ПРОЕКТ
«Течёт в стране песочной
Песочная река … »

Воспитатели:
Вялых Л.С.
Крисько С.В.
Вид проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Срок реализации: Июль-август
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.
Актуальность: В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга, это расширяет возможности детей в познании окружающего мира. В этом возрасте характерно наглядно-действенное и наглядно – образное мышление. Дети «мыслят» руками: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Познание окружающего мира основывается на самом близком для ребенка – игре. А что может быть интереснее и ближе чем игра в песок? Песок – обычный, повседневный и в тоже время необыкновенно приятный материал. Состоящий из мелких крупинок при соединении образует любимую детьми песочную массу.
В ходе игр с песком дети ненавязчиво знакомятся с его свойствами: сыпучесть, способность пропускать воду, держать форму.
Действия с песком (игры, рисование, аппликации, экспериментирование и т.д.) очень важны для развития ребенка. Так как это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи и мышления, творческого потенциала. Занимаясь такой деятельностью, ребенок может видеть и оценивать результат своего труда.
Игры с песком дают ребенку возможность погрузиться в мир своих фантазий, освободиться от «лишней» энергии. Песок обладает свойством снятия негативной психической энергии и способствует уравновешиванию психоэмоционального состояния ребенка.
В 4 года ребенок начинает чаще вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Игры с песком будут благоприятной средой для формирования навыков коммуникации (работа в парах, мини группах, коллективом).
Цель: познакомить детей с многообразием форм работы с песком и его свойствами.
Задачи:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интереса к экспериментированию, умению делать простые выводы и умозаключения;
развитие творческого потенциала, мышления, речи, воображения, мелкой моторики;
формирование коммуникативной компетентности (навыков общения, построения диалога)
создание условий психологической разгрузки, стабилизации психоэмоционального состояния.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный.
- Изучение литературы по теме проекта.
- Подбор фотографий, иллюстраций, материалов и инструментов.
- Составление плана работы.
2. Основной:
- Рассматривание фотографий, иллюстраций по данной тематике.
- Чтение художественной литературы.
- Опыты с песком.
- Продуктивная деятельность.
- Игры в песочнице.
- Консультация для родителей.
3. Заключительный:
- Организация выставки продуктивной деятельности с песком «Песочная сказка»
- Коллективная постройка в песочнице «Город песчаных фигур».
Формы работы:
- Пальчиковая гимнастика, дидактические игры «Умелые пальчики», «Рисунок на песке», «Повтори рисунок», «Продолжи узор». физкультминутки.
- Беседы и консультации с родителями «Чудеса на песке», «О пользе игр с песком».
- Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик) », «Норки для мышки».
- Игры-забавы – «Найди предмет», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы», эстафета «Совок».
- Опыты: сыпучесть, вес сухого и мокрого песка, пропускная способность, окрашивание песка.
- Продуктивная деятельность под музыку: «Бабочки», «Солнышко на песке», «Песочный город», «Песочные фантазии».
- Семейная творческая деятельность, организация выставки «Песочная сказка».
- Рассматривание альбомов: «Скульптуры из песка», «Песочные картины».
Участие родителей в реализации проекта:
- Консультации: «Чудеса песочной терапии», «О пользе игр с песком».
Предполагаемый результат:
Сформирован устойчивый интерес к работе с песком: поисковой деятельности, экспериментированию.
Дети отражают полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности, употребляют в речи новые понятия: сыпучий, влажный, песчинка и т.д.
Дети соблюдают правила игр и работы с песком: убирают на место атрибуты, наводят порядок.
Могут использовать, знакомые способы исследования, творчество, простейшие опыты с песком.
Выполняют коллективную работу, согласовывают свои действия, договариваются в процессе совместных игр.
Результат проекта:
- выставка творческих работ «Песочная сказка».
- коллективная постройка «Город песчаных фигур»




Литература:
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
2. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
3. Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997.
4. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
5. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
6. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду. И. : Учитель, 2001.
7. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. М. : Просвещение, 2009
8. Мартынова А. Н. Потешки, считалки, небылицы / А. Н. Мартынова. – М. : Современник, 2010.
9. Интернет ресурсы.