СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема: «Семья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проекта.

Семья, семейные отношения – это то, что близко и интересно людям. Дети нашей группы всегда с интересом слушали художественные произведения, стихи о семье, семейных отношениях, в то же время слабо ориентировались в родственных связях своей семьи. Они с трудом могли рассказать о том, кто кому приходится в их семье, имели слабые представления о профессиях своих родителей, не говоря уже о бабушках и дедушках.

Мы полагали, что  проект «Семья» будет интересен детям. Мы также рассчитывали, что эта тема заинтересует и родителей, поскольку каждая семья имеет свою историю, которую им было бы интересно проследить, рассказать о ней детям.

Просмотр содержимого документа
«Проект по нравственно - патриотическому воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема: «Семья»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 37

города Кузнецка

Пензенская область







Проект по нравственно - патриотическому воспитанию

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Тема: «Семья»





Подготовил:

Автаева Т.П.

воспитатель

МБДОУ ДС № 37

г. Кузнецк






















2024 год.

Проект «Семья» осуществлялся в старшей группе № 10 детей с ЗПР МБДОУ ДС № 37 в течение 1 недели с 6 декабря по 13 декабря 2013 года, то есть он являлся краткосрочным проектом.


Актуальность проекта.

Семья, семейные отношения – это то, что близко и интересно людям. Дети нашей группы всегда с интересом слушали художественные произведения, стихи о семье, семейных отношениях, в то же время слабо ориентировались в родственных связях своей семьи. Они с трудом могли рассказать о том, кто кому приходится в их семье, имели слабые представления о профессиях своих родителей, не говоря уже о бабушках и дедушках.

Мы полагали, что  проект «Семья» будет интересен детям. Мы также рассчитывали, что эта тема заинтересует и родителей, поскольку каждая семья имеет свою историю, которую им было бы интересно проследить, рассказать о ней детям.


Тип данного проекта : социально-образовательный.


Цель проекта : обобщить социальный опыт ребенка через его творческую и речевую активность, воспитывать положительное отношение к своей семье, первичные ценностные представления о семье.


Задачи проекта :

1) уточнять и закреплять знания детей о себе и о своей семье;

2) формировать у детей доброжелательное отношение ко всем членам семьи;

3) помочь каждому ребенку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами семьи;

4) воспитывать в детях уважение к своим близким и желание заботиться о них;

5) продолжать работу по развитию у детей с ЗПР таких психических процессов, как восприятие, внимание, память и мышление;

6) совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, расширять их словарный запас, продолжать работу по развитию грамматического строя речи;

7) развивать крупную и мелкую моторику;

8) укреплять сотрудничество с родителями, способствовать улучшению отношений между взрослыми и детьми.


Итогом проектной деятельности мы видели организацию развлечения по теме «Семья» в детском саду с участием в нем родителей, создание альбома «Моя семья».


Предполагалось, что продуктами проекта будут являться :

  1. положительные результаты развития психических функций детей группы (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы);

  2. укрепление и развитие доброжелательных связей между родителями детей, улучшение микроклимата группы.


Участниками проекта «Семья» стали дети старшей группы компенсирующей направленности ЗПР, их воспитатели, родители, а также специалисты ДОУ (дефектолог, музыкальный руководитель).


В ходе реализации проекта были выделены следующие этапы:

1 этап проекта – подготовительный.

• Постановка цели и задач.

• Определение методов реализации проекта.

• Подбор наглядно-иллюстративного материала и интернет ресурсов.

• Разработка и написание конспектов, подбор консультаций, дидактических игр, художественной литературы по теме.

• Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

• Подбор материала для продуктивной деятельности.

• Вовлечение детей в проект.


В отличие от обычной группы, где цель проекта определяют сами дети, в группе детей с ЗПР к этому их подвели учитель-дефектолог и воспитатели, так как сами дети этого в полной мере сделать еще не могут. Здесь мы выяснили, что в этой теме заинтересовало детей больше всего.


• Обсуждение с родителями темы проекта. В индивидуальных беседах с каждым родителем мы выяснили, как они смогут участвовать в работе над проектом, исходя из их интересов и возможностей. Из двенадцати семей группы сотрудничать по этому вопросу согласилось большинство из них – десять.


• Обсуждение плана проекта со специалистами детского сада – музыкальным работником.


2 этап проекта – основной.


Составляя перспективный план работы с детьми по проекту «Семья», мы интегрировали в нем такие образовательные области, как социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.


3 этап проекта – заключительный.

Планируя проект «Семья» в старшей группе дошкольников с ЗПР, мы предполагали, что его продуктами будут являться:

- положительные результаты в развитии психических функций (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы) детей нашей группы;

- установление доброжелательных связей между родителями группы, улучшение микроклимата группы.

Завершив проект и подводя итоги работы по нему, мы выяснили, что цели, поставленные нами при планировании, в основном были достигнуты. Проект помог детям приобрести новые знания, реализовать их на практике. Он способствовал развитию у детей познавательного интереса к теме «семья», а также развитию их коммуникативных навыков. Проект также активизировал общение детей между собой, усилил взаимодействие детей и взрослых. Проект помог вовлечь родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним в ходе общей деятельности.


Методическое обеспечение проекта :

1. Проект ФГОС по дошкольному образованию [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mon-ru.livejournal.com/59277.html

2. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е. А. Сыпченко – СПб, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. Л. С. Киселева – М, АРКТИ, 2003.

4. Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - М. :ТЦ Сфера, 2012.

Приложение 1


Перспективное планирование работы с детьми старшей группы с ЗПР по проекту «Семья»


1-я половина дня


2-я половина дня

1 день

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик – дедушка…»

Беседа «Моя семья».

Ц. : учить рассказывать о членах своей семьи, называя степень родства.

Рассматривание семейных фотографий.

НОД (ознакомление с окружающим миром и развитие речи)

Тема«Моя семья».

Ц : формировать обобщающее понятие «семья», уточнить и расширить словарь по теме, развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление. Воспитывать первичные ценностные представления о семье.


Дидактическая игра «Бусы для сестрёнки»- развитие внимания, закрепление знаний основных цветов и оттенков.


2 день

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик – дедушка…»

Рассказывание «Мое любимое занятие дома».

Дидактическая игра «Кто ушел?»«Что изменилось?»- развитие памяти.

НОД (конструирование из бумаги) 

Тема«Дом, в котором я живу»

Ц: закреплять умение детей работать по выкройке – сконструировать дом, располагать окна на его сторонах.

Речевая игра «Скажи наоборот» (по теме).

Речевая игра «Назови ласково»

Ц: развивать речь, активизировать словарь по теме, закреплять умение образовывать сущ. с уменьшительно –ласкательными суффиксами.


Беседа «Как я помогаю дома?»

Рассказ воспитателя «Что такое традиция»

Дидактическая игра «У нас порядок».

Ц. : закрепить знания о помещениях в доме, развивать речь.

Самостоятельная деятельность детей в центрах продуктивной деятельности : конструирование «Мой будущий дом, где я буду жить со своей семьёй» (из крупного и мелкого конструктора).


3 день

Речевая игра «Послушай и ответь на вопросы» - развивать мышление, речь, закрепление родственных связей.

НОД (музыка)

Тема«Моя семья»-

по плану муз. руководителя

Пальчиковая гимнастика «Пальчики поздоровались».

Дидактическая игра «Мамины помощники» -развитие внимания, мышления, памяти.

Сюжетно-ролевая игра Семья».

Ц. : побуждать детей использовать в играх знания об окружающей жизни. Воспитывать доброжелательность, умение справедливо решать споры.

Рассказывание «Мое любимое занятие дома»


Рассматривание тематического альбома «Моя семья», беседа по содержанию.

Чтение художественной литературы: сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Ситуативный разговор «С кем ты живешь?».

Самостоятельная деятельность в центрах активности.

Создание альбома «Моя семья».


4 день

НОД (рисование)

Тема«Моя семья».

Ц. : учить детей рисовать фигуры людей с передачей особенностей внешнего вида, характера и веселого настроения конкретных людей (себя и своей семьи).

Пальчиковая гимнастика «Пальчики поздоровались».

Вместе с детьми подобрать серию фотографий на тему «Моя семья», для оформления общего альбома.

Дидактическая игра


НОД (ознакомление с окружающим миром и развитие речи)

Чтение художественной литературы: Л. Толстой из серии «Рассказы для маленьких».

Рассказы детей о своей семье.

5 день

Тема«Моя семья».

Ц : продолжать формировать обобщающее понятие «семья», уточнить и расширить словарь по теме, развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление. Продолжать воспитывать первичные ценностные представления о семье.

Беседа «Забота о младших – почетная обязанность старших»

(в том числе и о членах семьи).

Ц. : продолжать учить рассказывать о членах своей семьи, называя степень родства; воспитывать заботливое отношение ко всем членам семьи.

Дидактическая игра «Назови чей?»

Ц: активизировать словарь по теме, образование притяжательных прилагательных на тему «Семья» (мама – мамин)


Игра-драматизация по сказке «Репка»

Слушание песен на семейную тематику.

Развлечение по теме «Семья» с участием в нем родителей, чаепитие.

Ц. : укрепление и развитие доброжелательных связей между родителями детей, улучшение микроклимата группы.




Работа с родителями:

• Попросить родителей подобрать фотографии для группового альбома «Моя семья».

• Поместить в раздевалке тематическую папку – раскладушку «Здоровый образ жизни семьи».

• Помочь детям придумать рассказ о своей семье «Наша семья дома».


Начать так«Вечером вся наша семья собралась дома…»

• Индивидуальное консультирование по запросам.

• Привлечь родителей к организации чаепития.