СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по литературе "Роль женских имён в русской литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученический проект по литературе на тему "Роль женских имён в русской литературе"

Просмотр содержимого документа
«Проект по литературе "Роль женских имён в русской литературе"»

ПЛАН


1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

2. ВИЗИТКА

3. ДНЕВНИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

4. ГИПОТЕЗА

5. РОЛЬ ЖЕНСКИХ ИМЁН В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

5.1. Имя Мария: Мария Троекурова (А.С. Пушкин "Дубровский"), Мария Миронова (А.С. Пушкин "Капитанская Дочка"), Мария Болконская (Л.Н. Толстой "Война и мир");

5.2. Имя Софья: Софья Фамусова (А.С. Грибоедов "Горе от ума"), Сонечка Мармеладова (Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"), Софья (Л.Н. Толстой "Война и мир")

5.3. Имя Екатерина: Катерина Кабанова (А.Н. Островский "Гроза"), Екатерина Локтева (И.С. Тургенев "Отцы и дети"), Катерина Ивановна (Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание")

6. ВЫВОД

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ             

8. ПРЕЗЕНТАЦИЯ


1. Тип проекта

Исследовательский

2. Образовательная организация

МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3

3. Состав проектной группы (фамилия, имя, класс)

Валуева Ирина, 10 "А" класс

4. Руководитель проекта

Тюликова Галина Анатольевна

5. Цель проекта

Рассмотреть женские имена, используемые в произведениях русской литературы с помощью ономатологии.

6. Задачи проекта

Проанализировать систему женских образов, и выявить значение их имён в произведениях русской литературы.

7. Актуальность проекта

Актуальность моего проекта продиктована временем. Ведь в любую эпоху писатель трепетно и с вниманием подходит к выбору собственных имён для своего проиведения. Это малозаметная деталь может помочь раскрыть образ героя, понять его характер.

8. Методы

Теоретический метод, практический метод и обработка полученных данных.

9. Этапы работы над проектом

1. Выбор темы проекта.

2. Обоснование цели, задачи, актуальности проекта.

3. Составление плана проекта.

4. Сбор информации.

5. Анализ полученной информации.

6. Оформление проекта.

10. Продукты проекта

Реферат, презентация



ВИЗИТКА


Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту,- литература.

Класс: 10 "А"

Количество учеников: 1

Время работы над проектом: 3 месяца

Режим работы: внеурочная деятельность

Проект: "Роль женских имён в произведениях русской литературы"

Вид проекта: научно-исследовательский

Продукт: защита проекта

Цель: рассмотреть женские имена, используемые в произведениях русской литературы с помощью ономатологии
Этапы работы над проектом:

1. Выбор темы проекта.

2. Обоснование цели, задачи, актуальности проекта.

3. Составление плана проекта.

4. Сбор информации.

5. Анализ полученной информации.

6. Оформление проекта.



ДНЕВНИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ


Тема моего проекта: «Роль женских имён в произведении руской литераттуры».


Выбор этой темы обусловлен большим интересом к значению женских имён и их роли в произведениях русской литературы. Ведь глубокое и всестороннее познание художественного произведения невозможно без осмысления использования автором системы собственных имен.


 Проектный продукт: Реферат, презентация.


Цель: Рассмотреть женские имена, используемые в произведениях русской литературы, с помощью ономатологии


План моей работы:

  • Выбрала тему проекта.

  • Прочитала произведения

  • Проанализировала использование и значение женских имён в каждом произведении

  • Воспользовалась интернет-ресурсами

  • Выполнила основную часть, доказывая верность гипотезы, поставленной мной

  • Подвела итоги

  • Выполнила презентацию

  • Сделала вывод




ГИПОТЕЗА


Я хочу доказать, что такая маленькая деталь, как женские имена, имеет довольно большое значение и играет не последнюю роль в произведениях русской литературы, выбирается автором не случайно, а в результате осмысления женского образа, анализа характера героини.




РОЛЬ ЖЕНСКИХ ИМЁН В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Прочитывая произведения, мы порой не замечаем маленьких, но по-своему значимых деталей, которые помогают более точно раскрыть характер того или иного персонажа, должным образом не задумываемся над смыслом, не понимая из-за этого, что же имел в виду автор. Одной из таких деталей являются имена собственные, которые любой писатель подбирает трепетно, уделяя этому большое внимание. Ведь его мир особенный, творческий, он видит всё по-иному. Трудясь над своей работой, писатель роднится с созданными им героями, а произведение становится его детищем, которое уже от него неотделимо, которое уже часть его самого.


Наверняка в каждом великом произведении есть женские образы, имеющие своё значение, свою историю. Какие-то героини главные, а какие-то второстепенные, но все они одинаково важны. Часто разные авторы выбирают одно и то же имя для своих героинь, и мне интересно сравнить употребление имён каждым автором, определить, как имя помогает понять характер героини и впоследствии выявить роль женских имён для раскрытия образа героини на примере имени Мария: Мария Троекурова (А.С. Пушкин "Дубровский"), Мария Миронова (А.С. Пушкин "Капитанская Дочка"), Мария Болконская (Л.Н. "Война и мир"); имени Софья: Софья Фамусова (А.С. Грибоедов "Горе от ума"), Сонечка Мармеладова (Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"),Софья (Л.Н. Толстой "Война и мир"); имени Екатерина: Катерина Кабанова (А.Н. Островский "Гроза"), Екатерина Локтева (И.С. Тургенев "Отцы и дети"), Катерина Ивановна (Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"), используя ономатологию.

Ономатология - отдел языкознания, изучающий значение и образование собственных имён.

ИМЯ МАРИЯ

Используя ономатологию, можно определить, что имя Мария имеет древнееврейское происхождение, варианты значения – "горькая", "желанная", "безмятежная". Имя Мария одно из самых распространённых имён, потому что именно так зовут мать Иисуса. Это имя упоминается и в ветхом завете. Также его носили многие королевские особы Европы, в том числе и в Российской империи.
Девушкам с именем Мария приписывают сентиментальный и уравновешенный характер и такие качества, как доброта, доверчивость, ранимость, застенчивость, но в то же время твёрдость, чувство собственного достоинства и способность постоять за себя.

Мария Троекурова – одна из центральных фигур романа А.С. Пушкина "Дубровский", прекрасная 17-тилетняя девушка, дочь богатого, своенравного и жестокого помещика Кирилла Троекурова, которая влюбляется во Владимира, сына бывшего друга отца помещика Андрея Дубровского, некогда жившего по соседству. Семейства Дубровских и Троекуровых находятся в крупной ссоре и союз двух влюбленных сердец обречен на провал.
Красивая и нежная, но одинокая и замкнутая Маша рано осталась без матери, воспитывалась простой крестьянской женщиной из народа, нянюшкой Егоровной, которая приучила Машу с малых лет к русскому народному творчеству. Позже Мария познакомилась с сентиментальной французской прозой и стала яркой поклонницей романов, сделавших её мечтательной, чуткой и кроткой особой, витающей в облаках своих фантазий.
Маша — дочь своего отца лишь биологически, она совсем не похожа на него, ей не нужны материальные ценности, циничные развлечения и богатства отца, она видит счастье в ценностях духовных. Она уважает Кирилла Петровича, но не считает его своим другом или близким её духу человеком.

Позже её воспитанием занимается гувернантка-француженка мамзель Мими. Маше одиноко и тоскливо в поместье отца, ей не с кем поделиться своими чувствами и переживаниями, подруг у неё нет, соседи их сторонятся, брат слишком мал, отец отдает предпочтение жестоким забавам, где нет место женщинам. Единственным другом её детства был Владимир Дубровский, сын соседа помещика, которого преднамеренно разорил, довел до сумасшествия, а потом и до смертельной болезни её отец, Кирилл Троекуров. Но их дружба прервалась, когда мальчика отправили на учебу в Петербург, а позже и совсем сошла на нет, ведь Владимир и её отец стали заклятыми врагами.
Юный возраст и увлечение сентиментальными французскими романами пробудили в её сердце нежные и романтические чувства к молодому учителю Дефоржу, под именем которого Дубровский проник в имение Троекурова с намерением отомстить тому за смерть отца. Восторженную барышню покоряют его смелость, благородство и отвага, и учитель становится «героем её романа». Узнав, кто он такой, Маша пугается, но робость и нежность в его речах заставляют поверить ему и согласиться на побег, которому не суждено сбыться. Отец насильно выдает её замуж за престарелого князя Верейского, а она не в силах противиться воли отца и ждет помощи Дубровского, но тот приходит слишком поздно. Маша уже обвенчана с нелюбимым престарелым князем, и подобно Татьяне Лариной, ставит долг перед священными узами брака выше своих чувств и отказывается от любви. Дубровский смиряется с её выбором и уезжает за границу.

Весь драматизм ситуации заключается в том, что мораль, высокая степень ответственности и чувство долга главной героини, на которых она была воспитана, победили любовь и пылкие чувства, навсегда сделав её несчастной, но честной женщиной. Благородство души и священные узы брака, которые были для Маши Троекуровой не пустым звуком, не позволили ей предать мужа (пусть и не любимого) и сбежать с любимым Дубровским.

Мария Миронова - одна из центральных фигур романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка", 18-тилетняя девушка, родившаяся в семье коменданта Белогорской крепости Ивана Кузьмича Миронова и его жены Василисы Егоровны. Маша обладает исключительным внутренним миром, является скромной, порядочной и умной девушкой и, несмотря на свою ранимую и чувствительную натуру, может быть решительной и проявить твёрдость характера, когда это необходимо.
Родители воспитывали дочку, опираясь на традиционные требования и принципы воспитания. Маша была единственным ребенком в семье. У неё не было приданного, поэтому её мать решила, что ей нужно выйти замуж за первого мужчину, который позовёт, лишь бы не остаться в девках. Но у Маши была романтическая натура, и она считала, что жизнь без любви невозможна, поэтому и отказала Швабрину.

Мария скромная и искренняя девушка и своей простотой покорила Петра Гринёва и сама полюбила его всем сердцем. Когда Маша ухаживала за больным Петром, которого ранил Швабрин на дуэле, Гринёв окончательно полюбил её. Но Маша не хочет выходить замуж за Петра без благославления его родителей. Её любовь к Гриневу, хоть и является страстным чувством, но все же Маша, будучи воспитанной девушкой, не собирается нарушать правила и ведет себя благопристойно, не выходя за рамки допустимого.
Твёрдость её характера проявилась, когда бандиты захватили крепость. В один миг она лишилась родителей, Гринёву пришлось уехать в Оренбург, а её взял в плен Швабрин. Она не смогла изменить свои принципы, и решила, что лучше умрёт, чем выйдет замуж за ненавистного и подлого Швабрина. Её сердце разрывалось от боли, когда её спас Гринёв вместе с Пугачёвым. Ведь Пугачёв хоть и избавил её от мучений, но был убийцей её родителей. Не успели закончиться невзгоды, как случилась новая беда: арестовали Петра. Маша отправляется в Петербург, в надежде спасти Гринёва от пожизненной ссылки. При разговоре с императрицей раскрывается натура робкой и застенчивой девушки. Весь её образ показывал решимость, и ради спасения любимого жениха она нашла в себе силы добиться справедливости.

Мария Болконская - одна из важнейших героинь романа "Война и мир", дочь старого князя Николая Болконского и сестра Андрея. За её безобразной и некрасивой внешностью стоит богатый внутренний мир. Девушка обладает чистой душой и спокойным нравом, она полна благородных стремлений. Марья добра и искренна, не умеет обманывать людей и лукавить, ей чужды расчетливость и кокетство.
С детства она жила в имении своего отца, где она получила домашнее образование, что сделало её очень умной и образованной девушкой. У неё совсем не было подруг, кроме её компаньонки Бурьен и Жюли Карагиной, с которой она иногда вела переписку. Княжна Марья невысокого роста, у нее излишне худое лицо, тело ее было лишено грациозности и красивых форм, она была физически слабой и крайне непривлекательной. Единственное, что было красивое в ее облике – это глаза: глубокие, лучистые и искренние. Ее глаза «были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».
Она очень любила своего отца, но очень боялась его, потому что по своей натуре старый князь был тираном и часто был несправедлив по отношению к дочери. Марья терпела трудный характер отца и, несмотря на его вечное недовольство, прощала ему всё и старалась понять.
Княжна глубоко верующая девушка. Религия становится ее страстью, в которой она находит ответы на многие интересующие ее пытливый ум вопросы: "религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек". Марья часто помогает бездомным людям, делает она это тайком от отца: "Утешительную мечту и надежду эту дали ей Божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя".
Окружающие понимали, что у Мари нет ни одного шанса выйти замуж по любви: «И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство». Княжна неглупа, она понимает истинное положение вещей и осознает свои физические изъяны, но, как и всем остальным, ей хочется быть любимой и счастливой. Она не соглашается на предложение Анатоля Курагина, хоть он и понравился ей. Застав в объятиях Анатоля француженку Бурьен, она не сердится, а просто отказывает ему и понимает, что её призвание - быть счастливой другим счастием: "Мое призвание другое мое призвание – быть счастливой другим счастием, счастьем любви и самопожертвования".

Марья постоянно заботилась о своём отце, брате и маленьком Николае. После смерти княгини Лизы, она занялась воспитанием племянника и как могла пыталась заменить ему мать. К новой невесте брата она отнеслась недружелюбно, ведь Наташа была очень жизнерадостной и живой, а набожная Марья, проводя в деревни всё время, не приветствовала такое поведение. Она считала, что нужно быть намного скромнее. Впоследствии их очень объединило общее горе: они очень подружились, когда вместе ухаживали за раненым князем Андреем.

Жизнь Марьи не изменилась даже после смерти отца, она очень горевала по нему, вспоминала его последние слова, как он назвал её "Душенька". Также на неё свалилась забота о Николае и поместье. Николай Ростов смог рассмотреть в Марье всю красоту её души, преодолев много трудностей они поженились. В браке Марья наконец-то стала счастливой.

Возвращаясь к ономатологии и вспомнив значение имени Мария ("горькая, желанная, безмятежная"), можно сделать вывод, что
образы девушек почти соответствуют значению, данному этому имени. Я думаю, что жизнь всех трёх героинь горькая, каждая девушка переживает свои невзгоды, проходит через жизненные трудности. Они желанны, любимы персонажами произведений, самим автором и читателем, который не может остаться равнодушным. Но несмотря на сложность их жизненного пути, есть в их образах нотки безмятежности, лёгкости и свободы. Утешиться и избавиться от тревоги сентиментальной М. Троекуровой помогают французские романы, робкой М. Мироновой чтение и книги, набожной М. Болконской религия и Божьи люди. Думаю, значение имени помогает гораздо шире раскрыть образы девушек и понять их характер.


ИМЯ СОФЬЯ

Исходя из ономатологии, имя Софья в переводе с древнегреческого языка означает «мудрость», «премудрость», «мудрая». Существует вариант перевода «разумность», «наука». На Русь имя Софья пришло вместе с принятием православия. Изначально употреблялось лишь в аристократических кругах. Девушкам с именем Софья приписывают деятельный и восприимчивый характер, её активность и сообразительность не дают сидеть на месте, также для неё характерно стремление успеть, познать всё и стремление помочь другим людям.

Софья Фамусова - центральный женский персонаж комедии Грибоедова "Горе от ума". Софье 17 лет, её воспитывал отец и старушка Розье. Мать она потеряла, когда была совсем маленькой. Софья очень красива, остроумна и сообразительна, из-за чтения французских романов сентиментальна и романтична. На фоне представителей знати фамусовского общества Софья кажется умной и развитой. Она старается жить по законам общества: в глазах других казаться примерной и обворожительной.
Софья очень находчива, она быстро находит выход из сложных ситуаций. У неё ранимая натура, но твёрдый характер. Когда Молчалин свалился с лошади, она упала в обморок, но очнувшись, быстро придумала отговорку, чтоб никто не догадался о её чувствах к секретарю. Как только Чацкий плохо отозвался о её возлюбленном, она сразу ему отомстила, распустив слух о его безумии.
И всё же Софья оказалась жертвой: Молчалин её предал, Чацкий уехал, а отец разочарован в ней и ждёт осуждения общества. Она просто хотела быть счастливой, но полюбила не того человека и не смогла сразу распознать его жалкую натуру. Но всё же она стала заложником того времени и привычных для фамусовского общества порядков. И, живя в этом обществе, она впитала в себя некоторые пороки людей того времени.
Чтобы глубже раскрыть образ Софьи, я обратилась к отзывам критиков и писателей об этой героине.
Гончаров отзывался весьма в отрицательном ключе: "Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения". В этом образе он замечает "путаницу понятий", умственную и нравственную слепоту".
Но не все литературоведы отзывались о Софье отрицательно. Среди них были те, которые акцентировали внимание на неуемной энергии Софьи, проявляющейся в ее поступках. Например, Белинский находил в ней «энергию характера», "творческую энергию", а Толстой склонялся к мысли, что это «энергия заблуждения».

Соня Мармеладова - единственная родная дочь пьяницы Мармеладова, до недавнего времени проживавшая вместе с семьёй. Её мачеха Катерина Ивановна, больная несчастная женщина, выбивалась из сил, чтобы дети не умерли голодной смертью, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья испытывала крайнюю нужду. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она пошла на панель, жертвуя собой ради родных ей людей. На примере Сони мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в бога.
Кроткая слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с приличными женщинами. Она стесняется присесть рядом с матерью Раскольникова, не может подать руку его сестре, опасаясь оскорбить их. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих её людей она не способна постоять за себя.
Физическая слабость и нерешительность сочетается в ней с огромной душевной силой. В основе её существа лежит любовь. Ради любви к отцу она отдаёт ему последние деньги на похмелье. Ради любви к детям продаёт своё тело и душу. Ради любви к Раскольникову едет за ним на каторгу и терпеливо выносит его равнодушие. Доброта и умение прощать отличают героиню от других персонажей повествования. Соня не держит зла на свою мачеху за искалеченную жизнь, не смеет осуждать своего отца за слабохарактерность и вечное пьянство. Она способна простить и пожалеть Раскольникова за убийство. «Нет никого несчастнее тебя в целом свете», – говорит она ему. Чтобы так относиться к порокам и ошибкам окружающих людей, надо быть очень сильным и понимающим человеком.
Соня и Раскольников совершенно разные люди, но это не мешает им пройти этот тяжёлый путь вместе. В отличие от Раскольникова у Сони своя правда. Кроткая, добрая Соня берёт на себя тяжкий грех, спасая других. Соня - мученица в духовном плане, живёт вне теорий исходя из требований жизни. В Соне божественная правда, она духовно выше окружающих её людей. В конце концов у неё есть смысл жизни, вера и любовь, которой в конце она исцеляет и себя, и Раскольникова.
Откуда у слабой хрупкой униженной девушки такое терпение, выносливость и неисчерпаемая любовь к людям? Вера в бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. «Что бы я без бога-то была?» – искренне недоумевает героиня. Неслучайно измученный Раскольников идёт к ней за помощью и именно ей рассказывает о своём преступлении. Вера Сони Мармеладовой помогает преступнику сначала признаться в совершённом убийстве, потом искренне раскаяться, поверить в бога и начать новую счастливую жизнь.

Соня Ростова - одна из героинь романа "Война и мир", бедная девушка, сирота, бесприданница и племянница графа Ростова, которая с детства жила и воспитывалась в их семье. Соня была очень тихой, порядочной и сдержанной, внешне очень красивой девушкой. Граф и графиня любили Соню, желали ей только добра и счастья, поэтому воспитывали её так же, как и своих детей. Она росла доброй, чуткой к чужому горю, внимательной и обладала огромной нравственностью.
Соня была самоотверженной, ведь она любила Николая с детства, но понимала, что она ему не пара и поэтому возвращает ему все обещания. Об этих чувствах вскоре было известно внутри семьи, хотя девушка старалась их не афишировать. Графиня Наталья крайне неодобрительно относилась к этой влюбленности – как человек Соня ей вполне была мила, но графиня хотела, чтобы Николай женился на более выгодной партии, тем самым поправив финансовое положение семьи. Но она предана любви к Николаю, поэтому отказывает Долохову, желающему видеть её в качестве своей жены. Доводы о том, что это предложение следует расценивать как подарок судьбы, ведь редко кто согласится взять в жены бедную девушку, не подействовали на сердце Сони, безвозмездно любящее Николая.
В целом же Соня обладает спокойным темпераментом, она терпеливая и уравновешенная, редко когда дает волю чувствам, старается держать их в себе. Девушка скупа на нежности, она не понимает романтики. Соня не обладает фантазией, ей чужды мечтательность и чувствительность. В описании Толстой неоднократно утверждает, что Соня – идеальная девушка, в ней нет ни единого порока, к ней невозможно придраться или упрекнуть ее в чем-то, она добродетельна и мила. Она с трепетом относится к семье Ростовых, особенно к Наташе, которую она уговаривала не сбегать с Анатолем и впоследствии рассказала о её замыслах, лишь с целью уберечь свою подругу от непоправимого поступка.
До самого конца в душе Соня надеется, что всё разрешится: Андрей Болконский поправится, и Наташа выйдет за него замуж, тогда Николай не сможет жениться на Марье и вернётся к ней. Но ей не суждено было стать счастливой, Николай и княжна поженились. Все свои невзгоды она переносит без ропота, она не привыкла бороться и отстаивать своё счастье. Живя в доме Ростовых на правах бедной родственницы, Соня не может им перечить и платить неблагодарностью, поэтому по просьбе графини она и отпускает Николая. После смерти графа она остаётся жить с Марьей и Николаем, но никогда не показывает своих чувств, она прячет свою любовь глубоко в сердце.

Возвращаясь к ономатологии, вспомним, что имя Софья означает "мудрость, разумность". Образ Софьи Фамусовой вызывает сомнения: эта девушка неглупая, думающая и деятельная, но, как мне кажется, практически испорченная обществом, в котором она вынуждена жить. Но всё же её жаль, ведь она в итоге осталась "жертвой". Что касается Софьи Мармеладовой и Ростовой, эти преданные и добрые девушки готовы совершенно бескорыстно и искренне помогать, по-настоящему любить, они действительно мудры и разумны. Я считаю, что значение имени девушек помогло более детально понять их характеры.

ИМЯ ЕКАТЕРИНА

Обращаясь к ономатологии, можно узнать, что имя Екатерина пришло в русский язык из греческого языка, означает «чистая, безупречная, непорочная». Девушкам с именем Екатерина приписывают такие черты характера, как тактичность, воспитанность, импульсивность, доброта и пылкий ум.


Катерина Кабанова - главная героиня пьесы Островского "Гроза", бедная девушка, которая в детстве воспитывалась в любви и ласке, но после замужества оказалась "в клетке". Катерина - мягкая и романтическая девушка, обладающая кротким и добрым нравом. Она не умеет постоять за себя, любит предаваться мечтам и фантазиям. У нее пытливый ум. Ее интересуют самые необыкновенные вещи, например, почему люди не умеют летать. Из-за этого, окружающие считают ее немного странной. Катерина по своей природе терпеливая и неконфликтная. Она прощает несправедливое и жестокое отношение к себе мужа и свекрови.
На её примере Островский показывает судьбу сильной, неординарной личности в условиях маленького патриархального городка. Свободолюбивая Катерина после замужества на бесхарактерном и слабом Тихоне подвергается всяческим угнетениям со стороны матери мужа. Муж, который никогда не идёт против матери, не защищает Катерину, а лишь послушно сносит все издевательства Кабанихи и беспрекословно её слушается. Не смотря на все придирки, Катерина уважает Кабаниху. Единственным её собеседником является Варвара - сестра Тихона.
Катерина, будучи романической натурой, мечтает о настоящей любви, но понимает, что это невозможно. Но Катерина влюбляется в Бориса, с которым ей устраивает встречу Варвара. Она замужем и прекрасно понимает, что ее любовь не имеет права на существование, но все же со временем поддается своему желанию, пока муж находится в другом городе. Катерина, понимая, что совершила великий грех, чувствует нарастающий страх, ей кажется, что она обязательно будет наказана небесами за свой поступок. И, не выдержав душевных мук, в момент грозы она при всех кается в своей измене.
Обстановка в семье и без того нерадостная и накаленная обостряется до невозможности. У женщины еще теплится надежда на благополучный исход события – она верит, что Борис не оставит ее в беде. Однако ее возлюбленный не спешит ей помочь – он боится прогневить дядю и остаться без его наследства, поэтому отказывается взять с собой в Сибирь Катерину. Это становится последним ударом и, не видя другого выхода, Катерина заканчивает жизнь самоубийством, она топится в реке.

Екатерина Локтева - второстепенная героиня романа Тургенева "Отцы и дети", младшая сестра Анны Одинцовой. Девушка романтичная и спокойная. Тихая скромница, любящая природу, играть на фортепиано и задушевные беседы. Юный возраст, застенчивость, скромность скрывают сильный характер, самостоятельность мышления. Катя обычно остаётся в тени своей старшей сестры и побаивается её. Ей свойственны естественность поведения, природный ум, духовная красота и сила духа. Евгений Базаров говорил о ней: "Иная барышня только оттого и слывёт умной, что умно вздыхет; а твоя за себя постоит, да и так постоит, что и тебя в руки заберёт"

Сначала читатель наблюдает робкую, застенчивую, пугливую и недоверчивую девушку, вокруг которой не разворачивается никаких действий. Потом Катя влюбляется в Аркадия, который раньше был влюблён в её сестру. Аркадий постепенно отходит от прежней симпатии и заинтересовывается в Кате. Они проводят больше времени вместе, он узнаёт Катю ближе, познаёт её внутренний мир. Как оказалось, Катерина Сергеевна, Аркадий Кирсанов — родственные души. Их постепенное сближение естественно. Только Катя, со свойственной проницательностью, поняла это раньше него. Решение пожениться — залог счастливого будущего для обоих. Любовь Кати помогла понять Аркадию, кто он на самом деле. Наконец, он отрёкся от ложной заинтересованности в нигилизме. Образ Катерины не может не нравится, она спокойная, естественная и простая, но в то же время разумная и сильная духом.

Катерина Ивановна Мармеладова - один из женских образов, представленных в романе Достоевского "Преступление и наказание", жена Мармеладова, отца главной героини романа. Сама Катерина Ивановна - неплохой человек. Понятно, что изначально она была иная: добрая, благородная девушка, урождённая штаб-офицерская дочь. Мармеладов говорил о своей жене: "Пусть, пусть я подлец, она же и сердца высокого, и чувств облагороженных воспитанием исполнена".
Жестокие условия жизни и страшная судьба довели её до ужасного состояния, окружающая обстановка давила на бедную женщину, поэтому она выбилась из сил, постоянно кричала и нервничала. Вечно пьный муж выводит несчастную больную женщину из себя, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Но натура её по-прежнему страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая.
Она относится к категории «униженных и оскорбленных», так как после смерти спившегося мужа осталась с тремя детьми на руках и в нищете. Катерина Ивановна практически всю жизнь из-за мужа терпит нужду и мучается вопросом, как прокормить детей. Хотя когда-то она училась в дворянском институте, который окончила с отличием. Эта стройная женщина была дочерью надворного советника, но полюбив пехотинца, бежала с ним из дома. Теперь она с трудом сводит концы с концами. После смерти мужа кое-как устраивает его поминки. Падчерицу она фактически заставила заниматься неприличным ремеслом, а сама с детьми, оказавшись на улице, просила милостыню. Из-за чахотки и бесконечных лишений, женщина лишается рассудка и умирает. Будучи женщиной гордой и непокорной, она не терпела в свой адрес неуважения, часто конфликтовала с хозяйкой квартиры и Лебезятниковым.
Катерину Ивановну искренне жаль, ведь постоянная нужда сделала её больной женщиной, череда ужасных событий подкосила её, и женщина, которая хотела лишь счастья себе и детям, нормальную жизнь умерла на улице.

Обращаясь к ономатологии снова, вспомним, что имя Екатерина означает "чистая, безупречная, непорочная". Душа Екатерины Кабановой действительно чиста, безупречна и непорочна, поскольку Екатерина - луч света в тёмном царстве, который хотел лишь настоящей любви и свободы. Екатерина Локтева также безупречна, чиста и непорочна, она не делает ничего дурного, за её скромностью и застенчивостью скрывается внутренний стержень и сила духа. А Екатерину Ивановну Мармеладову довела до ужасного состояния жизнь, её несправедливая судьба и бесконечные лишения, но думаю, её душа также чиста, ведь она хотела лишь жить нормальной жизнью и не испытывать всех этих невзгод. Я думаю, что понимание значения имени помогает более глубже понять образ героини, ярче вообразить её характер.



ВЫВОД

В соответствии с целью и задачами, поставленными мной, я рассмотрела женские образы и значения их имён с помощью ономатологии, проанализировала роль женского имени для понимания образа героини, постаралась подробно раскрыть характер каждой героини.
Итак, я доказала верность гипотезы, что такая маленькая деталь, как женские имена, имеет довольно большое значение и играет не последнюю роль в произведениях русской литературы, выбирается автором не случайно, а в результате осмысления женского образа, анализа характера героини.




   






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ