Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Елмановская основная школа.
Проект по физике
на тему:
«Занимательные физические опыты»
Работу выполнила:
Улжаева Гавхарой,
ученица 8 класса.
Руководитель:
Кириллова
Вера Ивановна учитель физики
Содержание
1.Задачи
2.Цель
3.Актуальность темы
4.Немного из истории
5.Практическая часть
6.Заключение
7.Список использованных источников
Задачи.
Провести демонстрацию, рассказать о демонстрируемом физическом явлении. Привить интерес к предмету физике.
Цель.
Продемонстрировать физические опыты. Развивать познавательный интерес к физике; развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, развивать внимание, наблюдательность, умение применять знания.
Актуальность темы.
“Один опыт стоит тысячи слов”.
(арабская пословица)
Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Опыты можно использовать на уроках для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах. Занимательные опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.
Роль опыта в науке физике.
О том, что физика наука молодая
Сказать определённо, здесь нельзя
И в древности науку познавая,
Стремились постигать её всегда.
Цель обучения физики конкретна,
Уметь на практике все знания применять.
И важно помнить – роль эксперимента
Должна на первом месте устоять.
Уметь планировать эксперимент и выполнять.
Анализировать и к жизни приобщать.
Строить модель, гипотезу выдвинуть,
Новых вершин стремиться достигнуть.
Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Но при этом только ими ограничиваться нельзя. Это только первый шаг к познанию. Дальше идет эксперимент, выработка понятий, допускающих качественные характеристики. Чтобы из наблюдений сделать общие выводы, выяснить причины явлений, надо установить количественные зависимости между величинами. Если такая зависимость получается, то найден физический закон. Если найден физический закон, то нет необходимости ставить в каждом отдельном случае опыт, достаточно выполнить соответствующие вычисления. Изучив экспериментально количественные связи между величинами, можно выявить закономерности. На основе этих закономерностей развивается общая теория явлений.
Следовательно, без эксперимента не может быть рационального обучения физике. Изучение физики предполагает широкое использование эксперимента, обсуждение особенностей его постановки и наблюдаемых результатов.
Презентация и видеоматериалы могут быть использованы на уроках физики для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах. Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Занимательные опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.
Немного из истории
Арабская пословица гласит: “Один опыт стоит тысячи слов”. Исходя из этого весьма справедливого утверждения, предлагаем Вашему вниманию разнообразнейшие эксперименты по физике для детей до 12 лет. Предлагаемые нами опыты помогут вам в более наглядной форме увидеть, запомнить и самое главное понять сущность физических законов и принципов, по которым устроен наш мир. Ведь теория, как известно, без практики мертва, и без практического подтверждения все физические формулы и теоремы можно отнести к сфере предположений, домыслов и теоретических умствований. Теория дает знание, - практика же, дает уверенность в этом знании, а эта уверенность, в свою очередь, и является тем базисом, который представляет собой основу мировосприятия.
С младенчества человек познает окружающую его действительность исключительно в непосредственном с ней взаимодействии. Со временем практический опыт заменяют слова. Таким образом, человек, все больше полагаясь на слова, - отдаляется от реальности. Опыты по физике – это возможность для человека более основательно разобраться в устройстве его мира.
Самостоятельно или вместе с друзьями, а иногда с помощью родителей, выполняя эти простые, но увлекательные опыты, дети смогут сделать свои первые шаги в физике. К опытам даются четкие инструкции с рисунками. Все представленные физические эксперименты безопасны, не требуют специального оборудования и материалов.
Описание опытов проводилось с использованием следующего алгоритма:
Название опыта
Необходимые для опыта приборы и материалы
Этапы проведения опыта
Объяснение опыта
Опыт №1: Опыт с яйцами.
Приборы и материалы: два сырых яйца, два стакана, чистая вода, соленная вода.
Этапы проведения опыта
Возьми два стеклянных стакана и один из них наполним чистой водой. Опустим в него сырое яйцо. Оно утонет, пойдет ко дну.
Во второй стакан нальем крепкого раствора поваренной соли. На пол-литра воды достаточно двух столовых ложек соли, чтобы яйцо плавало.
Объяснение опыта
Ты, конечно, понимаешь, почему так получается. Ведь соленая вода тяжелее. Недаром в море легче плавать, чем в реке.

6. Опыт №2: Доказательство о существовании атмосферного давления.
Приборы и материалы: стакан, вода, лист бумаги.
Этапы проведения опыта:
1. В стакан налить воду и сверху закрыть бумагой. Перевернуть стакан. Лист бумаги не падает.
Объяснение опыта:
воздух давит со всех сторон и снизу вверх тоже. Сверху на лист действует вода. Давление воды в стакане равно давлению воздуха снаружи.
7.Опыт №3: Яйцо в бутылке.
Приборы и материалы: вареное яйцо, бутылка с узким горлышком, спички, бумага.
Этапы проведения опыта:
1.Чистим вареное яйцо.
2. Поджигаем бумагу от спички.
3. Бросаем горящую бумагу в бутылку.
4. Помещаем яйцо в горлышко бутылки.
Оъяснение опыта:
при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Когда в бутылке оказывается горящая бумага, воздух в бутылке становится более объемным. Как только мы закрываем яйцом горлышко бутылки, доступ кислорода прекращается и горение бумаги останавливается. После этого воздух в бутылке остывает и сжимается. Из-за разности давления в бутылке и за ее пределами, яйцо втягивается внутрь бутылки.
Заключение:
Наблюдать за опытом проводимым учителем, интересно. Проводить его самому интереснее вдвойне.
А проводить опыт в классе самостоятельно под присмотром учителя , вызывает очень большой интерес у всего класса. В таких опытах легко установить взаимосвязь между учеником и учителем. Проводить данные опыты не сложно и интересно. Они безопасны, просты и полезны. Новые исследования впереди!
Список используемых источников.
Билимович Б. Ф. Физические викторины. М., «Просвещение», 1998.
Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. М., «Просвещение», 1985.
Перышкин А.В. Физика 7 класс. М., «Дрофа», 2003.
Перышкин А.В. Физика 7 класс. М., «Дрофа», 2005 год.
Ченцов А. А. Вечера занимательной физики. Белгород, 1964.