Проект по экологии «Комнатные растения в детском саду - цветок для мамы»
Возрастная группа: старшая.
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.
По количеству детей : групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки работы над проектом:
с 15.01.2020г. по 06.03.2020г.
Актуальность
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у детей, прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно - действенного и эмоционально - чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.
Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности, формированию познавательной активности дошкольников.
Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует познавательному развитию, экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации, получить опыт по уходу и выращиванию цветка из розетки.
Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима. В ходе проектной деятельности сформировался коллектив родителей, увлечённых экологической темой. Масштабы проекта позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения группового уголка перейти к озеленению участка для прогулок, привлечь к этой работе большее количество детей и родителей.
Не всем известен тот факт, что назначение комнатных растений – не только в создании уюта. В своем большинстве у них преобладает зелёный цвет, который благоприятно воздействует на психику человека, успокаивает и придает уверенности. Влияние того или иного цвета на эмоциональное воздействие людей было замечено ещё в глубокой древности. В современном мире лечение цветом – цвето терапия стала очень популярна.
Ещё одно полезное качество домашних растений – это биоэнергетика. Биоэнергетика – это естественные процессы в природе, которые воздействуют на окружающий мир. Все растения, находящиеся в доме, отдают свою биоэнергетику и тем самым поднимают психофизические качества людей, которые находятся в непосредственной близости от этих растений.
Следующая составляющая пользы комнатных растений – это их влияние на микрофлору. Комнатные растения дезинфицируют воздух, делают его чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями и моющими средствами.
Влажность в помещениях могут поддерживать многие растения, но наиболее распространенные из них: хлорофитум, папоротник, цикламен, разные виды фиалок.
Вывод:
Проектная деятельность способствует более эффективному развитию познавательного интереса дошкольников.
Также важным приоритетом в дошкольном образовании является экологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Целью данной работы является конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений.
Развитие познавательной активности детей.
Выращивание цветка для мамы к Международному женскому - дню 8 марта.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме ознакомления с комнатными цветами старших дошкольников.
Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
Познакомить детей со способом выращивания растения, учить приемам правильной посадки.
Воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.
Объектом исследования являются дошкольники старшей группы, а также их знания о комнатных растениях.
Предметом исследования являются комнатные растения, а также условия жизни комнатных растений в группе детского сада.
Гипотеза исследования: если сформировать для детей проблему и помочь конкретизировать их представление об условиях жизни комнатных растений, тогда:
- дети познакомятся с жизнью и условиями размножения комнатных растений;
- дети усвоят правила бережного отношения к окружающим их комнатным цветам;
- детям привьётся любовь к комнатным растениям, желание заботиться и ухаживать за ними.
Теоретическая значимость:
формирование углублённых знаний детей о жизни и условиях роста комнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Практическая значимость
расширение зелёного уголка в группе детского сада;
"живой" подарок для мамы.
создание альбома «Наши комнатные растения».
Ожидаемые результаты
повысилась познавательная активность воспитанников;
сформированы глубокие знания детей о комнатных растениях, уходе, размножении;
повысилась активность участия родителей в педагогическом процессе группы;
Методологическую основу исследования составили теории познания и положение об особенностях формирования динамических представлений о животном и растительном мире (Н.Н Поддъяков, Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Л.С.Игнаткина и др.), психолого-педагогические исследования экологического воспитания (Л.М.Маневцова, Р.С.Буре, С.Н.Николаева, И.А.Хайдурова и др.), обще теоретические вопросы экологического воспитания старшего дошкольного возраста раскрыты в работах Л.С.Икнаткиной, С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовой и др.
План мероприятий по реализации проекта:
Реализация проекта рассчитана на 2 месяца.
Предварительный этап с 15.01.2020 г. по 01.02.2020 г.
Практический этап с 02.02.2020 г. по 01.03.2020 г.
Обобщающий этап с 02.03.2020 г. по 6.03.2020 г.
I этап предварительный
Задачи:
• Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания старших дошкольников, в частности о комнатных растениях;
• Провести беседы с детьми по теме "Комнатные растения - что мы о них знаем?", " Что подарить маме на 8 марта?"
• Провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
• Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
I I этап практический
Задачи:
Осуществить апробацию разработанного плана работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
Использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;
Провести практические занятия и трудовых процессов с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора и т.д.);
Расширить зелёный уголка в группе детского сада;
Посадить "живой" подарок для мамы
Изготовить совместно с родителями воспитанников иллюстрированный детскими рисунками альбом «Наши комнатные растения».
III этап обобщающий
Задачи:
Выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
Обобщить результаты деятельности по теме проекта;
Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;
Подарить цветы мамам на утреннике к 8 марта.
Схема реализации проекта
Образовательная область | Виды детской деятельности |
Социализация | Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин» дидактические игры «Что растениям необходимо для роста?», «Найди и опиши» |
просмотр презентаций по теме проекта. беседы с детьми «Растения, живущие с нами рядом», «Как влияет окружающая среда на состояние растений» |
Коммуникация | составление рассказов совместно с родителями о своём комнатном цветке отгадывание загадок о комнатных растениях подбор пословиц и поговорок по теме «Комнатные растения» |
Познание | беседа на тему «Как ухаживать за комнатными растениями», «Как размножаются комнатные растения», «Если бы ты был комнатным цветком» викторина между детьми группы «Лучший знаток комнатных растений» посадка розеток комнатных растений |
Художественное творчество | Аппликация на тему "Цветы" рисование с натуры "Мой росточек" ручной труд «Красивый цветочный горшок» выставка детских работ «Мой любимый комнатный цветок». |
Труд | Хозяйственно-бытовой труд: (полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора) |
Музыка | |
Чтение художественной литературы | работа в книжном уголке с энциклопедиями журналами о комнатных растениях чтение художественной литературы "Федора и Герань", "Как у росточка появилось имя" |
Итоги проекта
Проведенные мною анкетирование родителей «Что Вы знаете о комнатных растениях?» и диагностика детей по теме «Комнатные растения в нашей группе» позволили составить план работы по конкретизации знаний детей об условиях жизни комнатных растений.
Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни комнатных растений, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.
После проведённых мною практических занятий с группой детей, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы, дети с большим удовольствием заботятся о наших комнатных цветах в зеленом уголке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.
Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему природному миру.
Список используемой литературы.
Т. Князева, Д.Князева Комнатные растения от А до Я. – М.:ОЛМА Медиа групп, 2010.
Головкин Б. Н. Самая полная энциклопедия комнатных растенийГорбатовский Владимир Васильевич, Попова Галина Руслановна
Головкин Б. И., Китаева Л. А., Немченко Э. П. Декоративные растения СССР. — М.: Мысль, 1986.
5