СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Песни, опаленные войной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта:

1.Исследование военной песни и выявление ее роли и значения в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны.

2.Создание песни об ужасающих событиях Великой Отечественной войны, которая отразит наше чувство гордости и уважения перед народными героями страшного военного времени.

Задачи:

1.Выяснить, что знают учащиеся о песенном творчестве периода ВОВ.

2.Изучить историю создания и судьбу популярных песен.

Объект исследования:песни и стихи о Великой Отечественной войне,

Просмотр содержимого документа
«Проект "Песни, опаленные войной"»

МБОУ Челноковская ООШ









Информационно-исследовательский проект







«Песни, опалённые войной».



























Выполнили ученики :3-4класса

Руководитель: Чащина ВП

Цель проекта:

1.Исследование военной песни и выявление ее роли и значения в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны.

2.Создание песни об ужасающих событиях Великой Отечественной войны, которая отразит наше чувство гордости и уважения перед народными героями страшного военного времени.

Задачи:

1.Выяснить, что знают учащиеся о песенном творчестве периода ВОВ.

2.Изучить историю создания и судьбу популярных песен.

Объект исследования: песни и стихи о Великой Отечественной войне,

Методы исследования: изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и Интернет-ресурсов; наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан.

Материалы, разработанные нами можно использовать на уроках музыки, литературы, истории, классных часах и других внеурочных мероприятиях.

Ожидаемые результаты: учащиеся узнают, во-первых, какие песни вели нашу страну к Победе, во-вторых, их авторов и историю создания песен и судьбу.

Гипотеза: военная песня, безусловно, достояние каждой нации. Именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня способна стать стержнем в духовном объединении нации и морально помочь солдатам на войне.

Актуальность: В этом году мы отмечаем 75летний Юбилей Победы в Великой Отечественной войне. К сожалению, ветеранов той войны остаётся всё меньше. В скором времени дети не смогут узнавать о событиях тех страшных дней от самих участников. Безусловно, останется множество записей об их жизни, подвигах. Останутся фотографии, письма. Но не всегда архивные материалы могут передать чувства, эмоции. И здесь нам помогут произведения лирического жанра: стихи и песни. Военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный (проблематизация, целеполагание, планирование, сбор материала).

2.Основной (опрос, реализация намеченного плана, работа с материалами проекта, источниками).

3.Защита проекта (презентация книги, исполнение песен, творческое представление мультимедийной презентации).

Срок работы над проектом: февраль-май 2020г.


Мы выяснили, что военная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий.

В соответствии с планом работы над проектом среди учащихся 1-8 класса был проведён опрос. Были предложены вопросы:

  • Какие песни Великой Отечественной войны вы знаете?

  • Кто их автор?

  • Какая история у этих песен?

  • Что знаете о ветеранах ВОВ, проживающих в городе Тында?


Результаты опроса обобщили:

  • Большинству опрошенных (92%) песни ВОВ знакомы по трансляциям на ТВ праздничных концертов, посвященных Дню Победы, а также кинофильмам. У 15 % эти песни звучат дома.

  • Никто из учащихся ничего не знал об авторах и истории создания этих песен. Это подтолкнуло ребят на создание мультимедийного альбома «Песни, опалённые войной», в котором учащиеся представили интересные факты из жизни всенародно любимых композиций.

Результаты своей работы над проектом учащиеся представили на открытом уроке музыки «Песни, опалённые войной».


«История песен Великой Отечественной войны»


Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.

У каждой песни своя история, свой путь, и своя судьба.
Через несколько дней после начала войны, по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Это песня «Священная война».(Звучит песня «Священная война»)


Вставай страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!


Пусть ярость благородная

Вскипает как волна!

Идет война народная,

Священная война.

Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газете на третий день войны. Стихи потрясли композитора Александра Васильевича Александрова. В них было то, чем жил он сам все эти первые дни войны, его мысли и чувства... и, как бы сам собою, возник их музыкальный образ, слышалась мелодия. Впервые эта песня была исполнена на Белорусском вокзале для уходящих на фронт бойцов. Эта песня была музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.


В 42-м году рядовой Николай Букин прислал свои стихи в редакцию газеты, их опубликовали в ближайшем номере. Листая подшивку газет, на эти стихи наткнулся композитор Евгений Жарковский, служивший на Северном флоте. Потянулся к роялю. Снова и снова проигрывал мелодию, которая становилась все более певучей и стройной.

(Звучит песня «Прощайте, скалистые горы»)

Прощайте, скалистые горы
На подвиг Отчизна зовет.
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.

А волны и стонут, и плачут
И плещут о борт корабля...
Растаял в далеком тумане Рыбачий -
Родимая наша земля.


Суровая героика. И вдруг - вальс... А почему бы и вальсу не быть героическим? Какое время, такой и вальс... Песня «Прощайте скалистые горы» не забыта и в наши дни, её всегда поют моряки-североморцы, она признана неофициальным гимном Северного флота.

Не менее популярная была всем известная песня «Катюша». (Звучит песня «Катюша»). Поэт Михаил Исаковский написал стихи, а композитор Матвей Блантер сочинил музыку на эти стихи. Песня стала всенародно любимой, а в годы войны, когда тысячи других Катюш отправились на фронт, появились песни переиначенные, о сражающейся Катюше, о разведчице, медсестре, партизанке. В 1943 году народ дал ласковое прозвище «катюша» новому оружию - гвардейскому миномёту. Никакую другую лирическую песню не знало, не пело, не полюбило столько людей в стольких странах, как эту боевую «Катюшу».


(Звучит песня «В землянке»). Песня «В землянке», сразу же безоговорочно была принята - и сердцем солдата, и сердцами тех, кто его ждал. А ведь стихотворение, из которого она родилась, даже в печать не предназначалось. Просто поэт Алексей Сурков написал жене с фронта это стихотворение. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 42-го не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». И тут Алексей Сурков вспомнил о стихах, отправленных домой, переписав их, отдал Листову. Через неделю новая песня пошла по всем фронтам . Солдатское сердце искало не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что на него обрушила жестокая действительность.

Много-много других песен было создано в годы Великой Отечественной войны, и после, в память о тех днях, событиях, друзьях, во славу победы и победителей.

В первые четыре дня войны было создано более ста песен. Лучшие песни были для бойцов источником воодушевления и стойкости, мужества и веры в победу. Песня не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими, вливала в него новые силы, отвагу, смелость, помогала преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. С песней шли в бой и умирали.

Песен о войне создано великое множество. Сказано о них не меньше. Но что такое песня? Песня – это вид искусства, а искусство это тот язык, на котором можно общаться, несмотря на языковой барьер, сквозь расстояния и, даже, сквозь время. Если чувства «бьют через край», то мы никогда не сможем выразить их за один раз. Поэтому, не смотря на то, что о Великой Отечественной войне создано великое множество художественных, литературных и музыкальных произведений, с каждым десятилетием их будет становиться всё больше. Каждое поколение нашей страны захочет отдать дань уважения героям, которые сохранили для нас гордую и непобеждённую Родину. Мы уже знаем о страшных событиях Великой Отечественной войны и тоже хотим выразить свою признательность ветеранам через песню. Пусть они знают, что мы помним. Ведь, если жива память в потомках, то человек прожил жизнь не зря и оставил свой след на земле.


«Творчество Чащина ВИ.».

Мы знаем, что в нашем селе живёт ветеран Великой Отечественной войны. Он живой свидетель тех страшных дней, который рассказывает о своей войне на встречах с молодежью, в мемуарах и стихотворениях. С творчеством Валентина Исааковича знакомы не многие. Свои воспоминания о войне он записал в стихах. Эти стихи нигде и никогда не публиковались.

О своей жизни в годы войны и после Валентин Исаакович рассказал при встрече.

Родился Чащин ВИ в Казачинском районе. Сейчас ему 97 лет. Его жизнь наполнена и радостью, и горечью. Этот человек видел ужасы войны, но все же не терял надежды, верил до последнего в Победу.

После войны работал учителем истории в школах нашего района. Создал в Челноковской ООШ школьный краеведческий музей.



«История песен Великой Отечественной войны»



Много песен о Великой Отечественной войне сложено уже после её окончания. Но одна из них стала гимном героям войны. Это песня «День Победы». Владимир Харитонов, сочинивший эту песню, говорил: «Песня эта очень мне дорога. Она стала моей главной песней. Это и про мою маму, которая все четыре года работала медсестрой в госпитале. И про отца, заслужившего в ту пору орден Ленина. И про мою жену, которая, тогда ещё совсем девчонка, на крышах своего дома тушила зажигательные бомбы.


Легендарная песня легендарного композитора в легендарном исполнении! 10 ноября 1975 года её исполнил Лев Лещенко. Зал аплодировал стоя. «Для меня – сказал Лещенко, эта песня – личная боль и радость. Я родился под грохот бомбёжек 1942-го, рос в военном гарнизоне, а мой отец прошёл всю войну и вернулся с Победой домой».


Звучит песня «День победы».

Коллективное исполнение песни «День победы»




Заключение.

Проведя работу по реализации данного проекта, мы в очередной раз убедились в том, что забывать прошлое нельзя. Нужно знать свою историю, чтобы её страшные страницы не повторились вновь. Все, безусловно, знают о том, что война приносит смерть, боль и страдания людям. Для нас, людей живущих в мирное время, для понимания чувств людей переживших войну огромное значение имеет живое общение с ними, а также с их творчеством.

















Список используемой литературы:


  1. «Советской Родине посвящается» - статьи, рецензии и заметки о музыке

  2. К. Симонов «Солдатские мемуары». М., 1985г.

  3. И. Куберский- Энциклопедия юного музыканта.С.-Петербург,1997г.

  4. Г. Лобарёв, М. Панфилов- « Об огнях – пожарищах», М., 1994г.

  5. Военно - исторический журнал, № 4, 1992г.

  6. Л.Утесов « Желанные гости бойцов» М.,1979г.

  7. А. Луковников «Друзья – однополчане»., М., 1975г.

  8. Е. Долматовский – «Рассказы о военных песнях», М., 1973г.

  9. Л. Сидельникова « Песни Великого подвига», М., 1985г.

  10. Г.А. Полянский « Советские композиторы-фронту».М.,1999г.

  11. Интернет-ресурсы: htth://www.cross-ip.ru