СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект патриотического воспитания детей и молодёжи "Наше наследие"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная идея проекта – приобщение детей и молодёжи к знаниям своей Родины, основам народной культуры, формирование любви к родной земле, бережного отношения к ее наследию, уважения к ее истории и культуре, опыту предыдущих поколений. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где учащиеся сами будут активными участниками, где широко применяется личностный практико-ориентированный подход к учащемуся.

Реализация проекта рассчитана на 2024 и 2025 годы.

Участники мероприятий: обучающиеся учреждения образования, педагоги и родители в сотрудничестве с внутренними и внешними социальными партнерами.

Просмотр содержимого документа
«Проект патриотического воспитания детей и молодёжи "Наше наследие"»


Отдел по образованию Сенненского райисполкома Государственное учреждение образования ”Яновская базовая школа им.Н.Л.Цурана Сенненского района“



Республиканский конкурс ”Лучшие практики и методические инструментарии в патриотическом воспитании“ Номинация: ”Лучший проект по патриотическому воспитанию“










Проект патриотического воспитания детей и молодежи










Автор-составитель: Бобков Александр Анатольевич, заместитель директора по воспитательной работе





Яново, 2024










СОДЕРЖАНИЕ


ПАСПОРТ ПРОЕКТА……………………………………………………………............ 3

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………. 5

1.МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОЕКТА…………………………….............. 8

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА…………………………………………………………... 10

3.СТРУКТУРА ПРОЕКТА………………………………………………………........... 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………................. 15

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ…………………............... 16

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………......................... 17


ПАСПОРТ ПРОЕКТА


1. Руководитель проекта

Бобков Александр Анатольевич, заместитель директора по воспитательной работе

[email protected]

2. Название проекта


”Наше наследие“


3. Аннотация проекта(краткое описание проекта)

Главная идея проекта – приобщение детей и молодёжи к знаниям своей Родины, основам народной культуры, формирование любви к родной земле, бережного отношения к ее наследию, уважения к ее истории и культуре, опыту предыдущих поколений. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где учащиеся сами будут активными участниками, где широко применяется личностный практико-ориентированный подход к учащемуся.

Реализация проекта рассчитана на 2024 и 2025 годы.

Участники мероприятий: обучающиеся учреждения образования, педагоги и родители в сотрудничестве с внутренними и внешними социальными партнерами.

4. Проблема, на решение которой направлен проект

2024-2025 годы в нашей стране ознаменованы двумя великими событиями – 80 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и 80 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне. И, разумеется, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, начинающуюся с каждого из нас, - задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания истории страны, природного и духовного богатства своего народа, усвоения народной культуры.

5. Цель проекта

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

6. Основные задачи проекта

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

повысить интерес учащихся к изучению истории и культуры своей страны, малой родины;

создать оптимальные условия для развития индивидуальности и коллективизма, творческой инициативы учащихся;

содействовать формированию у учащихся гражданственности, чувств любви и гордости к Родине на основе изучения истории и культуры родного края.

7. Деятельность в рамках проекта

Деятельность в рамках проекта осуществляется по следующим направлениям:

гражданское и патриотическое;

художественно-творческое;

эколого-трудовое;

нравственно-эстетическое;

спортивно-оздоровительное.

Методика/

инструментарий

проекта

  1. Принцип стимулирования интереса учащихся к истории страны, малой родины, к ее природе и культуре.

  2. Принцип самостоятельности и коллективности учащихся при достижения отдельных целей и задач.

  3. Принцип новизны (апробация новых педагогических подходов) и анализ полученных результатов.

8. Календарный план реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 2024 и 2025 годы.

9. Команда проекта

Обучающиеся учреждения образования, педагоги и родители в сотрудничестве с внутренними и внешними социальными партнерами.


10. Партнеры проекта


ОАО ”Беленево“, обособленное структурное подразделение ”Богушевский спиртзавод‟;

Учреждения культуры ”Яновский сельский Дом культуры‟ и ”Яновская сельская библиотека‟;

Учреждение здравохранения ”Яновская больница сестринского ухода‟.


11. Результаты проекта

Систематизация и углубление знаний учащихся об истории, культуре и природе родного края;

овладение учащимися позитивными образцами поведения в обществе; повышение интереса учащихся к истории страны и малой родины; повышение качества дополнительного образования детей и молодежи.


12. Методы оценки результатов

Анкетирование, психолого-педагогическая диагностика


13. Устойчивость проекта

Реализация проекта может быть продолжена






ВВЕДЕНИЕ


Чувство Родины... Еще с детства оно начинается с отношения к семье, к своим родителям и дедам – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это нити, связывающие его с родным домом и своей Родиной. Любовь к родному уголку, знание его истории – это основа, на которой может осуществиться духовный рост не только представителей старшего поколения, но и самых маленьких представителей общества – детей. Сохранить духовное начало в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным увлечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания патриотических чувств у учащегося. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному краю, природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Притяжение родной земли... Оно сильнее там, где существует преемственность поколений, где не теряются родовые связи и от дедов до внуков передаются, как клад, семейные предания.

О необходимости изучать родной край, его окрестности, использовать местный, локальный материал в обучении и воспитании молодого поколения, приучать их всерьез к исследованиям – про это писали ещё Ян Каменский, Ж.-Ж.Руссо, Г. Песталотти, А.Дисторвег и другие известные педагоги и ученые. В Беларуси эту идею развили М.Касперович, В.Ластовский, М.Мелешко и многие другие ученые, педагоги, методисты, писатели, философы, священники.

Мы живем в интересное и сложное время, когда много на что начинаем смотреть по-другому, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это касается нашего прошлого, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что беспокоило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как работали, как защищали Родину, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

На страницах педагогических изданий поднимается вопрос о том, что традиционная форма урока не решает всех задач, поставленных перед современной школой. Необходимо создать такую среду, в которой будут востребованы как раз нетрадиционные формы работы, причем эта среда должна и обучать, и развивать. Обратиться к истокам поможет реализация модели патриотического воспитания детей и молодежи. Модель может стать системой, которая будет способствовать реализации социальной и реактивной функций, а также функции отдыха, позволить с максимальной эффективностью использовать досуг детей и подростков.

2024-2025 годы в нашей стране ознаменованы двумя великими событиями – 80 лет освобождения Республики Беларусь от немецко- фашистских захватчиков и 80 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне. И, разумеется, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, начинающуюся с каждого из нас, - задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания истории страны, природного и духовного богатства своего народа, усвоения народной культуры. История и краеведение, культура и экология способствуют формированию у детей целостной картины мира. И это особенно важно! Год от года их содержание расширяется, обогащается, совершенствуется. Так возрастает и их значение при формировании патриотических чувств, воспитании любви к родному краю [5].

Исходя из вышеизложенного, следует подчеркнуть, что актуальность проекта состоит в том, что одним из основных факторов формирования исторического и патриотического сознания учащихся является их ознакомление с историей, природой и культурой родного края. Необходимость развития интересов в этих направлениях связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем действеннее станут они в воспитании любви к нашей стране.

Главная идея проекта – приобщение детей и молодежи к знаниям своей Родины, основам народной культуры, формирование любви к родной земле, бережного отношения к ее наследию, уважения к ее истории и культуре, опыту предыдущих поколений. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где учащиеся сами будут активными участниками, где широко применяется личностный практико- ориентированный подход к учащемуся.

Цель проекта – воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

повысить интерес учащихся к изучению истории и культуры своей страны, малой родины;

создать оптимальные условия для развития индивидуальности и коллективизма, творческой инициативы учащихся;

содействовать формированию у учащихся гражданственности, чувств любви и гордости к Родине на основе изучения истории и культуры родного края.

Реализация проекта рассчитана на 2024 и 2025 годы.

Участники мероприятий:

обучающиеся учреждения образования, педагоги и родители в сотрудничестве с внутренними и внешними социальными партнерами (Схема 1, Схема 2).

Схема 1. Внутренние социальные партнеры


Схема 2. Внешние социальные партнеры


Реализация проекта патриотического воспитания невозможна без тесного взаимодействия с внешними партнерами – отделом по образованию Сенненского райисполкома, Коковчинским сельским советом, ГУДО ”Сенненский районный центр детей и молодежи“, общественными объединениями ”БРПО“ и ”БРСМ“, районным краеведческим музеем и др.




  1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОЕКТА

На современном этапе очень важными являются принципы сохранения и возрождения как историко-культурного, так и экономического, природного, социального и биологического наследия. Все это требует инициативы и даже некоторой самоотверженности от педагогов и учащихся (Схема 3). Исходя из вышесказанного и учитывая, какие традиции белорусской системы образования сложились сегодня, в основу проекта заложены следующие принципы:

  1. Принцип стимулирования интереса учащихся к истории страны, малой родины, к ее природе и культуре.

Для реализации данного принципа проводится анкетирование учащихся, с помощью которого выявить их желание содействовать в реализации проекта патриотического воспитания детей и молодёжи. Также, для стимулирования интереса учащихся к истории и культуре малой родины, природе родного края важно проводить встречи с местными краеведами, знаменитыми земляками, ветеранами труда, воинами-интернационалистами, старожилами деревни.

  1. Принцип самостоятельности и коллективности учащихся при достижения отдельных целей и задач.

Сущностью принципа является развитие учащегося, его потребностей и тем самым обучение его жить в окружающем мире свободно и самостоятельно. В процессе реализации проекта будут использоваться индивидуальные и групповые формы работы, такие, как: мини-проекты по военной истории страны, малой родины и семьи, составление родословной семьи, подготовка индивидуальных сообщений на заданную тему, анализ отмеченного события в истории села или семьи, накопление краеведческого материала для агитбригады или воспитательного мероприятия, работа над исследовательской работой и др.

  1. Принцип новизны (апробация новых педагогических подходов) и анализ полученных результатов.

Данный принцип предполагает использование в работе с учащимися элементов современных педагогических технологий (информационные, модульные и т.д.). Во время проведения мероприятий всегда будут пользоваться спросом мультимедийные презентации, видеоролики, аудиозаписи на историко-краеведческую и экологическую тематику. Использование информационных технологий будет помогать учащимся глубже и легче воспринимать материал [1].



Схема 3. Методология проекта






















  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА


В основу проекта патриотического воспитания детей и молодёжи положен принцип концентризма (Схема 4), когда учащиеся знакомятся с историей, природой и культурой родного края как бы по концентрам – своеобразным кругом знаний (в основе схемы лежит территориальный признак).

Концентры взаимосвязаны между собой и подразделяются на направления:

Детский сад и начальная школа;

Среднее звено;

Старшеклассники.






Схема 4. Принцип концентризма


Во время реализации проекта будет осуществляться систематический переход с одного ”круга знаний“ к другому, важность и целесообразность связи близкого с далёким, возвращение от далёкого к близкому.

Так, например, изучая свою родословную, учащиеся соединяют его с историей деревни, района, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, области или района, они возвращаются к фактам истории родной деревни, семьи [5].


Реализация проекта по направлениям


Гражданское и патриотическое направление

Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурологический характер. Мероприятия этого направления воспитывают в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.

Формы организации деятельности:

интеллектуальные викторины; конкурсы рисунков; патриотические акции;

возложение цветов к памятнику воинам-землякам; книжные выставки в школьной библиотеке;

беседы, игры, викторины по теме ”Мой родной край“;

мини- исследования по краеведению;

прогулки к историческим объектам агрогородка; экскурсии по району, области, республике.


Художественно-творческое направление

Творческая деятельность – это одно из важнейших направлений модели. Она должна способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Мероприятия этого направления способствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации детей и молодёжи в жизни.

Формы организации художественно-творческой деятельности: дидактические, познавательные, интеллектуальные, подвижные, ролевые игры;

конкурсные программы;

участие в концертных программах, конкурсном движении.


Эколого-трудовое направление

Экологическая деятельность направлена на формирование экологической культуры у учащихся, на развитие умения воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств. Мероприятия данной направленности прививают у учащихся гуманное отношение к природе, способствуют пониманию детьми важности сохранения и приумножения богатства родной природы, систематизируют и расширяют представления о предметах и явлениях природы.

Формы экологической и трудовой деятельности:

организация увлекательных занятий об экологии человека (окружающая среда и здоровье человека, вредные привычки);

викторины;

мини-исследования; экологический десант;

прогулки к экологическим объектам агрогородка.


Нравственно-эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Нужно только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого прекрасного умения заложены в каждом. Развить их – значит воспитывать творчески. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности. Различные мероприятия этого направления способствуют развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.

Основные формы деятельности:

посещение и участие в мероприятиях Дома культуры и библиотеки; просмотр видеороликов по различным видам искусства; коллективно-творческие дела.


Спортивно-оздоровительное направление

В это направление входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Разрабатываются и проводятся различные встречи, соревнования, конкурсные программы по физической культуре и здоровью, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью физкультуры и спорта решаются задачи физического воспитания: укрепления здоровья, физического развития детей и молодежи.

Формы организации спортивно-оздоровительной работы: спортивные игры на стадионе, спортивном зале; подвижные игры на свежем воздухе;

эстафеты, спортивные игры; народные игры.

  1. СТРУКТУРА ПРОЕКТА


Реализация проекта состоит из трех основных этапов (Схема 5).


  1. Информационно-организационный этап (январь-март 2024 года)

Информационно-организационный этап включает в себя:

Психолого-педагогическую диагностику готовности учащихся к реализации проекта. Помимо анкетирования немаловажная роль в диагностике принадлежит родителям. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует сохранению семейных традиций.

Выбор образовательных и воспитательных технологий, подбор литературы.

В процессе реализации проекта будут использованы технологии: технология коллективной мыследеятельности;

информационно- компьютерная технология;

модульная технология.

Разработка образовательных программ объединений по интересам, сценариев воспитательных мероприятий.

Информирование учащихся и родительской общественности о содержании проекта.

Создание комплекса условий, гарантирующих эффективность и качество реализации проекта.


  1. Практический этап (апрель 2024 года – ноябрь 2025 года)


Практический этап проекта включает в себя:

популяризацию истории и культуры малой родины через такие формы, как встречи со знаменитыми земляками, экскурсии и походы, поисковые мероприятия и исследования, выступление с результатами исследования перед аудиторией, проекты краеведческих маршрутов;

благоустройство исторических объектов предполагает участие в патриотических республиканских акциях, местных субботниках;

выпуск газеты или журнала, а также ряд буклетов на краеведческую тематику;

участие в исторических, экологических и краеведческих конкурсах предполагает распространение исследовательских материалов по истории своего края, а также развитие творческой деятельности учащихся через сочинение стихов, эссе, рассказов, сказок, что является очень важной задачей в воспитании детей и подростков, привития уважения и любви к истории родного края.

Основная задача практического этапа проекта – содействовать

воспитанию любви к родным местам, ко всему, что окружает нас с детства. Культура, история родного края должна войти в сердце учащегося и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать ее, знать прежде всего свою малую родину. Знакомство с историей, культурой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной край, а значит стать создателем своей малой родины [2].


  1. Заключительный этап (декабрь 2025 года)

Представляет собой сопоставление полученных результатов с поставленными задачами и оценка эффективности проекта.



Информационно-организационный

этап


  • психолого-педагогическая диагностика готовности учащихся к реализации модели;

  • выбор образовательных и воспитательных технологий ;

  • создание комплекса условий, гарантирующих эффективность и качество реализации модели



Практический

этап


  • популяризация истории и культуры малой родины;

  • участие в патриотических акциях, субботниках;

  • выпуск газеты или журнала, буклетов на краеведческую тематику;

  • участие в исторических, экологических и краеведческих конкурсах



Заключительный

этап


  • сопоставление полученных результатов с поставленными задачами и оценка эффективности модели


Схема 5. Этапы реализации проекта


Предполагаемый результат:

систематизация и углубление знаний учащихся об истории, культуре и природе родного края;

овладение учащимися позитивными образцами поведения в обществе; повышение интереса учащихся к истории страны и малой родины; повышение качества дополнительного образования детей и молодежи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, реализация проекта патриотического воспитания детей и молодежи позволит обучающимся познакомиться со своей страной и малой родиной, почувствовать патриотические, духовно-нравственные традиции и культурные народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.

Очевидно, что возможности воспитания патриотизма не реализуются сами по себе. Необходимо целенаправленное, систематическое взаимодействие педагогов и детей в сотрудничестве с социумом.

Сохранение исторической памяти в детской среде, забота о культурном наследии предков, воспитание подрастающего поколения в духе любви к родной истории и культуре – одно из необходимых условий полноценного развития социума. Поэтому при составлении проекта мы придерживались краеведческого принципа как основы формирования гражданских и патриотических качеств личности обучающегося.

История и краеведение – это жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания. А народная культура во все времена была базисом национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушена не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно- нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Родине, природе.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ


  1. Любчыч Н. А., Аўчарэнка І. А. Мая малая радзіма / / Малады навуковец. — 2017. — №34.1. — С. 55-58. – URL https://moluch.ru/archive/168/45434/

  2. Кузьмін Андрэй ”Восем крокаў да мінулага‟. Электронны рэсурс.Рэжым доступу: www.nastaunik.info

  3. Конституция Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://president.gov.by/by/constitution_by/

  4. Ковальченко, Иван Дмитриевич. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко; Рос. акад. наук. Отд-ние ист.-филол. наук. - 2. изд., доп.- Москва : Наука, 2003 (ППП Тип. Наука). – 485, [1] с., [7] л. ил., портр. : ил., табл.; 22 см.; ISBN 5-02-008893-5 (в пер.)

  5. Кодекс Республики Беларусь ”Аб адукацыі“. Электронны рэсурс. Код доступа:http://gimn2-borisov.unibel.by/docs/kodeks.zip

  6. Могильницкий, Борис Георгиевич. Введение в методологию истории / Б. Г. Могильницкий. ­ Москва : Высш. шк., 1989. - 174,[1] с.; 20 см. - (Б-ка историка. БИ).; ISBN 5-06-000019-2 : 35 к.


Проект патриотического воспитания детей и молодёжи НАШЕ НАСЛЕДИЕ“


Управление:

педагогическое соуправление;

детское самоуправление;

сотворчество в детско- взрослом соуправлении;

внешнее и внутреннее партнёрство.

Принципы:

принцип стимулирования интереса учащихся к истории страны, малой родины, к ее природе и культуре.

принцип самостоятельности и коллективности учащихся.

принцип новизны (апробация).

Идея:

приобщение детей и молодёжи к знаниям своей Родины, основам народной культуры, формирование любви к родной земле, бережного отношения к ее наследию, уважения к ее истории и культуре, опыту предыдущих поколений..

ПРИЛОЖЕНИЕ





Задачи:

повысить интерес учащихся к изучению истории и культуры своей страны, малой родины;

создать оптимальные условия для развития индивидуальности и коллективизма, творческой инициативы учащихся;

содействовать формированию у учащихся гражданственности, чувств любви и гордости к Родине на основе изучения истории и культуры родного края.

Цель - воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

Виды деятельности:

ориентация детей и подростков

на общечеловеческие и личностно-значимые ценности; сохранение у детей и подростков

интереса к традициям, культурному наследию народа;

изучение своего региона, его

историко- краеведческого наследия;

коллективно-творческая деятельность.




Модель обучающегося

Знает: историю и культуру малой и большой Родины, уважает и чтит обычаи и традиции своего народа; свою родословную.

Умеет: осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные, быть ответственным за принятые решения;

владеть навыками сотрудничества; ориентироваться на здоровый образ жизни; жить интересами коллектива; проявлять высокую культуру и нравственность.

принимать активное участие в общественной жизни учреждения образования, города, района, государства.

Наделен чувством гражданской ответственности, стремится быть полезным окружающим людям.