СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Семейный вечер"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшее место в данном проекте отводится семье. Семья - это социальный институт, в котором закладываются духовно-нравственные ценности ребенка. Детский сад как посредник между ребенком и семьей опирается на коллективно-творческую деятельность, где это взаимодействие проявляется через творческие работы, праздники, развлечения, различного уровня конкурсы, фестивали, соревнования, консультации, родительские собрания и т.д. Проект "Семейный вечер" опирается на плодотворную трудоемкую работу воспитателей, музыкального руководителя, родителей и детей.

Просмотр содержимого документа
«Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Семейный вечер"»

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №141 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

614067, г. Пермь, ул. Белоевская, 5, тел. 2306-440, e-mail: ndou141@gmail.com







ПРОЕКТ

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

«СЕМЕЙНЫЙ ВЕЧЕР»

для детей 4-6 лет







Разработала

музыкальный руководитель

Успенская Юлия Юрьевна













Пермь, 2019г.

Название проекта: «Семейный вечер».

Тип проекта: практико-ориентированный.

Руководитель проекта: музыкальный руководитель Детского сада №141 ОАО «РЖД» Успенская Ю.Ю.

Участники проекта:

  1. дети разновозрастной группы (4-6 лет) - 20 человек;

  2. воспитатели: Феоктистова Е.В, Могутова Е.Л;

  3. родители целевой группы.

Масштаб проекта: краткосрочный

Срок реализации: февраль – март.

Актуальность проекта: В современном мире существует опасность в разрушении личности, как взрослого человека, так и ребенка. Это подтверждается преобладанием материальных ценностей в жизни человека, духовные же ценности остаются на заднем плане, либо вообще исчезают. Дети не знают такие понятия, как доброта, справедливость, великодушие, милосердие, любовь к ближнему, сострадание. Растет детская преступность, которая вызвана агрессивной и жестокой окружающей средой. Разрушаются семейные ценности и установки.

Мы видим, что родители начинают отдавать детей в различные кружки с раннего детства, но упускают самое главное – воспитание души, воспитание духовно-нравственного человека в своей семье, без которых знания малыша могут оказаться попросту бесполезными.

Данный проект дает возможность начать решать проблему духовно-нравственного воспитания. Семейное воспитание в обществе находится под угрозой кризиса, причинами которого является СМИ, распущенность, эгоизма и насилия; материальные ценности превыше всего, духовные ценности отодвигаются на «потом».

Основное содержание проекта:

Важнейшее место в данном проекте отводится семье. Семья – социальный институт, в котором закладываются духовно-нравственные ценности ребенка. Детский сад как посредник между ребенком и семьей опирается на коллективно-творческую деятельность, где это взаимодействие проявляется через творческие работы, праздники, развлечения, различного уровня конкурсы, фестивали, соревнования, консультации, родительские собрания и т.д.

Проект «Семейный вечер» опирается на плодотворную трудоемкую работу воспитателей, музыкального руководителя, родителей и детей. В проект представлены три основных этапа работы: подготовительный, реализационный и итоговый. В подготовительном этапе акцентируется внимание на анализ имеющегося опыта по данной проблеме, создаются условия для дальнейшей совместной деятельности семьи и детского сада. В реализационном этапе планируется организация работы с детьми и родителями. С детьми – беседы о добре, об уважении, о дружбе; слушание и разучивание песен о дружбе, семье, Родине; проведение игр на проявление этих чувств, рассматривание картинок, презентации по теме проекта. С родителями – проведение родительских собраний, бесед, консультаций, «семейного вечера».

В итоговом этапе предлагается проанализировать интерес родителей и детей к проведенным мероприятиям; сформированность представления всех понятий; возможные изменения в поведении детей.

К проекту «Семейный вечер» приложены консультация для родителей, календарный план реализации, конспект одно из занятий и сценарий совместного мероприятия с родителями воспитанников «Семейный вечер».

Цель проекта: Приобщение детей и родителей к духовно-нравственным ценностям через уточнение представлений детей о таких понятиях как уважение, сочувствие, дружба, любовь к родине.

Задачи проекта:

  1. Формировать и развить у детей чувства уважения к родителям, родным и близким людям; к старшему поколению;

  2. Расширять представления детей о дружбе, любви к родине, сочувствии, уважении.

  3. Дать возможность родителям поделиться друг с другом своими семейными традициями.

  4. Обратить внимание родителей на важность приобщения детей к духовно-нравственным ценностям.

  5. Формировать у детей умение рассказывать о семейных традициях.

  6. Подобрать музыкальные произведения о дружбе, о Родине, о семье для слушания и исполнения детьми.

  7. Развивать навыки в исполнительской деятельности: выразительное чтение стихов и исполнение песни перед родителями.

Обеспечение проекта

Материально-техническое:

  • Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер, флешкарты;

  • Информационный блок: видеоматериалы, презентации, музыкальные фрагменты, литература;

Пианино, ноты песен.

Основное содержание проекта

1. Подготовительный этап

- изучение методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по теме (воспитатели, музыкальный руководитель);

- подготовка презентации, видеоматериала для родительского собрания по теме: «Духовно-нравственного воспитания дошкольников» (воспитатели);

- выбор участников среди активных семей для доклада о семейных традициях (воспитатели),

- распределение ролей и ответственных за проведение мероприятия «Семейный вечер» (музыкальный руководитель).

2. Основной этап реализационный

В ходе реализации проекта с детьми целевой группы планируется провести:

1.Занятия по темам (ответственные воспитатели):

  1. «Добро и зло в мире человека»

  2. «Чувства человека: уважение, сочувствие

  3. «Любовь к Родине»

  4. «Что такое дружба?» (Приложение 3)

2. Дидактические игры «Хорошие-плохие поступки», «Клубочек волшебных слов», «Цветок доброты», «Сложи из букв название нашей страны», «Раскрась российский флаг», «Волшебные очки» и другие.

3. Рассматривание картинок по темам занятий, рассматривание и обсуждение презентации «Что такое хорошо и что такое плохо» (Приложение 5)

4. Разучивание песен на музыкальных занятиях (ответственный - музыкальный руководитель - Успенская Ю.Ю.):

  1. Песня «Дружба крепкая» муз. Б. Савельев, сл. М. Пляцковского.

  2. Песня-переделка «Дружная семья» на мотив «песенка о медведях»

  3. Песня «Я с ней не знаю скуки» сл. Л.Квитка и Г. Вихаревой

  4. Песня «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Совельева.

  5. Песня о дружбе муз. В.Шаинский, сл. М. Танича.

  6. Песня «Мир нужен всем» муз. В. Мурадели, сл. С. Богомазова.

5. Консультация для родителей «Духовно-нравственные ценности» (Приложение 2)

6. Родительское собрание по теме: «Духовно-нравственного воспитания дошкольников» - ответственные воспитатели.

7. Организация мероприятия: «Семейный вечер» - ответственный музыкальный руководитель - Успенская Ю.Ю. (Приложение 4)

3. этап. Итоговый

Проанализировать интерес и вовлеченность родителей к проведенным мероприятиям, направленным на формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников. Проанализировать сформированность представлений у детей о понятиях «добра и зла», ««уважение», сочувствие», «чувство любви к Родине» «дружба», и происходящие изменения в их поведении.

Предполагаемые результаты и социальный эффект

Родители получат информацию о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста; в семьях возрождаются отечественные традиции по семейному воспитанию детей;

Участие детей и родителей на семейном вечере в ДОУ.

Дети будут стремиться: беречь окружающую среду, уважать и почитать взрослых, проявлять сострадание, сочувствие, сорадость по отношению к сверстникам, родителям, братьям, сестрам, животным, верить в свои силы, волю, характер, к добрым поступкам и неприятию зла.

Родители будут стремиться: сотрудничать с ДОУ и другими учреждениями по формированию и развитию духовно-нравственных ценностей у детей, воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережно относиться к окружающему миру, быть примером для своего ребенка; понимать, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.

Трансляция проекта: сам проект «Семейный вечер» и описание его реализации планируется опубликовать на образовательных порталах интернета, в т.ч. на сайте ЦРСО и в электронном сборнике.


Информационные поиски:

  1. https://kopilkaurokov.ru

  2. https://infourok.ru

  3. http://www.maam.ru

  4. https://mystroimmir.ru/moyput/tsennosti.html

  5. https://www.pravmir.ru/v-rossii-utverzhden-spisok-duhovno-nravstvennyih-tsennostey/

  6. https://e-koncept.ru/2014/55120.htm


Литература:

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;

2. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;


Приложение 1

Календарный план реализации проекта

п/п

Мероприятие

Срок

Ответственный

Результат/

продукт

Занятие «Добро и зло в мире человека»

Понедельник

Феоктистова Е.В.

Дети знают понятия «добро» и «зло».

Занятие «Любовь к Родине»

Вторник

Могутова Е.Л.

Дети могут рассказать о Родине.

«Сложи из букв название нашей страны»

Среда утро

Могутова Е.Л.

Дети могут сложить слово «Россия»

«Раскрась российский флаг»

Среда вечер

Феоктистова Е.В.

Дети умеют разукрашивать флаг своей страны.

Рассматривание картинок по темам

Четверг утро

Могутова Е.Л.

Дети с интересом рассматривают картинки.

«Хорошие-плохие поступки»

Четверг вечер

Могутова Е.Л.

Дети увлеченно играют в игру.

«Цветок доброты»

Пятница утро

Феоктистова Е.В.

Дети с удовольствие играют в эту игру.

Занятие «Чувства человека: уважение, сочувствие

Понедельник утро

Могутова Е.Л.

Дети получат информацию о сочувствие и об уважении.

«Волшебные очки»

Понедельник вечер

Феоктистова Е.В.

Дети хорошо ориентируются в этой игре, пополняют словарный запас.

Разучивание песен на музыкальных занятиях

Понедельник утро

Четверг утро

Успенская Ю.Ю.

Дети понимают основное содержание всех песен, научатся выразительно их исполнять

Занятие

«Что такое дружба?»

Вторник утро

Могутова Е.Л.

Дети легко могут рассказать о дружбе.

Презентация «Что такое хорошо и что такое плохо»

Среда утро

Могутова Е.Л.

Дети познакомятся со стихотворением В. Маяковского, будут знать основное содержание.

Закрепление текстов песен

По вечерам

Воспитатели

Дети выучат слова всех песен

«Семейный вечер»

Пятница вечер

Воспитатели музыкальный руководитель

Участники семейного вечера получат положительные эмоции от мероприятия.

Диагностика

Понедельник - среда

Успенская Ю.Ю.

Готовый отчет по проекту.



Приложение 2

Консультация «Духовно-нравственные ценности»

для родителей воспитанников ДОУ

Духовно-нравственные ценности – это, прежде всего набор понятий и принципов, которые закладываются в человеке еще с рождения.

Все ценности делятся на материальные и духовные. К материальным ценностям относятся деньги, драгоценности, дорогие вещи, предметы роскоши, бытовая техника, недвижимость и многое другое.

Духовные ценности - это объединение важных для личности нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. Здесь мы говорим о любви, уважении, дружбе, честности, преданности, миролюбивости, сострадании, сочувствии, переживании и другое. Понятие «духовный» происходит от слова душа, следовательно, душевные ценности (человеколюбие, справедливость, честь и достоинство, воля, вера в любовь, патриотизм и др.)

В связи с этим, мы можем говорить о воспитании личности, которая сможет реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Но, как мы знаем, современное общество – величина не постоянная, и какое время оно просуществует именно в таком виде – неизвестно: условия нашей жизни постоянно меняются. Следовательно, мы ориентируем личность на короткий исторический промежуток, на нечто быстро меняющееся, преходящее. Но при этом даем ей традиционные отечественные ценности, которые по-настоящему значимы и в прошлом, и в настоящем и в будущем.

Воспитание духовно-нравственного человека, начинается с раннего возраста, соответственно, в семье. И какие в семье в данном времени сложились отношения, определенные духовные ценности, такие ребенок увидит, почувствует в первую очередь. Ведь ребенок, это «чистый лист», который вбирает в себя всю «видимую» информацию. В современном обществе, когда материальные ценности выходят на первый план, в связи с повышение цен на проживание, продукты, содержание и т.д., духовно-нравственные ценности начинают постепенно исчезать. На первом месте у родителей воспитанников выплаты по ипотеке, выплаты по кредитам различного уровня, да и просто необходимость в приобретении продуктов, вещей, образования. И что мы видим? Дети, рожденные в современном мире, практически предоставлены образовательным учреждениям и самим себе, так как родители вынуждены работать с утра до вечера, некоторые из вас имеют по две-три работы. Отсюда вытекает проблема, как может ребенок, находясь один у себя дома, получить духовно-нравственное воспитание? Это проблема, возможно, ни одного поколения.

Воспитание личности ребенка происходит в первую очередь, в семье.. Если в семье принято уважать друг друга, почитать взрослого, сочувствовать и переживать определенные ситуации вместе, сообща, то и личность развивается правильно. Ну а если в семье отношения не выстроены на уважении, любви, взаимопонимании, то в личности ребенка происходит искаженное понимание духовно-нравственных ценностей.

Уважаемые родители, именно благополучная семья – это залог духовно-нравственной личности. Приучайте детей уважать взрослого человека. В чем это проявляется? Элементарное приветствие со знакомыми людьми; небольшая помощь , например, помочь перейти дорогу пожилому человеку, помочь поднять упавшую сумку с продуктами; сочувствие чужой беде; выполнение правил поведения. Но вы должны помнить, что именно на примере учится ваш ребенок, если вы этого не делаете, соответственно, и ваш ребенок этого делать не будет.



Приложение 3

Конспект занятия «Что такое дружба?»

с детьми старшей группы ДОУ

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о важном – о дружбе. Что такое дружба? (ответы)

О друзьях, о дружбе всегда очень приятно говорить. Потому что другу мы можем доверить свои секреты, поделиться своими мыслями, эмоциями, чувствами. Настоящий друг всегда выручит, придет на помощь в любую минуту. А знаете ли вы пословицы о дружбе? Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи пословицу».

1.Один за всех и все за одного.

2.Нет друга - ищи, а нашел – береги.

3.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

4.Новых друзей наживаю, а старых не забываю.

5.Старый друг лучше новых двух.

Давайте подумаем, о чем говорится в этих пословицах? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, вы уже умеете дружить, но чтобы дружба была крепкой, необходимо запомнить правила.

  • Доверять своему другу.

  • Не обманывать друга.

  • Не обижать друга.

  • Заступаться за друга.

  • Помогать друг другу.

Предлагаю сейчас поиграть с волшебным клубочком? (Дети сидят на ковре по кругу, воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нитку на палец и при этом говорит вежливое слово. Затем передает клубок следующему ребенку, пока опять не дойдет очередь до воспитателя.) Ребята, я, надеюсь, что игра вам понравилась.

Воспитатель: дорогие дети, мы с вами связаны одним волшебным клубочком, клубочком дружбы. Как говорил кот Леопольд? Вот мы сейчас вспомнили и запомнили эту замечательную фразу!

- Ребята, давайте жить дружно!

Ну а напоследок мы с вами будем пожимать руку друг другу и передавать частичку себя своим друзьям и товарищам. (Эстафета дружбы)

Друзья мои, я почувствовала, что дружбы стало намного больше , так как каждый из вас добавил свою доброту, уважение, любовь, тепло. Пусть наша дружба вас не покидает и греет. До свидания!








Приложение 4

СЦЕНАРИЙ

совместного мероприятия с родителями воспитанников

СЕМЕЙНЫЙ ВЕЧЕР

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Добрый вечер дети!

Сегодня мы собрались в нашем уютном зале на семейном вечере.

Сейчас дети прочитают интересные стихи о семье: «Семья и дом» И. Афонская, «Семья» В. Дробиз , «Семейная радость» Е. Морозова

Песня на мотив «песенка о медведях»

Дети сели на стулья.

Ведущий: Сейчас я предлагаю выйти в зал тем семьям, которые готовы поделиться с нами своими семейными традициями.

Выступления семей.

Ведущий: Дорогие дети, семья, безусловно, важна для каждого из нас. Но друзья нам также необходимы. Что такое дружба? (ответы)Все верно вы сказали.

Песня «Дружба крепкая» муз. Б. Савельев, сл. М. Пляцковского.

Песня о дружбе муз. В.Шаинский, сл. М. Танича.

Игра: «Берегите родителей»

Создается «домашний» уголок. Детям предлагают обыграть ситуацию «один вечер дома»

Выходит «Бабушка» у нее падает сумка, из сумки вываливаются продукты, овощи, фрукты и т.д. Обратить внимание на детей. Кто из них придет на помощь пожилому человеку. Обязательно отметить детей, пояснить.

Песня «Я с ней не знаю скуки»

Ведущий: Наши прабабушки, прадедушки жили во времена, когда духовно-нравственные ценности были на первом месте. Среди них воспитывалось чувство патриотизма, любви к Родине. Ребята, расскажите, что такое любовь к Родине? Мы с вами много говорили по этой теме. (ответы)

Песня «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Совельева.

Ведущий: Чтобы быть настоящим патриотом, необходимо быть сильным, смелым, любить Родину. А чтобы быть таким, нужно много тренироваться, не лениться, а действовать. Приглашаем пап. Посмотрим, насколько ваши папы сильные и волевые.

Соревнования: 1) «Перетягивание каната» 2) «Перенести свою ношу»

Ну, что ж, ваши папы достойны, они сильны, и воли у них хоть отбавляй. Дети у вас есть чему учиться у ваших пап.

Творческая часть.

Ведущий: Уважаемые родители, мы предлагаем вам, нарисовать то, как вы понимаете одну из духовно-нравственных ценностей (Чувство доброты, сочувствия, уважения, любви к Родине, дружбы)

По окончанию работы, каждая семья презентует и комментирует свое творчество.

Песня «Мир нужен всем» муз. В. Мурадели, сл. С. Богомазова.


Спасибо за внимание. Наш семейный вечер подошел к концу.