Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 9 «Ромашка»
Проект
по формированию у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков
посредством использования кукол-образов
«ЧИСТЮЛЬКИ»
Автор: воспитатель
Жуйкова Светлана Виталиевна
2018-2019гг.
Назначение проекта – формирование у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков посредством использования кукол-образов.
«ЧИСТЮЛЬКИ»
Вид проекта: долгосрочный, групповой.
Актуальность проекта
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Актуальность проблемы развития культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, некоторые не умеют: есть самостоятельно жидкую пищу, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок, не аккуратны за столом во время приёма пищи, не умеют одеваться – раздеваться. Игровой проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать.
Цель:
Исследование технологии использования кукол-образов при формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Задачи:
1. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными, аккуратными.
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены.
3. Формировать у детей: умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды); навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком)
4. Формировать правила поведения за столом.
5. Познакомить детей с литературными произведениями: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая» и др., фольклорными произведениями про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.
6. Развивать умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения; развивать речь, память, внимание.
7.Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Тип проекта:
Познавательно-игровой.
Участники:
Дети группы раннего возраста, воспитатель, младший воспитатель, родители.
Срок реализации проекта:
Октябрь 2018г. - май 2019 г.
Дата | Этап | Вид деятельности | Цель |
октябрь | Подготовительный | диагностика выявление проблемы определение целей и задач составление плана работы | |
ноябрь - апрель | Основной | планирование совместной деятельности с детьми, практическая деятельность по решению проблемы с детьми, наглядная информация для родителей | Учить детей мыть руки, следить за внешним видом, одеваться. Вызвать положительное отношение к выполнению практических навыков по отношению к себе и в игре. |
май | Заключительный | итоговая диагностика итоговое занятие по КГН. | Определить эффективность проектной деятельности, уровень освоения детьми КГН (диагностика). Итоговое занятие –развлечение «В гости к чистюлькам». Презентация проекта на пед. совете для педагогов ДОУ. |
Ожидаемые результаты для детей:
Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков;
Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.
Ожидаемые результаты для родителей:
Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Ожидаемые результаты для воспитателей:
Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
Единство требований со стороны персонала группы;
Изменить отношение педагогов к своему здоровью;
Улучшение отношений между детьми;
Укрепление связи с родителями.
Задачи воспитателей включенные в план воспитательно – образовательной работы по воспитанию КГН у детей 2-3 лет:
Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
Обучать детей порядку одевания и раздевания.
Учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
Учить правильно, надевать одежду и обувь.
Диагностика уровня формирования у детей КГН на начало и конец проекта:
1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
-мыть лицо, руки;
-закатать рукава;
-взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
-сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;
-пользоваться расчёской;
-пользоваться носовым платком.
2.Навыки опрятной еды включают умение :
-правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
-не крошить хлеб;
-пережёвывать пищу с закрытым ртом;
-не разговаривать с полным ртом;
-тихо выходить по окончании еды из-за стола;
-благодарить.
3. Навыки снимания и надевания одежды в определённом порядке включают умение:
-расстегнуть пуговицы, замок;
-снять платье (рубашку), шорты, носки;
-аккуратно повесить;
-снять обувь;
-надеть в обратной последовательности.
Примечание: 3 балла – выполняет, 2 балла – выполняет с помощью взрослого, 0 баллов – не выполняет.
Перспективный план.
Месяц | Режимный момент | Совместная деятельность | Практическая деятельность | Работа с родителями |
ноябрь | Питание: пережёвывать пищу с закрытым ртом. Умывание: мыть лицо, руки закатав рукава. Одевание-раздевание: снять обувь. | Чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр" Рисование: «Украсим платье куклы Кати». Игра-ситуация: «Знакомство с куклами», «У куклы Веры новый шарф». Чтение потешки: «Водичка, водичка…». Беседа: «Как нужно заботиться о кукле». | Дидактическая игра: «Накроем на стол». Игра-эксперимент: «Мыльные перчатки». | Оформление стенда в родительском уголке:«Возрастные особенности детей 2-3 лет». Анкета: «Какими навыками самообслуживания владеет ваш ребёнок»? |
| Предполагаемый результат: игра – ситуация «Купание куклы Кати» | | | |
декабрь | Питание: пережёвывать пищу с закрытым ртом. Умывание: сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку. Одевание-раздевание: расстегнуть пуговицы, замок. | Чтение произведений: Н.Саконская «Где мой пальчик?» В.Берестов «Больная кукла». Лепка: «Лепим пирожки, лепим булочки». Рисование: «Матрёшки идут на праздник». Игра-ситуация: «Сервируем стол», «Оденем куклу на прогулку». Чтение потешки: «Моем носик, моем щёчки». Подвижная игра: «Зайка серый умывается». | Дид. упр: «Мы едим». Дид. игра: «Как я умею аккуратно кушать». | Консультация для родителей: «Формирование КГН у детей 2-3 лет». |
| Предполагаемый результат: выставка рисунков «Матрешки идут на приздник» | | | |
январь | Питание: не разговаривать с полным ртом. Умывание: взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло. Одевание-раздевание: расстегнуть пуговицы, замок. | Беседа с детьми " Кто опрятен тот приятен" Лепка : «Подарим игрушки Зайке и Мишке». Игра-ситуация: «Кукла Диана стирает». Чтение потешки: « Ешь, собачка: ам, ам, ам». Сюжетно-ролевая игра: «Котик простудился». | Рассматривание картинок: «Предметы личной гигиены». Дид. игра: «Что ты можешь рассказать о предметах личной гигиены?» | Рекомендации: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков». |
| Предполагаемый результат: Развлечение «В нашу группу, Ой-ой-ой, Мойдодыр пришёл живой» | | | |
февраль | Питание: не крошить хлеб на стол и на пол во время приёма пищи. Умывание: взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло. Одевание-раздевание: снять платье (рубашку), шорты, носки. | Чтение произведений: М. Дружининой " Кто знает волшебное слово" С.Капутикян «Маша обедает». Игра-ситуация: «Кукла заболела», «Наводим чистоту в комнате». Чтение потешки: «Кран откройся…». Подвижная игра: «Все котятки мыли лапки». | Дид. игра: «Каждой вещи своё место». Дид. игра «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик». | Папка-ширма: «Как ухаживать за молочными зубами». |
| Предполагаемый результат: театр игрушек «Как мы лечили петушка» | | | |
март | Питание: правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой. Умывание: пользоваться носовым платком. Одевание-раздевание: снять платье (рубашку), шорты, носки и надеть в обратной последовательности. | Чтение произведений: «Умница Катенька,ешь кашку сладеньку». Э.Мошковская «Кран откройся». Игра-ситуация: «Моем посуду», «Куклы обедают». Чтение потешки: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки…». Сюжетно-ролевая игра: «Сделаем Леночке прическу». | Дид.игра: «Сервируем стол». Дид. игра «Поучим Зайку застёгивать пуговицы». | Папка-передвижка: «Как правильно одевать ребёнка на прогулку». |
| Предполагаемый результат: досуг «В стране мыльных пузырей» | | | |
апрель | Питание: тихо выходить по окончании еды из-за стола и благодарить. Умывание: пользоваться расчёской; пользоваться носовым платком. Одевание-раздевание: расстегнуть пуговицы, замок; снять платье (рубашку), шорты, носки; аккуратно повесить; снять обувь; надеть в обратной последовательности | Рассматривание иллюстраций: «Мама купает ребенка». «Дети обедают». Игра-ситуация: «Купание кукол», «Новая кукла Рита знакомится с кукольным уголком». Чтение потешки: «Ходит котик с веником». | Дид. упр. «Туфельки поссорились - подружились». Дид. упр. «Как мы моем ладошки и вытираем ручки». | Беседа: «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности». |
| Предполагаемый результат: фото – выставка «Вот что я умею» | | | |
май | Питание: дети должны уметь пользоваться всеми КГН. Умывание: Дети должны уметь пользоваться всеми КГН. Одевание-раздевание: Дети должны уметь пользоваться всеми КГН. | Игра-ситуация: «Мамы гуляют с малышами», «Готовим для кукол обед». Чтение потешки: «У хозяйки-белочки». Дид. игра с игрушкой: «День рождение». | Игровая ситуация «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном» Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная». | Анкетирование «Каким навыкам самообслуживания научился ваш ребёнок посещая д/с». |
| Предполагаемый результат: Итоговое развлечение: «В гости к чистюлькам». | | | |