СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей в группе раннего возраста «Фольклор и малыши»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность: В настоящее время под воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план.

Просмотр содержимого документа
«Проект по духовно-нравственному воспитанию детей в группе раннего возраста «Фольклор и малыши»»

Проект

по духовно-нравственному воспитанию детей в группе раннего возраста

«Фольклор и малыши»

Актуальность: В настоящее время под воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Под влиянием далеко не нравственных  западных мультфильмов  искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Родная культура, как и отец, и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота. Как  бы, не менялось наше общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать наш край с привлекательной стороны. Тем более, что нам есть чем гордиться.  

Духовно-нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения поучительны чистотой и непосредственностью. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны.

Дети  2-го года жизни не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации, слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания по отношению друг другу и по отношению к близким людям. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому  уже с раннего возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка и влиять на формирование и развитие нравственных качеств человека.

Сроки реализации:  краткосрочный

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Постановка проблемы:                                                                                                                 

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, знакомить с семейными ценностями, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, будут жить, даря миру свои таланты, прославляя Россию.

Цель проекта: Обучать детей добру, помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом. Воспитывать уважительное отношение к родителям.

Задачи проектной деятельности:

  • Знакомить детей с элементами русского народного быта;

  • Заложить основу патриотического воспитания у детей.

  • Формировать нравственно- патриотические чувства.

  • Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимым, мирным во взаимоотношениях со всеми.

  • Пробудить в ребенке любовь к родной земле.

  • Заложить важнейшие черты русского национального характера и присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, дружбе, порядочность, совестливость, способность к состраданию.

  • Приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  1. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

  2. Расширить представление о тех людях, которые находятся рядом с ребёнком в семье, в детском саду, в общественных местах и об их взаимоотношениях. Знакомить с разнообразными средствами и способами общения в повседневной жизни. Создавать игровые ситуации , способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.        

  3. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.                                                                                                                           

  4. Воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности и любви к своим близким; 

бережное отношение к природе. 

  1. Формировать : элементарные представлениям о том,  что хорошо и что плохо, доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, способствовать накоплению опыта правильной оценки хороших и плохих поступков. Приучать к вежливости (здороваться, прощаться, благодарить за помощь).

  2. Сформировать негативное отношение к нечистоплотности, неаккуратности и позитивное отношение к чистоте и опрятности. Воспитывать желание нравиться взрослым и сверстникам и получать положительные оценки. 

  3. Знакомить детей с русским народным творчеством  (колыбельные песни, сказки, потешки, пестушки, загадки, игры-забавы , хороводы, народные подвижные игры ) и народными промыслами (матрешки, ложки, музыкальные инструменты).                                          

  4. Пробуждать интерес к русским народным сказкам, народным играм, стимулировать к заучиванию закличек, потешек, забав.

Предполагаемый результат:                                                                                                                 

  • умение проявлять доброту, дружелюбие, сочувствие, оказывать помощь, находить общий язык со сверстниками и взрослыми;

  • дети должны уметь играть вместе;

  • быть вежливыми, знать «волшебные слова»;

  • быть внимательными по отношению к себе и к товарищу;

  • уметь анализировать поступки сказочных героев и переносить их на себя.

Методы осуществления проекта:
1.Совместная деятельность педагогов и детей:                                                                                         

  • групповая и подгрупповая

  • этические беседы

  • дидактические, подвижные, малоподвижные, хороводные, пальчиковые игры и упражнения

  • создание игровых ситуаций

  • театрализованные представления

  • художественное творчество (рисование)

  • чтение худ. литературы

  • слушание музыки

  • наблюдение на прогулке

2.Индивидуальная:                                                                                                                                   

  • обсуждение проблемных ситуаций.


Работа с родителями:

1.Папка с совместными рисунками «Герои русских народных сказок»

2.Консультация. Духовно-нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста.

3. Выставка детских работ «Колобок», «Раскрасим Мишке штанишки», «Раскрасим сарафан матрешке».

Содержание проекта:

1 этап – подготовительный

Для достижения цели, в саду есть музей-изба в русском народном стиле. Дети могут потрогать и посмотреть предметы быта.

2 этап – основной

Всю свою работу разделила на три этапа.

На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадками.

Мною был оформлен книжный уголок, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т. д.

Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».

Родители воспитанников совместно с детьми нарисовали и разукрасили рисунки к русским народным сказкам, которые были оформлены мною в общую папку.

Потешки подобрала по таким темам как:

- Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека«Заинька походи»«Вышла курочка гулять»«Сорока – белобока»,

«Лиса по лесу ходила»«Зайка серенький»«Мишка косолапый» и другие.

- Олицетворяющие природу«Гори, гори ясно»«Солнышко – ведёрышко»«Радугу – дуга» и другие.

- Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека«Гули, гули, гуленьки», «Пляшут зайки на лужайке », «Водичка, водичка»«Ладушки, ладушки!», «Мыли мылом ручки» и другие.

- Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»«Баю, баю, баюшки»«Петушок-петушок».

- Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Сорока – сорока»«Пошла Маня на базар»и другие.

Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.

Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с детьми.

Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.

Во время умывания:

«Водичка, водичка,

Умой Юре (Наташе) личико,

Чтобы щёчки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок».

Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.

Большое внимание уделила колыбельным песням, они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.

В группе был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты. Это: колокольчики, деревянные ложки, дудочка, гармошка. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.

На третьем этапе, знакомим детей с народными играми, танцами.

Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Зайка серенький сидит»«Кот и мыши»«Солнышко – ведрышко», «Лиса и зайки» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.

Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность.

3 этап заключительный

Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»



Тематический план:

Дата

Мероприятия

Цели

Понедельник



1.Пальчиковая игра «Я пеку, пеку»


Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать вежливое отношение к матери и ребятам, не быть жадным.

2.Показ театра «Репка» на матрешках.


Воспитывать любовь к труду, желание помочь взрослым. Донести, что дружно вместе любое дело по плечу.

3.Подвижная игра «Лиса и зайки»

Развивать у детей слуховое внимание. Знакомить с русскими народными играми. Развивать память, внимание, быстроту движений.

Вторник


1.Чтение сказки «Колобок»


Показать на примере сказки, что нужно слушаться взрослых, возможность избежать неприятностей. Рассказать о бобре и зле Не убегать далеко от родителей, воспитывать умение общаться друг с другом, быть добрым.

2.Рисование «Колобок»

Вызвать желание помочь дедушке и бабушке сделать нового колобка, вызвать чувство жалости к дедушке и бабушке. Развитие творческих навыков.


3.Пальчиковая игра «Ладушки, ладушки»

Учить детей слушать родное слово, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.

Среда



1.Заучивание колыбельной песенки «Баю-баюшки, баю»


Продолжить формировать нравственные качества воспитанников (доброта, человеколюбие). Способствовать проявлению у детей интереса к музыке, желанию слушать народные песни.

2.Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери»

Обогащать и активировать речь детей. Воспитывать нежные чувства, ласку, доброту, любовь к ближнему, желание заботиться о кукле-«дочке». Спеть колыбельную. Воспитывать дружеские взаимоотношения.


3.Заучивание потешки «Водичка-водичка»

Формирование культурно-гигиенических навыков. Формировать навыки здорового образа жизни.


Четверг



1.Заучивание потешки «Пошел котик на торжок».


Помочь детям понять содержание потешки. Воспитывать желание делиться. Воспитание дружеских отношений со сверстниками.

2.Подвижная игра «Вышла курочка гулять»

Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, развивать память, создать радостное настроение.

3.Разгадывание загадок. С предметами русской избы.


Дать представление о предметах русской избы.

Пятница



1.Развлечение «В гости к хозяйке»


Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Формирование духовных и нравственных качеств у подрастающего поколения. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами. Воспитывать правильное поведение в гостях, уважение к старшим, любознательность, интерес к истории и традициям своего народа. Желание прийти на помощь.

Понедельник



1.Пальчиковая игра: «Гори, гори ясно»


Развивать мелкую моторику рук; Желание помочь весне, вызвать чувство радости.

2. Показ театра «Кот, петух и лиса»


Воспитание интереса к русским народным сказкам. Учить понимать сказку, дружба и доброта всегда побеждают злость и хитрость. Воспитывать добрые чувства к положительным героям сказки


3. Подвижная игра «Мишка косолапый»

Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, развивать память, создать радостное настроение.

Вторник



1.Сюжетно-ролевая игра «Уложи малышку спать»


Расширять способность общения со сверстниками. Воспитывать бережное отношение к кукле, заботиться о ней. Вспомнить колыбельную песенку.

2.Заучивание потешки «Лю-ли, лю-ли,лю-ли»


Развивать память. Воспитывать бережное отношение к кукле.


3.Подвижная игра «Кот и мыши»

Учить детей играть вместе, соблюдая правила игры. Развивать быстроту, ловкость.

Среда



1.Сюжетно-ролевая игра «Накормим куклу Катю»


Закреплять желание заботиться о кукле.

2.Заучивание потешки «Петушок-петушок»

Познакомить детей с фольклорным произведением. Воспитание заботливого, дружелюбного отношения к животным.

3.Подвижная игра: «Зайка серенький сидит»


Знакомить с русскими народными играми.

Четверг



1.Чтение сказки «Теремок»


Учить гостеприимству, взаимопомощи, что нужно помогать нуждающимся в крове. Вместе веселее жить.


2.Игры со строительным материалом. «Построим теремок»


Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, желание прийти на помощь. Формировать умение сочувствовать персонажам.


3. Пальчиковая игра «Сорока-сорока»

Учит детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.

Пятница



Развлечение. Театр с игровыми элементами «Веселый теремок»


Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание прийти на помощь. Расширять и обогащать словарный запас. Создание благоприятного эмоционального состояния.

Вывод 1:


Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, уважение к старшим. Следовательно, это все имеет большую воспитательную и образовательную ценность, так как, воспитывая детей на русском народном фольклоре, можно формировать у них любовь к родной земле, учить понимать роль семьи. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены.

Вывод 2:

Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, вместе играют, заботятся о игрушках , а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.