Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Индивидуальный итоговый проект
«Законы физики в танцевальных движениях»
Выполнил:
Аракчеева Полина,
обучающаяся 10а класса
Руководитель:
Караваева Надежда Николаевна,
учитель физики
г. Выборг
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5
1.1. ИСТОРИЯ ТАНЦА И ЕГО РАЗВИТИЕ 5
1.1.1. Зарождение 5
1.1.2. История танца контемпорари 8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 12
2.1. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЗИКИ 12
2.1.1. Базовые движения 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Список литературы: 22
ВВЕДЕНИЕ
С раннего возраста я занималась танцами в разных коллективах, и для меня танцы стали очень важными в жизни. Каждый день я провожу на тренировках и задумываюсь над вопросом: «Как законы физики могут помочь в танцах?». Танцы существуют с давних времен, и за это время появилось очень много разных стилей. С появлением человека жизнь менялась и развивалась, вместе с ним изменялись и виды искусства, такие как музыка, поэзия, в том числе и танцы.
Раньше я считала, что большую роль играет трудолюбие, усердие или талант, но со временем мое мнение поменялось.
Меня достаточно давно заинтересовала данная тема, и я решила провести некое исследование, которое поможет мне понять роль законов физики в танцах и научится делать более сложные движения с новыми знаниями.
Во все времена, сегодня особенно, танец – это один из самых популярных видов искусства, при этом он может быть очень красивым и достаточно травматичным. Он помогает развивать творческую личность человека, поддерживать спортивную форму, поднимает настроение и, одновременно, даёт возможность расслабиться. Этим и обуславливается актуальность данной работы.
Таким образом мы выдвигаем гипотезу: если учитывать законы физики в танце, то можно исполнять более сложные танцевальные движения, при этом снизить уровень травматизма.
Цель исследования: объяснение и применение законов физики в танцевальных движениях.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Изучить историю танца, его развитие
Рассмотреть танцевальные движения с точки зрения физики
Выявить и обосновать какие именно законы физики являются важной составляющей основных танцевальных движений
Сделать вывод о том, как важно танцору знать и применять законы физики в танце (в идеале создать брошюру или памятку…)
В качестве объекта исследования выступают танцевальные движения, предметом исследования являются законы физики в танцах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
ИСТОРИЯ ТАНЦА И ЕГО РАЗВИТИЕ ЗАРОЖДЕНИЕ
Танец является одним из древнейших видов искусства. Он появился ещё во времена первобытных племен, о чем свидетельствуют наскальные рисунки тех времен. Тогда вид танца и его значение существенно отличались от современных. Развитие этого искусства прошло долгий путь в несколько этапов, танец менялся вместе с обществом.
Для первобытного человека танец имел особое значение, его использовали для обрядов, празднований, передачи информации и коммуникации. Также у разных народов танцы тесно связаны с духовными и культурными аспектами. Со временем танец становился неотъемлемой частью театральных постановок и других искусств.
Первобытный танец
В действительности историкам трудно определить, когда именно впервые люди начали танцевать. Однако судить о древности этого действа можно по найденным древним наскальным рисункам, с изображением танцующих людей.
Есть предположение, что танцевальные движения использовались первобытными людьми еще до того, как появилась речь. Таким образом они могли поделиться друг с другом своими эмоциями и переживаниями. Кроме того, в танец могли быть включены моменты игры, танцующий имел возможность «перевоплощаться». Например, в танец охотника вплетались движения, характерные животным. Еще одна особенность древнего танца – тесная связь с ритуалами, которые не обходились без специального тотемического танца. Такой ритуальный танец мог длиться даже несколько дней.
Танцы древних культур
Отдельно стоит отметить народное направление. В каждой стране и также как развивались национальная одежда или архитектура, у каждой национальности народные танцы имеют свои неповторимые особенности. У каждого народа имелись танцы с разным настроением и назначением. Так, например, до наших дней дошли веселые танцы (пляски), без которых не обходилось ни одно народное гуляние.
Например, Индия богата глубокими танцевальными традициями. До наших дней дошли 2 вида – чистый танец (Нритта) и сюжетный танец (Нритья). Нритта – это движение тела, сочетающееся с жестами рук. Нритья – это танец, который рассказывает определенную историю. Для этого вида танца пишутся специальные поэмы. Также в древней Индии большую роль играли ритуальные танцы, они исполнялись в храмах на специальных площадках.
В Древних Китае и Японии танец изначально был в основном частью ритуалов, а профессия танцовщицы была с родни профессии жрицы. Позже, искусству танца стали обучать всех девушек. Кроме того, в странах Дальнего Востока был развит сюжетный танец, который был тесно связан с театром.
В Древней Греции в жизни общества танец играл важную роль. Здесь наряду с другими древнегреческими богами почиталась богиня танца – Терпсихора. Понятие «хореография» произошло именно от греческого термина «Χορός» (движение по кругу). В Греции существовало несколько видов танца – ритуальный, военный, сюжетный, брачный и салонный. Женщины и мужчины танцевали раздельно.
В дальнейшем, в Средневековье, танцы претерпели изменения, которые происходили под влиянием религиозных и социальных норм. Однако в XIV веке среди знати становятся популярны салонные танцы (бранль, сардана, павана и другие), которые танцуют парно дама и кавалер. Обретают популярность балы. Дале салонные, и сценические танцы развиваются в эпоху Возрождения. Они стали более структурированными и обрели форму, близкую к современной. В XVIII веке зарождаются такие танцы как вальс, кадриль и болеро. Появляется новая профессия танцмейстера (хореографа).
Вместе с этим в XVII вв появляется балет, в связи с чем открывается первая балетная школа. В ходе развития театрального искусства в XVIII и XIX веках, профессиональные танцоры стали выступать на сцене. Балет развивается и становится великим искусством, сочетающим в себе особую танцевальную технику и выразительность. В некоторых странах появились свои характерные танцевальные стили, такие как фламенко в Испании и танго в Аргентине.
История Русского народного танца
Русские народные танцы были популярны еще в Древней Руси.
История Русского народного танца изначально напрямую связана с язычеством, в виде традиционных обрядовых хороводов, народных гуляний, которые широко применялись на различных ярмарках, праздниках Древней Руси. Русские народные танцы — это прежде всего веселье, пляски, гуляния, юмор, красивые национальные костюмы. Все это является отражением характера и менталитета русского человека, яркий и от всей души, танец под веселую и заводную музыку.
Основные традиционные русские народные танцы — это хоровод, кадриль, пляска.
В русском танце от мужчин требуется энергичность, а от женщины величавость и кротко «плавающие» движения. Русские народные танцы — это массовые танцы. Они объединяют чаще всего большое количество людей, которые держатся за руки, венки или платки. В таких танцах и сопровождающих их песнях, кроме простых бытовых сюжетов, рассказывались целые истории народов, героев, и великой русской земли.
На сегодняшний день традиционные русские народные танцы плавно перешагнули на большую сцену.
Современные танцы
В XX веке происходят радикальные изменения в обществе, что оказало огромное влияние на развитие и эволюцию в мире танца. Появившиеся джазовый танец, рок-н-ролл, хип-хоп и другие современные танцы стали популярными в различных странах мира. Танец становится доступен массам и перестает быть привилегией элиты. На сегодняшний день танец представлен множеством стилей, от классического балета до уличных танцев.
Современные танцы принято делить на 3 обширные группы:
•сценический – это танец, который исполняется для зрителей и предполагает создание хореографического образа.
•конкурсный – это своего рода спорт, в котором танцоры соревнуются, выполняя танцы в нескольких танцевальных стилях перед группой судей.
•увеселительный – это любительский танец для отдыха и развлечения.
Танцевальные шоу и конкурсы привлекают огромное количество зрителей по всему миру. Современный танец стал плацдармом для творчества и самовыражения исполнителя, а также средством социальной коммуникации. Профессиональные танцы включают в себя балет, вальс, танго, фламенко, хип-хоп, модерн, контемпорари и многие другие. У каждого стиля есть своя уникальная история, техника и эмоциональное содержание.
История танца контемпорари
Отдельно мы хотим выделить современный танец контемпорари.
Одни источники утверждают, что контемпорари зародился, как танцевальное направление, на западе еще в середине прошлого столетия. Конечно, если углубиться в историю возникновения контемпорари дэнс, то назвать конкретную дату и место, где впервые станцевали этот танец, невозможно. В одних источниках родиной контемпорари называется Америка, в других указывают Центральную Европу. Существуют и такое мнение, что прародителями контемпорари являются восточные техники йоги, тай цзи и др., тогда данное танцевальное направление появилось на Востоке.
Однако, не важно, где территориально находились первоисточники контемпорари, в современном мире у него много приверженцев повсеместно. В хореографии самого танца встречаются как элементы западных танцевальных направлений, таких как модерн, джаз, эстрадные и народные танцы, классический балет, так и восточных техник и культур. Одной из главных идей контемпорари является возможность исполнителя отойти от классических догм хореографии и самовыразиться с помощью «свободного» танца.
В Советском Союзе контемп начали танцевать в 80-ых годах XX века. Но, тогда в СССР контемпорари не стал особо популярен. Жители нашей страны предпочитали либо классические танцы, либо более распространенные направления.
В 1990-е годы наши отечественные хореографы начинают развивать контемпорари, а в 2000-е годы уже европейские педагоги и хореографы современного танца разворачивают образовательную деятельность в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Челябинске и Владивостоке. Отечественные труппы начинают приглашать на европейские фестивали.
Зарубежные зрители захотели посмотреть, что создают в России кроме балета. Результат превзошел все их ожидания, поскольку российские хореографы в силу полного отсутствия информации изобретали очень необычные движения и связки.
Сегодня контемпорари является одним из самых популярных танцевальных направлений в мире. Проводятся различные конкурсы, соревнования, чемпионаты на различных уровнях, начиная от региональных и до международного уровня. Постановки в стиле контемпорари вызывают огромный отклик в сердцах зрителей на многочисленных танцевальных шоу во всем мире.
Из современных западных направлений танца, контемпорари позаимствовал как многие отдельные элементы, так и общую театральность, а также построение логики и рисунка танца. Это предполагает, что в каждой новой танцевальной постановке, обязательно должна быть рассказана какая-то история, будь то конкретное событие, явление или эмоция, со своей завязкой, смысловой частью и кульминацией.
Еще одним особенным моментом, отличающим контемпорари от других танцевальных направлений, является так называемая ориентация «внутрь». Это не только позволяет исполнителю глубже выражать свои эмоции, но также все это отображается на уникальности некоторых движений в постановках. Так, например, при всей кажущейся легкости танца, практически все па танцор выполняет, как бы преодолевая земное притяжение. Танец очень сложный в плане техники, исполнять его очень не просто.
Кроме всего прочего большее внимание в контемпорари уделяется тренировке дыхания. За этот аспект танца «отвечают» восточные техники, которые используются в данном направлении. Дыхание в контемпе – это помощник в движении, энергетический и эмоциональный посыл, переходящий в движения тела.
Также из восточных практик здесь заимствованы методы тренировки координации, равновесия, «перетекания» тела из одного положения в другое. Если в классической хореографии элементы в основном выполняются за счет силы мышц, то в контемпорари эти же элементы часто реализуются благодаря использованию приемов из восточных техник (например, долгое стояние на полупальцах).
Вывод: изучив историю зарождения и развития танца, стоит отметить, что история танцев – это увлекательное путешествие через времена и культуры, где демонстрируется эволюция самовыражения человека через движение. Во все времена танец был и остается неотъемлемой частью культуры человечества, объединяя людей и сохраняя богатое наследие поколений.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЗИКИ
Физика – это наука о природе.
Чаще всего на уроках физики рассматриваются физические явления и законы, в основном связанные с неживой природой, а о живой говорится мало. Но живая природа, в том числе человек, тоже уникальна, и здесь действуют все законы физики.
Если рассматривать человека с точки зрения физики, то можно увидеть, что многие привычные нам действия подчиняются ее законам.
Любое движение, или положение тела осуществляется при взаимодействии определенных сил, оказывающих действие на тело человека. Все эти силы подразделяют на внешние и внутренние.
Внешние – это силы, действующие на человека извне, при взаимодействии его с внешними телами. Самое важное значение в движениях человека имеют сила тяжести, сила реакции опоры, сила трения и сила сопротивления среды.
Внутренние силы – это силы, которые возникают внутри тела человека при взаимодействии частей тела. Основная активная внутренняя сила — сила сокращения мышц. Кроме того, в теле человека существует целая система рычагов.
Если силы, действующие на тело, уравновешены, то оно находится в состоянии покоя; если же равнодействующая сил не равна нулю, то тело перемещается в направлении большей силы.
Каждая из сил может быть как движущей, так и тормозящей. Например, сила тяжести при движении вниз является движущей силой, а при движении вверх — тормозящей.
Для человека также характерна инерция. Особенно она проявляется в прыжках. В начале прыжка тело человека находится под действием силы, развиваемой мышцами ног. После того, как ноги отрываются от поверхности земли никакого двигательного усилия уже не нужно. Тело движется вверх и (или) вперед, преодолевая сопротивление воздуха и силу тяжести, исключительно вследствие инерции.
Кроме того, человек может развивать большую силу, если будет двигаться с ускорением. Следовательно, чем лучше разогнаться, тем дальше будет прыжок.
На примере человека можно проследить все виды деформации.
Позвоночный столб, нижние конечности, покровы ступней испытывают деформацию сжатия; верхние конечности, связки, сухожилия – растяжения; позвоночник, кости таза – изгиба; шея при повороте головы, туловище в пояснице при повороте, кисти рук при вращении – кручения и др.
Позвоночный столб, как правило, подвергается сжатию как под воздействием веса тела, так и натяжения различных мышц и сухожилий. Для их удержания и обеспечения подвижности он имеет сложную S-образную форму.
Деформация характерна и для мышц человека. Мышечная ткань обладает свойством растягиваться и сокращаться, ей присущи эластичность и упругость. В теле человека насчитывается около 600 мышц.
Человек, находящийся в неустойчивом состоянии меняет положение тела, чтобы вертикаль, проходящая через центр тяжести, прошла через центр опоры.
Почему трудно стоять на одной ноге? Площадь опоры мала. Поэтому человеку, стоящему на одной ноге, трудно удержать равновесие. Необходимо на физическом уровне определить центр масс.
Почему при ходьбе люди размахивают руками? Когда человек перемещает ногу вперед, вперед смещается и центр тяжести. Чтобы сохранить первоначальное положение центра тяжести, руку отводят назад, такое чередование повторяется при каждом шаге.
В скелете человека все кости, имеющие некоторую свободу движения, являются рычагами. Например, кости конечностей, нижняя челюсть, череп, фаланги пальцев.
Рука представляет собой совершенный рычаг, точка опоры которого находится в локтевом суставе. Под действием силы рычаг – рука поднимает груз, находящийся на ладони. Чтобы удержать груз, необходимо усилие мышцы, в десять раз превышающую величину груз.
Если мы подняли груз в несколько килограммов и держим его на весу, то с точки зрения механики мы совершили работу только при поднятии груза, но держать его на весу не легче, чем поднять вверх, хотя работа равна нулю. Это объясняется тем, что мышцы, приводящие в движении руки или ноги, способны к быстрым сокращениям, но каждое сокращение длится малое время. При периодическом поднятии груза на малые расстояния работа будет совершаться. Поэтому рука устает, не только когда мы поднимаем груз, но и когда держим его на весу.
Строение и форма мышц зависит от той работы, которую приходится им чаще всего выполнять. Сила, развиваемая мышцей, является геометрической суммой сил отдельных волокон. Поэтому, чем толще мышца, тем она сильнее, например, икроножная мышца. Если бы все мышцы человека напрягались, они бы вызвали силу давления, примерно равную 250кН.
Примечательно, что в контемпе танцоры выступают, в основном, с босыми ногами. Контемпорари позаимствовал эту особенность у модерна и боевых искусств.
Особенности танца
Контемп может быть исполнен сразу в нескольких техниках:
Вертикальный контемп (танец в положении стоя)
Партер (танец на полу)
В паре (танец с партнером)
В современном танце всегда прослеживается связь с телом, телесностью, но взаимосвязь с музыкой не обязательна – это тоже отличительная черта контемпорари. Контемп – очень своеобразный, сложный, но красивый танец. Он развивает пластику, силу и гибкость танцора, учит его выражать эмоции и чувства через движение.
БАЗОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ
К базовым движениям контемпа относятся:
Арабеск
В этом движении – главное удержание равновесия, которое заключается в том, что вертикальная проекция центра тяжести должна проходить через площадь опоры. При этом отведенная нога и разведенные в стороны руки выполняют роль рычагов, которые участвуют в равновесии.
Исходное положение: корпус направлен в третью точку класса. Пятая позиция ног, правая нога впереди. Руки в подготовительной позиции.
1. Правая нога выполняе Battement tendu вперёд в третью точку класса. Руки поднимаются в первую позицию. Взгляд в кисти рук.
2. Сделать шаг на вытянутую вперёд правую ногу, перейдя в demi-pliè. Левая нога вытягивается сзади.
3. Сильно оттолкнуться правой ногой от пола, приняв в воздухе положение первого arabesque:
правая рука в повышенной первой позиции ладонью вниз
левая рука во второй позиции ладонью вниз, левое плечо слегка отведено назад.
голова и взгляд направлены в вдоль руки в первой позиции.
обе ноги сильно вытягиваются в воздухе
4. Приземлиться в demi-pliè на правую ногу, сохранив положение первого arabesque.
Аттитюд
Изучается по аналогии с другими большими и малыми позами классического танца.
Особенность позы Attitude [атитюд] вперед в том, что рабочая нога на высоте 90° и выше, слегка согнута в колене, образуя тупой угол.
Носок натянут, пятка выворотно «стремится» вверх, а колено, разворачиваясь от бедра, слегка направлено в сторону. Положения рук, корпуса и головы такие же, как в других больших позах вперед.
Attitude [атитюд] назад делается по аналогии с Attitude [атитюд] вперед, но колено рабочей ноги направлено от бедра в сторону и стремиться вверх, а пятка выворотно направленна вниз.
Изучение всех больших поз начинается лицом к станку, держась обеими руками. По мере освоения, большие позы делают с Demi-plie [Деми-плие] и Relever [Релеве] на полупальцы.
Все позы со всеми вариантами движения рук, головы и корпуса должны выполняться с противоположной стороны по отношению к зрителю, то есть «со спины».
В аттитюде, кроме равновесия подключается закон инерции. Во время изменения положения ноги центр тяжести перемещается, при этом движение рук не случайно. Руки, как рычаги удерживают равновесие и позволяют плавно перенести центр тяжести из одной точки в другую.
Вращения
Техника вращений так же немало важна в классическом танце, как ни странно, они напрямую зависят от равновесия, но в данных случаях действуют несколько иные законы. Примеры вращений: pirouette (пируэт), fouetté (фуэте) и др. Нам удастся разобраться в том, как балерина выполняет вращательные движения с огромной скоростью, если мы проанализируем положение ее корпуса. Исполнительница вытягивается, подобно струне, и отставляет ногу или руку перпендикулярно выполняемому движению. Создается впечатление будто, она отталкивается каждый раз от невидимой стены. На самом деле главным помощником танцовщицы является закон сохранения углового момента – чтобы повысить скорость вращения, нужно снизить массу или приблизить ее к оси вращения. Это и делает, прижимая руки или ногу к телу.
Пируэт (pirouette). Начиная пируэт, танцовщик ставит опорную стопу на носок, отталкивается рабочей ногой от пола, сообщая себе вращательный импульс. За долю секунды он принимает необходимую позу, которой соответствует момент инерции, поэтому первоначальна быстрота вращения исполнителя достаточно низкая. Танцор прижимает руки и опускает ногу. Момент инерции сокращается в 7 раз, на столько же увеличивается угловая скорость – благодаря чему танцор делает несколько быстрых оборотов на носке, а для того, чтобы прекратить крутиться, он опять поднимает ногу и руки, скорость уменьшается, и танцовщик останавливается.
Фуэте (fouetté). При выполнении fouetté действуют два принципа – проявления закона сохранения момента импульса. Известно, что момент импульса – это направленный перпендикулярно (в нашем случае вертикально вверх) и пропорционально скорости углового вращения вектор. Существует прием, который используется при совершении фуэте: танцовщица поднимает руки в 3 позицию, благодаря этому она начинает вращаться быстрее. Это так же осуществляется из-за того же закона.
Итак, мы можем сделать вывод: все шокирующие вращения – это правильное применение закона сохранения момента импульса и вращательного импульса.
Прыжки.
Прыжки – это наиболее трудоемкая часть урока классического танца. Подготовка к прыжкам занимает огромное количество времени, для того чтобы укрепить мышцы и наработать силу ног. Ускорение танцоров во время прыжка сравнимо с результатами лучших спортсменов (прыгунов в высоту). Тело танцора во время прыжка развивает скорость до 4,5 м/с примерно за 0,25 с. Разделим 4,5 м на 0,25 с, и получим ускорение равное 18 м/с2 (2g). Для сравнения, лифт, начиная движение, имеет перегрузку от 1,3 до 1,6 g.
Чтобы взметнуться вверх, исполнителю необходимо приложить как можно больше усилий для того, чтобы изменить горизонтальную составляющую набранной скорости в вертикальную. Горизонтальная скорость танцора составляет примерно 8 м/с, а вертикальная – 4,6 м/с.
Г ранд Жете (Grand jetе). Как танцоры достигают «иллюзии полета»? Исполняя grand jetе, танцовщица будто бы летит над сценой, но на самом деле её центр тяжести описывает дугу, как и любой объект во время падения руководствуется исключительно гравитационной силой. Но тело человека изменяет конфигурацию во время полета. Прыгая, балерина расширяет ноги и руки. Такой манёвр делает приземление (падение) практически незаметным и создает ощущение невесомости исполнительницы.
Паде Ша (Pas de Chat). Другой прыжок, создающий подобную иллюзию – Pas de Chat (шаг кошки). Танцовщица делает pliе, а во время нарастания шага резко поднимает по очереди колени, получается, что на момент самого высокого положения ноги находятся в воздухе в одно время. Танцовщица будто бы замирает в воздухе на долю секунды. Приземляясь, она опускает ноги также по очереди, что делает падение мягким и плавным. Способность балерины держать положение в воздухе называют баллон. Приземление очень важная часть прыжка. Тяжелое приземление разрушило бы всю иллюзию легкости, а, может быть, и травмировало танцовщицу. Секрет решения проблемы – это пол, разработанный для поглощения удара. Также балерина сгибает колени (plié) и растягивает ногу от пальцев до пятки. Это нужно не только для артистического замысла, но и для безопасности исполнительницы. Эту технику должны преподавать компетентные преподаватели. Чтобы справляться со своей партией, балерина будто бы бросает вызов земному притяжению, работая на максимум. Основы физики и науки человеческого восприятия обеспечивают понимание того, как это достигнуто.
Вывод: несмотря на разнообразие используемых техник, современный танец технически основан на представлении о центре, осознании баланса, использовании знаний о силах гравитации и инерции. Современный танец характеризуется особым выстраиванием движений в пространстве («коммуникация в пространстве»), расположением веса, взаимодействием с полом, расположением стоп.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования, изучив историю танца и его развитие и рассмотрев основные базовые движения танца контемпорари с точки зрения законов физики, нам удалось выявить связь между искусством танца и наукой.
На основе нашего исследования, мы выявили, что физика – неотъемлемая часть жизни человека. Любое движение основывается на законах физики. Опираясь на полученные данные, мы разработали информационный буклет с основными танцевальными движениями, учитывая законы физики.
На личном опыте мы убедились, что эти знания действительно помогают в работе танцоров при исполнении сложных элементов. Кроме того, уровень травматизма удалось снизить до минимума, а при выполнении некоторых элементов исключить полностью.
Профессионализм танцора заключается не только в физической подготовке, длительных тренировках, но и в понимании природы исполнения движений, т.е. умение использовать законы физики напрямую связано с профессиональными возможностями танцора.
Список литературы:
https://kubansp.ru/preschoolers/bazovye-dvizheniya-kontempa-tanec-kontemporari-istoriya-osobennosti/
https://var-veka.ru/blog/enciklopediya-tanca-kontemp.html
https://www.vikids.ru/articles/tanets-kontemporari-istoriya-osobennosti-tehniki
https://ice-profy.ru/istoriya-tantsev/
https://www.istmira.com/novosti-istorii/14241-istorija-tanca-ot-drevnosti-do-sovremennosti.html
https://infourok.ru/konspekt-otkrytogo-zanyatiya-po-sovremennoj-horeografii-bazovye-elementy-contemporary-dance-4251568.html
Современный танец Контемпорари – школа Todes (todes-spb.ru)
https://studfile.net/preview/1719821/page:12/
https://alfiakhabirova.ru/urok-77-sissonne-v-pervyj-arabesque
https://need4dance.ru/?page_id=2782
https://vk.com/wall-191879212_1566
https://fitstars.ru/blog/kak-pravilno-delat-vypady