Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43»
Проект
по формированию высокого уровня
нравственного воспитания учащихся
Перерва Альбина Владимировна,
учитель технологии
2018 год создания
Набережные Челны
2018 год
Пояснительная записка
Актуальность проблемы нравственного воспитания в современной школе связана с несколькими положениями:
1. Наше общество страна нуждается в подготовке высоконравственных, широко образованных людей, обладающих не только прекрасными знаниями, но и достойными чертами личности.
2. Само по себе образование не может гарантировать высокой нравственной воспитанности школьников, так как воспитанность – это качество самой личности, которое определяется в поведение человек его отношения к другим людям на основе уважения и доброжелательности.
3. Живя и развиваясь в нашем мире маленький человек получает большое воздействие источников разного характера, не всегда они бывают положительные, очень много поступает и негативного. И это все моментально и постоянно обрушивается на неокрепший интеллект ребенка.
4. Обогащение нравственными знаниями нужны и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, принятые и допустимые в обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или поступка для окружающих людей.
Практическая значимость: Данная разработка может быть использована классными руководителями начальных классов и педагогом-психологом, ведь перед современной школой ставиться задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность, в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности учащегося.
Новизна подобного проекта состоит в том, что в нашем учебном заведении было обращено внимание на проблемы нравственного воспитания учащихся. Такая работа должна вестись на протяжении всего учебного года в каждом звене школы. Необходимы постоянные тестирования, анкетирования, обработка полученных результатов. По результатам необходимо проводить мероприятия по повышению уровню нравственного воспитания учащихся школы.
Целевая аудитория: учащиеся 1-11 классов.
Цель запуска данного проекта – выявить и повысить уровень нравственного воспитания учащихся.
Ожидаемые результаты:
1) Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ;
5) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Методические советы: Рекомендация родителям
Ели ваш ребенок нарушает нормы поведения, то не стоит всю вину перекладывать на школу и учителей. Стоит посмотреть, не ведет ли себя кто-то в семье похожим образом. И это скорее всего можно заметить. Давайте не будем всю ответственность возлагать на учителей, он один, а детей в классе достаточно много. И порой это не реально уделять индивидуальное воспитание вашему ребенку. Уважаемые родители, давайте будем дома создать ту атмосферу, которая поможет детям брать правильный пример, вести себя в рамках принятыми обществом морального и духовного поведения. Окружим этим своего ребенка. Ведь дома, в кругу семьи нам открыть сердце ребенка гораздо легче, чем в учителю в школе. Родители - это первые педагоги. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте. И таким образом помогая школьному воспитанию в духовно-нравственного развитие, совместно можно получить очень хорошие результаты, воспитав высоконравственного гражданина России.
Проект по формированию высокого уровня
нравственного воспитания учащихся
Цель проведения данного проекта – выявить и повысить уровень нравственного воспитания учащихся.
Этапы проекта:
1. Выявить уровень нравственного воспитания учащихся (анкетирование).
2.Провести работу по повышению нравственного воспитания учащихся.
3. Провести контрольное измерение по определению нравственного воспитания учащихся.
1 этап: срок выявления уровня нравственного воспитания учащихся начало учебного года (сентябрь). Детям предлагаются бланки с 5 вопросами и с двумя вариантами ответов в каждом вопросе. Автором этих вопросов является методист – Коростелёва Алина Альбертовна, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории нравственного образования Института содержания и методов обучения УРАО, кандидат педагогических наук.
Выбрана эта анкета была не случайно, так как она проста, с небольшим количеством вопросов и двумя вариантами ответов, Трактовка самих вопросов не сложна и не должна вызвать трудностей у учащихся в понимание смысла и сути самого вопроса. И не большое количество предложенных ответов не введет в замешательство учащихся.
Ответы на вопросы имеют два варианта ответов: «а» и «б». Вариант «а» свидетельствует о склонности поступать нравственно и, следовательно, высоком уровне сформированности мотивов нравственного поведения, а выбор «б» - нет. С помощью полученных результатов ответов можно будет измерить уровень нравственного поведения каждого ученика в отдельности и целого коллектива.
Вопросы:
1. Если кто-то относиться к тебе не очень хорошо, то:
а) ты прощаешь ему это,
б) ты относишься к нему так же.
2. Когда кто-то из детей просит помочь тебя на контрольной,
а) ты говоришь, чтобы он сам все решал,
б) ты помогаешь, когда не видит учитель.
3. Если мама на тебя сердиться, то
а) у тебя ощущение, что ты сделал что-то не так,
б) ты думаешь, что она ошибается.
4. Когда мама зовет тебя домой, ты
а) идешь сразу же,
б) продолжаешь играть еще немного.
5. Если ты знаешь, что тебя могут наказать за что-то,
а) ты тревожишься,
б) тебя это не волнует.
Нужно проанализировать ответы детей на каждый вопрос и графически изобразить результаты.
Провести анализ полученных результатов. Результаты анкетирования по каждому вопросу занесены в таблицу и обозначены графически в виде диаграммы (Образец см. рис.1), в которых первый столбец отображает процентное количество ответов а), а второй – ответов б).
№ вопроса | Ответ «а» | Ответ «б» |
1 | 40,70% | 59,30% |
2 | 63% | 37% |
3 | 92,60% | 7,40% |
4 | 44,40% | 55,60% |
5 | 85,20% | 14,80% |
Рис.1. Уровень нравственного развития детей
Основываясь на вышесказанном, выделить этих детей в группу с низким уровнем нравственного опыта.
2 этап: работа на протяжении всего учебного года. Для поднятия уровня нравственных качеств у детей, которые вошли в группу с низким уровнем нравственного опыта и для тех учеников, которые показали не плохие результаты, для дальнейшего успешного поддержания и формирования нравственных качеств, можно порекомендовать учителю:
1. Изменить подход к выполнению той или иной задачи.
2. Создать для учащихся определенные условия, выявляющие необходимость проявления нравственности в учебной деятельности и вне школы.
С этой целью рекомендуются применять такие задания:
а) «Задание – альтернатива»;
б) «Задание – ловушка»;
в) « Задание – ситуация»;
г) « Задание – незаконченный рассказ».
3. Решение «конфликтных» задач, способствующих появлению у учащихся своей точки зрения, которую они должны отстаивать независимо от мнения других учеников и учителя.
4. Введение в обучение диалога « учитель – ученик», « ученик – учитель»,
« ученик – ученик», в котором учащиеся высказывают свое мнение, соглашаются или опровергают мнение учителя.
3 этап: срок проведение контрольного измерения конец учебного года (конец мая).
Если показатели контрольного измерения выше уровня первого анкетирования, то из всего вышеизложенного можно сделать вывод о эффективности использования учителем большого разнообразия методов формирования нравственных мотивов. При помощи этих методов учитель смог осуществить качественное, целенаправленное воздействие на детей, что показывают хорошие результаты анкетирования учащихся. А если же, уровень воспитанности учащихся не изменился или стал ниже, то можно судить о том, что работа учителя по повышению уровня нравственного воспитания учащихся была выполнена не на должном уровне, и ее следует повторить в следующем учебном году.
Список использованных источников
1.Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания / И.А. Каиров, О.С. Богданова. – М.: Просвещение, 2009.
2.Подласый П.И. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / П.И. Подласый. – М.: Просвещение, 1996.
3.Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей / И.Ф. Харламов. – М.: Москва, 2010.
4.Щукина Г. И. Педагогика школы / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1998.
5. Интернет-ресуры.