муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа р.п. Чаадаевка
имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова
ПРОЕКТ
«Первые шаги в финансовую грамотность»
Учителя начальных классов:
Горелова А.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проект посвящен анализу своего бюджета, изучению способов экономии и воплощению их на практике. Проект долгосрочный, исследовательский, индивидуальный.
Профиль - межпредметный. Объектом работы является финансовая грамотность.
Предмет исследования - уровень финансовой грамотности учащихся начальной школы.
Тип объекта проектирования: практико-ориентированный.
Целевая группа: ученики 1-4 классов (6-10 лет)
Продолжительность проекта: 4 учебных года
АКТУАЛЬНОСТЬ:
1. В рамках введения проекта Министерства Финансов в среднеобразовательных и основных школах некоторых субъектов Федерации будет введено обучение по предмету «Первые шаги в финансовую грамотность». В дальнейшем планируется ввод данной дисциплины в образовательный курс всех российских школ, а сам предмет станет обязательным и будет преподаваться учащимся всех классов с 1-го по 11-й.
2. Каждому человеку необходимо уметь рационально и грамотно управлять своими финансами.
НОВИЗНА:
Программа «Первые шаги в финансовую грамотность» создана с учетом национально-регионального компонента России.
ГИПОТЕЗА:
Изучая курс финансовой грамотности в начальной школе, у учащихся сформируются знания и умения в области экономики.
Цель : формирование у учащихся начального представления о финансовой грамотности, умения вести учёт расходов и доходов, навыков составления элементарного бюджета.
Задачи:
- сообщить ученикам и добиться понимания ими элементарных сведений, пояснить часто встречающиеся в повседневной жизни экономических понятий и терминов;
- объяснить некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи, складывающиеся непосредственном окружении учеников;
- привить ученикам экономические навыки, грамотно действовать в повседневной жизни.
Планируемые результаты:
Личностные:
- готовность ученика к саморазвитию;
- сформированность мотивации к целенаправленной деятельности;
- способность ставить цели и строить жизненные планы.
Предметные:
- понимание основных принципов экономической жизни общества;
- представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
- проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет.
Метапредметные:
Познавательные:
* умение поставить перед собой учебную задачу;
* умение выбрать способы и найти информацию для её решения и
структурировать полученные знания, устанавливать причинно-следственные связи;
* умение сформулировать проблему и найти способ её решения.
Регулятивные:
* планирование - составление плана и последовательности действий;
* прогнозирование - предвосхищение результата;
* коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата;
* оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже сделано и что еще нужно сделать;
* саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
Коммуникативные:
* умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей, доказывать свои суждения.
ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ?
Детям:
- Помогать родителям составлять семейный бюджет;
- Копить карманные деньги для покупки «мечты»;
- Ответственно относиться к деньгам и собственным тратам;
- Основам экономики и финансам, что в будущем поможет в школе;
- Составлять свои первые бизнес - проекты.
Взрослым:
- составлять семейный бюджет;
- откладывать средства без ущерба привычному образу жизни;
- выбирать направления для инвестиций;
- пользоваться мобильными и онлайн-планировщиками финансов;
- разбираться в пенсионной системе РФ и рассчитывать пенсионные накопления;
- контролировать собственные расходы;
- выбирать банки для открытия счёта или приобретения кредита;
- составлять свой личный финансовый план на 3-5 лет.
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
МАРАФОН ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
среди учащихся 1 класса
МАРАФОН ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
среди учащихся 1 класса
Уровень финансовой грамотности - высокий
Уровень финансовой грамотности - средний
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Класс
Тема
1 класс
Описание этапа
«Я в мире денег».
2 класс
«Мой бюджет».
На начальном этапе, будет проводиться формирование у обучающихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности
3 класс
На этом этапе ребята, выяснят, что такое карманные деньги и как их правильно тратить.
«Как научиться экономить».
4 класс
Найти способы, как быть бережливее и экономнее.
«Знакомство с банковской системой».
На этом этапе ребята, выяснят, как ребенок может участвовать в семейном бюджете и может ли он, будучи школьником, помочь семье сэкономить деньги и время.
На более серьезном этапе учащиеся познакомятся с понятием банк, историей возникновения банков, их видами и основными функциями; сформировать понятие о структуре банковской системы в Российской Федерации;
АНКЕТИРОВАНИЕ
ПОКАЗАТЕЛЬ АНКЕТИРОВАНИЯ СРЕДИ РОДИТЕЛЕЙ
СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ ФИНАНСОВО ГРАМОТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ?
14,5%
51,6%
33,9%
«ДЕНЬГИ. ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ.»
«АЗБУКА ДЕНЕГ.»
«МОНЕТА МОЕГО НАРОДА»
«ДОМАШНЯЯ БУХГАЛТЕРИЯ, ЭКОНОМИЯ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА.»
«МОЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН»
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
По окончанию проекта, выпускник 4 класса будет четко знать такие понятия как, «бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит», «профицит», «экономия», научиться вести учет доходов и расходов в процессе самостоятельного составления элементарного бюджета, а так же будет бережно относится и правильно распоряжаться своим бюджетом.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!