Проект
по духовно-нравственному воспитанию детей в группе раннего возраста
«Фольклор и малыши»
Актуальность: В настоящее время под воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Под влиянием далеко не нравственных западных мультфильмов искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Родная культура, как и отец, и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота. Как бы, не менялось наше общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать наш край с привлекательной стороны. Тем более, что нам есть чем гордиться.
Духовно-нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения поучительны чистотой и непосредственностью. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны.
Дети 2-го года жизни не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации, слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания по отношению друг другу и по отношению к близким людям. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с раннего возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка и влиять на формирование и развитие нравственных качеств человека.
Сроки реализации: краткосрочный
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Постановка проблемы:
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, знакомить с семейными ценностями, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, будут жить, даря миру свои таланты, прославляя Россию.
Цель проекта: Обучать детей добру, помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом. Воспитывать уважительное отношение к родителям.
Задачи проектной деятельности:
Знакомить детей с элементами русского народного быта;
Заложить основу патриотического воспитания у детей.
Формировать нравственно- патриотические чувства.
Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимым, мирным во взаимоотношениях со всеми.
Пробудить в ребенке любовь к родной земле.
Заложить важнейшие черты русского национального характера и присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, дружбе, порядочность, совестливость, способность к состраданию.
Приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
Расширить представление о тех людях, которые находятся рядом с ребёнком в семье, в детском саду, в общественных местах и об их взаимоотношениях. Знакомить с разнообразными средствами и способами общения в повседневной жизни. Создавать игровые ситуации , способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности и любви к своим близким;
бережное отношение к природе.
Формировать : элементарные представлениям о том, что хорошо и что плохо, доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, способствовать накоплению опыта правильной оценки хороших и плохих поступков. Приучать к вежливости (здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
Сформировать негативное отношение к нечистоплотности, неаккуратности и позитивное отношение к чистоте и опрятности. Воспитывать желание нравиться взрослым и сверстникам и получать положительные оценки.
Знакомить детей с русским народным творчеством (колыбельные песни, сказки, потешки, пестушки, загадки, игры-забавы , хороводы, народные подвижные игры ) и народными промыслами (матрешки, ложки, музыкальные инструменты).
Пробуждать интерес к русским народным сказкам, народным играм, стимулировать к заучиванию закличек, потешек, забав.
Предполагаемый результат:
умение проявлять доброту, дружелюбие, сочувствие, оказывать помощь, находить общий язык со сверстниками и взрослыми;
дети должны уметь играть вместе;
быть вежливыми, знать «волшебные слова»;
быть внимательными по отношению к себе и к товарищу;
уметь анализировать поступки сказочных героев и переносить их на себя.
Методы осуществления проекта:
1.Совместная деятельность педагогов и детей:
групповая и подгрупповая
этические беседы
дидактические, подвижные, малоподвижные, хороводные, пальчиковые игры и упражнения
создание игровых ситуаций
театрализованные представления
художественное творчество (рисование)
чтение худ. литературы
слушание музыки
наблюдение на прогулке
2.Индивидуальная:
Работа с родителями:
1.Папка с совместными рисунками «Герои русских народных сказок»
2.Консультация. Духовно-нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста.
3. Выставка детских работ «Колобок», «Раскрасим Мишке штанишки», «Раскрасим сарафан матрешке».
Содержание проекта:
1 этап – подготовительный
Для достижения цели, в саду есть музей-изба в русском народном стиле. Дети могут потрогать и посмотреть предметы быта.
2 этап – основной
Всю свою работу разделила на три этапа.
На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадками.
Мною был оформлен книжный уголок, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т. д.
Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».
Родители воспитанников совместно с детьми нарисовали и разукрасили рисунки к русским народным сказкам, которые были оформлены мною в общую папку.
Потешки подобрала по таким темам как:
- Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Заинька походи», «Вышла курочка гулять», «Сорока – белобока»,
«Лиса по лесу ходила», «Зайка серенький», «Мишка косолапый» и другие.
- Олицетворяющие природу: «Гори, гори ясно», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга» и другие.
- Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Гули, гули, гуленьки», «Пляшут зайки на лужайке », «Водичка, водичка», «Ладушки, ладушки!», «Мыли мылом ручки» и другие.
- Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Баю, баю, баюшки», «Петушок-петушок».
- Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар»и другие.
Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с детьми.
Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.
Во время умывания:
«Водичка, водичка,
Умой Юре (Наташе) личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.
Большое внимание уделила колыбельным песням, они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.
В группе был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты. Это: колокольчики, деревянные ложки, дудочка, гармошка. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.
На третьем этапе, знакомим детей с народными играми, танцами.
Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Зайка серенький сидит», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко», «Лиса и зайки» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность.
3 этап заключительный
Создание памятки для родителей - «Роль родителей в возрождении русских традиций»
Тематический план:
Дата | Мероприятия | Цели |
Понедельник | 1.Пальчиковая игра «Я пеку, пеку» | Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать вежливое отношение к матери и ребятам, не быть жадным. |
2.Показ театра «Репка» на матрешках. | Воспитывать любовь к труду, желание помочь взрослым. Донести, что дружно вместе любое дело по плечу. |
3.Подвижная игра «Лиса и зайки» | Развивать у детей слуховое внимание. Знакомить с русскими народными играми. Развивать память, внимание, быстроту движений. |
Вторник | 1.Чтение сказки «Колобок» | Показать на примере сказки, что нужно слушаться взрослых, возможность избежать неприятностей. Рассказать о бобре и зле Не убегать далеко от родителей, воспитывать умение общаться друг с другом, быть добрым. |
2.Рисование «Колобок» | Вызвать желание помочь дедушке и бабушке сделать нового колобка, вызвать чувство жалости к дедушке и бабушке. Развитие творческих навыков. |
| 3.Пальчиковая игра «Ладушки, ладушки» | Учить детей слушать родное слово, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы. |
Среда | 1.Заучивание колыбельной песенки «Баю-баюшки, баю» | Продолжить формировать нравственные качества воспитанников (доброта, человеколюбие). Способствовать проявлению у детей интереса к музыке, желанию слушать народные песни. |
2.Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери» | Обогащать и активировать речь детей. Воспитывать нежные чувства, ласку, доброту, любовь к ближнему, желание заботиться о кукле-«дочке». Спеть колыбельную. Воспитывать дружеские взаимоотношения. |
| 3.Заучивание потешки «Водичка-водичка» | Формирование культурно-гигиенических навыков. Формировать навыки здорового образа жизни. |
Четверг | 1.Заучивание потешки «Пошел котик на торжок». | Помочь детям понять содержание потешки. Воспитывать желание делиться. Воспитание дружеских отношений со сверстниками. |
2.Подвижная игра «Вышла курочка гулять» | Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, развивать память, создать радостное настроение. |
3.Разгадывание загадок. С предметами русской избы. | Дать представление о предметах русской избы. |
Пятница | 1.Развлечение «В гости к хозяйке» | Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Формирование духовных и нравственных качеств у подрастающего поколения. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами. Воспитывать правильное поведение в гостях, уважение к старшим, любознательность, интерес к истории и традициям своего народа. Желание прийти на помощь. |
Понедельник | 1.Пальчиковая игра: «Гори, гори ясно» | Развивать мелкую моторику рук; Желание помочь весне, вызвать чувство радости. |
2. Показ театра «Кот, петух и лиса» | Воспитание интереса к русским народным сказкам. Учить понимать сказку, дружба и доброта всегда побеждают злость и хитрость. Воспитывать добрые чувства к положительным героям сказки |
| 3. Подвижная игра «Мишка косолапый» | Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, развивать память, создать радостное настроение. |
Вторник | 1.Сюжетно-ролевая игра «Уложи малышку спать» | Расширять способность общения со сверстниками. Воспитывать бережное отношение к кукле, заботиться о ней. Вспомнить колыбельную песенку. |
2.Заучивание потешки «Лю-ли, лю-ли,лю-ли» | Развивать память. Воспитывать бережное отношение к кукле. |
| 3.Подвижная игра «Кот и мыши» | Учить детей играть вместе, соблюдая правила игры. Развивать быстроту, ловкость. |
Среда | 1.Сюжетно-ролевая игра «Накормим куклу Катю» | Закреплять желание заботиться о кукле. |
2.Заучивание потешки «Петушок-петушок» | Познакомить детей с фольклорным произведением. Воспитание заботливого, дружелюбного отношения к животным. |
3.Подвижная игра: «Зайка серенький сидит» | Знакомить с русскими народными играми. |
Четверг | 1.Чтение сказки «Теремок» | Учить гостеприимству, взаимопомощи, что нужно помогать нуждающимся в крове. Вместе веселее жить. |
| 2.Игры со строительным материалом. «Построим теремок» | Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, желание прийти на помощь. Формировать умение сочувствовать персонажам. |
| 3. Пальчиковая игра «Сорока-сорока» | Учит детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится. |
Пятница | Развлечение. Театр с игровыми элементами «Веселый теремок» | Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание прийти на помощь. Расширять и обогащать словарный запас. Создание благоприятного эмоционального состояния. |
Вывод 1:
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, уважение к старшим. Следовательно, это все имеет большую воспитательную и образовательную ценность, так как, воспитывая детей на русском народном фольклоре, можно формировать у них любовь к родной земле, учить понимать роль семьи. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены.
Вывод 2:
Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, вместе играют, заботятся о игрушках , а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.