Администрация города Магнитогорска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25
при Магнитогорской государственной консерватории»
города Магнитогорска
Проект
Тип: информационно-познавательный
Тема:«Легенды Южного Урала»
Автор работы: Яруллина Ева
Класс 7 Б
Руководитель проекта: Сорокина Е. А., учитель музыки
Магнитогорск
2024
Содержание
Введение………………………………………………………………..….3
1. Теоретическая часть..................................................................................4
1.1 Южный Урал…………………………………………………………...4
1.2 Композиторы Южного Урала…………………………………………8
1.3 Творчество Композиторов Южного Урала…………………………..11
2. Практическая часть…………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………..............17
Список использованной литературы……………………………………18
Введение
Актуальность: Как и многим уральцам, мне хочется больше знать о своей малой родине, увидеть не только её красоты, но и окунутся в её богатую историю. Иногда название какого-либо места, говорит само за себя, а иногда таит в себе много неизвестного. Каждый уголок имеет свою легенды, сказания, как он появился.
Цель проекта: Сохранение и популяризация легенд и сказаний, отражающих культуру и традиции местных народов Южного Урала.
Для достижения цели, необходимо выполнить следующие задачи:
Исследовать географические названия Южного Урала и их легендарное происхождение.
Изучить творчество уральских писателей и поэтов, изучая легенды Южного Урала.
Составить буклет с описанием легенд и достопримечательностей Южного Урала.
В работе были использованы исследовательские материалы, книги, интернет - ресурсы, истории Южного Урала.
1. Теоретическая часть
1.1 Южный Урал
Южный Урал — южная и наиболее широкая горная система Уральских гор, располагается между Средним Уралом и Мугоджарами. С запада и востока ограничена Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами[1].
На юге горы Южного Урала заканчиваются на территории Казахстана.
Профессор Э. Петри более века назад писал про Южный Урал:
«Южный Урал преисполнен оригинальных и чарующих красок. Он не может соперничать с Альпами по величавости, но вполне равняется им по живописности и по привлекательности своих видов. Прекрасное и в то же время сильное впечатление производят эти, по-видимому, бесчисленные и более или менее параллельные друг другу ряды мощных хребтов, сложенных из гранита, гнейса, кристаллических сланцев, кварцитов и кварцевых песчаников. Они покрыты густыми лиственными и хвойными лесами, из которых местами сурово выступают обнаженные стены и обрывы или же выветрившиеся от непогоды причудливого вида вершины. Мрачные и мало доступные высоты эти еще более оттеняют нежную красоту мирных, но забытых и таинственных долин. Прекрасны быстрые и прозрачные потоки Южного Урала, верховья Белой. Урала, Уя и Ая, чудные горные озера среди лесов и топей, неизведанные никем сталактитовые пещеры с подземными озерами».
Главная вершина Южного Урала – гора Ямантау высотой 1640 метров. К сожалению, она находится на территории Южно-Уральского заповедника и побывать на ней, не нарушая закон, невозможно. Зато доступна для туристов и очень популярна вторая по высоте вершина Южного Урала – Большой Иремель (1582 м).
Хребты Южного Урала протянулись более чем на 550 километров. Эта часть Уральских гор отличается значительной шириной из-за предгорий, это самая широкая часть горной системы Уральских гор. Расширяется до 250 километров (тогда как средняя ширина гор Урала от 40 до 150 километров). Четко прослеживается высотная поясность. Интересно, что по Уральскому хребту растительные зоны смещаются к югу. Граница лесной зоны тут проходит на 200 км южнее.
В центральной части гор растет темнохвойный южнотаежный лес, состоящий из ели и пихты. На западном склоне произрастают широколиственные леса с дубом, липой, кленом, ильмом, вязом. На восточном склоне - сосновые и лиственично-сосновые леса. На юге Южного Урала - горная степь и степь. Встречаются степные кустарники, в том числе заросли степной вишни.
Разнообразен и достаточно богат животный мир. Интересно, что до начала XX века на Южном Урале встречался даже северный олень.
Южнее долины реки Белой горы становятся все ниже. Заканчивается Южный Урал невысокими Губерлинскими горами в Оренбургской области, которые соединяются с Мугоджарами.
Главная ось системы – хребет Уралтау, вытянущийся на 500 километров и являющийся водоразделом между бассейнами рек Белой и Урал. Его главная вершина – гора Арвякрязь (1068 м), расположенная близ Белорецка. Этот хребет сдвинут на восток. На западе же расположены самые высокие хребты и горы (Иремель, Ямантау и другие).
На западном склоне Южного Урала преобладают осадочные породы - известняки, доломиты, песчаники, конгломераты, глинистые сланцы, мергели. Восточный же склон сложен в основном крупнокристаллическими изверженными породами - гранитами, диоритами, диабазами.
Семерка самых высоких вершин Южного Урала:
Большой Ямантау (1640 м)
Большой Иремель (1582 м)
Малый Ямантау (1512 м)
Малый Иремель (1449 м)
Большой Шелом (1427 м)
Нургуш (1406 м)
Поперечная (1389 м)
Некоторые горы венчают красивые скальные останцы. Очень много живописных скал и на текущих на Южном Урале реках. Реки этой части Урала отличаются красотой, но на них достаточно и порогов. Большинство рек относится к бассейну Каспийского моря. По Южному Уралу течет самая длинная река региона - река Урал (бывший Яик).
Интересно, что большинство значительных рек Южного Урала берут началу недалеко друг от друга - в так называемом Иремельско-Ямантауско-Южноуральском узле. Среди них Белая, Юрюзань, Ай, Урал, Сакмара, Инзер, Сим, Нугуш и другие. Наиболее полноводны реки западного макросклона.
Много на Южном Урале и озер. Особенно знамениты Каслинские озера. А главная жемчужина Южного Урала – озеро Тургояк. Самое высокогорное озеро этой части Урала – озеро Зюраткуль.
Регион богат полезными ископаемыми: железо, марганцевые руды, хромиты, алюминий, магнезиты и т.д. Добываются также декоративные камни: яшма, мрамор, серпентинит, родонит, кварцит и т.д. В Оренбургской области, расположены древние Каргалинские рудники, где в III тысячелетии до н.э. возник самый ранний в нашем регионе металлургический очаг.
Климат континентальный, с холодной зимой и теплым летом. Среднегодовое количество осадков 500-700 мм, в горах до 800 мм. Поскольку тут преобладают западные воздушные массы, на западном склоне осадков выпадает заметно больше, чем на восточном.
Музыкальная культура Урала характеризуется многообразием традиций и социокультурных форм проявления музыкальной деятельности. Народная культура региона представлена музыкальным фольклором русских, башкирских, удмурдских и других народов. В процессе колонизации Урала русскими с XI-XII вв. здесь формировалась русская музыкальная культура, русский музыкальный фольклор, привносимый на Урал из различных регионов России, который обогащал этнически разнообразную картину местного народного музыкального творчества.
Уральский русский фольклор сложился под преобладающим воздействием северорусских традиций. Одна из примечательных его черт – близость сельской и городской культур, обусловленная распространением на Урале посёлков заводского типа.
Позже в музыкальном фольклоре Уральской традиции встречаются элементы традиции Поволожья, так как через «каменный пояс» шли волны переселения из европейской части России в Сибирь. Взаимодействию же уральских традиций с сибирскими элементами способствовал торговый путь с востока на запад, лежавший через Верхотурье.
На формирование народной музыкальной культуры Урала повлияли обычаи переселенцев с южных русских губерний (Тульской, Тамбовской), откуда уральские горнозаводчики перевозили своих крепостных. Корни уральской традиции идут из районов Чердыни, где в конце XIV столетия «зырянский апостол» Степан Храп (Стефан Великопермский) основал Пермь Великую, став её первым епископом.
1.2. Композиторы и поэты Южного Урала
Южно-Уральская земля взрастила целую плеяду музыкантов, многие из которых внесли значительный вклад в развитие отечественной музыки – это В. Крылов (основоположник профессионального обучения игре на баяне), Н. Факторович (один из создателей симфонического оркестра филармонии), Е. Филиппова (многие годы являлась главным дирижёром театра опперы), И. Зак (заложил прочный фундамент в деятельность Челябинского театра оперы и балета имени М.И. Глинки).
В послевоенные годы начинает активно развиваться творчество композиторов-любителей. В нём, главным образом, отразился внутренний мир человеческих переживаний, отклик на происходящие события в городе и в южноуральском регионе. В основе мелодики ярко проявились черты народной песенности. Шутов Иван Исидорович – один из первых композиторов-любителей Южного Урала. Среди первых основателей, заложивших фундамент профессиональной композиторской деятельности в Челябинской области, выделяются фигуры, начавших работать в 60-е годы, Е. Гудкова и М. Смирнова. Именно они написали первые страницы летописи Челябинска.
При всей широте творческих интересов уральских композиторов чётко прослеживается одна тема, которая роднит всех авторов: это тема родного уральского края, воспевающая трудовые подвиги, духовную красоту и силу уральцев, неповторимую природу. Это, прежде всего, песни на стихи уральских поэтов Г. Суздалева, Б. Ручьёва, В. Тимофеева, Л. Татьяничевой и другие. Среди наиболее ярких произведений можно назвать «В Урале Русь отражена» Е. Гудкова, «Урал – золотая земля», «Ильмень – озеро» М. Смирнова. Жанровый диапазон музыки южноуральцев широк и включает практически всё – от песни до симфонии.
Значительным фактором, способствующим развитию музыкальной культуры Южного Урала, явилась деятельность Союза композиторов.
В 70-е годы в Челябинске образовалась объединение композиторов, представленное яркими, неповторимыми дарованиями. А в мае 1983-го года открывается Челябинское отделение Союза композиторов.
Основной целью деятельности Союза являлось содействие развитию профессионального композиторского творчества, музыковедческой исследовательской мысли, музыкальной культуры на территории России и в Уральском регионе.
Кто-то родился на Урале, кто-то приехал, для каждого писателя Урал стал вдохновлением для рассказов, романов, сказов. Наиболее известными уральскими писателями являются Николай Шилов, Лев Рахлис, Андрей Ядрышников, Римма Дышаленкова, Нина Кондратковская.
Замечательный детский поэт Николай Петрович Шилов (1947-2010). Без его мудрых и весёлых стихов трудно представить южноуральскую детскую литературу. В его творческом багаже заметное место занимают и сценарии, часть которых написаны совместно с Львом Рахлисом. Шилов был не только поэтом, но и учёным – доцентом Челябинской академии культуры и искусств (ныне государственного института культуры), профессором. У Николая Петровича вышло полтора десятка книг. И у каждого необычное название: «Доктор Муха – Горло – Нос», «Три дождя тому назад», «Лето в банках», «Поросёнок, который юыл собакой»…Стихи Шилова очень хороши для семейного чтения. Они легко читаются и запоминаются. Многие стихи стали песнями. Стихи Шилова абсолютно самобытны, но очень близки стихам Льва Рахлиса: юмор, мудрость, скрытая за весёлыми строчками, языковое богатство. Его стихи украшают детские сборники: «От 7 до 12. Писатели Южного Урала – детям», «Если ветер запереть», «Тёплое словечко», «Краткая история Челябинской литературы»… Не все знают, что Николай Петрович писал сценарии к большим праздникам: «День города», «Бажовский фестиваль», детский фестиваль «Хрустальная капель», вручение Народной премии «Светлое прошлое». В 1992 году Николай Петрович со Львом Рахлисом написали первую совместную книжку для воспитателей детских садов и учителей начальных классов «Цветик-семицветик». Потом появились «Здравствуй, бабушкин сундук!», «Школа Винни – Пуха» и другие.
С.Г. Эйдинов – музыкант-легенда (создатель первой профессиональной хоровой капеллы), составляют гордость культуры Южного Урала.
Конец 1980-х и 1990-е гг. изменили музыкальную жизнь южноуральцев. Ценители классической музыки получили возможность наслаждаться любимым жанром в Органном зале Челябинска, открывшемся в 1986 году.
Для любителей народной музыки проводились ежегодные фестивали, успешно работал центр «Гармонь». По несколько тысяч человек, отдающих предпочтение бардовской песне, ежегодно собирал и продолжает собирать Ильменский фестиваль.
1.3 Творчество композиторов и поэтов Южного Урала
Эйдинов Семён Григорьевич – Российский дирижёр-хоровик.Педагог. Симфонист. Общественный деятель. Основатель и первый и первый руководитель Магнитогорской музыкальной консерватории. Народный артист России.
В Магнитку Семен Эйдинов приехал в 1938 году свежеиспеченным выпускником Московской консерватории, окончившим с отличием отделение хорового дирижирования по классу профессора Г. Дмитревского.
Город, которому в то время не было и десяти лет, гигантские масштабы строительства, а главное - атмосфера энтузиазма и созидания, оказались созвучны мировосприятию молодого музыканта. Он активно включается в "будни великой стройки". Уже в 1939 году при активном участии Семена Григорьевича открывается музыкальное училище, где во всей полноте раскрылась широта его профессионального диапазона. Здесь он работает как дирижер-хоровик, преподает музыкально-теоретические дисциплины, проявляет себя безупречным концертмейстером. Прекрасная подготовка, полученная в стенах Московской консерватории, сочетавшаяся с колоссальной работоспособностью вскоре сделали Эйдинова безусловным музыкальным лидером Магнитки.
В годы военного лихолетья Семену Григорьевичу удалось не только уберечь от закрытия музыкальную школу и училище, но и совершить почти невозможное: убедить руководство города и металлургического комбината дать "добро" на создание в Магнитке профессионального хорового коллектива. Так на рубеже 1944-45 годов в "военной кузнице страны" формируется хоровая капелла, главным дирижером и художественным руководителем которой Эйдинов был до последнего часа своей жизни.
В послевоенные годы музыкально-созидательная деятельность Эйдинова приобретает еще более внушительные масштабы. Создается стройная система детского музыкального образования и массово-музыкальной работы с детьми-подростками. Открываются десятки музыкальных школ.
В 1958 году создается городское хоровое общество, которое оказывает большую методическую и практическую помощь сотням самодеятельных хоровых коллективов, существующим едва ли не в каждом учебном заведении города, Дворцах культуры, в цехах ММК и других предприятий. 1966 год ознаменовался открытием в Магнитке первого в России Дома музыки. Здесь проходят камерные концерты, действуют музыкальные лектории, работают творческие коллективы, проводятся регулярные семинары для школьных учителей музыки. Позднее по инициативе Эйдинова были открыты еще два Дома музыки и построено помещение хоровой капеллы. Но главным детищем Семена Григорьевича этих лет стало новое здание музыкального училища. И в 1972 году музыкальное училище отпраздновало долгожданное новоселье. Предметом же особой гордости Семена Григорьевича был пристроенный к учебному корпусу концертный зал, которого не предусматривал типовой проект.
Семен Григорьевич обладал редкой способностью сплачивать вокруг себя людей, растить и воспитывать таланты, заражать их своим энтузиазмом музыканта-просветителя.
- Наши ребята должны быть общественными деятелями, жить этим, стать подвижниками, - утверждал Эйдинов. - С первого курса надо готовить не просто профессионала, хорошо играющего программу, а пропагандиста, просветителя, который захочет и сумеет открыть в поселке, захолустном городке или селе музыкальную школу, стать в центре музыкальной жизни, делать эту жизнь…
За сорок лет его руководства Магнитогорское музыкальное училище имени М. И. Глинки выпустило 2,5 тысячи молодых специалистов. Многие из них внесли значительный вклад в исполнительское искусство и музыкальную педагогику России, удостоены почетных званий народных и заслуженных артистов. Среди них - главный хормейстер Кишиневского театра оперы и балета Алексей Виноградский; профессор, хормейстер и дирижер Александр Никитин; профессор, заведующий кафедрой оперной подготовки Минской консерватории Юрий Новиков; хормейстер Пермского театра оперы и балета Александра Рогова; профессор Высшей школы изящных искусств, академик Международной академии информатизации Владимир Хабаров; создатель и художественный руководитель ансамбля русской песни "Этнос", директор детской школы искусств № 3 Южно-Сахалинска Наталья Эйдинова.
Сила музыкантского и человеческого притяжения Эйдинова была столь велика, что в далекую Магнитку съезжались выпускники столичных консерваторий, чтобы начать свой исполнительский и педагогический путь под его руководством. Так, именно здесь появились авторитетнейшие в будущем музыканты страны - В. А. Чернушенко, В. Г. Васильев, Л. А. Аншелес, Г. М. Цес. Школа, которую молодые дирижеры прошли под руководством Эйдинова, открыла этим талантливым людям двери в блестящее профессиональное будущее.
Созданная и руководимая Эйдиновым Магнитогорская государственная хоровая капелла достаточно быстро превратилась в высокопрофессиональный коллектив, способный решать сложные задачи художественного порядка. С конца 50-х годов капелла вполне могла конкурировать с ведущими академическими хорами столичных городов страны. Репертуар и исполнительское мастерство коллектива отвечали самым взыскательным вкусам слушательской аудитории. Коллектив с большим успехом концертировал в Большом и Малом залах Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, в зале имени А. К. Глазунова Ленинградской консерватории, в Домском соборе Риги. Высокий профессиональный уровень Магнитогорской капеллы и растущий в музыкальных кругах авторитет ее художественного руководителя привлекают внимание к коллективу многих композиторов, работавших в жанрах хоровой музыки. Устанавливаются прочные творческие контакты с Шостаковичем, Свиридовым, Салмановым, Фридом, Флярковским, Кабалевским, Хачатуряном. В городском архиве хранятся письма многих советских композиторов, адресованные Эйдинову. Сохранилась лаконичная открытка Дмитрия Шостаковича, написанная рукой выдающегося композитора как отклик на исполнение в Москве его Хоровых поэм на стихи революционных поэтов: "Дорогой Семен Григорьевич! Спасибо вам сердечное за ваш подарок, столь дорогой для меня. Шлю вам самые лучшие пожелания. Крепко жму руку".
Начиная со второй половины 40-х годов на базе музыкального училища и хоровой капеллы регулярно проводились музыкальные лектории. А затем начинает работу университет музыкальной культуры, занятия которого длительное время проходили в цехах металлургического комбината. Позднее, в 70 годы, был разработан семилетний цикл бесед-концертов для школьников, основанный на программе музыкального воспитания Кабалевского. Лекции-концерты составляли две трети от общего ежегодного количества концертов хоровой капеллы.
Эйдинов был не только превосходным музыкантом и педагогом, умевшим зажечь искру любви к профессии, он обладал и замечательными человеческими качествами. Доброжелательность, открытость и доступность он сохранил до конца своих дней. Двери его рабочего кабинета и квартиры были всегда открыты для коллеги-педагога, студента, простого любителя музыки. Рабочий день Эйдинова длился обычно с раннего утра до глубокого вечера. При колоссальной загруженности он не имел секретарей-референтов, ограждавших директорские двери от стремящихся к нему людей…
Последний год жизни Семена Григорьевича был поистине трагичен. Чиновники от партийного руководства города, ревниво относящиеся к неуклонно растущему авторитету музыканта, озлобленные его непрогибаемостью и самостоятельностью, нашли повод, чтобы уволить Эйдинова с поста директора музыкального училища. Полный творческих планов и новых идей, Семен Григорьевич остался не у дел. В январе 1983 года во время гастролей Магнитогорской хоровой капеллы он скончался на сцене одного из концертных залов Риги, едва успев довести до конца исполнение хора "Славься" Михаила Глинки…
Дело Семена Григорьевича Эйдинова продолжается. На базе двухступенчатой системы музыкального образования, выстроенной им в городе, появилось третье, высшее звено - Магнитогорская государственная консерватория - академия - имени М. И. Глинки, которая успешно работает уже около 20 лет. Почти столько же лет действует театр оперы и балета. Созданная Эйдиновым Магнитогорская хоровая капелла удостоена академического статуса и почетного имени ее основоположника. На гастрольной карте коллектива значатся не только города России, но и столицы многих европейских стран. В память о выдающемся хормейстере в Магнитогорской консерватории проводится Всероссийский конкурс молодых хоровых дирижеров имени народного артиста России Семена Григорьевича Эйдинова.
2. Практическая часть
В статье анализируется вклад композиторов Южного Урала (деятельность челябинского отделения Союза композиторов России) в развитие социокультурного пространства региона и инфраструктуру городской жизни. Автор показывает, как отражается образ региона в музыкальном творчестве композиторов, подчеркивает связь их произведений с фольклорными традициями.
Заключение
Композиторы Южного Урала всегда любили свой город и свой край. Можно без преувеличения сказать, что за тридцать лет они создали подлинно музыкальную летопись Южного Урала, отразив в ней трудовой и ратный подвиг своих земляков, запечатлев природу, историю, быт, обряды своих современников.
Список интернет-источников
1.https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Furaloved-ru.turbopages.org%2Fturbo%2Furaloved.ru%2Fs%2Fyuznyj-ural&cc_key=
2.https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fmultiurok.ru%2Ffiles%2Fpisateli-i-poety-iuzhnogo-urala.html&cc_key=
3.https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fstudopedia.ru%2F25_2794_osobennosti-narodnoy-muzikalnoy-kulturi-urala.html&cc_key=