачи:
повысить интерес учащихся к изучению истории и культуры своей страны, малой родины;
создать оптимальные условия для развития индивидуальности и коллективизма, творческой инициативы учащихся;
содействовать формированию у учащихся гражданственности, чувств любви и гордости к Родине на основе изучения истории и культуры родного края.
Цель - воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Виды деятельности:
ориентация детей и подростков
на общечеловеческие и личностно-значимые ценности; сохранение у детей и подростков
интереса к традициям, культурному наследию народа;
изучение своего региона, его
историко- краеведческого наследия;
коллективно-творческая деятельность.
Модель обучающегося
Знает: историю и культуру малой и большой Родины, уважает и чтит обычаи и традиции своего народа; свою родословную.
Умеет: осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные, быть ответственным за принятые решения;
владеть навыками сотрудничества; ориентироваться на здоровый образ жизни; жить интересами коллектива; проявлять высокую культуру и нравственность.
принимать активное участие в общественной жизни учреждения образования, города, района, государства.
Наделен чувством гражданской ответственности, стремится быть полезным окружающим людям.